Однажды в обитель преподобного был привезен из Новгорода больной князь Константин (самый младший (восьмой) сын Димитрия Донского; 1389–1434 гг.; принял иноческий сан с именем Кассиана). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоровый и возвратился домой, как будто никогда и не болел. Много и других чудес совершалось при гробе преподобного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верою получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь. Ноябрь 8 Мария, святая благоверная княгиня Благоверная княгиня Мария Димитриевна (дочь Димитрия Александровича, внука св. великого князя Александра Невского) была в супружестве с Довмонтом (в крещении Тимофеем, см. 20 мая), псковским князем. В 1267 году в Литве убит был князь Миндовг, вследствие чего произошли сильные возмущения и множество знаменитых литовских семейств прибежали из Литвы в Псков. Одним их таких переселенцев был Довмонт, который храбростью своей так понравился псковичам, что они выбрали его своим князем. Но чтобы упрочить его на княжестве (ввиду происков некоторых из русских князей), псковичи испросили у тогда бывшего великим князем Димитрия Александровича руку его дочери Марии для своего избранного князя (Довмонта). И Мария, с согласия родителя, вступила в брак с Довмонтом, принявшим крещение с именем Тимофей. По смерти Довмонта (в 1299 г.) Мария Димитриевна с именем Марфы пострижена была в монашество в Иоанно–Предтеченской женской обители, но в скором времени скончалась — 8 ноября 1300 года. Мощи ее находятся под спудом в древней церкви этой обители близ юго–западного угла. Память ее совершается 8/21 ноября. Над гробницей на черной доске надпись: «Гробница под спудом благоверной княгини, схимонахини Марфы». В Спасо–Мирожском монастыре на иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо–Мирожскою, со стороны Богоматери изображены молящимися св. благоверный князь Довмонт (Тимофей) и супруга его княгиня Мария (в княжеской одежде и с короной на голове). Ноябрь 9 Онисифор Печерский, в Ближних Пещерах Почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника перед Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и различных бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историкохудожественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол. Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердого заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь ДовмонтТимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе 1 октября). Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея находятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и с той же священной непреклонностью посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей. В 1640 г. великое народное движение на Восток – «встречь солнца» – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685–1686).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Через два года Александру Невскому пришлось отбивать натиск Ордена крестоносцев. Папа неотложно требовал от ливонских рыцарей распространения их власти над русскими. Юрьевский, тогда уже Дерптский, католический епископ Герман стал первый созывать ополчение. Немцы без объявления войны вторглись в псковские пределы, затем и в новгородские. Новгородцы обратились тогда к кн. Александру, занятому в это время сооружением в Переяславле Залесском монастыря во имя Священномученика Александра. Мужественный князь прибыл немедленно к Святой Софии. В 1242 г. освободил он занятый рыцарями Псков. Рыцари стали собирать огромное ополчение, решив навсегда покончить с Александром. Последний, горячо помолившись во Пскове в Троицком соборе, выступил в дальнейший поход. Морозы еще держались. Александр счел выгодным ждать врагов на Чудском озере, где лед был еще крепок. Когда противник подошел, Александр, воздев руки к небу, громко произнес: «Помоги мне, Господи, как некогда моему прадеду Ярославу против Святополка Окаянного». «О, дорогой и честный наш княже! Пришло время. Мы все положим за тебя свои головы!» – восторженно воскликнула рать. Рыцари в броне двинулись в особом клинообразном порядке, носившем название «свиньи» (острой колонны). Они врезались в наши ряды, но Александр обогнал их с тыла и, после «злой» сечи победил. Ледовое побоище имело место 5 апреля 1242 г. Надолго остановились вооруженные нападения шведов и рыцарей, направлявшихся папой. Последний тогда решил предложить Св. Александру Невскому познакомиться лучше с католической верой. Благоверный князь в 1248 г. ответил папе Иннокентию IV через присланных в Новгород легатов, что он знает хорошо историю веры и Церкви с самого начала, «но от вас учения не принимаем». В 1266 г. пришел во Псков, из-за усобиц на родине, литовский князь Довмонт, во крещении Тимофей. Сделавшись псковским князем, он прославился защитой земель от литовцев и ливонских рыцарей, которые снова принялись за распространение латинства вооруженною силою. В год своей кончины – 1299 – он снова отразил рыцарей. В часы опасности и кровопролития на войне Благ. кн. Довмонт-Тимофей обыкновенно говорил: «Добрые мужи Псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Помните отечество и Церковь Божию ... Потянем за Св. Троицу и за свое отечество». Несмотря на подвиги Святых князей Александра и Довмонта, владычество Ордена укрепилось на Балтийском поморье. Ливы, латыши и чудь были обращены в католичество, и слабые зачатки Православия среди них были вытеснены из края.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Митр. Кирилл скончался б декабря 1281 года, во время своего путешествия из Киева в Северную Русь, в городе Переславле Залесском, где он находился у тогдашнего великого князя Владимирского, удельного князя Переяславского, Дмитрия Александровича, и постигла его смерть. Тело его было отвезено для погребения в Киев и здесь положено в кафедральном Софийском храме. Среди пастырей русской церкви митр. Кириллу должно быть отводимо одно из выдающихся мест. Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Факт господства над русской землей Татар содействовал окончательному разделению Руси на две половины: на северо-восточную и юго-западную, центром последней на время является Галич. Опасным соседом южной и западной Руси с XIII века становится вместе с поляками и Литва. Возвышение Литвы начинается с княжения Миндовга, который, соединив под своею властью мелкие литовские племена, увеличил свое княжество присоединением к нему некоторых соседних слабых княжеств западной Руси. Одновременно с этими врагами северо-западной Руси, являются немецкие рыцари, основавшие на берегах Балтийского моря два ордена: меченосцев и тевтонов, соединившихся затем в один. Придя сюда для обращения Литвы в христианство при помощи меча и путем ее порабощения, немцы очень скоро столкнулись здесь и с Русью. Они стали тревожить земли Псковскую и Новгородскую, однако, получили сильный отпор. Героями борьбы с немцами являются: во Псковекнязь Довмонт, прибежавший в Псков из Литвы, а в Новгороде – Александр Невский. Наблюдая одновременно с появлением Татар на Руси наступательные действия против Руси новых пришельцев – рыцарей и старого врага – Литвы, мы можем сказать, что XIII век в русской истории – время создания той внешней обстановки, в которой впоследствии многие века действовало русское племя; в XII веке являются те люди, которые выдвинулись в этой борьбе с врагами: Александр Невский, Довмонт Псковский и Даниил Галицкий. Александр Невский Выдающимся деятелем начала монгольского ига был князь Александр Невский. Современник и составитель первого сказания о святом благоверном великом князе Александре Невском, следуя древнему примеру составителей житий святых, начинает свое литературное произведение указанием на несоответствие своих авторских сил величию предмета речи. «Аз, худый и грешный, и недостойный, начинаю писати житие великаго князя Александра Ярославича». А за тем: «Аще и груб есми умом, молитвою святой Госпожи Богородицы и поспешением святаго князя Александра Ярославича, начать положусь». Имя святого Александра Невского, прошедшее через грань веков и в истории, и в жизни, и в науке, и в литературе, и в искусстве, настолько популярно, что трудно сообщить что-либо новое, и описание есть соединение имеющегося материала в целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

92 «Житие святого Довмонта-Тимофея князя Псковского († 1299), подобно житию Александра Невского, представляет военно-героическую повесть. Довмонт, литовский князь (житие считает его сыном Миндовга), вынужден бежать на Русь вследствие домашних смут. В Пскове он крестился и, по любви граждан, получил местное княжение. Вся жизнь его прошла в походах как против родственной Литвы, так и против немецких рыцарей» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 100–101). Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского . 93 Великий князь Миндовг – великий князь литовский, умер в 1263 г. После неудачной войны с немецкими рыцарями принял католичество, но поддерживал дружественные связи с князьями Даниилом Галицким и Александром Невским. В 1260 г., разгромив войска Ливонского и Тевтонского орденов, отрекся от католичества. 94 «Ушел на гору Синайскую» – гора вулканического происхождения в Синайской пустыне. На верху горы расположен монастырь святой Екатерины. 95 «Потом пришел на Святую гору...» – имеется в виду гора Афон, полуостров в Греции, на побережье Македонии, где уже в 962 г. возник первый православный монастырь. На Афоне есть несколько русских монастырей. Полуостров обладает самостоятельностью. Всеми делами ведает совет старцев. В монастырях хранятся рукописи и книги, в средние века здесь процветала исихастская традиция. Со времен святого Антония Печерского между Русью и Афоном существовала постоянная связь, которая несколько десятилетий тому назад была восстановлена. 100 «...благоверного князя Гавриила, называемого Всеволодом...» – псковский князь Всеволод-Гавриил, умер в 1138 г. Внук Владимира Мономаха , княжил в Пскове всего около года. Постоянно боролся за новгородский стол и неоднократно изгонялся из Новгорода. «Как первый псковский князь, как строитель псковского собора Святой Троицы, Всеволод, несмотря на скорую кончину, оставил в Пскове славную память. Его церковное почитание устанавливается, вероятно, с 1192 г., когда совершилось первое чудо во время перенесения его гробницы в собор Святой Троицы» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие. См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа// http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934 ; Смирнов С.Б. Конец русской демократии// . Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в.//Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74). Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182. Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф?//Родина. 2003. 12. С. 91–93. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв.//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164. Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. 3// .

http://pravoslavie.ru/48583.html

8 февраля 1610 г. князь Димитрий Пожарский был назначен воеводой Зарайска. В июле этого же года воеводе пришлось подавить мятеж, организованный приверженцами Лжедмитрия II. Многие южные города, в том числе Коломна и Кашира, тогда поддержали власть самозванца и послали в Зарайск грамоту с требованием присягнуть Лжедмитрию II. Обыватели вызвали воеводу на площадь перед Кремлем и потребовали от него признать «законного царя Димитрия». Князь Пожарский не дрогнул, объявил о своей верности Москве и стыдил сомневающихся. «Стойте за правду, и только за правду! Остерегайтесь измены и чужеземной кабалы. Если же попробуете принудить меня к измене силой, вас ждет позор и поражение», – предупредил князь. Мятежники хотели расправиться с воеводой, но князь Пожарский готов был не только на словах постоять за правду. Благодаря священнику Димитрию Леонтьевичу Протопопову князь получил поддержку у патриотически настроенных горожан и укрылся в Кремле с верными ратниками. Мятежники, столкнувшись с волей и твердостью верного и бесстрашного воеводы, раскаялись и поклялись верно служить Москве. После этого князю Димитрию Пожарскому удалось выдержать осаду Кремля, предпринятую черкесами, казаками и «воровскими людьми», прибывшими во главе с Исааком Сумбуловым из Михайлова, и изгнать их из Зарайска. За время своего воеводства князь Димитрий Михайлович Пожарский 16 раз отражал врагов от Зарайска... Известно, что во время эпидемий, в годы тяжких испытаний, в годы Великой Отечественной войны зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь усиленно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного имени христианского, неослабно прибегали к нему с прошениями о заступничестве, и великий Святитель, принявший под свой покров нашу землю, милостиво внимал молитвам православных об избавлении всея Руси и града Зарайского от напастей… Много славных побед одержано в окрестностях Зарайска, важнейшие из них – победы над сомнениями, малодушием, трусостью, одним словом, над грехами, в периоды испытаний, искушений. Что дает пребывание великого Мирликийского чудотворца во образе своем Зарайском? Конечно, помощь его ощутима в достижениях, важных, ответственных делах, но важнее всего – в духовном укреплении, в указании правильного пути, в даровании сил поступать нравственно, не как выгодно, но как благородно, по-христиански.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Встреча была подготовлена чудесным образом, и, как рассказывает летопись, именно тогда подвиг и слава княжеской семье мучеников была обещана князю Феодору: «Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, лишь стал думать: «О, великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею?». (Великий князь тогда еще действительно не был женат). Но он тотчас направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел. И пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял чудотворный образ, и принес во область свою. И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, веля поведать ему о прибытии чудотворного образа Николы из Корсуня-града. Великий князь Георгий Ингваревич услышал о прибытии чудотворного образа Николы и возблагодарил Бога и угодника его чудотворца Николу за то, что посетил Бог людей Своих и не забыл создание рук Своих. Вскоре на поклонение иконе прибыли епископ Евфросин Святогорец и Великий князь Рязанский Юрий Ингваревич. «Князь великий взял с собою епископа Ефросиния Святогорца и тотчас пошел в область к сыну своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса, и исполнился радости о его преславных чудесах. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения? И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных. ... Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого Чудотворца Николы Корсунского. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила)». Так исполнилось предсказание о «венце царствия небесного» святителя Николая князю Феодору... Благоверный князь Феодор, его супруга – благоверная княгиня Евпраксия – с маленьким сыном Иоанном были прославлены и стали вначале местночтимыми святыми. В Зарайске у церкви Иоанна Предтечи похоронены тела их рядом под тремя каменными крестами. Следует сказать, что памятник-надгробие княгини Евпраксии и ее сына Иоанна был разрушен в 1930 г., а в 2002 г. – восстановлен. А переименовали город Красный в Зарайск потому что княгиня себя убила или «заразила», если говорить по-старославянски, и первое время называли город Заразском, и потом уже народный говор дал ему современное звучание. Скажем еще несколько слов о чудотворном Зарайском образе святителя. Он пришел на землю Зарайскую во время страшных испытаний монголо-татарского нашествия. На месте сретения иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней. Главными темами русских летописей становятся в то время темы плача и покаяния, необходимого при глубоком осознании зависимости общего и личного блага от поступков каждого, от любви, стремления к единству, живой совести христианского народа. Христианское самоуглубление, признание грехов своих укореняется в самосознании народа, развитие христианского мышления, религиозный опыт происходит в Зарайске под строгим взором и непосредственном молитвенном участии святителя Николая, образом своим здесь пребывающем. История Зарайска показывает, как важно не только выжить, находить силы восстанавливать хозяйство, храмы, продолжать богослужение, но главное – не струсить, не предать, остаться человеком, христианином, сохранить верность Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010