был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти К. и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие свт. Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтвержденные надежными источниками (напр., о присутствии диак. К. на Агатском (Агдском) Соборе (506), о споре К. с кор. Аларихом о правосл. вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.; см.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 166-167; Officia propria Sanctorum sanctae ecclesiae Massiliensis. Massiliae, 1824. P. 404-406). Согласно чтениям в бревиарии еп-ства Фрежюс, К. получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием в состав клира. Он участвовал во мн. церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью (Breviarium Forojulense: Pars autumnalis. Vesontione, 1833. P. 477-478). В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи К. были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещенную в главном алтаре собора. В указе еп. Пьера де Пингре (1659-1662) отмечалось, что ранее мощи К. хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на 4 замка, ключи от к-рых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов ( Lambert. 1899. P. 396-398). В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в т. ч. серебряный реликварий для главы К., конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католич. духовенством и впосл. возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя К. (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870-1872). Поминовение святого совершалось также в еп-ствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упраздненного диоцеза Тулон. В наст. время К. почитается как один из покровителей еп-ства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 окт.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

1922 г. под управление Токийского и Японского архиеп. Сергия (Тихомирова) . 29 марта того же года ВЦУЗ учредило самостоятельную Харбинскую епархию, назначив ее правящим архиереем архиеп. Мефодия (Герасимова ; впосл. митрополит). Передача в ведение Токийского архиерея небольшой Корейской миссии, не имевшей регулярной связи с Владивостоком, не вызвала у М. возражений, но в обращении к патриарху Тихону он попытался опротестовать выделение самостоятельной Харбинской епархии, допуская лишь образование из приходов КВЖД вик-ства в составе Владивостокской епархии (ГАРФ. Ф. Р-6343. Д. 236. Л. 137 об.). Однако из-за трудностей сообщения между Владивостоком и Москвой и последовавшего в мае 1922 г. ареста свт. Тихона обращение к нему М. осталось без ответа. Лишение патриарха свободы и попытка захвата высшей церковной власти обновленцами при поддержке советских властей заставили Владивостокского архиерея изменить свои взгляды на организацию церковного управления на Дальн. Востоке. 23 июля 1922 г. М. провел крестный ход и отслужил торжественный молебен в честь открытия во Владивостоке Земского собора, избравшего временным правителем Приморья ген. М. К. Дитерихса. На заседании было принято решение о скорейшем созыве Дальневосточного церковного Собора. 13-14 сент. того же года в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось совещание дальневосточных архиереев, в котором участвовали М., архиепископы Харбинский Мефодий (Герасимов) и Токийский Сергий (Тихомиров), епископы Забайкальский Мелетий (Заборовский ; впосл. митрополит) и Камчатский Нестор (Анисимов). Было решено провести церковный Собор во Владивостоке в окт. того же года. При этом архиереи согласились, что созданные Собором органы церковного управления будут подчиняться Архиерейскому Синоду РПЦЗ. В соответствии с решением Зарубежного Синода от 13 сент. 1922 г. о выделении Камчатского вик-ва Владивостокской епархии в самостоятельную епархию с образованием на ее территории Охотского вик-ства, в нач. окт. того же года М. совместно с еп.

http://pravenc.ru/text/2563624.html

1917. С. 415-416). Синод ответил на прошение отказом из-за отсутствия средств, при этом было указано, что в случае изыскания требуемых сумм в Уфимской епархии вопрос в будущем мог бы решиться положительно. В авг. 1912 г. Уфимский еп. Михей (Алексеев) вновь возбудил ходатайство об открытии вик-ства, при этом в качестве источников финансирования из местных средств указывались: уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , мензелинский во имя пророка Илии , бирский Свято-Троицкий и Покрова Пресвятой Богородицы (Эннатский) жен. монастыри, епархиальное братство Воскресения Христова и епархиальный съезд духовенства. Несмотря на согласие мон-рей и епархиальных учреждений финансировать вик-ство, 19 янв. 1913 г. Синод отклонил ходатайство еп. Михея, признав затраты слишком обременительными. Для лучшей координации и активизации миссионерского дела в епархии Уфимский еп. Андрей (Ухтомский) в 1914 г. ввел особую должность заведующего Уфимской епархиальной миссией, на которую был назначен бывш. помощник смотрителя Обоянского ДУ иером. Николай (Ипатов) с возведением его в сан архимандрита; одновременно он был назначен товарищем председателя епархиального миссионерского комитета, председателем совета епархиального братства Воскресения Христова и благочинным всех мон-рей епархии. В апр. 1915 г. еп. Андрей возбудил перед Синодом 3-е ходатайство от Уфимской епархии об учреждении в ней вик-ства. Синод указом от 30 марта 1916 г. уведомил, что признает необходимым учреждение кафедры викарного епископа и предоставляет 3 тыс. р. на ее содержание, но до Февральской революции средства не были выделены. После введения еп. Андрея 14 апр. 1917 г. в новый состав Синода, что стало причиной частого отсутствия архиерея в епархии, обязанности викарного епископа Уфимской епархии расширились; в частности, предполагалось, что он должен замещать правящего епископа на время его отъездов. В очередном ходатайстве об открытии викарной кафедры еп. Андрей сформулировал свои пожелания в отношении викария: «...1) чтобы викарный епископ Уфимской епархии был наименован Златоустовским, 2) чтобы в сан епископа Златоустовского был возведен заведующий ныне миссией Уфимской епархии, уже прекрасно познакомившийся с делами епархиального управления и миссии архимандрит Николай, 3) чтобы местопребывание викарный епископ имел в отстоящем в 3 верстах от г.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Политика И. в Иллирике затрагивала интересы не только Византии, но и королевства вост. франков. В свое время папа Адриан II по просьбе Коцела, правителя Блатенского (Балатонского) княжества, рукоположил св. равноап. Мефодия на древнюю Сирмийскую кафедру. Большинство исследователей согласны с тем, что в действительности Мефодию было поручено не восстановление еп-ства Сирмий, а просветительская миссия и создание церковной организации в слав. землях, находившихся в сфере церковных и политических интересов герм. правителей и епископов (Вел. Моравия, Нитранское и Блатенское княжества). После возвращения Мефодия в Вел. Моравию его покровитель кн. Ростислав был свергнут племянником Святополком (870). Тогда же Мефодий был арестован и вывезен в королевство вост. франков для суда на Соборе епископов церковной пров. Зальцбург в присутствии кор. Людовика Немецкого (известно, что в суде участвовали Адальвин, архиеп. Зальцбурга, Аннон, еп. Фрайзинга, и Гермерих (Эрменрих), еп. Пассау). Против Мефодия выдвинули обвинение в незаконной деятельности на территории чужого диоцеза. Для доказательства обвинения был составлен трактат «Обращение баварцев и хорутан» (De conversione Bagoariorum et Carantanorum libellus//MGH. SS. T. 11. P. 1-15), адресованный Людовику Немецкому, в к-ром описывалась миссионерская деятельность представителей Зальцбургского архиеп-ства на слав. землях в VIII-IX вв. На суде Мефодий выразил т. зр. Папского престола: слав. земли издревле находились в юрисдикции Рима, поэтому деятельность франк. миссионеров является незаконной. По приговору епископов Мефодий был сослан в монастырь в Швабии, где провел два с половиной года. Эти события скрывались от папы. И. узнал о заточении архиепископа лишь весной 873 г. В мае он направил в королевство вост. франков легата, Анконского еп. Павла, с посланиями правителям и прелатам (послания и инструкция Павлу сохр. в виде регест - Epistolae//MGH. Ep. T. 7. P. 280-286). Легат должен был заявить кор. Людовику Немецкому о законных правах Папского престола на слав.

http://pravenc.ru/text/469686.html

В анонимном описании празднеств в Жуаре (составлено ок. 1830) упоминается о предании, согласно которому И. была основательницей обители. После возобновления монашеской жизни в Жуаре и реформы проприя святых еп-ства Мо (1837) празднование памяти И. временно прекратилось, однако было восстановлено в Жуаре в 1892 г., а в 1926 г. включено в проприй еп-ства Мо ( Straeten. La Passion. 1962. P. 367-369). В Труа центром почитания И. стала ц. Сен-Мартен-эс-Винь, в к-рой хранились частицы мощей святой. После разрушения этой и др. церквей во время подготовки к осаде города (см. ст. Религиозные войны во Франции ) в 1590 г. святыня была утеряна (в 1599 по инициативе прихожан из Жуара была доставлена другая частица мощей). В приходе ц. Сен-Мартен-эс-Винь существовали капелла, по преданию построенная на месте погребения мученицы, а также источник св. И. В 1833 г. капелла была разрушена, источник засыпан. В ц. Сен-Мартен-эс-Винь сохранились капелла св. Николая и И., статуя святой (XVI в.), а также витражи (1-я четв. XVII в.) со сценами из ее Мученичества. Ж. де Ла Моль в издании Мартиролога Узуарда указал память И. вместе с памятью Клавдия, Иуста, Иукундина и др. 15 мучеников (Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia, ac permultae aliae utuntur//Opera Ioannis Molani. Lovanii, 1573. Fol. 121). Вероятно, де Ла Моль был знаком с той же версией Мученичества И., что и Камюза, т. к. он датировал кончину мучеников правлением имп. Аврелиана. На основании издания де Ла Моля кард. Цезарь Бароний включил память И., Клавдия и др. мучеников в Римский Мартиролог (Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et Ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. Venetiis, 15872. P. 322-323; MartRom. Comment. P. 298-299). Память И., Клавдия и 20 мучеников, с ними пострадавших, была внесена Андре дю Соссе в Галльский Мартиролог ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 450-451). В наст. время память И. отмечается в епископствах Труа и Мо, а также в мон-ре Жуар. Ист.: BHL, N 4518; ActaSS. Iul. T. 5. P. 132-134. Лит.: Légende de S. Jule, vierge et martyre. Plancy; P., 1850; Defer E., abbé . Vie des saints du diocèse de Troyes et histoire de leur culte jusqu " à nos jours. Troyes, 1865. P. 37-45; Verdin G. Légendes hagiographiques troyennes: Les pseudo-martyrs de la persécution d " Aurélien//RHR. 1924. Vol. 90. P. 175-192; Morin L. Les monuments du culte de S. Jule à S.-Martin-ès-Vignes, près de Troyes. Troyes, 1935; Héliot P. Le trésor et les reliques de l " ancienne abbaye de Jouarre d " après les inventaires//Revue Mabillon. P., 1957. Vol. 47. P. 262-263; Straeten J., van der. Actes des martyrs d " Aurélien en Gaule//AnBoll. 1962. T. 80. P. 124-125; idem. La Passion de S. Jule//Ibid. P. 361-381; Marilier J. Giulia//BiblSS. Vol. 6. Co l. 1169-1170; Crété -Protin I. Église et vie chrétienne dans le diocèse de Troyes du IVe au IXe siècle. Villeneuve d " Ascq, 2002. P. 62, 104-107, 211-212; Aubert R. Jule//DHGE. T. 28. Col. 469-470.

http://pravenc.ru/text/1237885.html

Г. Т. проявил себя талантливым дипломатом, верным служителем Церкви, способным администратором, ревностно занимающимся делами еп-ства. Он добился подтверждения договора (586/7), заключенного в Анделауме (совр. Андело) между Гунтрамном и Хильдебертом II для разрешения территориальных споров. Выступал посредником в переговорах между этими королями, с одной стороны, и кор. Фредегондой, вдовой Хильперика I,- с другой. Предоставил убежище Меровею, мятежному сыну Хильперика I, тем самым сохранив ему жизнь. На Соборе в Паризиях (совр. Париж) в 577 г. защищал Претекстата, еп. Ротомага (совр. Руан), обвиненного в незаконном венчании Меровея с вдовствующей кор. Брунгильдой и в передаче денег противникам Хильперика ( Greg. Turon. Hist. Franc. V 18). Г. Т. выдержал нелегкое противостояние с графом Левдастом, военным наместником Турон, к-рого поставил Хильперик I. Отстоял свою правоту перед судом епископов и очистился клятвой в присутствии враждебно настроенного короля (Ibid. V 49), впосл. Хильперик I лично испросил у Г. Т. благословение (Ibid. VI 5). После восстановления власти Хильдеберта II в Туронах (584) Г. Т. стал ближайшим советником короля Австразии. В Туронах епископ прославился справедливостью и благотворительностью. Стремясь к упрочению авторитета Церкви и распространению христианства, он способствовал распространению почитания св. Мартина, восстановил сгоревший кафедральный собор в Туронах, добился у королей освобождения еп-ства от налогов, повсюду организовывал строительство новых храмов, уделял много внимания воспитанию и обучению духовенства, обращал в христианство иудеев и еретиков-ариан. Сочинения Лит. наследие Г. Т. велико. В произведениях обнаруживается его знакомство с историческими сочинениями Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского , Сульпиция Севера , Павла Орозия , Виктория Аквитанского , а также с утраченными ныне «Историями» Сульпиция Александра и Рената Фригерида, поэзией Венанция Фортуната, проповедями и «Диалогами» папы св. Григория I Великого , трактатами и письмами галльских епископов - Сидония Аполлинария , Авита , еп. Вьеннского, и Ремигия Реймсского . Круг чтения Г. Т. был ограниченным, он признавался, что не обучен грамматике и не воспитывался на чтении светских авторов.

http://pravenc.ru/text/168077.html

6 февр. 1924 г. епископы Аверкий и Леонтий поставили подписи под постановлением пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения Собора. Постановление пленума Волынского ЕУ было подтверждено Волынским епархиальным съездом духовенства и мирян, проходившим в Житомире 29-31 дек. 1924 г. под председательством управлявшего с 6 нояб. 1924 по 25 марта 1925 г. Волынской епархией еп. Полонского Максима (Руберовского) ; при этом последний вместе с еп. Леонтием, по их словам, присоединился к резолюции меньшинства участников съезда, отвергавшей обновленчество и не признававшей обновленческого Харьковского синода. Только один из волынских викариев, еп. Староконстантиновский Иаков (Немоловский), принял сторону обновленцев. В ряде уездов Вост. Волыни прошли съезды духовенства, выступившие против подчинения обновленцам. Утверждение отдельных исследователей о том, что в 1924 г. на территории Коростенского окр. было образовано Овручское викариатство под рук. Максима (Жижиленко) , противостоявшего раскольникам, не соответствует действительности. В «журнальном постановлении» Волынского ЕУ от 20 марта 1924 г. об Овручском викариатстве указывалось, что «желательно иметь одну епископскую кафедру для всего Коростенского округа в г. Овруче с титулом епископа Овручско-Коростенского» (ЦГАВО Украины. Ф. 5. Оп. 2. Д. 196. Л. 98-98 об.). В апр.-мае 1924 г. это предложение Волынского ЕУ поддержали благочиннические церковные съезды Коростенского округа, а также уездный собор духовенства и мирян, представлявший приходы на территории бывш. Овручского у. Однако идея переноса центра вик-ства из Коростеня в Овруч не нашла поддержки еп. Аверкия. В дек. 1924 г. Овручский окружной собор духовенства и мирян ходатайствовал о создании на части территории К. в. отдельного Овручского вик-ства, но и это предложение не было удовлетворено. С нояб. 1924 по апр. 1925 г. Волынский еп. Аверкий находился под домашним арестом в Москве.

http://pravenc.ru/text/2458735.html

Благодаря активной деятельности еп. Сергия его статус как Ямбургского епископа был повышен: 10 дек. 1901 г. он стал 2-м викарием С.-Петербургской епархии, 22 февр. 1903 г.- 1-м викарием. Стремясь сблизить с Церковью образованное общество, епископ с нояб. 1901 г. вел религиозно-философские собрания представителей духовенства и мирян, на к-рых обсуждались проблемы общественной и церковой жизни: взаимоотношения Церкви, интеллигенции и гос-ва, свобода совести, Церковь и брак, догматы христианства в совр. мире и мн. др. (в апр. 1903 собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева ). С апр. 1905 г. еп. Сергий временно управлял Финляндской и Выборгской епархией. После утверждения 6 окт. 1905 г. еп. Сергия на Финляндской кафедре статус Ямбургского вик-ства понизился: хиротонисанный 6 нояб. 1905 г. на Ямбургскую кафедру еп. Сергий (Тихомиров) стал 3-м викарием епархии и не менял статус за все время пребывания на кафедре (первенство перешло к Нарвскому викариатству ). С открытием в С.-Петербургской епархии Кронштадтского вик-ства статус Ямбургской кафедры снова понизился: хиротонисанный во епископа Ямбургского 22 февр. 1909 г. еп. Феофан (Быстров) сначала имел статус 4-го викария, 30 дек. того же года переименован в 3-го викария. При переводе еп. Феофана на Симферопольскую кафедру Ямбургским епископом 19 нояб. 1910 г. был назначен Георгий (Ярошевский) , который получил звание 3-го викария (с 22 нояб. 1911 - 2-й викарий). 13 мая 1913 г. еп. Георгий был назначен правящим архиереем Калужской епархии, 30 мая 1913 г. ректором СПбДА и епископом Ямбургским стал Анастасий (Александров) в звании 3-го викария (с 20 марта 1914 - 2-й викарий С.-Петербургской епархии). Кроме должности ректора СПбДА еп. Анастасий с 1913 г. также занимал пост председателя С.-Петербургского епархиального миссионерского совета. В связи с тем что в июне 1917 г. епархия стала называться Петроградская и Гдовская, указом Синода от 17 июня 1917 г. было упразднено ее 1-е вик-ство - Гдовское , Ямбургский еп. Анастасий стал 1-м викарием Петроградской епархии. С тех пор до кон. 1927 г. статус Ямбургских (Кингисеппских) епископов не менялся. После кончины еп. Анастасия 6 июля 1918 г. Ямбургская кафедра ок. 3 лет оставалась вакантной, полномочия 1-го викария перешли к Нарвскому еп. Геннадию (Туберозову) .

http://pravenc.ru/text/1684634.html

В июне 1922 г. по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей были арестованы Орловский еп. сщмч. Серафим (Остроумов), Елецкий еп. Николай (Никольский) и группа мирян. С 18 по 20 июня в Орле над ними прошел показательный судебный процесс. Обвиняемые не признали себя виновными. Решением Орловского губ. ревтрибунала еп. сщмч. Серафим приговорен к 7 годам тюремного заключения (освобожден в 1924), еп. Николай - к 3 годам тюремного заключения (освобожден в нач. окт. 1922). Болховский еп. Даниил (Троицкий), временно управлявший Орловской епархией в период заключения еп. сщмч. Серафима, 29 мая 1922 г. признал обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Высшее церковное управление (ВЦУ) и в июне был утвержден ВЦУ временно управляющим епархией и председателем епархиального управления ( Лавринов. 2016. С. 222). Однако местные сторонники «Живой церкви» в доносах на еп. Даниила обвиняли его в категорическом отказе благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. 30 авг. 1922 г. еп. Даниил был «уволен» ВЦУ от управления Орловской епархией. Болховский архиерей порвал с обновленцами (впосл. принес покаяние патриарху свт. Тихону (Беллавину) ) и объединил вокруг себя общины, не желавшие подчиняться ВЦУ и обновленческому Орловскому ЕУ. Болховское вик-ство было объявлено «автокефальным» (т. е. самоуправляемым). Обновленцы организовали против еп. Даниила клеветническую кампанию в местной прессе, продолжали доносить на него властям. 24 сент. 1922 г. состоялось общее собрание духовенства и мирян Елецкого вик-ства, на к-ром было решено образовать самоуправляемую (не подчинявшуюся ВЦУ) «Елецкую Церковь». Во главе самостоятельного Елецкого вик-ства 8 окт. встал освобожденный из тюрьмы еп. Николай (Никольский). 28 окт. 1922 г. был арестован Болховский еп. Даниил (Троицкий), временное управление «тихоновскими» общинами губернии перешло к Елецкому еп. Николаю. В нояб. того же года еп. Николай просил местные власти зарегистрировать образованное в Елецком у. ЕУ и разрешить проведение епархиального съезда. Елецкий уездный исполком вначале удовлетворил просьбу епископа, но вскоре постановил ЕУ распустить, разрешение на созыв епархиального съезда аннулировать, «виновных привлечь к ответственности». Еп. Николай и члены ЕУ были арестованы по обвинению в нарушении законодательства о регистрации религ. об-в и в «поддержании устоев тихоновской церковной политики, которая своими деяниями поддерживает как русскую, а также и заграничную контрреволюцию». Еп. Николай был приговорен к ссылке в Задонск, откуда продолжал управлять Елецким вик-ством.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010