Скан Patrologia Latina 141     PL 142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа римский); Климент II (папа римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн Сансский; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Райхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский     Скан Patrologia Latina 142     PL 143: Герман из Райхенау; анонимный «Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен-Мор-де-Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве-Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьеннский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле-Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)     Скан Patrologia Latina 143     PL 144—145: Пётр Дамиани, в т. 145 также грамоты Александра II и Павла V.     Скан Patrologia Latina 144     PL 146: Отлон Санкт-Эммерамский (Регенсбургский); Адам Бременский; Гвальберт Валлумброзан; Гундехар (епископ Айхштетский); Ламберт Херсфельдский; Пётр из Меллезе; Александр II (папа римский); Гуго (епископ Труа); Деодуин (епископ Льежский); Лиетберт (епископ Камбре); Рогерий; Гвидон (епископ Амьенский)     Скан Patrologia Latina 146     PL 147: Иоанн Авраншский (архиепископ Руанский); Арнульф Миланский; Теодорик Падерборнский; Бертольд Констанцский; Иоанн (аббат Фекамский); анонимная «Фекамская хроника» (1220—1246) и «Список фекамских аббатов» (XI век); Бруно Кверфуртский; Томеллул Хаснонский; Реналл Барселонский; Мариан Скот; Ландульф Миланский; Геральд из Сов-Мажора; Фолькард Сен-Бертенский; Евсевий-Бруно (епископ Анжерский); Гебуин (епископ Лионский); Гальтерий (епископ Мо); Альфан I (архиепископ Салернский); Гвайфред Кассинский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, Григорий V первым попытался использовать этот документ для укрепления своей позиции по отношению к императорской власти. Однако его положение как ставленника Оттона III было еще слишком слабым, и такая попытка не удалась. Вновь к этому документу папы прибегнут лишь через полвека, в правление папы Льва IX (1049-1054), с чьим именем связаны известные события в 1054 г. в Константинополе. 6. В X в. началось и возрождение монашества на Западе, которое связывают с основанием на востоке Франции в 910 г. монастыря Клюни . Клюни был «ставропигиальным» монастырем, т.е. подчинялся он непосредственно папам. Его организация была заслугой первого аббата Берно (910-927) и второго - Одо (927-942) . Особенно влиятельным монастырь стал при пятом и шестом аббатах - Одилло (994-1048) и Гуго (1049-1109) , стоявших во главе монастыря более ста лет. Аббаты основывали новые монастыри либо посылали братию для обновления (реформирования) старых, которые переходили на клюнийский устав и подчинялись клюнийскому аббату. Так Клюни стал орденом. Клюнийское движение повлекло за собой реформу в Церкви. Клюнийцы выступали за улучшение нравов, за грамотность духовенства. Но главное острие их борьбы было направлено против симонии (Деян.8:18-24) и николаитизма (Откр.2:6,14-15). Под первым имелась в виду плата за рукоположение, под вторым - любое отклонение от клерикального целибата, будь то в браке или вне его. Ну и, конечно, клюнийцы усмотрели симонию в императорских (западных) назначениях на церковные должности. С другой стороны, западные императоры были весьма заинтересованы в повсеместном введении клерикального целибата, т.к. целибатный клирик не мог передать своей должности по наследству и после его смерти она возвращалась к дарителю. Благодаря этому у императора не уменьшался резерв земель и должностей и он мог быть уверен, что контроль за назначениями останется у него в руках. Клюнийская реформа также ставила одной из своих задач унификацию литургической практики во всем Западном мире. Богослужебный образец, которого придерживались клюнийцы, был северным, франкским. Именно под него клюнийцы подгоняли богослужение во всех регионах, на которые распространялась их реформа.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

    Скан Patrologia Latina 129     PL 130: «Собрание декретов» (Исидор Меркатор); анонимная «Песнь о веке Карла».     Скан Patrologia Latina 130     PL 131: Фульк (архиепископ Реймса); Рикульф (епископ Суассонский); Манцио (епископ Шалонский); Марциан (монах); Иоанн IX (папа римский); Бенедикт IV (папа римский); Христофор (антипапа); Ремигий Осерский; Сергий III (папа римский); Ноткер Санкт-Галленский; Хаттон II (архиепископ Майнцский); Анастасий III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 131     PL 132: Регинон Прюмский; Бертарий Верденский; Роберт (епископ Меца); Радбод Утрехтский; Саломон (епископ Констанцский); Одилон из монастыря св. Медарда в Суассоне; Стефан (епископ Льежа); Хервей (епископ Реймсский); Вальтерий (епископ Сансский); Радбод Дольский; Аббон Сен-Жерменский; Дадон (епископ Верденский); Агий (архиепископ Нарбонны); Иоанн X (папа римский); Лев VI (папа римский); Хукбальд Сен-Амандский; Стефан VII (VIII) (папа римский); Иоанн XI (папа римский); Сеульф (архиепископ Реймса); Лев VII (папа римский); Стефан VIII (IX) (папа римский)     Скан Patrologia Latina 132     PL 133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон-Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа римский); Козьма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артольд (архиепископ Реймса); Одальрик (архиепископ Реймса); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа римский)     Скан Patrologia Latina 133     PL 134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа римский); Уто (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский     Скан Patrologia Latina 134     PL 135: Флодоард; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа римский); Ульрих (епископ Аугсбурга); Бенедикт VI (папа римский)     Скан Patrologia Latina 135     PL 136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен-Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Письмо патриарха Никона вологодскому архиепископу Симону (л 152) Никонъ Божиею милостию патриархъ Симону епископу. Писал еси к столнику князю Самойлу Шайсупову, что теб учинилось 2095 вдомо, что я, Никон, в твоей Вологоцкой епископии в Ферапонтов монастырь, а в церковь ни к которому пнию не прихожу, и теб об том сумнително, и чтоб мн тебя пожаловать и писанием теб возвстить, в котором разум я то чиню: не имю ли я того монастыря на игумена з братьею каковой ереси и с восточною церковию в пнии, и в служении, и в чин какова раздору. И чтоб теб о том против моего писания к великому государю и всему освященному собору возвстить. И то ты, чернец, забыв Священное Евангелское приточное наказание фарисейское, паки и другое о малом сучц во очеси брата и в своем глазе берна не чуеши: Изми первие берно изо очесе твоего и потом да уразумеши и братни сучцы Забыл еси то, какъ ты в Александров монастыр на кобыл пахивал? И нын содомиты полнъ двор твой, и зд нарицаешь каменные стны церковию; оба полы полны содомитов, горши всякия ереси, ибо всякой ереси Богъ терпитъ, Содому и Гомору не к тому, но огнемъ и камением горящимъ всю они землю погубилъ и и курение дыма оного и до днесь курится во страх то всм творящим. «Лицемре, очисти перве внутреная сткляницы и блюду, да и вншняя теб будутъ Мню,//(л. 153) яко мало чтеши Священного Писания и разумеши. Церковь бо не стны каменныя и древяныя, но закон и собрание благочестивых людей, якоже и во Священном Писании Павел апостолъ писал в посланиих своих разным Церквам, и святый апостолъ Исак Богословъ во Апоколепсисе разным же Церквам: не зданию и стнам сущим, но собрание множество народа, вровшим Христу Богу нашему. и Сила, в темнице молящеся, получиша Фарисей, во церкви моляшеся, Да вы же на сонмищи своемъ лукавомъ лта 7176 (1667)-го году выдали со Служебником нашего переводу з греческого изложение свое треклятое, ему же начало: «Во имени великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и прочее. А на конце тх заповдей своих счинили клятву соборную симъ образом: «Сие наше соборное велние» и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Бердыш Федор, крестьянин, 1498 г., Новгород Бердыш – широкий топор, алебарда Бердяй, Бердяевы : Митя Бердяй, в начале XVI в. староста Аргуновской волости Переяславского уезда; Бердяевы, землевладельцы, XVI в. и позже, Смоленск Береглез Степан, крестьянин, XV в., Переяславль Береглез – щеголь, щегленок Бередников Аким, посадский человек, 1577 г., Новгород Береза, Березины : Дмитрий Борисович Галицкий, вторая половина XV в.; у него братья Ива [см. Ива] и Осина [см. Осина]; от них пошли фамилии Березины, Ивины и Осинины [см. Вилян] Березников Григорий Федорович, 1568 г., Ярославль Берен Васильевич Полев [см. Поле], первая половина XVI в.; в некоторых родословцах Бересин и Берно [ср. Фонвизин] Берендей, Берендеевы : Парфений Берендеев, 1433 г., Дмитров; Берендей, староста в Переяславском уезде, конец XV в. Ср. в Дмитровском уезде село Берендеево на р. Истре и Берендеев стан; на восток от Переяславского озера –Берендеево болото Берендей, берендейка – 1) бирюлька, резная игрушка, 2) зобница для мякины, плетушка, 3) шапка (Даль) Берестенников Семен, царский истопник, 1573 г. Берестов Алексей, подьячий, 1613–1632 гг., Москва; Василий, подьячий Приказа Большого дворца, 1668 г. Беречинский Василий Григорьевич, гонец в Польшу, 1545 г.; Василий Иванович, судья, 1543 г., Ярославль Беркальник Иван Селиванович Кутузов [см. Кутуз], середина XVI в. Беркут Назар Васильевич Блудов [слг. Блуд], 1597 г., Рязань; Беркут Иванович Гамов [см. Гам], 1624 г., Белев [см. Прокша] Беркут – большой орел Берниша Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород Берновы , новоторжские бояре, середина XV в. и позднее в Торжке и Старице, родовое гнездо – село Берново на р. Тьме Верно, берьно – бревно Бернядинов Никита, дьяк царя Ивана Грозного, казнен в опричнине Берняков Тимон Нечаев [см. Нечай], посадский человек, 1566 г., Устюжна Бернята , слуга Троицкого монастыря, середина XV в.; Берната, холоп, 1498 г., Новгород Берсень, Берсеневы : Иван Никитич Берсень Беклемишев [см. Беклемиш], думный дворянин вел. кн. Василия III, 1493–1530 гг., Берсень Беглецов [см. Бег лец] Шишмарев [см. Шишмарев], конец XV в.; Петр Берсенев, дьяк Иноземского приказа, 1686–1689 гг. [см. Молвянин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

523 Ego Adalbertus promitto stabilitatem meam et conversionem morum meorum et obedientiam secundum regulam S. Benedicti coram Deo et omnibus sanctis et abbate Augustino praesente. Erben, Regesta 75. 524 К концу X в. монашество во Франции и Италии реформируется в своих основаниях. Во Франции эту реформу произвели аббаты монастыря Клюни, основанного в 910 году, Берно, Одо и Майол – воззванием к жизни монастырских правил св. Бенедикта. См. об этом у Гизебрехта, Geschichte d. Deutschen Kaiserz. I. 675–80. В Италии церковная и монашеская жизнь тоже к этому времени получила новый и высший вид. Только высшее удовлетворение она находила не во внешних формах и учреждениях, но в мистицизме, и основание ей положили отдельные личности. Первым лицом такого рода и был св. Нил; по духу и убеждениям похож на него Ромуальд, наполнявший тогда славою северную Италию. Он происходил из богатого семейства и долго вел роскошную и порочную жизнь. Тяжкое преступление, совершенное отцом его, пробудило его от прежней жизни и привело в монастырь. В суровых лишениях провел он многие годы в Венеции, вместе с другом пустынником, Марино; потом возвратился в Италию и пытался здесь провести совершенное изменение в монастырском уставе. Оттон III поручил ему монастырь Классе в Равенне; но требования Ромуальда были так тяжки, что братия никак не могла выполнить их, и он должен был отказаться от управления монастырем. Все это были личности сильные, широко распространившие свое влияние. Реформа коснулась и монастырей римских: монастырь Бонифация и Алексея стоял в близких отношениях с монастырем св. Нила. Наш епископ Войтех относится к этому же разряду ревностных реформаторов церкви и глубоких мистиков и аскетов, желавших разом и без уступки проводить в жизнь своя отшельнические теории. 529 Cosmae под 1039 годом. Здесь встречаются в первый раз указания на разделение Чехии по архидиаконатам, которое основывалось на старом делении по жупам. Томек в своей статье – O starém rozdleni Cech na zupy... Casop. 1858, str. 222–252, говорит: «Не будет смелым соображение, что разделение земли на архидиаконства происходит от первого времени пражской епископии, по крайней мере от ср. Войтеха, установителя церковного устройства в Чехии».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Так он приходит во вторую пустынь. Вот как описывает это дивное место агиограф: «Горами огражено, яко градом, в долу же гор тех бяше езеро, Падун глаголемо, на горах же тех лес велик зело, яко же до небес досяжущу видети. В подгорьи же гор онех стояше келия преподобнаго. Окрест кельи святаго дванадесят берез, яко снег белеюще, плачевно же есть место се велми…» В созерцании величественных гор, осеняемых трепетнолиственными купами двенадцати берез, которым суждено было на закате дней старца заменить двенадцать его возлюбленных учеников, проходит преподобный Антоний свои последние ступени на пути к Богу и небесному Иерусалиму. Рядом плещутся тихие воды озера Падун, защищенные со всех сторон от пронизывающих северных ветров. Здесь в полном одиночестве последние полтора года своей жизни всматривался преподобный Антоний в отражения далеких светил, вслушивался в то, «как звезда с звездой говорит», и разговаривал с Тем, Кому посвятил свою многотрудную жизнь. Здесь за несколько недель до его смерти находят подвижника неугомонные ученики. Кончина В понедельник, в мглистый предрассветный час, в тот час, когда восток едва начинал сереть неясными очертаниями окружных гор в отсветах краткого зимой северного дня, на память Амвросия Медиоланского, 7 декабря 1556 года, в одной из скромных келий Троицкого монастыря, окруженного с трех сторон руслом полноводной Сии, умирал 80-летний старец, согбенный возрастом и трудами. К этому времени Антоний уже сильно постарел: от множества трудов «сутул бяше и скорбен», «от множества коленнаго преклонения ногы его оцепенеша и отекли, яко берно, яко столпие бяше и толико, яко не мощи ему о себе нимало преити, аще не под руце хто ведет его». При звуке утреннего богослужения Антоний отослал большую часть удрученных иноков к храмовой молитве, у его одра остались только двое, самые близкие, самые дорогие – Пахомий и Александр. Они едва сдерживали слезы. Когда заря осветила край небосвода, Антоний повелел Пахомию зажечь фимиам и покинуть на время келью. Иноки выполнили просьбу настоятеля и вышли. В это мгновение душа преподобного молитвенника вместе с дымом благовонного фимиама, оставляя многоскорбное тело, взлетела к небесам.

http://pravoslavie.ru/109401.html

Анания же уят от цены села, зле умре с женой своей Самфирой пред ногами Апостола Петра. Апостолы бо приимаху от приносящих к ним, и подавааху требующим, и сами оттоле стяжаху себе пищу и одеяние: не камена им телеса быша. Вы же, стригольники, укоряете едущих и пьющих святителей и попов, яко же жидове Христа 1293 , глаголюще: «сесь человек ядец есть и винопивец и друг мытарям и грешникам»; а вы, стригольники, тако глаголете: «сии учители пьяницы суть, едят и пьют с пьяницами, и взимают от них злато и сребро и порты, от живых и от мертвых». И такими злыми окаянными словесами прельщаете народ. Аще будет, по-вашему слову, недостойни святители и попове, но помянете слово Господне, еже рече: «на престоле Моисееве седоша книжники, фарисеи; все 1294 , еже глаголят вам творить, творите, по делом же их не творите; глаголят бо вам, а не творят». Вы же, стригольники, почитая святое Евангелие, то слово преступаете, которое речено: «покоряться учителям», [ а которое сам Христос изрекл ученикам] 1295 , то почитаете на укор священником, а не разумея слова Христова, реченного во святом Евангелии: «что видишь сучец во очесе брата, своего, а у себе не чуешь берна во оце своем; изми, лицемере, первое берно изо очеси своего». Помяните Павла Апостола, глаголюща: «аще быхом сами себе рассуждали, не быхом осуждены были». И паки рече: «братие, меньший от большего да благословится, яко же Авраам от Мелхиседека; не о себе кто 1296 честь приимает, но званный от Бога». Не того деля дал Христос Евангелие в мир, чтобы почитая его, смотрите того слова, чем бы 1297 кого укорить, но того деля дал есть Христос Евангелие, егда почитая его, себя укорять, и преже себя управляем и ту писанное 1298 слово видим: «а о семь разумеют все, яко ученики мои есте, аще: любовь имате межи собою». И паки речено бысть: «да просветится свет ваш пред человеками, да видят дела ваши добрые, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех». Се же слышавше, не мним, яко пред человеками добродетелью нам велено 1299 хвалиться, но в том же в святом Евангелии обрящем написано: «егда постишься, да не будь, яко лицемере: посмражают бо лица свои и являются человекам; ты же егда постишься, умажь главу свою елеем и умой лицо свое, да не явишься человеком постяся».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

После Тридентского собора различными европейскими издательскими центрами публикуются римско–католические богослужебные чины (миссалы, ритуалы, понтификалы, бревиарии и др.) в новой редакции 985 . Реформация положила начало широким историческим разысканиям в литургике, целью которых стало противостояние обновленцам и очищение литургии от позднейших напластований. Эразм Роттердамский (1466–1536) переводит на латынь литургию Иоанна Златоуста . Бертольд фон Химзее (ум. 1543), мигрировавший от протестантизма к католицизму Георг Витцель (1501–1573), Иоганн Гроппер (1503–1559), Герхард Лорих, Микаэль Хелдинг, Петр Канизиус (1521–1597) стремятся через толкование обрядов привлечь мирян к активному участию в литургическом событии. Кёльнский каноник Мельхиор Хитторп (ок. 1525–1584) в 1568 г. публикует сборник литургических трудов Vetustorum ecclesiae patrum libri varii de divinis catholicae ecclesiae officiis, куда включает сочинения Исидора Севильского , Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Берно и др. В результате деятельности мавристов из аббатства Св. Мавра Гуго Менарда (ум. 1644), Жана Мабильона (ум. 1707), Эдмона Мартена (1654–1739) 986 появились публикации и исследования источников литургических текстов и чинопоследований. Кардинал Томазиус публикует Codices Sacramentorum (1680), Responsalia et Antiphonaria (1686), Antiqui Libri Missarum (1691), Л.А. Mypamopu – Liturgia Romana vetus (1748). Г. Раушен в упоминавшейся серии Florilegium patristicum опубликовал комментированное издание древнейших литургических источников; репринтное воспроизведение данного издания подготовил католический богослов, специалист по патристике Иоганнес Квастен (1900–1987) 987 . М Андриё предпринимает издание Ordines Romani (1931–1974) и Римского Понтификала (1938–1941). Член бенедиктинского ордена миланский архиепископ Альфред Ильдефонс кардинал Шустер (1880–1954), беатифицированный папой Иоанном Павлом II в 1996 г., в 4–хтомном труде Liber sacramentorum (1929–1931) дает чины мессы на все дни церковного года. К. Мольберг публикует Франкский (1957), древний Галликанский (1958) и Готский (1961) миссалы, Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae (1960) и Sacramentarium Veronese (1956). В серии Ephemerides liturgicae публикацию ряда литургических памятников осуществил Энцо Лоди (сборник содержит тексты, касающиеся религиозных обрядов, из языческих, иудейских и древнейших христианских памятников, трудов отцов Церкви, а также из латинских и греческих – в латинском переводе – собственно литургических источников до 16 в.) 988 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

PL133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон–Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа Римский); Косма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа Римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артальд (архиепископ Реймсский); Одальрик (архиепископ Реймсский); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа Римский) PL134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа Римский); У то (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский PL135: Флодоард Реймсский; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа Римский); Ульрих (епископ Аугсбургский); Бенедикт VI (папа Римский) PL136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен–Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский PL137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт–Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат Св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа Римский); Иоанн XIV (папа Римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберо (архиепископ Реймсский); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье–ан–Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен–Месмен–де–Миси; Иоанн XV (папа Римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа Римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская PL138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (10 в.); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивела, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970–972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (10 в.); капитулярии императоров франков (802–923); акты Оттона I, Отгона II, Отгона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (10 в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003