благоверный князь Довмонт Тимофей и супруга его княгиня Мария («Святыни и древности Пскова», стр. 36). 149. Святый блаженный Никрлае иже Христа ради юродивый Псковский бысть в лето 7078, месяца декабря в 6 день По прозванию Салос (юродивый). Ум. 28 февраля 1576 года. Мощи почивают в Псковском Троицком соборе, в закрытом дубовом ящике. Память местно празднуется в день кончины. Когда Грозный царь, разгромив Новгород, направился к Пскову (в 1570 г.), Псковичи встретили его с хлебом – солью, а Никита Салос, юродствуя, по детскому обычаю, верхом на палочке подъехал к Иоанну и твердил: «Иванушко! Иванушко! покушай хлеба-соли, а не христианской крови!» Царь приказал схватить его, но блаженный стал невидим. Пораженный этим, Иоанн забыл свой гнев, слушал молебен в храме св. Троицы, поклонился гробу св. Всеволода – Гавриила и затем зашел в келью к блаженному Николаю. Последний не убоялся обличить Грозного царя в кровопийстве, и так устрашил его, что он немедленно выехал из города. Благодарные Псковичи чтут местно память блаж. Николая в день преставления. Замечателен древний кондак: «Чудотворец явися, Николае, цареву державу и смысла свирепство на милось обратив, и ныне молим тя, святе, пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих; ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение». По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке». (Филимонов, стр. 40–41). 150. Преподобный Авраамий игумен Спасского монастыря иже на Мирожи реце бысть в лето 6900 месяца сентября в 24 день Первый игумен Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Памятником трудов его доныне остается древний каменный Преображенский храм, в котором мощи его почивают од спудом. Здесь же погребены убиенные 4 марта 1299 года, при нашествии Немцев, местночтимый преп. игумен Василий с несколькими иноками. Память в день кончины. (См. мою книгу: «Святыни и древности Пскова», стр. 66–67). 151. Преподобный Евфросин, игумен Трехсвятительскаго монастыря, иже на Толве реце преставися в лето 6989 месяца маия в 15 день Урожденец погоста Виделебья (близ Пскова), Елеазар, постриженный в Снетогорском монастыре с именем Евфросина, основал в 1447 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Рассказывают о нем, что однажды, оставив келью, он пришел в отечество свое и предстал перед отцом своим, с благой дерзостью исповедуя Спасителя Христа, Творца всех; идолов же много обличал и умолял своего отца оставить их соблазны и крещением отдаться Христу. Открыто говорил перед всеми о святом и нетленном пребывании в будущей жизни, но никто не принял слова о скрытой во Христе жизни, которая приводит к Богу. Помянутый же князь Довмонт, младший брат его, воспринял от него сладкое это учение и уверовал; коснулась тогда сердца его благодать Утешителя 96 , и с тех пор искал подходящей минуты, чтобы освободиться от прельщения, как и было потом. Тот же божественный муж долго молил отца своего отойти от идольской мерзости, но не был услышан. Дьявол ожесточил сердце отца: не только не послушал, но ругал и укорял его, едва не замучил, но Бог не допустил этого. Он же, приняв это за имя Христово, возвратился на Святую гору, где смог в смертном теле принять жизнь ангельскую. После ухода его минуло некоторое время, и был мятеж великий в стране Литовской: восстали друг на друга князья литовские, убивая друг друга. Убили же владыку своего и родственника, помянутого князя Миндовга. Вскоре известие об убийстве его дошло во многие страны, даже до Святой горы. Помянутый же монах Давид, сын убитого князя Миндовга, который там проходил путь монашеского борения, услыхав об убийстве отца, поведал мысль свою игумену и благословение принял от него. Снял с себя иноческие ризы, но обета иноческого не бросил, облекся в воинский образ, собрал воинов многих и друзей отца своего и бояр и, помолясь Христу, пошел войной на языческую Литву. И с Божьей помощью победил убийц, и многих князей литовских разбил, а после такой сокрушительной победы вновь вернулся на Святую гору, где, неуклонно монашествуя, жизни конец принял. Говорится же о нем в одном писании, что он не хотел сотворить убийства, потому что это не иноческое дело, но Бог допустил, чтобы он отомстил за кровь христианскую: ибо тогда триста литовских язычников с женами и детьми бежали в Псков и крестились во имя Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Файл 17702.jpg:   Размер: 601x779, 0.47 MPix, 139 Kb. Дата: 2012-06-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (248) , (19) . Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 29226.jpg:   Размер: 2086x2667, 5.56 MPix, 4479 Kb. Дата: 2017-06-21, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (214) , (15) . Описание: Богоматерь Мирожская с предстоящими святыми Дамианом и Марией. Конец XVII - начало XVIII вв. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Вертикальный размер: 125. Горизонтальный размер: 97. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " . Файл 34717.jpg:   Размер: 593x800, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (2) . Описание: Богоматерь Мирожская. Период создания: нач. ХХ в. Материал, техника: дерево (липа, масло, лак Размер: 36х29х2,5. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области " Музейное агентство " . Икона " Богоматерь Знамение " (Богородица Мирожская с деисусом). Композиция трехчастная по вертикале. В центре, в аркообразном среднике изображение Богоматери Знамение, полнофигурное. Богоматерь в зеленом хитоне и красном мафории. В верхней части арки поясное изображение Саваофа. Н[...] Файл 34720.jpg:   Размер: 671x800, 0.54 MPix, 108 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (109) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Мирожская яв. 6670 года сентября 2 дня. Икона «Богоматерь Мирожская». Вторая половина XVIII века. Материал, техника: дерево, паволока, левкас, темпера. 10,8 х 7,5 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

http://pravicon.com/icon-196

Повести о Д. в составе псковских летописей отводилось особое место. В Псковской I летописи она стала предисловием к летописи; в Псковской II летописи она помещена после вступления, в к-ром кратко излагается начальная рус. история, и после Жития вел. кн. св. Александра Невского; в Псковской III летописи Повесть включена в хронологический ряд. Тексты Повести в 3 редакциях псковских летописей близки, но неидентичны. Первоначальный текст точнее передан в Псковской I летописи. Составитель Псковской III летописи при включении Повести в хронологический ряд проставил в ее тексте даты, внес незначительные редакторские изменения. Жизнеописание Д. в Псковской II летописи (Г. Ю. Грабмюллер необоснованно считает его наиболее близким к первоначальному тексту) во многом отличается от жизнеописания Д. в др. источниках. Составитель данного свода 1486 г. внес поправки, отразившие его промосковские и антивечевые настроения (исключены фрагменты, в к-рых псковский князь по храбрости и славе уподоблялся вел. кн. св. Александру Ярославичу Невскому и его сыну св. кн. Димитрию, преуменьшена роль «мужей-псковичей» в решениях и победах князя). В 2 псковских Прологах 1341 г. (РГАДА. Тип. 175 и 179) читается краткое Житие Д., в к-ром даются общие сведения о его жизни. Данное Житие было составлено независимо от летописной Повести о Д., появившейся примерно в это же время. В XV в. Повесть о Д. вошла в общерус. своды, при этом ее текст был соединен с известиями Новгородской I летописи. Со временем текст Повести претерпевал изменения в соответствии с общим характером правки в летописных памятниках. Особый интерес представляет жизнеописание Д. в Сокращенной Литовской летописи (список 20-х гг. XVI в.), где говорится как о литов. периоде жизни Д., так и о его побеге в Псков, крещении и походе в Литву. Повесть о Д. в этом источнике обнаруживает сходство с известиями о князе др. летописей (Владимирского летописца, летописи типа Софийской I, летописных сводов 1479 г. и кон. XV в., «Книги степенной царского родословия» и др.). Рассказом о вел. кн. Войшелке , сыне Миндовга, и «благоверном» «новопросвещенном» Д. завершается повествование Сокращенной Литовской летописи об истории Великого княжества Литовского; Войшелк и Д. представлены как последние представители династии Миндовга, после них пошли князья «иншаго роду».

http://pravenc.ru/text/178701.html

Русская Православная Церковь чтит подвиг православного воинства, разгромившего агрессоров в решающей битве на льду Чудского озера. Житие святого благоверного князя Александра Невского сравнивает победу в Ледовом побоище с библейскими священными войнами, в которых с врагами сражался Сам Бог. " И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они по воздуху " , - повествует древнерусский летописец. Ледовое побоище стало началом многовековой борьбы Русской Православной Церкви с католической экспансией. Борьбу с крестоносцами продолжал святой благоверный Довмонт-Тимофей, князь Псковский. В 1299 году магистр ливонский, желая загладить предыдущие неуспехи, собрал большое войско и осадил Псков. Все мужское население, способное носить оружие, вышло из города и под предводительством князя изгнало врага и освободило город. Но крестоносцы успели поджечь Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри. Преподобные подвижники Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский, монахи, а также укрывшиеся в монастырях женщины и дети были убиты. Политика Римско-католической Церкви, с XIII века осуществляющей последовательное наступление на Православие, не меняется. В эти дни православные жители Пскова протестуют против строительства католического собора в центре города. Почему для строительства собора выбран именно Псков, где у Римско-католической Церкви нет прихожан? Ответ на этот вопрос следует искать в истории крестовых походов на Русь. Юрий Клиценко 16/04/2002 Смотри также: Документы истории: Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Встреча с Православием: Александр Невский: защитник Земли Русской Поместные Церкви Встреча с Православием Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика English Edition Сретенский монастырь editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/archiv/ledovbitva....

Описание иконы Мирожская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери. С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Мирожская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Мирожская " Тропарь, глас 4 Яко звезда пресветла возсия в Российской земли от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковскии,[...] Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского "

http://pravicon.com/icon-196

Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276 Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Перед битвой русская дружина молилась в соборе Святой Троицы. Довмонт положил меч свой перед алтарем. По окончании молитвы игумен Мирожского Исидор монастыря и священники опоясали Довмонта мечом и благословили воинов на битву. В кровопролитном бою Довмонт ранил самого магистра Ордена и обратил врагов в бегство. Житие святого благоверного князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского чудотворца, рассказывает: " В то время услышал магистр рижский о мужестве и храбрости благочестивого князя Тимофея, собрав множество воинов и ополчившись с силою тяжелой, тоже решился на войну: воду покрыл множеством кораблей и сушу - конями с вооруженными всадниками и таранами. И все это подготовив, выходит на путь с великой гордостью и сильной яростью, неудержимо стремясь на город и народ, дерзко хвалясь разорить дом Пресвятой Троицы и раба ее, благочестивого князя Тимофея, взять в плен. Но не знал окаянный, что должно случиться с ним. Услышал же блаженный князь Тимофей об ополчении его и о гордыне безумной, идущего со множеством сил, без Божией помощи. И тогда вошел в церковь Пресвятой Троицы и положил меч свой перед алтарем. И пал на пол, молясь со слезами и говоря: " Господи и Боже сил, мы - люди твои и овцы пастбища Твоего, Имя Твое призываем. Обратись, Владыка, к кротким людям Твоим и гордецов высокие замыслы разрушь, да не опустеет ограда, в которой овцы Твои " . Так окончилась молитва, и затем Исидор, игумен Мирожского монастыря, и все священники подняли меч его с земли и опоясали его мечом. Потом же молитву сотворили о нем, и осенили его живоносным крестом, и святою водою окропили, и отпустили, Божию помощь призвав. Блаженный же князь еще раньше распустил множество воинов своих и теперь, не дождавшись большого полка новгородских воинов, кого нашел, тех и взял с собою. Вышел против язычников, вооружившись силою Животворящего Креста и в молитве призвав себе на помощь святого страстотерпца Христова Федора Стратилата, память которого была в тот день. Затем же вынул меч свой и решительно напал с малой дружиной на язычников.

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

Посланные из Рима посланники не смогли отвратить князя от святой веры Православной. Георгий отвечал: «Лучше умереть мне, чем отказаться от веры православной». Посрамив суемудренных учителей и оградив от ересей Церковь , отпустил он послов ни с чем. А в следующем 1231 г. перенесены были в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия. Зимою 1236 г. великий князь Георгий, согласно Летописи, «ожени сына своя Володимера и Мстислава». Имя супруги князя Владимира неизвестно. А вскоре постигло Русь страшное бедствие: в 1236 г. монголо-татары разгромили болгар и, предав всё огню и мечу, двинулись на Русь. В те времена междоусобные ссоры и борьба за княжьи престолы достигли крайнего развития, каждый князь думал только о себе, о своей выгоде. В 1237 г. монголо-татары опустошительной войной шли на Русь. Великий князь Георгий послал своего сына Всеволода к Коломне, но Рязань была уже опустошена, а затем и Всеволод был разбит наголову и с малой дружиной бежал во Владимир. Татары двинулись к Москве. Молодой князь Владимир вместе с Филиппом Нянькой принял участие в обороне Москвы от войск Чингизидов. Но все усилия оказались тщетны... Согласно историку Татищеву, Владимир Георгиевич во время битвы, раненый, попал в плен к хану Батыю, который, разорив Москву, направился на Владимир. Узнав об этом, Георгий, оставив сыновей защищать стольный город Владимир, отправился к соседним князьям собирать войска для защиты русских земель. 2 февраля 1238 г. татары подошли к г. Владимиру. – В городе ли великий князь? – спросили послы Батыя у Золотых ворот. В ответ со стен города пустили стрелы. – Не стреляйте! – кричали татары и показывали пленного князя Владимира. – Узнаёте ли вы своего князя? – надсмехались татары. Молодой князь Владимир был бледен и истомлён страданиями. Летопись повествует об этом так: «князь бел ... уныл лицем», но не терял мужества. Выставив вперёд пленного князя, татары предложили сдать город в обмен на князя. Молодой князь, собравшись с силами, закричал владимировцам, чтобы они не делали этого. Всеволод и Мстислав, видя своего брата в таком положении, горько заплакали. Обратясь лицом к своим дружинам, они сказали: «Лучше нам, братья, умереть за свою Святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши. Омоем кровию, братья, грехи наши...». 6 февраля владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг стен города стенобитные орудия. Вечером татары стали окружать город валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, мать их великая княгиня Агафия с дочерьми и невестками, многие знатные вельможи собрались в собор Успения Пресвятой Богородицы и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество. Все они принесли исповедь и покаяние в грехах своих, причастились Святых Христовых Таин и приготовились к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010