М. поддержал проект введения совместного управления 4 серб. воевод - лидеров восстания 1815 г. кн. М. Обреновича, кн. П. Молера, П. Цукича и прот. Матии Ненадовича, который Обренович не одобрял. В т. н. Фенекском соглашении оговаривалось, что после освобождения Сербии и введения управления 4 воевод митрополитом одной из серб. кафедр (скорее всего Белградской) должен стать монах из Студеницы, а сам мон-рь будет восстановлен и подготовлен к возвращению братии с мощами кор. Стефана. С целью не допустить реализации проекта габсбургские власти велели митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу) переселить врачевшницко-студеницкое братство из Фенека в мон-рь Боджяни , удаленный от границы. В июле 1815 г. М. приехал к Обреновичу и выступил в качестве советника при заключении мирного договора с османами. В сент. 1815 г. в составе серб. делегации он был направлен в Стамбул, где получил известие о смерти митр. Белградского Дионисия (Поповича) . Обренович предложил К-польской патриархии кандидатуру М. на Белградскую кафедру. Однако митрополитом Белградским был назначен грек Агафангел (стал им в 1816, с 1826 патриарх К-польский). Но между Обреновичем и патриархией был достигнут компромисс, и в окт. 1815 г. в Стамбуле М. был хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Ужицко-Валевским. М. поддерживал контакты с российским посольством в Стамбуле, что вызвало недовольство тур. властей. Возможно, еще в Стамбуле отношения М. с Обреновичем испортились: по одной из версий, он вычеркнул из списка серб. прошений к османскому султану пункт о получении Обреновичем наследственного княжеского достоинства (прошение было подтверждено позже специальным бератом). Вернувшись в Сербию, М. вместе с Обреновичем и врачевшницким архим. Мелетием (Павловичем ; с 1831 митрополит Белградский) составил «Предписание о священстве», где были указаны права и обязанности архиереев, священников и верующих с целью упразднения практики получения архиереями различных прав через распоряжения патриарха и султанские бераты. Но митрополит сохранял независимость в ведении своих дел и продолжал поддерживать участников «Фенекского соглашения», что вызывало подозрения властей и осложняло отношения с князем. По приказу Обреновича М. вместе с 2 приближенными был убит. Похоронен в церкви в Шабаце.

http://pravenc.ru/text/2562840.html

Белградский вариант пения не упоминается ни в многочисленных нотных записях собирателей серб. песнопений (священников и музыкантов-мирян), ни в работах Мокраняца, к-рый первым начал собирать напевы певцов-сказителей в Белграде и Сербии. Термин «Б. р.» впервые употребил ученик Мокраняца музыковед Косте П. Манойлович (Споменица Стевана Ст. Београд, 1923. С. 169, 174), что, однако, явилось скорее плодом его свободных размышлений и большой преданности своему учителю, чем результатом сравнительного анализа вариантов пения. Впосл. т. зр. Манойловича была воспринята некритически и длительное время господствовала в серб. историографии (ее разделяли П. Конёвич, С. Джурич-Клайн, З. Василевич). Мокраняц, как он пишет в предисловии к Осмогласнику, выбирал и записывал различные варианты традиц. церковного пения, а потом в соответствии со своим муз. вкусом «освобождал их от излишних украшательств и игры голосов». Намерение написать исследование о вариантах серб. пения он так и не осуществил, автографы его записей были утеряны во время первой мировой войны. Сейчас представляется невозможным точно установить, какого характера были изменения, вносившиеся Мокраняцом в оригинальные мелодии при записи. Сразу после выхода из печати Осмогласник в его редакции стал учебником для духовных школ в Сербской митрополии, а после первой мировой войны - и в др. частях Сербской Церкви. Певч. материал из Осмогласника использовался в качестве образца при составлении богослужебных песнопений, не имевших общепринятого напева. В наст. время редакция осмогласных распевов Мокраняца - наиболее распространенный вариант серб. церковного пения, практически его «стандартный» стиль. Неблагоприятная обстановка, в к-рой оказалась Сербская Церковь при новом общественном строе после второй мировой войны, привела к резкому падению интереса к церковному пению и полному исключению его как из общей системы образования, так и из общественной и культурной жизни. В духовных школах пение изучали на основе составленных ранее сборников и устной традиции, однако ему не уделялось должного внимания. Только отдельные епископы, бывш. воспитанники ДС в Сремски-Карловци, выпускники педагогического уч-ща в Сомборе, немногочисленные фрушкогорские иноки и старые певцы сохранили обширные познания о церковных распевах, о карловацком стиле пения и о развитых видах «великого пения». Вслед. недостатка знаний об историческом развитии церковного пения в Сербской Церкви и о наследии Мокраняца как мелографа и редактора было «затемнено» и представление о вариантах серб. церковного пения.

http://pravenc.ru/text/77886.html

Во время управления М. была отменена часть привилегий, предоставленных в империи сербам, изменена процедура избрания митрополита (введено выдвижение 3 кандидатов), для ремонта старых и строительства новых храмов стали требоваться разрешения властей, а священство было передано гражданскому суду и обложено теми же налогами, что и др. верующие. В 1724 г. был создан совет из 57 членов для поддержания храмов и монастырей, попечения о бедных, открытия и содержания школ, контроля за порядком совершения служб, внешним видом и поведением священников в общественных местах. С 1727 г. на приходах стали вести метрические книги. В 1728 г. были изданы «Правила для священства». При М. был устроен Архиепископский суд, началось строительство митрополичьей резиденции в Белграде. Все изданные им распоряжения были подтверждены на Народно-церковном соборе 1730 г. в Белграде. Как представитель православных подданных, М. защищал при габсбургском дворе их права и привилегии при помощи т. н. общенародных опекунов (туторов), должность которых была введена Народно-церковным собором в 1726 г. М. поддерживал контакты с Россией, по его личной просьбе имп. Петр I прислал большое количество книг. При М. была введена в употребление церковнослав. редакция богослужебного языка вместо сербско-славянской. Усилению рус. влияния способствовало открытие школ, приглашение в них учителей из России и преподавание по рус. учебникам. Первым по приглашению М. в 1727 г. в Русско-славянской школе стал преподавать М. Суворов. М. направлял юношей на обучение в Россию, прежде всего в КДА. Назначил своим преемником еп. Темишварского Николая (Димитриевича), но вместо него митрополитом Карловацким в 1731 г. стал Викентий (Йованович) . Был похоронен в Соборной церкви Белграда. После передачи Белграда Османской империи (по условиям Белградского мира 1739 г.) его прах перезахоронили в мон-ре Крушедол . Лит.: Тестамент митр. Mojceja 1868. Бр. 4. С. 31; Бр. 5. С. 39; Бр. 6. С. 46-47; Бр. 7. С. 55-56; Руварац Д. Mojcuje митр. Београдски, 1713-1730//Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1898. Бр. 34, С. 81-200; он же. Писма М. Суворова руско-српског и митр. Mojceja же. 1910. Бр. 49. С. 74-95; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник СЦ за 1909. Београд, 1909. С. 922-923; Р. Л. Срби под aycmpujckoм 1718-1739//Ucmopuja српског народа. Београд, 1986. 4. Д. 1. С. 126-142; Ucmopuja. 1991. 1. С. 371-373, 381-383; Српски jepapcu. 1996. С. 333-337; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1997; Точанац И. Прописи за свештенике и napoxujahe архиепископа и митрополита београдско-карловачког Mojcuja часопис. 2002. Бр. 48. С. 147-164; она же. Општенародни тутори//Мешовита Београд, 2007. Бр. 28. С. 7-20; М. Ucmopujcku преглед Српске православне мumponoлuje карловачке// Косовац М. Српска православна мumponoлuja карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 68, 72-75.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

4. Отсутствие воли со стороны нашей Матери Церкви Константинопольской, чтобы хоть одно из предложений нашей Церкви (как дискуссия об автокефальности, о праве архиереев голосовать на Соборе, о признании соборов девятого и четырнадцатого веков в качестве всеправославных в сознании и практике Православной Церкви, и некоторые другие, возможно, меньшего значения) было внесено в тематику и повестку дня Собора, как нас обязуют суждения Святого Архиерейского Сабора нашей Церкви, официально сформулированные как два года назад, так и недавно, в конце минувшего мая месяца, вынуждены мы с сожалением — но одновременно и с полным ощущением своей пастырской и, вообще, церковной ответственности — оповестить Вашу дорогую и уважаемую Светлость и Ваш Святой и Священный Синод, что в виду выше изложенного, нашей Церкви тяжело участвовать в созванном Святом и Великом Соборе, и мы предлагаем отложить его на некоторое время для того, чтобы наше собрание на Крите, с Божьей помощью, рассматривалось как предсоборный межправославный совет. Его цель — дополнительная подготовка Собора и улучшение его текстов, начальная фаза целого соборного процесса, который необходимо продолжить в будущем, в следующей фазе, после того, как будут устранены несогласия и будут достигнуты единомыслие и консенсус Церквей. В этом случае, с Божьей помощью, плодом Собора будет свидетельство непорочной веры нашей, ответ о надежде, которая в нас и весть спасения во Христе, направленная всем, и тем, кто вблизи нас, и тем, кто далеко, и ни в коем случае, не дай Бог, прорастание новых нежелательных и тщетных расколов и ложных церквей под предлогом ложно провозглашённой ревности и якобы сохранения Православия. С этим остаёмся на связи Вашей Светлости покорный в Воскресшем Христе брат и сослужитель Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней, Председатель Святого Архиерейского Синода Официальный сайт Сербской Православной Церкви Перевод с сербского Вадима Вязанцева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pismo-serbskoy-pravosl...

В результате решением Архиерейского Собора бывший епископ Рашко-Призренский Артемий был лишен епископского сана. «После ознакомления со всеми существенными фактами , – говорится в официальном сообщении,– и исчерпывающего рассмотрения Священный Архиерейский Собор, с великим сожалением, но решительно встав на защиту святого и спасоносного единства Церкви, в виду доказанных и утвержденных им тяжелейших канонических преступлений – свещеннослужения при действующем запрете в священнослужении, отказа в послушании Собору, организации раскола и насильственного захвата некоторых монастырей Сербской Православной Церкви в Рашко-Призренской епархии, в том числе при участии вооруженных лиц и физической угрозе монахам в этих монастырях, ­ лишил находящегося на покое епископа Рашко-Призренского Артемия епископского сана и вернул его в чин монахов». Собор принял решение о создании новой Крушевацкой епархии с кафедрой в городе Крушевац. В состав новой епархии войдут части Нишской, Жичской, Шумадийской и Браничевской епархии. Подготовка и управление организацией новой епархии поручена епископу Жичскому Хризостому, а новый правящий архиерей должен быть избран на следующем заседании Собора в мае 2011 года. Собором было первоначально одобрено образование еще двух епархий на территории сегодняшней Белградско-Карловацкой архиепископии. Епископам, несущим свое служение в США, поручено изучить возможность изменения границ существующих там епархий СПЦ. С учетом реальных духовных потребностей и количества верующих в Центрально-европейской епархии был поднят вопрос о возможности образования отдельной епархии в Австрии с кафедрой в Вене. Собор с радостью принял сообщение о единогласном решении епархиального совета Австралийско-Новозеландской епархии и Церковно-народного собора одноименной епархии Новограчаницкой митрополии об установлении полного церковно-административного единства. Собор принял несколько организационных решений, касающихся предстоящего празднования 1700-летия Медиаланского эдикта (313-2013), а также организации службы военных священников в армии Сербии.

http://pravoslavie.ru/43018.html

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:   Официальная хроника   Определения Священного Синода  Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла   Поздравления и послания Святейшего Патриарха Кирилла  Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы  Постановление Епархиального собрания города Москвы 24 декабря 2020 года   Церковная жизнь  Больше всего обрадовали наши священники/Архиереи Русской Православной Церкви о прошедшем годе.  Светлые новости 2020 года.   Митрополит Волоколамский Иларион. Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет. Интервью председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини».  Епископ Калачинский и Муромцевский Петр. Пандемия — бич Божий по грехам нашим.  Алексей Реутский. Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу.  Александр Слесарев. От церковных расколов государство страдает не меньше, чем Церковь. Церковь и общество  Алексей Ордынский. Эра милосердия.  Михаил Терентьев. Дом для мамы плюс. Как в Калужской епархии расширяют спектр социальной поддержки, изыскивая возможности помогать все большему числу нуждающихся.  Дмитрий Анохин. Волонтеры на дистанционке. Инновационный проект Российского православного университета объединил добровольцев для удаленной помощи подопечным в разных регионах России.   Чтение  ЖМП рекомендует: Книжные новинки — 2020. Дюжина самых популярных изданий, вышедших в Издательстве Московской Патриархии в уходящем году.  Новые книги Издательского дома «Познание» Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.   В помощь настоятелю   Сведения о нововведениях в законодательстве в религиозной сфере в 2020 году.   Вечная память  Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней.  Митрополит Иов (Тывонюк).  Священнослужители и монашествующие Русской Православной Церкви, преставившиеся ко Господу в 2020 году. Содержание «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_11_12_2020_...

Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (Память 13 января) Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский Родился в Белграде 5 декабря 1887г. Здесь он окончил гимназию и семинарию, где был пострижен в монахи и рукоположен в чин иеродиакона. В 1904г. будущий исповедник завершил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия. После двухгодичного обучения богословским и философским наукам в Берлинском университете, изучал в Лейпциге классическую и экспериментальную философию. В 1907г. поставлен доцентом Семинарии Св. Саввы в Белграде, а два года спустя преподает в Сорбонне и Высшей школе социальных наук. В конце 1910г. перебрался в Женеву, где учился до начала Балканской войны 1912г. Архиерейский собор Сербского Королевства избрал его епископом Нишским в мае 1913г. 25 мая 1913г. состоялась его хиротония. В Нише епископ встретил первую мировую войну. Оккупанты интернировали епископа Досифея, а около 150 священников убили (закололи кинжалами). Лишь в 1918г. он возвратился в свою епархию. Во время восстановления Сербской Патриархии после первой мировой войны, епископ Досифей был помощником председателя Архиерейского собора и в этом качестве принимал участие в переговорах с Константинопольской патриархией о восстановлении Сербской патриархии. Во время возвращения в Православие чехов и словаков из католицизма, а карпатороссов - из униатства, епископ Досифей три года провёл в Чехословакии в качестве миссионера, а потом постоянно поддерживал связь с юной Православной Церковью в этой стране. В 1931г. из части Горнокарловацкой и Пакрацкой епархии была создана Загребская епархия, которую возглавил митрополит Досифей. В Загребе владыка Досифей основал монастырь прп. Параскевы (Святой Петки). Он также управлял Горнокарловацкой и Банялучской епархиями и помогал престарелому епископу Пакрацкому Мирону в его епископском служении до смерти последнего в 1941г. Во время болезни сербского патриарха Варнавы (Росича), митрополит Досифей, как старший член Синода, управлял делами Сербской Церкви, а после смерти Варнавы и до избрания патриархом Гавриила (Дожича) в 1938г. управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.

http://pravoslavie.ru/39485.html

Печская Патриархия Вместе с тем на исторических примерах из жизни сербского народа и его древних храмов и монастырей мы хотим показать, что Косово не было сломлено ни в те трудные времена, ни сейчас, но остается сербским, несмотря ни на что... Действуют старинные обители, собирая вокруг себя многих и многих людей и из Сербии, и из других стран. Все они приезжают сюда, чтобы поклониться мощам сербских подвижников и святителей и увидеть эту уникальную красоту, островок настоящей христианской Европы – «страны святых чудес», по меткому выражению русского славянофила, поэта А.С. Хомякова. – Изображения каких именно памятников можно увидеть на выставке? – Мы постарались представить фрагменты фресок наиболее известных памятников сербского церковного зодчества, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Фотографии монастыря Печской Патриархии занимают у нас два больших стенда. Это вообще уникальная обитель, ранее ее даже называли лаврой. По своему духовному и общенациональному значению в жизни сербского народа Печская Патриархия очень напоминает роль, которую играл знаменитый Чудов монастырь Московского Кремля в русской истории и государственной жизни. Напомню также, что Печская Патриархия упоминается в полном титуле Сербского Патриарха, который звучит так: Святейший Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский. Один из храмов обители в честь Святых апостолов основал в XIII веке архиепископ Арсений I, последователь и преемник святителя Саввы Сербского. На протяжении всех последующих веков монастырь оставался важнейшим центром церковной и народной жизни. Даже в тяжелые времена османского ига именно вокруг Печской Патриархии сплачивался сербский народ, что помогало ему выжить и духовно сохраниться как исторической соборной личности. – В названии выставки звучит слово «порушенные», то есть там можно увидеть и фотографии именно пострадавших святынь? Христос с мечом в руках. Фреска. Высокие Дечаны, XIV век – Очень многие фрески тех монастырей, которые мы показываем на больших фотографиях нашей выставки, несут на себе печать времени, в том числе – следы разрушений, сделанных в разные исторические периоды, включая и переломное время рубежа XX–XXI веков, тем более что фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу» хронологически охватывает преимущественно события ХХ века.

http://pravoslavie.ru/148778.html

Еще раньше Константинопольская Патриархия даровала автокефальный статус Сербской Церкви, первым Архиепископом которой стал св. Савва (1219). Но когда при могущественном царе Стефане Душане Сербская Церковь объявила себя Патриархатом (1346), Константинополь прервал церковное общение с нею (1352). Схизма прекратилась в 1374 году. Турецкое завоевание привело к большим изменениям в церковной жизни. После завоевания Болгарии в 1393 году Тырновская Патриархия была упразднена и ее епархии вошли в состав Константинопольской Церкви. А в 1766 — 1767 гг. были упразднены и включены в состав Константинопольского Патриархата также Сербская Патриархия и Охридская Архиепископия. На территории огромной Турецкой империи оставались древнейшие автокефальные Церкви: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты и Кипрская Архиепископия. Но при том положении, какое занимал в Оттоманской империи Константинопольский Патриарх как этнарх всех православных христиан, независимость этих Церквей была весьма относительной, скорее номинальной, чем реальной. Они все зависели от Константинопольского Предстоятеля, который, в свою очередь, не был независимым от султанского правительства. XIX век стал веком освобождения целого ряда порабощенных народов. В новых независимых государствах возникают автокефальные Церкви: Сербская Белградская Митрополия, Элладская Церковь, Румынская Митрополия, Болгарский Экзархат. Этот последний возник поначалу в пределах Турции, и ценой его создания была длительная греко-болгарская схизма (1872-1945). В ХХ веке продолжалось церковное созидание. NocлeI Мировой войны произошло объединение Сербии и Черногории и присоединение к ним населенных сербами территорий, принадлежавших прежде Австро-Венгрии. Сербы, принадлежавшие до того к нескольким Поместным Церквам (Белградская Митрополия, Черногорская Митрополия, Карловацкая Митрополия-Патриархия, Буковинско-Далматская Митрополия, епархии Боснии и Герцеговины Константинопольского Патриархата), объединились теперь в единую Церковь, восстановившую в 1920 году статус Патриархата.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Кроме частных прав и свобод, как известно, есть и коллективные и корпоративные права и свободы – права Церкви, любого общества, права народа и тому подобное. Первые права в настоящее время не соблюдаются, так что не стоит и говорить о вторых. Самый тяжелый пример, к сожалению – отношение многих и слишком многих сильных мира сего к праву сербского народа в Косово и Метохии на его жизнь, свободу и будущее. Помимо всего прочего , чудовищное злодеяние торговли органами невинных сербских жертв ненависти и террора, совершаемое при холодном, равнодушном молчании, а во многих случаях и при соучастии представителей международного сообщества, что бы ни означало это название, которым было прекрасно известно, что на самом деле творилось «на месте». Более того , они подключились к созданию чьей-то, якобы независимости, именно на этом основании! Но последнее слово всегда за истиной и правдой Божьей. Гарантия тому Рождество Христово, мы это чувствуем и знаем. Рождество – это праздник мира и любви, прощения и примирения, согласия и единства. Во имя этих рождественских, богочеловеческих духовных даров и ценностей, приглашаем всех вас, дорогие наш чада духовные, жить и действовать в духе непоколебимой верности своей Матери Церкви, ее единстве, многовековом устройстве и согласно решениям ее высших и единственно компетентных иерархических начал. Не позволяйте, чтобы никого из вас смущала неправда и соблазняла тяжкая клевета отдельных личностей и группировок, которые руководствуясь своими сектантскими заблуждениями, вольно или невольно служа врагам Церкви и веры Христовой, пытаются оспорить духовный авторитет Церкви и ее законной иерархии и заменить его ложным авторитетом самопровозглашенных вождей. Одновременно, святой долг всех нас молиться Богомладенцу Христу, Солнцу Правды о покаянии и просвещении всех заблудших и о жизни и спасении всего мира. Наконец, радуясь Христу Богу и Рождеству Его, прославляя Христа Богомладенца, как «единственное новое под солнцем», воспоем все, единым сердцем и единой душой, песню пастырей и ангелов: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!» Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский ИРИНЕЙ Митрополит Загребско-Люблянский ИОАНН Митрополит Черногорско-Приморский АМФИЛОХИЙ Митрополит Дабро-Боснийский НИКОЛАЙ Епископ Шабацкий ЛАВРЕНТИЙ Епископ Зворницко-Тузланский ВАСИЛИЙ Епископ Сремский ВАСИЛИЙ Епископ Банялукский ЕФРЕМ Епископ Будимский ЛУКИАН Епископ Канадский ГЕОРГИЙ Епископ Новограчаницкий-средне-западноамериканский ЛОНГИН Епископ Восточно-Американский МИТРОФАН Епископ Жичский ХРИЗОСТОМ Епископ Бачский ИРИНЕЙ Епископ Британско-Скандинавский ДОСИФЕЙ Епископ Бихачско-Петровацкий ХРИЗОСТОМ Епископ Осечско-Польский и Бараньский ЛУКИАН Епископ Средне-Европейский КОНСТАНТИН Епископ Западно-Европейский ЛУКА Епископ Тимокский ИУСТИН Епископ Враньский ПАХОМИЙ Епископ Шумадийский ИОАНН Епископ Славонский САВВА Епископ Браничевский ИГНАТИЙ Епископ Милешевский ФИЛАРЕТ

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010