Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина). Основан в 1782 г. настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии кн. Г. А. Потёмкина . 23 мая 1782 г. указом Новороссийской губ. канцелярии Молченской пуст. было выделено 3245 дес. земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пуст.: были построены кельи, часовня, в 1783 г. освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 г. обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20 718 дес. земли на р. Ингулец. Указом Синода от 23 сент. 1792 г. подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пуст. После кончины архим. Феодосия в 1802 г. Екатеринославская епархия, не имевшая ни одного штатного мон-ря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пуст. статуса мон-ря. 4 дек. 1803 г. постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу. Б. м. управлялся архимандритами, с 1863 г.- Таврическими архиереями, в 1827-1832 гг. настоятелем мон-ря был свт. Иаков (Вечерков) . Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. В XIX в. в Б. м. были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая ц. во имя Трех святителей в архиерейской летней резиденции, колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. С 1913 г. при мон-ре работали пастырско-миссионерские курсы, позднее преобразованные в ДС; летом 1917 г. в Б. м. прошел общероссийский миссионерский съезд. При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отд-нием, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет Б. м. составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи рус. армии мон-рь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 1800 насельников.

http://pravenc.ru/text/149175.html

Иоасафа в пьянстве и др. «безчиниях» и добился от митр. Стефана (Яворского) перевода Бизюкова монастыря 30 сентября 1711 г. в подчинение Смоленской епархии для наилучшего надзора за братией «за дальностию царствующаго града». Однако 25 июня 1717 г. монастырь вновь стал ставропигиальным (в 1723 статус монастыря был подтвержден новоучрежденным Святейшим Синодом). Митр. Смоленский Варлаам (Косовский) , посетивший монастырь в 1720 г., уволил архим. Иоасафа на покой и назначил настоятелем архим. Иннокентия (Лапицкого). В 1735 - 1738 гг. Смоленский еп. Гедеон (Вишневский) безуспешно пытался лишить монастырь ставропигии, обвинив братию в хранении списков сочинений Тверского архиеп. Феофилакта (Лопатинского) , а архим. Иоасафа (Маевского) в сочувствии опальному архиерею. Агенты Канцелярии тайных дел провели обыск в кельях, арестовали архим. Иоасафа, часть братии, в основном тверичей, а также проживавшего в монастыре игум. Иосифа (Решилова) , монастырь опечатали. Спустя некоторое время обитель была открыта под упр. архим. Артемия. В XVIII в. в монастыре находились каменная церковь во имя арх. Михаила (1726), надвратная церковь св. Георгия Победоносца (1726), в 1756 г. обращенная в приходскую, каменный Успенский храм (построен в 1784 на месте обветшавшего храма 1658), ц. Воздвижения Креста Господня, колокольня, настоятельский, братский корпуса, хозяйственные постройки. Среди святынь обители особо почиталась частица мощей вмц. Варвары в ковчежце, приобретенная архим. Иоасафом (Дранником) в Киеве. В 1764 г. Бизюков монастырь был отнесен ко 2-му классу с оставлением ставропигии. По описи 1774 г., к обители были приписаны 3219 крестьян. В 1756 г. Георгиевская церковь была обращена в приходскую, вследствии чего духовная жизнь в обители пришла в упадок. В 1801 г. церковь была разобрана. 4 декабря 1803 г. Бизюков монастырь вместе с Свирколуцким монастырем упразднен, Крестовоздвиженская церковь обращена в приходскую, часть братии переведена в Бизюков Григорьевский монастырь , куда были отданы некоторые иконы и церковная утварь. В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова) , на обороте которого начертан текст духовного завещания братии. К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня. В настоящее время монастырь разрушен полностью. Храмы Настоятели, наместники Литература Использованные материалы   РГАДА. Ф. 79. Д. 2. Ч. 2. Л. 456, 456об., 461-463   Уклонился в старообрядчество. Редакция текста от: 07.07.2022 16:47:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17894.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БИЗЮКОВ ГРИГОРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бизюков Григорьевский монастырь. Фотография с сайта new-time.ks.ua Бизюков мужской монастырь во имя священномученика Григория, просветителя Армении, в Пропасной балке Новокаховской епархии Основан в 1782 году настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии князя Г. А. Потёмкина. Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойников и воров, а главное - запорожских шаек, не желавших подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого». На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. 23 мая 1782 года указом Новороссийской губернской канцелярии Молченской пустыни было выделено 3245 десятин земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав ), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пустыни: были построены кельи, часовня, в 1783 года освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с церковью во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 года обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20.718 дес. земли на р. Ингулец.

http://drevo-info.ru/articles/17893.html

К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

25. Берлюковская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Московской губ., Богородского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Богородска, близ дер. Авдотьиной, на левом возвышенном берегу р. Вори. Начало ей положил в первой четверти XVII ст. схимонах Варлаам, поселившийся в глухом тогда лесу, где было кладбище, и построивший церковь св. Николая, в которую и поставил икону св. Николая, прославившуюся потом чудотворениями. В начале XVIII ст. пустынь приписана к Чудову монастырю и пришла в запустение, так что была упразднена в 1770 г., но в 1779 г. стараниями митроп. Платона и благодатью чудотвор. иконы Лобзания Христа Спасителя Иудою возобновлена. М-рь содержит школу на 30 детей об. п. Нил, “Истор. очер. Николаев. Берлюков. пуст., изд. И. Общ. ист. и древн.”, М., 1875 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 346; Ратшин, 246; Проценко, “М-ри в России”, 11; “Опис. монаст.”, 1817 г., 10; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 113; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1858 г., 11 (надел. лесом); 1884 г., 236 (школа); “Москов. губ. в.”, 1852 г., 38 (Опис. Богород. у.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 258, 82; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., I, смесь, 179 (строитель старец Иосия 1730 г.); 1875 г., II, смесь, 1–54 (Нила, “Опис. Берл. пуст.”); 1877 г., I, отд. 2, 250, 324 (воспомин. архим. Пимена). 26. Бизюков – Григориевский – Пропасной или Георгиевская пустынь , мужской, 2 класса, Херсонской губ. и уезда, в 100 вер. от Херсона, и в 20 вер. от гор. Берислава, при р. Днепре. Он основан настоятелем Молчанской Софрониевской пустыни Феодосием, который построил здесь в Пропасной балке в 1783 г. церковь во имя священномуч. Григория и в знак благодарности за многие пожертвования к кн. Гр. Алекс. Потемкину-Таврическому, которому много вспомоществовал во время войны с Турциею (1769 г.), где Феодосий был в Тисманском мон. (в Валахии). Монастырь назывался в первое время Ново-Григорьевскою-Бериславскою пустынью и был приписан с 1792 г. к Молчанской Софрониевой пустыни; с упразднением в 1803 г. Бизюкова Крестовоздвиженского мон., он сделан штатным 2-го класса с настоящим наименованием. “Ист. Росс. Иер.”, III, 351; Ратшин, 534; Архим. Макарий, “Опис. Молчан. Софрониевой пуст.”, 19; “Опис. монаст.”, 1817 г., 10; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 599; “Памят. кн. Курск. губ. на 1860 г.”, 87; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 599, 6 (после Юхнова м-ря); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено, «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…» Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Г.А. Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков. В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

http://sobory.ru/article/?object=26596

Красный Маяк. Григорьевский Бизюковский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1782. Адрес: Херсонская обл., Бериславский р-н, с.Красный Маяк Координаты: 46.954595, 33.606094 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Красный Маяк, поселок. Стены и башни Григорьевского монастыря, 1781 г. Расположен на высоком правом берегу Днепра, в 90 км от Херсона. Здесь ранее находилась турецкая крепость, затем запорожский городок, есть пещеры с выходом к Днепру, остатки валов. Основание монастыря связано с интенсивным освоением причерноморских степей в результате русско-турецких войн в XVIII в. Первоначально Сафроневская пустынь (1782 г.) преобразована в Григорьевский Бизюков монастырь (1803 г.). Сохранились части каменных стен со стороны Днепра, три угловые башни (северо-восточная, юго-восточная и юго-западная), Покровская церковь, ворота в псевдорусском стиле (1898 г.), а также некоторые служебные постройки середины - конца XIX в. Башни круглые в плане с декоративными зубчиками на карнизах,увенчаны главками с конусообразными завершениями на восьмигранных барабанах, перекрытия деревянные, завершения сильно переделаны, прямоугольные входы — со стороны монастырского двора. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.131, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь занимал в начале XX века в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры. Расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. История обители славна и трагична, начиналась в двух разных местах и в разное время. В царствование Екатерины Великой территория от Днепра до Южного Буга получает наименование Новороссия. В ее состав вошли Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский так описывает место, где была основана Григорьевская обитель: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное - запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

http://sobory.ru/article/?object=26596

В настоящее время в обители два храма: в честь Возведения Господня и во имя арх. Михаила. К числу достопримечательностей обители принадлежат: а) Ченстоховская икона Божией Матери – древнего письма с подписью на славянском языке. По преданию, икона эта составляет собственность старых черкесов – монастырских крестьян, но как она попала в обитель и когда именно –неизвестно; б) Владимирская икона Божией Матери с частицами мощой прп. Пимена многострадального и Агапита врача. Икона эта существует времен и составляет предмет особого благоговейного почитания в обители; в) два Евангелия – (одно издания 1703 г., а другое – 1735 г.); г) Пролог – изд. 1696 г.; д) Псалтирь 1687 г. и наконец е) Апостол, с кратким жизнеописанием 12 апостолов и 70 учеников апостольских. Эта книга из древнейших в обители, но так как заглавный лист ее истлел от времени, то и трудно определить год ее издания. Управляет монастырем игуменья. Херсонская губерния Обителей мужских 2, женских 3. Мужские обители Григориево-Бизюков монастырь в Херсонском уезде. Григориевский Бизюков монастырь принадлежит к числу известных обителей Новороссийского края. Находится он в Херсонском уезде, по соседству с Таврической губернией, на правом крутом берегу величественной реки Днепра. Площадь, занимаемая монастырем, возвышенная и к реке покатая; с северо-запада и юго-запада ее окружает длинная степь; с северо-востока, по наклонности, примыкает к ней так называемая Пропасная балка; с юга же протекает славный наш «кормилец» Днепр. Расстояние ближайших к монастырю населений следующее: от губернского города Херсона – 90 верст, от г. Берислава – 16 верст, от селения Мелового – 14 в. и от огромного селения Каир (Таврическая губерния) – 5 верст. Монастырь окружен каменной высокой оградой, которая представляет собой правильный четырехугольник; на концах ограды высятся конусообразные башни, увенчанные крестами; в самой же ограде имеется двое ворот – восточные и западные. Основана была эта обитель настоятелем Молченской Софрониевой пустыни Феодосием в 1783 году и называлась сначала Ново-Григориевской Бериславской пустынью. С 1792 года монастырь был приписным к Софрониевой обители и лишь в 1803 году, возведенный на степень 2 класса, он стал самостоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова), на обороте которого начертан текст духовного завещания братии. К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня. В настоящее время монастырь разрушен полностью. Храмы: Архангела Михаила (1726 г., утрачен), Воздвижения Креста Господня (в 1803 г. обращен в приходской, утрачен), Георгия Победоносца надвратный (1726 г., в 1756 г. обращен в приходской, в 1801 г.разобран), Успения Божией Матери (1784 г., утрачен) http://drevo-info.ru/articles/17894.html История монастыря состоит из нескольких периодов: - Существование и упадок монастыря в селе Бизюково на Смоленщине. Он был создан боярами Салтыковыми в 1621 г. и в 1803 г. упразднен указом императора Александра I. - Возникновение в 1782 г. Софрониевского подворья и создание монастыря в 1803 году тем же указом Александра I. В середине лета 1922 года, после окончательного установления советской власти, монастырь прекратил свое существование. - 1992 год - начало возрождения монастыря. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, оплот Православия на юге Российской империи, занимавший в начале XX столетия в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры, расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. Почти полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Истины. Неоценимо духовное наследие монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в двух разных местах и в разное время. В царствование Екатерины Великой земли от Днепра до Южного Буга получают название Новороссия. В её состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена - ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной».

http://sobory.ru/article/?object=38460

... Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное - запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого». На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» - бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Феодосий Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «... ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин...». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя - в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Князь Потемкин Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г.

http://sobory.ru/article/?object=38460

  001     002    003    004    005    006