Источниковедческий характер имеют статьи, посвященные учебным заведениям епархии: «Столетие существования Могилёвской Духовной семинарии» Тихомирова (1885. 28/29. С. 651-661), «Материалы для истории Могилёвской ДС 1780-1800 гг.» (1901. 34. С. 481-490), «Учителя Могилевской Духовной семинарии: Биогр. мат-лы для времени 1765-1808 гг.» (1903. 30. С. 433-436; 1904. 1/2. С. 16-30; 3. С. 38-43; 4. С. 57-65; 5. С. 78-86; 6. С. 95-101; 7. С. 115-119), «К истории уездных и приходских училищ Могилёвской епархии до 1810 г.» (1909. 10. С. 373-377; 11. С. 399-406) П. С. Горючко, «Исторический очерк Могилёвского женского духовного училища» Скворцова (1884. 20, 21), «Очерки из истории Мстиславского уездного духовного училища» С. С. Уклонского (1887. 5/6, 8, 10); мон-рям и святыням: «Тупичевский монастырь» П. Полубинского (1884. 16. С. 316-321), «Охорский Преображенский монастырь» В. Сабинина (1889. 21. С. 309-314), «Чонско-Макарьев единоверческий монастырь» [аноним.] (1889. 22/23. С. 327-332), «Тупичевский монастырь» Пятницкого (1889. 14/15. С. 170-184; 16. С. 232-239), «Оршанские мужские монастыри - Покровский 3-классный и приписной к нему Богоявленский Кутеинский» архим. Платона (1889. 19/20. С. 291-297; 24. С. 357-361), «Оршанский Кутеенский женский монастырь» Л. М. Ржевусского (1889. 32. С. 496-502), «К истории Спасского монастыря в Могилёве» (1891. 1/2. С. 18-23), «Спасский монастырь в Могилёве» (1891. 27. С. 291-299; 28/29. С. 303-306), «Архиерейский дом в Могилёве» (1891. 32. С. 381-385; 33. С. 397-403; 34. С. 419-425; 36. С. 469-473; 1892. 1, 8) и «Иоиль Труцевич, первый игумен Кутеинских монастырей» (1891. 8. С. 102-106; 9. С. 119-134; 10/11. С. 148-153), «Белыничская чудотворная икона Божией Матери» (1883. 13. С. 255-259) и «Белыничский монастырь и чудотворная в нем икона» (1885. 33. С. 803-807), «Сведения о Тупичевской чудотворной иконе Божией Матери» архим. Иоанникия (1885. 18/19. С. 404-411), «Чудотворная икона Божией Матери в Могилёвском Братском монастыре» иеродиак. Василия (Жудро) (1892. 8. С. 115-117).

http://pravenc.ru/text/2563896.html

2000 год – год церковного прославления царственных страстотерпцев – стал годом значимого события в истории монастыря: неожиданно был обнаружен портрет императора-мученика, который был в дальнейшем освящен и сейчас как икона хранится в левом приделе Никольского собора, посвященного святым царственным мученикам. Внимание многих верующих привлекает монета, прикрепленная к иконе. По преданию, ее подарил мальчику Семену Халимову сам пришедший в храм император, когда узнал, что у того отец погиб на войне. С именем последнего российского императора и его семьи связаны и другие реликвии обители. Здесь хранится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме; из Екатеринбурга в монастырь привезли камень из дома Ипатьевых, который предполагается заложить в храм-памятник в честь новомучеников ХХ века. Еще одной святыней Никольского собора является икона святителя Николая Чудотворца с частичками его мощей. В монастыре находятся также списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилевской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо». http://pravoslavie.ru/57519.html Центром Свято-Никольского монастыря является его собор - уникальный памятник белорусского барокко, занесённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Остальные здания обители дополняют соборный храм, оттеняя его могучую красоту. Стоит сказать, что в середине XVII веке в белорусском Поднепровье строились совершенно ни на что не похожие православные церкви: крестово-купольные белоснежные храмы с явным влиянием барокко и едва ди не готики. В это время шло формирование русского и украинского барокко, вылившихся к концу столетия в самобытные стили. А здесь формировался их белорусский аналог. Увы, национальный стиль не сложился - было построено всего несколько церквей в Могилёве и Орше, а уцелела среди них всего одна - собор могилёвского Николаевского монастыря, единственный в своём роде. Сооружение монастыря в Могилёве на Днепре началось в XVII веке, когда киевский митрополит Пётр (Могила) получил согласие великого князя Литовского и короля Польского Владислава IV на сооружение в Могилёве церкви Святого Николая.

http://sobory.ru/article/?object=05966

Мстиславль. Тупичевский Святодуховский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1641. Адрес: Беларусь, Могилёвская область, Мстиславский район, Мстиславль, ул. Юрченко. Координаты: 54.020643, 31.743168 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь существовал в 1641–1918 гг. в урочище Тупичевщина (теперь восточная окраина города Мстиславля). Возник на месте, где, по преданию, чудесным образом явилась икона Матери Божией. Собственник урочища, православный помещик Константин Маскевич подарил ее церкви и построил здесь деревянный храм в честь Сошестия Святого Духа, где и была помещена икона. Под конец жизни Константин Маскевич поручил своим сыновьям построить при церкви монастырь. Сыновья выполнили волю отца, при этом руководство поручили игумену Оршанского Кутеинского монастыря Иоилю Труцевичу. Монастырский комплекс включал деревянные храмы: Свято-Духов, Свято-Введенский, Свято-Николаевский. В 1-й половине 17 в. сюда перешла часть монахов из близлежащих Онуфриевского и Пустынского монастырей после подчинения их униатской иерархии. В те сложные времена только Тупичевскому монастырю удалось сохранить верность Православию. В 1718 г. в монастыре было 14 монахов. Монастырский храм Св. Духа был знаменит богатым иконостасом, высокохудожественными росписями стен и купола, а также библиотекой с древними рукописями. В 1771 г. была построена каменная церковь свт. Николая. После 1873 г. монастырь постепенно пришел в упадок. Всё его драгоценное имущество было перевезено в Белыничский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1877 г. монахи переведены за 130 вёрст, в здания бывшего Белыничского монастыря кармелитов. В 1886 г. монастырь в Тупичевщине возобновлен как женский. В 1895 г. там был возведен величественный каменный Свято-Успенский собор, куда перенесли чудотворную икону Божией Матери «Тупичевская». В конце 19 ст. при монастыре действовала церковно-приходская школа, госпиталь, амбулатория.

http://sobory.ru/article/?object=36653

Лит.: [Hilaryon od w. Grzegorza.] Relacya o cudownym Obrazie Naywitschey Maryi Panny, który w Wilnie na Bramie Ostrey przy Kociele WW. Oyców Bosych… Wilno, 1761; Иосиф (Соколов), архим. Островоротная или Остробрамская чудотворная икона Богородицы в г. Вильне. Вильна, 18902; Соболевский И. Д. [В.]. Сказание об Остробрамской иконе Божией Матери, находящейся в Вильне. Вильна, 19023; [Nowakowski E.] O cudownych obrazach w Polsce Przenajwitszej Matki Boej Wiadomoci historyczne, bibliograficzne i ikonograficzne, przez x. Wacawa z Suigostowa. Kraków, 1902; Uzi b o L. O wizerunku N. P. Ostrobramskiej//Tygodnik Illustrowany. Warsz., 1904. N 41. S. 781-782; Remer J. Konserwacja obrazu Matki Boskiej Ostrobramskiej//róda Mocy. Wilno, 1927. Zesz. 2. S. 41-54; Skrudlik M. W sprawie twórcy obrazu N. Maryi Panny Ostrobramskiej. Wilno, 1927; idem. Cudowny obraz Najwitszej Maryi Panny Ostrobramskiej: Historia, ikonografia, cze, bezdroa kultu i faszywego naboestwa. Wilno, 1935; ledziewski P. Cudowny obraz Najwitszej Marii Panny Ostrobramskiej//róda Mocy. Wilno, 1927. Zesz. 2. S. 15-40; Sieczka T., ks. Kult obrazy N. Marii Panny Ostrobramskiej w dzieowym rozwoju. Wilno, 1934; idem. O wotach N. Marii Panny Ostrobramskiej. Wilno, 1934; Tomkiewicz W. Gdzie i kiedy powsta obraz Madonny Ostrobramskiej?//Wiadomoci Kocielne Archidiecezji w Biaymstoku. 1977. T. 3. N 4. S. 39-57; Ka amajska-Saeed M. Ostra Brama w Wilnie. Warsz., 1990; Корнилова Л. А. Страницы белорус. мариологии: Жировичская, Белыничская и Остробрамская иконы Богоматери//Сб. Калужского худож. музея. Калуга, 1993. Вып. 1. Ч. 1. С. 31-46; Bilotien é J. Aušros Vartu paveikslo restauravimas//Acta Academiae Artium Vilnensis=Vilniaus dailés akademijos darbai. Vilnius, 1997. T. 10: Aušros Vartu Šv. Marijos Gailestingumo Motinos paveikslas/Ed. A. Širmulis. P. 38-44; B é k š ta A. Aušros Vartu paveikslo tyrimas rentgeno ir ultravioletiniais spinduliais//Ibid. P. 45-49; Panavait é D., Savickait é V. Aušros Vartu paveikslo tapybos technikos tyrimas//Ibid. P. 50-52; Ra iыnaimл T. Atvaizdo Gyvastis: Šv. Mergèles Marijos stebuklinguju atvaizdu patirtis Lietuvos Didiojoje Kunigaikštystéje XVII-XVIII a. Vilniaus, 2014. P. 271-276.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

Могилёв. Кафедральный собор Трёх Святителей. Карта и ближайшие объекты В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя Трех Святителей православной церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1914 году. Храм построен в форме креста и имеет семь куполов, над входом — колокольня. Здание выполнено в псевдорусском стиле, в него можно войти с трех сторон – еще одна связанная с названием храма отличительная черта здания. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915—1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода «Строммашина». После восстановления Могилевской и Мстиславской епархии ее возглавил архиепископ Максим. Благодаря его стараниям, письмам и просьбам верующих через 30 лет, 25 декабря 1989 года, храм снова был освящен и начал действовать. Настоятелем собора стал священник Свято-Крестовоздвиженского собора Геннадий Пацевич. За годы его службы в соборе произошло довольно много преобразований: открыта библиотека православной литературы, читальный зал, воскресная школа, образовано молодежное братство, восстановлены колокола. В 1995 году при кафердальном соборе по проекту архитектора А. Юрковца построен крестильный храм в честь святителя Георгия Конисского. Главная святыня собора - список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская». В соборе находятся икона святителя Николая с частицами мощей, чтимые списки иконы Божией Матери " Белыничская " и иконы Божией Матери " Барколабовская " , образ прп. Евфросинии Полоцкой, написанный в 1910 г. к событию перенесения и встречи в Могилеве святых мощей преподобной, переносившихся из Киево-Печерской Лавры в Полоцк. http://piligrim.by/content/view/395 Комментарии и обсуждение Во время пребывания в Могилёвке Ставки верховного командования в ходе I Мировой войны в соборе неоднократного бывал император Николай II. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05611

В нем можно было видеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой» 55 . Митрополит Иосиф принадлежал к поколению мучеников и исповедников российских, пронеся живую веру в Бога через тяжелейшие испытания и которая сохранила его, неоднократно смотревшего смерти в лицо. Долгая и многострадальная жизнь Иосифа, Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, является примером для нас в несении скорбей. Это был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирая удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой и запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, записи на книгах, конвертах грампластинок и так далее. Все это сохранило черты его архиерейской, подвижнической биографии. 1 Теодорович С, прот.; Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф//ЖМП. 1975. СЮ. 2 О перенесении мощей см.: Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Житие и Акафист. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 41–98. 3 См: Белыничская чудотворная икона Божией Матери//Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. 1889. 24. С. 689–691. 4 О архиепископе Арсении см.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1/Изд. П.П. Сойкина (Репринт. М., 1992). С. 235; Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Biachofe von 1893 bis 1965. Erlangen, 1979. Teil 1. S. 387–389. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь . 1917–1956. Биографический справочник Кн. 1: А-К. М., 1997. С. 106–107. Фетисов Т., свящ. История Таганрогского викариатства. Дипломная работа. Сергиев Посад, 2000. С. 34–40; Фетисов Т., свящ. Епископ Таганрогский Арсений (Смоленец)//Православный Таганрог. Газета Таганрогского благочиния Русской Православной Церкви. 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

13 февр. 1883 г. Синод принял решение о восстановлении Могилёвского правосл. братства ( Восович. 2009. С. 19), которое 19 окт. 1897 г. во многом способствовало открытию Гомельского отд-ния, 8 марта 1898 г.- Мстиславского отд-ния Могилёвского братства. Накануне первой мировой войны в М. Б. м. проживали 37 монахов. В 1918 г. обитель была закрыта, а в 1928 г. прекратилось богослужение в монастырских храмах. В 1929 г. в одном из частных домов на окраине Могилёва бывший настоятель игум. Митрофан (Туров), иеромонахи Тихон (Савченко) и Арсений (Томашёв) организовали подпольный мон-рь, членами которого позднее стали бывший настоятель Белыничского муж. мон-ря архим. Марк (Сидляр), киевские иеромонахи Иларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко). В 1936 г. мон-рь был ликвидирован, монахи осуждены на различные сроки заключения. В 1941 г., во время ожесточенной обороны г. Могилёва от немецко-фашистских войск, зданиям на территории М. Б. м. был нанесен большой ущерб, сохранились лишь стены соборов и колокольня. В 1945 г. комиссия Управления по делам архитектуры при Совете министров БССР после осмотра территории обители приняла решение об их восстановлении и реставрации. Однако из-за недостатка финансирования после 1952 г. остатки строений М. Б. м. были разобраны. На месте обители был воздвигнут городской жилой массив, на месте Богоявленской ц.- детский сад. В М. Б. м. хранилась Могилёво-Братская икона Божией Матери , с к-рой связано неск. преданий о чудесном спасении города: 19 марта 1655 г.- от тяжелой осады польско-литовских войск гетмана пана Януша Радзивилла, о чем позднее вспоминали вкладчики обители (напр., в 1707 - АСЗР. Т. 2. 65. С. 97), в 1708 г.- от соратников А. Д. Меншикова, который хотел отомстить горожанам за антимосковское восстание 1661 г., в 1910 г.- от мощного пожара, уничтожившего значительную часть Могилёва. Ист.: Ист.-юрид. мат-лы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилёвской, хранящихся в центр. архиве в Витебске/Ред.: А. М. Созонов и др. Витебск, 1878. Вып. 9. С. 211-218, 275-279; АСЗР. 1867. Т. 2. 19. С. 17-18; 26. С. 26-27; 34. С. 45-46; 35. С. 47-48; 37-46. С. 49-65; 52-53. С. 78-79; 60. С. 87-88; 63. С. 92-93; 65. С. 95-99; 67-71. С. 101-113; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11-14, 18.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

93. Белогостицкий – Георгиевский , мужской, приписной к архиер. дому, Ярославской губ., Ростовского у., в 8 вер. к сев.-вост. от Ростова и в 3 вер. выше истока р. Вексы, на левом ее берегу. Основан в XV ст. и по межевым книгам 1665 г. назывался „Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостице“. По штатам 1764 г. оставлен на своем иждивении, но в 1857 г. приписан к архиер. дому. В соборном храме Благовещения, построенном в полов. XVII ст., находятся древние чудотв. иконы Казанской и Грузинской Богоматери, с которыми совершается крестный ход в Ростов около 20 мая, где и остаются до 8 июля. В особой палатке погребено несколько лиц из фамилии кн. Темкиных. “Ист. Росс. Иер.”, III, 470; Ратшин, 554; “Опис. монаст.”, 1817 г., 19; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 331, 367; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 70; “Ярослав. губ. вед.”, 1851 г., 42; 1855 г., 10 (митроп. Иона); 1858 г., 1–4 (Ростов. Белогост. м-рь); Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1817 г., 2, 57; “Опис. Ростов. Спасо-Яковлев. мон.”, 1849 г., 60; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1857 г., 8 (приписка к архиер. дому); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 354, 11; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.”, III, 411, 357 (список росписной сдачи гор. Ростова 1662 г.; архим. Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., 1, Отд. 2, 340 (воспомин. архим. Пимена; сказано, что основан в 1657 г.); 1882 г., I, смесь, 16 (воспомин. крестьян. Артынова); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь доставил для денежн. двора серебр. посуду и лом); III, 1723 г., 589 (в 1701 г. из м-ря взято в Монаст. Приказ чарка яшмовая и фляга дерев., обложенная серебр., данные м-рю князем Мих. Терскиным); VI, 1726 г., 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 386 (архим. Филарет в 1707 г. переведен на место бывшего казначея Илария); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.”, 31 (в 1678 г. имел двор внутри города). 94. Белыничский – Николаевский , мужской, 2-го класса, Могилевской губернии и уезда, в 45 верстах к сев.-зап. от Могилева, при местечке Белыничи. Переведен в 1877 г. из гор. Мстиславля со всем его имуществом и со штатным содержанием; помещен в переданных православному духовному ведомству зданиях римско-католического костела, обращенного в православную церковь . Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, многочтимая, как православными, так и католиками. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1877 г., 29, ст. 342; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 236 (школа); “Церковн. вед.”, 1889 г., 24, прибавл., 689 (история Белынич. чудотв. иконы Бож. М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Михаила Плещинского. В 1937-1941 гг. органы НКВД организовали в Никольском соборе неотапливаемую пересылочную тюрьму, в которой в зимнее время скончалось много заключенных. Их останки похоронены под алтарем церкви. В 1946 г. здание Никольской ц. было отремонтировано, в нем устроена книжная база. В 1956-1990 гг. в храме неудачно провели реставрационные работы. В 1989 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Максим (Кроха) принял решение о возрождении мон-ря. 28 марта 1991 г. был заново освящен Онуфриевский храм. 18 окт. того же года решением Синода Белорусской Православной Церкви (БПЦ) мон-рь был открыт. 5 авг. 1993 г. в помещении Онуфриевского храма состоялось заседание Синода БПЦ, на к-ром к лику местночтимых святых был причислен архиеп. Георгий (Конисский). В память о нем ежегодно 6 авг. совершается крестный ход от обители до дома, где проживал святитель. В 2002 г. рядом с Никольским храмом погребен архиеп. Максим (Кроха). Среди святынь М. м.- икона-портрет имп. св. Николая II, образ свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей, списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилёвской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо». В 1996 г. при М. м. было учреждено сестричество во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, для к-рого в том же году построен каменный 2-этажный корпус. При обители действуют воскресная школа и молодежный правосл. хор. К 2017 г. в мон-ре проживали игум. Евфросиния (Сидорович) и ок. 15 насельниц. Ист.: АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71; 55. С. 80-81; АВАК. Т. 15. 241. С. 384-386; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11, 14. Лит.: Кацер М. С. Архитектура г. Могилёва//Изв. АН БССР. 1948. 6. С. 45-60; Т. I. Apximэkmypa Mariлeba: З ricmopыi i забудовы горада. Мн., 1973; Флиер А. Я. Никольская ц. в Могилёве//Архит. наследство. М., 1984. Вып. 32. С. 98-102; Марзалюк I. А. у XII-XVIII ст.: Людзi i рэчы. Мн., 1998; он же. пасады//Apxeoлoriя Бeлapyci: Энцыкл.: В 2 т. Мн., 2011. Т. 2. С. 48-50; А., Nyшkih I. А. на ckpыжabahhi. 20002; Св.-Никольский жен. мон-рь г. Могилёва. Могилёв, 2006. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563900.html

В апр. 1876 г. по распоряжению могилёвского губернатора костел был опечатан. 12 апр. архиеп. Могилёвский Евсевий (Орлинский) совершил в нем первую литургию на освященном правосл. епископом престоле в честь Рождества Богородицы. В течение года ежедневные богослужения совершали священники соседних церквей. Весной 1877 г. в здания монастырского комплекса Белынич перевели неск. насельников упраздненного мстиславльского Николаевского мон-ря, был утвержден правосл. белыничский второклассный мон-рь во главе с настоятелем (1877-1880) архим. Полиевктом (Песковским). С мая по дек. 1877 г. на средства, переведенные из мстиславльской обители, были проведены работы по внутренней и внешней перестройке костела, а также главного монастырского корпуса. Во время реконструкции костела богослужения совершались во временно освященной церкви в помещении ризницы. Каменный костел, вмещавший ок. 1500 чел., представлял собой двухбашенную трехнефную базилику с трансептом и полукруглой в плане апсидой пресвитерия. Алтарь костела был ориентирован на юг. Помещенный между башнями небольшой треугольный фронтон венчала скульптура Христа в терновом венце. В боковых нефах устроены приделы во имя прор. Илии и во имя свт. Николая; главный престол устроен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Мон-рь был обнесен каменной оградой, имелись каменные настоятельский и братский корпуса, вдоль юж. границы обители находились деревянные хозяйственные корпуса. Приведенное описание воспроизводит облик храма после его приспособления в XIX в. к правосл. богослужению, изменившему его внутреннее убранство. До реконструкции Белыничская икона Божией Матери помещалась в центре сложной украшенной скульптурой барочной композиции главного пристенного алтаря Рождества Богородицы в присвитерии. Здесь, в апсиде храма, после организации закрытого алтарного пространства по правосл. обряду, установки престола и иконостаса для доступа верующих к святыне у основания 2-го яруса прежнего алтаря была устроена площадка с 2 подводящими к ней чугунными лестницами. Изображения католич. святых в алтаре были заменены образами апостолов Петра и Павла. Изменилось живописное убранство храма, были записаны фрески 1761 г., выполненные мон. Иосифом с помощью мастеров Шульца и Прозора. Фрагменты росписей XVIII в. с композициями «Преображение», «Сон Иакова», «Несение Креста», «Орудия страстей Христовых», «Символы искусств» сохранились на стенах лестничной клетки кляштора - единственного сохранившегося до наст. времени фрагмента построек монастырского комплекса.

http://pravenc.ru/text/77974.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010