– В то время, как Иисус Навин и Халев хвалили землю Ханаанскую, другие соглядатаи стали распространять преувеличенные слухи о военном могуществе осмотренной ими земли. «И подняло всё общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и всё общество сказало им: О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жёны наши и дети достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника, и возвратимся в Египет» 632 . Видя, что, по своему нравственному состоянию, народ Еврейскй ещё далеко не достоин того, чтобы воспользоваться благами земли обетованной, Бог, в виде наказания за ропот неблагодарных Евреев, а также и для того, чтобы смягчать их строптивые сердца, осудил народ путешествовать по пустыне ещё сорок лет, причём, все вышедшие из Египта, кроме Иисуса Навина и Халева, лишались отрады вступить в землю Обетования; а соглядатаи, распространявшие «худую молву» об этой стране, умерли тут же, поражённые Господом 633 . «Смерть поразила соглядатаев за то, что они заградили народу дверь в обладание землёю, столь для него желанною; соглядатаи отверзили дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них» 634 . Вскоре после этого открылось возмущение Корея, Дафана и Авирона против первенства во Израиле Моисея и против первосвященства Аарона, но чудесно прозябший жезл Ааронов заставил умолкнуть всех сторонников возмущения 635 . «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопоклоняемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным и, понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И ещё, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления и не осталась во гробе» 636 . Наконец, по учению Св. Епифания Кипрского , сухой Ааронов жезл прозябший был «подобием будущего воскресения мёртвых» 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам.» ( Ин.14:9–11 ). Уже первый стих Библии гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Согласно одной из теорий, в еврейском тексте слова «сотворил Бог» – «bara Elohim» имеют грамматическую форму множественного числа, причем, слово, обозначающее действие, – «сотворил», относящееся к множественному числу, стоит в единственном числе. Это может свидетельствовать о единстве действия всех Трех Лиц в Боге. О создании Адама в Библии говориться: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (κα επεν θες ποισωμεν νθρωπον κατ εκνα μετραν κα καθ μοωσιν) ( Быт. 1:26 ). Слово «сотворим» (ποισωμεν) явно стоит во множественном числе, что видно из окончания «μεν». Здесь видно, что Творец обращается к Имеющим с Ним одинаковый образ и природу. Кому же он сказал эти слова? Ответ на этот вопрос содержится в следующем стихе «…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию…» ( Быт.1:27 ) Следовательно «образ Наш» из предыдущего стиха – это «образ Божий», и те, с кем происходит совет это Бог Сын, о котором мы читаем у святого апостола Иоанна Богослова «Все чрез Него начало быть» ( Ин. 1:3 ) и Бог Дух Святой, о котором пишет автор книги Иова «Дух Божий создал мя» ( Иов. 33:4 ). Такой же совет Лиц Пресвятой Троицы происходит и после грехопадения: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (κα επεν θες δο Αδαμ γγονεν ς ες ξ μν το γινσκειν καλν κα πονηρν) ( Быт. 3:22 ). Слова «из Нас» (ξ μν) во множественном числе. В этой же главе мы читаем, что Адам и Ева были обольщены словами «…будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3:5 ). Следовательно выражение «…как один из Нас…» может быть отнесено только к Божественным Лицам. Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Вот многие, читая Ветхий Завет, смущаются, как это от лица Божия могло происходить такое повеление: истребить. Мы многого не понимаем. Это во-первых. Во-вторых, никогда эти законы не исполнялись. Они не исполнялись. Вот давайте по букве исполнять закон: нарушитель субботнего покоя должен быть предан смерти, прелюбодей или блудник должен быть предан смерти. Давайте исполнять по букве – это нужно уничтожить большую часть рода человеческого с лица земли. Потому что все пребываем в блуде – если не в прямом, то в мысленном. И Христос охарактеризовал род человеческий только двумя терминами: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (см. Мф. 12:39 ). И вот книга Священного Писания, она только и свидетельствует об одном – вот доминирует над всем тема: как человек борется с Богом. Вот есть борьба с Богом со знаком плюс – Моисей тоже боролся с Богом. Как он боролся с Богом? – Если Ты истребишь народ, то вычеркни и меня из Твоея Книги Жизни (см. Исх. 32:32 ). Вот это борьба с Богом со знаком плюс. А у нас борьба с Богом со знаком минус, потому что это борьба с Его законом, хоть с Ветхозаветным, хоть с Евангельским. Хорошо. Господь нам дал Евангельский закон. Почему мы не живём по этому закону? Почему мы не живём по Евангельскому закону и не любим ближнего своего, как самого себя ( Мк. 12:33 )? Что нам ссылаться и говорить: посмотри какая жестокость в Ветхом Завете? – Время такое было. А вот сейчас? Господь принёс закон Любви: Он все законы Моисея Любви закону подчинил (А.К. Толстой. Грешница. 1858). Где эта в христианском обществе любовь? Вот давайте предъявлять требования к себе. А то: вот посмотрите, там что написано. А нам что написано в Новом Завт? Да вдь не исполняем этого! Мы призваны любить не только ближнего, но и врагов. Иоанн Златоуст говорит: я стыжусь читать эту главу. Откройте Нагорную проповдь, Матфея, 5-я глава, 43-й стих. Я, – говорит, – стыжусь читать эти стихи, как будто они написаны не для нас. Смотрите, что здесь сказано. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [Это вот в Ветхом Завт. Под ближним разумелся не просто ближний, сосед, а единоверец – соплеменник и единоверец]. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного [вот что требуется, чтобы быть сыном-то Отца Небесного. Дальше], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правдных и неправдных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы привтствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». – Хорошо. Почему мы этого не исполняем? «Стыжусь читать и толковать эти слова». – Вот сколько зла было уже тогда в христианском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 20 1–6. Божественное повеление о городах убежища. 7–9. Назначенные для этого города – три в Западно-Иорданской и три в Восточно-Иорданской стране. Нав.20:1 .  И сказал Господь Иисусу, говоря: После разделения Ханаанской земли между коленами, во время того же народного собрания в Силоме, исполнено было и другое божественное повеление о городах убежища, данное Господом Моисею ( Чис.35 ) и повторенное последним народу ( Втор.4:41–43 ). Исполнению этого повеления, повторенного Иисусу Навину тогда, когда наступило время его выполнения, библейский писатель предпосылает краткое его изложение, в котором указаны цель установления ( Нав.20:3 ), условия пользования городами убежища ( Нав.20:4–5 ) и время пребывания в них ( Нав.20:6 ). Нав.20:3 .  чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем [чтобы не умер убивший] от мстящего за кровь, [доколе не предстанет пред общество на суд]. Цель учреждения городов убежища состояла в том, чтобы при действии у израильтян, как и у других восточных народов, кровавой мести, допущенной вообще в законе Моисея (Толковая Библия, т. I, с. 258), предотвратить гибельные ее последствия в применении к ненамеренному убийце ( «по ошибке, без умысла»), который мог бы находить безопасное пристанище от мстителя за кровь, каким был обыкновенно ближайший родственник убитого. Признаки ненамеренного убийства подробно изложены в Чис.35:22–24 , Втор.19:4–6 . Поставленные в скобках слова «[города сии... чтобы не умер убивший... доколе не предстанет пред общество на суд]» не читаются в еврейском тексте, но находятся в греческих списках, древних и позднейших, равно как и в древнем 213 и нынешнем славянском переводе. По своему содержанию они вполне соответствуют сказанному в Чис.35:12 . Нав.20:4 .  И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; Нав.20:5 .  и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря об этом, я имел в виду такие чудесные истины Слова Божьего: «Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». «Вы не под законом, но под благодатию». «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий». «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» 193 . Для сравнения в восьми пунктах, изложенных Председательским комитетом в качестве некоего « Символа веры » для того, чтобы судить людей, не было ни одного, где учение Общества подтверждалось бы простым, ясным утверждением Писания. На какое простое утверждение из Писания любой член Руководящей корпорации или кто-то другой мог бы указать со словами: «Вот, Библия ясно говорит, что: Ни одно из перечисленных здесь учений Общества невозможно поддержать каким-нибудь прямым утверждением из Писания. Чтобы найти библейскую основу для каждого из них, потребуются тонкие объяснения, сложные комбинации библейских стихов, а в некоторых случаях — нечто похожее на умственную гимнастику. Тем не менее, этими учениями пользовались при оценке христианских убеждений других людей. На их основе принимались решения о том, что люди, отдавшие свои жизни служению Богу, являются отступниками! На следующее утро после заслушивания в Руководящей корпорации моего дела председатель Шредер пришел ко мне в комнату с магнитофоном, чтобы записать мои замечания по поводу добавочного свидетельства, предоставленного работником штаб-квартиры Фабио Сильвой (он пересказал то, что ему однажды говорил Рене Васкес по пути в штаб-квартиру из аэропорта). Я пояснил, что не могу ничего сказать о таком свидетельстве понаслышке. Утро прошло. Мне хотелось уйти из этого места из-за царившей там атмосферы давления. Когда закончился обед, пошел наверх, где мне удалось поговорить с Лайманом Суинглом в то время, как он шел от лифта к себе. Я спросил, сколько мне еще придется ждать. Он сказал, что решение уже принято и мне об этом сообщат сегодня днем. Из его замечаний я понял, что некоторые члены настаивали на том, чтобы лишить меня общения. Во время разговора со мной его лицо исказилось, и он сказал: «Я не могу понять, как думают некоторые люди. Я боролся, о, как я боролся…» — и тут губы его сжались, плечи задрожали, и он зарыдал. Я вдруг обнаружил, что пытаюсь его утешить, уверяя, что мне, в сущности, не так важно, какое решение они приняли, что мне просто хотелось бы, чтобы все кончилось. Но он никак не мог успокоиться.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

И действительно, мы все должны стремиться к тому, чтобы «чужие грехи рассматривать как свои» и с охотой и участием протягивать руку помощи оступившемуся человеку. К глубокому сожалению, упавших в наше время принято добивать, и когда в чем-то подобном принимают участие христиане, то они теряют смысл имени, которым и нарекаются, то есть перестают быть христианами, то есть христовыми, во всем уподобленными Ему. О Самом Христе было сказано еще в Ветхом Завете: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:3–5 ). И в этом смысле особенно погрешают против правды Христовой любви те, которые вместо борьбы с грехом борются с грешником, вместо борьбы с заблуждением – борются с самим заблудившимся. И насущная проблема современного общества, прежде всего церковного общества, – это резко агрессивное отношение к той части российской молодежи, которая разбежалась по разным сектам и провалилась в объятия еретических заблуждений и сектантских галлюцинаций. Вместо того чтобы бороться с их суевериями и заблуждениями, мы перекидываем агрессию и на самих носителей данных заблуждений и суеверий. Проанализировав целый ряд отечественных системных учебников по сектоведению, я пришел к выводу, что с религиозной точки зрения они бесполезны, и даже опасны, для духового и нравственного состояния тех, которые их читают. Исключение могут составлять труды Коня Р.М. и незабвенного Ивана Александровича Глухова, отличительной особенностью которых является уважительное отношение к самим заблудшим как к творению Божию и решительная библейская критика их собственных заблуждений и ложных сектантских позывов. Иных же авторов правильнее относить к жанру «криминальное», или «бульварное», чтиво. Ведь как общеизвестно, сектанты в нравственном смысле все же стоят значительно выше тех, которые с ними борются, тем более такими нехристианскими методами. Хотелось бы напомнить всем этим «великим инквизиторам» наших дней (впрочем, и их сановным покровителям), что в православии цель не оправдывает средства, а даже наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И потому особенно погрешают против правды Христовой любви те, которые вместо борьбы с грехом борются с грешником, вместо борьбы с заблуждением – борются с самим заблудившимся. Хотелось бы напомнить: в Православии цель не оправдывает средства! Насущная проблема современного общества, прежде всего церковного общества, – это резко агрессивное отношение к той части российской молодежи, которая разбежалась по разным сектам и провалилась в омут еретических заблуждений и сектантских галлюцинаций. Вместо того чтобы воевать с их суевериями и заблуждениями, мы перекидываем агрессию на самих носителей данных заблуждений и суеверий. В этом смысле среди современных учебников по сектоведению положительно выделяются труды Р.М. Коня и незабвенного Ивана Александровича Глухова, в которых уважительное отношение к самим заблудшим сочетается с решительной библейской критикой их собственных заблуждений и ложных сектантских позывов. Нам всем очень важно научиться приносить ко Христу всех немощных и духовно и нравственно расслабленных. Тогда мы и станем настоящими друзьями для всех запутавшихся и оступившихся братьев наших. Сказано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14: 1); и еще: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3: 14–15). «Надлежит соображать оглашение с разностями верований» «Когда Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях , он учит принимать слабого в вере так, чтобы мы своею крепостью могли поддержать его слабость, и не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим» 2 , – пишет блаженный Августин. В этих словах Августина обратим внимание на призыв: «и не осуждать его мнения (то есть другого человека. – прот. О.С. ), осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим». И действительно, как мы можем додумывать за других людей, что они имеют в виду, сказав то или иное?

http://pravoslavie.ru/98622.html

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; Если злословивший отца или мать был умерщвляем ( Исх 21.17 ), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. Лев.24:23 ). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65 ), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»). Лев.24:15 .  и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; Лев.24:16 .  и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом. Лев.24:17 .  Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Лев.24:18 .  Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наши предки относились к слову очень чутко и взвешенно. И это восходит к библейской традиции, которая, например, свидетельствует: «Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же» ( Еккл.10:12 ). Апостол Иаков пишет в своем послании: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их, вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык...» ( Иак.3:1–6 ). В одном византийском памятнике письменности, получившем распространение на Руси, читаем: «Слову святому чаще всего отдавайся, ибо оно выражает и царство земное, и стройность небесных чинов. Ведь слово – властитель небесных идей, и, если его изъять, распадутся и наши вещи. Собери же богатство словес, не пропуская и полностью, ведь не доверят ни кормчему править ладьей, если не может вести корабль, ни царю управлять своим царством, коль не постигнет он тайны слов». В Мериле Праведном читаем: «Слово дурное дурному делу податчик. Меч язвит тело, а слово – мысль, и суровое слово порождает ярость». «Язык» – это средство общения между людьми. Пользуются языком и животные, но человеческое общение стоит неизмеримо выше. Об уровне развития общества свидетельствует богатство его языковой культуры. В XIX веке существовал предмет «Русская словесность», имелись Общества любителей российской словесности. Словесность подразумевает два направления: народное и элитарное. Русская народная словесность отличалась огромным богатством и разнообразием жанров: это былины, сказания, исторические песни, причитания, сказки, поговорки и т.д. Наша национальная литература, впитавшая в себя пласты народного творчества, является сокровищницей нашей культуры. В этом отношении показателен пример выдающегося русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Его талант вырос на сказках, которые ему в детстве рассказывала «малограмотная» нянька Арина Родионовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010