А если солнце, выходя наружу, все озаряет собой, что произведет оно, всецело заключенное в храмине? Если Христос, озарив Павла с небес, обратил его к благочестию и волка сделал овцой, гонителя — апостолом, бесчеловечного — сердобольным, и непокорного — благопокорным, то не тем ли более Божие Слово, внутренно пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и плотского? Приял залог — веру Отроковицы, и благодать не только преклонилась к Ней, но по справедливости сообщила Ей силу нетления. Вера принесла в дар естество, а благодать, восприявшая его, не попустила уже прикоснуться к нему тлению, но усвоила себе, как царь, взяв себе в собственность сосуд простолюдина. И стала Мария — не женой, но Девой по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что осияваемая благодатью Она не возмущалась греховными пожеланиями. Уразумеваю, что Зиждитель есть делатель, и познаю, что возделывает Он не землю, но согласие естеств. Не сеять и жать предприемлет, не грозды собирает и влагает в великое точило. Человеческому естеству дает Он взаймы Сына, чтобы в рост за Него принять власть над всякой душой. За этот долг укрепляет за Собой всякую земную пажить, и по кратком обращении делается Господином всех, не только как Создатель, но и как Искупитель. Не только как Бог, но и как искупающий из работы дает бисер, чтобы не утратить в естестве и самого овола. Дает Сына, чтобы подчинить раба. Какое великое человеколюбие! Какое отважное предприятие — вверить бисер раковине и за овол отдать на поругание драгоценный камень! Видишь ли человека Купца? Понимаешь ли, Кто этот, продавший все, чтобы купить бисер? Познаешь ли, как этот богатый Владелец отдает все, чтобы приобрести село и в нем сокровище? Это — Отец, через Сына покупающий все годное в человечестве. Он продал все земные Свои стяжания, чтобы купить ту ниву, которую Сам создал и отдал Адаму, а тот утратил её пожеланием суетного. Покупает село не для того, чтобы воспользоваться землей, но ради сокрытого сокровища. Что же означает село? Тело человеческое, а сокровище — душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) Притча о драгоценной жемчужине была сказана Господом Иисусом Христом непосредственно за притчею о сокровище, сокрытом на поле. Она, несомненно, имеет сходство с последнею, но никак не тождественна с нею. Паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Жемчуг в древние времена почитался великой драгоценностью. О происхождении его рассказывали, много необыкновенного. Обладавшие малыми долями его почитались счастливыми богачами. Спаситель взял образ близко знакомый его слушателям. А притчу сию Он говорил Своим ученикам в доме. Каждого из них и всякого из членов Церкви Святой Господь Иисус Христос уподобил купцу, пожелавшему обогатиться от приобретения драгоценной жемчужины. Купец ищет ее. Он употребляет труды, заботы и старания. Труды его венчаются успехом. Купец, после долгих странствований, находит драгоценную жемчужину, которую обладатели соглашаются продать ему. Цена драгоценной вещи высока. Но купец не жалеет средств, лишь бы приобрести ему жемчужину. Он хорошо знает, что, обладая ею, он будет счастлив. На что же он решается? Собрать столько денег, сколько нужно уплатить за драгоценную жемчужину. Только цена всего его имущества достаточна будет для покупки драгоценной вещи. Он охотно расстается с тем, что имеет. Продавши все свое имущество, купец приобретает жемчужину. Обладая же ею, он почитает себя счастливцем. Купец, ищущий драгоценный предмет, есть искатель истины. Он чувствует себя неудовлетворенным теми верованиями и знаниями своими, которыми обладает. Он не ведает до времени только, где же истина, которая могла бы дать удовлетворение его духу? Но искатель истины убежден, что истина должна быть. Он не похож на Пилата, который насмешливо спрашивает у Спасителя: что есть истина? ( Ин.18:38 ), и уходит, не дожидаясь ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Святые Божии люди имели просвещённые очи сердца (Ефес. 1, 18) и этими очами ясно созерцали нужды нашей растлённой грехом природы, ясно видели, о чём нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. О, как хороши эти молитвы! Мы иногда не чувствуем и не знаем цены их, между тем как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, а драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими; и тогда как всё светское находит просторный приют в сердцах большей части, молитва - увы! - не находит и тесного уголка в них, не вмещается в них. А когда она попросится к нам и взойдёт хотя одною ногою, её тотчас выталкивают как нищего, как человека, не имеющего одеяния брачного. Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом, не всё быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, отрыгнуть от сердца и своё слово благо, притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца - пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью, вся разгорячается, оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и неискренно произносимых. Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают истинно угодны Богу и составляют истинную молитву и истинное служение Богу. Главное в молитве - близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божиего присутствия в душе. Говорят: мы скоро устаём молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа, - ибо Он одесную вас есть (ср.: Пс. 15, 8). Смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда ночь целую простоите на молитве и не устанете. Что я говорю - ночь! Три дни и три ночи простоите и не устанете. Вспомните о столпниках. Они много лет стояли в молитвенном настроении духа на столпе и превозмогали свою плоть, которая как у тебя, так и у них также была склонна к лености. А ты тяготишься несколькими часами молитвы общественной, даже одним часом!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

58. Дух Святой непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святой вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов. Много подобного видим мы и в мире сем: камни, например, драгоценные иначе не достаются, как с большим трудом. Взыскав сего Духа, святые обрели Его; и Он-то есть истинный бисер многоценный, о коем поминается во святом Евангелии ( Мф.13:45,46 ), в притче о купце, искавшем добрых бисеров, который, нашедши один многоценный бисер, пошел, продал все свое и купил его. Он же разумеется и в другой притче о сокровище, скрытом на поле, которое нашедши человек скрыл и от радости пошел продал все что имел, и купил село то ( Мф.13:44 ). Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святого. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситься от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него, как пишется о сем в Евангелии Луки: «и скончав все искушение, диавол отыде от Него до времене» ( Лк.4:13 ). Господь же Иисус возвратился в Галилею в силе Духа. Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение. 59. Серафим, которого видел пророк Иезекииль ( Иез.1:4,9 ), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Ни впечатление чувственное, ни глас Божий не убеждают нас в том, что мы временны, что смерть нас ожидает, что никакой пользы не приносят нам по смерти оные мира сего вещи, для которых столько мы трудились и столько подвизались во все время жизни нашей. Что убо есть сие? Безрассудность есть или бесчувственность?    «Подобно есть», сказал Господь, «Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его» (Мф.13:45-46). Какое имеет значение сия притча? Она означаешь, что все время жизни нашей есть как время купеческого торжища: купец отправляется на торговое сборище для того, чтобы приобресть деньги: Христианин обретается в жизни сей для того, чтобы совершив добродетель получить Царствие небесное. Все купеческое торжище несколько дней продолжается, и потом перестает: вся жизнь человека есть маловременна, и потом получает конец. Сколь убо глуп и бесчувствен тот купец, который пришедши на торговое сборище, ни продает, ни покупает, но строит палаты, насаждает виноградники, и возделывает оную землю, которую по нескольких днях оставляет и возвращается в свое отечество: гораздо глупее и бесчувственнее тот Христианин, который в течение жизни своей нимало не печется о том, чтобы продать, то есть, чтобы устранить от себя плотские свои похоти, и купить драгоценный бисер, то есть, приобресть Иисуса Христа, но день и ночь старается о стяжании тех вещей, кои по малом времени оставляет и отходит в вечное отечество. Но почему сей гораздо глупее и бесчувственнее оного? Потому что, во-первых, число дней купеческого торжища имеет некоторый счет, хотя малейший во днях жизни купца, а число дней временной жизни Христианина никакого счета ни сравнения не имеет с бесконечным числом дней вечной жизни, хотя бы он жил Мафусаиловы годы: во-вторых, купец возвращается опять, ежели хочет, в место то, где оное купеческое торжище, и получает прибыль от трудов своих, хотя же и не возвратится, чрез поверенных получает плод тамошних своих стяжаний, а Христианин по смерти не может возвратиться в мир, ни поверенных поставить, чтобы плоды трудов его собрали: в-третьих, купец вознерадевший о торговом своем деле лишается прибытка тленного и временного, а Христианин не пекшийся о делах добродетели лишается вечного Царствия: в-четвертых, купец ежели не торговал на торжище настоящего года, то торгует на торжище следующего года; а Христианин ежели не будет торговать во время жизни сея, то другой жизни для торговли не имеет уже, ибо будущая жизнь не есть жизнь подвигов добродетели, но воздаяния по делам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тем не менее Сатурн невзлюбил сына Дия и искал удобного времени, чтобы его погубить. Дий, узнав об этом, изгнал отца из царства. Сатурн бежал в Италию, где италийским царем Ианосом, или Янусом, был дружелюбно принят и пребывал у него до своей кончины, ибо Янус дал ему часть своего царства, и оба они властвовали в мире и любви. Когда же умер Сатурн, царь Янус поставил над его гробом капище и изваял его идола, и почел его как бога, приставив жрецов и установив доходы, которые назывались Сатурновыми доходами. Идол этот держал в руке серп, в знак того, что он якобы научил людей сеянию и жатве, а вернее, в знак того, что серпом умертвил своего отца. Стихотворцы еллинские баснословят, будто бы Сатурн, он же и Хронос, царствовал на небе и был отцом богов, а потом, прогнанный с небес сыном Дием, бежал в Италию и там скрывался. Сыновья же после него разделили себе вселенную: Дий принял небо, Нептун моря взял в свою область, а Плутон возобладал преисподними странами. Таковы еллинские басни относительно их языческих богов, над которыми кто не посмеется! События в шестом столетии четвертого тысячелетия Гражданская история Ко времени жизни праведного Исаака относится прескверная жизнь языческого бога Зевса (он же и Дий, и Юпитер), который был сыном Сатурна. Об этом Зевсе, как и о других нечестивых богах, у греческих стихотворцев имеется много побасенок. Они недостойны того, чтобы их здесь вспоминать, и недостойны ради многих их скаредств и лживости; однако мы здесь о немногом вспомним для обнаружения заблуждения и безумия тех древних людей, которые имели у себя таковых богов, и для прославления пречистого и истинного Бога нашего Иисуса Христа, Источника чистоты и немеркнущего света. Противоположные вещи, будучи положены одна против другой рядом, лучше всего обнаруживают в себе то, что в них имеется. Как, например, сажа и снег, блато и злато, булыжник и драгоценный бисер, когда они положены рядом, яснее всего каждый в отдельности обнаруживают свою природу и указывают, какова существует между ними разница – насколько снег белее сажи, золото честнее грязи, а бисер дороже простого булыжника, ничего не стоящего и ногами попираемого; так и в том случае, если посмотреть на скверное и мерзостное житие древних языческих богов и на пречистое пребывание во плоти с людьми нашего Владыки Христа, можно видеть, сколь велико между ними различие, сколь велика нечистота тех богов и чистота Христа, сколь многа лживость тех и истинность Его, сколь велико ничтожество тех и величие Его и Божественная слава, пред которою те как тьма исчезают! Да возрадуемся и возвеселимся о нашем истинном Боге, столь пречистом и пресветлом, и да посмеемся над лживым богом, столь скаредным и темным! Вспомним же здесь о нем.

http://predanie.ru/book/220777-keleynyy-...

8) Должны мы душу в чистоте духовной содержать. A сие, каким образом бывает, Апостол Пётр учит: душы вашя очистивше в послушании истины духом, в братолюбие нелицемерно, от чиста сердца друг друга любите прилежно ( 1Пет.1:22 ). Итак, содержать в чистоте духовной душу не что иное есть, как покорять её в послушание Божественной истине, то есть несомненно верить, и не прельщать сердца ложными умствованиями, любовь к ближнему иметь от чистого сердца, жить благочестиво ( Иер.37:8 ). 9) Должны мы ежедневно умерщвлять душу мирови. Как тот, кто умер, не слышит уже более ни шума, ни речей градских, так благочестивая душа должна умереть миру, дабы не могла преклонности иметь к мирским мудрованиям. § V Се, христианине! должности, которые ты в рассуждении души твоей наблюдать должен, которые возлагают на тебя обязательство тщательно сохранять сей вверенный тебе от Бога драгоценный бисер. Драгоценный бисер есть душа твоя. Нет ничего в свете дороже, как она; ибо нет создания превосходнейшего души человеческой. „Почто, – да скажу со св. Иеронимом, – удивляешься высоте звёзд? и глубине морей? Войди в пучину души твоей, и удивляйся ежели можешь» 96 . Душа твоя почтенна образом Божиим, обручена верою, обогащена Духом Святым, искуплена Кровию Христовою, вчинена с Ангелами, причастница блаженства, наследница Царствия; и ты думаешь сыскать творение благороднейшее? Что ни есть вне света прекрасное, преизящное, драгоценное, высочайшее, нетленное, всегда пребывающее; знай, что сие есть в душе твоей, хотя не в одинаковой степени. А посему блюди всячески драгоценность сию. Потеря оной есть верх несчастия, вечная погибель. Спасти или погубить душу твою, сие зависит от того, как ты душою твоею располагать станешь. „Душа, – по определению св. Исидора, – когда животворит тело, душа есть; а желает, желание есть; когда знает, мысль есть; когда воспоминает, память есть; когда о истине рассуждает, разум есть; когда чувствует, чувствие есть» 97 . Ежели ты будешь располагать душою своею так, чтоб желать точию того, что есть честно и доброхвально, или, как говорит Апостол: елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель ( Флп.4:8 ), знать точию единого Бога, и егоже послал есть, Иисус Христа, воспоминать великие благодеяния Божии, явленные в создании, искуплении и освящении, рассуждать о премудрости, благости, святости, милосердии Божии, и ко всем сим совершенствам, такое являть чувствие, чтобы всеохотно желать по возможности оным подражать; ежели, говорю, так душою твоею располагать будешь, спасая спасёт оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

82. Пресвитеру Феодосию. Почему Христос, идя на Крест, запретил женам плакать? Не должно оплакивать мужественного борца, выходящего на подвиг, где он покрывается пылью и терпит удары, ибо труды его окончатся венцами. Не должно также сопровождать слезами доблестного воина, идущего на брань, где он может потерпеть и раны, и смерть, ибо он возвратится победоносным и удостоится памятников и похвал. Должно же плакать о тех, которые выходят на разбои и человекоубийства, особливо когда они совершают злодейства, и потом — когда бывают наказаны. Итак, почему же просил ты научить тебя, по какой причине Христос, когда шел на Крест как Победитель, не только не одобрил плачущих жен, но и запретил им плакать? Известно, что сострадание к страждущему невольно доставляет ему утешение, а страждущему добровольно наносит обиду. Ибо обидна сострадательность тому, чье страдание не непроизвольно. Итак, поскольку Христос добровольно шел на страдание, чтобы уничтожить смерть и низложить диавола, а жены плакали о Том, Кого справедливо было прославлять и сопровождать рукоплесканиями, то, посему, как думают некоторые, положил Он на них проклятие, а как требует сказать истина, предуказал им бедствия, какие их постигнут. Ибо непозволительно было оплакивать Победителя греха, спешившего не только умертвить смерть и связать диавола, но и освободить плененных всем этим. 83. Пресвитеру Иераку. На слова: не дадите святая псом , и так далее (Мф.7:6). Подлинно достойно удивления Божественное изречение, которое ты просил тебе объяснить. Ибо слова: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями; да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы, — имеют подобный следующему смысл. Слово Божие свято, и подлинно оно есть самый драгоценный бисер, псы же и свинии — это погрешающие не только в догматах, но и в деятельной жизни. Попирание — раздор и споры об этом тех, кто покушается извратить правоту догматов и оскорбляет доблестное житие; а расторжение — это поругание со стороны живущих неправо и их пренебрежительное отношение к тем, кто предлагает им слово Божие и подает добрые советы. Посему Господь и сказал: не повергайте слова, подобно чему–либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы вам и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию со стороны тех, которые не говорят и не делают ничего право.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Это и Господь показал в Евангелиях, сказав: подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его ( Мф.13:45–46 ). Вот и вы – добрые купцы (ср. Мф.13:45 ), которые все оставили и вместо всего купили прекрасный, чрезвычайно прекрасный и драгоценный бисер – Христа, именно, подняв крест и последовав за Ним преподобием и правдою ( Лк.1:75 ). Но если празднество есть время радости, бодрствования и пробуждения от сна, то будем радостны и бодрственны и мы, братия, покупая в настоящем празднестве спасение свое. Хорош купец, который поступает во всем осторожно, никогда не раздражаясь. Увещание. Хорош покупатель, который получает бесчестие в ответ на добрые речи. Хорош меняльщик, который дает кровь и взамен получает дух 76 – посредством терпения, с которым он исполняет служение. Братия и отцы. Наступило уже начало года, когда читаются такие слова Евангелия: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенные во отраду, проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ). Посему, так как Единородный Сын Божий послан был Отцом в мир как умилостивительная жертва, то мы, слепые, снова получим зрение, плененные освобождение, сокрушенные отраду. Но кто слепой? Кто ослеплен пристрастием. Кто – пленник? Тот, кто сбит с прямого пути дурными помыслами. Кто сокрушен? Тот, кто обременен грехами. Любовь и милость Бога к человекам. Таковых врачует Господь. Ибо Он – врач не только тел, но и душ, и не только жившим тогда Он являлся телесно, но и теперь присутствует невидимо, благовествуя то же самое, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ) и целя всяк недуг и всяку язю в людех ( Мф.9:35 ). Поэтому впредь никто да не остается непросвещенным и неуврачеванным, но да приступает с верою и приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего ( Пс.23:5 ). О, неизреченное человеколюбие! Он из небытия привел нас в бытие, падших снова восставил; третью милость даровал нам – монашеское совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Ибо если захочешь (слова Св. Златоуста) посмотреть душу человека, злато любящего, сыщешь ее яко же одежду, от десяти тысящ червей съеденную, отовсюду диравую, от сует и от грехов согнилую и ржавчины полную». Вопрошу я тебя со Св. Василием, Христианине! «ты имеешь земли часть, насажденную деревами, часть для вспахания способную, столько-то десятин, кроме того винограды, горы, поля, рощи, реки, места приятнейшие. Что же после сего? Не три ли аршина земли тебя ожидают? не малой ли камень к хранению бедного твоего телишка доволен будет? И паки, кому смерть для богатства снисхождение делает? От кого болезнь за деньги отступает? Покуда же богатства будут для душ сило, смерти уда, греха приманка?» 202 . Видиши ли, яко смерть и могила для бедного и богатого одна и та же? Обрати, убо и душу свою и сердце свое к Богу, в котором суть сокровища вечные и бесконечные. А чтобы сие добро получить, облецыся, Христианине, в лепоту Едемския славы, в одежду святости, чистоты и незлобия; препояши чресла своя верою, надеждою и любовию. Приими в руце свои ветьви благоделания, и жди со благоговением Жениха души твоея Христа, который егда откроет вечерю царствия небесного, и ты готов предстанешь пред лице Христово, и воцаришься с Ним во веки веков. Притча шестая о бисере многоценном Мф. 13:45–46 . Паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. Бисер есть проповедь Евангельская, купцы суть живущие в мире сем, ищущие обрести знание некоторое; ибо многие бисеры, многих премудрых знание: однако одно есть многоценное знание, едина истинная вера во Христа Иисуса. Посему верные, совершенно понимая достоинство благовестия, с толиким рачением приобретают знание сие Христово и жизнь Евангельскую, которая: путь есть к царствию небесному, с коликим трудом купец ищет бисерей, и, продавши многие, покупает один даргоценнейший. Св. Златоуст, сие место изъясняя и связывая притчу о сокровище и притчу о бисере во едино рассуждение, говорит 203 : «что проповедь Евангельская драгоценнее бисера и бесчисленную приносит пользу, нежели сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010