Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 17702.jpg:   Размер: 601x779, 0.47 MPix, 139 Kb. Дата: 2012-06-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (248) , (19) . Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 29226.jpg:   Размер: 2086x2667, 5.56 MPix, 4479 Kb. Дата: 2017-06-21, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (214) , (15) . Описание: Богоматерь Мирожская с предстоящими святыми Дамианом и Марией. Конец XVII - начало XVIII вв. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Вертикальный размер: 125. Горизонтальный размер: 97. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " . Файл 34717.jpg:   Размер: 593x800, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (2) . Описание: Богоматерь Мирожская. Период создания: нач. ХХ в. Материал, техника: дерево (липа, масло, лак Размер: 36х29х2,5. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области " Музейное агентство " . Икона " Богоматерь Знамение " (Богородица Мирожская с деисусом). Композиция трехчастная по вертикале. В центре, в аркообразном среднике изображение Богоматери Знамение, полнофигурное. Богоматерь в зеленом хитоне и красном мафории. В верхней части арки поясное изображение Саваофа. Н[...]

http://pravicon.com/icon-196-photo

Псков 468. Святая и благоверная княгиня Евпраксия Псковская В мире Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка св. князя Довмонта, была в супружестве за князем Ярославом, сыном князя Владимира Мстиславича, княжившим во Пскове. Отвергнутая злым супругом, который то воевал против Немцев, то дружился с ними, наконец ушел к рыцарям и там женился на немке, она построила во Пскове обитель, где постриглась и была первою настоятельницей. Приглашенная для свидания с мужем в Ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), она была умерщвлена там 8 мая 1243 г. пасынком (вероятно сыном Ярослава от немки). Мощи ее принесены в Псков и здесь погребены, а чрез несколько дней совершилось чудо, о котором в летописи записано так: «того же месяца 18 (мая 1243 г.) на память святаго мученика Александра явися знаменье в Пльскове у святаго Иоанна в монастыри, от иконы святаго Спаса, над гробом княгинином Ярославлеи Володимировича, юже уби свой пасынок в медвежи голове, иде миро от иконы по 12 дней; найде 4 вощаницы, яко с стькляницею, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пскове оставиша две собе». Эта чудотворная икона и теперь на прежнем месте над гробницею блаж. Евпраксии; по сторонам Спасителя изображены также древним письмом на двух приделанных досках две молящиеся княгини – Евпраксия и Марфа. Евпраксия изображена и на другой весьма древней иконе в молитвенном положении пред Иоанном Предтечею и ап. Андреем Первозванным. У гробницы стоит настоятельский черного дерева жезл благоверной княгини и древний медный подсвечник с описанием чуда, пожертвованный старицей Неонилой. Иа же надпись о чуде повторена на древнем камне, вделанном в стену церкви. В ногах княгини Евпраксии погребена келейница ее, монахиня Сандулия (Челыш.). 469. Преподобный Дорофей прозорливый Псковский Во время осады Пскова Польским королем Стефаном Баторием, живший в Покровском монастыре старец Дорофей, лишенный зрения, удостоился духовного прозрения: он видел Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху с преподобным Антонием Киево-Печерским и преподобным Корнилием Псково-Печерским, чрез Великую реку от Спасо-Мирожского монастыря в Псков и взошедшую в Покровский храм. Когда Царица небесная вышла из церкви на угловую Покровскую башню, на самое место битвы и будущего приступа, там предстали пред нею равноапостольный князь Владимир, князья-заступники Пскова Всеволод-Гавриил и Довмонт, святитель Нифонт, юродивый Николай и чудотворцы Псковские Евфросин и Савва; все они умоляли Владычицу об избавлении

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Борьба святого князя Довмонта Псковского с католической агрессией ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск БОРЬБА СВЯТОГО КНЯЗЯ ДОВМОНТА ПСКОВСКОГО С КАТОЛИЧЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ Благоверный князь Довмонт Псковский (Фрагмент иконы XVIb. Псков) В XIII веке римо-католичество приступила к последовательному наступлению на Православие. В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, псы-рыцари препятствовали совершению православных богослужений: " Когда православные собирались в храм для богослужения, то грубые и наглые солдаты-латиняне не оставляли собравшихся в покое, некоторые из них, показывая вид, что они подпевают, выкрикивали песни срамные или же лаяли по-собачьи… Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что они повергали на землю иконы Христа и Его угодников, попирали их ногами или же употребляли вместо топлива при варке пищи. О чем и слышать страшно, это самое можно было видеть тогда: именно, как Божественная Кровь и Тело Христовы повергались и проливались на землю. Вот какая-то женщина, исполненная грехами, уселась на Патриаршем месте, распевая свою визгливую мелодию, а потом бросилась в пляску, быстро кружась и потрясая ногами " . Для вытеснения русских православных миссионеров и насаждения католичества в Прибалтику были направлены рыцари " Ордена Дома Святой Марии Тевтонской " , основанного в 1199 году в Палестине. В 1202 году с целью завоевания Прибалтики и Руси был создан " Орден братьев воинства Христова " . Символом ордена стал красный крест и меч на белом плаще. Изображение меча на плащах и гербе дало название " Орден меченосцев " . В 1236 году Орден меченосцев был наголову разгромлен литовцами в битве при Шауляе. В 1237 году Римский папа и совет кардиналов приняли решение об объединении остатка меченосцев с Тевтонским орденом. Символика Ордена меченосцев была упразднена. Рыцари нового объединенного Немецкого ордена стали одеваться в тевтонские белые мантии с черным крестом.

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

Церковь Петра и Павла на Брезе (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Петра и Павла на Брезе была построена там, где находился Сироткин монастырь, на месте битвы князя Довмонта-Тимофея с немецкими рыцарями в 1299 году. Престольный праздник: 12 июля, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Содержание История [ править править код ] Первое летописное упоминание о Петропавловской на Брезе церкви связано с именем святого благоверного князя Довмонта-Тимофея: «немцы поганыя обступиша град Псков, хотяше его пленити». Правивший тогда в Пскове литовец по происхождению князь Довмонт (во святом крещении Тимофей), не стал ждать основных сил своего войска и ударил у святых Петра и Павла «на брезе» (на берегу). Это была последняя победа князя Довмонта (он умер в 1299 году, через несколько месяцев после битвы). Время основания монастыря и сооружения Петропавловской церкви неизвестно. В музее Псковского археол. о-ва есть несколько принадлежавших этому монастырю документов, из них древнейший — 1538 года. В 1682 г. здесь посхимился и поселился на покое Псковский архиепископ Арсений, правивший епархией с 1665 года; здесь же он и скончался в 1684 году. Церковь имеет форму прямоугольника, удлиненного от востока к западу; но этот вид она получила только впоследствии, с пристройкой трапезы; древняя же ее форма, как это видно в особенности на южном фасаде, была обычная кубическая. В левой стене есть также заделанное окно, выходившее прежде наружу, но уничтоженное, очевидно, после пристройки левого теплого придела. В правом отделении алтаря, под полом, погребен архиепископ Арсений. Над его могилой устроено надгробие с надписями на 4 языках: Греческом, Латинском, Немецком и Польском. Кое-где по стенам видны заделанные голосники. Придел покрыт длинным цилиндрическим сводом, с глубокими распалубками. Из надписи видно, что он был возобновлен в 1832 и 1897 годах. Вправо от колонн, поставленных у зап. фасада, находится низенькая дверь, ведущая на узкую каменную лестницу, проделанную в самой стене. Подымаясь по этой лестнице, можно видеть нижний ярус старинной колокольни, пролеты коей ныне заделаны, поверх же этого яруса выведен второй, позднейший, служащий теперь колокольней. Лестница поворачивает влево, на чердак, находящийся над трапезой и самым храмом. Здесь имеется маленькая каменная комнатка, не более кубической сажени. По преданию, это была келья архиепископа Арсения. Далее находится другое, более обширное помещение, с заделанным окном, приходящимся прямо против церковного иконостаса. Это и есть то окно, о котором сказано выше. По преданию, у этого окна молился архиепископ Арсений. До 1912 года на одной из каменных стен чердака сохранялся очень изящный и интересный крест из 4 изразцов зеленой поливы. В 1912 деревенские дети и подростки, потехи ради, расстреляли этот крест камнями.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Петра_...

Святой благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский Святой Довмонт был родом из Литвы и вначале исповедовал язычество. В 1265 году, когда в Литве совершился государственный переворот, он с родственниками был вынужден бежать в вольный город Псков. Вместе с ним укрылись еще 300 семей. Там он принял святое крещение с именем Тимофей. Вскоре псковитяне избрали его князем. 33 года он защищал город от недругов. Святой Тимофей служил образцом добродетели, был справедлив и милосерден к бедным, посещал узников и давал приют странникам. Он говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат!» Проводя жизнь в постах и молитве, соблюдая праздники и церковную дисциплину, князь делал все для защиты города. Он сочетался браком с княжной Марией, дочерью великого князя Димитрия, и проявил то же усердие, что и святой Александр Невский в отражении врагов на северо-западе Руси. В 1268 году, помолившись перед битвой со слезами на глазах, он одержал блестящую победу при Раковоре над датчанами и немецкими рыцарями. В Пскове, который он окружил неприступными укреплениями, святой Тимофей возводил храмы в благодарность за каждую одержанную победу. В 1299 году тевтонские рыцари внезапно напали на Псков, но были остановлены неприступными стенами. Тогда они обрушились на прилегающие селения и сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, убив многих иноков. Положившись только на волю Божию, святой князь встал во главе малочисленного войска и отбросил неприятеля далеко за пределы своих владений. Через несколько месяцев он почил в мире и был погребен в Троицком соборе. Оплакивал его весь Псков. И после кончины святой Тимофей часто ходатайствовал пред Богом о городе, спасая его жителей, которые стали почитать князя своим небесным покровителем. Иначе – Домант. 2 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 4 июня 2013, 08:46 Хорошо бы уточнить данные по супруге: " Женившись на княжне Марии Димитриевне — дочери великого князя Димитрия Александровича Переяславского и внучке благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом " . millie toll 2 июня 2013, 19:50 СВятой князь Тимофей помолись о милости для нас у Престола Божия. и мы недостойные поминаем тебя в своих неумелых моливах Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61905.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Снетогорская икона в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре Псковской епархии. На Снетогорской иконе Божией Матери изображены припадающие к Ней св. преподобномученик Иоасаф Снетогорский и св. благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей. В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год). В 1313 году храм был расписан редкой красоты и выразительности настенными изображениями – фресками и стал главной святыней монастыря во все последующие века. Это самый большой сохранившийся образец псковской стенописи. Фрески 14 века фрагментарно сохранились и по сей день. На одной из фресок изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках, сидящая на престоле, Ей предстоят святые Архистратиги Михаил и Гавриил. Эта фреска была взята за основу для написания иконы Божьей Матери " Снетогорская " . В 2000 году силами современных снетогорских иконописцев была написана Снетогорская икона Божией Матери. На этой новописанной иконе у престола Пресвятой Богородицы предстоят с молитвой за псковскую землю и весь мир святые защитники – непобедимый в брани с врагами князь Довмонт и святой воин Христов, преподобный отец наш Иоасаф. Текст службы Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Снетогорская» утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал 126). Источник: PRAVICON.COM Примечание от PRAVICON.COM : Использована информация с сайта Снетогорского монастыря http://snetogor.ru/istoriya.html Статья опубликована участником [ tol ] 2018-12-29, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2018-12-29. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Снетогорская " .

http://pravicon.com/info-4032

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Мирожская В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября. Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г. Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря. Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Знамение Мирожская " .

http://pravicon.com/info-110

Преподобный Авраамий Мирожский Преподобный Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель была основана около 1156 года, в княжение Святополка Мстиславича, родного брата святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля), святителем Нифонтом, епископом Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря (память 8 апреля), и преподобным Авраамием. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. На чаше преподобного Нифонта была надпись: " Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрои со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украся, и братию собра, и игумена постави " . В конце XIX века при ремонте Преображенского собора были раскрыты прекрасные фрески XII века, которыми был расписан собор, получившие ныне всемирную известность. (Преподобный Нифонт построил еще один точно такой же храм в Ладоге, освященный во имя святителя Климента Римского, но до наших дней сохранился лишь его фундамент.) О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен и часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 года. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре. Через четыре столетия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. Мирожская икона явилась в монастыре в 1198 году. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " . Мирожская икона написана по чину Оранты - " Молящейся " . Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - святой благоверный князь Довмонт-Тимофей (память 20 мая), слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна († 8 ноября 1300). Царь Иоанн Васильевич увез чудотворный Мирожский образ из Пскова, а в монастыре остался список " мера в меру " - так называемая " Великая Панагия " из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913870.htm...

Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти через 90 лет после кончины преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.) В Снетогорском монастыре положили начало своим подвигам преподобный Евфросин Псковский (память 15 мая) и преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа). Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но " молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил " . Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков. Преподобные Василий и Иоасаф вместе со своими сподвижниками были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря. Святой князь Довмонт " от своего праведнаго имения " создал в Снетогорской обители каменный храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разоренных обителях. Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин. Иконописный подлинник Псков. К. XX. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона (фрагмент). Псков. Конец XX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911243.htm...

Благоверный князь Довмонт (во Святом Крещении Тимофей) В течение XII-XV вв. Псков выдержал 26 осад литовских и немецких войск. Тем удивительнее, что в 1266 г. один из литовских князей, Довмонт, со всем родом и дружиной принял крещение (с именем Тимофея) и был посажен псковичами княжить во Пскове. Впервые псковским князем стал не потомок Рюрика, более того – иностранец. Отчасти успокоила русских князей его женитьба на дочери Александра Невского Марии. Тридцать лет правления Довмонта-Тимофея были самыми счастливыми для города: с небольшой дружиной храбрый князь успешно отражал нападения литовцев, чуди и немцев. Перед битвой он говорил обычно: «Братья мужи псковичи! Кто стар, тот мне отец, а кто молод, тот брат! Слышал я мужество ваше во всех странах: постоим за святые церкви и за своё отечество!». Уже на склоне лет Довмонта, в 1299 г., тевтонские рыцари пришли со стенобитными орудиями ко Пскову на множестве кораблей. В соборе Святой Троицы Довмонт положил свой меч перед алтарём и молился. Игумен Исидор благословил его и препоясал мечом. Довмонт не стал дожидаться помощи из Новгорода (возможно, у него не было времени) и с малой псковской дружиной напал на немцев и разбил их. Рижский магистр ордена, затеявший поход на город Псков , получил на лицо памятную отметину. После этого поражения немцы «начаша пакость» в псковских землях. В ответ Довмонт стал разорять немецкие земли, многих пленил. Однако немцам удалось внезапно напасть на Псков, сжечь посады и опустошить город. «Князь же Довмант призва Бога на помощь старости своея и бысть сеча велика», и Псков был освобождён. Вскоре, 20 мая 1299 г., Довмонт-Тимофей мирно скончался. Прощаясь с ним в псковском Троицком соборе , псковичи горько плакали. В августе 1480 г., когда большое немецкое войско осадило Псков, св. Довмонт-Тимофей явился одному псковичу и сказал: «Возьмите покров гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Ободренные горожане смело вступили в бой с превосходящим врагом и вынудили его уйти. Память святого – 20 мая (2 июня).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010