«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым, кандидатом исторических наук, доцентом, преподавателем византологии в Сретенской духовной семинарии. Окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова, работал в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Основные статьи: Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской)//Византийский временник. 2007. Т. 66 (91). С. 93–124; «Хронография» Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект//KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 156–168 и др., а также статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой российской энциклопедии» по истории Византии. – Павел Владимирович, как давно вы преподаете в семинарии курс византологии? – Византологию – предмет, посвященный политической истории и духовной культуре византийской цивилизации, в Сретенской семинарии я преподаю первый год. Мне очень этого хотелось. Одновременно архимандрит Тихон (Шевкунов) – наш ректор, предложил мне читать курс истории средних веков, на что я с радостью согласился. С отцом Тихоном мы познакомились весной 2007 года, когда меня пригласили принять участие в паломнической поездке братии Сретенской обители в Константинополь. Тогда я впервые посетил легендарный Царьград, немые, но еще живые святыни которого поразили меня до глубины души. С первых же минут общения с отцом архимандритом, которого я тогда узнал впервые, у меня возникло ощущение, что мы с ним давно и хорошо знакомы: настолько удивителен его дар располагать к себе собеседника открытостью и доброжелательным вниманием. Он сразу же познакомил меня со своим проектом фильма, посвященного величию и трагедии Византии. – Почему предмет «византология» выделен в отдельную семинарскую дисциплину?

http://pravoslavie.ru/35522.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Василий Калика Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48; публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»). Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки. Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Возвращение в Византию. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Возвращение в Византию Беседа с епископом Подольским Тихоном (Зайцевым) 10.11.2011 11:08 Версия для печати Завершилась самая масштабная в новейшей церковной истории поездка русских паломников по святыням древней Византии – территории современной Турции. Группа из 60 человек в сопровождении духовенства посетила дорогие Православию места от Царьграда до Эфеса, проделав путь по землям Вифинии, Понта, Ликии, Памфилии, Киликии, Каппадокии, Галатии, Фригии, Писидии, освящая свой путь соборной молитвой, совершением богослужений в полуразрушенных храмах, встречаясь с духовенством и высокими светскими чиновниками, оказывающими живое содействие развитию этого важного паломнического маршрута. О том, как проходила эта насыщенная событиями поездка, рассказал епископ Подольский Тихон, возглавлявший группу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА» лит. памятник новгородского происхождения, предположительно нач. XV в. Представляет собой (наряду со «Сказанием о святых местах и о Константинграде») позднейшую переработку анонимного «Хождения в Царьград» кон. XIII - нач. XIV в. По мнению исследователей, автором «Хождения» мог быть свт. архиеп. Новгородский Василий (Калика) , посетивший Царьград еще до избрания на епископскую кафедру. «Б. о с. Ц.» повествует о святынях и достопримечательностях К-поля, имеет форму диалога епископа и царя. В тексте «Б. о с. Ц.» выделяются 2 части, к-рые, вероятно, принадлежат к разному времени: речь епископа с подробным описанием храмов, святынь и архитектурных памятников К-поля; вопросы царя и его просьбы продолжать рассказ. Образы царя и епископа условны; имя царя не указано, а епископ назван в одном списке «Венединским», в др.- «Ренедийским» (может быть, производные от городов Венеция и Рендина, в Фессалии). Единственная личностная черта персонажей - указание на то, что епископ когда-то был пострижеником к-польского мон-ря во имя блж. Андрея, Христа ради юродивого. В «Б. о с. Ц.» сохранились нек-рые обороты, неуместные в диалогической речи и указывающие на разновременное происхождение отдельных частей памятника (напр., «Доселе сказание о церкве святыя Софии, переидем на грацкое сказание. Се же о граде сказ» или «Но се моея повести конец»). Кроме того, в начале повествования епископ, от лица к-рого ведется рассказ, предстает современником царя Романа III Аргира (1-я пол. XI в.), а затем - очевидцем событий XIII в. Окончание «Б. о с. Ц.», в к-ром царь выражает желание совершить паломничество в К-поль как долг всякого благочестивого человека, может служить косвенным указанием на то, что лит. памятник был написан в эпоху ослабления на Руси интереса к паломничеству - в XV в. На это указывает также речь царя, имеющая торжественный тон и напоминающая по слогу агиографические произведения Епифания Премудрого и Пахомия Логофета . Изд.: Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной рус. литературе//СбОРЯС. 1890. Т. 51. 4. Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 2. Ч. 1. С. 121-125; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв.//Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1980. Т. 363: Лит-ра Древней Руси и XVIII в. С. 100-111. М. Е. Башлыкова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь

http://pravenc.ru/text/78222.html

Житие св. Стефана пермского, единственный источник известий о его миссионерской деятельности, отличается обширными размерами и, может быть, потому было мало распространено в нашей письменности. Самым древним и наиболее исправным признается специалистами список жития кон. XV или нач. XVI в., заключающийся в Четь-Минее до-макарьевского состава Синодальной Библиотеки. По этому списку и издано теперь житие апостола зырян. Новое издание должно заменить прежнее в Памятниках Старинной Русской Литературы (вып. IV), которое было сделано по другому, менее исправному списку XVI стол. 3 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–62 годах. Православный Палестинский Сборник Выпуск 45. Москва 1896 Паломничество в истории русской культуры, духовной письменности, религиозного сознания и, наконец, в нравственной жизни народа сыграло громадную роль и, несомненно, имеет значение доселе. Поэтому всякую находку в области древней паломнической литературы надо приветствовать. А такие находки оказываются возможными. Не так давно была открыта академиком Л.Н. Майковым «Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда» (кон. XIII или нач. XIV в.), представляющая апологию паломничества, против которого иногда вооружались древнерусские пастыри. Этот интересный памятник уже вызвал значительную литературу. 4 Хождение Варсонофия является последними открытием в этом роде литературы и открытием очень ценным. Его нашел покойный Н.С. Тихонравов в последний год своей жизни (в апреле 1893 г.); Тихонравов первый сделал и сообщение об открытом им «хождении». Памятник издается теперь в первый раз вместе с этим сообщением, а также с предисловием редактора издания С.О. Долгова. Издание посвящено памяти Н.С. Тихонравова. Варсонофий в своем хождении не сообщает о себе никаких биографических данных, как это обычно для паломников-писателей древней Руси. Только его прием измерять расстояние милями да черты северо-западного говора в языке Хождения заставляют думать, что Варсонофий уроженец смоленской или полоцкой земли. Догадываются далее, что наш паломник одно лицо с Варсонофием, духовником новгородского архиепископа Ионы († 1471), бывший одним из кандидатов на новгородскую кафедру после смерти этого владыки. О Варсонофии же, духовнике владычнем, известно, что ранее этой должности он состоял игуменом Полоцкого монастыря на Бельчицах. Описание своего путешествия Варсонофий начинает прямо с Киева. В первый раз в 1456 году он отравился из Киева в Царьград, отсюда на Крит, Родос и Кипр в Лаодикию; потом в Триполь и Бейрут на Дамаск; из Дамаска в Иерусалим, где прожил два месяца и обходил все святые места. Второе хождение к святому граду в 1461–62 гг. Варсонофий сделал по другому маршруту чрез Египет и Синай. В неоконченной рукописи из второго хождения и сохранилось описание только святынь Египта и Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Антония в Царьград в конце 12-го столетия/С предисл. и примеч. П. Савваитова , СПб., 1872, стб. 13–54, 55–174; Срезневский. Сведения и заметки, 60, с. 340–352; латинский и французский переводы по изданиям Савваитова и Срезневского: Liber qui dicitur Peregrinus, seu Descriptio ss. locorum Ceesareae civitatis. – In: Exuviae sacrae Constantinopolitanae; fasciculus documentorum minorum ad byzantina lipsana in Occidentem seeculo XIII translata spectantium et historiam quarti belli sacri imperiique gallograeci illustrantium. Genevae, 1878, 2, p. 218–230 (лат. пер.); Antoine archev. de Novgorod. Le livre du pélerin. – In: Itineraires russes en Orient/Trad. pour la Société de 1’Orient Latin par M-me B. de Khitrowo. Genève, 1889, 1, p. 87–111 (фр. пер.); Лопарев X. М. 1) Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского. – Библиограф, 1888, 12, с. 380–392; 2) Описание рукописей имп. ОЛДП. СПб., 1893, ч. 2, с. 385–388; 3) Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г./Под ред. X. М. Лопарева. – ППС. 1899, вып. 51, с. 1–39, 71–94; Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского. – В кн.: Византийские очерки. М., 1977, с. 225–235. Лит.: Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. Б. м., б. г.; Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия/С предисл. и примеч. П. И. Савваитова . СПб., 1872; Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. – СОРЯС, 1890, т. 51, 4, с. 3–11; Яцимирский А. И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 223–264; Айналов Д. В. 1) Дар святой Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. – Тр. Археол. съезда в Харькове. М., 1905, т. 3, с. 1–4; 2) Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца. – ЖМНП, 1906, июнь, с. 233–276; 1908, ноябрь, с. 81–106; 3) Два примечания к тексту Антония Новгородского. – В кн.: Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1912, с. 181–186; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934, с. 84–85; 88 и др.; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1. Литература XI – нач. XIII в., гл. VIII, с. 373–374; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1970, 363, с. 64–95; Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского: (К изучению текста). – ТОДРЛ, 1974, т. 29, с. 178–185. Доп.: Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 213–221, 413, 449–450. О. А. Белоброва Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Землю. Первый такой паломник-писатель – Даниил-мних, второй – новгородский архиепископ конца XII века Антоний, побывавший в Царьграде, затем новгородский инок Стефан в 1350 г., в 1370 г. «хождение архим. Агрефенья», второе после Даниила-Мниха описание Св. Земли; за ним следует диакон Игнатий Смолянин, в конце XIV в. посетивший Константинополь, Афон и Иерусалим. Наряди с этими паломниками-писателями стоит и архиеп. новгор. Василий, написавший послание о земном рае под сильным влиянием путешествия на Восток. К паломнической литературе XIV в. относится «Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда», изданные Л. Н. Майковым в «Материалах и исследованиях по старинной русской литературе». С XV в. П. становится распространенней, а описания его разнообразней и подробней. Первым писателем этого времени был троицкий иеродиакон Зосима, повторявший в своем описании все, что слышал от других, а часто пользовавшийся и записками паломника Даниила. Из других писателей этого времени назовем: Варсонофия, описавшего два хождения – из Киева в Иерусалим чрез Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск и такое же, но чрез Белгород, Даммиету, Египет и Синай; купца Василия, современника Варсонофия; Епифания Премудрого , оставившего соч.: «Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим», в котором перечисляются все города по пути от Великого Новгорода до Иерусалима и указывают расстояния между ними. К концу XV в. в П. заметно изменение, повлекшее ослабление этого движения. Причинами этого ослаблёния нужно считать взятие Константинополя турками, которые всячески препятствовали проникновению русских в св. землю, а также и то обстоятельство, что, русские, находя только свой народ истинно-православным, свято оберегают себя от чужого влияния и находит святость во внутреннем искании Бога. Благодаря ослаблению П. надолго прекращаются и сочинения паломнические, что продолжается до второй половины XVI ст., когда снова возрождается П., по инициативе московского правительства, посылавшего людей на Восток с поручениями или милостынею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вопросы мастерам о церковном искусстве: Что такое житийная икона и как ее читать? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).   Что такое левкас? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама: С.81. [Новая книга Владимира Легойды : « Человек в шкуре дракона »]. Виталий Каплан. Ярославский эксперимент. Разговор о том, как вернуть себе Родину . Беседа с Виталием Горошниковым , руководителем проекта по созданию 30-ти томной книжной серии «Библиотека ярославской семьи». Фото Сергея Суткового, http://photos.erlizz.com и Николая Сапронова//Фома. - – февраль 2015. – С.82-85. – (раздел « Культура »). Имеется информационная справка « О проекте «Библиотека Ярославской семьи » (С.85). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Максим Калинин. Колокольный завет. Подборка стихотворений («Спасо-Преображенский собор в Рыбинске»/«Пронзительной звонницы стан…»/; «На земле не отыщется сила...»; «Не уродились звезды в эту ночь…»; Из «Сонетов о русских святых»: «Преподобный Максим Грек»/«Благослови отеческою дланью…»/и «Преподобный Исаакий, затворник Печерский, в Ближних пещерах почивающий»/«Сидит Исаакий, сумраком стеснен…»/; «Продрался ветер сквозь чертополох…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Наталии Романенко//Фома. - – февраль 2015. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Обзоры:          Что читать: Представлены и отрецензированы издания: 10 храмов Москвы, хранящих чудотворные святыни . – М.: Редакция газеты «Вечерняя Москва», 2013. – 320 с.: ил. – (Православная традиция)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – февраль 2015. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-142-...

В конце рукописи – запись писца тем же полууставом, каким писана и вся рукопись (л. 432 об.): арипъ (т. е. амин). Влко молюс тко емоу блгоютробью помози ми: Слава свершителю бгоу. сверь шившемоу книгоу сию: – А. Яцимирский Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1899. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. С.-Петербург, Апрель 1899 г. Непременный Секретарь, Академик Н. Дубровин. 1  Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. Издание Археографической Комиссии. СПБ. 1872 г. 1–188 стр. 6  Описание рукописи у Л. Н. Майкова, Материалы и исследования по старинной русской литературе. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. СПБ., 1890 г., стр. 3–9. 7  Описание рукописей Имп. Общества Любит. древн. письменности, ч. II, СПБ., 1893 г., стр. 385–388; Библиограф, 1883 г., 12, стр. 389–392. Шестой cnucok–XVII века, библиотеки Исторического музея в Москве, в полном объеме остался для нас неизвестен. Впрочем, сравнительно с нашей рукописью, новых чтений он не дает. Об этом списке у Л. Н. Майкова, Материалы и исследования..., I, стр. 9–10. 10  Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в Святую Землю игумена Даниила, М. 1891 г., стр. 98. 11  Библиологический Словарь, стр. 20. Интересно, что тот же П. Строев относил весь Сборник, из которого Хождение было вырезано, к XVII веку. См. примечание 14-е. 12 Предисловие к Путешествию новгородского архиепископа Антония в Царьград, СПБ. 1872 г., стр. 11. 19  Например: за тем крест вм. крестом; наров вм. народ; горесть вм. гордость; леонти вм. лентий; Стефанов дом вм. Стефанов лоб; лице своего вм. лице свое и др. 20  Например: в неи двери вм. и вне дbepiй; повторено дважды в обоих списках слово в корыте: еже есть вм. есть же; за Испигасм вм. за Испигасом; у Испига вм. у Испигаса; дв да вм. девица (в разных местах); свята вм. святая и др. 21 Примеры древности: с шъи своих – Житие Нифонта 1219 г. из Тр.-Серг. л., л. 63 об.; на шъю – Пандекты Ник. Черн. 1296 г. из Синод. Библ., л. 36; к шъи – Новгор. Лет. изд. 1871 г., стр. 42 и др. См. в Лекциях по истории русск. яз. проф. А. И. Соболевского, изд. 2, стр. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. С XIII в. ее тематика значительно расширяется: появляется понятие «Русская земля», и летописец внимательно следит за событиями в других княжествах. В круг его наблюдений входят также важнейшие события политической и военной жизни шведов, немцев и монголов. Это можно наблюдать в дошедшей до нас «Первой Новгородской летописи», относящейся к 30-м годам XIV в. Дальнейшее развитие летописания и расцвет литературного творчества в Новгороде происходит в 30 – 50-е годы XV в. при архиепископе Евфимий II (1429 – 1459). Он стремился дать идеологическое обоснование сепаратистским тенденциям новгородской знати. С этой целью новгородские писатели обратились к историческим преданиям и легендам, к упрочению местных святынь. По поручению Евфимия II в 1432 г. создается Софийский временник, в котором центром истории Руси признается Новгород. Но Софийский временник был летописью чисто новгородской, он слабо отражал историческую жизнь других русских княжеств. Характерной особенностью новгородских летописей XV в. является включение в них историко-легендарного повествования. В поздних новгородских летописях большое место отводится повествованию о присоединении Новгорода к Москве Иваном III (1472 – 1478), появляются вставленные позже легенды, предвещающие падение новгородской вольности. В XIV в. в новгородской литературе интенсивно развивается жанр путешествий – хождений. В середине века проявляется «Хожение Стефана Новгородца». Это первое в древнерусской литературе путешествие мирянина. Цель его путешествия – торговля. Стефан создал своеобразные очерковые записки, в которых описывались не только святыни, но и важнейшие достопримечательности Царьграда (Юстинианов столп, гавань и морские суда, архитектура города). Характер путеводителя носит «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда» (вторая половина XIV в.). Примечательным произведением является «Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Федору о земном рае», помещенное в «Первой Новгородской летописи» под 1347 г. Василий полемизирует с ортодоксальной позицией тверского епископа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004