Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был св. Василий. Народ, ошибочно подозревая его в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану, намеревался умертвить его. Когда о таком решении народа узнал Василий, то попросил у своих врагов отсрочки своей смерти до утра. Целую ночь усердно молился он в храме Бориса и Глеба; совершив затем литургию, он отправился в храм Благовещения и там пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда Константином из Киева, отслужил молебен. Возлагая все свои надежды на заступление Царицы Небесной, Василий взял чудотворную икону Ее и пошел с ней к реке Оке. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес Василия против течения. Через шесть часов епископ приплыл к месту, называемому Старая Рязань. Там народ и князь приняли святителя с почетом. Так как, однако, Старая Рязань была плохо защищена от нашествия татар, под игом которых Россия в то время находилась, то святой Василий решил для своего местопребывания искать другого, более безопасного места. В 1291 году он переселился в Новую Рязань, взяв с собой и икону Богоматери. С тех пор все последующие епископы также жили в Рязани. Так, с упразднением Муромской кафедры возникла новая епископская кафедра — Рязанская. Празднование Муромской-Рязанской иконе Божией Матери сначала совершалось на второй неделе Петрова поста, потом было перенесено на Фомину седмицу и, наконец, по просьбе жителей Рязани, Св. Синод установил праздновать ей 12 апреля. В настоящее время икона эта находится в рязанском кафедральном соборе. Такова история установления празднества в честь Муромской-Рязанской иконы Божией Матери. Белыничская икона Начало истории Белыничской иконы скрывается в далеком прошлом. Предание рассказывает, что сия благоговейно чтимая икона сначала находилась в православном храме, но во время унии она была отнята у православных католиками и поставлена в костеле. Впрочем, и после этого Белыничская икона Богоматери была почитаема православными. В 1832 году, после польского восстания, монастырь, в костеле коего находилась икона, был закрыт, а в 1876 году и сам костел с чудотворной иконой Богоматери был передан в православное ведомство.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Народ, ослеплённый лживыми клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить его. Святитель Василий просил отсрочить смерть его до утра; до третьего часа дня всю ночь молился он во храме св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив Литургию, он пошёл во храм Благовещения и там пред иконою Богоматери, принесённою некогда из Киева князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял св. икону, пошёл из церкви на реку Оку и, снявши с себя мантию, распростёр её по воде, стал на мантию с иконою и сильным ветром был понесён против течения. В девятый час дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Феодор и Константин. Князья, все духовенство и народ вышли со крестами навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани новая, где и осталась чудотворная икона, называемая также Молением св. Василия. Три года спустя святитель Василий избрал местом для жительства новую Рязань, как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда же перенёс икону Муромскую. В 12-й день апреля 1810 года указом св. синода празднество сей иконе установлено по прошению жителей Мурома 12.04. Белыничская Белыничская В местечке Белыничах Могилёвской губернии, в церкви мужского монастыря, находится чудотворная икона Божией Матери. История Белыничской иконы скрывается в давно минувшем времени, но сохраняется предание, что сия благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма, но во время унии оказалась в польском костёле и была особо чтимою святынею как для католиков, так и для православных. Но в 1876 году католический костёл был закрыт и здание его вместе с чудотворною иконою, свято чтимою католиками и православным населением, передано православному ведомству. В том же году, 12 апреля, была совершена первая Божественная Литургия при многочисленном стечении богомольцев – православных и римо-католиков. Для белорусов это было великою радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 году римо-католического монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В Белоруссии пройдет 40-километровый пеший крестный ход Могилев, 17 апреля 2015 г. Сорок благословенных километров под материнским покровом Пресвятой Богородицы: традиционный крестный ход в честь святыни востока Белой Руси - Белыничской иконы Божией Матери - отправится 24 апреля из Могилёва в посёлок Белыничи, сообщает портал Sobor.by. Крестный ход в 2014 г.      Молитвенное шествие состоится по благословению епископа Могилёвского и Мстиславского Софрония. 24 апреля 2015г. Крестный ход: Могилев – Белыничи (путь в 40км вдоль трассы М4) 25 апреля 2015г. – Белыничи: праздничная Божественная Литургия архиерейским чином      Об иконе Божией Матери " Белыничская " рассказывает сайт Могилевской епархии. По преданию, Белыничская икона Божией Матери была явлена на Могилевщине в начале XIII века. Во время нашествия татаро-монгольских орд под предводительством хана Батыя на Русь появилась угроза захвата и разрушения Киевского княжества. В 1240 г., когда хан Батый захватил Киев, несколько монахов из Киево-Печерской лавры, взяв икону Богородицы древнего византийского письма, отправились вверх по реке Днепр. Поднимаясь вверх по Днепру, а затем по его притоку, реке Друть, они приплыли к высокой, покрытой лесом, горе, где и остановились. В первую же ночь от святой иконы стало исходить чудесное сияние — и среди ночи стало светло, как днем. Иноки пришли в благоговейный трепет и провели ночь в молитве. Когда это чудо повторилось несколько раз в ночное время, иноки укрепились надеждою на милосердие Божие: для них стало понятно, что это благоволение Пресвятой Богородицы к сему месту. Тут, перед самым спуском в долину реки, монахи и основали православный монастырь с церковью в честь святого пророка Илии. Святой образ Божией Матери не переставал источать чудеса, что стало привлекать в монастырь многочисленных паломников. Некоторые христолюбивые люди селились возле монастыря. Это селение, расположенное почти за 50 км от Могилева, получило название от первого чуда: «Белы(е) ночи» или «Белыничи». Соответственно и икона стала называться Белыничской.

http://pravoslavie.ru/78737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Белыничи Оршанского у. Могилёвской губ., в 45 верстах от Могилёва, на р. Друть (ныне пос. Белыничи Могилёвской обл.). Б. м. был знаменит находившейся в нем чудотворной Белыничской иконой Божией Матери , почитаемой православными, католиками и униатами. По преданию, первоначально (с XIII в.) икона находилась в правосл. Илиинском храме в мест. Белыничи. После подписания Брестской унии 1596 г. храм был обращен в униатский, затем разрушен. В нач. XVII в. Белыничами владел литов. канцлер Лев Сапега, к-рый в 1622-1624 гг. пожаловал католич. ордену кармелитов участок земли в этом имении, чем положил начало католич. мон-рю. Актом от 1 марта 1624 г. обитель была официально учреждена. Вскоре был построен деревянный костел, собралась братия, к-рой Сапега отписал 4 земельных участка в Белыничах с мещанскими дворами и огородами (в 1628 г. засвидетельствовано в оршанском земском суде); в 1653 г. утвержден фундуш, включавший деревни Церковище, Техтин и Угольщина. Мест. Белыничи впосл. принадлежало графам Огинским, затем Кожуховским, покровительствовавшим обители. Вероятно, ок. сер. XVI в. чудотворный образ перенесли в костел, один из престолов к-рого в память о древней церкви освятили во имя св. прор. Илии. Тысячи паломников посещали обитель, получали исцеления от иконы. В 1756-1761 гг. на средства ктиторов (Сапег, Огинских, Радзивиллов) на левом берегу р. Друти был выстроен новый каменный костел в честь Рождества Богородицы, кляштор и др. монастырские здания. Строительство было приурочено к торжествам коронования Белыничской иконы. Венцы были освящены в Риме папой Бенедиктом XIV и присланы Виленскому еп. Михаилу Зеньковичу, к-рый 20 июля 1761 г. совершил обряд коронования и крестным ходом перенес святыню в новый костел. В 1832 г. кармелитский мон-рь был закрыт, костел обращен в приходской, но количество паломников к иконе возросло. Белыничи, по словам иером. Василия (Жудро), были «центром религиозной жизни» Белоруссии. В праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Рождества Богородицы, Шкаплерной иконы Божией Матери и прор. Илии происходили крестные ходы с Белыничской иконой с чином отпущения грехов для представителей всех христ. конфессий. Во время торжеств верующим раздавали польск. молитвословы, катехизисы, иконки и шкаперы. Это способствовало активному переходу православных и униатов в католичество. В 1841 г. Могилёвский архиеп. Исидор (Никольский) писал в Синод, что за год в Б. м. в католичество обращено 424 чел. В 1832, 1865, 1867 гг. могилёвские губернаторы и Могилёвские архиереи безуспешно добивались закрытия костела и обращения в правосл. приход.

http://pravenc.ru/text/77974.html

О.П. Белыничская Чудотворная икона. По церковному преданию, до Х в. находилась в Кракове и свидетельствовала о православном прошлом Польши. Именно она оказала благодатную поддержку Ф. Скорине в краковский период его деятельности, вдохновив на подготовку и издание нового перевода Библии. В XIII в. икона была перенесена иноками Киево-Печерской лавры в Белыничи и поставлена в Свято-Ильинском храме. Молебны перед иконой совершались днем и ночью. Во время всенощного бдения произошло чудо: от образа Царицы Небесной воссиял яркий свет, будто в солнечный день, и начали расходиться лучи. В память об этом чуде селение получило название Белыничи, т. е. «Белые ночи»; и икона Божией Матери стала именоваться Белыничской. В 1596, после принятия Брестской унии, икону поместили в католическом храме, основанном великим канцлером и гетманом Великого княжества Литовского Львом Сапегой на берегу р. Друти, в г. Мстиславле, что в 45 верстах от Могилева. В 1832 костел вместе с чудотворной иконой был передан православным и переведен в м. Белыничи. В 1876 архиепископ Могилевский и Мстиславский Евсевий совершил литургию в новосозданном монастыре в честь Рождества Божией Матери, где и находилась чудотворная икона, прославленная многими чудесами. Икона празднуется 12/25 апр. Бердичевская икона Божией Матери Чудотворный образ, почитаемый православными и католиками. Бердичевская икона принадлежит к иконографическому типу Богоматери. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери с евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод Бердичевской иконы, появившийся предположительно не ранее 2-й трети XVIII в., на котором Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. Бердичевская икона особо почиталась казачьим воинством. Берегини (берегыни) В древнерусской языческой мифологии олицетворение добра, силы, оберегающие человека, заботящиеся о посевах и дожде для нив; представлялись в виде прекрасных крылатых дев. По др. версиям, Берегиня существует только в единственном числе и является великой богиней, породившей все сущее, ее сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Культ Берегини (берегинь) связан с березой – воплощением добра и света. Берегиня (Фотий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилевская епархия Мужские: В. Богоявленский Братский , 1 кл., в Могилеве. Существует с 1619 г. В соборной церкви Богоявления Господня находится чудотворная Братская икона Божией Матери, спасшая город (19 мар.) от разграбления поляков при осаде его Литовским гетманом кн. Радзивиллом. Ежегодно 19 мар. совершается крестный ход вокруг мон. Белыничский Рождество-Богородицкий , 2 кл., в м. Белыничах, в 45 в. от Могилева. Основан в 1877 г. Монастырский храм первоначально был католическим костелом. В нем находится празднуемая 12 апр. чудотворная Белыничская икона Божией Матери, известная с XIII в. и находившаяся во времена унии в католическом мон. кармелитов. Богоматерь и сидящий на Ее левой руке Богомладенец изображены на этой св. иконе с коронами на Их главах, а в правой руке Богоматери находится скипетр. При мон. имеется школа. Кутеинский Богоявленский , зашт., близ г. Орши, при овраге, где протекала р. Кутеинка. Основан в 1628 г.; приписан к Покровскому мон. При нем школа и иконописная. Неклюдовская Борисоглебская пуст., общ., в Сенинском у. Учреждена в 1885 г. в имении Неклюдово; открыта в 1899 г. В скиту, в 4 в. от мон., находится древняя икона свв. Бориса и Глеба, которая 24 июля с крестным ходом приносится в мон. и остается здесь до 1 мая. Охорский Преображенский , зашт., общ., близ дер. Охры, на бер. р. Сожи, в 15 в. от уез. г. Черикова. В первый раз упоминается в 1669 г.; в 1708 г. был сожжен шведами; в 1711 г. возобновлен; много терпел от насилий со стороны католиков и униатов; в 1907 г. был приписан к архиерейскому дому; в 1911 г. был отчислен и обращен в самостоятельный. Здесь находится местночтимая Охорская икона Божией Матери. Покровский , 3 кл., общ., в г. Орше; сначала был униатским; принят из унии в 1842 г. Здесь помещается духовное училище. Пустынский Успенский , 2 кл., в 8 в. от г. Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником кн. Мстиславских – Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1889 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой пол. XII в. владетельному Мстиславскому кн. Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, чрез омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта св. икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7¾ верш. в высоту и 6 – в ширину; Богоматерь на этой св. иконе изображена склонившей Свою главу к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, глава Которого, как и Богоматери, увенчана короной; празднование в честь этой св. иконы совершается в ион. 15 авг. При мон. двухклассная земледельческая школа, в которой воспитываются на полном содержании мон. до 100 учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Потребность в монастыре при православном храме в Белыничах вызывалась важным значением храма и находящейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, к которой массами стекаются с далёких мест православные и римо-католики. Белыничский храм великолепно устроен. Чудотворная икона находится на высоте алтарной стены; к сей святыне ведут на площадку две чугунные лестницы с левой и правой стороны алтаря, отделённого от них стеною, между наружною и алтарною стеною устроили ход богомольцы, отправляясь в Киев, не удлиняя пути, посещают монастырь в Белыничах для поклонения иконе, с древних времён прославленной чудесами. Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливающееся от иконы, по молитве веры, наполняет радостью сердца православных. 14.04. Виленская Виленская По сказанию местных преданий, Виленская икона написана евангелистом Лукой и привезена в Вильну, как знамение родительского благословения, Еленою, дочерью собирателя России, Uoahha III Васильевича, при вступлении её в супружество с Александром, князем литовским, в 1495 году. По смерти Елены образ был поставлен в Пречистенском храме, где она погребена. Впоследствии образ перенесён в Виленский Троицкий собор, где и теперь находится. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году; на ней Божия Матерь изображается во весь рост, стоящею на месяце; над главою Её держат венец св. ангелы. Виленская 16.04. Тамбовская Тамбовская В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинскою, находится чудотворная икона Богоматери, Тамбовская. Икона стоит в придельном храме, в иконостасе на левой стороне, как местная икона. Явление иконы в 1692 году; изображается она как Ильинская-Черниговская. 16.04. Ильинская-Черниговская В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Радуйся, Православныя Церкве Славо и Утешение. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в Белыничах,но православные верующие по-прежнему притекали к святому образу, а чудотворения от иконы не прекращались. И в 1755 году католиками, которые так же почитали этот образ, икона была коронована. В конце XVIII в., после раздела Речи Посполитой и вхождения западно-русских земель в состав России, множество униатов вернулось в лоно Православной Церкви. В 1832 г. Белыничский кармелитский монастырь был официально упразднен. И 1876 г.по многочисленным ходатайствам крестьян здание костела вместе с чудотворной иконой было передано Православной Церкви, а 12 апреля того же года православные священники отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом, совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. Затем на временном престоле была совершена Божественная Литургия. В 1877 г. в Белыничах был образован Рождество-Богородицкий православный монастырь, в котором главной святыней стала чудотворная икона, возвращенная Православной Церкви. В конце XIX в. Белыничи ежегодно посещало более 10 000 богомольцев. В Могилевской епархии существовал благочестивый обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру или Почаев, стремились посетить Белыничский монастырь, чтобы поклониться Небесной Заступнице и, получив благословение, отправиться в долгий путь. Белыничская чудотворная икона для восточного региона Беларуси была столь же духовно значимой святыней, как икона Божией Матери «Жировицкая» для западного края или как Почаевская икона Божией Матери «Умиление» для украинцев и белорусов Полесья.

http://pravoslavie.ru/78737.html

Георгий (Конисский), еп. Могилёвский, ревностно чтил чудотворные иконы Божией Матери своей епархии. По его желанию образ М. Б. и. был перенесен с Олейной брамы в новый Спасо-Преображенский (Спасский) собор могилёвского Преображенского мон-ря (построен в 1762 благодаря стараниям епископа на пожертвования имп. Елизаветы Петровны по проекту архитектора виленского барокко, протестанта И. К. Глаубица; Мирон Пигаревич, возможно, участвовал в живописных работах). В последние годы жизни архиеп. Георгия (Конисского) М. Б. и., находившаяся в соборе «на правой стороне при столбе», была украшена новой серебряной ризой работы могилёвского ювелира Петра Слижика. На окладе М. Б. и. была выгравирована дата его создания - 1774 г. и имена фундаторок: монахини могилёвского Братского девичьего мон-ря Афтанасии Хадкевичевны, жены бургомистра Могилёва Иустинии Леоновичевой и др. (тем же годом датируется еще одна сохранившаяся работа Слижика - серебряный оклад Смоленской иконы Божией Матери в ц. Богоматери «Одигитрия» в г. Дисне). В Спасском соборе Преображенского мон-ря М. Б. и. стали именовать также Спасской, икона находилась в обители до ее закрытия (1918). В соответствии с описью, составленной сотрудниками Могилёвского музея в 1947 г., можно заключить, что в 1941 г. М. Б. и. («икона Спасская Богоматерь в окладе») находилась в Могилёвском хранилище-сейфе вместе с др. историко-художественными ценностями и церковными реликвиями Белоруссии (напр., Белыничской и Могилёво-Братской иконами Божией Матери). После 1941 г. о М. Б. и. ничего не известно. Предположительно во время Великой Отечественной войны она была вывезена в Германию. До настоящего времени фотографии или графические воспроизведения М. Б. и. неизвестны. В XIX - нач. XX в. в Иосифовском соборе Могилёва находилась почитаемая икона Божией Матери (известна с кон. XVII в.), служба которой совершалась 4 февр. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Лит.: Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2563892.html

Первой игуменьей возрожденной обители стала Евгения (Волощук). В 1993 году по решению Святейшего Синода Белорусского экзархата Русской Православной Церкви вятитель Георгий (Конисский) был причислен к лику месточтимых святых. Монастырь продолжал развиваться. В 1996 году было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тогда же построили двухэтажный жилой корпус для монахинь. 2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века. Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо». Ныне в монастыре действуют молодежный православный хор и воскресная школа, а 6 августа ежегодно проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский). Частым гостем в монастыре стал Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет. Монастырь стал духовным центром Могилева. Усилия архиепископа Максима (Крохи) и игуменьи Евгении (Волощук) не пропали даром. Сами они ныне нашли упокоение на территории обители, похоронены у Никольского собора. Приближающееся 400-летие династии Романовых заставляет нас более внимательно отнестись к общему для России и Беларуси духовному и культурному наследию. Не сомневаюсь, что могилевский Никольский женский монастырь станет одним из мест паломничества православных, посещающих святые места Белой Руси.

http://pravoslavie.ru/57519.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010