Иисус высоко ценил Иоанна. Об этом свидетельствуют слова: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Но что означает продолжение этой фразы – о том, что меньший в Царстве Небесном больше его? Нагорная проповедь. Гравюра. Доре. 1860-е гг. Его можно понимать двояко. При одном толковании речь идет о Царстве Небесном как новой реальности, в которой каждый человек обретает иное качество, и даже самый великий человек на земле меньше самого малого в Царстве Небесном. При другом толковании слово «меньший» относится к Иисусу: Он – Тот Меньший, Который принял крещение от Иоанна, приклонив голову под его руку, но по Своей значимости Он больше, так как миссия Иоанна носила лишь приготовительный характер, а миссия Иисуса – это Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). В том, что касается внешних форм проповеди и служения, Иисус много заимствовал у Иоанна. Особенно на первых порах Его проповедь выглядит как прямое продолжение Иоаннова служения. Как мы уже отмечали, Иоанн первым произнес слова, ставшие лейтмотивом проповеди Иисуса на начальном этапе: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Иоанн первым вступил в полемику с фарисеями, и Иисус перенял стиль и манеру его общения с ними. Даже учение об Отце и Сыне впервые прозвучало из уст Предтечи ( Ин 3:35–36 ) и лишь потом было раскрыто Иисусом. Но самое главное, что Иисус и вслед за Ним христианская Церковь заимствовали у Иоанна, – это обряд крещения, который Иисус наполнил новым содержанием. О том, что на раннем этапе Своей проповеди Иисус практиковал крещение, упоминает только четвертое Евангелие, и в дальнейшем его тексте мы больше не услышим об этом (синоптики же вообще умалчивают о том, чтобы Иисус или Его ученики кого-нибудь крестили). Практика крещения будет возрождена уже в совершенно ином контексте – после воскресения Иисуса, но по Его прямому повелению: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). И это будет уже не Иоанново крещение в покаяние, а то крещение Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ), провозвестником которого он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Письма к клирикам. Кириаку, монаху, Феодосии, монахине Преподобный Нил. Византийская гравюра Кириаку, монаху Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Ибо теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а часто и от лености самой души, впадая в какие-либо пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне унижается грехом и во время самой смерти и погребения с уничижением и бесчестием влачится по земле и предается оной в великом убожестве, так как сказано: сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43). Но во время восстания всех человеков, сложив с себя тление и унижение, тело наше восстанет украшенное славою и велелепием Христа Спасителя и не будет уже более совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию, суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки пребудет нетленным. Ему же Возвел еси человеки на главы наша (Пс. 65, 12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними. Ему же Бывают у людей иные состояния и положения столько чистые, что один заступает место солнца, другой — луны, третий — звезды; и видишь, что иной человек нередко более Соломона прославлен был мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает благоговение и страх Всесовершенного и впадает в нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать: совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются охранения Святым Духом, и идет на них войною Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а святыню Давида и Соломона и прочих царей — все, что было в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием приобретено, собрано и уготовлено, — берет с собою, и храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми ногами.

http://pravoslavie.ru/2703.html

Псалмы можно разделить на следующие группы: 1. Псалмы поучительные, по-еврейски мидраш. Например, псалом 36-й: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены . Или 72-й: Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои… 2. Псалмы покаянные. Например, 6-й: не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня . Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. 3. Благодарственные псалмы, например 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: Благословлю Господа во всякое время… 4. Хвалебные, или галлелы (от евр. hallel — «хвала»). Исследователи выделяют галлел большой (Пс. 119–135), певшийся на праздник Кущей, и галлел малый, или египетский (Пс. 112–117), который пелся на Пасху. Часть галлела большого называется песнью степеней, или песнью Восхождений, потому, что эти песни исполнялись паломниками, шедшими, или восходившими, в Иерусалим или поднимавшимися по ступеням храма. 5. Просительные, например 101-й псалом: услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Псалом — прежде всего богослужебный гимн. Исполнение псалмов связано с ветхозаветным храмовым богослужением, а ужее затем — после плена — с богослужением синагогальным. Мы привыкли к тому, что псалом — песнопение без сопровождения музыкальных инструментов, но так было далеко не всегда. Глагол — означает как «пою», так и «играю на струнном инструменте». Центром еврейского храмового богослужения является жертвоприношение, но в нем всегда присутствовал музыкально-певческий элемент, так что пение становилось как бы особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме содержатся слова: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя… Псалтирь рифмотворная, конец XVII века, гравюра «Царь Давид» Сопровождение псалмов звуком труб, установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв, стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма с аккомпанементом музыки, под звуки которой горела жертва.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В  Нагорной проповеди Христос объяснил шедшим за Ним людям всю суть христианской жизни. Наиболее полно её содержание передал апостол Матфей. В более сжатом виде сведение о Нагорной проповеди Спасителя сообщает евангелист Лука: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк.6:17–22 ). Описание Гравюра Густава Доре показывает благодатные дары Нагорной Проповеди, которая является своеобразной квинтэссенцией христианской жизни. В центре мы видим сидящего Иисуса Христа в окружении людей разных возрастов, обступивших его со всех сторон. Некоторые из них в задумчивости склонили головы, некоторые устремили взоры на Христа и с интересом внимают Его словам, иные ведут неспешную беседу, пытаясь понять глубокий смысл Христовой проповеди. Сквозь кроны деревьев к ногам Спасителя  падают лучи света, а Его указующий жест направлен вверх, к источнику этого света, призывая слушающих увидеть и понять: исполнение закона имеет значение только тогда, когда он исполняется с любовью к Богу и ближнему,  как без солнца не бывает света, так закон без любви – ничто. История Французский художник Гюстав Доре (1832-1883) на протяжении своей жизни создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Иллюстрированные сюжеты на библейскую тематику создавались многими мастерами изобразительного искусства, но среди них Доре был одним из самых выдающихся. Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии  не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/nagornaya-propoved-...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Изображенный на гравюре сюжет основан на повествовании апостола Луки: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие; И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Описание Передавая описанное в Евангелии событие, художник изобразил фрагмент внутреннего убранства дома, которое было весьма скромным: глиняные полы, на переднем плане хозяйственная утварь, низкий табурет придвинут к незатейливо срубленному столу, стоящему у стены, на столе только кувшин и еще некоторая посуда. В этой домашней обстановке Деве Марии является Архангел Гавриил, чтобы возгласить радостную весть. На лице Пресвятой Девы удивление и покорность , руки Ее крестообразно сложены в молитвенном жесте. В этой, на первый взгляд, художественной простоте, реалистично и проникновенно передается атмосфера величайшего Библейского события. Небесный свет, осветивший простое земное жилище, Архангел Гавриил, явившийся как бесплотный дух –  мы видим всего лишь Его прорисовку усиливает ощущение неотмирности происходящего события. Художник совмещает два параллельных мира – земной и небесный, которые вскоре будут торжествовать вместе, прославляя Воплотившегося Господа Иисуса Христа, Спасителя человечества. История Данная гравюра относится к циклу иллюстраций к Библии, над которыми художник работал с 1864 по 1866 гг. Доре выполнил за два года 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на основных событиях Священного Писания. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/blagoveshhenie-dore...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сцена избиения младенцев, о которой повествует Евангелист Матфей. Как известно, Ирод, услышав от волхвов, шедших поклониться рожденному от Пресвятой Девы Марии Божественному младенцу Иисусу Христу, воспылал к Нему ненавистью, видя в Нем своего будущего соперника, претендента на царство. Ирод велел волхвам вернуться и рассказать о месте нахождения Младенца. Но после сошедшего на волхвов откровения, волхвы решили не возвращаться обратно и изменили свой путь. Царь Ирод посчитал себя обманутым, пришёл в ярость и принял чудовищное по своей жестокости решение — уничтожить в тех краях всех родившихся детей, полагая, что среди них будет Иисус. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих. И не хочет утешиться, ибо их нет». (МФ. 2:16). Описание Гравюра показывает кровавую сцену избиения младенцев в Вифлееме по приказу Ирода. Мы видим вдали городские постройки, на первом плане ворвавшиеся в жилища мирных людей воины с мечами и копьями наперевес отнимают у матерей детей и жестоко убивают их, не щадя никого. На первом плане испуганная мать пытается прикрыть своим телом грудных детей, но закованные в латы, с оружием наперевес солдаты  спешат к ней, находясь всего в нескольких шагах от жертвы. Рядом с ними у ограды убитая женщина с ребенком, над ней вверху преследуемая солдатами женщина пытается сброситься со стены, но не успевает спастись – ее хватает один из воинов. Динамичная композиция, выстроенная мастером, выразительно передает весь трагизм и ужас происходящего события. История На момент создания произведения Гюстав Доре уже был широко как выдающийся рисовальщик и иллюстратор. В 1864 году Доре приступил к сложнейшей и ответственной работе. Ему предстояло проиллюстрировать содержание Ветхого и Нового заветов. Проект художник считал самым важным из своих заказов. Художник сделал множество эскизов к гравюре «Избиение младенцев». В 1866 году Доре окончил свою почетную и весьма трудоёмкую миссию, создав более 230 иллюстраций-гравюр к Библии. Издание с его иллюстрациями имело колоссальный успех. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/izbienie-mladenczev...

Трудно нам мерять Божественную справедливость по своим критериям. До конца нам ее вряд ли удастся понять, пока мы живы и находимся в системе своих пристрастий. Собственно говоря, развитие в себе чуткости к воле Божией — это задача на всю жизнь. Но Благая Весть на то и благая, чтобы служить нам опорой в этом великом деле (великом, потому что от него зависит наше пребывание в вечности). Правда, Евангелие — это не железнодорожный справочник и не сборник рецептов; оно дает направление, а двигаться мы должны сами. Следующая притча повествует о том же: как будет действовать Сын Человеческий при Своем пришествии? «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Талант — это античная мера веса драгоценных металлов, весьма значительная; правда, стоимость его снижалась, но есть кое-какие основания говорить, что и во времена земной жизни Иисуса серебряный талант — это 50 кг серебра, а золотой — в 10 раз тяжелее. Короче говоря, малопредставимые суммы даже и в серебре. Вот достаточно ли мы обращаем внимание на то, что господин раздавал таланты не по собственному произволу, а по способностям одариваемых? А между тем в Ветхом Завете не один раз упоминается, что Бог подобен горшечнику, работающему с глиной (а глина — символ праха земного, из которого сотворен человек), и квинтэссенция этой сквозной метафоры — утверждение в Рим 9:21: горшечник, который из одной и той же глины делает сосуды и для высокого употребления, и для низкого, властен над глиной. То есть в Писании имеет место профилактика самопревозношения, того самого, которое нынче так популярно под псевдонимом самореализации. А тот, кто зарыл талант, при таком рассмотрении может оказаться бешеным честолюбцем с неудовлетворенной гордыней. А между тем свой талант получил и он. Только ему мало было. И он, если подумать, становится в ряд недовольных: старшего брата из притчи о блудном сыне, работников первого часа, возроптавших на то, что и работники одиннадцатого часа получили свою награду... Можно добавить и иные исторические и современные примеры. Притча о талантах. Гравюра XVI в.

http://foma.ru/okonchanie-besed-posledni...

Христос и фарисеи. Гравюра Гюстава Доре К указаниям закона Моисеева в «предании старцев» добавились многочисленные другие предписания, превратившие религиозность фарисеев в мелочное, скрупулезное соблюдение тысяч неписаных правил. Параллельно с этим они изобрели различные уловки, позволявшие им не выполнять постановления Моисеева законодательства. Один из примеров Иисус приводит в Своей речи: когда сын посвящает Богу не то, что принадлежит ему, а то, что он должен был бы отдавать родителям, он считает себя свободным от обязанностей по отношению к ним. Фарисеи постоянно обличали Иисуса за то, что Он нарушает субботу. Им не нравилось, что, идя в субботу по дороге, ученики Иисуса срывали колосья и ели. Им не нравилось, что, приходя по субботам в синагогу, Иисус совершал там исцеления (Мф. 12:10–13; Мк. 3,1–5; Лк. 6:6–10; Лк. 14:1–6; Ин. 5:1–10). В рассказе об исцелении согбенной женщины начальник синагоги обращается к народу со словами: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. На это Иисус отвечает ему: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13:14–16). Иисус настаивал на том, что можно в субботы делать добро (Мф. 10:12). Он утверждал, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27). Реакция Иисуса на фарисейское требование воздерживаться от исцелений по субботам была эмоциональной: оно вызывало у Него гнев и скорбь (Мк. 3:5). Фарисеи тоже эмоционально реагировали на Его слова и поступки: Его свободное отношение к субботним нормам приводило их в бешенство (Лк. 6:11). Исцеление слепого. Фрагмент фрески. Фото: А. Поспелов/Pravoslavie.ru Не все фарисеи одинаково негативно воспринимали деятельность Иисуса, нарушавшую субботний покой: иногда они разделялись в своем мнении. После того как Иисус в субботу исцелил слепого, некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря (Ин. 9:16). Однако главным авторитетом для них оставался Моисей. Поэтому, несмотря на очевидность произошедшего чуда, они укоряли бывшего слепого: Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9:28–29).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Это предположение подтверждается рассказом четвертого Евангелия о проповеди Иисуса в капернаумской синагоге. Здесь упоминаются многие из учеников Его, которые, слыша Его проповедь, говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать! В ответ Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, обличил их в неверии, предсказав, что один из них предаст Его. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ( Ин. 6:60–67 ). Здесь впервые Иоанн упоминает конкретное число: двенадцать. Итак, согласно Иоанну, у Иисуса было сначала пять учеников, потом их стало, по-видимому, намного больше, а потом значительная часть учеников отошла от Него и больше не ходила с Ним. Откуда взялись двенадцать, число которых наконец названо Иоанном? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к повествованиям синоптиков. История призвания первых учеников у синоптиков значительно отличается от истории, которую излагает Иоанн. Матфей и Марк приводят одну и ту же, текстуально идентичную историю: Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк. 1:16–20 ; Мф. 4:18–22 ). «Я сделаю вас ловцами человеков». Гравюра. Доре. 1860-е гг. При чтении этого отрывка создается впечатление, что Иисус призывает незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем попытка гармонизации этой истории с рассказами из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из четырех упоминаемых Матфеем и Марком учеников два названы по имени у Иоанна, а один, вероятно, является самим Иоанном. При этом, как мы помним, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и последовали за Иисусом, а потом Андрей нашел Петра и привел его к Учителю. Все это происходило сразу после двух встреч Иисуса с Иоанном Крестителем, произошедших, как мы предположили, по возвращении Иисуса из пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но разве не было гравюры на почве католичества? Этот вопрос я ставлю, впрочем, не столько тебе, сколько себе самому: по существу-то с тобой я согласен. – Конечно. Но замечательно, в католичестве гравюра и проч. явно не хочет быть графичной, и тогда ей свойственны явно не гравюрные, а масляно-живописные задачи. Католическая гравюра, по большей части, даже буквально задается воспроизведением масляной живописи, т. е. служит только техническим средством умножения и распространения масляных картин, подобно нашей современной фотомеханике. Католическая гравюра, с этими жирными штрихами, имитирующими мазок маслом, пытающаяся накладывать типографскую краску не линейно, а полоскою, полосками, есть в сущности род масляной же живописи, а не настоящая гравюра: в этой последней типографская краска служит только знаком различения мест поверхности, но не имеет цвета, тогда как полоска имеет если не цветность, то нечто аналогичное ей. Настоящая гравюрная линия есть линия абстрактная, она не имеет ширины, как не имеет и цвета. В противоположность масляному мазку, пытающемуся сделаться чувственным двойником если не изображаемого предмета, то хотя бы кусочка его поверхности, гравюрная линия хочет начисто освободиться от привкуса чувственной данности. Если масляная живопись есть проявление чувственности, то гравюра опирается на рассудочность, – конструируя образ предмета из элементов, не имеющих с элементами предмета ничего общего, из комбинаций рассудочных “да” и “нет”. Гравюра есть схема образа, построенная на основании только законов логики – тождества, противоречия, исключенного третьего, – и в этом смысле имеет глубочайшую связь с немецкой философией: и там и тут задачей служит воспостроение или дедукция схемы действительности с помощью одних только утверждений и отрицаний, лишенных как духовной, так и чувственной данности, т. е. сотворить все из ничего. Такова подлинная гравюра, и чем чище, т. е. без психологизма, без чувственности, достигает своей цели, тем определеннее проявляется ее совершенство, как гравюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010