17.07.1893 10.08.1896 10.08.1896 29.04.1904 29.04.1904 04.10.1911 Стефан Архангельский 04.10.1911 1924 (?) Нифонт Фомин 01.1924 12.1924 23.1(06.12)1924 22.09(05.10)1927 Никон Дегтяренко 15(28)10.1927 09(22)08.1928 11(24)04.1929 25.06(08.07)1930 Феодосий II Вощанский 31.07(13.08)1930 23.08(05.09)1930 23.08(05.09)1930 15(28)02.1933 03(16)06.1933 19.09(02.10)1935 16(29)06.1936 03(16)10.1936 03(16)10.1936 21.08(03.09)1937 24.02(09.03)1942 08.1944 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 23.06(06.07)1989 15(28)02.2002 24.09(07.10)2002 Софроний Ющук Могилевская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1933 г. Викарные кафедры: Борисовская, Белыничская, Чаусская, Оршанская, Бобруйская. 10.1922 02(15)05.1923 02(15)05.1923 06(19)05.1924 06(19)05.1924 29.08(11.09)1924 25.09(08.10)1924 23.12.1925(05.01.1926) 11(24)02.1926 02.1927 13(26)07.1928 04(17)09.1932 04(17)09.1932 24.10(04.11)1932 10.1933 Николай Строганов 2683 Первая дата (дата хиротонии) – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 55. По Строев. С. 493 избран в 1632 г. Утвержден королевской грамотой 14.03.1633, скончался 07.04.1635. ( Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 525). Возможно, был поставлен по прошествии более полугода по утверждении королевской властью из-за смены митрополита. 2684 Хиротонисан «...в конце 1654 или в начале 1655 года ... Иоаким вовсе не был в Могилеве, и неизвестно, где скончался...» ( Тихомиров Д. И. Могилевские епископы. Могилев, 1887. С. 3). Или был епископом Полоцким? (См. Полоцкая). Сохраняем его имя в обоих списках, поскольку его пребывание в Могилеве менее вероятно. 2687 Наместник Виленского Свято-Духовского монастыря; нареченный епископ. По-видимому, в 1680 г., после Феодосия (Василевича), был избран на Могилевскую кафедру, но не допущен до хиротонии королем Яном III Собесским как виднейший борец с униатством. (БЭ. Т. 11. С. 207–208). 2690 Архимандрит Минского Петропавловского монастыря и (одновременно) управляющий Виленским Свято-Духовским монастырем; «администратор епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ставленниками явились: на Мозырскую викарную кафедру – некий Иоанн (Пашин), из бывших питомцев С[анкт]-П[етербургской] Д[уховной] А[кадемии], вдовый протоиерей; на Слуцкую викарную кафедру – Николай [Судзиловский] 112 , из архимандритов Белыничского монастыря и на Бобруйскую викарную кафедру – Филарет (Раменский), из священников-целибатов с университетским образованием. Все трое, конечно, обновленческой ориентации. Появившиеся на своих кафедрах новопоставленные «иерархи», при деятельной поддержке вообще благосклонной к обновленчеству гражданской власти, стали «с ходу» громить Православную Церковь и воевать с местными Преосвященными архиереями; главным же образом с епископами, управляющими тогда Гомельской и Могилевской епархиями, канонические территории коих были частично захвачены «митрополитом» Мелхиседеком в орбиту «автономной Белорусской Церкви». Эта местная архиерейская война, столь обычная в то время, приняла тут довольно резкие формы и, как видно, православные Архипастыри: Гомельский Тихон (Шарапов) и Могилевский Никон (Дегтяренко) не очень-то церемонились в средствах канонического воздействия со своими идейными противниками-узурпаторами. Тем временем (конец 1924 – начало 1925 гг.), пока все эти события развертывались в белорусских епархиях, в Москве умирает Святейший Патриарх Тихон, и во главе Церкви становится Патриарший Местоблюститель митрополит Петр. А после того, как вскоре же, – по проискам обновленцев, – православные епископы Гомельский и Могилевский были арестованы гражданскими властями и изгнаны из пределов своих епархий (обычный в те времена метод действий обновленческо-безбожнического «блока»), 18.08(01.09).1925 один из местных столпов Православия, настоятель Казанской, града Бобруйска церкви, маститый протоиерей о. Симеон Бирюкович, – в стремлении связаться с каноническим священноначалием Православной Церкви, полностью отсутствующим на месте, – обращается с нижеследующим письмом в Москву, к Патриаршему Местоблюстителю, по поводу церковных событий, разыгравшихся в Белоруссии:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Смоленец Александр Владиславович; 21.07.1873, Варшава - 19.02.1937, Таганрог), архиеп. Семипалатинский. Род. в семье учителя гимназии католич. вероисповедания, в юности перешел в Православие. Окончил варшавскую гимназию, затем юридический фак-т Варшавского ун-та со степенью канд. права (1896). По окончании ун-та назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по собственному прошению переведен на родину и приказом старшего председателя Варшавской судебной палаты от 20 июня 1897 г. определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, 7 окт. 1897 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, 5 дек. переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в КазДА, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за 2 года, окончил академию со степенью канд. богословия в 1902 г. 23 марта того же года ректором КазДА еп. Алексием (Молчановым) пострижен в мантию с наречением имени А., 31 марта рукоположен во иеродиакона, 8 июня - во иеромонаха. 18 сент. 1902 г. назначен преподавателем Свящ. истории и помощником смотрителя Клеванского ДУ. В 1903 г. переведен инспектором в Киевскую ДС и включен в состав братии Киево-Печерской лавры в качестве соборного иеромонаха. В 1905 г. А. переведен во Владикавказскую епархию ректором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1907 г. поставлен настоятелем белыничского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Могилёвской епархии. 24 окт. 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония А. во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, к-рую возглавил митр. Киевский Флавиан (Городецкий) . В хиротонии участвовал Ярославский архиеп. свт. Тихон (Белавин) . Одновременно с исполнением обязанностей викария А.

http://pravenc.ru/text/76248.html

216 Погребен в первом этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя. Могила в настоящее время утрачена.   Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873–1937), епископ Приазовский и Таганрогский, – на Соборе председатель II отдела – «О приходе», член отдела «О церковной дисциплине», член ВВЦУ Юга России, кандидат богословия, кандидат права. Родился в Варшаве, в католической интеллигентской семье, в юности перешел в православие. Окончил варшавскую гимназию и в 1896 г. юридический факультет Варшавского Императорского университета со степенью кандидата права. Назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по прошению переведен на родину и определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, в 1898 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, затем переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в Казанскую духовную академию, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за два года, окончил академию со степенью кандидата богословия в 1902 г. В том же году епископом Чистопольским Алексием (Молчановым) пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1902 г. преподавал Священную историю, был помощником смотрителя Клеванского духовного училища Волынской епархии. С 1903 г. – инспектор Киевской духовной семинарии, включен в состав братии Киево-Печерской Лавры. С 1905 г. – ректор Александровской (Ардонской) миссионерской Духовной семинарии (Терская область), архимандрит. С 1907 г. – настоятель Белыничского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Могилевской епархии. 22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, при участии митрополита Флавиана (Городецкого), архиепископа Тихона (Белавина) , архиепископа Ставропольского Агафодора, архиепископа Варшавского Николая и других святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Чернов Иван Михайлович; 2.06.1893, Могилёв - 4.09.1975, Алма-Ата), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Сын унтер-офицера, ребенком много времени проводил с отцом в казарме. С детства был подсобным рабочим в магазине. В 1910 г. поступил в белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь под Могилёвом, стал младшим келейником настоятеля архим. Арсения (Смоленца) . После того как архим. Арсений в окт. 1910 г. был хиротонисан во епископа Пятигорского, уехал с ним на Кавказ, а после перевода архиерея в апр. 1912 г. на Старицкую викарную кафедру - в Тверь. Находясь при еп. Арсении, учился у него и у приглашаемых преподавателей по курсу семинарии и академии, много занимался самостоятельно. Был послушником в тверском Отрочем в честь Успения Божией Матери монастыре , составил акафист скончавшемуся там в 1569 г. св. Филиппу , митр. Московскому. 14 сент. 1912 г. еп. Арсений посвятил Ивана Чернова в иподиаконы. Во время первой мировой войны был призван в армию и окончил унтер-офицерскую школу в Казани, однако получил отсрочку от военной службы. В 1916 г. вернулся в Тверь, стал помощником эконома еп. Арсения. В связи с новым назначением еп. Арсения в сент. 1917 г. переехал с ним в Таганрог, стал экономом архиерейского дома. Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА) Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. Ок. 1968 г. (ЦАК МДА) 19 февр. 1918 г. пострижен еп. Арсением в монашество с именем Иосиф в честь св. праотца Иосифа Прекрасного. 24 февр. рукоположен во диакона, 29 авг. того же года - во иерея. После ареста в 1922 г. еп. Арсения (Смоленца) за сопротивление обновленчеству И. продолжал бороться с обновленцами. Служил и проповедовал в единственном оставшемся у Патриаршей Церкви в Таганроге Никольском соборе. Храм посещало множество верующих, тогда как обновленческие церкви опустели. 26 дек. 1924 г. возведен в сан игумена. В 1925 г. арестован и осужден за «хранение контрреволюционной литературы» (епархиального архива), а также за «измышление и распространение контрреволюционных слухов» на 2 года ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Жил в дер. Кольёль, служил в местном храме. После окончания срока ссылки приехал в Тверь, где пребывал после освобождения из Соловецкого лагеря еп. Арсений (Смоленец), и 7 апр. был им возведен в сан архимандрита и направлен в Таганрог благочинным и экономом архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/578561.html

Правда, митрополит Серафим впоследствии осознал грех обновленчества и раскаялся в нем перед Святейшим Патриархом, и история сбросит со счетов его грех перед Матерью-Церковью, однако факт остается фактом. «Все во власти всемогущих богов, за исключением сделать бывшее не бывшим», – говорит Аристофан 643 . В том же 1922 году в Могилёв был поставлен епископом Сергий (Иванцов), который стал проводить живоцерковную линию поведения, хотя и очень умеренную. Затем Белоруссия стала наводняться обновленческими архиереями, среди которых были и состоящие в браке. Большим успехом обновленцы в Белоруссии не пользовались, но во многих городах имели храмы. В 1924 году белорусских обновленцев возглавил архиепископ Владимир (Кириллов), вскоре получивший сан митрополита. В 1925 году Белоруссии была дарована церковная автономия, и на её основе был образован Священный Синод Белорусской Православной Церкви. Это не автокефалия, а лишь автономия, и потому Синод фактически являлся просинодом. Формально он именовался Синодом. В конце 1926 года митрополит Владимир перешёл в украинскую юрисдикцию, а в Белоруссию был назначен Иосиф (Кречетович) с титулом архиепископа Могилёвского (по месту нахождения Белорусского центра). Это был многосемейный архиерей, но весьма даровитый человек, в прошлом ректор Саратовской, а затем Екатеринославской духовной семинарии. Правда, он испортил свою репутацию провокационным выступлением против законного пастыреначальника Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1925 года, а вообще это был очень образованный (магистр богословия) деятель и в некотором роде не лишённый объективности. Это он полуофициально назвал митрополита А. Введенского «злым гением» Церкви. Состав обновленческого епископата в Белоруссии в 1926 году был следующий: 1 . Митрополит Белорусский ИОСИФ (Кречетович) 2 . Архиепископ Белыничский ГАВРИИЛ (Свидерский) Архиепископ Оршанский АЛЕКСИЙ (Копытов) Епископ Велижско-Высочанский МИХАИЛ (Свидерский) Епископ Чаусский ФЕОДОР (Бекаревич), викарий Гомельской епархии Епископ Витебский АЛЕКСАНДР (Щербаков) Позднее состав епископата не раз менялся: например, епископ Феодор через некоторое время был перемещён на Оршанскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Иер.”, IV, 83; V, 9; VI, 1021; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 184; Ратшин, 503; “Опис. монаст.”, 1817 г., 41; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 172; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 129, 134, 244, 264, 303, 335; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1840 г., 92 (наделен лесом); 1845 г., 94 (надел. землею); 1853 г., 85 (надел. землею); 1856 г., 90 (надел. лесом); “Тамбов. губ. в.”, 1855 г., 4 (Пискарев, “Лебедян. Троиц., м. зашт. м-рь”); 1856 г., 27 (повторено при опис. г. Лебедяни); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 900, 8; “Матер. по ист. Воронеж. и соседн. губ.”, XII, 542 (Дело 1702 г. еписк. Ворон. Митрофания о захвате рыбн. ловель по р. Девице; строит. Савва 1630 г., строит. Савватий 1613 г.); “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 147 (Акты 1685 г. о Донск. казак. и расколе на Дону; упомин. на стр. 147); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 163 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 1727 г., 63 (от м-ря отписан приписной Венев м-рь Тульск. губ.); “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1859 г., XXV, Отд. 2, 49, 62 (опис. м-ря и его достопримечательн). 530. Тупичевский – Духов , мужской, приписанный к Белыничскому м-рю, Могилевской губ., Мстиславского у., в 1 вер. от Мстиславля, на горе, близ рч. Вехры. Основан в 1641 г. на земле шляхтича Тупичевского иждивением Стенкевича по случаю явления иконы Божией Матери, празднество которой совершается в день св. Духа и 15 августа. В 1847 г. разрешено переносить накануне праздника св. Николая икону с крестным ходом в другие монастыри Могилевской епархии, с тем, чтобы обратно приносилась 14 авг. В 1832 г. приписан к Николаевскому Мстислав. м-рю, а с переводом сего последнего в Белыничи, здесь оставлено необходимое число братии для совершения богослужения. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 460; Ратшин, 177; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; Без–Корнилович, “Истор. свед. о Белорус.”, 189; “Воен. стат. обозр. Могилев. губ.”, 76; “Могилев. губ. вед.”, 1845 г., 44; 1848 г., 22 (крестн. ход); 1851 г., 38, 49; “Извл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Могилевской епархии состоялись торжества в честь Белыничской иконы Божией Матери 27 апреля 2020 г. 16:29 25 апреля 2020 года, в субботу Светлой седмицы, в городе Белыничи (Могилевская обл. Белоруссии) прошли торжества, посвященные празднованию в честь иконы Божией Матери Белыничской. Об этом сообщает сайт Могилевской епархии . Божественную литургию в храме Белыничской иконы Божией Матери совершил архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний в сослужении протоиерея Александра Гончарука, настоятеля храма протоиерея Сергия Маслова, протоиерея Николая Жука, протоиерея Андрея Рыбакова, иерея Игоря Шнейдера, протодиакона Петра Жука.  В Литургии приняли участие паломники, прибывшие  крестным ходом  из Могилева. После запричасного стиха Его Высокопреосвященство произнес проповедь. По окончании Литургии были совершены крестный вокруг храма и молебен Божией Матери, после чего состоялась праздничная братская трапеза. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Белыничская» Кондак 1 Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея Белыничския иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая заступница чтущих Тя христиан страны нашея, от всяких нас бед сво­боди да зовем Ти: Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источающая. Икос 1 Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся! Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице: Радуйся, благодатная Богородице Дево; радуйся, преблагословенная в женах. Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших; радуйся, яко Свободителя явила еси нам. Радуйся, небесе и земли Царице; радуйся, яко превышши еси всякаго создания. Радуйся, ангелы на небеси чтимая; радуйся, человеки на земли прославляемая. Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: «Отныне ублажат Мя вси роди»; радуйся, яко воистину вси роди доныне Тя непрестанно ублажают. Радуйся, верно Тя величающим помощь скорую дарующая; радуйся, чудотворными Своими иконами, яко солнцем, светящая. Радуйся, Богородице Дево, от Белыничския иконы чудеса нам источаю­щая. Кондак 2 Видящи, всеблагая Владычице, с высоты святаго жилища Своего скорбь и тес­ноту жития нашего в стране нашей, восхотела еси явити зде славу Твою, чудотворным обра­зом Твоим подающи скорбящим утешение, болящим исцеление, бедствующим помощь, да видяще таковую милость Твою к нам, благо­дарными усты воспеваем вси Богу: Аллилуия. Икос 2 Разумети хотяще дивное чудо, како от святыя Твоея иконы исхождаху светящияся лучи, боголюбивии иноцы, принесше святый образ Твой в страну нашу и поставивше в церкви пророка Илии, егда от пресветлых лучей сих в нощи бысть светло аки во дни, со страхом и трепетом совершаху всенощное моление пред святою Твоею иконою и укрепляхуся надеждою на милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010