Вопрос в том, хотят ли монахи быть музейными экспонатами, проживающими в заповедниках-резервациях на потеху туристам, или полноценными членами современного постиндустриального общества? Дребезжащая пилорама, тонны железной стружки, рассуждения о вреде паспортов и вездесущих масонах в XXI веке не вызовут сочувствия и понимания в образованной среде. Давайте в качестве примера посмотрим на прогрессивный опыт Белградско-Карловацкой архиепископии, где по благословению митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия открыт Центр по изучению современных технологий, в задачу которого входит наблюдение за техническими новинками и современными технологиями и изучение возможностей их использования в миссионерской деятельности Церкви. Особый акцент сербы сделают на исследовании медиа-сферы и информационно-коммуникативных технологий, а также на анализе технологических вызовов, с которыми сталкивается современный мир. Давайте обратим внимание на цитадель монашества — Афон, где недавно телекоммуникационной компании «ОТЕ» было разрешено организовать wi-max связь, которая обеспечит высокоскоростной доступ к всемирной Сети насельникам монастырей и скитов. Для лубочного понимания монашества эта новость, вне всякого сомнения, — жестокий удар. А как же молитва? Ведь подлинный смысл монашества (в его восточном понимании) состоит в том, чтобы обеспечивать Церковь опытом реального общения с Богом, а не в получении блестящего образования и современных профессий. Сложность времени как раз и состоит в том, что «это надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42). Известность в Церкви монахи приобрели тем, что всякий раз, когда чистота веры находилась в опасности, они становились ее исповедниками. Какого исповедничества в условиях современных угроз и вызовов можно ждать от человека в рясе и клобуке, который не может внятно объяснить, в чем состоял подвиг Христа, не знает истории Церкви и по слогам читает церковно-славянские тексты? Разве можно говорить о монашестве как о катехизической школе Православия, когда в некоторых монастырях кроме наместника ни у одного насельника нет хотя бы заочного семинарского образования?

http://e-vestnik.ru/church/monashestvo_p...

и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Наконец, но не последнее: Святой и Великий Собор Православной Церкви есть и призыв всем к покаянию наподобие Христову призыву: «И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» (Марк 1, 15). Так этот Святой и Великий Собор Православной Церкви будет обновлением и подтверждением живой, истинной и спасительной веры, «однажды преданной святым» (Иуда 1,3), и подтвердит истинную богочеловеческую вселенскость (экуменичность) Православия во времени и пространстве, потому как «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней, председатель Святого Архиерейского Собора. Официальный сайт Сербской Православной Церкви Перевод с сербского Вадима Вязанцева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июля, 2016 4 июля, 2016 8 июня, 2016 9 июня, 2016 10 июня, 2016 30 октября, 2018 16 октября, 2018 29 сентября, 2018 22 июля, 2016 19 июля, 2016 4 июля, 2016 8 июня, 2016 9 июня, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/poslanie-arhiereyskogo...

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. 28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Викарными епископами Патриарха Сербского избраны протосинкел Иоанн (Чулибрк) с титулом " епископ Липлянский " и архим. Андрей (Чилерджич) с титулом " епископ Ремезиянский " . Собор попросил еп. Захумско-Герцеговинского Григория (Дурича) в качестве заместителя помогать митр. Дабробосанскому Николаю (Мрджа) в исполнении его архипастырского послушания. На американском континенте утверждена епархия Новограчаницко-Средне-Западно-Американская и упразднена митрополия Либертивилльско-Чикагская. При этом монастырь св. Саввы Сербского в г. Либертивилле возле Чикаго получил статус ставропигиального и перешел под прямое управление Патриарха Сербского. Новым местопребыванием кафедры Восточно-Американской епархии определен Нью-Йорк. Также Собор одобрил дополненный текст Статута Канадской епархии и Устав митрополии Австралийско-Новозеландской. Собор отложил вопрос о выделении новых епархий из состава Белградско-Карловацкой архиепископии и Рашско-Призренской епархии до создания необходимых условий. При этом Собор подчеркнул необходимость в восстановлении древней Рашской епархии (которая во время турецкого владычества была присоединена к Призренской) и усиления присутствия Сербской Церкви в южной части Сербии. С целью успешной организации церковной жизни Собор расширил состав постоянной Соборной комиссии по ревизии Устава СПЦ. Ряд решений Собор принял по вопросам церковного просвещения и церковного образования. Так Православному богословскому факультету Белградского университета поручено осуществить перевод творений святых отцов и учителей Церкви с языков оригиналов и их издание с научными комментариями. Новым ректором Карловацкой богословии (семинарии) избран профессор прот. Йован Петкович, а также принято решение вернуть Призренскую богословию в Призрен (во время военного конфликта 90-х г. ХХ в. в Косово и Метохии богословия была переведена в Ниш). Собор выразил надежду на развитие сотрудничества между высшими церковными школами и принял ряд мер для развития образовательно-воспитательной системы в семинариях и включения семинарий, действующих на территории Сербии, в государственную образовательную систему, а также благословил в местах, где имеются необходимые условия, открывать церковные православные гимназии и иные школы.

http://religare.ru/2_86534_1_21.html

До настоящего времени полный титул Сербского Патриарха – Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский (Архиепископ Печский потому, что Сербское Патриаршество было основано в старинном городе Печ в южной Сербии в 1340-х годах). В 1921 году Сремские Карловцы становятся центром Русской Православной Церкви за границей после переезда туда из Константинополя, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, в марте 1921 года Высшего временного церковного управления за границей во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Несколько ранее в Сремские Карловцы прибыл также митрополит Евлогий (Георгиевский), который был тогда другом митрополита Антония и состоял в ВВЦУ. Позже, как известно, митрополит Евлогий переехал в Париж. В 1921–1922 годах русская колония в Сремских Карловцах значительно увеличилась с приездом туда большей части штаба Добровольческой армии генерала П.Н. Врангеля. Летом 1922 года прибыл в Сремские Карловцы и сам генерал Врангель. Помимо военных чинов и духовенства, значительную группу русских в Сремских Карловцах того времени составляла интеллигенция. Многие из них были приглашены сербами как преподаватели семинарии и знаменитой карловацкой гимназии. Некоторых из них я помню лично, как например Николая Васильевича Соколова, Анну Степановну Логинову и Владимира Семеновича Курочкина. Следует подчеркнуть особо, что подавляющее большинство русских людей, очутившихся тогда за границей, не считали себя иммигрантами с целью устройства на постоянную жизнь в другой стране. Они мыслили себя временными беженцами, спасавшимися от неминуемой гибели от большевиков Советской России. Для них отъезд из России и их пребывание за границей были трагедией, в большинстве случаев связанной с большими трудностями, лишениями и бедностью (иногда граничившей с нищетой). Кроме того, это было и душевное страдание, так как они горячо любили Россию и чувствовали себя в той или иной степени виновными в потере родины и всего с этим связанного. Все они болезненно переживали страшные вести террора, голода, уничтожения духовенства, интеллигенции, храмов и духовных ценностей в советской России. Поэтому они заботливо и с любовью желали сохранить и воспитать своих детей в любви к России и всему русскому, и особенно к православной вере и русскому языку. На свои скудные средства, иногда с помощью сербов, они устраивали церкви, русские школы, кружки молодежи и т.п.

http://pravoslavie.ru/28256.html

В период пребывания в 1689 г. делегации в России сама обитель оказалась на линии фронта во время австро-тур. войны (1683-1699), что вынудило монахов вместе с местным населением уйти на австро-венг. территории. 22 нояб. 1696 г. в Киев прибыла делегация во главе с митр. Белградско-Сремским Стефаном (Метохийцем) и настоятелем П.- архим. Софронием (Подгоричанином; впосл. митрополит Карловацкий). Они представили грамоту, дарованную обители в 1689 г., и сообщили, что папрачские монахи покинули мон-рь и сейчас живут в 20 милях от Будима. Получив милостыню, делегация вернулась на родину, архим. Софроний руководил папрачскими монахами до 1705 г. П. упоминается в отчетах о посещении мон-ря монахами патриаршего экзарха Мелетия в 1708 г., в извещении австрийского осведомителя во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и как село в приходе в синкелии 1723 г. попа Фомы. В этот период с храма сняли крышу и уничтожили остальные монастырские здания. До ухода монахов в П. действовал скрипторий (см. Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 160-161). В нем также переписывались книги, привезенные из России: в 1617 г. Петр переписал Лествицу прп. Иоанна, в 1619/20 г.- Триодь, ок. 1621 г. мон. Даниил (Крпац) списал Синаксарь. Богатством отличалась и ризница. Монахи унесли большую часть ценностей и книг, к-рые впосл. оказались в городах Сараево, Чайниче, в мон-рях на Фрушка-Горе и в разных храмах. Восстановление П. начал свящ. хаджи Захария Попович ок. 1853 г., о чем сообщает т. н. Тефтер монастыря Папрача, к-рый повествует об истории обители с 1859 по 1880 г. (НБС. Рс 111; см.: 1998). Восстановленную церковь в 1869 г. освятил митрополит Дабро-Босанский Дионисий II. Хаджи Захария неск. раз скрывался в Сербии от тур. властей и побывал в России, откуда привез колокол, к-рый неск. десятилетий стоял укрытый в храме в силу запрета тур. властей звонить в колокола. В том же «Тефтере...» описываются б-ка (ок. 30 книг) и ризница П., что говорит о том, что обитель имела все необходимое для проведения богослужений, и что монахи продолжали переписывать книги и делать предметы церковной утвари. На основании упоминания в «Тефтере...» учителя Йовы можно предположить, что в П. действовала школа.

http://pravenc.ru/text/2578941.html

Долгое время Святейший Павел возглавлял Синодальную комиссию по переводу Священного Писания Нового Завета, который был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Кроме того, епископ Павел был председателем Синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке. В ноябре 1990 г. решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего Патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 г. в кафедральном соборе Белграда. Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, сербско-хорватско-бос­ний­ская война и натовская агрессия в середине 90-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии; отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая “Черногорская церковь”, наконец, противозаконное насильственное отторжение Косово от Сербии. При всех нелёгких событиях Патриарх поддерживал и утешал свою паству. Патриарх Павел был известен чрезвычайно скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха; многие считали его современным святым. Велик был его авторитет и во Вселенской Православной Церкви. Патриарх Павел посещал с первосвятительскими визитами не только свою паству в странах бывшей Югославии, но и сербские общины в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе. За время первосвятительского служения Патриарха Павла произошло немало позитивных событий. Был открыт ряд семинарий, был восстановлен богословский факультет Белградского университета, было возобновлено преподавание Закона Божия в школах. В 1992 г. был уврачёван “американский раскол”, возникший в среде сербов США во времена коммунистической Югославии, — своего рода аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола, и хотя достигнутые в Нише соглашения были затем отвергнуты раскольнической “Македонской православной церковью”, но при активном участии Патриарха в Македонии всё же возникла вновь каноническая Церковь юрисдикции Сербского Патриархата (после того как в 2002 г. перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн и были рукоположены другие архиереи), и таким образом несмотря на сильное противодействие македонских властей и раскольников была возрождена Православная Охридская Архиепископия.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

Слава сербских Богородичных икон идёт из глубокой древности и проходит через все переселения, рации, Проклятые горы сербской истории, чтобы укрепить нас сегодня в Православии, Святосавском и всеславянском чувстве. Прочитаем же некоторые страницы из летописи заступничества Богородицы за сербский народ… В летописи обители Дивша значится: «в лето Господне 1753, месяца сентября в восьмой день, в Нешчине бысть чудо великое и преславное: икона Пресвятой Владычицы Богородицы слёзы источала четыре дня, и число их было равно двенадцати». В летописи карловацкого митрополита Павла Ненадовича говорится: «Прошедшее лето 1754 года преблагой и всемилостивый Господь благословил изобилием пшеницы, винограда и овощей, так что не хватало посуды для урожая, но брали лодки и хранили в них плоды. И тогда иконы Богоматери в Нешчине и в монастыре Дивша точили слёзы из очей, что всещедрый Бог да изведёт на благое завершение». …Мы поговорим более подробно о следующих образах: Бездинском, Белградском, Бочанском, Левишском, Лепавинском, Печском,Савинском, Чайничском, Чокешинском (Чокешинский Покров) и Шиклеушском. Бездинская (Винчанская) икона происходит из Киева и относится к спискам величайшего чудотворного образа Богородицы – Владимирского. В 1727 году её принял в сербском монастыре Винча игумен Паисий. Затем, спасаясь от турок, он перенёс образ в Панчево, после – в Сланкамен, и, наконец, в монастырь Бездин. Патриарх Арсений IV украсил икону драгоценными камнями, в 1745 году на неё был положен драгоценный оклад. Сегодня святыня находится в Епископской резиденции во Вршаце. По благословению Сербского Патриарха празднование Бездинской иконе установлено 2(15) июля. Белградская икона Божией Матери находилась при Стефане Лазаревиче в Соборной церкви Митрополии. Во время нашествия турок на Белград церковь была разрушена, лишь несколько десятилетий назад археологи обнаружили её фундаменты. Образ был перенесён в Царьград, но затем следы его затерялись. Ныне Чудотворный Список иконы Богородицы находится в церкви Ружица , в Белградской цитадели. Это главная святыня Митрополии Белградской.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

10. Ответ на 9., Павел Тихомиров: Кто такой на самом деле Шмеман становится ясно из его Дневников... 9. Ответ на 1., М.Яблоков: Что это за «поместные митрополии»?! И что это за их «конфедерация»? Православное каноническое право не знает таких понятий. В СПЦ очень силён дух шмемановщины. Шмемановщина воспринимается как реакция на скрытое латинство. Мы как-то дискутировали на эту тему тут на РНЛ лет 7 назад примерно. Понятно, что прот.Александр даёт неверные ответы на в целом верные вопросы. На этом сейчас не будем останавливаться, чтобы не уходить в сторону. Итак, поскольку исходим из того, что владыки СПЦ выросли на трудах прот.Александра, то давайте посмотрим: что из себя представляет осмысление экклезиологических вопросов в рамках " шмемановщины " . Проф. С.Трубецкеой, осмысляя экклезиологию о.А.Шмемана, отмечал следующее: Поместная церковь является СОЮЗОМ локальных церквей, т.е. епархий. При этом епархии являются самодостаточными единицами. Конечно, о.А.Шмеман не называет союзы епархий " федерациями " или " конфедерациями " , это уже наш полемический приём. Но, мы же помним сколь мало ценил о.А.Шмеман то, что он называл " обычаями без истины " , т.е. некие исторически обусловленные формы. Поэтому все мотивы, цели, всё совершенно на поверхности. 8. Ответ на 5., Koordinator: «Тот ли это случай, когда пастырю надо спрашивать совета у овец?» А вы разве не знаете, что хранителем благочестия в Православной Церкви является весь православных народ, а не только одни пастыри? 7. Ответ на 6., Павел Тихомиров: А потом можно будет и автокефалию упразднить, переподчинив Фанару. 6. Ответ на 4., М.Яблоков: Не надо было минору возжигать в Белградской синагоге... такие вещи просто так не проходят... Джомич ещё 4,5 года назад отличился в начатой кампании по подготовке общественного мнения к грядущим переменам. Он упирал на то, что название Сербская Православная Церковь неканонично, что это то название, которое сформулировало руководство Королевской Югославии в политических целях, заменив название Православная Церковь Королевства С.Х.С. Якобы канонически корректное название - Патриархия Печская и Белградско-Карловацкая.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/10/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010