467 Праздник Собственного Его Императорского Величества конвоя – 4 октября в день памяти священномученика Иерофея. 470 Великий князь Наследник Цесаревич Алексей был шефом (с 8 ноября 1910 г.) Лейб-гвардии Московского полка. Полк сформирован в 1811 г. Полковой праздник – 8 ноября в праздник Собора Святого Архистратига Михаила. 471 Лазарет в Зимнем дворце имени Царевича Алексея. Раненые поступали с Иорданского подъезда со стороны Невы. Приемная лазарета и сортировочная располагались в вестибюле. Там же подъемная машина для тяжело раненных. Лазарету были отданы аванзал, Николаевский зал с прилегающей к нему Восточной галереей, большой Фельдмаршальский, Петровский, Александровский, Гербовые залы. Военная галерея памяти героев Отечественной войны 1812 г. В Колонном зале расположилась грандиозная операционная, оснащенная самым современным оборудованием. В Помпейском садике установили ванны для водных процедур. Лазарет был рассчитан на тысячу раненых и больных воинов, которых обслуживали сто восемьдесят санитаров, 60 сестер милосердия и десять врачей. 473 Из дневника Императора Николая II: «28-го октября. Среда. В 9 ч. Прибыли в Ревель. На станции у почет. караула встретили: Григорович, адм. Канин и адм. Герасимов. Сел с Алексеем в мотор и начал объезжать часть Южного сухопутного фронта крепости Имп. Петра Великого. Видел много частей гарнизона. Был мороз до 8 и ветер с солнцем. Завтрак в 12 1/2 с военным начальством. В 2 часа поехали в порт и посетили две подводные лодки – нашу и английскую. Офицеры и команды их были собраны на «Европе». Наградил отличившихся Георгиевск. крест. Затем проехали за город и посетили два завода – Русско-Балт. и Беккера, и осмотрели турбинную мастерскую. По пути на станцию заехали во временный морской госпиталь. До 7 1/2 у меня был доклад адм. Канина. Обедали моряки и англ. командиры подв. лодок. Уехал в 9 ч. Под самым лучшим впечатлением...» 476 Император Николай II был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. «Незабвенный для меня день получения креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После заключения Кючюк-Кайнарджийского мира власть Соломона I еще более укрепилась: он подчинил себе Гурию. В 1776-1777 гг. католикос-патриарх Зап. Грузии Максим II (Абашидзе) посетил Гурию и Мегрелию, упорядочив церковные дела и восстановив епархии, что способствовало усилению централизованной власти. В 1778 г. был раскрыт заговор азнауров и сына Соломона Александра. Александр был выслан из страны и умер в ссылке в 1780 г. В 1779 г. Соломон у Рухской крепости одержал победу над вторгшимся в Мегрелию объединенным турецко-абх. войском. Георгиевский трактат, заключенный между Россией и Грузией в 1783 г. (Кекел. Н 2073) Георгиевский трактат, заключенный между Россией и Грузией в 1783 г. (Кекел. Н 2073) В то же время Ираклий II наладил дипломатические отношения с Турцией и Ираном; в 1778-1779 гг. он нанес поражение владетелю Сев. Атрпатакана Фатали-хану, обложив данью Гянджинское и Ереванское ханства и посадив в них своих губернаторов. Внук Вахтанга VI Александр Бакарович (Бакарисдзе), родившийся и выросший в России, в сферу интересов к-рой в кон. 70-х гг. XVIII в. входили Крым и Закавказье, поднял восстание против Ираклия. В 1781-1782 гг. Ираклий II обратился к сенату Венеции, имп. Австрии и кор. Франции Людовику XVI с просьбой о денежном займе для реорганизации войска. Миссия потерпела крах, что ускорило оформление дружественного договора России с Картли-Кахети: 21 дек. 1782 г. Ираклий подал офиц. прошение о принятии Вост. Грузии под покровительство Российской империи. Россия воспрепятствовала Фатали-хану совершить поход на Г. и вынудила его выдать груз. властям Александра Бакаровича. 24 июля 1783 г. в крепости Георгиевск полномочные представители Ираклия II князья И. К. Мухранбатони и Г. Р. Чавчавадзе и представитель имп. Екатерины II командующий Кавказской линией ген.-поручик П. С. Потёмкин подписали трактат, получивший название Георгиевского. Трактат вошел в силу 24 янв. 1784 г., после обмена Екатериной II и Ираклием II ратификационными грамотами (груз. текст трактата: Архив МИД России.

http://pravenc.ru/text/168205.html

III. Хлысты едва-ли по численности своей чем уступают штундистам. Как тайные сектанты, они не поддаются точному учету. В настоящее время они гнездятся приблизительно в следующих пунктах епархии: 1) Харьковский уезд: г. Харьков, Островерховка, Озерянка, Березовка, Артемовка, Пан-Ивановка, Бол. Рогозянка, Песочин. Люботин; 2) Богодуховский уезд: г. Богодухов, Малыжино, хут. Мерло, Ямная, Вольное, Сенное с хуторами, Лозовое, Иваны, Бол. Писаревка, Яблочное; 3) Валковский уезд: г. Валки, Ковяги, Огульцы с хут. Шарым 3 , Одриика, Черемушная (хут. Паньковка), Старая Водолага (хут. Гадяч), Калленниково (хут. Прядковка), Снежков Кут; 4) Купянский уезд: Отрадное, Ново–Георгиевск, Каменка, Тополи, Араповка, Владимировка; 5) Волчанский уезд: Козинка; 6) Змиевский уезд: Старо-Покровское (хут. Лаптево), Соколово; 7) Старобельский уезд: Бахмутовка, Новый-Айдар, Старый-Айдар, Смольяниновки, хут. Гречишкин, Свято-Дмитриевка, Райгородка, Ново-Ахтырское, Трехизбенское с хут. Бледновым, Воеводск, хут. Николаев; 8) Ахтырский уезд: Белки, Тростянец, Каменка, Славгородка, Боромля, Ясенек, Угроеды, Рясное, Жигайловка, Покровское, Пушкарное, Краснополье, г. Ахтырка; 9) Лебединский уезд: Ворожба, Олешная; 10) Сумской уезд: Стецковка, Речки, Тимофеевка, Верхняя Сыроватка, Нижняя Сыроватка, Виры. Словом, хлысты в том или ином числе обнаружены более чем в семидесяти приходах епархии. Они имеются во всех уездах, кроме Изюмского. Бесспорно, что еще многие хлыстовские пункты скрываются под обличьем православных. Такое явление не раз наблюдалось в нашей епархии, как равно и в других. Проживающие в Сумском, Лебединском, Ахтырском и Богодуховском уездах, а частью и в уездах Валковском и Харьковском, как и в гор. Харькове 4 хлысты носят название «подгоровцев». Все они являются почитателями крестьянина с. Тростянца, Ахтырскаго уезда, Василия Подгорного, сосланного лет 15-ть тому назад в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь за принадлежность к хлыстовской секте и за преступные действия в духе учения хлыстов. Дела Подгорного в Харьковской епархии, его жизнь в Суздале и непрерывные сношения личные и письменные с Харьковскими хлыстами – «подгоровцами», массами посещающими Подгорного в Суздале и везущими ему разные материальные даяния, – все это заслуживает тщательного судебного расследования, тем более что многие, не зная ни учения, ни жизни хлыстов, жестоко ошибаются в оценке личности Подгорного, чем приносят вред делу миссии, ободряя хлыстов на дальнейшую тщательно замаскированную православным обличьем пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

  Исидора, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. 7 апреля 1867 года   Преосвященный Исидор (в миру Я. С. Никольский; 1799–1892) — с 1844 по 1858 г. экзарх Грузии, 1858–1860 гг. — Митрополит Киевский; с 1 июля 1860 г. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Летом 1858 г. епископ Игнатий предпринял объезд восточной половины своей епархии. В первых числах августа он из Кисловодска прибыл в Георгиевск, чтобы встретить там Митрополита Исидора, перемещенного из Тбилиси в Киев. В жизнеописании Святителя приведена его собственная дневниковая запись под 5, 6, 7 и 8 августа: «До двух часов ночи беседовал Митрополит со мною и гражданским губернатором генерал-лейтенантом Волоцким [ 52 ]. Говорил почти один Митрополит и единственно о предметах светских, говорил с большою охотою. 8-го он встал утром, в шесть часов, занялся со мною около десяти минут наедине разговором о предметах, касающихся Кавказской епархии и вообще Церкви. В это кратчайшее время он коснулся многих предметов, выказал по многим из них познания самые рядовые и даже самые недостаточные, направление ума с поверхностным взглядом и кавказскую самоуверенность. Ему лет шестьдесят — много с годом или двумя. Росту он менее, нежели среднего, но и не самого малого. Голова его сидит в плечах, шея очень коротка. В обращении мужиковат, но весьма сметлив — глаза так и бегают. Сметливостью своею он отличался постоянно на поприще своего служения. Силами еще очень свеж, хотя молва и провозгласила его повсюду весьма болезненным. Митрополит выразил свое неудовольствие на дворянство русское за медленность в увольнении крестьян» [ 53 ]. Епископ Игнатий рассказал митрополиту Исидору, между прочим, что он, в целях поощрения преподавателей семинарии и наиболее достойных учащихся, приглашал их по вечерам в праздники для духовно-назидательных бесед. При этом им предлагался чай, фрукты или что-либо сладкое. Митрополит посчитал такое обращение с подчиненными слишком фамильярным и не постеснялся выговорить Епископу раздраженным тоном свои укоризны. Его тон был настолько неприличным, что присутствовавший при разговоре генерал-лейтенант Волоцкой вынужден был его успокаивать. Свое раздражение против епископа Игнатия Исидор сохранил и тогда, когда занял место Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, что, конечно, усугубило желание Святителя уйти на покой. Однако литературные труды святителя Игнатия Митрополит Исидор, судя по его письму, принял очень благосклонно. Но узнал об этом Святитель за шесть дней до кончины. VI Письмо святителя Игнатия к епископу Венедикту (Григоровичу) [ 54 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сестры милосердия у них все в чистых платьях, офицеры благородны, солдаты преданны, студенты побросали университеты и ушли охотниками на войну. А здесь читают и смеются. Здесь ничему и никому не верят. Да, правду о войне сказать никто не желает. Боятся, не умеют, не знают… Да и то сказать, горькая правда выходит. В прошлом году, когда заняли Галицию, потянулись к нам православные галичане, встречали нас как родных — столько лет под австрийским игом… Мы их обнадежили: кончилось ваше пленение, будете отныне открыто веру исповедовать, а когда в мае Перемышль сдали — что с ними делать было? Если дома останутся — перестреляют их австрияки. Пришлось с собой забирать. А ведь это тысячи людей — женщины, дети, старики, представьте себе этот табор: кто-то умирает, кто-то рожает, а еще пить-есть, кормить скот надо. Местные крестьяне их на свои поля не пускают. Лето, жара, мухи, холера среди них началась, сколько померло… И кто за это ответит? — Он вздохнул и привычным движением скрутил папироску. — Уже который месяц отступаем. Варшаву оставили, Ковно оставили, Ново-Георгиевск, Брест-Литовск, и все это меньше чем за месяц. Вот-вот Вильну сдадим. — Ну уж этому-то не бывать, — сказал Павел Матвеевич жестко: представить, что его возлюбленная станет ходить с немецкими офицерами, а то и солдатами было еще мучительней, чем видеть ее со своими. — Не бывать? — вздохнул священник. — Я ведь, знаете, зачем сюда приехал? Святыню вывозить — мощи мучеников виленских Антония, Иоанна и Евстафия. А раз так — не удержим город. Без мучеников не будет на то Божьей воли. «Поп, а хуже интеллигента, — неприязненно подумал Павел Матвеевич. — И при чем тут какие-то мученики?» — Ведь вот какое дело, — продолжал рассуждать отец Мирослав, — немцев по количеству нигде не больше наших, а они нас бьют. А почему? Потому что у них не в пример все лучше налажено. Я разговаривал с одним из наших штабных. Оказывается, они из немецких газет больше правды узнают, чем из своих донесений. Три дня назад на станции Молодечно двухтысячная толпа наших солдат обезоружила и избила охрану винного склада.

http://azbyka.ru/fiction/myslennyj-volk-...

Екатериноградская. Церковь Евфимия Нового. Карта и ближайшие объекты Расположена станица Екатеринодарская на левом берегу реки Малки, немного выше слияния ее с Тереком. Основание ей положил генерал Якоби еще при императрице Екатерине II Великой, в 1777 году, и назвал ее Екатерининской. В 1781 году Потемкиным из Астрахани в нее была перенесена резиденция главнокомандующего на Кавказе, и станица была переименована в город Екатериноград; но городом она называлась лишь до 1790 года, до того момента, когда резиденция была перенесена из нее в Георгиевск. В то время, когда, около десяти лет, она была главным городом края, в ней насчитывалось 900 жителей, включая всё взрослое население и детей. Первым екатерининским атаманом и станичным начальником стал опытный и боевой волжский казак майор Василий Лучкин, получивший через несколько лет чин полковника и назначенный командиром Волжского полка. Его верными помощниками были есаул Леонтий Венеровский и сотник Иван Атарщиков. В 1783 году в честь славных побед русской армии над турками, крымцами и в память открытия дороги в Грузию генерал Потемкин приказал поставить в Екатеринограде особый памятник - Триумфальную арку. На ее фасаде со стороны парадного подъезда, слева и справа, установлены по две колонны древнеримского типа. Выше карниза на аттике красовалась надпись: «Дорога в Грузию», - составленная из полуметровых медных букв. Одной из достопримечательностей станицы Екатеринодарская является собор во имя Святого Евфимия, находящийся почти в центре нее, - старейший православный храм в республике. Для постройки собора императрицей Екатериной было отпущено 40000 рублей. Собор заложен 24 ноября 1786 года, но к постройке его не приступили. Тогда в Екатериноград привезли от императрицы серебряную доску с длинной надписью, призванной увековечить это «благодеяние Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны». На доске была надпись: «Во имя Святыя Екатерины, угодницы Божией, заложена ноября 24-го дня от Рождества Христова - 1786».

http://sobory.ru/article/?object=07083

459 . Таким образом, из этих показаний очевидно, что Селиванов имел сношения с своими последователями, но были-ли эти сношения непосредственными – трудно что либо определенное сказать. Во всяком случае то несомненно, что Селиванов поддерживал свои сношения с обществом скопцов чрез посредство других лиц, имевших к нему постоянный доступ. Такими лицами были Матрена и Ирина Биркины– суздальские мещанки. О них, как о посредниках между Селивановым и приходившими в Суздаль скопцами, упоминает Андреянов под именем „двух девиц“ 460 , и Будылин 461 . К Биркиным нужно присоединить еще и монахиню Покровского монастыря Паисию, скопческую „мироносицу“. Основатель скопческой секты умер в 1832 г. 20-го февраля. Между монастырскою братиею остался слух, что он пред смертию „оказал раскаяние в своих заблуждениях и грехах и, по долгу христианина православной Церкви, исповедан и сподоблен причастия Св. Таин“ 462 . Скопцы, однако, твердо убеждены, что искупитель их не умер, но еще до сих пор жив и находится, но мнению одних, в Суздале 463 , по мнению других– „в одном из городов российской империи, куда он вывезен секретно из Суздаля“ 464 , по мнению третьих– „в землях иркутских“ 465 . О внутреннем и внешнем состоянии скопческой секты, в рассматриваемое нами время ее существования, весьма красноречиво свидетельствуют похождения скопца дезертира Василия Будылина. Будылин происходил из крестьян нижегородской губернии, арзамасского уезда, села Выездной Слободы. В 1816 году он сдан был в рекруты и поступил в отдельный корпус. Перешедши затем в г. Георгиевск (кавказской области, ныне терской), Будылин сошелся с рядовым скопцом Никитою Калмыковым. Последний соблазнил Будылина на оскопление и сам совершил над ним эту операцию. Узнав о преступлении, совершенном Будылиным, начальство отправило последнего в Тобольск. Дошедши до Тамбова, Будылин дальше не отправился. В Тамбове он остановился в доме скопца Онисима Николаева. Благодаря стараниям последнего и особенно другого скопца крестьянина Фомы Гаврилова, Будылин скрылся от конвойных солдат и с этого времени начались его замечательные похождения, продолжавшиеся три года, от 1825 по 1828 год.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

XVIII в., преимущественно волжскими казаками. В 1770 году сюда была переселена часть волжских и донских казаков, к ним переселились горцы разных племен, принявшие христианскую веру. На Моздокскую линию в 1777 г. перешли на жительство калмыки, принявшие православие, в числе около 300 кибиток. Однако преобладающим населением Моздокской линии, по-прежнему, оставались волжские казаки. Они в 1774 г. были высланы против Пугачева. Когда большая часть их перешла на сторону Пугачева, екатерининское правительство упразднило волжское казачье войско, как самостоятельное установление, переведя казаков в 1777 г. на Терек. Здесь они населили несколько крепостей и станиц. Так возникли крепости Екатеринодарская, основанная наместником Кавказа П. С. Потемкиным в 1778 г., Георгиевская (г. Георгиевск), основанная в 1777 г., Константиноградская (Пятигорск) и Александровская, Павлодольская и Марьинская. Около того же времени (в 1776 или 1777 г.) построена Ставропольская крепость (Ставрополь-Кавказский). В 1780 г. в ней уже была церковь . В Ставропольской крепости, вместе с драгунами Владимирского полка, поселились хоперские казаки, а затем явились туда выходцы из внутренних губерний. Тогда же образовались станицы Северная, Московская с церковью св. Николая – 1788 г., Донская также с православной церковью – в 1790 г. и др. станицы. Всего, таким образом, образовалось 10 станиц. Как видно из названий станиц, их населили выходцы из разных мест коренной России. К переселенцам были приписаны отставные служилые люди и все, случайно оказавшиеся на р. Тереке. Все эти станичники вошли в состав, так называемого, «Аграханского казацкого войска». Земли, освободившиеся после выселения волжских казаков по р. Волге, заселились экономическими крестьянами. Оставшиеся на Волге волжские казаки сосредоточились в станицах Александровской, Пичуженской и посаде Дубовке. С развитием русской колонизации на Северном Кавказе при Екатерине II, на Кавказскую линию стали назначаться особые командующие. Из них особенно много сделал для усиления русского влияния на Северном Кавказе генерал-поручик Павел Сергеевич Потемкин, управлявший с 1782 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

у.), Ростовский архиеп. Иосиф (Петровых; осень 1924 - 2 сент. 1926; с 26 авг. 1926 митрополит Ленинградский; в. у.), Старорусский митр. Алексий (Симанский; 2 сент. 1926 - 11 авг. 1933; до 18 мая 1932 в сане архиепископа Хутынского; в. у.), митр. Алексий (Симанский; 11 авг.- 5 окт. 1933), архиеп. Венедикт (Плотников; 18 окт. 1933 - 5 сент. 1936), Демянский еп. Сергий (Васильев; 5 сент. 1936 - дек. 1937; в. у.), Петергофский архиеп. Николай (Ярушевич; дек. 1937 - 28 окт. 1940; в. у.), Старорусский еп. Сергий (Голубцов; 22 нояб. 1956 - 1 янв. 1957; в. у.), архиеп. Сергий (Голубцов; 1 янв. 1957 - 7 окт. 1967; до 25 февр. 1963 в сане епископа), митр. Лев (Церпицкий; с 20 июля 1990 до наст. времени; до 25 февр. 1995 в сане епископа, до 8 янв. 2012 в сане архиепископа). Монастыри и пустыни в границах Н. и С. е. на 28 дек. 2011 г. Действующие Юрьев новгородский (мужской, в Вел. Новгороде; по преданию, основан в 1030 блгв. кн. Ярославом Мудрым, 1-е летописное упоминание относится к 1119, в 1611 разорен швед. войсками, в 1675 сгорел, возобновлен в 1706, закрыт в 1929, возобновлен в 1993), Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня (в дер. Хутынь Новгородского р-на; основан как мужской ок. 1192, закрыт в 1920, возобновлен как женский в 1993), Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в дер. Косино Старорусского р-на, на берегу р. Полисть; по преданию, основан как мужской в XIII в., документально известен с 1574, сохранившийся каменный храм (многократно перестроен) датируется сер. XV в., упразднен в 1764, возобновлен как женский в 1890, закрыт в 1920, возобновлен в 2007), боровичский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (мужской, в Боровичах; основан в 1327, закрыт в 1918, возобновлен в 2012), Клопский Михайловский во имя Св. Троицы (в дер. Сельцо Новгородского р-на; основан как мужской в нач. XV в., в 1913 преобразован в женский, закрыт в 1920, возобновлен как мужской в 2005), Свято-Троицкий Никандров (в совр. дер. Никандрово Любытинского р-на; основан ок.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1930. С. 3-14; Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации Рус. Севера XIV-XVII вв.//Сб. Об-ва ист., филос. и соц. наук при Пермском ун-те. 1929. Вып. 3. С. 75; Ушаков И. Ф. «Философ» из Кандалакши//ВИ. 1976. 3. С. 216-221; он же. Феодорит, креститель лопи//Север. Петрозаводск, 1993. 1. С. 150-160; он же. Избр. произв. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 32-51; он же. Кольский Север в досоветское время: Ист.-краевед. словарь. Мурманск, 2001. С. 93; он же. Православие на Кольском Севере в досоветское время. Мурманск, 2002; Митрофан (Баданин), иером. Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского/В изложении иером. Митрофана (Баданина). Мурманск, 2006; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007. С. 159-161; Никонов С. А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского мон-ря на Мурманском берегу во 2-й пол. XVI - 1-й трети XVIII в.//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. Петрозаводск, 2010. 7(112). С. 14-22; он же. Кандалакшский мон-рь в XVI-XVIII вв.: Исслед. и мат-лы. Мурманск, 2011. Ч. 1. Игум. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/1470189.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010