Честное тело св. апостола Петра оставалось почивающим в Риме; но глава его перенесена была в Царьград, и в истории упоминается, что во время пятого Крестового похода, когда крестоносцы овладели Царьградом, тогда со множеством другой святыни найдена там и честная глава апостола. Когда же венгерский король Андрей II возвращался из шестого Крестового похода, в котором принимал деятельное участие, тогда, проезжая Царьградом, принадлежавшим в сие время Латынам, взял с другою святынею и главу св. Петра и привез ее в Венгрию, где как от нее, так и от другой привезенной им из Царьграда святыни, совершались многие чудеса (Жития 12 апостолов, Ив. Крылова. M., 1869 г. стр. 55).   Библиографический указатель к XV гл. Начало ересей в Церкви Христовой (из Шаффа) Митропольского. Прав. Об. 1861. VI, 451. Чтения о Св. ап. Павле. Апостольский Собор. Воскр. Чт. 1872, 20, 312, 316. К. Пер-ов. Беседа об апостольском Соборе в Иерусалиме, в применении к современному положению св. Церкви Христовой. Воскр. Чт. 1892, 46, 717-726. Об апостольском Соборе. Руков. для с. п. 1877. И, 501-503. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Св. ап. Павел. Сочин. T. IX. 397-400. Ст. 36-41. Гал. II, 11 и дал. Прот. Михайловского. Размолвка у Павла с Петром и Варнавою. Св. ап. Павел, 40-42. О том же, Фаррара. Жизнь и труды Св. ап. Павла. I, 262-271. Прот. Горского. Второе путешествие ап. Павла. Размолвка между Павлом и Варнавою. Еванг. история и история Апостольской Церкви. 420-421. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Сочин. T. IX, 401-402. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтения о св. Первоверховном ап. Петре. О деяниях св. Апостола после двух первых апостольских путешествий его до конца сказаний о нем в кн. Деян. 179-206. О дальнейших путешествиях его и о кончине 207-228. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь Св. Ап. Петра 80-95. А. Яковлева. Апостолы. Вып. I, 121-133. II. ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ АП. ПАВЛА. (XV, 36-41; XVI-XVIII, 22). ГЛАВА XV Стих 36-41 Огорчение между ап. Павлом и Варнавою. (XV, 36-41). Св. Иоанна Златоуста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В конце рукописи – запись писца тем же полууставом, каким писана и вся рукопись (л. 432 об.): арипъ (т. е. амин). Влко молюс тко емоу блгоютробью помози ми: Слава свершителю бгоу. сверь шившемоу книгоу сию: – А. Яцимирский Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1899. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. С.-Петербург, Апрель 1899 г. Непременный Секретарь, Академик Н. Дубровин. 1  Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. Издание Археографической Комиссии. СПБ. 1872 г. 1–188 стр. 6  Описание рукописи у Л. Н. Майкова, Материалы и исследования по старинной русской литературе. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. СПБ., 1890 г., стр. 3–9. 7  Описание рукописей Имп. Общества Любит. древн. письменности, ч. II, СПБ., 1893 г., стр. 385–388; Библиограф, 1883 г., 12, стр. 389–392. Шестой cnucok–XVII века, библиотеки Исторического музея в Москве, в полном объеме остался для нас неизвестен. Впрочем, сравнительно с нашей рукописью, новых чтений он не дает. Об этом списке у Л. Н. Майкова, Материалы и исследования..., I, стр. 9–10. 10  Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в Святую Землю игумена Даниила, М. 1891 г., стр. 98. 11  Библиологический Словарь, стр. 20. Интересно, что тот же П. Строев относил весь Сборник, из которого Хождение было вырезано, к XVII веку. См. примечание 14-е. 12 Предисловие к Путешествию новгородского архиепископа Антония в Царьград, СПБ. 1872 г., стр. 11. 19  Например: за тем крест вм. крестом; наров вм. народ; горесть вм. гордость; леонти вм. лентий; Стефанов дом вм. Стефанов лоб; лице своего вм. лице свое и др. 20  Например: в неи двери вм. и вне дbepiй; повторено дважды в обоих списках слово в корыте: еже есть вм. есть же; за Испигасм вм. за Испигасом; у Испига вм. у Испигаса; дв да вм. девица (в разных местах); свята вм. святая и др. 21 Примеры древности: с шъи своих – Житие Нифонта 1219 г. из Тр.-Серг. л., л. 63 об.; на шъю – Пандекты Ник. Черн. 1296 г. из Синод. Библ., л. 36; к шъи – Новгор. Лет. изд. 1871 г., стр. 42 и др. См. в Лекциях по истории русск. яз. проф. А. И. Соболевского, изд. 2, стр. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. С XIII в. ее тематика значительно расширяется: появляется понятие «Русская земля», и летописец внимательно следит за событиями в других княжествах. В круг его наблюдений входят также важнейшие события политической и военной жизни шведов, немцев и монголов. Это можно наблюдать в дошедшей до нас «Первой Новгородской летописи», относящейся к 30-м годам XIV в. Дальнейшее развитие летописания и расцвет литературного творчества в Новгороде происходит в 30 – 50-е годы XV в. при архиепископе Евфимий II (1429 – 1459). Он стремился дать идеологическое обоснование сепаратистским тенденциям новгородской знати. С этой целью новгородские писатели обратились к историческим преданиям и легендам, к упрочению местных святынь. По поручению Евфимия II в 1432 г. создается Софийский временник, в котором центром истории Руси признается Новгород. Но Софийский временник был летописью чисто новгородской, он слабо отражал историческую жизнь других русских княжеств. Характерной особенностью новгородских летописей XV в. является включение в них историко-легендарного повествования. В поздних новгородских летописях большое место отводится повествованию о присоединении Новгорода к Москве Иваном III (1472 – 1478), появляются вставленные позже легенды, предвещающие падение новгородской вольности. В XIV в. в новгородской литературе интенсивно развивается жанр путешествий – хождений. В середине века проявляется «Хожение Стефана Новгородца». Это первое в древнерусской литературе путешествие мирянина. Цель его путешествия – торговля. Стефан создал своеобразные очерковые записки, в которых описывались не только святыни, но и важнейшие достопримечательности Царьграда (Юстинианов столп, гавань и морские суда, архитектура города). Характер путеводителя носит «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда» (вторая половина XIV в.). Примечательным произведением является «Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Федору о земном рае», помещенное в «Первой Новгородской летописи» под 1347 г. Василий полемизирует с ортодоксальной позицией тверского епископа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

cont. de R. Lee. c. 39). В таких чертах излагаются обстоятельства неудачного похода при Игоре. Разве это не показывает, что материальная обстановка морских походов Руси должна была иметь известную организацию, т. е. что русские располагали значительных размеров судами, опытными моряками, вооружением и всякими запасами? IV. Культурное и по преимуществу торговое значение сношений с Византией. Св. Ольга В походах Руси на Византию нельзя далее не отметить очень важного культурного элемента. И Святослав между прочим, желает перенести свою столицу на Дунай в той мысли, что туда свозятся лучшие и дорогие произведения из разных стран, и походы на Константинополь вообще имеют целью установить правильные торговые сношения между Россией и Византией. Во всех договорах торговые интересы представлены очень рельефно, и выгоды русских купцов отстаиваются весьма последовательно. Но для меня имеет в этом отношении особенное значение путешествие в Константинополь Св. Ольги. Прежде всего есть одно странное обстоятельство в византийском рассказе о приеме Ольги в Константинополе. Статья надписана совершенно также, как озаглавлена беседа патриарха Фотия: на нашествие Руси, т. е. посещение Ольги обозначено на греческом языке выражением, имеющим смысл нашествия с враждебной целью или военного похода. Так как известия русской летописи в этом случае расходится с византийским, ибо первое все внимание сосредоточивает на крещении Ольги, а второе ничего не говорит о Крещении, то давно уже высказано было мнение, что может быть Ольга два раза была в Константинополе. Следует еще присовокупить, что византийское известие не может возбуждать против себя никаких сомнений, ибо это есть дворцовый журнал, описывающий парадные приемы послов и посетителей из иностранных государств. Русские, посещавшие Константинополь в конце XII века, находили еще там некоторые воспоминания об Ольге. Итак, Новгородский архиепископ Антоний говорит, что ему показывали в храме Св. Софии между другими святынями и драгоценностями «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши ко Царьграду».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Почто же без брад суть пишемы? Того ради, яко во оная древняя времена, по обыкновенно воинскому, брады своя брияху. А о царех Римских, западом и востоком обладавших, что вемы? растяху ли брады своя, или брияху? Дион описатель древних дел поганских повествует, яко Адриан царь Римский, первый он начат растити браду, некиих ради нелепотных на лице ему бывших язв, да власами тыя закрываются. Аще же Адриан в царех первый бысть раститель брады, убо вси прежде его бывшии царие брад своих не растяху, но брияху. А егда Юлиан царь апостата, из Христианина сотворивыйся бесам служитель, прииде во Антиохию, имый браду долгу: людие Антиохийстии, правовернии Христиане бывшии, узревше того брадата, ругахуся браде его, и творяще смехи между собою, нарицаху царя козлею брадою. Еже и святый Григорий Богослов во втором на Юлиана слове воспоминает, глаголя: или добро убо Римского царя ланиты зрети безлепотствующия, и смех мног подавающия 378 ? И паки ниже: ныне же брада есть обносима и обвлачима, и с труждавшимися купно смеема. До зде Богослов. Нам же отсюду зрети есть сие: аще царская брада от народа Антиохийского бысть посмеваема, кольми паче неублажаемы в них бяху растимые брады простых человеков, тех, иже прежде старости своея ращаху брады своя, ни вменяху брад в великую святыню и спасние. Яве убо есть, яко не от Кавалина начатся брадобритие, но прежде его то бысть;а Кавалин разве обновил бв в Царьграде древнее то брадобрития обыкновение, еже наипаче бываше в людях воинских, на рать исходящих. О Петре же Гугнивом, папе Римском, от него ли начатся в ветхом Риме, в духовном чине брадобритие, о том мы не испытуем; что нам к Римлянам: не к ним бо сия наша надлежит беседа, но к своим Российским раскольникам; разве то вестно нашим сотворим, яко в Каталогах пап Римских Петр Гугнивый между папами не обретается. В книге Кормчей на конце приложено слово о Римском отпадении. В том слове, папы отступившие от православной веры сочисляются сице: 1. Формос, иже бысть ереси начальник, 2. Вонифатий, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прежде всего есть одно странное обстоятельство в византийском рассказе о приеме Ольги в Константинополе. Статья обозначена совершенно так же, как озаглавлена беседа патриарха Фотия: на нашествие Руси 369 , – т. е. посещение Ольги обозначено на греческом языке выражением, имеющим смысл нашествия с враждебной целью или военного похода. Так как известие русской летописи в этом случае расходится с византийским, ибо первое все внимание сосредоточивает на крещении Ольги, а второе ничего не говорит о крещении, то давно уже высказано было мнение, что, может быть, Ольга два раза была в Константинополе. Следует еще присовокупить, что византийское известие не может возбуждать против себя никаких сомнений, ибо это есть дворцовый журнал, описывающий парадные приемы послов и посетителей из иностранных государств. Русские, посещавшие Константинополь в конце XII в., находили еще там некоторые воспоминания об Ольге. Так, Новгородский архиепископ Антоний говорит, что ему показывали в храме св. Софии между прочими святынями и драгоценностями «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань 370 , ходивши ко Царьграду». Какою целью руководилась Ольга, предприняв путешествие в Царьград, об этом ничего нельзя сказать точного, догадки же сосредоточиваются главнейше на том, что она желала в Константинополе креститься. Независимо от того в церемониале приема Ольги есть несколько любопытных для нас черт. Торжественный прием ей сделан был в среду 9 сентября 955 г. По обычаю византийского этикета, Ольга должна была пройти по многочисленным залам и галереям императорского дворца, прежде чем попасть и тронную залу, великий триклиний Магнавры, где стоял Соломонов трон. Этот трон был чудом искусства, которое не могло не поразить воображения. Иностранца, подходящего к трону для поклонения императору, окруженному блестящей свитой военных и придворных людей в парадных мундирах, поражал сюрприз за сюрпризом. Прежде всего раздавались звуки золотых и серебряных органов, скрытых от глаз занавесями и коврами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Стефан, как и другие новгородские паломники, отмечает в своем «хождении» следы разрушений, причиненных Константинополю крестоносцами в 1204 году. И это невольно выдает в нем осведомленного человека, интересующегося памятниками искусства и их историей. Кроме «Хождения» Стефана Новгородца, от XIV века дошли до нас еще два своеобразных «путеводителя» по Константинополю – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Оба этих памятника составлены не очевидцами, а восходят к какому-то не дошедшему до нас третьему описанию Константинополя – может быть, принадлежащему Василию Калике – будущему новгородскому архиепископу Василию, написавшему послание к тверскому епископу Федору о земном рае. И это послание Василия о земном рае характеризует тягу русских людей XIV века к далеким странам и далеким путешествиям. Василий описывает земной рай, который видели его «дети» – новгородцы. Непосредственной темой послания Василия послужил спор о том, существует ли рай на земле, в котором жили Адам и Ева, или материальный рай погиб и есть только рай «мысленный», то есть идеальный, неземной. Спор этот, довольно типичный для средневековья, касался одной из основ религиозного мировоззрения той эпохи. Несториане и яковиты, сторонники прямого и непосредственного понимания библейской истории, как реально существовавшей, верили в материальный рай на земле, доступ в который для людей крайне затруднен, но возможен. В этом споре глава новгородской церкви Василий становится на одну точку зрения с «еретиками». Василий даже определяет место существования земного рая: «А в Паремии (т. е. в Ветхом завете. – Д. Л.) именуются четыре ркы, идуть из рая: Тигр, Нил, Фисонъ, Ефраксъ – со въстока, Нил же – под Египтомъ... течетъ же с высокых горъ, и еже суть от земля и до небеси, а мсто непроходимо есть человкомъ, а верху его рахмане живуть». Одна из деталей послания Василия делает его рассказ о новгородцах, нашедших земной рай, типично новгородским по своему вниманию к живописи, которой новгородцы славились далеко за пределами своего города. Горы, стеной отделяющие рай со стороны моря, имеют изображение деисуса: «...написанъ дисусъ лазоремъ чуднымъ и велми издивленъ паче мры, яко не человчьскыма руками творенъ, но Божиею благодатью». Фантазия новгородцев клонилась, следовательно, к тому, чтобы и горы украсить фресками, написав их драгоценнейшим «лазорем», которого в действительности едва хватало на миниатюры. Тема деисуса тоже не случайна для ограды рая: «деисус», или «деисис», означает моление, которое возносят Богоматерь и другие святые к страшному судии мира Христу с просьбой о прощении грешников, – это тема конца мира, Страшного суда, в результате которого определяются те, кто попадает в рай и кто пойдет в ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древняя новгородская летопись разъясняет, кто этот отец Порфирий и кого мог разуметь автор под «иной братией». Понятию, что это одно еще не дает достаточного основания приписывать летопись и житие одному автору; гораздо, вероятнее, что автор жития намекает на монастырские записки, которые он вел вскоре по смерти Варлаама, живя в его монастыре, и которые послужили источником известий о хутынском монастыре, занесенных в новгородский летописный свод. Из этого свода узнаем, что Порфирий – Прокша Малышевич. такой же «вячший» новгородец, как и Варлаам, постригся на Хутыне «при иг. Варламе» и умер в 1207 г.; брат его Феодор не известен по летописи, но она в продолжение нескольких десятков лет следит за судьбой его сына Вячеслава, внука Малышева, достроившего церковь , заложенную его отцом, бывшего тысяцким, потом хутынским монахом Варлаамом, и подробно обозначает, его смерть и погребение на Хутыне в 1243 г. Там же пострижен и в 1247 г. погребен сын Вячеслава Константин. Из одного с Варлаамом класса вышел вернувшийся пред смертью , его Антоний: это был Добрыня, отец которого воевода Ядрей погиб в походе 1193 г. на Югру; по летописи, Добрыня еще до изгнания архиеп. Митрофана (1211 г.) возвратился из Царьгра да ст. святыней от гроба Господня и постригся на Хутыне; в 1211 г. он избран владыкой Новгорода и потом неоднократно оставлял кафедру. Вместе с Антонием мог быть в числе «иной братии» Варлаама и Арсений, из хутынских чернецов дважды заступавший место архиеп. Антония, но не посвященный в сан, потом бывший игуменом хутынского монастыря. Ко всем этим лицам летопись относится с большим сочувствием и особенно останавливается на Арсение, описывая его добронравие, называя его мужем кротким, смиренным, зело боящимся Бога 69 . Рассмотренные признаки жития не позволяют слишком удалять его происхождение от времени описываемых им событий. В последствии это житие имело долгую литературную историю и вобрало в себя цикл легенд, которыми окружено было имя Варлаама. Разбор их найдет место в рассмотрении позднейших редакций жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Все это прочтя, давайте устроим по разуму божественной любви нашу жизнь в угоду Богу, чтобы с помощью молитв вышеупомянутых отцов и братьев иметь помощником Христа истинного Бога нашего молитвами Пречистой Матери Его и Богородицы и всех святых. Аминь. СЛОВО 35. ТОГОЖДЕ О ДУХОВНЫХ НАШИХ БРАТЯХЪ ГЛАГОЛЕМЫХ ЦАТЬ РАВНОЕ ПАТРИАРЬШЫСКАГО ПОСЛАНЬЯ, ПОСЛАНАГО КЪ КИРЪ ЕУФИМЬЮ ОТ ЕРУСАЛИМА И ЕЩЕ ЖЕ И РАВНОЕ ПОСЛАНЬЯ ИГУМЕНА СВЯТОГО СИМЕОНА ЧЮДОТВОРЦА 1010 Надписанье . Боговиднйшему и святому нашему владыц богопочтеному патриарху иерусалимскому пришедшеи въ Антиохию архиери 1011 и причта приизящьнии, чада и раби твои. Господи, благослови. Подобаше убо намъ, богопочтеный нашь владыко святый, писаниемъ присно и нарковати теб, и лобзовати, и долъжное еже по Боз твоему свершению въздати поклонение, яко святыя твоя въсприимати молитвы и от тебе благословлятися. Но прилучьшаяся нам напасти и бывшее вещем пременение от подобаюшаго нас прсцаютъ и полезнаго, понеже и бес пастыря пребываемъ 1012 и нсть иже нас сберег, разъсяныя суща, и зверем удобь емлемый бьшающа ловъ. Нън же нову в уши наши въпадшюю слышанию настоящее писание къ святын твоей послахом, ово убо долъжное то и въздаюше поклонение и еже от нею благословление просяще, ово же и о слышанемъ сказающе; еда бо се въ твою не вънесено бысть слухы. Слышахом бо яко цятом арменом нкым рекше отшелником арменьскыя службы ту сътворше жилище и безмольствовати ту произволивше, нции всяко от доброненавистнаго бса нападают на них и яко неправославны облыгуют и всячьскыми образы оскорьбляютъ их. Но убо таковии приятн бяху от прежде бывших патриархъ наших, и нкая от них братья суть въ честнй обители святаго Чюдтворца Симеона учинен и въ иных монастырих, в нихже и служат и Причистымъ Таинам съ православными причящаются, и ниже от древних лт дажде донын възниче съмнинье нкое о слав их. Сия убо мы яко вдуще възвстихом; твоего же хотнья есть или нраву прдварших патриархъ послдовати, или инако нкако помянувшемуся и угодному Богови створити. Честныя убо и святыя молитвы твоя да дарован будут нам въ всемъ житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. собр. р. лет. 1. 50, 52 О святых Кирилле и Мефодии — в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422–423 Оболенск. О двух древн. святын. Киева — в Киевлян. 3. С. 145 П. собр. р. лет. 2. 30 Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александро-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского. Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 Степ. кн. 1. 135 Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris ornatibus diversis hos advenientes honoravit [Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)] (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 Степ. кн. 1. 39, 160 Нестор: «Се бо (т. е. Ольгу) вси человеци прославляют, видяще лежащи в теле на многа лета; рече бо пророк: Прославляющая мя прославлю» (П. собр. р. лет. 1. 29 Карамз. Ист. госуд. Росс. 1. Прим. 473 И далее: «В лето 6515 пренесени святии в святую Богородицю» (П. собр. р. лет. 1. 55 Речь, очевидно, о перенесении святых: чего же именно? Икон (Карамз. И. Г. Р. 1. С. 228. Изд. 2-е Но иконами Десятинная церковь была обогащена с самого начала, и откуда они могли быть перенесены? Или мощей? Но, сколько известно из других свидетельств, при Владимире перенесены в церковь святой Богородицы только мощи великой княгини Ольги (см. следующие прим. 148–149). Ст. кн. 1. 40 мних Иаков — в приложен. 1. В одном из названных житий, которое помещено в рукописном Прологе XV в. под 11 числом июля, читаем: «Но Бога должника себе сотвори, иже ю тако прослави нетлением, блажено тело венчав, иже и доныне есть всеми видимо верными рускыми сыньми...» И в конце: «И взем (Владимир) тело от земли бабы своея нетленно, и вложиша в раку древяну, и поставиша в церкви святыя Богородица» (рукоп. Румянц. муз. 321. Л. 353–354 Это же житие помещено и в печатном Прологе под 11 июля Другое житие святой Ольги, встречающееся в рукописи XVI в., по некоторым находящимся в нем любопытным подробностям помещаем сполна в приложен. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

   001   002     003    004