1-м епископом Бремена на соборе в Вормсе (13 июля 787) стал св. Виллехад . 1 нояб. 789 г. в Бремене им был заложен деревянный кафедральный собор св. Петра. Окончательно еп-ство Бремен оформилось при еп. Виллерихе († 837), когда город был подчинен Кёльнскому архиеп-ству. Виллерих укреплял положение бременского капитула, привлекая новых клириков и собирая богатые пожертвования. Согласно «Ксантенским анналам», в 823 г. Виллерих совместно с архиеп. Эбоном Реймсским проповедовал в Дании. По сообщению Адама Бременского , епископ возвел в Бремене 2 новые церкви и отстроил в камне собор св. Петра ( Magistri Adam Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. 1. Cap. 18). Он перенес мощи св. Виллехада из собора в некую капеллу на юге Бремена. Преемником еп. Виллериха стал еп. Леудерик († 845). В 831/32 г. Г. стал центром еп-ства для «нордальбингов, а также шведов, датчан, славян и остальных народов северных стран, все еще придерживающихся языческого обычая» (Vita Anskarii... P. 18), в 834 г. Г. получил статус архиеп-ства. 1-м епископом в 831-834 гг., а в 834-858 гг. его архиепископом и папским легатом в «северных странах» был монах из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар , «апостол Скандинавии» и небесный покровитель Г. Все архиепископы Г. до сер. XII в. сохраняли за собой права легатов, подтверждаемые папой Римским. После набега викингов (845), полностью разрушивших Г., в 847-848 гг. произошло фактическое объединение Гамбургского архиеп-ства и Бременского еп-ства. Синод в Майнце актом от 1 окт. 847 г. объединил Бремен с Гамбургским архиеп-ством; центр нового архиеп-ства был перенесен св. Ансгаром из разрушенного пограничного Г. в более спокойный Бремен. В 858-865 гг. св. Ансгар одновременно возглавлял архиеп-ства Г. и Бремен. Соперничество между городами за то, чтобы быть центром архиеп-ства, продолжалось до 1223 г., когда Бремен стал постоянным местом пребывания архиепископа. До XI в. правомерность объединения Г. и Бремена оспаривалась архиепископами Кёльна. Противостояние Г. и Кёльна из-за Бременского еп-ства началось в 864 г. В 906/8 г. папа Римский Сергий III подтвердил объединение Г. и Бремена. История основания архиеп-ства Г.-Бремен до конца не прояснена из-за состояния источников, т. н. гамбургских фальсификатов - подложных папских и имп. привилегий архиепископству, сфабрикованных, вероятно, в разные периоды.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Во время войны Венгрии за независимость от Габсбургов (1703-1711) еп. Мартин Брайкович (1703-1708) потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Австр. имп. Иосиф I (1705-1711) и папа Римский Климент XI , чтобы сохранить лояльность Хорватии в условиях войны, согласились, но из-за кончины еп. Мартина статус Загребского еп-ства остался без изменения. Религ. реформы австр. имп. Иосифа II (1765-1790) изменили конфессиональное положение в стране. Так, напр., Патент о веротерпимости 1781 г. предоставил свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам и православным и ослабил позиции униатов по отношению к сербам, запрет в 1782 г. деятельности почти всех католич. монашеских орденов привел к закрытию мн. мон-рей в Загребском диоцезе. После объявления немецкого официальным языком империи (1784) епископы З. стали активно выступать за национальное возрождение хорватов, символом к-рого стало глаголическое письмо. Еп. Максимилиан Врховац (1787-1827) приобрел типографию и подарил 1 тыс. книг Загребской королевской АН. В 1849 г. при еп. Юрае III Хаулике (1837-1869) была учреждена хорват. газ. «Католический лист» (Katoliki list). 23 окт. 1847 г. хорват. Собор разорвал отношения с Венгрией, объявил хорватский официальным языком и потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Но только после участия хорватов в подавлении революции в Венгрии в 1848-1849 гг. австр. имп. Франц Иосиф I 7 апр. 1850 г. узаконил введение национального языка в Хорватии, а 12 авг. того же года З. стал кафедральным городом архиеп-ства. 11 дек. 1852 г. булла папы Римского Пия IX подтвердила этот акт и передала в юрисдикцию Загребского архиеп-ства Босанско-Сремское (Джяковское), Сеньско-Модрушское и греко-католич. Крижевецкое еп-ства. В 1855 г. архиеп. Юрай Хаулик способствовал заключению конкордата между Австрийской империей и Папским престолом, по к-рому попечительство над начальными школами в империи было передано католическим епископам (в 1868 отменено). В 1857 г. в З. было основано религ. молодежное об-во по изучению хорватской истории. В 1900 г. состоялся 1-й католич. хорват. съезд, к-рый возложил миссию спасения Хорватии как национального гос-ва на хорват. епископат. После издания энциклики папы Римского Пия XI «Ubi arcano Dei» (1922), посвященной теме сплочения католиков, в Хорватии появилось неск. католич. молодежных об-в, в т. ч. спортивных. При архиеп. Антуне Бауэре (1914-1937) стала выходить газ. «Католическая акция» (Katolika akcija). В 30-х гг. ХХ в. архиепископы З. активно выступали за заключение конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия, но он не вступил в силу из-за протестов со стороны Сербской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/182461.html

К., нашла отражение в датированных 1452 г. 3 «Письмах богемцам» (Epistulae ad Bohemos; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 2014. Vol. 15. Fasc. 1. P. 53-98; рус. пер. отсутствует), кратких богословских трактатах, содержащих критический разбор основных вероучительных положений гуситов. Формально статус папского легата Н. К. сохранял до весны 1453 г., когда он посетил Рим и отчитался перед папой Римским Николаем V об основных результатах своей деятельности в Германии. После назначения епископом Бриксена Н. К. упорно готовился к прямому вступлению в управление епископством, не собираясь оставаться епископом, правящим через викариев и представителей. При поддержке папы Римского Николая V в марте 1451 г. ему удалось добиться от герц. Сигизмунда и соборного капитула Бриксена признания его назначения в обмен на обещание не нарушать церковные права герцога и капитула; он также заключил соглашение со своим соперником Висмайером, отказавшимся от права быть епископом по избранию капитула (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 781-785. N 1103-1105). Из действий Н. К. после прибытия в Бриксен весной 1452 г. видно, что он поставил перед собой 2 основные задачи: 1) обладая полнотой епископской власти, осуществить в Бриксене тот озвученный в Зальцбурге план реформ, принятия к-рого он не смог добиться в Германии из-за сопротивления местных церковных прелатов, и тем самым превратить Бриксен в своего рода «образцовое» герм. еп-ство (см.: Ibid. Bd. 2. S. 37. N 2531); 2) ослабить зависимость епископа и духовенства от светских властей, вернув в пользование еп-ства принадлежавшие ему некогда замки, земли и др. имущество и установив порядок назначения на церковные должности на строго канонической основе. Работа над реализацией 1-й и 2-й задач уже в скором времени привела к серьезным конфликтам Н. К. и разных слоев местного населения. При решении 1-й задачи противниками Н. К. оказывались мн. представители местного духовенства и особенно монашества, к-рые не желали отказываться от местных порядков ради организации более строгой и более правильной с канонической т. зр. церковной жизни. Решение 2-й задачи первоначально проходило довольно успешно. Так, в дек. 1452 г. имп. Фридрих III подтвердил право еп-ства на владение находившимися на территории еп-ства шахтами, в к-рых добывали соль и руды драгоценных металлов (см.: Ibid. S. 277-278. N 2940). Повышение дохода еп-ства позволяло Н. К. не только возвратить имущество еп-ства из залога, но и начать выкупать заложенную собственность местной знати, увеличивая тем самым земельные владения еп-ства. Усиление еп-ства вызывало неудовольствие у аристократии, однако герц. Сигизмунд первоначально старался поддерживать мирные отношения с Н. К. и даже прибегал к его помощи, занимая значительные денежные суммы. С нач. 1452 по нач. 1453 г. Н. К. удалось инициировать мн. реформы и приобрести в еп-стве нек-рых сторонников, однако его положение в целом оставалось весьма неопределенным (см.: Meuthen. 2010. P. 105-107; Woelki. 2014. S. 27-29).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Лишь в 1784 г. католики Г. официально получили права граждан города и возможность открыто совершать богослужения. В 1792 г. они стали независимы от прихода в Альтоне, в т. ч. и в отношении церковной собственности. В 1807 г. франц. войска возобновили католич. приход в малой ц. св. Михаила, ликвидированный франц. властями во время Французской революции, а в 1811 г. при храме был основан приход св. Ансгара. Падение режима Наполеона I не привело к отмене религ. привилегий католиков. Религ. свобода была подтверждена в 1815 г. ст. 16 Венского Союзного договора, к-рый гарантировал гражданское равенство католиков и протестантов, что было закреплено в Конституции 1860 г. В 1839 г. попытка папы Римского Григория XVI перенести в Г. резиденцию апостольского викария для сев. стран не удалась. В 1868 г. территории бывш. епархии Г.-Бремен, Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга вошли в состав апостольского викариата северогерм. миссий. В 1840 г. в Г. была открыта 1-я католич. школа. В кон. XIX - нач. XX в. в городе и его окрестностях насчитывалось 6 католич. приходов, 143 начальные и народные католич. школы, 6 католич. епархиальных школ, 1 муж. прогимназия и 2 жен. школы 2-й ступени при мон-ре св. Иоанна. В 1865 г. архиепископ Оснабрюка передал приходу св. Ансгара частицу мощей святого, к-рая до сих пор хранится в малой ц. св. Михаила. К кон. XIX в. бывш. Бременское еп-ство в церковном отношении включало Бремен и окрестности, входившие в апостольский викариат северо-герм. миссий, а также территории приходов Хильдесхайм, Оснабрюк и Мюнстер. В 1937 г. на части бывш. архиеп-ства Г.-Бремен, отошедшей в 1868 г. Пруссии, была основана апостольская префектура Шлезвиг-Гольштейн. В 1930 г., после заключения конвенции между Пруссией и Ватиканом (1929), территории бывш. архиеп-ства Г. (без городов Г. и Харбург-Вильгельмсбург), Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга вошли в состав еп-ства Оснабрюк. В это же время начались переговоры об образовании единого архиеп-ства с центром в Г., к-рые вновь стали актуальны только после окончания второй мировой войны. Ватикан вел долгие переговоры об этом с руководством ГДР, к-рые не увенчались успехом. Только в 1990 г. на конференции епископов в Берлине был поставлен вопрос о статусе и юрисдикции церковных округов в объединенной Германии. Для решения этого вопроса была сформирована специальная комиссия епископов (21 февр. 1991), куда вошли еп. Оснабрюка Людвиг Аверкамп и бывший тогда апостольским администратором в Шверине еп. Теодор Хубрих. Одним из результатов деятельности комиссии стало образование 22 окт. 1994 г. архиеп-ства Г., в состав к-рого вошли еп-ства Хильдесхайм и Оснабрюк. Архиепископом Г. стал Л. Аверкамп; с 25 янв. 2003 г.- Вернер Тиссен.

http://pravenc.ru/text/161614.html

первоучители не имели отношения, т. к. это сделали нем. миссионеры. Поэтому слав. азбука и письменность здесь не прижились, а почитание братьев не получило распространения и возродилось только под влиянием националистических настроений XIX в. Получившая автокефалию в сер. ХХ в. Православная Церковь Чешских земель и Словакии считает слав. просветителей своими основателями. В их честь освящен кафедральный собор в Праге (построен в 1730-1736 как католический в честь кард. св. Карло Борромео, в 1933 передан православным и освящен), а также 14 храмов в епархиях. В 2012 г. в Словакии отчеканили монеты с профилем св. К. и Мефодия достоинством 2 евро, но по указанию Еврокомиссии они не были введены в оборот, чтобы не вызвать национальные протесты проживающих в стране венгров. В 2013 г. в Чехии был снят художественный фильм «Кирилл и Мефодий - апостолы славян» (Cyril a Metodj - apoštolové Slovan, режиссер П. Николаев). Почитание в Польше Почитание в Польше появилось под чеш. влиянием; его возникновение связывают с основанными бенедиктинцами из аббатства Эммаус польск. мон-рями в Олеснице (1380) и Св. Креста «на Клепарже» в Кракове (1390). В этих мон-рях богослужение совершалось по рим. обряду, но на слав. языке с использованием глаголических книг. В рукописях, написанных в Польше, приведен ряд текстов, возникших с развитием почитания св. К. и Мефодия в Чехии в XIV в. В польск. богослужебные книги поминовение К. и Мефодия было внесено в XV в. О праздновании 9 марта памяти святых К. и Мефодия, «исповедников, покровителей и апостолов нашего королевства», упоминается в синодальных статутах Краковского еп. Збигнева Олесницкого (1436) (Statuty synodalne krakowskie Zbigniewa Olenickiego (1436, 1446)/Oprac. S. Zachorowski. Kraków, 1915. S. 50). Проприй мессы в день памяти св. братьев приведен в печатном миссале еп-ства Краков, подготовленном по указанию кард. Фридерика Ягеллончика (праздник имеет статус «двойного» -Missale Cracoviense. Nürnberg, [c. 1493]. Fol. 191v-192). В бревиарии Краковского еп-ства 1443 г. под 9 марта указан оффиций К. и Мефодию с 6 чтениями, к-рые приведены и в печатном бревиарии еп-ства Познань, подготовленном под рук. еп. Яна Любранского (Viaticum Posnaniense. Lugduni, 1513). Гимн в честь К. (инципит «Festis praecipuis debita cantica»; AHMA. Bd. 4. N 222), включенный в бревиарий еп-ства Влоцлавек, заимствован из богослужебных книг еп-ства Оломоуц (Viaticum Wladislaviense. Norimbergae, 1502). Празднование памяти св. К. и Мефодия указано также в бревиарии Гнезненского архиеп-ства 1511 г. (Dvie slube... 1870. S. 19). В 1580 г. каноник Станислав Соколовский († 1593) по указанию Виленского еп. Ежи Радзивилла составил новые чтения в день памяти святых; эти чтения включались в польск. богослужебные книги до XIX в. (Officia propria patronorum Provinciae Polonae/Ed. S. Socolovius. Cracoviae, 1596. P. 71-72; Schenk. 1985). В XVII в. почитание св. К. и Мефодия получило распространение среди греко-католиков, живших в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

После основания сначала общей для всей Скандинавии митрополии с центром в Лунде (1104), а затем и самостоятельных архиеп-ств в Нидаросе (Тронхейме) (Норвегия, 1153) и Уппсале (Швеция, 1164) архиепископы Г.-Бремена лишились церковной юрисдикции над Скандинавскими странами. Несмотря на то что Латеранский IV Собор (1215) номинально сохранил подчинение сканд. архиеп-ств и еп-ств архиеп-ству Г.-Бремен, они фактически оставались независимыми. В XII в. продолжилось формирование территории архиеп-ства. Архиеп. Хартвиг I (1148-1168), будучи графом Штаде, отдал территорию графства в юрисдикцию Бремена. Его борьба с герц. Генрихом Львом († 1195) имела отрицательные последствия для архиеп-ства: в 1155 г. Бремен был захвачен и разграблен, а графство Штаде отошло под власть герцога. При Хартвиге I были сфальсифицированы папские привилегии архиеп-ству, возобновилось крупное строительство церквей в Г. Архиепископу также удалось восстановить еп-ства в слав. землях, утраченные в результате восстания 1066 г. После лишения Генриха Льва большинства владений (1180) архиеп. Зигфрид (1178-1184) утвердил власть Бремена над Штаде. Архиеп. Хартвиг II (1185-1207) основал неск. мон-рей; его попытки усилить свою власть привели к конфликту с имп. Генрихом VI (1190-1197) и восстаниям внутри архиеп-ства. После смерти Хартвига II начались долгие споры по поводу выбора его преемника. В Г. архиепископом был избран Бурхард Штампенхаузен, приор гамбургского кафедрального собора, бременский капитул избрал епископом Вальдемара Шлезвигского. Только смерть Бурхарда положила конец спорам. В 1210 г. обоими капитулами архиепископом был избран Герхард I Ольденбургский († 1219), однако он смог вступить в права только после 1216 г. При архиеп. Герхарде II (1219-1258) центр архиеп-ства был окончательно перемещен в Бремен (1223). После долгой борьбы удалось решить вопрос о принадлежности графства Штаде: часть его вошла в состав архиеп-ства. С сер. XIII в. политическая роль Г. стала в основном определяться его экономическим весом.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Испанская и Португальская митрополия Константинопольской Православной Церкви, выделенная в 2003 г. из состава Французской митрополии, насчитывает 39 общин и 30 иереев. Состоит из 5 округов: Центр. и Сев. Испания и Гибралтар; Вост. Испания и Андорра; Юж. Испания; Канарские о-ва; Португалия, Галисия, Азорские о-ва и о-в Мадейра. Приходы Румынской Православной Церкви на территории И. (ок. 68) относятся к епископии Испании и Португалии (с кафедрой в Мадриде), входящей в митрополию Зап. и Юж. Европы. Имеются благочиния Мадрида, Барселоны, Сев. Испании (Витория-Гастейс), Кастельона-де-ла-Плана, Севильи. К Западноевропейской епархии СПЦ принадлежит 2 прихода: в честь Покрова Пресв. Богородицы в Барселоне (с 1988) и во имя Иоанна Крестителя в Жироне. В состав архиерейского наместничества Испании и Португалии Западно- и Среднеевропейской епархии БПЦ входит 3 храма: Пресв. Богородицы (Барселона), св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Аликанте) и Богоявления (Сеговия). Римско-католическая Церковь в И. имеет 14 архиеп-ств: Барселона (еп-ства-суффраганы: Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Терраса), Бургос (еп-ства-суффраганы: Бильбао, Осма-Сория, Паленсия, Витория-Гастейс), Гранада (еп-ства-суффраганы: Альмерия, Картахена, Гуадикс, Хаэн, Малага), Мадрид (еп-ства-суффраганы: Алькала-де-Энарес, Хетафе), Мерида-Бадахос (еп-ства-суффраганы: Кория-Касерес, Пласенсия), Овьедо (еп-ства-суффраганы: Асторга, Леон, Сантандер), Памплона и Тудела (епископства-суффраганы: Калаорра и Ла-Кальсада-Логроньо, Хака, Сан-Себастьян), Сантьяго-де-Компостела (епископства-суффраганы: Луго, Мондоньедо-Ферроль, Оренсе, Туй-Виго), Севилья (епископства-суффраганы: Кадис и Сеута, Кордова, Уэльва, Канарские о-ва, Херес-де-ла-Фронтера, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (или Тенерифе)), Таррагона (епископства-суффраганы: Жирона, Льейда, Солсона, Тортоза, Уржель, Вик), Толедо (епископства-суффраганы: Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Сигуэнса-Гвадалахара), Валенсия (епископства-суффраганы: Ивиса, Мальорка, Менорка, Ориуэла-Аликанте, Сегорбе-Кастельон-де-ла-Плана), Вальядолид (епископства-суффраганы: Авила, Сьюдад-Родриго, Саламанка, Сеговия, Самора), Сарагоса (епископства-суффраганы: Барбастро-Монсон, Уэска, Тарасона, Теруэль и Альбаррасин). На 2011 г. общее количество католиков И. составляет ок. 43,1 млн чел. (согласно данным по диоцезам; An. Pont. 2011).

http://pravenc.ru/text/674995.html

К 1108 г. относится первое упоминание о должности архидиакона Гнезненского. Впосл. в архиеп-стве помимо Гнезненского архидиаконства появились Ленчицкое (перед 1218), Калишское (перед 1234), Рудское (перед 1239, позже называвшееся Велюньским), Унеювское (перед 1301) и Кужелувское (перед 1306) архидиаконства. В 1226 г. учреждено Поморское архидиаконство (с резиденцией в Слупске), но в 1307 г. оно вошло в состав Каменьского еп-ства. В 1512 г. было образовано Каменьское архидиаконство (для поморской части архиеп-ства), а в 1522 г.- Ловичское архидиаконство. Деление архиеп-ства на архидиаконства существовало до кон. XVIII - нач. XIX в., когда они были постепенно упразднены. В кн. «Liber beneficiorum» архиеп. Яна Лаского (ок. 1512) в 3 архидиаконствах (Гнезненском, Унеювском и Ленчицком) перечисляется 14 деканатов (благочиний). С XVII до сер. XVIII в. архиеп-ство было разделено на 40 деканатов. Во 2-й пол. XVIII в. было создано 3 новых деканата: Лютомерск, Рогово и Кцыня. Вплоть до 3-го раздела Польши в архиеп-стве насчитывалось 43 деканата. В кн. «Liber beneficiorum» содержится первый сохранившийся полный список приходов архиеп-ства (всего 600). В кон. XVIII в. в архиеп-стве было 808 приходов и 1140 церквей и часовен, окормлявшихся 1031 пресвитером. К XI в. исследователи относят возникновение школы для буд. клириков в кафедральном соборе Г. К кон. XVIII в. она превратилась в начальную школу, а в XIX в. была закрыта. В кон. XVI в. архиеп. Станислав Карнковский, проводя в жизнь решения Тридентского Собора о реформе Церкви и об улучшении образовательного уровня духовенства, основал 2 ДС (в Г. и Ловиче) и бурсу для шляхетской молодежи в Калише. В кон. X - нач. XI в. на территории архиеп-ства существовали бенедиктинские аббатства в Тшемешно и Ленчице. Впосл. бенедиктинские мон-ри были основаны в Могильно (2-я пол. XI в.), Ежуве (сер. XII в.) и Косьцельна-Веси (ок. 1190). С XII в. на территории архиеп-ства появились мон-ри, принадлежавшие различным монашеским орденам; в кон. XVIII в. действовало 22 муж. монашеских ордена, имевших 103 мон-ря, и 5 жен. монашеских орденов, имевших 14 мон-рей. XVIII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Православие Православие в И. представлено общинами РПЦ, к-рые оформились после приезда русских эмигрантов в 20-х гг. XX в. На территории И. существует 3 благочиния РПЦ, входящие в состав Сурожской епархии МП РПЦ. В наст. время в благочинии Лейнстера действуют патриаршее подворье во имя св. апостолов Петра и Павла в Дублине, приход Богоявления в Атлоне, приход во имя Введения во храм Пресв. Богородицы в Дроэде и совместный с РПЦЗ приход во имя св. Колмана в Страдбалли; в благочинии Мунстера - приход Св. Троицы в Корке и приход во имя св. Патрикия в Уотерфорде; в благочинии Коннахта - приход во имя свт. Николая Мирликийского в Голуэе. На территории И. существуют общины К-польского Патриархата, Антиохийской, Румынской, Грузинской и др. Православных Церквей. Общее количество православных - ок. 5 тыс. чел. (2006). Нехалкидонские восточные Церкви Армянская Апостольская Церковь представлена в И. общиной в Дублине (от 100 до 300 чел.) в составе еп-ства Великобритании и Ирландии. Коптская Церковь в И. объединяет ок. 1 тыс. верующих, проживающих в Дублине, Кэре и Голуэе. Общины находятся в юрисдикции копт. еп-ства Ирландии, Шотландии, Северо-восточной Англии и смежных территорий. Маланкарская Церковь в И. имеет приходы в Дублине, Голуэе, Уотерфорде, Корке, Слайго, Дроэде и насчитывает ок. 3-5 тыс. верующих, в основном эмигрантов из Индии. Эти приходы входят в состав сиро-маланкарского еп-ства Европы и Африки. В 2010 г. в Дублине открылся «Маланкарский дом», являющийся 2-м маланкарским культурным центром в Европе. Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь в И. имеет 4 архиепископства: Арма (епископства-суффраганы: Арда и Клонмакнойз (кафедра в г. Лонгфорд), Клоэр (кафедра в г. Монахан), Дерри (кафедра в г. Лондондерри), Даун и Коннор (кафедра в г. Белфаст), Дромор (кафедра в г. Ньюри), Килмор (кафедра в г. Каван), Мит (кафедра в г. Маллингар), Рафо (кафедра в г. Леттеркенни)); Кашел (кафедра в г. Терлес; еп-ства-суффраганы: Клойн (кафедра в г. Ков), Корк и Росс (кафедра в г. Корк), Керри (кафедра в г. Килларни), Киллало (кафедра в г. Эннис), Лимерик (кафедра в г. Лимерик), Уотерфорд и Лисмор (кафедра в г. Уотерфорд)); Дублин (еп-ства-суффраганы: Фернс (кафедра в г. Эннискорти), Килдэр и Лохлин (кафедра в г. Карлоу), Оссори (кафедра в г. Килкенни)) и Туам (еп-ства-суффраганы: Аконри (кафедра в г. Баллахадеррин), Клонферт (кафедра в г. Лохрей), Элфин (кафедра в г. Слайго), Голуэй и Килмакдуа (кафедра в г. Голуэй), Киллала (кафедра в г. Баллина)). В Ирландскую епископскую конференцию входят епископы диоцезов не только Республики Ирландии, но и Сев. Ирландии; председатель конференции - архиепископ Арма, примас всей И. Общее число католиков - более 3,68 млн чел.; в стране насчитывается 1366 католич. приходов (An. Pont. 2008).

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 866 г. бывш. Нантский еп. Актард обратился к франк. иерархам с жалобой на правителя Бретани и архиепископа Д. Для рассмотрения обстоятельств дела был созван Собор в Суасоне, на к-ром присутствовали 7 архиепископов и мн. епископы. Бретон. епископы отказались приехать на Собор. Участники Собора направили папе Николаю I послание, в к-ром заявили о незаконности создания архиеп-ства Д. В резких выражениях они писали о «тирании» бретон. правителей, их «варварской дикости» и упорном неповиновении Папскому престолу (Chronique de Nantes. 1896. P. 51-57). Понтифик направил правителю Саломону послание, в к-ром увещевал его воздержаться от нарушения прав Церкви и настаивал на исполнении требований архиепископа Турского (Ibid. P. 58-62). Папа Адриан II призвал архиеп. Маэна и всех бретон. епископов подчиниться архиепископу Турскому, однако его обращение осталось без ответа (PL. 126. Col. 801-802). Между тем в Бретани начались междоусобицы, сопровождавшиеся вторжением норманнов. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и уничтожены, мощи святых вывезены во внутренние области франк. королевства (в т. ч. мощи святителей Самсона и Маглория). Восстановление церковной жизни произошло после прибытия в Бретань нового правителя Алана Барбеторта (937), к-рый отвоевал у норманнов территорию архиеп-ства Д. Нападения норманнов на Д. повторялись в сер. X - нач. XI в. Архиеп. Викоэн (944-970), отец Вальтера, еп. Нантского, стал одним из наиболее могущественных сеньоров, управлял почти всей сев. частью Бретани. Вероятно, в годы его предстоятельства оформились границы архиеп-ства Д. Оно включало небольшую территорию на северо-востоке Бретани, а также отдельные приходы в Сев. Бретани и Нормандии (вероятно, Нормандские о-ва первоначально входили в состав архиеп-ства Д. и только после войн с норманнами перешли к еп-ству Кутанс). Существование этих анклавов объясняется особенностями структуры еп-ств в Церквах кельтского обряда . Центром владений архиеп-ства в Нормандии был мон-рь Пенталь (совр. сел. Сен-Сансон-де-ла-Рок), основанный свт. Самсоном с разрешения франк. кор. Хильдеберта I. Спор с Турским архиеп-ством

http://pravenc.ru/text/178787.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010