(Модоран) [румын. Climent Modoran] (ок. 1685, с. Пьетрари-де-Жос, Валахия - 31.01.1753, там же), еп. Рымникский в 1735-1749 гг. В раннем возрасте осиротел, воспитывался в мон-ре Бистрица. Был пострижен в мон-ре Хурези. Поставлен настоятелем мон-ря Половраджи, находившегося под управлением монастыря Хурези. Позднее возглавлял монастырь Бистрица (письменное упоминание о его настоятельстве относится к 1734). 28 июня 1735 г. выборное собрание архиереев и бояр предложило 3 кандидатуры, в т. ч. К., для занятия вакантной Рымникской и Новосеверинской епископии (см. Рымникская архиепископия ), 1 окт. 1735 г. венский двор остановил свой выбор на К. Поскольку Рымникская епископия в период австр. владычества (1718-1739) находилась в юрисдикции серб. Белградско-Карловацкой митрополии, К. был хиротонисан во епископа Рымникского 12 апр. 1737 г. митр. Карловацким Викентием (Йовановичем). В начале управления епархией К. также духовно окормлял верующих Брашова и обл. Цара-Бырсей в Трансильвании (до 1739). В 1737 г. началась австро-тур. война, и осенью того же года австр. войска оставили Олтению. Большую ее часть захватили турки с союзниками татарами. К. был вынужден покинуть резиденцию и искать прибежища в горах Лотру. После подписания 21 сент. 1739 г. в Белграде мирного договора между Австрией и Османской империей и возвращения Олтении в состав Валахии К. вновь занял Рымникскую кафедру, вошедшую в состав Унгро-Влахийской митрополии. Первое, что сделал К., было восстановление кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (1739-1749), епископской резиденции и адм. помещений, разрушенных во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Он также построил больницу с ц. Успения Пресв. Богородицы (1745) на территории кладбища епископии. На свои денежные средства при содействии братьев и др. родственников построил на территории совр. жудеца Вылча скит Пэтрунса в с. Бэрбэтешти с церквами вмц. Параскевы (это имя носила мать К.) и свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (1740), скит в с. Пьетрари-де-Жос с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1742-1743) и скит Колник с ц. Рождества Божией Матери в с. Моштени (1752), возвел церкви в селах Бодешти и Горану (ныне в черте г. Рымнику-Вылча) и др.

http://pravenc.ru/text/1841363.html

В 1690 г., во время переселения сербов, спасавшихся от наступавших турок, в австр. владения, Патриарх взял с собой в Сремски-Карловци свои книги, составившие после его кончины основу буд. фонда б-ки. Позже в б-ку неоднократно поступали многочисленные книжные собрания, остававшиеся после кончины иерархов: в 1728 г. 44 тома, принадлежавшие еп. Будимскому Михаилу (Милошевичу), после 1730 г. издания на серб., рус., лат., греч., нем. языках из б-ки митр. Белградско-Карловацкого Моисея (Петровича). В 1737 г. поступили книги из Белградской (Сербской) митрополии , после чего б-ка стала именоваться митрополичьей. В 1769 г. было принято офиц. решение о передаче в фонд б-ки книжных собраний каждого почившего архиерея. Но и при жизни нек-рые иерархи активно способствовали пополнению б-ки, напр., митр. Стефан (Стратимирович ; 1790-1836) приобрел для нее 2072 тома и подарил собственное собрание из 2480 томов, а также свыше 200 карт и рисунков. Фонды б-ки были пополнены собраниями книг писателя и гравера XVIII в. Захарии Орфелина (195 названий, коллекция после нек-рых утрат насчитывает 131 том, почти каждый с автографом владельца); серб. историка архим. Илариона (Руварца ; † 1905) (1852 названия в 2433 томах, 212 утрачены); митрополичьей Патриаршей б-ки (свыше 7650 книг, тематика к-рых связана с борьбой за независимость Сербской Церкви от К-поля), возникшей в 1815 г. и в значительной степени сформированной первым Патриархом восстановленной Сербской Патриархии Димитрием (Павловичем ; 1920-1930). Б-ка ДС в Сремски-Карловци (6242 наименования в 15620 томах) была передана в Б. П. б. после ее закрытия в 1919 г. в связи с основанием богословских фак-тов в ун-тах Белграда и Загреба. В дальнейшем поступления осуществлялись из студенческой б-ки богословского об-ва «Согласие», действовавшей в рамках ДС в Сремски-Карловци (850 произведений в 1253 томах); из б-ки прот. Стефана Джурджевича, белградской соборной церкви (3520 названий книг, журналов, газет), переехавшего из Венгрии в 1936 г.; из б-ки церковного писателя и редактора ж. «Духовная стража» архим. Стефана (Илкича) (2711 произведений в 8979 томов); из б-ки Белградской ДС во имя свт. Саввы (свыше 17 тыс. названий), формировавшейся со времени своего основания (1836) и включавшей книги из собрания митр. Михаила (Йовановича ; 1859-1881, 1889-1898) (4250 названий) и акад. Сербской королевской академии архим. Никифора (Дучича ; 1882-1900) (ок. 780 названий); из б-ки Патриарха Варнавы (Росича ; 1930-1937) (ок. 5496 книг) и ряда др. иерархов СПЦ.

http://pravenc.ru/text/77880.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Порядок избрания и титул Предстоятеля Сербской Православной Церкви будут изменены 09.03.2018 556 Новое официальное название Сербской Православной Церкви будет звучать как «Сербская Православнамя Церковь — Печская Патриархия». Об этом во вторник, 6 марта 2018 года, сообщило издание b92 со ссылкой на ежедневную Белградскую газету «Вечерние новости», сообщает Седмица.ru. Наиболее важные изменения в уставе касаются процедуры избрания Патриарха Сербского. Согласно сообщению газеты, процедура избрания Сербского Патриарха будет существенно упрощена. Отныне она не будет включать в себя прежнюю практику проведения «апостольского жребия», когда выбирался и открывался один из трех конвертов, содержащих имена кандидатов. В соответствии с новыми правилами, Предстоятель Сербской Православной Церкви будет избираться тайным голосованием. Избранным будет считаться иерарх, за которого проголосует большинство в две трети голосов епископов. Проект новой церковной конституции предполагает, что Патриархи будут избираться в Печской Патриархии. Кроме того, как возможные места проведения выборов Предстоятеля Сербской Православной Церкви указаны Белград и Сремски Карловцы. Важным новшеством станет и то, что избранный кандидат в Патриархи будет называться «Архиепископом Печским, митрополитом Белградским и Карловацким и Патриархом Сербских и Приморских земель». Кроме того, согласно новому Уставу Сербской Православной Церкви, существующие 13 ее епархий станут митрополиями. Новая редакция конституции Сербской Православной Церкви, скорее всего, будет принята на собрании высшего органа церковного управления — Освященном Соборе, который состоится в середине мая этого года. Работа над новой редакцией церковного устава началась в 2012 году с создания комиссии по пересмотру существующей Конституции Сербской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Изменения в официальном названии Сербской Православной Церкви объясняются стремлением укрепить связь с ее историческим центром — Печской Патриархией, а также с Косово и Метохией как важнейшей частью ее юрисдикции.

http://ruskline.ru/politnews/2018/mart/9...

«Золотому Витязю» и Николаю Бурляеву будут вручены Ордена Саввы Сербского I степени 13 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 13 апреля в 12-00 в Священном Синоде Сербской православной церкви пройдет вручение Ордена Святого Саввы I степени Президенту Международного Форума «Золотой Витязь», народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву. 13 апреля в 12-00 в Священном Синоде Сербской православной церкви пройдет вручение Ордена Святого Саввы I степени Президенту Международного Форума «Золотой Витязь», народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву. Кроме того, Орденом Святого Саввы II степени будет награжден генеральный директор информационного партнера Международного Форума «Золотой Витязь» — телеканала «Спас» — Борис Игоревич Костенко. Награждение проведет Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий Святейший Патриарх Сербский Ириней. Эта же награда чуть позже будет вручена Международному Форуму «Золотой Витязь», уже 19 лет утверждающему традиционные духовно-нравственные ценности и проходящему под девизом: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Церемония вручения Ордена Святого Саввы Сербского I степени пройдет во время Торжественного Открытия I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», которая состоится 5 мая в Большом зале Консерватории. Орден Святого Саввы Сербской православной церкви учрежден в 1986 году и вручается за заслуги перед Сербской православной церковью и по праву считается высшей награды сербского народа. Орденом отмечаются выдающиеся заслуги в духовной, просветительской и гуманитарной областях. Орден вручается духовным и светским лицам, коллективам и организациям. Кавалерами Ордена от России ранее были: 1994 год — Алексий II — Патриарх Московский и всея Руси (1994 год); 2003 год — Сергей Кужутович Шойгу – министр, генерал армии, за заслуги в оказании гуманитарной помощи сербским беженцам из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косова и Метохии; 2004 год – Александр Исаевич Солженицын — писатель — за неустанное свидетельство истины, добра, покаяния и примирения как единого пути спасения;

http://pravmir.ru/zolotomu-vityazyu-i-ni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК II патриарх Печский (1765-1766), последний предстоятель Печской Патриархии перед ее упразднением. Взошел на Печский Патриарший престол по решению Синода К-польской Патриархии. Его предшественник, сосланный на Кипр Василий (Бркич-Йованович) , в ряде источников называется последним Печским патриархом-славянином, поэтому К. по традиции считается греком. Однако нек-рые источники сообщают о происхождении К. из Тырнова, а еп. Ужицкий Иоанникий (Нешкович) в «Списке архиепископов и патриархов Сербских» упоминает «хаджи Каллиника II из Паланки в Сербии» (вероятно, имеется в виду г. Бела-Паланка или г. Бачка-Паланка), поэтому вопрос о его национальности остается открытым. Наименование К. «хаджи» в неск. источниках указывает, что он совершил паломничество на Св. землю. К. прибыл в Печ 17 марта 1765 г. С кон. XVII в. Печская Патриархия фактически управлялась из К-поля, что вызвало частую смену ее предстоятелей и иерархов на кафедрах, обострение противостояния между иерархами греческого и славянского происхождения и прекращение поступления финансовой помощи из Карловацкой митрополии. Когда Печ не смог оплатить свой долг наследникам грека из К-поля Й. Спатариса, К-польская Патриархия предложила погасить эти обязательства при условии, что К. уйдет в отставку, а Печская Патриархия будет упразднена. В сент. 1766 г. К. подал султану Османской империи Мустафе III (1757-1774) и К-польскому патриарху Самуилу (1764-1768; 1773-1774) прошение об отставке и об упразднении Печской Патриархии и присоединении ее епархий к Вселенской Патриархии. Прошение подписали еще 7 печских иерархов: еп. Нишский и Бела-Цркванский Гавриил, митр. Белградский Иеремия , митр. Ужицко-Валевский Митрофан, митр. Дабро-Босанский Серафим , митр. Скопский Константин, митр. Самоковский Неофит и Гавриил Кюстендилский - все они, кроме Серафима Дабро-Босанского, были греками. В прошении нет подписей митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , митр. Герцеговинского Стефана и митр. Рашского Гавриила. 11 (22) сент. 1766 г. был издан султанский ферман об упразднении Печской Патриархии и отставке К. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1320053.html

На 55 международной книжной ярмарке представлены сочинения Патриарха Сербского Павла 11 ноября, 2010. Редакция " Правмира " Радость и теплые чувства сопровождали целый день 55-ой Международной книжкой ярмарки, все словно 2чувствовали присутствие духа и свет лика Патриарха Сербского Павла, который был учредителем (в 1996 году) и первым председателем Издательского фонда. Стенд Издательского фонда СПЦ Архиепископии Белградско-Карловацкой не мог вместить огромное количество посетителей, желающих видеть представление сочинений Патриарха Сербского Павла. Радость и теплые чувства сопровождали целый день 55-ой Международной книжкой ярмарки, все словно чувствовали присутствие духа и свет лика Патриарха Сербского Павла, который был учредителем (в 1996 году) и первым председателем Издательского фонда. О его творениях, но и о том, как он прожил свою земную жизнь, говорили Святейший Патриарх Сербский Ириней, Высокопреосвященнейший Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, председатель Редакторской коллегии правления, протоиерей-ставрофор Милутин Тимотиевич, ректор Призренской семинарии, протоиерей-ставрофор др Владимир Вукашинович, профессор Белградского Православного богословского факультета и ответственный редактор Издательского фонда. Торжественная обстановка была дополнена пением хора Патриархийской часовни святого Симеона Мироточивого под управлением дирижера Милицы Тишма. Избранные отрывки из «Жизни по Евангелию – беседы II том» читал Воислав Деспотович. Торжественная обстановка чувствовалась уже у въездных ворот Белградской выставки, где Патриарха Сербского Иринея и его сопровождающих, встречал директор Белградской выставки с помощниками. В начале презентации, после песнопений, исполненных хором Святого Симеона Мироточивого, всем присутствующим была дана возможность услышать запись живого голоса приснопамятного Патриарха Сербского Павла, его слова в очередной раз напомнили о месте и значении Церкви в нашей жизни. Потом к многочисленным гостям: архиереям, известным деятелям культуры и политикам, обратился Патриарх Сербский Ириней, благословив собравшихся, он говорил о безмерной скромности, богоугодной жизни и бесконечной любви ко Христу, которыми обладал Патриарх Павел. Патриарх Сербский Ириней напомнил всем присутствующим о том, что приближается годовщина кончины Патриарха Павла, что вряд ли найдется на этом свете место, включая самые отдаленные, вы не встретите человека, который скажет вам, что он знал и слышал о приснопамятном Патриархе.

http://pravmir.ru/predstavleny-sochineni...

Приветствие Святейшего Патриарха Сербского Павла Высокопреосвященнейшему Лавру, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, и всем участникам IV Всезарубежного Собора Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, честные отцы и братия! Имею особую честь приветствовать вас, участников IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви, от имени Святейшего Патриарха Сербского Павла. Как всем известно, Сербская Православная Церковь во время страшных послереволюционных испытаний Русской Церкви и русского православного народа приняла сотни тысяч русских беженцев, между которыми было много епископов, священников и монашествующих. Она также приняла в 20-х годах прошлого столетия высшее церковное управление и в своих канонических границах дала возможность, согласно церковной икономии, организации Архиерейского Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах во главе с блаженной памяти Митрополитом Антонием (Храповицким). Не считаясь с огромными бедствиями и испытаниями, которые на протяжении ХХ столетия выпали на долю Православной Церкви Сербской (подразумевая и 50 лет коммунистической безбожной власти в Югославии), церковные связи и евхаристическое общение Сербской Церкви как с гонимой и страждущей Московской Патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России, никогда не прерывалась до сегодняшнего дня. Таким образом, по Промыслу Божию, Сербская Церковь – единственная из всех Поместных Церквей православных сохранила, хотя бы опосредованно, глубинные связи непрерывнной Всероссийской Церковной Полноты. Конечно, во-первых, эту полноту сохраняла мученическая кровь новомучеников Российских, чьей священной памятью жило русское церковное зарубежье и чью память сохраняла, а затем, к двухтысячелетию христианства, торжественно прославила Московская Патриархия. Прославление новомучеников во главе со Святейшим Патриархом Тихоном и царственными страстотерпцами, мученическая кровь и голгофское свидетельство которых о Святой Руси чудесным способом возобновило и возобновляет единомыслие и единодушие Всероссийской Церковной Полноты всему миру.

http://pravoslavie.ru/17305.html

Церковь святого Симеона Мироточивого в здании Сербской Патриархии (Белград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня святого Симеона Мироточивого в здании Сербской Патриархии в Белграде — домовой храм в здании Сербской Патриархии. Содержание История [ править править код ] Здание Сербской Патриархии — центр патриархии Сербской Православной Церкви в Белграде. Патриаршая резиденция с домовой церковью святого преподобного Симеона Мироточивого построена на месте старого здания Белградско-карловацкой митрополии, которое существовало с середины XIX века. В 1920-х годах старое здание Митрополии находилось в очень плохом состоянии и его было решено снести, а на его месте построить новое. В 1930 году появилась инициатива о строительстве патриаршей резиденции на Савинце. Но так как вопрос о строительстве храма святого Саввы на Врачаре решался очень медленно и откладывал реализацию других церковных объектов на будущей Святосавской площади, новое здание было решено строить на месте старой митрополии напротив кафедрального собора по проекту архитектора Виктора Лукомского при участии инженера В. Заджина для временного размещения в нем штаб=квартиры Сербской Православной Церкви, пока не будет построен комплекс на Савинце. Виктор Лукомский, который являлся русским по происхождению, закончил проект в 1932 году. В том же году началось строительство, которое закончилось в 1935 году. Фасады здания решены в стиле сербско-византийской архитектуры с некоторым влиянием русского церковного зодчества. Восточнй фасад украшают рельеф с гербом СПЦ и мозаичная икона святого Иоанна Предтечи . Фрески и иконы домового храма выполнил эмигрант из России В.Я. Предоевич. Новое здание получило весьма лестные отзывы современников, а в печати его называли «импозантным, великолепным и своим строгим ново-византийским стилем рифмующимся с другими религиозными объектами Белграда». На первом и цокольном этажах размещаются учреждения СПЦ, канцелярии, архив и зал заседаний церковного суда. На втором этаже находится резиденция патриарха, которая состоит из квартиры, кабинета, часовни, библиотеки, трапезной, зала приемов и апартаментов для почетных гостей. На третьем этаже находятся рабочие помещения — залы заседаний архиерейского собора, Синода и Патриаршего совета. На восточный блок здания опирается пристройка, в которой расположены апартаменты церковных иерархов. Во внутреннем дворе находится домовой храм святого Симеона Мироточивого, над которым поднимается монументальный куб. Здание Патриархии играет роль важного культурного учреждения, в котором размещены музей Сербской Православной Церкви и Патриаршей Библиотеки.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

Архив Пн Состоялась первая интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея 25 января 2010 г. 11:33 В соответствии с Уставом Сербской Православной Церкви чин интронизации новоизбранного Святейшего Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого и Патриарха Сербского Иринея был совершен по окончании соборной архиерейской Литургии 23 января 2010 года — на следующий день после состоявшегося избрания — в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Ириней в сослужении архиереев и клириков Сербской Православной Церкви . В Божественной литургии принял участие и находившийся в сербской столице епископ Кливлендский Петр , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви . В числе сослужащих был также представитель Московского Патриархата, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. По отпусте Божественной литургии митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , избранный после кончины Святейшего Патриарха Павла Местоблюстителем Патриаршего престола, вручил Святейшему Патриарху Иринею знаки Патриаршего достоинства — панагию святителя Саввы Сербского, жезл Архиепископа Крушедолского и Митрополита Карловацского Максима (XVIII век), и возложил на него белый клобук. В своем слове владыка Афилохий напомнил о жизни, подвигах и жертвенном служении предшествующих сербских Первосвятителей. Митрополит Амфилохий пожелал Его Святейшеству быть достойным наследником святого Саввы Сербского и других его святых и почитаемых предшественников. В своем слове Святейший Патриарх Ириней подчеркнул, что день Патриаршей интронизации — великий день как для него лично, так и для Сербской Православной Церкви и сербского народа: Сербский Патриарх всегда представлял перед Богом и историей полноту жизни своего народа, разделяя его судьбу — его трагедии и его радости. Патриарх признался, что «его сердце дрожит как лист на ветру при мысли о том, является ли он достойным такого высокого звания, такой почести и ответственности».

http://patriarchia.ru/db/text/1048830.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербский урок 25.01.2010 613 Время на чтение 3 минуты Итак, Сербская Православная Церковь обрела Патриарха. Как уже сообщалось, им стал епископ Нишский Ириней (Гаврилович) . Преемник Патриарха Павла (Стойчевича), скончавшегося 15 ноября 2009 года, станет 45-м Архиепископом Печским, Митрополитом Белградско-Карловацким и Патриархом Сербским (так звучит полный титул главы Сербской Церкви). Как известно, в Сербской Церкви процедура избрания предстоятеля сочетает в себе два принципа: народного волеизъявления и Божией воли. Первоначально члены Архиерейского Собора из своей среды выбирают трех претендентов (ими не могут быть викарные епископы и архиереи, занимающие свою кафедру менее пяти лет). Избранными считаются те архиереи, за которых проголосует более 50% членов Собора. Затем имена претендентов в запечатанных конвертах помещаются в Евангелие, и игумен одного из сербских монастырей достает конверт с именем нового Патриарха и передает его старейшему из архиереев для оглашения воли Божией о новом Предстоятеле Церкви. Именно так и было 22 января 2010 года. Архиерейский Собор избрал трех претендентов, ими стали: Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), епископ Нишский Ириней (Гаврилович) и епископ Бачский Ириней (Булович). Конверт с именем нового Патриарха извлек игумен монастыря Лепавина в Хорватии архимандрит Гавриил. Озвучил имя нового Предстоятеля перед участниками Собора старейший по хиротонии в СПЦ архиерей - епископ Шабацко-Валевский Лаврентий (Трифунович). Накануне выборов наши белградские корреспонденты выделяли внутри сербского епископата три группировки: во-первых, это - модернистски настроенные владыки, поддерживающие прозападный политический курс официального Белграда (самыми известными из них являются епископ Бачский Ириней, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ на покое Афанасий (Евтич)); во-вторых, архиереи традиционалисты и консерваторы, настроенные оппозиционно к прозападной политике официальных властей (такие как епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банатский Никанор), с некоторыми оговорками сюда можно отнести и самых ярких представителей так называемого «боснийского лобби» (епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенду) и епископа Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича)); в-третьих, архиереи, занимающие среднюю линию, лавирующие между модернистами и консерваторами, старающиеся поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но соблюдающие определенную дистанцию (самые известные - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Нишский Ириней).

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/201...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010