К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Красный Маяк. Григорьевский Бизюковский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Красный Маяк, поселок. Стены и башни Григорьевского монастыря, 1781 г. Расположен на высоком правом берегу Днепра, в 90 км от Херсона. Здесь ранее находилась турецкая крепость, затем запорожский городок, есть пещеры с выходом к Днепру, остатки валов. Основание монастыря связано с интенсивным освоением причерноморских степей в результате русско-турецких войн в XVIII в. Первоначально Сафроневская пустынь (1782 г.) преобразована в Григорьевский Бизюков монастырь (1803 г.). Сохранились части каменных стен со стороны Днепра, три угловые башни (северо-восточная, юго-восточная и юго-западная), Покровская церковь, ворота в псевдорусском стиле (1898 г.), а также некоторые служебные постройки середины - конца XIX в. Башни круглые в плане с декоративными зубчиками на карнизах,увенчаны главками с конусообразными завершениями на восьмигранных барабанах, перекрытия деревянные, завершения сильно переделаны, прямоугольные входы — со стороны монастырского двора. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.131, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь занимал в начале XX века в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры. Расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. История обители славна и трагична, начиналась в двух разных местах и в разное время. В царствование Екатерины Великой территория от Днепра до Южного Буга получает наименование Новороссия. В ее состав вошли Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский так описывает место, где была основана Григорьевская обитель: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное - запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

http://sobory.ru/article/?object=26596

Согласно новой редакции устава Херсонско-Одесской епархии от 30 авг. 1917 г., вступившей в силу 1 янв. 1918 г. (Херсонские ЕВ. 1917. 23. С. 264), в Н. в. входили приходы Херсонского у., разделенного на 11 благочиннических округов: Херсонский (храмы Херсона и окрестных хуторов); Николаевский (храмы Николаева и хуторов Водопойная и Мешково); Бериславский (храмы Берислава и сел Меловое, Качкаровка, Дудчино (ныне Дудчаны), Ново-Каменка, Тягинка, Бизюков Пропасной во имя свт. Григория, просветителя Армении, монастырь, церковь при Ивановской экономии Фальц-Фейна); Богоявленский (храмы поселков Богоявленск и Воскресенск, сел Ново-Александровка, Балабановка, Заселье, Калиновка, Константиновка, Покровск, Вавиловка, Баловное, Матвеевка, Терновка, Николаевка); Станиславский (храмы мест. Станислав и сел Александровка (Штыхово), Белозерка, Киселёвы Хутора, Кисляковка, Никольское, Садовая (Фалеевка), Ново-Ивановка (Касперовка), Царев Дар, Широкая Балка, Фёдоровка (Кеппена)); Ново-Воронцовский (храмы мест. Ново-Воронцовки и сел Грушевка, Золотая Балка, Ивановка (Воронова), Костромка (2 церкви), Марьинское (2 церкви), Ново-Архангельское, Каменка, Оскоровка, Фирсовка); Широковский (храмы мест. Широкое и мест. Кривой Рог, сел Авдотьевка, Александродар, Долгинцево, Михайловка, Михайло-Заводск, Николаевка 1-я, Ново-Николаевка, Ново-Покровское, Нов. Кривой Рог, Андреевка, Ново-Курское); Велико-Александровский (храмы сел Б. Александровка, Архангельское, Блакитная, Давидов Брод, Заградовка, Ивановка, М. Александровка (2 церкви), Ново-Дмитровка, Староселье, Шестерня (2 церкви), Сергеевка, Трифоновка); Висунский (храмы поселков Висунск и Березнеговатое, мест. Владимировка, сел Ивано-Петровское, Ново-Севастополь, Калужское, Любомирка, Мураховка, Ново-Владимировка, Ново-Петровка, Васильевка (Отбедово), Снегирёвка, Явкино (2 церкви), Галагановка, Ново-Павловка, Малеевка); Новобугский (храмы мест. Нов. Буг и пос. Ново-Владимировка, сел Анновка 1-я, Горожина (ныне Горожено), Балацкое, Николаевка 2-я, Юрьевка, Пески, Полтавка (2 церкви), Привольное, Троицкое (Софоново), Ульяновка, Дрентелево, Ингулка); Новоодесский (храмы мест. Нов. Одесса и сел Воронцовка, Гурьевка, Дымовка, Кандыбино, Касперовка, Касперо-Николаевка, Ново-Петровское, Остаповка, Пересадовка, Себино, Сухой Еланец).

http://pravenc.ru/text/2565630.html

Первым архиереем Н. и Д. е. стал митр. Екатеринославский Гавриил (Банулеску-Бодони), живший в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня монастыре . 21 дек. 1797 г. архиерей получил титул: «митрополит Новороссийский и Днепровский», Полтава перешла из Екатеринославской епархии в Черниговскую. 31 дек. Синод издал указ о пребывании митр. Гавриила в Новомиргороде в «казенном доме, прежде принадлежавшем генералу Теккелию» ( Беднов. 1908. Вып. 4. С. 275) (перемещения епархиальных учреждений из Полтавы в Новомиргород добивались как митр. Гавриил, так и губернатор Новороссийской губ.). 25 янв. 1798 г. митр. Гавриил переехал из Полтавы в Новомиргород вместе с консисторией и со штатом кафедрального собора. На средства властей в центре Новомиргорода, в особняке «усмирителя» Запорожской Сечи генерал-аншефа П. А. Текели, был устроен архиерейский дом. Консистория в Новомиргороде начала работу в марте 1798 г., 15 марта 1798 г. в бывш. доме вице-губернатора Вознесенского наместничества начались занятия в епархиальной Новороссийской семинарии. Статус кафедрального получил Николаевский храм бывш. Новомиргородской крепости, построенный в 1772 г. на месте храма бывш. Новомиргородского гусарского полка, существовавшего с 1752 г. В 1799 г. митр. Гавриил занял Киевскую кафедру. С 1 окт. 1799 г. Н. и Д. е. управлял еп. Афанасий (Иванов; с 1801 архиепископ). Он завершил устроение семинарии, ректором к-рой стал прот. Иоанн Башинский. В епархии с 1792 г. существовала Новогригорьевская Бизюкова муж. пуст. (см. Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь ), статус загородного архиерейского дома получил ставший в 1791 г. заштатным Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . Самарский Пустынный мон-рь обеспечивал епархиальные учреждения продовольственными запасами. Кроме того, на содержание Новомиргородского архиерейского дома Синод указом от 21 дек. 1797 г. выделил Бирзолов хутор близ Новомиргорода, а также Несторовскую мельницу и прилегающие к ней рыбные ловли на р. Южный Буг близ с. Константиновка Ольвиопольского у.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина). Основан в 1782 г. настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии кн. Г. А. Потёмкина . 23 мая 1782 г. указом Новороссийской губ. канцелярии Молченской пуст. было выделено 3245 дес. земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пуст.: были построены кельи, часовня, в 1783 г. освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 г. обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20 718 дес. земли на р. Ингулец. Указом Синода от 23 сент. 1792 г. подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пуст. После кончины архим. Феодосия в 1802 г. Екатеринославская епархия, не имевшая ни одного штатного мон-ря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пуст. статуса мон-ря. 4 дек. 1803 г. постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу. Б. м. управлялся архимандритами, с 1863 г.- Таврическими архиереями, в 1827-1832 гг. настоятелем мон-ря был свт. Иаков (Вечерков) . Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. В XIX в. в Б. м. были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая ц. во имя Трех святителей в архиерейской летней резиденции, колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. С 1913 г. при мон-ре работали пастырско-миссионерские курсы, позднее преобразованные в ДС; летом 1917 г. в Б. м. прошел общероссийский миссионерский съезд. При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отд-нием, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет Б. м. составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи рус. армии мон-рь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 1800 насельников.

http://pravenc.ru/text/149175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), находится в с. Бедевля Тячевского р-на Закарпатской обл. (Украина). Основан во 2-й пол. 20-х гг. XX в. в с. Дубовом, первоначально как скит. Служивший в соседнем с. Бедевля иером. Боголеп (Церковник; † 13 мая 1974) организовал в Дубовом общину из 6 послушников (впосл. иеромонахи Сергий (Стойка), Иов (Стойка), Иаков (Попович), Серафим (Гайналий), Игнатий (Чокин)), которую возглавил иером. Николай (Мадар). К 1929 г. были возведены небольшая церковь, корпус на 14 келий, хозяйственные постройки. По благословению окормлявшего Закарпатье еп. Мукачевско-Пряшевского (Сербской Православной Церкви) Дамаскина (Грданичкого) ок. 1930 г. мон-рь был переведен из Дубового в Бедевлю, где вскоре выстроили небольшой келейный корпус с домовой церковью. В 1940 г. из Дубового была перевезена и 1-я монастырская церковь, затем построен др. келейный корпус. К 1953 г. в И. П. м. проживало 12 насельников, в т. ч. схиархим. Боголеп (Церковник), игумены Василий (Пронин), Владимир (Пронин), иером. Иннокентий (Чопик) и др. В 1959 г. обитель была закрыта. 1 сент. 1992 г. И. П. м. был возрожден. К 2010 г. возведены собор во имя Иоанна Предтечи, зимний храм в честь Почаевской иконы Божией Матери, колокольня, келейный корпус с трапезным храмом. Имеется хозяйство. Среди святынь обители - икона Иоанна Предтечи с частицей мощей святого, переданной еп. Хустским и Виноградовским Иоанном (Сиопко) . В мон-ре проживает ок. 20 насельников, настоятель - архим. Иов (Стець). Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Вечная память почившим: Боголеп (Церковник), схиархим. Мукачевская епархия//ЖМП. 1975. 8. С. 36; Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 54; http://www.monastyr.uz.ua [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/text/577922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя сщмч. Владимира (Богоявленского). Фотография. Нач. XXI в. Церковь во имя сщмч. Владимира (Богоявленского). Фотография. Нач. XXI в. (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 27 апр. 1996 г., первоначально при Успенском храме г. Верхнеднепровска Днепропетровской обл. В 1997 г. по благословению еп. Криворожского и Никопольского Ефрема (Кицая ; с 2006 архиепископ) мон-рь во имя сщмч. Владимира был переведен в г. Кривой Рог. Решением сессии Криворожского городского совета обители был передан комплекс зданий бывш. городского диспансера, построенных в 1916 г. на средства меценатов Галковских для приюта бедняков; в советское время на этом месте располагалась больница им. Н. К. Крупской. Площадь территории К. м. составила 5,5 га. Больничные палаты переоборудованы в братские кельи, в бывшем главном здании диспансера устроен и 7 февр. 1998 г. архиеп. Ефремом освящен домовый храм во имя сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского и Галицкого. К церкви пристроена колокольня. На территории К. м. расположены ризница, б-ка, братская трапезная. 8 апр. 2008 г. было освящено место под строительство собора в честь Успения Пресв. Богородицы. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Среди святынь К. м.- частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских, иконы с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, прп. Антония Великого, свт. Митрофана Воронежского, прп. Александра Свирского, свт. Гурия (Карпова), свт. Луки (Войно-Ясенецкого), блж. Матроны Московской. 26 июля 2005 г. наместником К. м. стал игум. Николай (Капустин), в 2007 г. возведенный в сан архимандрита. После того как в 2011 г. архим. Николай был хиротонисан во епископа Кременчугского и Лубенского, наместником К. м. стал архим. Владимир (Нероба). К апр. 2015 г. в К. м. проживали ок. 20 насельников. Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/text/2459061.html

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено, «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…» Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Г.А. Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков. В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

http://sobory.ru/article/?object=26596

В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова), на обороте которого начертан текст духовного завещания братии. К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня. В настоящее время монастырь разрушен полностью. Храмы: Архангела Михаила (1726 г., утрачен), Воздвижения Креста Господня (в 1803 г. обращен в приходской, утрачен), Георгия Победоносца надвратный (1726 г., в 1756 г. обращен в приходской, в 1801 г.разобран), Успения Божией Матери (1784 г., утрачен) http://drevo-info.ru/articles/17894.html История монастыря состоит из нескольких периодов: - Существование и упадок монастыря в селе Бизюково на Смоленщине. Он был создан боярами Салтыковыми в 1621 г. и в 1803 г. упразднен указом императора Александра I. - Возникновение в 1782 г. Софрониевского подворья и создание монастыря в 1803 году тем же указом Александра I. В середине лета 1922 года, после окончательного установления советской власти, монастырь прекратил свое существование. - 1992 год - начало возрождения монастыря. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, оплот Православия на юге Российской империи, занимавший в начале XX столетия в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры, расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. Почти полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Истины. Неоценимо духовное наследие монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в двух разных местах и в разное время. В царствование Екатерины Великой земли от Днепра до Южного Буга получают название Новороссия. В её состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена - ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной».

http://sobory.ru/article/?object=38460

... Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное - запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого». На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» - бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Феодосий Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «... ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин...». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя - в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Князь Потемкин Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г.

http://sobory.ru/article/?object=38460

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010