Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в. БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина) БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере) (1990 -2008) БЕРКИ Фериз (род. в 1917), протопр., настоятель храма в Будапеште, благочинный венгерск. правосл. приходов, ХХ в. БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина) БОДНАРЧУК Василий Николаевич (Иоанн) (1929 – 1994), «митрополит Луцкий и Волынский» Украинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121882_2.html

Современники вспоминали об И. как о ярком проповеднике, аскете и затворнике. Известен его распорядок дня в период пребывания на Уфимской кафедре: «В 5 часов утра я на ногах и занимаюсь собственно своими обязательными келейными делами до 7 часов. В 7 часов до 9 слушаю Божественную литургию. С 9 до 12 часов обыкновенно принимаю просителей. В полдень - с 12 до 3-х часов - трапеза и отдых. От 3 до 5 часов принимаю посетителей. От 5 до 7 часов слушаю вечернее и утреннее Богослужение. С 7 часов до 10, а иногда и долее, занимаюсь обязательными делами епархиальными… Девиз мой - истина и справедливость» (Слово ко всем моим пасомым. 1898. 22. С. 888-889). 14 июля 1900 г. И. был уволен на покой и вновь назначен управляющим Раненбургской пуст. на правах настоятеля. В июле 1903 г. переведен на покой в Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория мон-рь Херсонской епархии. 14 сент., незадолго до кончины, старец-епископ еще служил литургию и раздавал составленные им листки духовно-нравственного содержания. Похоронен по завещанию в склепе в одной из башен Бизюкова мон-ря. И. глубоко почитался в народе как истинный пастырь, настоящий монах, подвижник. В мон-рь к месту упокоения И. совершались паломничества верующих. По воспоминаниям фельдшера обители Н. Ногачевского, осенью 1919 г. неск. святотатцев задумали проникнуть в замурованный монастырский склеп, чтобы разграбить его, рассчитывая найти там золото. Ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. После неск. ударов внезапно из стены вырвались яркие струи огня и обратили вандалов в бегство. Мощи И. сохранились в склепе и покоятся под спудом во вновь открытой Бизюковской обители. И. прославлен в Соборе Крымских святых (празднование установлено в 1988) и в Соборе Воронежских святых (празднование установлено в 2002). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 432. Оп. 1. Д. 3284. Л. 1-7; Д. 3340. Л. 50-56; Д. 3504. Л. 1-2; ГА Рязанской обл. Ф. 869. Оп. 1. Д. 33. Л. 2-3 об. Соч.: Сочинения: В 12 т. М., 1895.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии. Монастыри Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский). Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920). Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е. В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви .

http://pravenc.ru/text/2577833.html

После этого Антоний окончательно решил принять монашество. 5 окт. 1913 г. ректор СПбДА Ямбургский еп. Анастасий (Александров) совершил в академическом храме постриг Антония в монашество с наречением имени в честь прп. Онуфрия Великого. Впервые совершавшийся по древнему чину постриг в храме академии привлек много людей. В числе молившихся были Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх) и обер-прокурор Синода В. К. Саблер . 11 окт. того же года еп. Анастасий рукоположил О. во диакона и вскоре - во иерея. Учась в академии, О. вместе с др. студентами-священниками посещал ночлежные дома. По благословению еп. Анастасия с окт. 1913 по июль 1915 г. служил в храме свт. Иоасафа Белгородского в пос. Михайловка, вблизи от ст. Парголово Финляндской железной дороги. В июне 1915 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Вопрос о спасении в сочинениях Филарета (Дроздова), митрополита Московского» и 15 июля того же года был определен на должность преподавателя рус. церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии в пастырско-миссионерскую ДС при Бизюкове Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской и Таврической епархии. Во время гражданской войны Бизюков мон-рь подвергся налету банды махновцев; мн. монахи были убиты, уцелевших, в т. ч. О., крестьяне близлежащих сел отбили у бандитов и доставили в ближайшие селения. О. увезли в г. Берислав Таврической губ. (ныне Херсонской обл.), где по просьбе прихожан викарием Одесской епархии Николаевским еп. сщмч. Прокопием (Титовым) он был назначен настоятелем Успенской ц. В 1922 г. переведен настоятелем Никольской ц. в г. Кривой Рог Екатеринославской губ. (ныне Днепропетровской обл.) и возведен в сан архимандрита. На Киевском совещании 1922 г. избран кандидатом во епископа. В дек. того же года обновленческий Одесский и Николаевский «митрополит» Евдоким (Мещерский) обращался к О. через его брата Андрея с предложением присоединиться к обновленчеству и обещал ему сан епископа, однако О.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Полянский Михаил; 15.05.1830, с. Богатырёво Землянского у. Воронежской губ.- 26.09.1903, Бизюков Пропасной мон-рь), свт. ((пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.), еп. Уфимский и Мензелинский. Род. в семье диакона; в 1853 г. окончил Воронежскую ДС со званием студента. В том же году по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского) , которого считал своим духовником, Полянский женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. 25 сент. 1854 г. архиеп. Иосифом был рукоположен во диакона, а 26 сент.- во иерея к церкви с. Касторного Землянского у. Воронежской губ. Трудами о. Михаила приходский сельский храм был расширен 2 новыми приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, были построены новая колокольня и ограда. После смерти жены 16 марта 1862 г. Полянский поступил в число братии Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря . Одновременно с 1 апр. 1863 по 11 сент. 1864 г. исполнял должность наставника в Воронежском ДУ. 1 июня 1864 г. архиеп. Воронежским Иосифом (Богословским) свящ. Михаил был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа. Архиеп. Иосиф назначил новопостриженика народным духовником и проповедником в мон-ре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское ДУ. В том же году по собственному ходатайству И. был перемещен в Киевскую епархию и 4 нояб. определен в число братии киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В 1865 г. для продолжения образования И. поступил в КДА, по окончании к-рой 13 авг. 1869 г. назначен преподавателем Харьковской ДС по кафедре основного, догматического и нравственного богословия. 17 февр. 1870 г. архиеп. Харьковским Нектарием (Надеждиным) награжден набедренником. Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) 14 февр. 1870 г. И.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Внимательно следил за развитием народного образования, обсуждая с министрами народного просвещения задачи и предмет деятельности мин-ва. Участвовал в редактировании Морского устава. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, И. успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. С самого начала пребывания в Одессе И. хлопотал об учреждении здесь вик-ства, к-рое было открыто 28 февр. 1853 г. 5 июля того же года состоялась хиротония во епископа Одесского архим. Поликарпа (Радкевича) . И. подготовил проект выделения из Херсонской епархии Таврической, реализованный в 1859 г., и не осуществившийся из-за Крымской войны и смерти Николая I план объединения юж. епархий в Новороссийскую или Бессарабскую митрополию, чего, по его мнению, «прямо требуют древнейшие святыни этого края; требует край, чтобы скорее походить на чисто русскую землю; требует соседство юга со славянскими племенами и даже с Кавказом». И. немало потрудился для перестройки Преображенского кафедрального собора в Одессе, а также архиерейского дома, пострадавшего от пожара в 1851 г. К приезду И. в Одессе действовало лишь неск. правосл. храмов. При нем в сент. 1854 г. были заложены церкви в честь Входа Господня в Иерусалим и Крестовоздвиженская. По инициативе И. при кафедральном соборе и Сретенской ц. были построены и 28 апр. 1852 г. освящены каменные цистерны для сохранения дождевой воды, стекающей с крыш, в пользу неимущих ввиду недостатка в Одессе пресной воды. И. стремился повысить образовательный уровень местного духовенства, назначая на священнические места в Симферополь, Севастополь и Ялту выпускников духовных академий, для Одесской ДС ходатайствовал присылать преподавателей из числа лучших выпускников духовных академий. Устраивал у себя вечера для преподавателей ДС, хлопотал об ускорении строительства нового здания семинарии. В мае 1853 г. на обратном пути из С.-Петербурга обозревал Екатеринославскую ДС. Для набора братии в Корсунский и Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении , мон-ри И.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Уяснив себе логические условия синтеза религиозных верований и научно-философских умозрений, он нимало не поколебался усвоить себе чисто философское понятие о конечной основе бытия» ( Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Каз., 1913. С. 92. Примеч.). Несомненно, что в области религ. метафизики Н. сделал шаг в сторону от академической схоластики и не случайно оказался в одном ряду с Соловьёвым, однако его поиски не привели к догматизации к.-л. схем и образов, как это произошло в соловьёвской школе христ. платонизма. Хотя параллели и аналогии с этим направлением и родственными ему проявлениями рус. мысли невозможно игнорировать в творчестве Н., он поддерживал и противоположную тенденцию, связанную с противопоставлением христ. дуализма и монистической натурфилософии XIX в. Это противопоставление проводится Н. сбивчиво и непоследовательно, но тем не менее его присутствие показательно. «Одна из вечно живых задач философии,- писал Н.,- состоит в примирении противоположностей единства и двойственности, в победе над антиномиями человеческого ума и действительности. В применении же к специальному вопросу о природе души задача философии должна состоять, очевидно, в применении монизма и дуализма во взглядах на начала бытия, с одной стороны, а с другой - в устранении разноречий материализма и спиритуализма». В этом направлении монодуализма развивалась, по мнению Н., система взглядов Н. Я. Грота, с к-рым Н. был близко знаком. Осенью 1890 г. в Бизюкове Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Н. работал над соч. «О свободе воли», к-рое не успел завершить; опубликовано оно было в 1909 г. Поводом для написания статьи послужила работа Грота «Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности» (Тр. Моск. психологического об-ва. 1889. Вып. 3. С. 1-96). Воля в статье Н. определяется размыто, иногда отождествляется с инстинктом; при этом она никак не увязывается с понятиями лица, личности и может рассматриваться как «энергия» фактически любого субъекта: «...воля или внутренняя деятельная энергия субъекта есть единственная сила, способная изменить организацию» (О свободе воли с христианской точки зрения//Странник.

http://pravenc.ru/text/2565306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Вечерков Иосиф Иванович; 4.04.1792, слобода Серебрянка Новооскольского у. Курской губ.- 20.05.1850, С.-Петербург), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье диакона, служившего во Владимирской ц. слободы Серебрянки. В 1804 г. И. Вечерков поступил в Белгородскую ДС, к-рую окончил в 1814 г., преподавал в семинарии математику, нем. язык, лит-ру и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1819 г. со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». Однокурсниками Вечеркова были буд. архиереи Смарагд (Крыжановский) и Иннокентий (Александров) . 22 авг. 1819 г. в Александро-Невской лавре Вечерков был пострижен в монашество, 23 авг. рукоположен во диакона, 24 авг.- во иерея. Служил инспектором и преподавателем древнеевр. языка в Орловской ДС, с 10 сент. 1819 г.- ректором Севского ДУ, с 1822 г.- ректором Орловской ДС, с 20 авг. 1823 г.- ректором Екатеринославской ДС. С окт. 1827 г. настоятель Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория мон-ря , с 1 нояб. 1827 г. в сане архимандрита. Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) 19 марта 1832 г. И. был избран, а 27 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) , Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) и др. архиереями хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Благодаря деятельности И. активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев. В дек. 1832 г. «исполняющий дела» обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить «особую миссию из монашествующего или белого духовенства», а для подготовки «на будущее время миссионеров» открыть в Астраханской и Саратовской ДС особые классы с изучением калм. языка. В 1833 г. наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и И. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил «до более благоприятных обстоятельств» и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://pravenc.ru/text/200273.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков) ( 1792 - 1850 ), архиепископ Нижегородский и Арзамасский В миру Вечерков Иосиф Иванович, родился 4 апреля 1792 года в слободе Серебрянка Новооскольского уезда Курской губернии, в семье диакона, служившего во Владимирской церкви слободы Серебрянки. В 1804 году Иосиф Вечерков поступил в Белгородскую духовную семинарию , которую окончил в 1814 году, преподавал в семинарии математику, немецкий язык, литературу и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , окончил ее в 1819 году со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». 22 августа 1819 года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре , 23 августа рукоположен во диакона , 24 августа - во иерея . Служил инспектором и преподавателем древнееврейского языка в Орловской духовной семинарии , с 10 сентября 1819 года - ректором Севского духовного училища , с 1822 года - ректором Орловской духовной семинарии , с 20 августа 1823 года - ректором Екатеринославской духовной семинарии . С октября 1827 года - настоятель Бизюкова Пропасного Григорьевского монастыря , с 1 ноября 1827 года - в сане архимандрита . 19 марта 1832 года был избран, а 27 марта - хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского . Хиротонию в столичном Казанском соборе совершили Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , Московский митр. Филарет (Дроздов) и др. архиереи. Епископ Саратовский Благодаря деятельности еп. Иакова активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев . В декабре 1832 года исполняющий дела обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить " особую миссию из монашествующего или белого духовенства " , а для подготовки " на будущее время миссионеров " открыть в Астраханской и Саратовской духовных семинариях особые классы с изучением калмыцкого языка. В 1833 году наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и еп. Иаков. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград ). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил " до более благоприятных обстоятельств " и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://drevo-info.ru/articles/13678492.h...

   001    002    003   004     005    006