Икона Бердичевская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Бердичевская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Бердичевская Святой образ почитается и православынми, и католиками. По преданию, икона явилась православному казаку Тышку, в его хуторе, на месте будущего города Бердичева (ныне город в Житомирской области, Украина). Новоявленная икона поначалу была помещена в часовне, затем в выстроенном Тышком храме во имя святого Архангела Михаила. Затем образ попал в католический монастырь ордена «Босых кармелитов». После закрытия монастыря в 30-х годах XX века в храме, где находилась Бердичевская икона разместили Музей революции и Музей истории католицизма. Перед немецкой оккупацией в 1941 году пожар полностью уничтожил все постройки монастыря. Очевидно, во время пожара погибла и икона Божией Матери. Иконография образа – иллюстрация фрагмента жития преподобного Досифея, изложенного в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского. В житии святого говорится, что, будучи в Иерусалиме, в Гефсимании, юный Досифей, стоя в храме перед изображением Страшного суда, сокрушался, глядя на муки грешников. В этот момент ему явилась Богоматерь, Которую он спросил о том, как избежать страшных мук. И получил от Неё три заповеди – поститься, не есть мяса и молиться. Изображённые на иконе надписи передают разговор Богородицы и Досифея. Из уст Досифея: «Г(ос)п(о)же, что сотворитъ кто, да избвится от мукъ». Из уст Божией Матери: «[Пости]ся, и не яждь мяса, и м(о)лися часто, и избавишися от мукъ» Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бердичевская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-234

По результатам работы комиссии в 1752 году икона Матери Божьей была признана чудотворной. На заседании Сената в Гродно епископ Каетан Солтик обратился от имени Босых кармелитов с просьбой о коронации иконы папскими коронами. После получения согласия Сената польский король Август III и Примас Польши Адам Коморовский обратились с аналогичной просьбой к Святейшему Отцу Бенедикту XIV. Папа не только благословил коронование Христа и Марии на иконе, но и переслал в Бердичев лично им освященные две золотые короны, украшенные драгоценными камнями, и официальный декрет, датированный 28 января 1753 года. Так как на это время храм еще не был готов, акт коронации иконы отложили до завершения строительства. На коронацию, которая состоялась 16 июля 1756 года, прибыли магнаты Любомирские, Потоцкие, Сангушки, Радзивиллы, Слугоцкие, Хоецкие, Вороничи и сотни других воевод, старост, кастелянов, маршалков т.д. со своим коронным и надворными войсками; прибыли монашеские валки иезуитов, базиликян, доминиканцев, пияр, кармелитов и других; прибыло 72 различных религиозных братства. Сам акт коронации иконы провели за пределами города, на широкой площади, где построили деревянную капеллу с 11 алтарями, которая могла вместить до 20 тысяч человек. В девять часов утра апостольский промотариус зачитал коронационный декрет, и под звуки фанфар Каетан Солтик наложил короны на лоб Божьего Младенца и Марии. Это событие надолго осталось в памяти современников. Согласно одним источникам, на проведение праздника потратили 83 655 польских злотых, по другим — 114 000. Для процессии паломников разработали специальный маршрут. Аллею от самого костела до коронационной капеллы украсили восемью триумфальными арками барочной архитектуры, украшенными резьбой по дереву, картинами, а также символами и надписями. Торжество не прекращались даже ночью: весь город освещался тысячами факелов и фонарей. Образ внесли в верхний храма и установили в главном алтаре. Всего около 50 тыс. верующих стали свидетелями великого события в истории города и края. В память об этом торжестве кармелиты отчеканили золотые медальоны.

http://pravicon.com/info-4047

Икона создана в XVI веке в стиле Одигитрии (икона, где изображена Богородица с Иисусом-младенцем), написанная масляными красками на холсте, закрепленном на кипарисовой доске «высотой в два локтя без двух пальцев, шириной в 1 локоть с одной четвертью», ориентировочно 120 × 75 см, в форме прямоугольника (одна из разновидностей Одигитрии). Это достоверная копия образа Матери Божьей Снежной, называемой «salus populu romani» из базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Богородица изображена фронтально в 3/4 фигуры с Младенцем Иисусом, полна достоинства, привлекательности и доброты. Мадонна правой рукой поддерживает Младенца так, что обе ее ладони перекрещенные. Она держит белый платок в пальцах левой руки, а кармелитские шкаплеры — на среднем и малом пальцах правой ладони. Икона воспроизводит кармелитское понимание в XVIII в. Матери Божьей Шкаплерной. Головы Мадонны и Младенца окружают золотые нимбы — символы святости и вечного счастья. Фон образа в нижней части темный, вверх постепенно просветленный, с контурами ангельских головок, которые выныривают из облаков. Неизвестный автор иконы не совсем точно придерживался оригинала. Он рисовал в стиле западной живописи. Сохраняя типологическую композицию и размеры оригинала (117 × 79 см), он в произвольном трактовке отказался от эллинистической строгости, линейности, золотого фона и греческих букв, рисуя лицо современных живых людей, полных жизни и красоты. Интересные факты к описанию иконы добавил Лаврентий Похилевич, который видел образ воочию в 80-х годах XIX в. Он отметил, что на иконе проступали церковнославянские буквы, указывает на ее восточное (византийское) происхождения. Похилевич также приводит такой факт: православные верующие по старой памяти приходили к монастырю поклониться Образу. С момента размещения иконы Матери Божьей в главном алтаре нового кармелитского храма стали случаться при ней новые чудеса: в течение 1643-1648 годов в специальной книге «Liber de exordio istius conventus, progressu et fundatione, inscriptionibus aliquibus et de miraculis ad imaginem bmw berdiczoviensem spectantes» их зафиксировали 77. Самое большое чудо произошло с неизлечимо больным в то время Киевским римско-католическим епископом Станиславом Зарембой, который после чудодейственного оздоровления подписал 23 мая 1647 года акт об официальном признании иконы чудотворной. Известие о действии молитв при иконе распространились по Украине, Польше, всей Европе. Бердичев стал центром христианского паломничества верующих обеих ветвей христианства — православных и католиков.

http://pravicon.com/info-4047

Нечего и говорить после этого, какой особенный интерес представляет изучение истории этой иконы не только в разработке исторических судеб православной церкви на Волыни, но и в истории православной Церкви нашей отечественной – всероссийской вообще. Кто знает, – может быть, промыслу Божию нарочито благоугодно было прославить эту святую икону у нас, на границе с западною Европою, с высот Почаевских видимою даже простому невооруженному глазу, для того, дабы некогда послужить для сей последней путеводною звездою к тому благодатному единению, о котором так усердно ежедневно молит св. Церковь наша православная, и задатки которого так поразительно и поныне открываются на горе Почаевской – в общении с нами в молитвах пред чудотворной иконой Почаевской всех латинствующих и олатинизированных собратий наших, исповедующих её воистину чудотворную и потому неложно прибегающих к ней за помощью и благодатными дарованиями. Не менее того необходимо ознакомление с историческими судьбами чудотворной иконы Почаевской, в особенности по местным нуждам западного края России, в видах уяснения этой истории для некоторых из тех латинствующих. обитателей Польши и западной России, которые, под влиянием старинных иезуитских сказаний и аргументов, и доселе готовы еще считать, и действительно почитают св. икону Почаевскую исключительным достоянием церкви латинской, которым будто бы незаконно овладели православные. Не говорим уже о том, что заблуждение это существует между католиками; оно нередко проникает даже в среду народа православного, подобно тому, как досель во всех почти пределах привислянского края и западной России существуют подобные заблуждения касательно древле-православных чудотворных икон, каковы, напр., Ченстоховсная, Бердичевская, Холмская, Остробрамская и пр. и пр. К счастью, история давно уже сказала свое правдивое слово об этих иконах 1 . Но что касается чудотворной иконы Почаевской, то об ней мы не имеем почти никаких специальных исследований, за исключением общих сведений, сообщаемых об ней в исторических сказаниях о Почаевской Лавре и некоторых сведениях о чудотворных иконах православной Церкви и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Одно из ранних изображений Б. и. известно по гравюрам издания 1767 г. типографии мон-ря кармелитов, посвященного торжествам по случаю коронации иконы. В книге 2 цикла иллюстраций (авторы Т. Раковецкий, Т. Троцкевич, И. Филиппович): первый состоит из 8 гравюр с изображениями чудес от Б. и., на 3 - план временного сооружения для совершения коронации; во второй цикл вошли 8 гравюр, представляющих арки на пути к храму, 4 - с видами интерьера храма; на обороте титульного листа показаны: в верхней части - Б. и. в декоративно-барочном окружении, внизу - процессия, направляющаяся к храму. Б. и. принадлежит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод Б. и., появившийся предположительно не ранее 2-й трети XVIII в., на к-ром Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. В нижней части башни - изображение в ограде храмового сооружения, что может трактоваться как мон-рь, крепость или Небесный Град одновременно. На нижнем поле Б. и. кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) данного извода приведена строка из Песни Песней Соломона: «                                            » (4. 4), т. о., Богородица уподобляется библейскому образу Давидова столпа, служившему защитой Иерусалима. Данный тип композиции носит название «Палладиум», он особо почитался казачьим воинством. В ц. арх. Михаила ст-цы Мартанской (Краснодарский край) сохранилась икона нач. XIX в. подобного извода, подписанная «Изображение чудотворныя иконы Божией Матери Берди[е]синская», происхождение к-рой связывают с иконописной школой ст-цы Пашковской. В наст. время новый образ, написанный в 1991 г. в Кракове Б. Муха-Совинской (краткий извод), находится в боковой капелле нижнего костела мон-ря ордена босых кармелитов Римско-католической Церкви, откуда по окончании ремонтных работ будет перенесен в алтарь верхнего храма. Интронизация этой иконы состоялась 19 июля 1997 г., 19 июля 1998 г.- ее рекоронация. В дни празднования (16 июля - Матери Божией св. Скапулярия, 8 дек.- Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии) этой иконе в мон-рь стекается большое количество католич. паломников. Среди правосл. паствы Житомирской епархии почитание совр. образа не наблюдается.

http://pravenc.ru/text/78120.html

Значительное место в репертуаре продолжали занимать К., посвященные Пресв. Богородице. Они известны по многочисленным рукописям и изданиям этого периода. По соотношению текстов и напевов такие песни делятся на разрозненные (относительно самостоятельные) и «семьи» родственных версий с близким содержанием, однотипной метрикой стиха и схожими элементами текста (иногда с одной и той же начальной строкой), что позволяет исполнять их на один напев. В «Богогласнике» содержится группа К. чудотворным иконам Божией Матери из разных монастырей (гл. обр. василианских) и церквей 118-134): «Naymilsza Niebios i ziemi Ozdobo» - Загоровской иконе из некоего василианского монастыря Рождества Богородицы на Волыни, «Помози нам, Xpicme Боже» - Поддубецкой иконе (c акростихом «Поддубецка»), «Królowa, Niebios Pani, Hod dajem Ci poddani» - Кременецкой иконе (с акростихом «Krzemjenecka Pien») Кременецкого монастыря , «Мати cbima мhoronima, небес оздобо» - Подгорецкой иконе из Благовещенской или Свято-Онуфриевской церкви Плесницкого (Подгорецкого) монастыря (на тон 81), «Boga wierni hodownicy» - иконе из Белостокского мон-ря (с акростихом «Bjaystok»), «Тройцы четцы хрïстïане» - Тригорской иконе, возможно из Преображенского монастыря в Житомире, «Zrzódo ask, Wzore Cnót, Nieba Ozdob» - Загаецкой «Всемилостивейшей» иконе из Иоанна Милостивого святителя Загаецкого мужского мон-ря (на тон 118), «Лimu давну, з чудес славну ублажаймо» - из Святогорского Зимненского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , «Przed wieki Niebios i Ziemi Królowa» - из Пугинского мон-ря на Волыни (на тон 113); «Бoжiя Матерь сïяет, людïе rpядime» - Бердичевской иконе из мон-ря кармелитов, «Согласно kpukhime» - Тывровской иконе «в граде Тиврове» на Подолье, Барской иконе из жен. Свято-Покровского монастыря на Подолье, Тернопольской иконе из ц. Рождества Христова, а также Каменско-Струмиловской, Буцневской, Новосамборской, Подкаменецкой иконам. В рукописных песенниках встречаются К. «Прислухайся, кто из боку и присмотрися» - Клокочевской иконе ( Медведик. 2006. С. 92), «Нова утренка» - Руднянской (Там же. С. 117) и мн. др. Западноукр. и белорус. монастыри, где находились чудотворные иконы, в XVIII в. преимущественно были греко-католическими, некоторые - римско-католическими разных орденов. Часть песен появилась в XVII в., когда укр. обители были православными.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

106 Александрийская св. икона представляет собой изображение Богоматери в полурост, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем. 107 На св. иконе, с наименованием Антиохийская , Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой стороне и поддерживаемым Ее обеими руками Богомладенцем, благословляющим правою рукою. 108 Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явление ее относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ее правой руке Богомладенцу, лик Которого обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери. 109 Арматийская или Амартийская св. икона, находившаяся в существовавшей прежде в Константинополе Арматийской обители, представляет собой изображение Богоматери, склонившей Свою главу влево и поддерживающей левою рукою согнутую левую же руку стоящего на Ее левом колене и обнимающего Ее Своею правою рукою Богомладенца. Празднование в честь этой св. иконы установлено в воспоминание избавления Восточной Церкви от иконоборцев. 110 По сказанию Печерского Патерика, Ахиротипная св. икона чудесно образовалась в 1089 г. на стене алтаря Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре, когда эту церковь художники стали украшать мозаичными изображениями (сн. 1464 стр.). 111 Барловская св. икона, именуемая также и «Блаженное чрево», явилась в 1392 г. и находится в Благовещенском, соборе, в Москве. Изображение на ней сходно с Пименовскою (спи. Кондаков. Η. П., Иконография Богоматери, 36–42). 112 Бежевская св. икона находится в с. Бежеве, Житомирского y., Волынской губ.: явление ее последовало 11 апр. 1645 г. 113 Бердичевская св. икона, сходная по изображению с Почаевской, находится в г. Бердичеве, Киевкой губ., в католическом костеле. По преданию, она явилась православному казаку Тышку в хуторе его, на том месте, где ныне стоит г. Бердичев, и была поставлена сначала в часовне, а потом в построенной им церкви св. архангела Михаила, откуда во время пожара этой церкви была похищена и поставлена в кармелитском монастыре, потом обращенном в костел, в котором находится и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

д) Во всех этих описях двери царские, столицы и сени описываются особою так сказать статьею, как что-то отдельное от икон, и часто без упоминания о дверях северных и южных. е) из писцовых книг 1627–1629 г. видно 39 , что 1) в беднейших сельских 2) в других, более достаточных, сельских же церквах, кроме икон на стенах или при стенах и простой преграды, отделявшей алтарь от нефа церкви, был деисус с столицами и царскими дверьми: а в иных деисус дополнялся еще верхними тяблами с праздниками:, праотцами и пророками. 3) в некоторых церквах у преграды алтарной, при стене, ставился в киоте один образ храмовой, а иногда с противоположной стены также в киоте, или у конца самой преграды, обок северной двери, ставился другой и третий образа наиболее чтимых праздников или святых. Но алтарь продолжал оставаться открытьм для предстоящих, закрываясь только в определенные времена завесой, и иконы Спасителя Благословляющего, Божией Матери и Иоанна Предтечи все ещё оставались над царскими вратами в виде Триморфия. 4) в киевской епархии (в с. Волчинце и Сигнаевке, Бердичевского уезда) можно видеть и теперь старинные иконостасы, в которых северные и южные двери отделяются от царских дверей только колоннами или пилястрами, a местные иконы Спасителя и Божией Матери находятся вверху пилястр, имея посреди себя образ Тайной вечери 40 . Иконостасы эти сооружены в конце прошлого столетия во Львове: подобные им встречаются в униатских церквах Галицин. Сходство их с древними алтарными преградами церквей VIII века дальней от нас Грузии отклоняет всякий повод думать, будто таковая форма образовалась в Галиции под влиянием католичества. Желание оказать большее чествование иконам Спасителя и Божией Матери и так сказать уравнять их в этом отношении с иконой храмовой, стоящей в нижнем ярусе, было достаточным побуждением к тому, чтобы изготовить деисус в болышем размере и поместить икону Спасителя по одну сторону царских врат, а икону Божьей Матери по другую, между царскими, северными и южными дверьми алтарной преграды: 3-ю же икону деисуса – образ св. Иоанна Предтечи поставить, в соответствие храмовой иконе влево от северной двери. Здесь и обьяснение того, почему икона св. Иоанна Предтечи находится в числе наместных икон большей части наших старинных иконостасов, особенно в новгородских церквах. Воспроизведете малого древнего деисуса в несколько измененном виде Представляете ныне, венчающее 5-ти ярусный иконостас, распятие с предстоящими Божией Матерью и ионном Предтечей на отдельных вырезных дсках. тем не менее в никоторых иконостасах все ещё малые деисусы помещаются на своём прежнем месте, над царскими дверьми, повторяя собою три иконы нижнего ряда; по большей же части их место здесь занимают Тайная вечеря, в древности писавшаяся альфреско на запрестольной стене, или нерукотворенный образ на убрусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Когда именно Ушеск переименован в Ушомир – это достоверно неизвестно. Известно только, что в период польского преобразования (1560–1778 гг.) город этот под именем Ушомира, принадлежал к повету (уезду) Житомирскому Киевского воеводства. В плане Ушомирского имения, составленном в 1795 году, город этот называется уже местечком 100 . В Ушомире приход 7-го класса. Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Построена в 1775 г. на средства помещицы Дубравской. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Народн. училище МНП существует с 1870 г., учеников – 45. Волостное Правление, Мещанское Управление, полицейский урядник, и аптека. Земли: усадебной 3 дес., пахот. в трёх сменах 30 дес. и сенок. 3 дес. – всего 36 дес. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., и 1 псаломщ. – 50 р. Причт. дома и хозпостройки хороши. Ярмарки бывают 29 июня, 28 окт., а также в праздничные и воскресные дни. Предметы торговли: лошади, скот и т. п. Деревни прихода: Пугачевка 5 вер., Сантарка 9 вер., Холосна 10 вер. и Красногорка 6 вер. Дворов – 137, прихожан – 1,087 д, об п., р.-катол. 322 д. об. п., евреев 1,056 д. об. п. Есть заводы: 3 смоляных и 1 стеклян. В 2¼ вер. от м. Ушомира, при большой просёлочной дороге, стоит великолепный каменный р.-католический костёл и в 1 версте от него на католическом кладбище – убогая дерев. с колокольнею каплица. Свящ. – Иоанн Игнат. Скальский (с 1863 г., а на службе с 1836 года), псаломщ. – Фока Иосиф. Шавлович (с 1875 г.). Итого в 1-м благочинническом округе Житомирского уезда – всего 37 церквей, из коих 29 приходских самостоятельных, 7 приписных и 1 кладбищенская. 2-й благочиннический округ Житомирского уезда Церкви этого округа лежат к юго-западу и отчасти – к западу от Житомира на расстоянии 51 и менее вёрст от него. 62. м. Андрушевка 101 (при рч. Гуйве) волости Андрушевской, от Житомира 40 вер., от ближ. почт. ст. Рея (Житом-Бердичевск. тракта) 25 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бровки 15 вер., от ближ. приход. с. Великого-Гальчина 2 вер. и с. Миньковец – 6 вёрст. Приход 3-го кл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, известной под названием: Сладкое Лобзание (ΓΛΥΚΟΦΙΛΟΥΣΑ), находящейся в обители Филовеевской XXII. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Предвозвестительница, находящейся в обители Кастамонитской XXIII. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы именуемой Одигитрия, находящейся в обители Ксенофской XXIV. Сказание о чудотворной иконе Похвалы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Дионисиатском XXV. Сказание о чудотворной Иконе Богоматери, находящейся в монастыре Григориатском XXVI. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском монастыре. XXVII. Сказание о чудотворной Афонской иконе Божией Матери, именуемой; «Избавительница» XXVIII. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в Молдаванском ските святого Богоявления XXIX. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой В скорбех и печалех Утешение, находящейся в Русском ските св. Апостола Андрея Первозванного XXX. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Тихвинская, находящейся в Русском Ильинском ските XXXI. Сказание о чудотворной иконе святого Иоанна Крестителя, находящейся в монастыре Дионисиатском XXXII. Сказание о чудотворной иконе святых бессребренников Космы и Дамиана, находящейся в принадлежащей к лавре святого Афанасия обыденной церкви, устроенной самим преподобным Афанасием XXXIII. Сказание о чудотворной иконе первомученика Стефана, находящейся в монастыре Костамонитском XXXIV. Сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, находящейся в монастыре Ставроникитском XXXV. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика и целителя Пантелеймона, находящейся в Русском монастыре Сказание о чудотворных иконах святого великомученика Георгия, находящихся в Зографском монастыре XXXVI. а) Об иконе, явившейся трем Охридским братьям XXXVII. б) Об иконе, прибывшей по морю из Аравии XXXVIII. в) Об иконе, бывшей Стефана, воеводы Молдовлахийского XXXIX. Сказание о чудотворной иконе святого великомученика Георгия, находящейся в обители Ксенофской XL.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010