Магистр, подступив на 13 судах, старался зажечь город. Русские, одушевленные небесным вождем, бросились в бой и смяли немцев в воду. Немцы бросились на суда и тонули, а ночью сняли осаду и ушли. 213 Летопись записала еще прозрение слепой, совершившееся при гробе св. князя в троицын день 1530 г. 214 На чудотворной мирожской иконе Богоматери, прославившейся в 1567 г. представлены по правую руку Богоматери благов. кн. Довмонт, а по левую – благов. Мария. 215 Служба благов. князю составлена после спасения от Батория. Ныне в придельном храме псковского собора стоит рака с изображением благов. князя. Здесь же и древняя икона его. На колоколе 1560 г. надпись с именем «благоверного кн. Довмонта». 216 Св. Константин князь муромский с чадами его Михаилом и Феодором «Отче! Если бы встал и пришел ко мне отец мой: я не был бы так рад, как рад твоему приходу и не боялся я его так, как боюсь тебя». Так говорил преп. Феодосию Святослав Ярославич, сперва князь черниговский, потом 1067–1077 г. великий князь киевский. – Константин-Ярослав был самый младший сын такого благочестивого отца; 217 старшие же братья его были Глеб, убитый в Заволочье 1078 г., Олег известный по тревожному мужеству, Давид, добрый и полный любви, которого уважали в родстве как отца, Роман, скончавшийся в 1079 г.; сестра их Предслава скончалась инокинею в 1116 году. 218 Удельная система правления, при всех ее невыгодах приносила много и добра. Получив во владение известную страну, лучший князь старался водворить в ней на место дикости христианскую гражданственность. Муром в древнее время принадлежал к поселениям финских племен, каковы мурома, меря, мордва. Язычники финны были весьма дики, грубы и крайне упорны в язычестве своем; кудесники их долго отстаивали суеверия не только для себя самих, но домогались распространять его между русскими. 219 Св. Глеб, сын равноапостольного, встретил такое сопротивление христианству в Муроме, что принужден был жить в 12 вер. от города, на р. Ишве. – После него Муром долго оставался без князя христианского и язычество осталось там в силе. – Между тем соседи болгары, верою магометане, старались распространить свое влияние на Муром, даже и по видам торговли. 220 – Благов. князь Константин-Ярослав испросил у отца своего Муром в удел себе. Одна ревность к св. вере могла вызвать его в страну муромскую: иначе дикая сторона, хотя и богатая лесом, медом, зверями, не могла быть привлекательною. 221 Отец не хотел отпустить его в чудскую сторону, по сильному опасению, как бы не умертвили его. Константин решился на все для св. веры. Это было, по всей вероятности, в последний год жизни Святославовой, в 1077 г. 222 По новейшим разысканиям мерянских курганов, христианство в мерянской стране является не раньше конца 11 в. 223 Святослав отпустил Константина с женою, и сыновьями, Михаилом и Феодором, дав нужное число духовенства, воевод, воинов, слуг с их семьями и имуществом: целая колония христианская отправилась в страну дикую и языческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следом — все люди идут приложиться к мощам… В гробе ж — князь видит — он сам… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижен лежит… Словно как свет над его просиял головой, — Чудной лицо озарилось красой… Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело — И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!» Благоверные князья: Роман Рязанский, Роман Углицкий, Василий и Владимир Волынские, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и Анна Кашинская В княжение брата св. Александра Невского совершился мученический подвиг св. князя Романа Олеговича Рязанского. Св. Роман в ближайших предках своих видел примеры ревностной веры. Его два деда, Юрий и Олег Ингваревичи, страдальчески кончили жизнь в борьбе с Батыем. Отец его более 10 лет протомился в тяжелой неволе в орде, и св. Роман возрос среди скорбей за родину среди того одушевления веры, какое процвело в эти трудные времена; и весь свой век он провел в слезах и молитвах за родину. Сколько мог, он облегчал участь угнетаемых и разоренных своих подданных и погиб он за свое заступничество, за народ. Один из татарских сборщиков, сбирая дань, прибегал к бесчеловечным насилиям. Князь старался обуздать его. Тогда сборщик донес хану, что князь рязанский поносит царя и его веру. Вызвав Романа в орду, хан объявил ему, что ему должно выбрать одно из двух — мучительную смерть или веру татар. — Я покорен воле Божией, — отвечал князь, — и повинуюсь власти хана. Но никто не принудит меня изменить моей святой вере. Татары начали бить исповедника. — Я христианин! — повторял он. Тогда его уста заткнули платком, сковали его и бросили в темницу, а хан произнес приговор: «Пусть умрет мучительною смертью!» Когда князя привели на место казни, он стал говорить собравшемуся для зрелища народу о вере Христовой. Тогда ему отрезали язык, потом стали мучить с ухищренною лютостью. Сперва вырезали ему глаза, потом обрубили пальцы рук и ног, обрезали уши нос, губы, отсекли руки и ноги. Он оставался еще жив. Тогда взяли туловище, содрали кожу с головы и тогда лишь отрубили голову и воткнули ее на копье. Это неизреченное страдание совершилось 19 июля 1270 г.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Княгиня Евпраксия получила страшное известие тогда, когда у стен Зарайского Кремля уже появилась вражеская конница. Спастись бегством было невозможно. С маленьким сыном наблюдала она побоище с высокой кремлёвской башни. Русские оборонялись яростно, каждый стоил нескольких ордынских воинов, но врагов было так много, что исход сражения не вызывал сомнения ни у кого. И вот татары ворвались в город, никого не оставляя в живых. Убивали без разбора всех, даже грудных детей. Живой должна была остаться только княгиня. К башне, где схоронилась Евпраксия с маленьким Иоанном, уже бежали татары, выполняя приказ Батыя. Рухнула под их ударами дверь, вот уже они бегут вверх по лестнице, предвкушая благодарность от хозяина. Евпраксия, держа сына на руках, через окно ступает на карниз, последний раз смотрит на любимый город и через мгновение кидается вниз на чёрные камни... «В год 6745 (1237) убит был благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем на реке Воронеже. И услышала благоверная княгиня Евпраксия-царевна про убиение господина своего блаженного князя Федора Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого дворца своего и с сыном своим с князем Иваном Федоровичем, и убилась до смерти. И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя «заразила» – ». Узнав «об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, лучших людей», великий князь Юрий Ингваревич стал собирать воинство свое и расставлять полки. «И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и скрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О, государи мои и братия! Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич († 1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверской, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в XVII веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович († 1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский († 1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейною жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская († 1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич († 1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович († 1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великокняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертию приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св. Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В 1304 г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком, как с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал в помощь себе князь Юрий. Это был, по выражению историков и летописцев, «век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой». В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним и вся Орда приняли ислам , и эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека Кончаке. В 1317 г. муж Анны, князь Михаил, не желая ссор и разногласий в семье, уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся». Но не таков был Юрий, чтобы уступить, ему хотелось добить родственника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. Тогда Михаил, не выдержав, вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами. Казалось бы, должен был восстановиться мир, но неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на князя Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: «сына уморим, отец не явится». Решили послать в Тверь войско. Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей. Зная, что супруг отправляется на верную смерть, княгиня Анна все же благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

в соборе нашел упокоение псковский князь Авед-Дмитрий. Мирожский монастырь скоро стал одним из центров псковского летописания, здесь сформировалась богатая библиотека, активно работала иконописная мастерская. В XIII в. здесь была переписана для пресвитера монастыря Иосифа знаменитая повесть «Слово о полку Игореве», с которой в XVI в. был сделан список, попавший уже в XVIII в. к собирателю старины Мусину-Пушкину. В Мирожском монастыре в отрочестве (нач. XVI в.) подвизался преподобный Корнилий, будущий игумен Псково-Печерской обители. Находясь вне мощных укреплений Псковского крома, монастырь не раз подвергался нападениям и разорениям. Так, в 1299 г. ливонские рыцари пожгли псковский посад, Мирожский и Снетогорский монастыри, убив их игуменов Василия Мирожского и Иоасафа Снетогорского, позднее канонизированных. По преданию, мощи преподобного Василия почивают под спудом алтарной части Спасо-Преображенского собора. Во время Ливонской войны в 1581 г. Мирожский монастырь оказался напротив того места, где войска Стефана Батория предприняли решительный штурм города с противоположного берега р. Великой. В 1567 г. в Мирожском монастыре прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Знамение», которая стала именоваться «Мирожской». Написанная по чину «Оранты» (вокруг предстоят благоверный князь Довмонт с супругой преподобной Марфой), она была увезена в Москву царем Иоанном Грозным, который оставил в монастыре список, называемый «Оранта Мирожская». Монастырь с XVI в. стал одной из богатейших обителей псковской земли. Он владел обширными земельными угодьями и крестьянами, вел активную торговлю. Территория монастыря в пределах города занимала всю пойму р. Мирожи, где стояли мельницы, а противоположный берег р. Великой занимали кузницы и хозяйственные дворы. В конце XVIII в., после секуляризации, границы монастыря сократились до нынешних. Самые древние постройки на территории монастыря, кроме Преображенского собора, не сохранились. В XVII в. был построен Настоятельский корпус, чуть позднее возведена Стефановская церковь, украшенная великолепием нарышкинского барокко.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Сергия Радонежского и Киевских угодников свв. Антония и Феодосия, Алимпия иконописца, Кукши, преп. Нестора Летописца  и других. На южной стене: вверху – Похвала Пресв. Богородицы, жизнь Божией Матери, рождество и ласкание родителями; еще ниже – посвящение св. Николая во епископа и явление его некоему князю; на западной стене: бегство в Египет, ниже – Введение во храм богоматери, еще ниже, в кругах – св. Герман и св. Елисавета, на столпе: св. великомученик Георгий Победоносец и св. Иоанн Воин. В своде над ними – брак в Кане Галилейской и Христос на вечери в доме Симона и грешница с алавастром мира; в полукружиях, по шести на каждом, изображены св. Апостолы и Палестинские святые. Лестница, ведущая на хоры, занята изображениями жития и чудес св. Николая: рождение Святителя Христова, обучение грамоте, освобождение колодников, спасение утопающего, спасение корабля, чудо с ковром, спасение ребенка, утонувшего в Днепре (Никола Мокрый) и чудо у колодца. На лестнице, ведущей с улицы в храм, у дверей изображены: ангелы, записывающие входящих и выходящих богомольцев, и из жизни св. Николая – тайная милостыня отцу бедняку, решившемуся предать своих трех дочерей гнусному пороку. Против входной с улицы двери ктиторская икона: св. Николай, архиепископ Мирликийский, и св. благоверный великий князь Александр Невский в воинских доспехах, держащий в руках изображение Николо-Александровского храма. На станах и в кругах размещены северно-русские святые: св. Никита, арх. Новгородский, св. Иоанн, арх. Новгородский, преп. Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, Арсений Коневский, Довмонт, князь Псковский, Евфросим Псковский, Нил Сорский , епископ Леонтий ростовский и друг. Живопись боковых кораблей и обеих лестниц принадлежите кисти художника В. С. Щербакова. Оба названные художника пользовались услугами и сотрудничеством товарищей, чем и объясняется надпись на окне в западной стене паперти: «Храм сей сооружен иждивением и тщанием Императорского Православного Палестинского Общества в лето от Рождества Христова 1915-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С рассветом вместе непробудно спят. Как примирение ума и воли – Венчанья княжеский обряд... Д. Е. Коронелли Благоверные Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские О супружеской паре – благоверных Владимирских и Тверских князьях Ксении и Ярославе – известно больше как о родителях святого князя Михаила Тверского, супруга святой княгини Анны Кашинской. Между тем, их судьбы и, особенно, судьба святой Ксении, заслуживают самого пристального внимания. Ярослав III Ярославич – великий князь тверской (1230–1271), сын Ярослава II Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского, от брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной (в иночестве Евфросинией), дочерью Мстислава Удалого, князя новгородского. Был первым самостоятельным князем Твери (1247 г.). В следующем году, в борьбе между старшими братьями, Александром (Невским) и Андреем, держал, по-видимому, сторону последнего. В 1252 г., в отсутствие Александра Невского, уехавшего в Орду, Ярослав вместе с Андреем заняли укрепленный Переяславль-Залесский, готовясь вступить с Александром в борьбу. Исход ее был для союзников неудачен: при взятии Переяславля союзники Невского – татары – убили воеводу и жену Ярослава, а детей взяли в плен. В 1254 г. Ярослав бежал в Ладогу, где был хорошо принят. В 1255 г. новгородцы, желавшие избавиться от правления Невского, перевели Ярослава во Псков, а потом – в Новгогрод. Александр Невский пошел против Ярослава, который бежал неизвестно куда; время возвращения его в свое княжество неизвестно. В 1258 г. князь вместе с братьями и племянником Борисом ростовским, ездил в Орду, откуда, по словам летописи, был отпущен «со многою честью» и возвратился в Тверь. В 1262 г. Александр Невский посылает Ярослава на помощь Новгороду против немцев. По смерти Александра Невского (†1263 г.) Ярослав и Андрей вступили в борьбу из-за великокняжеского престола. Спор был отдан на решение хана, который передал великокняжеский ярлык Ярославу (1263). Теперь во власти князя были и Тверское и Владимирское великие княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Анна испила горькую чашу клеветы, унижений и злобы татарской, став утешительницей народа в его горести и бедах. По кончине мужа скорби ее умножились, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Однако она переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась. В 1325 г. старший сын ее, великий князь Тверской Димитрий (прозванный в народе Димитрий Грозные Очи), встретил в Орде Московского князя Юрия – виновника смерти отца и многих бед народа его княжества, не сдержался и убил его. Татарский хан Узбек, в свою очередь, поиздевавшись над Димитрием, как ранее над его отцом, казнил молодого князя. А год спустя пришла новая беда: в Тверь прибыл с войском татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека. Расположился он в княжеских хоромах, а княгине Анне с сыновьями и их семьями пришлось поселиться где-то в городе. Начались притеснения, грабежи, народ не выдержал, и за сто лет накопившиеся в народной душе ненависть, возмущение и отвращение к татарам выплеснулись наружу... Кровавым потоком затопило город. Целый день шла битва, к вечеру тверитяне все же одолели татар. Шевкал со свитой и остатками войска был сожжен заживо в княжеских хоромах. К утру на всей тверской земле не осталось в живых ни одного татарина. Для княжеской семьи оставалось одно – бежать. Князь Александр, получивший в 1326 г. великое княжение, бежал сначала в Новгород, а затем дальше – во Псков. Анна с сыновьями Константином и Василием скрывались неизвестно где. Той же осенью на Тверь двинулась огромная татарская рать в 50 000 воинов, московский князь Иван Калита и другие князья со своими полками. Вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома тверское княжество не испытывало никогда: ни до, ни после. Год спустя, в 1327 г. князья Константин и Василий вместе с матерью вернулись в Тверь: «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля тверская пуста и все бывше лесы и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начата помалу собирать люди и утешать от великия скорби и печали и во святых церквах и монастырех паки начинашеся пение и служба божественная».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В 1266–67 гг. новгородцы (под влиянием партии меньших), изгнав князя Димитрия Александровича, пригласили княжить Ярослава, который женился на Ксении – дочери новгородского боярина Юрия Михайловича, чтобы привязать к себе и партию больших и упрочить свое положение в Новгороде. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что брак получился не по расчету, а по любви. До встречи с Ксенией князь Ярослав вдовел уже более 10 лет, он очень тосковал по убитой жене. Но юная Ксения сумела растопить его сердце... В 1267 г. Ярослав чуть не поссорился с Новгородом из-за литовцев, бежавших из Литвы во Псков; новгородцы хотели их перебить, но князь не допустил этого. Другой причиной распри было избрание псковичами в князья литовца Довмонта вместо сына Ярослава, Святослава. Вскоре сам Ярослав уехал из Новгорода (1267), оставив там племянника Юрия Андреевича. В 1268 г. Ярослав, по просьбе новгородцев, послал им на помощь сыновей Святослава и Михаила и других князей, которые и участвовали в Раковорской битве. Пользуясь смутами, бывшими в то время в Новгороде, Ярослав явился в Новгород и требовал отнятия власти у некоторых знатных людей. Новгородцы сначала отказали ему, но потом, опасаясь немцев и нуждаясь еще в помощи князя, сделали ему желанные им уступки. В 1270 г. был заключен мир с немцами; в том же году Ярослав был изгнан новгородцами «за самовластный образ действий». Он решил усмирить Новгород, пригласив к участию в борьбе князей Димитрия Александровича Переяславского и Глеба Смоленского и получив вооруженную помощь от татар. Сторону новгородцев принял брат Ярослава, Василий, князь костромской, который питал злобу на Ярослава за то, что последний в 1269 г. велел схватить в Костроме новгородских купцов. Целую неделю противники стояли друг против друга у г. Русы; наконец Ярослав примирился с новгородцами, при содействии митрополита Кирилла II; обе стороны пошли на уступки. Выезжая из Новгорода, Ярослав оставил там наместником боярина Андрея Воротиславича. В 1271 г. Ярослав в очередной раз поехал в Орду с Василием и Димитрием, сыновьями Александра Невского, и на обратном пути умер, приняв в схиме имя Афанасий (16 сентября 1271 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010