Совершается собор их, идеже лежать мощи их. Парем. (1. Ис.43:9–14; 2 . Прем.3:1–9; 3 . Прем.4:7–15 ). Утр. Ев. и Ап. см. 4 февраля св. Георгия. Ев. см. 17 февраля. Св. благоверного князя Олега Романовича Брянского, внука св. князя Михаила Черниговского. Оставив княжество, св. Олег подвизался иноком и мирно скончался в конце XIII и не ранее XIV в. (по В.М., около 1280 г., по другим, около 1289 г.). Он был погребен в построенном им Петропавл. монастыре г. Брянска (см. Орл. еп.). 21 . В. Отданїе праздника Воздвижения животворящего Креста Господня. В сей день отдается праздник Воздвижения честного Креста, и служба отправляется по тому порядку, который изложен в Уставе. – Полунощница поется «с тропари дневными» («Се жених» и проч.). – На утрени, вм. «Честнейшую», «поем припевы праздника». – См. выше, 367 стр. – После отпуста литургии честный крест с середины храма вносится в алтарь по тому же чину, как и 2 авг. (см. 295 стр.). – Мр. Аще случится отдание в неделю (служба отдания поется совместно с воскресной, при ем на утрени, «на 9-й песни, поем Честнейшую»). – См. С 22 сент. на утрени в понед., втор., среду и четв. стихословится по 3 рядовые кафисмы, а на вечерни 18-я кафисма; но если случится святой, имеющий полиелей, то на утрени стихословится две рядовые кафисмы, а третья рядовая стихословится на вечерни, вм. 18-й кафисмы. – Во все недели на утрени от 22 сент. до 20 ден. и от 14 янв. до недели сырной поется полиелей; от 20 же дек. до 14 янв. и от Сырной недели до 21 сент. полиелей поется только в те недели, когда случится праздник Господень, или Богородицы, или великого святого. Св. апостола Кодрата, иже в Магнисии. Он был один из 70-ти учеников Иисуса Христа и «свидетель богоизбранный страстей» Его на кресте. Будучи епископом в Афинах и Магнезии (в Фессалии), он ревностно просвещал «сушия во тьме неведения», «назидая на основании веры» язычников и приводя «неверных в веру божественную». Разрушив многобожия «мрачное безумие» и «словом учения души избавляя нелепоты всякаго идолонеистовства», ревностный проповедник веры Христовой претерпел много мучений и скончался в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Хресний хід, присвячений 900-річчю святого благовірного князя Андрія Боголюбського, прибув до Москви 29 червня 2011 р. 12:30 28 июня 2011 года крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, посвященный 900-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, прибыл из Киева в Москву. В храме святителя Николая при Третьяковской галерее, перед древней Владимирской иконой Божией Матери, принесенной на Русь святым князем Андреем Боголюбским, были совершены Литургия и молебен. Богослужение совершали протоиерей Андрей Румянцев, клирик храма святителя Николая в Толмачах; игумен Иоанн Ермаков, настоятель Патриаршего подворья в Сокольниках; иеромонах Даниил (Бушуев); священник Олег Трошин, сотрудник миссионерского отдела Владимирской епархии . В торжественном мероприятии, подготовленном Фондом Андрея Боголюбского и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества совместно с Государственной Третьяковской галереей, приняли участие первый заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева, ответственный секретарь Совета православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Максим Марков, руководитель международного движения «За веру православную» Павел Безукладичный, председатель «Народного собора» Украины Игорь Друзь, председатель правления Фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Степан Медведко и другие. Крестный ход в честь Андрея Боголюбского начался 21 июня в г. Вышгороде под Киевом — именно этот город получил от отца, Юрия Долгорукого, князь Андрей в 1149 году. Отсюда он отправился в северо-восточные русские земли, унося из Киева чудотворную икону Божией Матери, позже названную Владимирской. По пути крестный ход совершал остановки на границе России, Украины и Белоруссии у Монумента дружбы, в Клинцах, Почепе, Брянске, Жиздре, Серпухове, был торжественно встречен в Оптиной пустыни, Тихоновой пустыни, Шамордино, Боровском и Николо-Угрешском монастырях. После посещения Хотьково, Троице-Сергиевой лавры  и Александрова крестный ход пройдет по Владимиру от Золотых врат до Успенского кафедрального собора, построенного князем Андреем специально для Владимирской иконы. Там же пребывают святые мощи князя, у которых будет отслужен молебен. Завершится тысячекилометровый крестный ход 29 июня в Боголюбовском монастыре. Организатором крестного хода выступил Фонд Андрея Боголюбского при поддержке Владимирской епархии и Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1551047...

Метафизическая ненависть ко Христу автоматически распространяется на веру и Церковь, государство, исповедующее Православие, его народ и его традиции, его святыни, историю, культуру, национальных героев и т.д.Все эти «гозманы, шендеровичи, познеры, каспаровы, кохи, зибельтруды, ганапольские, собчаки, немцовы-этинзоны ,райкины, сванидзе», «белковские» и т.д. открыто радуются проблемам и неудачам России, поливают грязью Православную церковь и Патриарха, глумятся над святынями ( достаточно вспомнить этот бесовский вой во время принесения в Россию пояса Пресвятой Богородицы, Даров волхвов, креста святого апостола Андрея первозванного), Днем Победы, над «Бессмертным полком», над подвигами наших людей в Великой Отечественной Войне: Зои Космодемьянской, 28-ми панфиловцев, над мужеством и стойкостью блокадного Ленинг рада. Они демонстративно пытаются исказить и очернить отечественную историю, всячески выворачивая наизнанку факты. И наоборот, любые успехи нашего государства, такие как, например, окончание войны в Чечне, блестяще проведенная Олимпиада, достижения за последние годы продовольственной безопасности, в демографической политике, восстановление боеспособности армии и т.д. подвергаются шельмованию, наглой и циничной лжи, инсинуациям, клевете и поруганию. Подробно останавливаться на данной группе людей мы не будем. Кто более подробно хочет ознакомиться с данной проблематикой, может прочитать мою статью «На балу у Воланда или где лежат корни русофобии?»: .Зафиксируем лишь, что корни их русофобии - духовно-нравственные, и лежат они в отвержении их предками воплотившегося Спасителя и Его распятии ими, а Россия, как наследница, хранительница и защитница мирового Православия, всегда будет объектом их ненависти и нападок. Поскольку вся отечественная история неразрывно связана с Православием, когда такие фигуры как князь Владимир, князь Ярослав Мудрый, князь Андрей Боголюбский, князь Александр Невский, князь Даниил Московский, князь Дмитрий Донской, князь Игорь Черниговский, князь Олег Брянский и многие другие благоверные князья непросто являются выдающимися государственными деятелями, но и причислены к лику святых Православной Церкви, то именно эта имперская история и становится объектом нападок для данной группы людей.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

В тоже время в лице преподобного Нестора летописца земля Волынская удостаивается особого, так сказать, блюстителя образования, который нарочито отправляется в её пределы для обревизования (смотрения ради) и инспектирования её училищ и наставления учителей, без сомнения, во исполнение высших целей Божественного Промысла, который провидел, как нужно будет просвещение для Волыни в предстоящие ей темные времена литовского и польского преобладания, и потому, так сказать нарочито, во главе его поставил такого великого и образованного деятеля. С сосредоточением исторических судеб в пределах Волыни, в начале удельного периода, когда Владимир Волынский, Луцк, Дорогобуж, Пересопница и т.п. были яблоками раздора для князей Киевских, Волынских и других, на Волыни является преподобный Нифонт, и описывая в Святогорском монастыре современные ему события, становится таким образом Богодарованным историографом Волыни, и в тоже время преемником в этом знаменательном деле блаженного Нестора, который в своей летописи, как мы видели, по преимуществу описывает события Волынские. Не без особенных конечно промыслительных целей вместе с сим на Волыни является и св. Мстислав, сын Мономаха, и здесь строит храмы и монастыри в Луцке, потому что Луцк тогда уже начинал становиться центром Волыни, и создание в нем благолепных храмов и св. обителей, особенно по инициативе и на средства такого великого св. мужа, было лучшим залогом для православия Волынской области особенно в будущем, когда во времена литовско-польского владычества Луцк сделался главным городом Волыни и исходным пунктом сначала литовской, а потом латино-польской пропаганды в пределах юго-западного края России. На Волыни потом, без сомнения, по устроению свыше княжат святые и благоверные князья: преподобный Никола Святоша и святой Андрей Боголюбский, и в тоже время св. Олег Брянский посещает пределы Волынские. Своею благочестивою, кроткою и примерною жизнью, своим благородным и миролюбивым характером, они поневоле обращали к себе сердца наших предков, и без сомнения яснее всяких доказательств давали понять всем и каждому, что может и должна делать святая истинная христианская вера, а вместе с сим, всего естественнее, располагали и удерживали волынян в недрах православия и любви христианской среди всех удельных смут и неурядиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Война продолжалась. Братья воевали. Не достала немецкая пуля ни одного из остальных Князей Константиновичей, но через четыре года после смерти Олега настигла их бесовская ярость безбожников. Князьям Иоанну, Константину и Игорю Господь уготовал мученическую кончину в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной и другими мучениками. Князь Гавриил оказался в эмиграции и там написал книгу воспоминаний «В Мраморном дворце». Сестра Татьяна стала монахинею и многие годы была игуменьей женского православного монастыря на Елеонской горе близ Иерусалима. Сюда в 1920 году были доставлены святые мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Все они были настоящими русскими патриотами, искренними, верующими, добрыми людьми, достойными того, чтобы соотечественники ни в какие времена не забывали их служения Богу и Отчизне. В 1915–1916 годах в Осташеве над могилой Князя Олега был построен Храм во имя благоверных князей Олега Брянского и Игоря Черниговского (преподобномученика), а также преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Великий Князь Константин Константинович предполагал сделать этот храм усыпальницей для членов своей семьи. Но в 1915 году он скончался. Работы остановились. Храм не был ни расписан, ни освящен. В 1920 году мародеры вскрыли могилу Князя Олега, и тогда обнаружилось, что тело его осталось нетленным. Местные власти решили тайно перезахоронить его, и, по некоторым сведениям, он был похоронен на церковном кладбище деревни Жулино за рекой Рузой, впоследствии кладбище было застроено деревенскими домами. Могила Князя Олега Константиновича оказалась утраченной, место ее неизвестно. Ныне храм-усыпальница восстанавливается.   В одном из своих стихотворений Князь Олег писал: Ручей скользит по камешкам кремнистым, По свежим берегам, по рощицам тенистым… Отрадно, в сырости пленительной ручья, Мечтами унестись за трелью соловья… Гроза прошла… а вместе с ней печаль, И сладко на душе. Гляжу я смело вдаль, И вновь зовет к себе Отчизна дорогая…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ю.Е. Букатина. http://pravoslavnaya.academic.ru/3318 Брянский Петропавловский монастырь - один из древнейших в Брянской области. Основание его приходится на 1280-й год. Первые деревянные постройки обители до нашего времени конечно же не сохранились, уцелела лишь церковь Введения, основанная Олегом Брянским, вторым сыном князя Романа Михайловича, одним из крупнейших правителей своего времени и покровителя земли Брянской. Как и повсюду на Руси, Петропавловский монастырь строился не сразу. Веками утверждалась и его экономическая мощь. К середине XVIII века обители принадлежали сёла Городище, Полпино, Дорожово, немалые земельные наделы внутри города. Монастырь имел свои мельницы, сушила, конюшни, кузницы, кожевни. Но указом императрицы Екатерины II в 1764 году все угодья и вотчины у монастыря были отобраны, а сам он упразднён. В 1830 году император Николай I утвердил предложение о переводе штата Петропавловского монастыря в Елец. Однако по ходатайству Брянского городского общества и местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря для вдов, девиц и сирот, в 1833 году император разрешил восстановить его и разместить в нём монахинь на правах общежития. Позже начались работы по укреплению и дальнейшему строительству обители. В начале ХХ века братья Могилевцевы устроили в нём водопровод. Венцом работ по его прокладке стало возведение колодца-фонтана со скульптурой Самсона. Последней монастырской постройкой стала больница. Во время Первой мировой войны в ней был устроен госпиталь для раненых солдат и офицеров. К 1917 году в обители было два храма, семь каменных корпусов и 30 деревянных флигелей-келий. Однако к концу XIX века имя Олега Романовича оказалось почти забытым. Импульс к его общероссийскому почитанию дал великий князь Константин Константинович. Он не только назвал одного из своих сыновей редким в то время именем Олег, но и пожертвовал Петропавловскому монастырю икону святого благоверного князя Олега Брянского с серебряной позолоченной лампадою и четыре билета по 150 рублей. Проценты с этих билетов поступали на елей для неугасимой лампады перед святым образом.

http://sobory.ru/article/?object=07767

Благоверный князь Олег Романович Брянский жил в XIII веке. Он был внуком св. князя Михаила Черниговского и вполне подражал своему св. деду в благочестии. Познав суетность земного счастья, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решился служить Богу в иноческом чине. Он соорудил Петропавловскую обитель в Брянске, скончался строгим подвижником, с именем инока Василия. Мощи его почивают в сооруженном им монастыре. 21-е число Св. апостол Кодрат был из числа 70 апостолов. Проповедовал в Афинах и Магнезии и был там епископом. За проповедь потерпел много мучений. Скончался при императоре Адриане. Святые Исакий и Мелетий были епископами на остр. Кипре. Отличались особенным благочестием и имели дар чудотворения. Скончались в преклонных летах. Священномученики Ипатий и Андрей пострадали в VIII веке, при иконоборце Льве Исаврянине. Ипатий был епископом, а Андрей пресвитером в г. Ефесе. За защиту иконопочитания, по приказанию императора, их жестоко мучили: содрали с их голов кожу и жгли на головах иконы. Затем оба они были убиты. Мученик Евсевий жил в Финикии и тайно исповедовал христианскую веру. Когда в его время открыто было гонение на христиан, он смело обличил гонителей, за что мучили его и умертвили. Мученик Приск жил во Фригии. Своей проповедью он обратил ко Христу многих язычников, за что потерпел ужасные мучения и был усечен мечом. Св. Димитрий был митрополитом в Ростове. Родился в Малороссии. Отец его был казаком, а потом дослужился до звания сотника. Димитрий был воспитан в благочестии. Учился необыкновенно хорошо. Не любил он заниматься детскими играми. 18-ти лет поступил в монастырь в Киеве. Первым входил в храм и последним выходил из него. Архиепископ Черниговский, узнав о высоких дарованиях и благочестивой жизни св. Димитрия, вызвал его в Чернигов и благословил на должность проповедника в соборе и других храмах епархии, Проповедь его была весьма плодотворна для слушателей, потому что исходила от сердца и подтверждалась собственным примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Платил деньги того монастыря казначей иеромонах Антоний, а отпись писал и деньги принял Брянский подъячий Артемий Новгородцев, да принято же с того монастыря с рыбных ловел восемь рублей 16 алтын, 4 деньги. «Подлинная отпись в казне» (т.е. в казнохранилище)». Таковые же бумаги идут и на следующих страницах (до 200). Предпоследняя бумага 1729 года, а последняя 1784 года. Она заметно вложена после. И вот за нею начинается Синодик, в начале коего помечен лист буквою а, следующий буквою м, дальнейшие – і, потом з і – ка, чем и кончается древний Синодик. Таким образом очевидно, что он сохранился не во всей его полноте, да и сначала был не во всем совершенстве, так как осталось много листов пробельных, которыми старались воспользоваться потом в следующем столетии. Однако при всей своей малости Синодик Петропавловского Брянского монастыря представляет разнообразный интерес, прежде всего в его почтенной старине (175 л.), а потом и в именах, напр., Брянских князей, а также и в именах родных Игумена Евфимия, который вероятно и был главным устроителем этого одного из очень хороших Синодиков. Синодик открывается виньеткою, в центре которой нарисовано изображение Иисуса Христа благословляющего. Под Ним облака, а ниже изображения св. Ап. Петра и Павла. От виньетки идет рамка по всей странице, в средине которой киноварью и хорошими чернилами написано: «Помяни, Господи, души усопших рабов своих и рабынь прежде почившим века сего, от Адама и до сего дни. Помяни, Господи, души святейших патриархов православных, благочестивых царей и цариц и чад их, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, благоверных великих князей и княгинь и чад их, священно-архимандритов, игуменов и всего священнического и монашеского чина, праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан». На следующей странице значатся имена патриархов, оканчивая Адрианом, и далее царей, оканчивая Императором Петром Великим, а потом и цариц, оканчивая Марфою Матвеевною и (после приписанной) Прасковьей Феодоровной. Из царевичей (на стр. 9-й) приписан Петр Петрович, а из царевен – Наталия Алексеевна, Наталия Петровна и другие. Из великих князей первый назван Димитрий, а последний Рома. Князья Черниговские и Брянские называются тоже великими. Их имена: Михаил, Роман, Олег, в монашестве, Леонтий, Глеб и Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В тоже время в лице преподобного Нестора летописца земля Волынская удостаивается особого, так сказать, блюстителя образования, который нарочито отправляется в ее пределы для обревизования (смотрения ради) и инспектирования ее училищ и наставления учителей, без сомнения, во исполнение высших целей Божественного Промысла, который провидел, как нужно будет просвещение для Волыни в предстоящие ей темные времена литовского и польского преобладания, и потому, так сказать нарочито, во главе его поставить такого великого и образованного деятеля. С сосредоточением исторических судеб в пределах Волыни, в начале удельного периода, когда Владимир Волынский, Луцк, Дорогобуж, Пересопница и т. п. были яблоками раздора для князей Киевских, Волынских и других, на Волыни является преподобный Нифонт, и описывая в Святогорском монастыре современные ему события, становится таким образом Богодарованным историографом Волыни, и в тоже время приемником в этом знаменательном деле блаженного Нестора, который в своей летописи, как мы видели, по преимуществу описывает события Волынские. Не без особенных конечно промыслительных целей вместе с сим на Волыни является и св. Мстислав, сын Мономаха, и здесь строит храмы и монастыри в Луцке, потому что Луцк тогда уже начинал становиться центром Волыни, и создание в нем благолепных храмов и св. обителей, особенно по инициативе и на средства такого великого св. мужа, было лучшим залогом для православия Волынской области особенно в будущем, когда во времена литовско-польского владычества Луцк сделался главным городом Волыни и исходным пунктом сначала литовской, а потом латино-польской пропаганды в пределах юго-западнаго края России. На Волыни потом, без сомнения, по устроению свыше княжат святые и благоверные князья: преподобный Никола Святоша и святый Андрей Боголюбский, и в тоже время св. Олег Брянский посещает пределы Волынские. – Своею благочестивою, кроткою и примерною жизнью, своим благородным и миролюбивым характером, они поневоле обращали к себе сердца наших предков, и без сомнения яснее всяких доказательств давали понять всем и каждому, что может и должна делать святая истинная христианская вера, a вместе с сим, всего естественнее, располагали и удерживали Волынян в недрах православия и любви христианской среди всех удельных смут и неурядиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010