Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. 7 июля имп. Александр I, уступив уговорам приближенных, покинул Главную квартиру и направился в С.-Петербург, чтобы военные неудачи не бросили тень на имп. власть. Несмотря на отъезд из армии, роль имп. Александра I в О. в. не была пассивной, как это неоднократно утверждалось в исторической лит-ре. Являясь верховным руководителем гос-ва, он принимал все важнейшие стратегические и военно-политические решения. Уже в первые месяцы войны российский император объявил борьбу с Наполеоном I всенародным делом и начал антинаполеоновскую пропаганду, оказывавшую значительное влияние на общественное мнение не только в России, но и в Зап. Европе. Однако главная заслуга Александра I заключалась в его непоколебимом решении не заключать мир до тех пор, пока на территории России останется хотя бы один неприятельский солдат. Твердая позиция российского императора свела на нет саму возможность победы Наполеона I, став в конечном счете одной из главных причин буд. триумфа России. 6 июля 1812 г. имп. Александр I подписал манифест «О сборе внутри государства земского ополчения», к-рый свидетельствовал о том, что в борьбе с вторгнувшимся в пределы России врагом император решил сделать основную ставку на Православие и народную войну. Император обращался ко всем своим подданным, «ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским», приглашая их «единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений» (ПСЗ. Т. 32. 25176. C. 388). Он предлагал поражать неприятеля «на каждом шаге» «всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам». Манифест содержал знаменитую фразу: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют». По свидетельству современников, манифест оказал существенное влияние на патриотическое настроение широких масс. Прямо противоположное впечатление он производил на офицеров Великой армии, которые увидели в нем «призыв к бесконечной войне» и усомнились в победоносном завершении своего похода. «Как и когда,- писал лейтенант О. Рёдер фон Бомсдорф,- будет закончена борьба с самодержцем девятой части земли, который призвал… своих подданных истреблять нас любыми находящимися в их распоряжении средствами» ( R ö der von Bomsdorff O. W. Mittheilungen aus dem russischen Feldzuge. Lpz., 1816. Bd. 1. S. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2581703.html

Конечно, современным зоологам нечего делать с этой горой книг, но зато какие там гравюры! Разве можно равнять с ними рисунки иллюстраторов Брема? И те были мастерами первого класса. Каких павлинов они, например, рисовали – великолепных, блестящих, распахнутых, как гигантский веер! Как умели они передать мягкость пуха райской птицы, мельчайшие чешуйки на крыльях колибри, светоносность, изумруд и бронзу оперения зимородка! Они вырисовывали каждое перышко, схватывали свечение раковины, блеск пера, лоск шерсти, тусклый желтый огонь глаз зверя. Но поздно, слишком поздно они пришли со своими кисточками. За сто лет прошло удивление, выдохся восторг первооткрывателей и остались на их долю только верность рисунка, твердость руки, зоркость глаза. И сразу же их великолепные картинки превратились в олеографии. Все удивительное, неповторимое, сказочное ушло из их рисунков безвозвратно. Кто хочет вступить вместе с Робинзоном на его необитаемый остров, кто хочет полюбить Пятницу, пусть отыскивает в музеях и библиотеках старинные альбомы, листает их голубоватые страницы, всматривается в точные и четкие зарисовки! Только там найдешь портреты невиданных людей, зарисовки с еще неизвестных животных. И не в мастерстве, конечно, дело. У рисовальщика была одна задача – дать точный документ, не нарисовать, а запротоколировать. Но разве не чувствуется, когда смотришь на эти необычайные линии, изгибы и формы, дрожь, которая вот-вот охватит карандаш художника? Вот, например, гравюра в одном из томов Бюффона – птица-носорог. Она чудовищна, огромна, зловеща – этакий тропический черный рогатый ворон. Художник был скрупулезен, он ничего не упустил. Его карандаш и резец доходили только-только до определенного предела и останавливались на нем; но чувствуется, как хотелось ему пририсовать этому дьяволу еще второй рог, сделать его клюв крючковатым, как нос у ведьмы, а ногти когтистыми, вообще намекнуть как-нибудь, что тут и до черта не так уже далеко. И другая гравюра – гриф. Смотришь и понимаешь, что художник рисовал птицу, а вспоминал-то дракона. И размах дьявольских крыльев, и перья, похожие на чешую, и стальные когти, и змеевидная, морщинистая шея гада – все, все ясно выдает мысль художника. Он понимал, что гриф вышел из рук создателя не совсем таким, каким был задуман, что не все намеки в нем расшифрованы, не все дожато, додумано до конца. И будь, например, Господом-Богом он, художник, все брошенное мимоходом было бы доведено до полной ясности. Дракон был бы драконом, а черт – чертом. Но над художником стоит ученый, и мысль о всей этой дьявольщине только чуть-чуть сквозит в точных, уверенных линиях его карандаша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

15 февр. 1386 г. литов. правитель вместе с др. князьями крестился в кафедральном соборе Кракова, приняв христ. имя Владислав. 18 февр. был заключен его брак с Ядвигой, 4 марта состоялась коронация. В 1387 г. последовало принятие католичества литовцами - сначала знатью, собравшейся в Вильно, а позднее (во время объезда страны королем) и простым народом. В февр. 1387 г. было основано католич. еп-ство в Вильно под патронатом св. Станислава, наделенное крупными земельными владениями (свыше 600 крестьянских дворов) и большими привилегиями (свобода от всех налогов, полная судебная власть над подданными). Тогда же были заложены католич. храмы в главных городах Литвы. В том же году литов. боярам-католикам была гарантирована свобода распоряжаться своими земельными владениями, из княжеских «работ» (labores) в их обязанности входило строительство и ремонт крепостей. Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Благодаря объединению Польши и Литвы удалось добиться достижения 2 важных целей - со временем были подавлены сепаратистские движения на «русских» землях, восстановлена утраченная ранее зависимость Смоленского княжества от Литвы. Одновременно в состав Польши была возвращена ранее занятая венграми Галицкая земля. Но со временем в отношениях между странами возникли проблемы. Польск. знать при поддержке В. рассматривала Литву как владение, зависимое от Короны. Все документы, касавшиеся Великого княжества Литовского, исходили из польск. королевской канцелярии, а русско-литов. князья должны были приносить присягу на верность В., Ядвиге и Короне королевства Польского. Тогда же в Вильно появились польск. наместник и гарнизон. Все это вызывало недовольство литов. боярства. Оно стало переходить на сторону Витовта, к-рого в борьбе с В. поддерживал Тевтонский орден. Положение было опасным, т. к. крестоносцы, несмотря на Крещение литовцев, продолжали военные походы на Литву, их войска неоднократно подходили к Вильно. В. был вынужден пойти на уступки. По соглашению, заключенному в Острове 4 авг. 1392 г., Витовту были возвращены владения отца, ему передавалось управление Великим княжеством Литовским. Титул «великий князь» и верховную власть над Литвой В. сохранил за собой. В дальнейшем в отношениях между Польшей и Литвой, В. и Витовтом, бывали трения, подчас достаточно серьезные (как, напр., в 1398, когда в ответ на требования денежных выплат в знак зависимости литов. бояре на о-ве Салин провозгласили Витовта «королем Литвы»), но связи оказались достаточно устойчивыми. Они укрепились в 1401 г., когда Витовт получил от В. Великое княжество Литовское в пожизненное держание, а также великокняжеский титул. В., однако, сохранял за собой верховную власть, во время регулярных объездов страны он каждую зиму проводил в Литве.

http://pravenc.ru/text/154995.html

Наиболее полно включает церковную лит-ру «Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова», издававшийся ежегодно в 1884-1916 гг. в С.-Петербурге и Сергиевом Посаде. Время от времени выходили каталоги монастырских издательств: ТСЛ, Киево-Печерской лавры, Почаевской Успенской лавры, Афонского Рус. Пантелеимонова мон-ря (см.: Степанов. Мат-лы. 193, 194, 195-206). В период 1884-1908 гг. Русское об-во книгопродавцов и книгоиздателей выпускало бюллетень «Книжные новости» (Там же. С. 12-17). Общая ретроспективная библиография В 1776 г. вышла первая библиографическая работа, составленная археографом, управляющим Московским архивом Коллегии иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменским (1737-1814) «De notitia librorum Rossicorum, systematice expositorum» (Описание российских книг, систематически расположенных), напечатанная приложением к учебнику риторики И. Ф. Бургия ( Burgii I. F. Elementa oratoria. M., 1776). В «Описание» вошло ок. 900 книг и журнальных статей по всем отраслям знания «во благо старательных юношей», в т. ч. 64 - по богословию. В дальнейшем Бантыш-Каменский неск. десятилетий работал над созданием полного репертуара рус. книг. Труд не был закончен, издан частично (С. А. Белокуровым в ж. «Книговедение» за 1894, 3, 4). Еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев; 1737-1795), получивший образование в московской Славяно-греко-латинской академии и Гёттингенском ун-те, составил указатель, охватывавший репертуар рус. книги с 1517 по 1785 г. включительно, «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших». По объему материала и методам его библиографической обработки еп. Дамаскин опередил мн. последующих рус. библиографов. Труд был издан частично (в 1848 и 1851), а также в ПДП (СПб., 1881) В. М. Ундольским, в ЧОИДР (1891) С. А. Белокуровым (Кн. 1. Разд. 2). Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Нижегородский и Алатырский. Гравюра Н. Соколова. XIX в. Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Нижегородский и Алатырский. Гравюра Н. Соколова. XIX в.

http://pravenc.ru/text/149151.html

обр. на древнейшую версию «Деяний Сильвестра» (версия А 1), но использовал и более позднюю редакцию (В 1), предположительно созданную в VI в. ( Levison. 1924. P. 458-464; Fuhrmann. 1959; о «Деяниях Сильвестра» см.: Pohlkamp W. Textfassungen, literarische Formen und geschichtliche Funktionen der römischen Silvester-Akten//Francia. Sigmaringen, 1992. Bd. 19. N 1. S. 115-196; Canella T. Gli «Actus Silvestri»: Genesi di una leggenda su Costantino imperatore. Spoleto, 2006). «Постановление Константина» представлено как рим. законодательный акт, хотя обладает признаками, характерными для раннесредневековых грамот (дипломов) ( Gandino. 2009. P. 1-2). В связи с этим высказывалось мнение, что идея этого сочинения была заимствована из «Деяний Сильвестра», где говорится, что имп. Константин, приняв христианство, издал ряд законов в пользу Церкви, в т. ч. «даровал Римской Церкви и ее понтифику привилегию: чтобы во всей Римской империи духовенство признавало его главой, как судьи признают своим главой царя» (priuilegium ecclesiae Romanae pontificique contulit, ut in toto orbe Romano sacerdotes ita hunc caput habeant sicut omnes iudices regem - Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. T. 2. P. 513). По-видимому, «Постановление Константина» являлось своего рода «реконструкцией» имп. закона, о существовании к-рого упоминалось в «Деяниях Сильвестра» ( Loenertz. 1974. P. 240-244). Папа Римский Сильвестр I слева от трона Богоматери. Декорация оратория Сан-Никола в комплексе Латеранского дворца. Гравюра с утраченной росписи. 1130–1134 гг. Папа Римский Сильвестр I слева от трона Богоматери. Декорация оратория Сан-Никола в комплексе Латеранского дворца. Гравюра с утраченной росписи. 1130–1134 гг. В кон. XIX-XX в. большинство исследователей в целом придерживались гипотезы П. Шеффера-Бойхорста, поддержанной и уточненной Левисоном, Э. Каспаром и Фурманном ( Scheffer-Boichorst. 1889; Caspar. 1914; Idem. 1935; Levison. 1924; Fuhrmann. 1973), в соответствии с которой создание «Постановления Константина» было вызвано необходимостью легитимировать формирование суверенного Папского гос-ва (Римской республики) в сложных политических условиях (разрыв отношений Папского престола с Византией, конфликты с лангобардами, стремление установить прочные связи с франк.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕНУЯ [итал. Genova], г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства. В наст. время в составе архиеп-ства Г.- более 270 приходов. Из 834 тыс. населения ок. 776 тыс.- католики (An. Pont., 2005. P. 259). Город Крупный торговый порт и промышленный центр в Зап. Средиземноморье, город расположен в виде амфитеатра на зап. склонах Апеннин, на берегу Генуэзского зал. Лигурийского м. Обширная гавань защищена большими искусственными молами, строительство к-рых восходит к средним векам. Генуя. Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Генуя. Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Легендарным основателем Г. считается языческий бог Янус или одноименный герой-троянец, покинувший Трою вместе с Энеем и Антинором (отсюда средневек. название Г.- Janua). На рубеже VI и V вв. до Р. Х. на месте Г. существовало поселение лигуров, поддерживавших торговые связи с этрусками и греками. В 205 г. до Р. Х. поселение было захвачено и разрушено карфагенским полководцем Магоном. Римляне, с к-рыми лигуры тогда находились в союзе, помогли заново отстроить город. После длительных войн римлян с лигурами во II в. до Р. Х. Г. вошла в состав Римской республики и стала муниципием. Была построена Аврелиева дорога, к-рая соединила город, ставший важным портом и торговым центром, с Римом. В V в., в период варварских вторжений, защищенная горами Г. служила убежищем для населения различных областей Италии. После падения Зап. Римской империи (476) и гос-ва Одоакра (493) Г. подпала под власть остготских королей, а с сер. VI в.- Византии. После вторжения лангобардов в Италию (568) город долгое время был ареной борьбы между ними и Византией, пока между 642 и 644 гг. не был завоеван лангобардским кор. Ротари, что Византия признала по договору 680 г. В кон. VIII в. вместе с др. владениями лангобардов Г. вошла в состав империи Каролингов . Признавая особую роль порта и флота в борьбе с сарацинами, Карл Великий включил Г. в состав образованной им в Италии марки и вверил управление городом назначаемым им виконтам. В 935 г. араб. флот напал на Г. и разграбил ее. Хотя находившийся в плавании генуэзский флот атаковал араб. корабли близ берегов Сардинии, отбив полон и добычу, Г. пришлось отстраиваться и возводить новый пояс стен. В 958 г. Г. получила от кор. Италии Беренгария II диплом, подтверждавший права и привилегии горожан. В Г., однако, не было единой центральной власти. Ее делили между собой виконт, епископ и крупнейшие феодальные сеньоры.

http://pravenc.ru/text/162152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛШТАДТ [нем. Karlstadt; лат. Carlostadius; наст. фамилия Боденштайн] Андреас Рудольф (1486, Карлштадт, Германия - 24.12.1541, Базель, Швейцария), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; представитель немецкого протестантизма , один из ведущих деятелей Реформации ; c 1517 г. сподвижник Мартина Лютера (1483-1546), впоследствии его идейный противник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения К. происходил из семьи Петера Боденштайна, уроженца небольшого городка Карлштадт на р. Майн, в политическом и церковном отношении зависевшего от расположенного неподалеку Вюрцбурга. Точная дата рождения К. долгое время была неизвестна, вслед. чего в лит-ре давались различные предположительные датировки (напр., 1477 - Bubenheimer. 1977. S. 2; ок. 1480 - Barge. 1905. Tl. 1. S. 2; и т. п.). В 80-х гг. XX в. был обнаружен памятный листок, выпущенный в Базеле вскоре после смерти К., где сообщалось, что он скончался «на пятьдесят пятом году жизни» (факсимиле см.: Bubenheimer. 2001. S. 19); на основании этого заключают, что он род. в 1486 г. ( Idem. 1988. S. 655). При рождении К. было дано имя Андреас Рудольф; прозвище Карлштадт (первоначально фон К., т. е. «из Карлштадта») он начал использовать в Виттенберге наряду с родовой фамилией; впосл. оно вытеснило фамилию и именно под ним К. стал широко известен ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 2). Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Отец К. был состоятельным человеком и неск. раз избирался городским бургомистром. По словам К., он с детства был воспитан в католич. благочестии (Ibid. S. 3). Первые документальные сведения о К. относятся к кон. 1499 г., когда он прибыл в Эрфурт и начал обучение на фак-те искусств (см. ст. Artes liberales ) Эрфуртского ун-та ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 4). В течение неск. семестров он учился в ун-те вместе с Лютером, к-рый находился в Эрфурте с 1501 г., однако нет сведений об их общении в это время. Хотя мн. преподаватели ун-та были приверженцами номинализма и via moderna в схоластике , К., по-видимому, не проявлял интереса к новым веяниям в схоластической теологии. Царивший в Эрфурте дух гуманизма был ему чужд, и во многом вслед. желания получить более традиционное теологическое образование К. переехал в Кёльн (Ibid. S. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

К. проявил изобретательность в оформлении фасадов: тяжелый руст в нижней части (своеобразный «пьедестал времени» - Швидковский. 2008. С. 213), открытые галереи-террасы, тонкие широко расставленные ионические колонны к-рых составили светлые, незатесненные колоннады. Единство по-разному оформленных этажей подчеркнуто общим ионическим ордером пилястр и колонн. Интерьеры были отделаны по античным принципам: каменными панелями-плитами из полудрагоценных пород (агата, яшмы), живописными вставками и рельефами с сюжетами в стиле гротесков. Агатовыми комнатами назвали изящные павильоны, прямоугольные и овальные в плане, центром к-рых служил зал, по подобию античных терм перекрытый богато декорированным сводом с разнообразными цветными рельефами и живописными вставками. Сочетание тончайших в обработке материалов, восходящих к античным технологиям, К. осуществил, использовав цветное стекло на стенах и сводах личных покоев императрицы в Екатерининском дворце Царского села (80-е гг. XVIII в.) - в спальне и в малом синем кабинете («Табакерка», оба разрушены во время Великой Отечественной войны), в т. ч. с рельефами работы англ. мастера Дж. Веджвуда. Цвет в интерьерах, как правило, высветлен добавлением белого: напр., зеленый на стенах Зеленой столовой, фиолетовый и молочно-белый на стеклянных деталях отделки в спальне; голубой на фоне рельефов малого кабинета. Архитектор умело соединял камерный характер небольших по размеру помещений с роскошной отделкой, соответствующей статусу дворца (Там же. С. 214). Храм Дружбы в Павловске. 1780–1782 гг. Гравюра Л. А. Серякова. 2-я пол. XIX в. Храм Дружбы в Павловске. 1780–1782 гг. Гравюра Л. А. Серякова. 2-я пол. XIX в. Параллельно с работами в Царском селе К. проектировал и строил дворцово-парковый ансамбль в Павловске, резиденцию вел. кн. Павла Петровича. Дворец (1782-1786), поставленный на холме над р. Славянкой, выполнен по усадебной схеме. Он повторял тип и облик палладианской виллы, в к-рой дворец напоминал античный храм благодаря купольному завершению основного объема; среди интерьеров также спроектированные и отделанные по проектам К.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 В направленной против И. Ф. проповеди цистерцианского аббата Гофрида из Осера (текст сохранившегося фрагмента проповеди опубл.: Grundmann. 1960. S. 545-546) содержится свидетельство, что родители И. Ф. были иудеями. По словам Гофрида, И. Ф. крестился во взрослом возрасте, при этом он сохранил свое иудейское имя; Гофрид утверждал также, что И. Ф. и его последователи скрывали его еврейское происхождение (Ibid. S. 546). Несмотря на то что Гофрид действительно мог быть лично знаком с И. Ф., совр. исследователи считают его свидетельство недостоверным и предполагают, что И. Ф. происходил из христ. семьи и был крещен в детстве (см.: Ibid. S. 518-528; Hirsch-Reich. 1966). Благодаря довольно высокому общественному положению отца И. Ф. получил достойное образование: он прошел начальный курс грамматики, выучил лат. и греч. языки, освоил основы юриспруденции. Завершив обучение, И. Ф. пошел по стопам отца: он служил у архиепископа Козенцы, затем стал нотариусом при дворе наместника Калабрии. Ок. 1166 г. И. Ф. получил должность нотариуса при королевском дворе в Палермо, где он выполнял различные поручения канцлера и архиеп. Палермо Стефана дю Перша ( 1169), к-рый фактически являлся правителем Сицилийского королевства при малолетнем кор. Вильгельме II Добром и регентше Маргарите Наваррской в 1166-1168 гг. Известно, что И. Ф. вместе с другими нотариусами, Перегрином (впосл. епископ г. Умбриатико в Калабрии) и Санктором, входил в состав королевских посольств, к-рые отправлялись в г. Анкону, в Апулею и в район р. Крати ( Grundmann. 1960. S. 481-482). По сведениям, сообщаемым Мартире, во время последнего посольства И. Ф. тяжело заболел; возможно, именно эта болезнь подвигла его впервые задуматься о монашеском пути. Вскоре после возвращения в Палермо И. Ф. оставил королевский двор и отправился в паломничество в Святую землю .

http://pravenc.ru/text/578138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР IV Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 (ок. 1185, Ананьи - 25.05.1261, Витербо, Центр. Италия; мирское имя - Ринальдо да Йенна), папа Римский (20.12.1254-25.05.1261). В 1209 г., будучи совсем молодым, он становится членом кафедрального капитула Ананьи, с 1219 г. появляется в папской документации как иподиакон и капеллан Гонория III , потом капеллан своего дяди кард. Остии Уголино (буд. Григория IX ), к-рый, став папой, сделал Ринальдо кардиналом (1231) и епископом (1235) Остии. В качестве папского легата участвовал в переговорах с герм. имп. Фридрихом II (1237, 1240). После смерти Иннокентия IV был избран папой. Как и его предшественники, А. продолжал противодействовать росту влияния герм. имп. династии Штауфенов в Италии. В 1255 г. отдал о-в Сицилию в лен англ. принцу Эдмунду, поручив ему опеку над внуком Фридриха II. Тем не менее в 1258 г. наследнику герм. имп. Фридриха II Манфреду удалось утвердить свою власть в Сицилийском королевстве, 11 авг. он короновался в Палермо, нарушив тем самым отношения сюзеренитета с папой Римским. Борьба королевских династий за влияние в Италии, а также рост политических противоречий внутри городской общины Рима подорвали могущество Римской курии. А. считал политических противников врагами Церкви, еретиками, преследование к-рых поручалось инквизиции . Поддерживая гл. обр. недавно образованные ордена, францисканцев и особенно кларисс , А. укрепил позиции доминиканских и францисканских кафедр в Парижском ун-те; в 1256 г. объединил ряд монашеских конгрегаций в орден августинцев-еремитов . Ист.: Potthast. Bibliotheca. N 1286-1473; 2124-2129; Les Registres d " Alexandre IV (1254-1261)/Éd. C. Bourel de la Roncière. P., 1895-1950. 3 vol.; Sambin P. Un certame dettatorio tra due notai pontifici (1260): Lettere inedite di Giordano da Terracina e di Giovanni da Capua. R., 1955. Лит.: Tenckhoff F. Papst Alexander IV. P., 1907; Jordan E. Les Origines de la domination angevine en Italie. P., 1909. P. 94-290; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Century. L., 1954; Andreotta S. La famiglia di Alessandro IV e l " abbazia di Subiaco//Atti e memorie della Società tiburtina di storia ed arte. 1962. T. 35. P. 63-126; 1963. T. 36. P. 5-87; Parravicini Bagliani A. Cardinali di Curia e «familiae» cardinalizie dal 1227 al 1254. Padova, 1972. T. 2. P. 41-60. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64306.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010