в крепости Георгиевск дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789-1790 гг. католикос-патриарх Максим II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II . Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре ) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иран. шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Вост. Грузия была присоединена к России, в 1803-1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Зап. Грузии. В 1814 г. (по другим данным в 1820 г.) А. К. был упразднен Российской империей, а Церковь в Зап. Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, к-рым и управлялась до 1917 г. Храмы и мон-ри (см. карту). Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский мон-рь (Имерети), основанный в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль мон-ря входят неск. строений, в основном XII-XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель , св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрий I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II . На территории княжества Имерети находилось еще неск. известных груз. мон-рей и храмов: Джручский мон-рь, XI в. (Сачхерский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский мон-рь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в к-ром покоились мощи святых мучеников Давида и Константина , князей Аргветских; мон-рь Шио-Мгвимский , XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII-XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский мон-рь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник груз. архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси - Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Церкви в селах Ставропольской губернии вообще очень достаточны, некоторые очень богаты. Такое положение церквей естественно произошло от особенного богатства крестьян: богатства, которое доставляется им необыкновенным обилием Края, щедро вознаграждающим самый легкий труд. Многие селения имеют вид уездных городов, а народонаселения в несколько тысяч душ. Хотя хлеб родится изобильно и по удобству сбыта постоянно в хорошей цене, но главнейшие доходы жителей получаются от виноградников, потом от скотоводства, а уже частию от хлебопашества, садоводства и огородничества. Есть крестьяне, выделывающие до 10 тысяч ведер вина, каждое ведро продается от одного до двух рублей. Такой крестьянин имеет до 150 голов лошадей и соответственное количество прочего скота, питающегося почти ежегодно и зимою подножным кормом. Примечательнейшие храмы находятся в следующих селениях: храм Преображения Господня в с. Новоселицах, каменный трехпредельный; к сожалению, принадлежит к неопределенной архитектуре, весьма недостаточен в художественном отношении, худо расположен, оттого тесен. То же должно сказать и о главном храме в с. Воронцовке, принадлежащем Князю Воронцову: этот храм еще громаднее, нежели храм в Новоселицах. Храм Вознесения Господня в селении Прасковеи выстроен в характере, первоначально употребленном архитектором Тоном, в том характере, который долгое время слыл под именем византийского. Этот храм размерами не уступает холодному собору Ставропольскому — расписан московскими художниками соответственно вкусу и обилию Края. Лучшим храмом во всем Кавказском крае по отношению к зодчеству должен быт признан храм святителя Николая в обширном и богатом селе Петровском. Он — в характере первых храмов Тона, очень похож на храм Екатерины великомученицы в Коломне и Введения в Семеновском полку в С.-Петербурге, но отделка его гораздо грубее: размеры этого храма удались необыкновенно, и по взаимной гармонии частей своих он превосходнее Ставропольского собора, который по нем ест лучшая церковь на Кавказе в архитектурном отношении. Утварь и ризница повсюду достаточная, при многих церквах — богатая. Вновь освящен храм во имя Трех Святителей 12 сентября в селении Отказном. Освящение совершал Епископ при значительном стечении народа. Храм выстроен в вышеупомянутом характере Тона на иждивение поселян казенного ведомства села Отказного. Город Георгиевск

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Описание владельца: Скажите пожалуйста, кто изображен на иконе? (Никольская церковь г. Георгиевск) Ответов: 1. Последний ответ: Если Вы были в этой церкви, но наверняка увидели надпись с именем святого. Из такого далека опознать трудно, но предположить, что это образ св.ап.Иоанна Богослова можно. Добавлено на опознание: 2018-04-16 15:23:23 Владелец: Jkmuf Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Брат прислал по вайберу и просил узнать Ответов: 1. Последний ответ: Будьте любезны, уточните, что ваш брат просил узнать? Если имена на иконе не читаются, то можно долго и ошибочно предполагать, кто изображен. Икона к19в. Спросите у брата: 1. икона семейная или чужая? 2. из какого приблизительно района (тогда попроб [...] Добавлено на опознание: 2018-04-15 08:39:11 Владелец: serlen Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Образ Богородицы Казанская. Написан под оклад. 19в. Добавлено на опознание: 2018-04-15 08:01:38 Владелец: VIK Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-04-15 09:07:40]: Подскажите, что за Икона? Надписей ни каких на ней нет. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Николай Чудотворец " справо " Георгий победо- сиц, слава " Архистратиг Михаил " начало 20 века. Добавлено на опознание: 2018-04-14 15:19:53 Владелец: nikola Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-04-14 16:21:46]: икона привезена из Украины Ответов: 2. Последний ответ: спасибо Добавлено на опознание: 2018-04-14 15:17:23 Владелец: nikola Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-04-13 21:35:56 Владелец: lux23 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Николай архиепископ Мир Ликийский (Мирликийский), чудотворец. 20 век. http://pravicon.com/icon-2565 Добавлено на опознание: 2018-04-13 09:30:04 Владелец: Viktoria Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Прошу модератора перевернуть изображение. Венчальная пара - Господь Вседержитель и Казанская икона Богоматери. Конец 19 века. Жаль, что один оклад утрачен.

http://pravicon.com/unknown/18

Села Калнишского, Трет-Святительская, Бобр. у. Калниш был шанец гусарского Хорватова полка, 10-й роты, и назывался иначе «трех-буерачным». В сказанном 1759 году началось дело о построении тут церкви; а кончена она и освящена после, по благословению епископа Гервасия. Села Сентов, Сошествия Святого Духа, дерев. Бобр. у. Церковь сия освящена в сказанном 1759 году, но священник в Сентах уже находился с 1755 году. Сентов, основанный в 1754 г. шанец гусарского Хорватова полка, 11-й роты, назывался иначе «Могильным». Церковь , по неусмотрению, сначала заложена была в неудобном месте. В следствие сего чрез год перенесена на другое в тех же Сентах место, где докончена и освящена. Села Камяно-Потоцкого, Преображения Господня, дерев. Бобр. у. В сказанном 1759 году церковь сия починялась; следовательно начало ее было прежде. Она потом сгорела, и вместо ее, под тем же наименованием, построена новая в 1798 году. 1760 год Посада Ольвиополя, Великомученницы Варвары, дерев. Бобр. у. Ольвиополь прежде именовался слободою Орликом, потом «Екатерининским шанцем». Первая церковь сожжена Татарами, при нападении их на слободу и на все места, ей прикосновенные. Вместо сожжённой церкви, обыватели построили в 1774 г. часовню, в которой иконостас и антиминс с 1775 г. находился из походной Запорожского войска церкви. Часовню сию в 1781 г. обыватели рассудили приподнять, подвысить и обратить таким образом в надлежащую церковь с тем наименованием. На сие им дано 1781 года Декабря 2 дня пастырское благословение от Никифора, архиепископа Славянского. 1761 год Посада Ново-Георгиевска, Успения Пресв. Богородицы, дерев. При сей церкви имеется старинные: евангелие и крест. На евангелии подпись: «1740 года Октября 1 дня сооружено евангелие серебром с позолотою, до храму Успения Пресвятой Богородицы, у Крылов, старанием пресвитера иерея Димитрия Петрова, а коштом Запорожских Козаков куреня Менского, положено сорок восемь рублей. А монах Филадельф, бывший того же куреня, положил сорок рублей, и того всего кошту 88 рублей. Надано во вечность за отпущение грехов своих». На кресте надпись: «Сооружен крест сей в Крылове, ко храму Пресвятой Богородицы, старанием иерея Димитрия Петрова, и коштом Козака К. М. Иоанном Сукуром во вечность подано за отпущение грехов своих 1770 года». Ново-Георгиевск, прежде именуем был Крыловым и существовал до прихода Сербов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

  Л. 221 об. Тифлиса, в прелестной местности, выше облаков . Там было прохладно и хорошо, а в Тифлисе в июле и августе была совершенно нестерпимая жара. И теперь у нас еще тепло, особенно в полдень; деревья еще в зелени и цветов еще много, а у вас уже вероятно снег по колено и мороз подгоняет-таки добре! Есть и в этом своя прелесть! Я был у преосвящ[енного] Петра во Владикавказе дважды. Виделся и с его секретарем Оба они живут прекрасно. Преосвященный имеет прекрасное помещение и весьма приличную обстановку; дела у него там мало. Малиновский получает прекрасное содержание и живет припеваючи… Я ревизовал у них духовное училище и нашел все в порядке. Есть и еще тут ваши земляки — Вересов и Суровцов — учителя гимназии. С первым как-то встречался, а о втором только слышал нечто. Последнего очень хвалят его сослуживцы Александр Платонович кончил Волог[одскую] Семинарию в 1885 г., затем учился в Казан[ской] Академии. Вся служба его прошла на Кавказе, в последнее время в должности законоучит[еля] Кадет[ского] корпуса.   Л. 222 из второй гимназии, его супруга — дочь Н. Е. Якубова, и о ней отзывы хорошие в обществе: хвалят ее за религиозность и домовитость. Я этому очень радуюсь. Был еще здесь сын вашего архимандрита Нафанаила — о. диакон И.Н. Владимиров , но теперь он перешел в г. Георгиевск в епархию Петра. Он очень хороший был человек: его здесь все любили, начиная с экзарха. Вашу карточку буду ждать с нетерпением. «Картошка» здесь по 30 коп[еек] пуд и очень хорошая. Прощайте, будьте здоровы и возмогайте о Господе! Ваш благожелатель ректор Тифлисской духовной семинарии архим[андрит] Николай». Это письмо было последним из Тифлиса. Вскоре о. архимандрит Николай был назначен епископом Алеутским . Из Америки я получил от него из г. Чикаго, где тогда была выставка , фотографическую карточку и затем два тома его проповедей. Переписка с преосвящ[енным] Николаем как-то оборвалась. Я стеснялся писать ему те обычные письма,   Л. 222 об. которыми я с ним обменивался, думая, что они для него, как епископа, не будут иметь того интереса, какой они могли иметь, когда он состоял на дух[овно]-учебной службе. По возвращении в Россию, в Симферополь, я возобновил переписку, и Пр[еосвящен]ный по-прежнему писал

http://bogoslov.ru/article/6175449

свящ. Михаил Благонравов 19. Архиепископ Платон Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Петр Любарский, был сын священника Черниговской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. 13 ноября 1770 г. принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Крестовоздвиженский монастырь в г. Слободском. В 1772 г. возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и определен ректором Казанской семинарии. Отсюда был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, потом в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иерусалим», и наконец в Московский Донской монастырь. 26 февраля 1794 г. посвящен в епископа Тамбовского и Пензенского, но 11 марта того же года переименован в епископа Астраханского и Ставропольского, где 29 мая 1796 г. возведен в сан архиепископа. Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариятство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образом» способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя еп. Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 г. от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский еп. Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариятство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокского викариятства еп. Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. – Астраханским и Кавказским. Вступивши в управление Астраханскою епархиею еп. Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которые были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

крещение. Аул принадлежал к Успенской церкви, находившейся в Георгиевской станице близь города Георгиевска, впоследствии перенесенной в другое место. Исповедные росписи за 1799, 1800, 1801 и 1821-й годы, принадлежавшие этой церкви, сохранились: в них обозначены имена магометан-горцев, принявших христианство и причисленных к Линейно-казачьему воинскому полку. Сколько падал город Георгиевск, постепенно из губернского сделавшийся уездным и, наконец заштатным, столько возрастал и начинал процветать уездный город Пятигорск, по особенно обращенному на него вниманию правительства и значительному ежегодному стечению публики к целительным водам, находящимся в самом Пятигорске и в его окрестностях. На весьма удобном месте г. Пятигорска выстроена каменная латинская церковь и обнесена каменной оградой. Православная церковь Божией Матери всех скорбящих Радости, деревянная, тесная низменная, находится в нижней части города близь бульвара. Государь Император Николай Павлович, посетив в 1837-м году Пятигорск, заметил, что церковь всех скорбящих крайне тесна и не соответствует городу во всех отношениях, будучи в нем самым, может быть, скромным зданием. Для составления строительного капитала Государь повелел объявить приглашение к пожертвованиям по всей России. Этим способом собрано было более 50-ти тысяч рублей серебром. Церковь заложена была в 1847 году. К 1858-му году она выведена была до куполов. Явившиеся по всему зданию сильнейшие трещины заставили, остановить продолжение работ и, по освидетельствованию повреждений, техниками найдено было необходимым разобрать церковь до самого основания, так как самый фундамент оказался совсем слабым. Построением церкви занимался Комитет из гражданских сановников и чиновников; два священника Скорбященской церкви участвовали в Комитете и доставляли сведения о ходе дела Епарихиальному начальству, которое не имело ни малейшего влияния на построение храма и не могло его иметь, так как Комитет непосредственно во всем относился к наместнику. Какие бы ни были причины неуспешных действий Комитета, но недостаток города Пятигорска по отношению к церкви остался к 1858-му году в том же положении, в каком он усмотрен Государем Императором Николаем Павловичем в 1838-м году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Так оно и получилось. Вскоре дом моей сестры в Серноводске разбомбили, и мы – две семьи – поселились с Батюшкиного согласия и благословения в его доме рядом с церковью, где он служил. Вот с этого времени наше общение с отцом Петром настолько сблизилось, что он стал нам как родной отец. После каждой службы мы все шли к батюшке за благословением. Я не забуду его широкую теплую руку, которой он нас благословлял, и его ласковые слова: «Доченька моя». За все время я ни разу не видела его раздраженным, сердитым, разгневанным, не услышала ни одного грубого или резкого слова. В его глазах светилась глубокая вера и смирение, в них можно утонуть и утешиться. Он подарил нам много книг о Православии, Житиях святых, и мы читали эти книги запоем. У нас не всегда были деньги, чтобы купить их в церковном киоске, а Батюшка дарил нам, не жалея денег. Отец Петр радовался, когда мы всем нашим дружным семейством приходили в храм на службу, а если мы по какой-то причине не были на вечерней, то Батюшка после службы приходил к нам сам и говорил: «Аннушка, какая красивая вечерняя служба! Какие прекрасные молитвы!» И нам невольно становилось стыдно за себя, что мы разменивали эту благодать на мимолетные суетные дела. Однажды мою Дарью, когда ей было уже 6 лет, на улице сбила машина. У меня наступило такое отчаянье, что я решила: это конец. Но отец Петр неустанно молился о ее спасении, когда врачи не давали никаких гарантий, и она по святым молитвам Батюшки выжила и выздоровела. Я прожила с Дарьей и семьей своей сестры Нины в Батюшкином доме полтора года. Но потом жизнь сложилась так, что я вынуждена была переехать в Георгиевск, чтобы ухаживать за своей тяжело больной мамой. Осознание того, что придется расставаться с нашим любимым наставником, сильно угнетало меня. Слезы не высыхали на глазах, хотя по своей натуре я человек не плаксивый. И вот наступил час расставания. Мы подошли с сестрой Ниной к Батюшкиной келлии и постучались в дверь. Был вечер, густые сумерки. Отец Петр открыл дверь и приветливо встретил нас. В келлии у него тоже было темно, свет не горел.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskaya-gol...

Последнее обстоятельство служило весьма важным препятствием к приведению епархии в порядок, а в некоторых случаях могло бы породить самые неприятные и громкие события, как это будет фактически доказано и изображено при описании посещения епископом города Моздока. Получив такое практическое понятие о Крастилевском из рассматривания дел не только на бумаге, но и в их результатах, епископ по возвращении своем из обозрения епархии счел первой и священной обязанностью устранить из епархиальной деятельности то начало, которое в течение столь долгого времени лишало епархиальную деятельность благотворной правильности и впредь по усвоившемуся ему направлению не престало бы служить неистощимой причиной самого вредного влияния. На сем основании епископ по предоставленному ему праву уволил Крастилевского от присутствия в Консистории и представил Святейшему Синоду о совершенном увольнении сего лица от звания члена Консистории. Святейший Синод уважил сие представление. Вместе с сим, епископ счел нужным для решительного освобождения членов Консистории от влияния, которое должен бы сохранить на них Крастилевский, удаление его из епархиального города. Крастилевский уволен от должности кафедрального протоиерея, ему предоставлено настоятельство моздокского собора и благочиние над ним без всякого, однако ж, влияния на Успенскую загородную церковь , коей прихожане – наиболее осетины и черкесы. А так как Крастилевский счел несовместным для себя помещение в Моздок по ненависти к нему христиан-горцев, что вполне справедливо, то при открывшейся вакансии он перемещен в город Георгиевск на тех же правах, на коих был назначен в Моздок. Место Крастилевского в кафедральном соборе и по присутствию в Консистории занял благочинный георгиевский протоиерей Василий Попов, характера открытого, прямого, направления соответствующего характеру благонамеренности и способности, доказанных четырнадцатилетним служением в должности благочинного, которую он сохранил за собой, несмотря на холодность к нему Крастилевского. Святейший Синод утвердил членом Консистории протоиерея Попова, который подробным знанием многих дел не замедлил оправдать свое избрание и весьма заметно подействовал на изменение характера Консистории, в составе которой остался только один член – протоиерей Гремячинский – с прежним направлением, но это лицо по способностям своим не могло влиять на остальной состав Консистории. Протоиерей Сухарев оказался весьма полезным деятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Зинет — зинуть — расширять пасть, набрасываться. 130 …«глаголом жечь сердца людей» — цитата из стихотворения Пушкина «Пророк». 131 …православному викарному архиерею Антонию Рафальскому, известному своею странною и до сих пор невыясненною ролью по приему Почаевской лавры от униатских монахов…— Речь идет об Антонии Рафальском (ум. в 1848 г.). В «Православной богословской энциклопедии» отмечается, что Рафальского «сделала известным» его «деятельность… по обращению униатских монахов Почаевской лавры в православие, когда почти весь монастырь, по его убеждениям, отрекся от унии». В связи с этим Рафальский был назначен наместником Почаевской лавры (1833). Столь быстрое превращение униатов в православных под руководством Рафальского и должно было казаться Лескову по меньшей мере странным, так как незадолго до этого, в 1831 году, почаевские униатские монахи активно помогали польским повстанцам и открыто высказывали свое враждебное отношение к православию (см. статью «Пятидесятилетний юбилей Почаевской лавры» — «Исторический вестник», 1883, декабрь, отдел «Смесь», стр. 641–642). В очерке «Синодальные персоны», также упоминая о Рафальском в связи с его «ролью по приему Почаевской лавры», Лесков употребляет многозначительное определение характера этого лица — «волынский «крутопоп» (см. «Исторический вестник», 1882, стр. 400). Церковная уния — объединение православной и католической церкви на условиях признания православной церковью главенства римского папы и сохранения ею своих обрядов и церковной службы на родном языке. 132 …с начальником инженеров в Варшаве Деном… — Подразумевается Иван Иванович Дэн (1786–1859), инженер-генерал, известный быстрой постройкой военных крепостей в Польше (Ново-Георгиевск, Александровская цитадель, Иван-город, Брест-Литовск и др.). В 1843 году ему была поручена постройка Варшавско-Венской железной дороги и управление ею. В «Русском биографическом словаре» Дэн охарактеризован как «человек, не привыкший стесняться при сооружении крепостей никакими суммами». 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010