Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в. Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в. В Камбуджадеше было распространено натуральное хозяйство, которое базировалось на поливном рисоводстве. Существовала иерархическая система с господствующими классами в виде феодальной аристократии, шиваитского жречества и феодалов-чиновников. Основную массу населения составляли крестьяне-общинники и храмовые работники кхнюм. Король был земным воплощением бога Шивы (в отдельные периоды - Вишну или Будды), а культ Бога-короля (дэва-раджи) был принят в качестве гос. религии еще в IX в. Считалось, что процветание гос-ва и народа зависит от благополучия обожествленного правителя и его храма (линги), к-рый воздвигался в центре столицы на вершине горы. Храмы почитались как жилище бога и выражали в камне всю космогонию, воплощая во внешнем виде и внутренней архитектуре гармонию божественного порядка. Сооружение храмов являлось своеобразным жертвоприношением, сопровождавшимся определенными обрядами, и воспринималось как соглашение между богами и людьми. Власть Бога-короля была неограниченной, и ему, как полагали, принадлежали вся земля и ее обитатели. Высшие посты в гос-ве занимали члены королевской семьи, а также члены семей высших священнослужителей. Жрецами становились, как правило, брахманы, прибывавшие в К. из Индии. Культ Бога-короля, наличие крупного храмового землевладения, огромная роль шиваитского жречества в политической и экономической жизни дают основание говорить о теократическом характере империи Камбуджадеша. Частые войны и широкое храмовое строительство вызвали истощение материальных и людских сил Ангкорской К., и в XIII-XIV вв. возникло религиозно-реформаторское движение в виде буддизма хинаяны (малой колесницы), направленное против шиваитского культа Бога-короля. Новое движение не требовало строительства тысяч храмов и выполнения дорогостоящих обрядов, отвергала наличие многочисленных священнослужителей, провозглашала равенство всех людей в их стремлении к нирване. Ослабление центральной власти и сокращение храмового землевладения вели к тому, что шиваитское жречество теряло влияние. Ожесточенная борьба жрецов старого культа против сторонников буддийского учения завершилась победой буддизма хинаяны, превратившегося в 1-й пол. XIV в. в гос. религию. При этом культ Бога-короля нек-рое время еще сохранялся, а верховный правитель считался воплощением Будды.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

1. Бесконечность. Из всех доступных постижению человека свойств Бога бесконечность является наиболее совершенным свойством ( Catania. 1993. P. 41). Согласно И. Д. С., если все свойства Бога отражаются в неких «естественных понятиях», в к-рых Бог постигается «как бы акцидентально», т. е. в некотором определенном аспекте Своего существования, то бесконечность есть «некое понятие, в котором Бог понимается в Себе Самом (per se) и в Своей чтойности» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 3. 1. 2//EdVat. Vol. 3. P. 16; чтойность здесь не тождественна сущности). Т. о., согласно И. Д. С., наиболее точным ответом на вопрос, что есть Бог, будет выражение «бесконечное сущее» или просто «бесконечное». При этом, понимая Бога как «бесконечное сущее», человек получает «собственное понятие» Бога, т. е. понятие, приложимое исключительно к Богу. Хотя это понятие является наиболее простым из доступных человеку применительно к Богу, согласно И. Д. С., оно все же является не безусловно простым, а сложным (поскольку формируется из 2 понятий: «сущесть» и «бесконечность»). Знание одновременно собственного и простого понятия Бога человеку недоступно, поскольку это означало бы знание Божественной сущности ( Catania. 1993. P. 44). Иоанн Дунс Скот. Гравюра из «Opera omnia». Lugduni, 1639 г. Иоанн Дунс Скот. Гравюра из «Opera omnia». Lugduni, 1639 г. Метафизический смысл понятия «бесконечность» разрабатывался И. Д. С. в полемике с Фомой Аквинским (см.: Cross. 1999. P. 39-41). Согласно Фоме, «конечность» и «бесконечность» - относительные свойства; некая вещь является конечной, если она имеет отношение к к.-л. другому сущему, ограничивающему ее; соответственно бесконечность есть отсутствие такого отношения к ограничивающему сущему. Бог, по учению Фомы, бесконечен, поскольку Он есть чистая форма, не ограниченная материей; т. о., бесконечность Бога есть логическое следствие Его простоты и совершенства ( Thom. Aquin. Sum. th. I 7. 1; ср.: Cross. 1999. P. 39-40). И. Д. С. отвергает такую интерпретацию бесконечности, заявляя: «Конечная форма прежде конечна сама по себе, и лишь потом ограничивается в зависимости от материи...

http://pravenc.ru/text/471161.html

Верховный комиссар Г. Вулзли принимает делегацию турок-киприотов. Гравюра из газ. «Illustrated London News». 1879 Верховный комиссар Г. Вулзли принимает делегацию турок-киприотов. Гравюра из газ. «Illustrated London News». 1879 8 и 9 июля англ. войска высадились в Ларнаке, 12 июля они вошли в Никосию, 22 июля на К. прибыл 1-й Верховный комиссар острова сэр Гарнет Вулзли, к-рый осуществлял исполнительную власть с группой высших адм. чиновников. Первоначально Верховный комиссар подчинялся МИД, а с дек. 1880 г.- Мин-ву колоний. Остров был разделен на 6 округов (Никосия, Фамагуста, Лимасол, Ларнака, Пафос, Кириния) во главе с англ. администраторами. Был упразднен суд кадиев, и введено англ. судопроизводство. В сент. 1878 г. было объявлено об учреждении Законодательного совета, к-рый состоял из лиц, назначаемых королевой (в т. ч. по рекомендации Верховного комиссара). Его решения носили консультативный характер и были недействительны без утверждения Верховного комиссара. Законодательный совет был преобразован после введения Конституции 1882 г.: он должен был состоять из 6 офиц. представителей англ. администрации и 12 избираемых киприотов от национально-религ. общин - 9 греков и 3 турок. Если офиц. лица выступали заодно с тур. членами совета, их голоса уравновешивали голоса представителей греч. общины, и в таком случае решение определялось мнением Верховного комиссара. Остров был разделен на 3 избирательных округа, каждый из к-рых выдвигал 4 депутатов (3 христиан и мусульманина). Избирательным правом обладали все мужчины, османские или брит. подданные, достигшие 21 года, платящие налоги и прожившие на К. не менее 5 лет. Выборы проходили каждые 3 года. Сначала выборы были открытыми, затем было введено тайное голосование. В компетенцию Законодательного совета входили экономические вопросы, в т. ч. утверждение бюджета и налогов. Исполнительный совет состоял только из англ. чиновников. В первые годы брит. правления османская система налогообложения не претерпела значительных изменений. Она включала 24 различных вида налогов и была весьма обременительной, поэтому англичане решили не устанавливать новые налоги (за исключением сборов на борьбу с саранчой, введенных в 1881). Постепенно десятина на нек-рые виды продуктов (напр., виноград, плоды рожкового дерева, грецкие орехи) была отменена, и пошлина взималась с них только в случае экспорта. С 1887 г. брит. власти начали внедрять практику сбора десятины не натуральными продуктами, а деньгами. Замена некоторых налогов пошлинами на экспорт и импорт привела к подъему цен. Кроме того, с каждого киприота, включая женщин и детей, собиралось по 0,5 ф. с. в счет компенсации, которую Великобритания обязалась выплачивать Турции за утрату К.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы». Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками, Эта фигура получила надпись «Космос» – «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилась и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши: старцем вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоиль 2, 28–29 ). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснована.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Раймунда VII (1249) Тулузское графство перешло мужу его дочери Альфонсу де Пуатье, младшему брату франц. кор. Людовика IX Святого . Поскольку в то время Альфонс вместе с королем участвовал в 7-м крестовом походе, во владение графством вступила его мать, вдовствующая кор. Бланка Кастильская. Фукуа стал одним из советников кор. Бланки, а затем и Альфонса, после его возвращения во Францию (осень 1250). Фукуа участвовал в переговорах Альфонса де Пуатье и его брата Карла Анжуйского с коммунами Арля и Авиньона (апр.-май 1251), входил в состав комиссии юристов, рассматривавших законность завещания гр. Раймунда VII (28 мая 1251). Как советник графа Фукуа, участвовал в работе над новой инструкцией для сенешалей, бальи и судей, призванной ограничить злоупотребления в судопроизводстве; был членом комиссии по реформированию управления Тулузским графством (с 1252). Служба у Альфонса де Пуатье позволила Фукуа приобрести связи при королевском дворе. В 1254-1257 гг. он был членом комиссии, созданной для изучения и защиты прав франц. монарха в южнофранц. сенешальствах Каркасон и Бокер. Участвовал в работе над ордонансом Людовика IX о реформе управления королевством (дек. 1254). В качестве юриста-консультанта сотрудничал с активно действовавшей на юге Франции инквизицией . Свои рекомендации обобщил в трактате «Quaestiones quindecim ad inquisitores» (Пятнадцать вопросов инквизиторам, ок. 1260), сохранявшем практическое значение до кон. XVII в. Овдовев, Фукуа обратился к церковному служению. В кон. 1254 или нач. 1255 г. он получил место клирика королевской капеллы, затем стал каноником собора в Ле-Пюи. Ок. 1256 г. рукоположен в сан пресвитера; вероятно, в том же году стал архидиаконом диоцеза. После смерти Армана де Полиньяка, еп. Ле-Пюи, Фукуа был избран на епископскую кафедру (11 июня 1257), подчиненную непосредственно Папскому престолу. По неизвестным причинам папа Римский Александр IV (1254-1261) сначала с неодобрением отнесся к кандидатуре Фукуа и лишь 19 окт. утвердил результат выборов. В янв. 1258 г. состоялась епископская хиротония Ги Фукуа. Тогда же он стал членом Парижского парламента и получил должность королевского советника. Фукуа проживал гл. обр. при королевском дворе; в июле 1259 г. он заключил с кор. Людовиком IX выгодное для своего еп-ства соглашение об имущественных и о фискальных правах короля в диоцезе, что обеспечило новому епископу поддержку местного духовенства. Был посредником на переговорах короля Арагона Хайме (Жауме) I с горожанами Монпелье (кон. 1258), представлял интересы франц. монарха в его тяжбе с архиепископом Арля (1259).

http://pravenc.ru/text/1841383.html

291 Этот план лично принадлежал вице-канцлеру графу Мих. Гавр. Головкину. См. «Замечания на записки Манштейна» в ч XXXVIII «Отечественных Записок» 1829 г., стр. 14. 311 Этому, однако, противоречит показание Шапа и из которых немецких источников, утверждающих, что императрица и правительница виделись и говорили. Первый рассказывает даже по этому случаю, что когда Елизавета подошла к спальне правительницы и часовой не хотел пропускать ее высочества, то Лесток будто бы сказал верному стражу: «Знаешь ли, несчастный, кому ты не повинуешься? Моли о помиловании твою императрицу!» И часовой уступил. Для нас важна роль, которая и в этом показании, хотя сомнительном, приписывается Лестоку. См. Voyage en Sibérie. T. 1, с. 185. Существует одно сочинение, довольно редкое, под титулом «Merkwürdige Geschichte ihrer grossmächtigsten unuberwindlichsten Majestät Elisabeth der Ersten» 1759 г., где перед заглавным листом находится даже гравюра, содержание которой – арестование правительницы самой цесаревной. Последняя изображена в ленте через плечо, с солдатской шляпой на голове и офицерским эспантоном в руке. Подле нее видны две фигуры гренадеров с ружьями. Правительница с какой-то повязкой на лбу, привстает из-под одеяла. Принц Антон-Ульрих, в мундире, шарфе и ботфортах, валится навзничь подле кровати, украшенной занавесами. Гравюра снабжена подписью и отличается забавной грубостью работы. Экземпляр этой же гравюры, выдранный из книги, выставлен неизвестно зачем в Ларинской зале императорской публичной библиотеки. 313 Gegenw. Zustand, с. 250. Людвиг курляндский тоже был арестован в самом зимнем дворце; но через час освобожден из-под стражи и переведен в почетное помещение. См. Materialen. z. d. Russ. Geach. II, с. 378. 317 Рихтер, в своей «Ист. Мед. в России», III, 437, ошибочно относит это событие, так же как и все другие награды и назначения Лестока, к одному в тому же дню 26-го ноября 1741, что вовсе не оправдывается официальными известиями того времени. 318 Таких дней в академическом календаре 1741 года насчитывается всего 20, из которых «весьма благополучных», в особенности для Лестока, два. Точно так же предписывались календарем дни, в которые следовало «семена снять», «лекарство принимать», «волоса стричь» и проч. Все это обозначалось особыми условным знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Стены были словно изъязвлены – все в струпьях и рубцах, как физиономия, обезображенная какой-нибудь ужасной болезнью. Сырость сочилась из них, подобно гною. Всюду виднелись намазанные углем непристойные рисунки. В комнате, снимаемой Мариусом, был, правда, выщербленный, но все же кирпичный пол, тут же не было ни плиток, ни дощатого настила, ходили прямо по обмазанному глиной ветхому перекрытию чердака, почерневшему под ногами. На этой неровной, густо покрытой въевшейся в нее пылью поверхности, нетронутость которой щадил только веник, причудливыми созвездиями располагались старые башмаки, домашние туфли, замызганное тряпье; впрочем, в комнате был камин, поэтому-то она и сдавалась за сорок франков в год. А в камине можно было увидеть все, что угодно: жаровню, кастрюлю, сломанные доски, лохмотья, свисавшие с гвоздей, птичью клетку, золу и даже еле теплившееся пламя. Уныло чадили две головни. Еще страшнее чердак этот выглядел оттого, что был он огромен. Всюду выступы, углы, черные провалы, стропила, какие-то заливы, мысы, ужасные, бездонные ямы в закоулках, где, казалось, должны были таиться пауки величиной с кулак, мокрицы длиной в ступню, а может быть, даже и какие-нибудь человекообразные чудовища. Одна кровать стояла у двери, другая у окна. Обе упирались в стенки камина и находились как раз против Мариуса. В углу, недалеко от отверстия, через которое смотрел Мариус, на стене висела раскрашенная гравюра в черной деревянной рамке, а внизу гравюры крупными буквами стояло: СОН. Гравюра изображала спящую женщину и ребенка, спящего у нее на коленях; над ними в облаках парил орел с короной в когтях, и женщина, не пробуждаясь, отстраняла корону от головы ребенка; в глубине, окруженный сиянием, стоял Наполеон; опираясь на лазоревую колонну с желтой капителью, украшенную такой надписью: Моренго Аустерлис Йена Баграм Элоу Под гравюрой на полу была прислонена к стене какая-то широкая доска, нечто вроде деревянного панно. Она походила на перевернутую картину, на подрамник с какой-нибудь мазней на обратной стороне, на снятое со стены зеркало, которое никак не соберутся опять повесить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

О необходимости реформы заговорили уже в первые десятилетия XIX в.: помимо брошюр, написанных духовными лицами, следует упомянуть «Доклад о реформе церковной музыки» (Rapporto intorno alla Riforma della Musica Sacra, 1838/39) композитора Гаспаре Спонтини (1774-1851). Для искоренения злоупотреблений в докладе предлагалось ввести значительные штрафы. В тексте приводятся характеристики, которыми должно обладать хорошее церковное сочинение, предлагается создать специализированную муз. библиотеку и особый план обучения малолетних певчих полифонии. Несмотря на поддержку папы, инициатива Спонтини не имела продолжения. Г. Спонтини. Гравюра. XIX в. Г. Спонтини. Гравюра. XIX в. В те же годы засвидетельствована новая волна интереса к полифонической традиции. В Риме, где Сикстинская капелла продолжала петь старинный репертуар, хотя и в спорной манере, подвергавшейся критике мн. современниками, Джузеппе Баини (1775-1844), композитор и администратор (camerlengo) коллегии папских певцов, занимался изданием полного собрания сочинений Палестрины, способствовал исполнению его сочинений и опубликовал его биографию. Аббат Фортунато Сантини (1778-1862) сделал транскрипции в виде совр. партитуры мн. сочинений, хранившихся в рим. архивах. Его коллекцией пользовались разные музыканты и музыковеды; впосл. ее приобрел Мюнстерский архиепископ (в наст. время она находится в Германии). Аббат-кальмадунец Пьетро Альфьери (1801-1863) осуществил издание лучших собраний церковной музыки. Мирянин Луиджи Фердинандо Казамората (1807-1881) опубликовал в муз. журналах статьи, посвященные проблеме соответствия церковной музыки требованиям богослужения в пику музыкантам, которые «вместо того чтобы положить на музыку священный текст, используют священный текст для создания музыки». Пресв. Джованни Баттиста Кандотти (1809-1876), открыв для себя ренессансную полифонию, отказался от общераспространенного театрального стиля и писал композиции в новом стиле, опираясь на ренессансные традиции. Миланский пресв. Гуэррино Амелли (1848-1933; впосл.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Действуя в духе «просвещенного абсолютизма», Фридрих II провел ряд реформ (1756-1786) под лозунгами установления свободы вероисповедания, равенства всех перед законом и обязательного обучения. Были отменены пытки, запрещены суды над ведьмами, утверждался принцип независимости судей, упрощалось судопроизводство, было разработано «Прусское земское уложение» (издано в 1794), расширено право на получение начального образования. Им предпринимались безуспешные попытки приостановить сгон крестьян с земли, т. к. это сокращало поступления налогов и уменьшало призывные контингенты. Мн. мероприятия носили лишь показной характер. Так, в 1740 г. была декларирована свобода печати, а позднее подтверждена строгая обязательность цензуры. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. При Фридрихе II территория Пруссии увеличилась почти в 2 раза. Важные в стратегическом отношении земли и внешнеполитический авторитет Пруссия приобрела во время Семилетней войны (1756-1763). По Губертусбургскому миру (15 февр. 1763) с Австрией и Саксонией она закрепила за собой Силезию и графство Глац. В 1742 г. Фридрих II уравнял в правах католич. и протестант. Церкви в Силезии. В посл. трети XVIII в. Пруссия вместе с Россией и Австрией участвовала в разделах Польши. Идеология «просвещенного абсолютизма» оказала влияние на др. герм. гос-ва, в к-рых были проведены реформы, способствовавшие нек-рой модернизации, но в целом направленные на увеличение доходов гос-ва. В 1762-1763 гг. в Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена администрация, обновлены школы и академии. В Баварии реформы в духе «просвещенного абсолютизма» пришлись на правление курфюрста Максимилиана III (1745-1777). Была улучшена денежная система, созданы учреждения для управления экономикой, разработаны новые гражданский и уголовный кодексы. В 1759 г. в Мюнхене создана Баварская АН, ставшая центром распространения идей Просвещения.

http://pravenc.ru/text/529064.html

В 1520 г. в работе «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» Лютер предложил программу церковно-политических преобразований. Обращаясь к императору, князьям и дворянству, он призвал светских лиц возглавить движение за реформу католич. Церкви. Здесь же он изложил учение о «всеобщем священстве», к-рое стало одной из основ новых евангелических представлений. Лютер утверждал, что у католич. духовенства нет монопольного права на священство, им обладают в силу крещения все миряне. Священнослужитель не особое состояние, для обретения к-рого необходимо совершить специальное таинство, считал Лютер, а должность в церкви, на к-рую приход (община) может избирать подходящих лиц. Лютер требовал четко разграничивать прерогативы 2 властей, светской и духовной, а также сферы действия светского права, к-рому он придавал первостепенное значение в обеспечении порядка, необходимого для христ. жизни, и права церковного. Он обосновывал секуляризацию церковного имущества и роспуск монашеских орденов, в мон-рях предлагал разместить общественные школы, приюты, госпитали. В соч. «О вавилонском пленении Церкви» (1520) Лютер подверг критике учение о таинствах, заявив, что только 3 (Крещение, Покаяние, Евхаристия) из 7 принятых католич. Церковью Таинств имеют обоснование в Свящ. Писании (позже он оставил Крещение и Евхаристию). «Крещение Христа и предстоящие курфюрст Фридрих Великодушный и Мартин Лютер». Гравюра Лукаса Кранаха Младшего. Ок. 1548 г. «Крещение Христа и предстоящие курфюрст Фридрих Великодушный и Мартин Лютер». Гравюра Лукаса Кранаха Младшего. Ок. 1548 г. В июне 1520 г. папа Римский Лев X выпустил буллу «Exsurge Domine», угрожавшую Лютеру отлучением от Церкви, если он не отречется от заблуждений. В ответ Лютер издал соч. «О свободе христианина», где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, «плотской» свободы гарантами порядка являются светские власти. Т. о., были обозначены границы понимания Лютером Реформации: отвергая существующий церковный строй, она не должна была затрагивать социально-политическое устройство. В дек. 1520 г., после того как папская булла вошла в силу, началось сожжение книг Лютера. Проповедник ответил публичным символическим актом сожжения одного экземпляра буллы, а также книги по каноническому праву. Позиция Лютера принесла ему популярность в Г. и сделала национальным героем. Весной 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где он должен был отречься от своих убеждений в присутствии нового имп. Карла V и имперской знати. Лютер отказался отречься от своих взглядов, заявив: «На этом я стою и не могу иначе». Император утвердил Вормсский эдикт, по к-рому на всей территории империи предписывалось преследовать сторонников новой ереси. Во мн. местах, однако, эдикт под различными предлогами не исполнялся. По распоряжению Фридриха Мудрого Лютер укрылся в замке Вартбург и начал переводить на нем. язык Библию.

http://pravenc.ru/text/529064.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010