Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Быковский), еп. Черниговский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Вениамин (Быковский), еп. Черниговский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Быковский Владимир Петрович; 1821 (1820?), Полтавская губ.- 1.02.1893, Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Из семьи священника. Обучался в Полтавской ДС (1837-1843). 27 июля 1844 г. рукоположен во священника к церкви в с. Погребы Прилукского у. Полтавской губ., 11 апр. 1845 г. переведен в г. Прилуки. После потери жены и 3 сыновей продолжил образование в КДА (1849-1853), где 31 мая 1851 г. был пострижен в монашество. Его товарищами по академии были буд. иерархи: Михаил (Йованович) , впосл. митр. Сербский, Модест (Стрельбицкий) , впосл. архиеп. Волынский, Владимир (Петров) , впосл. архиеп. Казанский, Сергий (Спасский) , впосл. архиеп. Владимирский, и др. После окончания академии 30 окт. 1853 г. В. был определен во 2-е Орловское ДУ исполняющим должность смотрителя, 18 дек. назначен 3-м учителем, 1 сент. 1855 г.- 1-м учителем, 22 окт. 1855 г.- смотрителем. 12 мая 1855 г. утвержден в степени кандидата богословия, 22 мая 1856 г.- в степени магистра богословия с утверждением ректором 2-го Орловского ДУ. С 24 дек. 1853 г. состоял сотрудником историко-статистического губ. комитета. 27 сент. 1858 г. назначен инспектором Херсонской ДС и помощником ректора по профессорской должности, преподавал франц. язык и учение о расколе. В сент. 1863 г. ревизовал Елисаветградское ДУ. 3 апр. 1861 г. возведен в сан архимандрита, с 4 дек. 1863 по 13 марта 1864 г. временно управлял Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория мон-рем . 18 июля 1864 г. назначен инспектором КазДА, 25 янв. 1865 г. утвержден в звании ординарного профессора и члена академической конференции, с 4 мая 1865 г. член Казанского духовно-цензурного комитета. 3 апр. 1867 назначен ректором Воронежской ДС и профессором богословских наук. С 8 июля 1867 г. по 16 февр. 1871 г. являлся редактором «Воронежских ЕВ» , с 10 июля 1867 г. благочинный мон-рей Воронежской епархии, цензор проповедей городского и пригородного духовенства.

http://pravenc.ru/text/150289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Никон (Пурлевский). Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (Пурлевский Николай Александрович; 5.02.1886, Житомир Волынской губ.- 9.01.1938, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи чиновника. Сын статского советника А. Н. Пурлевского, управляющего губ. Палатой гос. имуществ. Брат еп. Омского Фотия (Пурлевского) . Сильное влияние на Н. Пурлевского оказало знакомство с Волынским и Житомирским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит). По окончании Житомирской 1-й гимназии поступил в Волынскую ДС, к-рую окончил в 1906 г. по 1-му разряду. В том же году поступил в КазДА. 18 окт. 1907 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Никон. 25 мая 1910 г. рукоположен во иерея. В том же году окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святейший патриарх Никон как церковный деятель». 16 авг. 1910 г. назначен преподавателем Житомирского пастырского училища. Одновременно был преподавателем Волынской ДС в Житомире. С 3 нояб. 1911 г. состоял помощником смотрителя Кременецкого ДУ Волынской епархии, с 23 авг. 1913 г.- смотрителем Бельского ДУ Смоленской епархии. 12 авг. 1914 г. назначен помощником начальника Пастырской миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Таврической епархии. С 11 нояб. 1916 г. служил инспектором Вифанской ДС Московской епархии. В 1918 г., после закрытия семинарии, назначен наместником Донской иконы Божией Матери московского монастыря . В этот период Н. был одним из ближайших помощников патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). 14 апр. 1920 г. патриарх Тихон возглавил хиротонию Н. во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В 1921 г. (по др. данным, в 1920) Н. был назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии. В янв. 1921 г. отказался подписать протокол об изъятии мощей свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и был за это избит чекистами.

http://pravenc.ru/text/2577555.html

На подлинном подписано собственного ИМПЕРАТОРСКОГО Величества рукою так: ЕКАТЕРИНА. В Санкт-Петербурге, Сент. 29 дня 1792 года. Содержание своё пустынь сия получает от доброхотного подаяния и от земель, которых кроме отведённых при Строителе Софронии в 1782 году, Мая 23, Новороссийской Губернской канцелярией по донесению Игумена Феодосия, по резолюции Новороссийского Губернатора Генерал Майора и Кавалера Николая Даниловича Языкова в Кезикерменском уезде при реке Днепре по течению с правой стороны на Балке Пропасной в смежность выведенных Шведских крестьян Бунчукового товарища Сулимы жены и Господина Полковника Ефимовича отмежёвано три тысячи десятин земли и сверх того лежащие против этой дачи плавни. В 1787 году, Августа 29, Екатеринославским Наместническим Правлением по предложению Светлейшего Князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического отведено Софрониевой пустыни на реке Ингульце по течению её с левой стороны против дачи Майора Артёмова, и между таковых же Надворного Советника Константинова и Князя Понятовского в трети лежащей земли пятнадцать тысяч десятин; при том дозволено на той реке Ингульце построить мельницу. Софрониев Успенский Звенигородский монастырь Мужской упразднённый, находился в Звенигородском уезде и был приписан к Савину Сторожевскому монастырю. Сохотская Всемилостивого Спаса Преображения пустынь Или Спасская , мужская упразднённая, находилась в Пошехонском уезде Романовской провинции Верешевской волости от города Романова в 90 вёрстах. Основана Пр. Севастианом в 7008 (1500) году скончавшимся. В 1725 году строения были в ней: церковь одна, кельи и прочие службы все деревянные, крестьян тогда не было, да и прежде не бывало, пашни на 16 четвертей, сена 80 копен. Строитель тогда был Иеромонах Гавриил, монахов 5 человек и состояла она в приписке к Череповскому Воскресенскому монастырю до учреждения Штатов 1764 года, а по Штатам упразднена. См. в дополнение к сему под словом Савостьянова пустынь. Спаса Новая пустынь См. Преображенская с Переходы реки пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Нижнее правобережье Днепра было отделено от Османской империи и присоединено к Российскому гос-ву по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г., завершившему русско-тур. войну 1768-1774 гг. На присоединенных территориях, составивших Новороссийскую и Азовскую губернии, 9 сент. 1775 г. была создана Славянская и Херсонская епархия, в 1786 г. переименованная в епархию Екатеринославскую и Херсонеса Таврического (см. статьи Херсонская и Таврическая епархия , Днепропетровская и Павлоградская епархия ). 9 мая 1837 г. епархия была разделена на Херсонско-Таврическую епархию с центром в Одессе и Екатеринославско-Таганрогскую с центром в Екатеринославе (ныне Днепр (Украина), до 1797/98, в 1802-1918 и 1919-1926 Екатеринослав, в 1797/98-1802 Новороссийск, в 1918-1919 Сичеслав, в 1926-2016 Днепропетровск), территория Н. и Г. е. вошла в состав Херсонско-Таврической епархии. 16 нояб. 1859 г. Херсонско-Таврическая епархия была разделена на Херсонско-Одесскую с центром в Одессе и Таврическо-Симферопольскую с центром в Симферополе. Земли Н. и Г. е. по правому берегу Днепра вошли в состав Херсонско-Одесской епархии (часть Херсонского у.), земли по левому берегу Днепра - в состав Таврическо-Симферопольской епархии (Днепровский и Мелитопольский уезды). После присоединения нижней части Днепра к Российской империи на месте казацких зимовников создавались слободы, в наиболее крупных поселениях в кон. XVIII и в XIX в. строили правосл. храмы. В 1781 г. богослужения совершались во временных храмах в слободах Омелова (Меловое, ныне с. Мыловое), Тягинка, Бургунка и Перетовка (Дудчина Балка, Дудчаны), к-рые ныне входят в состав Бериславского и Нововоронцовского благочиний Н. и Г. е. В 1782 г. в Кызы-Кермен был сплавлен по Днепру в разобранном виде казацкий деревянный храм, сложенный из дубовых колод в 1726 г. в Переволочно. Его собрали в центре города и освятили 29 сент. 1784 г. в честь Воскресения Христова. Вместе с храмом были перевезены резной иконостас, напрестольные печатное Евангелие 1697 г. и крест с мощами Киево-Печерских святых. В 1780-1781 гг. была построена деревянная Николаевская ц. в Тягинке, через неск. лет храм «по ветхости упразднен» и в 1807 г. заложен каменный, последнее здание храма было построено в 1896 г. Каменный храм во имя апостолов Петра и Павла в Омелове возводился в 1788-1800 гг. Создание мон-рей в 80-х гг. XVIII в. в пределах Славянско-Херсонской (Екатеринославской и Херсонеса Таврического) епархии связано с именем кн. Г. А. Потёмкина, способствовавшего учреждению в 1782 г. Бизюкова Пропасного мон-ря. Кн. Потёмкин дал разрешение старообрядцам селиться на левом берегу Днепра, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. активно поддерживал учреждение старообрядческого Корсунского мон-ря, подчиненного Екатеринославским архиереям (см. Корсунской иконы Божией Матери женский монастырь ).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

7 сент. 247 С. 1 : Открытие Александровского моста через Волгу: (Письмо очевидца)/ (Внизу: «г. Самара, 31 августа 1880 г.»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 6 сентября: (По поводу речи министра нар. просвещения А. А. Сабурова – о судьбах рус. языка)/+ (Ф. А. Гиляров); Преподавание медицины в духовных семинариях/Н. И. Б.; (Рец. на кн.: Никулин А. Сборник песен. 2-е изд. Гродна. 1880). (НК); Русская опера. Дебют г-жи Тауберт (певица-сопрано). Театральные новости. Певица М. Цембрих. (ТиМ); С. 3 : Из Зарайска, Рязанской губ. 2 сент.: Открытие женской прогимназии. Дерзкое святотатство. Уличные картинки; Из Владимира на Клязьме. 3 сент.: Несколько черт характера хана Наср-Эддина. (ВИ). 8 сент. 248 С. 2 : Москва, 7 сентября: (О допущении специалистов к разработке архивных дел министерств и управлений)/+ (Ф. А. Гиляров); Еврейский язык в духовных семинариях: (Из письма к редактору)/Quidam; (Рец. на: 1) Люис Д. Г. Изучение психологии: Ее предмет, область и метод. М., 1880; 2) Карнович Е. Мальтийские рыцари в России: Ист. повесть из времен Императора Павла I. СПб., 1880; 3) Физика в простых уроках Джона Тиндаля/Пер. с англ., под ред. проф. А. И. Шишкова с 89 рисунками. СПб., 1881). (НК); С. 3 : Из Киевской губ. 3 сент.: Знахари и знахарки. Пропасница. Пристрит. Переляк. Дання/Н. Брсв. (ВИ); С. 4 : Возвращение на родину праха А. Мицкевича. Открытие памятника (Б.) Паскалю. Логика иезуитов: (Анекдот в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского). (РИ). 9 сент. 249 С. 1 : О том и о другом: Два слова по обыденной жизни и о дачном сезоне. Курьезы дачной жизни. Церковный староста (Николай Александрович). Вести из Скопинского уезда. Барыни, каких мало/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 сентября: (О необходимости для России обустройства шоссейных дорог)/(Г.-П.); За частную адвокатуру: (В ответ г. А. Сну, автору статьи, помещенной в 230 «СИ» под заглавием: «Неприсяжные адвокаты и помощники присяжных поверенных»)/Частный поверенный; С. 3 : Из Петербурга. 5 сент.: Результат деятельности Расчетной комиссии с Товариществом Грегер, Коган, Горвиц. Убийство с целью ограбления; Из Белева. 31 авг.: Празднование 30 августа; Из Самары. 5 сент.: Жажда образования. Книжные лавки. Аптеки. Зубоврачи и евреи-цепочники. Торги на бани, евреи и адвокаты; Из Самарканда. 16 июля: Вести о генерале (К. П. фон) Кауфмане. Слухи. (ВИ); С. 34 : Замечательное Евангелие (кон. V – нач. VI в.); Вместимость храмов. Новости парижских театров. Фортепиано (Л. ван) Бетховена. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 9.12.1879, дер. Керенка Мокшанского у. Пензенской губ.- 3.11.1937, Сибирский ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.)), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), архиеп. Могилёвский. Из крестьянской семьи. Рано лишился отца, воспитывался матерью. Первоначальное образование получил в церковноприходской школе, затем поступил в городское уч-ще в г. Мокшане Пензенской губ. По праздникам бывал в местном Богородице-Казанском мон-ре, во время этих посещений у него зародилось желание посвятить жизнь иноческому служению. Не смог окончить Мокшанское уч-ще из-за болезни. После выздоровления посетил вместе с матерью Киево-Печерскую лавру и Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , во время паломничества окончательно решил принять монашеский постриг. В 1895 г. поступил послушником в Саровскую пуст., работал на кухне, затем в прачечной. В 1898 г. был вынужден покинуть Саров, поступил послушником в Николо-Бабаевский муж. мон-рь в Костромской епархии. Вскоре перешел в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж. мон-рь, где был пономарем и певчим. Через 2,5 года вернулся в Николо-Бабаевский мон-рь, служил пономарем, читал Псалтирь по умершим. В свободное от послушаний время занимался самообразованием. Сщмч. Павлин (Крошечкин). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Сщмч. Павлин (Крошечкин). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. В 1904 г., получив благословение и рекомендации монастырского начальства, отправился в Москву, чтобы поступить в одну из московских обителей для духовного образования. Был принят в число братии Новоспасского московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря , проходил там пономарское и клиросное послушание. Продолжал усиленно заниматься самообразованием. С 1909 г. преподавал в послушнической монастырской школе. 27 февр. 1910 г. принял монашество с именем Павлин в честь свт. Павлина Ноланского. 14 марта рукоположен во диакона, затем во иерея. В том же году поступил в МДС. Прошел курс семинарии за 2 года и в 1912 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1916 г. со степенью кандидата богословия. С 16 авг. того же года преподаватель общей и рус. церковной истории, истории старообрядчества и каноники Пастырско-миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской епархии, оставался причисленным к братии Новоспасского мон-ря. В 1918 г. вернулся в Москву, до нояб. 1919 г. исполнял обязанности наместника Новоспасского мон-ря. В 1920 г. назначен наместником обители, возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

10 февраля 1919 года в Покровском соборе Бизюкова монастыря шло богослужение. Махновцы, воевавшие тогда на стороне большевиков, ворвались в храм. Схватив священников и служителей из братии, красные партизаны затащили их в «запорожский» погреб. Золото требовалось махновцам; они рассчитывали, что в богатом монастыре, который беспрестанно с конца 1917 года грабили большевистские банды, оставалось еще чем поживиться. Смиренные узники предали себя воле Божьей. От чего больше озверели бандиты – от отсутствия добычи или кротости монашеской? Пленников изрубили шашками: кровь брызгала и темными полосами стекала по стенами подвала… Оставшихся по каменной лестнице свели вниз к покрытому льдом Днепру. Братья, перекрестившись, падали в прорубь. Спасать монахов прибежала вооруженная екатеринославцами охранная дружина. Отбили у махновцев иссеченных шашками игумена Варсонофия, отца Онуфрия. Тех, кто еще дышал, крестьяне погрузили на телегу и увезли в деревню. В 1921 году монастырь закрывают. Расхищено, разрушено, пущено по ветру богатейшее хозяйство, веками обрабатываемые поля, виноградники, сады. Уничтожены четыре храма, семинария, больница, которая в годы Первой мировой войны служила лазаретом для раненых фронтовиков, детский приют для 200 воспитанников, гостиницы, пекарня, электростанция. К 1922 году на территории Таврского Афона остается один собор. В 1923 году закрыт и он. Начинаются эксперименты. Завозят рязанских крестьян, американские колонисты создают артель «Селянская культура» – запустение… Наконец, над входом прибивают надпись «Совецкое хозяйство Красный маяк». В годы, которые вошли в историю Украины, Поволжья и Казахстана как «голодомор», в большом трехэтажном братском корпусе открывают школу комсомольского и партийного актива. Силы, упавшие в борьбе за счастливое детство, будущие строители коммунизма подкрепляют в бывшей монастырской трапезной продуктами, подвезенными из спецраспределителей. Из окрестных сел сползаются голодающие дети, копошатся во дворе и умирают. Их тихо сносят и скидывают в Пропасную балку.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРОВОГРАДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Херсонской и Одесской епархии, в 1880-1924 гг. Елисаветградское, в 1924-1934 гг. Зиновьевское, в 1934-1935 гг. Кировское, в 1944-1946 и 1949-1950 гг. Кировоградское. Названо по г. Елисаветград (совр. Украина) (в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово, ныне Кировоград). Начальный период существования К. в. Со времени основания (1754) до 1756 г. крепость Св. Елисаветы относилась к Киевской епархии , с 26 июня 1756 г. приходы Елисаветградской пров. отошли Переяславской епархии (см. Переяславская и Бориспольская епархия ). 27 авг. 1757 г. Переяславской епархии были переданы 2 протопопии Киевской кафедры - Кирилловская и Новомиргородская и была образована Елисаветградская протопопия с центром в Елисаветграде. В 1764 г. в указанных 3 протопопиях имелось 57 церквей, к 1775 г. их число выросло до 81. В 1760 г. сербский архим. Софроний (Доброшевич) по благословению Переяславского еп. Гервасия (Линцевского) основал на Дмитровской даче (ныне с. Дмитровка Знаменского р-на) Новосербский Чернолесский скит с церковью Преображения Господня. В марте 1767 г. Синод решил упразднить скит, а новопостроенный храм обратил в приходский. 9 сент. 1775 г. образовалась Херсонская и Словенская епархия (см. Херсонская и Таврическая епархия ), в нее вошли приходы созданного в 1776 г. Елисаветградского у. Новороссийской губ. 26 янв. 1880 г. в Херсонской епархии было учреждено 2-е вик-ство - Елисаветградское (1-е викариатство Херсонской епархии - Новомиргородское ). Постановление о назначении 2-го викария Херсонской и Одесской епархии с титулом «епископ Елисаветградский» было утверждено указом Свящ. Синода от 3 февр. 1880 г. (Херсонские ЕВ. 1880. 8. С. 142). Причиной открытия 2-го викариатства была необходимость борьбы с распространением сектантства, поскольку в 1-й пол. XIX в. на территории Херсонской епархии значительно выросло число баптистов, адвентистов, штундистов, иоаннитов и др. (В Елисаветградском у. сектантство особенно укоренилось в приходах Кардашевском, Аннинском, Песчано-Бродском, Любомирском, Плетено-Ташлыкском, Софиевском, Глодосском, Скалевском, Петроостровском, Новоархангельском, Арбузинском, Арнаутовском, Болгарском, Солоновском, Сербуловском, Устиновском, Коротякском, Кетрисановском, Обозновском, Фёдоровском, Б. и М. Виски и Буличевском; в Александрийском у.- в Оситняжском, Знаменском и Гуровском приходах.) Елисаветградскому викарию предписывалось иметь местопребывание в одесском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и быть его настоятелем; на содержание викария помимо доходов Успенского мон-ря выделялись средства Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ря. В обязанности викария кроме настоятельства в одесском мон-ре входило управление Одесским ДУ. Первым Елисаветградским епископом стал преподаватель Одесской ДС архим. Неофит (Неводчиков), хиротонисанный 10 авг. 1880 г. в Одессе.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

С 7 янв. по 28 марта 1915 г. Н. занимал должность псаломщика в домовом Владимирском храме Московского епархиального дома. В марте 1911 г. утвержден в чине коллежского секретаря, в марте 1914 г.- титулярного советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1912) и св. Анны 3-й степени (1914). После Февральской революции 1917 г. Н. стал подвергаться нападкам и преследованиям за свою просветительскую деятельность. Районный совет рабочих и солдатских депутатов требовал закрытия Варнавинского об-ва - якобы оттуда «исходит открытая погромная пропаганда». Когда 24 апр. в помещении Варнавинского об-ва трезвости проходила лекция проф. МДА Н. Д. Кузнецова о текущем положении в стране и необходимости правосл. людей объединяться вокруг Церкви, находившийся в зале председатель местного совета Степанов под предлогом того, что на чтениях, по его мнению, проводилась агитация за возвращение старого строя, послал за нарядом милиции. Вооруженные милиционеры ворвались в зал и разогнали слушателей лекции, затем Степанов объявил, что помещение общества реквизировано для «культурно-просветительских целей». Председательствовавший во время лекции Н. и проф. Кузнецов были задержаны, но вскоре освобождены. В июне того же года вопрос о Варнавинском об-ве рассматривался реквизиционной комиссией при Исполнительном комитете московских общественных орг-ций, на к-рой Н. удалось добиться отмены решения о реквизиции помещения об-ва. Н. был делегатом V Всероссийского миссионерского съезда, проходившего 25 июля - 5 авг. 1917 г. в Бизюковом Пропасном монастыре Херсонской епархии, участвовал в обсуждении вопроса о современных сектах. В связи с ситуацией на Украине он выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах: «Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента… Латинство бессильно, когда мы сильны». На заседании съезда был избран в числе 10 делегатов на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , однако в ходе работы Собора предложение о расширении его состава за счет делегатов миссионерского съезда было отклонено ввиду многочисленности участников. Н. присутствовал на Поместном Соборе в качестве делопроизводителя Отдела о внутренней и внешней миссии и о церковной дисциплине.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

   001    002    003    004   005     006