А ты, возгордяся, яко сотона на Вседержителя Бога, и того ради с небес свержен, и в демоны преложися. Тако и ты возложил на ся честь несвойскую. Блюди, да не и ты демоном подобен будешь. Рис. 21. Фрагмент письма патриарха Никона вологодскому архиепископу Симону (1674 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а. ч. 3, л. 152. Примечания Л. 149а ...прислана была ко мн... лошадь – мерин в воронеках... – В июне через пристава С. Наумова патриарх Никон потребовал, чтобы ему из Кириллова монастыря прислали для верховой езды лошадь «добрую съ ходью ступистую, не шараху, не спотытчиву да сдло сафьянное съ приборомъ властелинское доброе, на чем ему самому здить, и сукна на полный снимальникъ» – Бриллиантов 1899, 171. 23 июня 1672 г. архимандрит Кириллова монастыря Никита прислал Никону серого мерина по прозвищу «Щёголь», но Никон не принял коня и просил прислать лошадь гнедую, карюю или вороную и конюха для ухода за ней – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 183; Николаевский 1886, 48. Никону был прислан «мерин вороно-карий» по прозвищу «Москва» – Бриллиантов 1899, 172. Л. 150 ...на праздникъ Святого Богоявления... – 6/19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Л. 152 «Лицемре! Изми первие берно... и братни сучцы изимати». – Мф. 7:5 ; Лк. 6:42 . ...а Содому и Гомору не к тому, но огнемъ и камением горящими всю они землю погубилъ и растлил... – См.: 2. Примечания. Л. 181. «Лицемере, очисти перве... внешняя теб будутъ чиста». – Мф. 23:26 . Л. 153 Павел и Сила, в темнице молящеся, получиша прощение. – В книге Деяния святых апостолов рассказывается о том, как во время миссионерского путешествия и проповеди Евангелия в Филиппах (в первом городе македонской провинции, ставшим римской колонией) апостол Павел и сопровождавший его Сила были схвачены римскими гражданами и заключены под стражу: по молитве к Богу Павел и Сила чудесным образом были освобождены из темницы: в городе случилось землетрясение, и отворились темничные двери, стражник попытался умертвить себя, испугавшись, что узники разбежались, но Павел запретил ему, сообщив, что все остались на месте – Деян. 16:25–34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Господь повелваетъ никогоже прежде суда осуждати и берно из своего ока первие отимати, и потом сучецъ из братня ока изимати, 202 а диявол подущает точию словомъ проблекотати, аки бы то покаяние, дломъ же не токмо возноситися и гордитися по безчисленныхъ беззакониях и кровопролитиях, но и нарочитых святых мужей не токмо проклинати учитъ, но и дияволомъ нарицати, яко и Христа древле жидове ово лстецомъ и беснующимся, ово о Велзауле, князе бесовстемъ, изгоняща бсы, 203 яко во епистолии твоего величества зрится, иже правоврных и святых мужей дияволомъ нарицаешь и духом Божиим водимых духомъ бесовскимъ не срамляешся потворяти, 204 аки отступивши великаго апостола: «Никтоже бо, – рече, – нарицает Исуса Господомъ, токмо Духом Святымъ». 205 А кто християнина правоврнаго оклеветует, не того оклеветует, но самого Духа Святаго, пребывающаго в немъ, и грх неисцлимый на главу свою самъ привлачитъ, яко Господь рече: «Аще кто хулитъ на Духа Святаго, не оставится ему ни в сей вкъ, ни в будущей». 206 А к тому еще что нагнушательнйшаго и пресквернйшаго, еже исповдника твоего потворяти и сикованции 207 на него умышляти, который душу твою царьскую к покоянию привел, грхи твои на своей вые носилъ, и, взявши тя от преявственнйшихъ сквернъ, яко чиста, пред начистйшимъ царемъ Христомъ, Богомъ нашимъ, исчистя покоянием, поставил! 208 Се тако ли воздаешъ ему и по смерти? О чюдо! Яко зависть, от презлых и прелукавых маньяков твоих сшитая, и по смерти на святых и предобрых мужей не угаснетъ! He ужесаеши ли ся, о царю, притчи Хамовы, яже насмвался нагот отчей? Како снесенно бысть о томъ на исчадия его проклятие! 209 И аще таковая притча о телесных отцх случилася, кольми паче о духовных должны есмя покрывати, аще бы нчто и случилося человческия ради немощи, яко то и ласкатели твои клеветали на онаго презвитера, иже бы тя устращал не истинными, но лстивыми виднии. О воистинну и аз глаголю: лстецъ он былъ, коварен и благокознен, понеже лестию ял тя, исторгнувши от стей диявольских и от челюстей мысленнаго лва, и привел был тя ко Христу, Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

273–275; 463–465; 652–654. «...по образу, иже в пустыне питавшаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа...» 16, л. 36 «И пришедши, едина вдовица убога въверже лпт дв, еже есть кодрантъ. И призвавъ ученикы Своя рече имъ: „Аминь глаголю вамъ, яко вдовица сия убогаа множае всхъ вверже вмтающых въ съкровищное хранилище. Вси от избытка своего вврьгошя, сия же от лишениа своего вся, елика имяше, вверже все житие свое“» (Библия 1581, л. 24). «Видв же и нкую вдовицу убогу, вмтающу ту дв лпт. И рече: „Въистину глаголю вам, яко вдовица сиа убогаа множае всхъ вверже. Вси бо сии от избытка своего въвръгошя в дары Богови. Сиа же от лишениа своего все житие еже им ввръже“» (Библия 1581, л. 40об.). «И пришедши, едина вдовица убога вверже лпт дв, еже есть кодрантъ. И призвавъ ученики Своя рече имъ: „Аминь глаголю вамъ, яко вдовица сия убогая множае всхъ вверже вметающихъ в сокровищное хранилище. Вси от избытка своего ввергоша, сия же от лишения своего вся, елика имяше, вверже все житие свое“» (Евангелие 1657, л. 339). «Видвъ же и нкую вдовицу убогу, вметаюшу ту дв лпт.//И рече: „Воистину глаголю вамъ, яко вдовица сия убогая множае всхъ вверже. Вси бо сии от избытка своего ввергоша в дары Богови. Сия же от лишения своего все житие еже им вверже“» (Евангелие 1657, л. 567–568). «Поревнуй оной убогой вдовиц, давшей дв медницы...» 5, л. 30 «Лицемре! Изми перве бръвно изъ очесе твоего и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего» (Библия 1581, л. 2об.). «Лицемре! Изми пръве бръвно изъ очесе твоего и тогда прозриши изъяти сучецъ из очесе брата твоего» (Библия 1581, л. 31). «Лицемре! Изми первие бервно из очесе твоего и тогда узриши изъяти сучецъ из очесе брата твоего» (Евангелие 1657, л. 52). «Лицемре! Изми прьве бервно изъ очесе твоего и тогда прозриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего» (Евангелие 1657, л. 436). «...паки и другое о малом сучц во очеси брата и в своем глазе берна не чуеши: „Лицемре! Изми первие берно изо очесе твоего и потом да уразумеши и братни сучцы изимати“».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Главное, на что опирались для подтверждения этой мысли, было то, что в этом акте предоставляются Немцам такие выгоды, которые едва ли возможно допустить со стороны Новгорода; например, предоставляется суд Немцам над Новгородцами в случае тяжбы с немецкими торговцами; допускаются телесные наказания, которых не было в Новгороде. Такого мнения держались Сарторий и Карамзин. Другого мнения были Лерберг и Славянский, развивший эту мысль в своем сочинении «Историческое обозрение сношений Новгорода с Готландом и Любеком». Они считали его действительным договором. Время составления этого акта так же было предметом недоразумений и разочарований. Славянский указывал на один документ (в Codex Lubec.), из которого видно, что мир в 1270 году заключен такой же, как некогда во время Вольквина и епископа Альберта, и полагал, что договор, на который ссылаются здесь, как на давно происходивший, есть именно этот самый. Лерберг относить его к 1201 году. Славянский – к 1229. Первый основывается на известии Новгородской летописи, что в той год (1201) последовало примирение с Варягами, после того, как тринадцать лет пред тем Варяги были изгнаны из Новгорода. Славянский относил составление этого документа к 1229 году на том основании, что в этот год новгородский князь Ярослав Всеволодович предпринимал поход против Риги, – Псковичи не пошли с ним, отговариваясь тем, что они в мире с Ригою. Тогда Новгородцы отказали своему князю в содействии и заключили мир с Немцами. Ризенкампф (Der Deutsche Hof zu Nowgorod 68) справедливо замечает, что о документе этом основательно можно сказать только то, что он должен был состояться не ранее 1206–1219 годов и не позже 1293 года. В промежутке первых годов княжил в Новгороде князь Константин, о котором говорится в документе, как о князе, ранее договора, даровавшем Немцам привилегии в Новгороде: не позже 1293 года, потому что остров Берно, упоминаемый в договоре как владение новгородское, сделался тогда шведским владением. Что же касается до точного определения года, когда этот документ мог последовать, то Ризенкампф приблизительно готов принимать 1231 год, когда в Новгороде был голод, а Немцы доставляли туда хлеб и сделали, по сознанию туземных летописей, большое благодеяние краю. Андреевский считает его только за проект, а не за настоящий договор, указывает на слово postulant, которое может служить доказательством, что здесь Немцы только предлагают условия, изложенные в документе, но судом еще не утвержденные (jura et libertates prescriptas quas hospites mer-catores sibi in diominio regis eo nogardensium sibi fieri postulant).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

мертвой и зверски замученной. 6-го Апреля, днем, подростки-пастухи совершенно неожиданно наткнулись у каменной ограды двора местного старшины на труп девочки и в испуге закричали. Услышав их крик, работавший в лесу крестьянин Соломон Добраидзе отправился к ним и, к крайнему удивлению своему, увидел, что труп находился на том месте, мимо которого накануне вечером он проходил, розыскивая именно Сарру, и ничего не видел. Осматривая труп он заметил, что на руках между пальцами была вырезана мякоть. Мать несчастной девочки, осмотрев труп своей дочери, увидела на обеих руках значительные порезы; полюбопытствовала поднять ножку ребенка и под коленками усмотрела очень глубокие порезы. Платье и рубаха на девочке были те же, в которых она ушла из дому; они были совершенно сухи, только на трупе они оказались разорванными пополам. Кроме матери, еще 9 свидетелей показали, что на пальцах обеих рук девочки было вырезано мясо и под коленками обеих ног были «порядочные» (глубокие) порезанные раны, так что снаружи видны были даже жилы. По показанию 11-ти свидетелей, на трупе была рубаха и платье сухие, чистые, без всяких следов крови, грязи или песку. В разрез с этими показаниями на суде пошел только школьный учитель Филимон Микадзе, утверждавший, что труп Сарры в момент его нахождения, был обнаженный, а на руках и ногах были следы песку, тогда как на предварительном следствии он утверждал противное, именно, что ни на трупе, ни на платье следов песку или наносной земли не было. На вопрос прокурора: «чем свидетель может объяснить противоречие в своих показаниях?» Микадзе отвечал, что на предварительном следствии он допрашивался без присяги, а потому и счел возможным дать показание заведомо ложное с целью отвлечь подозрение от бедных (!!) евреев, на суде же показывает одну только правду (?), так как принимал присягу. Уездный врач Берно для осмотра трупа явился 27-го Апреля. т. е. три недели (кавказской жары) спустя после его нахождения. Акт осмотра он составил не на месте самого осмотра трупа, как требует закон, а у себя на квартире спустя три дня после осмотра, по одной своей памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНОН [Берно из Райхенау, Бернард; лат. Berno Augiensis, Bernardus] (ок. 978 - 7.06.1048, Райхенау), аббат, литургист и муз. теоретик. Происходил, вероятно, из знатного герм. рода. Нек-рое время жил в аббатстве Прюм. В 1008 г. герм. имп. Генрих II Святой назначил его настоятелем мон-ря Райхенау, пришедшего в упадок при настоятеле Иммоне. Б. восстановил в аббатстве мир и порядок. Особое внимание он уделял развитию учености; один из его учеников Герман Контрактус стал известным муз. теоретиком. Б. дважды ездил в Рим для участия в коронации императоров Генриха (1014) и Конрада (1027). Материалы, собранные во время первой поездки, он использовал при написании трактата о мессе. В 1022 г. сопровождал имп. Генриха в его поездке в Италию, посетив в т. ч. мон-рь Монте-Кассино. Б. первым из аббатов получил от папы Иоанна XIX право служить мессу в епископских облачениях (1032). В области литургики наиболее значительными являются «Книга о праздновании Адвента» и «Диалог о постах Четырех времен года», к-рые Б. адресовал Арибону, архиеп. Майнца. Оба сочинения написаны с целью разрешить уставные проблемы, волновавшие Зап. Церковь того времени: сколько воскресений должен насчитывать Адвент (4 или 5), в случае если Рождество Христово приходится на понедельник, и в каком месяце (февр. или марте) следует соблюдать один из постов Четырех времен года. В соч. «О различном изменении псалмов и песнопений» (Х. Эш подвергает сомнению авторство Б.) рассматриваются текстуальные различия между галликанской и рим. версиями богослужебной Псалтири на примере антифонов и литургических чтений, под влиянием идей Агобарда Лионского предлагается внести исправления в литургические тексты, что позднее и было сделано в рим. Бревиарии . В трактате «Об обстоятельствах, относящихся к чину мессы» после краткого изложения содержания своих сочинений об Адвенте и посте Четырех времен года Б. рассматривает вопросы о поздних дополнениях к канону и др. частям мессы, порядке пения «Gloria» , продолжительности празднования Пятидесятницы (7 или 8 дней), порядке чтения и пения на воскресных мессах в период после Пятидесятницы. Литургические сочинения Б. отмечены влиянием творчества Амалара из Меца.

http://pravenc.ru/text/78192.html

   001    002   003