Апогеем информированности газетного публициста является «сенсационная» новость о том, что Патриарх СПЦ отныне будет носить титул «Архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и Патриарх Сербских и Приморских земель». Если отбросить «Приморские земли», то «новый титул» ничем не отличается от того, который можно даже не будучи в теме, нагуглить в Википедии. Официальный титул предстоятеля СПЦ звучит так: Архиепископ Митрополит Београдско-Карловачки и Српски. Не будем даже переводить. Всё понятно. Видимо, люди, стоящие за попыткой сфабриковать сенсацию, хотели поразить воображение читателей тем, что теперь, якобы, центром СПЦ будет не Белград, а монастырь Печь патриаршия, находящийся на северо-западе края Косово и Метохия. Хотя сама идея, на первый взгляд, неплохая. Хотя и запоздавшая на сотню лет. Эту идею высказывал бывший король Черногории, когда обсуждались различные модели общесербской интеграции. Черногорцы предлагали сделать центром обновлённой и объединённой Церкви именно древний трон Печской Патриархии. Но, увы, конструкторы, фабриковавшие Югославию, менее всего озабочены были тем, чтобы выстроить православную Сербскую Державу. Плоды Югославянских экспериментов сами говорят за себя. Что уж теперь махать кулаками и рассуждать сослагательно. Однако, как нам сообщили источники из Белграда, в данном случае люди, пытавшиеся изменить Устав СПЦ, руководствовались принципиально иной логикой. Речь в данном случае шла о том, чтобы попытаться выстроить вместо централизованной вокруг Белградского Патриархата Сербской Церкви некую конфедерацию региональных митрополий. Т.е. если бы вместо Сербской Православной Церкви получили бы некий «Печьский патриархат», то это позволило бы в дальнейшем рассербить Православную Церковь в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Черногории и «Республике Косова». Мотивация следующая: если Православие не будет ассоциироваться с Сербией, то это, якобы, позволит Церкви развиваться, нести миссию и т.д. Т.е. изменение названия должно было по замыслу энтузиастов перекройки Сербской Церкви происходить в два этапа: вначале к названию " СПЦ " добавляется «Печьский Патриархат», а затем удаляется " СПЦ " .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/09/du...

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

В городе Печ на Косово с середины XIII века до 1766 года находился центр Сербской Церкви, что отражено и в полном титуле Предстоятеля нашей Церкви — «архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский». В Косово и Метохии находятся многочисленные церкви и монастыри, которые являются не только уникальными памятниками архитектуры и искусства (четыре из них внесены ЮНЕСКО в список мирового наследия — монастыри Дечаны, Грачаница, комплекс Печской Патриархии и церковь Богородицы Левишской), но и святынями сербской истории. На протяжении всей многовековой истории албанцы демонстрировали крайне агрессивное отношение к нашим церквям и памятникам, часто их грабили, оскверняли, разрушали. А сколько было разрушено православных храмов в ходе первой и второй мировых войн? До сих пор свежи воспоминания о разрушениях в ходе военных столкновений 90-х годов прошлого века, а особенно о погромах марта 2004 года, когда было осквернено и разрушено большое количество церквей, а в гробнице почитаемого сербами святого преподобного Иоанникия Девичского был разожжен костер... Корр.: – А какие Вы видите перспективы сербского присутствия в крае в сложившихся обстоятельствах? Епископ Моравичский Антоний: – Сегодня то минимальное, что жизненно необходимо гарантировать — это сохранность культурно-исторических ценностей сербской православной культуры в Косово и Метохии, возможность свободного и полноценного функционирования церквей и монастырей и их беспрепятственного посещения проживающими в крае сербами и многочисленными паломниками. Конечно, Сербия не может забыть то сербское меньшинство, которое сейчас составляет всего 10% от населения автономии. Мало кто сейчас помнит, что сербская составляющая населения сократилась до этой маленькой цифры совсем недавно — в конце 90-х годов, в результате последствий жестокого вооруженного конфликта и ужасной натовской бомбардировки. Конечно, Сербия не может оставить перенесших столько невзгод и напастей сербских людей на произвол людей, являющихся причиной всех этих бед.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Михаил (Йованович ; 1859-1881, 1889-1898), выпускник КДА, был последним серб. митрополитом, законность пребывания к-рого на митрополичьем престоле была подтверждена К-польской Патриархией: в 1879 г., по завершении русско-тур. войны, одним из результатов к-рой стало провозглашение независимости Сербского гос-ва, К-поль признал автокефалию Б. м. С деятельностью митр. Михаила, русофила и церковного писателя, связаны мн. страницы истории Сербской Церкви: открытие новых духовных школ для обучения священников и учителей, формирование различных фондов по материальному обеспечению вдов и сирот священников, по защите Православия, борьба против конкордата с Ватиканом, оказание материальной поддержки священству и мон-рям. Выступив против закона о таксах (1881) за рукоположение в церковный сан, за монашеский постриг, митр. Михаил дал формальный повод проавстрийски настроенному кн. Милошу Обреновичу для своей отставки. После смещения митрополит на долгие годы покинул страну. С 1884 г. он жил нек-рое время в Киево-Печерской лавре, много ездил по России. Исполнять обязанности Белградского митрополита был назначен еп. Неготинский Моисей. 31 дек. 1882 г. был принят новый закон, по к-рому права епископов значительно ограничивались: отныне выборы митрополита проводил специальный орган, в к-рый входили члены Архиерейского Собора, председатель совета министров, министр просвещения и церковных дел, председатель кассационного суда и 5 членов Скупщины. Министр просвещения и церковных дел имел право контроля за деятельностью Архиерейского собора. Назначения епископов на адм. должности внутри Церкви также должны были получать его одобрение. Серб. архиереи, не желая подчиняться новому закону, подали в отставку. 20 марта 1883 г., несмотря на протесты еп. Моисея и ряда др. епископов, были проведены выборы митрополита. Новым главой Сербской Церкви стал архим. Феодосий (Мраович; 1883-1889), хиротония к-рого была проведена с помощью Патриарха Карловацкого Германа (Анджелича; 1882-1888). На освободившиеся епископские кафедры светскими властями были поставлены: в Нишскую епархию - Нестор (Попович; до 1884), в Шабацкую - Самуил († 25 марта 1886); в Жичскую - Корнелий († 4 мая 1886). Позже правительство по экономическим причинам упразднило Шабацкую (восстановлена в 1898) и Неготинскую епархии, присоединив их к Белградской.

http://pravenc.ru/text/77878.html

Мы были в театральном музее Белграда, где стали зрителями великолепной презентации о театральных художниках, которые делали декорации в белградской опере, о русских музыкантах и актерах, выступавших в Белграде, среди них Ф.И. Шаляпин и В.И. Качалов. В начале 20 гг. ХХ века в Белград приезжал МХАТ, та часть труппы, которая гастролировала тогда по Европе. Программа Летней школы была весьма насыщенной. Участники школы отправились в Сремски Карловцы, где стояла армия барона Врангеля. Каждое воскресенье воины России ходили в полковую церковь на Литургию. Там же находилась резиденция Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит Антоний (Храповицкий) был Предстоятелем РПЦЗ. В Ново-Хоповском монастыре на Фрушка гора почивали мощи вмч. Феодора Тирона. Там же проходил третий съезд Русского студенческого христианского движения, в котором принимали участие многие русские философы - о.Сергий Булгаков, Н.А.Бердяев и другие. Я смотрю на Летнюю школу глазами студентов и по-хорошему завидую: они в юном возрасте получили возможность увидеть живые и яркие свидетельства славянского братства. В 1914 году мы не оставили сербский народ, по сути, защищая сербов, вступили в Мировую войну. Так и сербы не оставили нас, предоставив русским изгнанникам убежище. Особое слово надо сказать о короле Александре и о Патриархах Димитрии и Варнаве, которые предоставили лучшее здание Сремских Карловцев, дворец сербских Патриархов, для русского епископата. Удивительны и тесны братские связи русской и сербской культур. Белград во многом построен русскими архитекторами-эмигрантами - потрясающие здания в стиле классицизма и даже ампира. В Летней школе студентам читали лекции, посвященные тем или иным персоналиям, оказавшимся в Белграде - Евгению Аничкову, Петру Струве. Я говорил об отношениях митрополита Антония и карловацкого Синода к богословию о. Сергия Булгакова. Студенты готовили свои проекты на протяжении работы Летней Школы. В предпоследний день они выступали со своими презентациями и проектами, в которых рассказывали о русских изгнанниках в Сербии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/zh...

Святейший Патриарх Ириней продолжил традицию предстоятельского служения своих предшественников, среди которых особое место занимает Святейший Патриарх Павел (1990–2009). Он был духовным главой сербского народа при трагических событиях развала Юго­славии и войны на Балканах. Весь православный мир знал, что Патриарх Павел ежедневно служит Божественную литургию. И с первых дней своего патриаршества Святейший Патриарх Ириней также часто совершал Божественную литургию. С каждым днем в народе возрастал его духовный авторитет. Святейший владыка непрестанно призывал народ молиться за ­братьев и сестер в Косове и Метохии, в том сербском крае, который является колыбелью сербского Православия. Святейший Патриарх Ириней на международном уровне всегда подчеркивал статус Косова и Метохии: подаренное никогда не вернешь, а отнятое вернуть возможно. Эта ясная позиция Сербской Православной Церкви, подтвержденная Священным Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви и неоднократно высказанная Святейшим Патриархом, была известна всем политикам мира. Особое внимание и заботу Святейший Пат­риарх Ириней уделял завершению работ по внутреннему убранству заветного храма сербского народа — храма Святого Саввы на Врачаре в Белграде. Во время турецкого ига на одном из белградских холмов — на Врачаре — турки в 1595 году сожгли священные мощи святителя Саввы, первого Архиепископа Сербского († 1237), желая этим уничтожить священную память о святом в сербском православном народе. В 1895 году было основано Общество воздвижения храма на Врачаре в честь святого Саввы. События Первой и Второй Балканских и Первой мировой войн приостановили начало строительства. В 1926 году был проведен архитектурный конкурс, и начались строительные работы по возведению храма; до начала Второй мировой войны были подняты стены высотой от 7 до 11 м. 12 мая 1985 года во время архиерейской Литургии в имеющихся стенах храма Святого Саввы Святейший Патриарх Сербский Герман совершил освящение фундамента. С этого времени продолжилось строительство.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Ни в коей мере. Русские архиереи-эмигранты, создавшие в 1921 году в сербском городке Сремские Карловцы временный Синод епископов во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) и карловацкое священство в целом, окормляли " белые " воинские соединения и их сторонников, и вместе с ними бежали от " красных " . В массе своей это были православные южнорусских епархий и никакого глубокомысленного наследия Отечеству просто технически оставить не могли. Без обид: психология малоросса, белоруса или русина и психология великоросса – это разные вещи. Не говоря о прочих контекстах разницы культур, одно лишь географическое пространство изначально предполагает иной масштаб и глубину мысли... Традиционно южные окраины Российской Империи (речь идёт об имперских, а не древнерусских временах) были именно культурными окраинами и крупных мыслителей России исторически не дали, а если и дали, то состоялись эти мыслители не на окраинах, а в культурных центрах (например, Н.В. Гоголь). Из современников революции можно упомянуть лишь отца Василия Зеньковского, родившегося в г. Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий), сполна " отработавшего " свою малороссийскую идентификацию, по его собственным словам, с " чувством долга " . В 1918 г. в течение пяти месяцев Василий Васильевич, тогда еще не принявший сана, занимал пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского с целью " послужить устроению Украины в интересах России, борясь против сепаратизма и русофобства " (Зеньковский В. Воспоминания. М., 1995, с. 50). Далее, с 1920 по 1923 г. Зеньковский был профессором философии Белградского университета, благодаря эвакуации следом за карловчанами в Югославию. Но имя отца Василия – пожалуй, единственное современное революции исключение. Немаловажно, что эта среда верных Богу и Отечеству, но неискушенных в любомудрии южно-русских пастырей и их духовных чад, уже к 1921 году была крайне отягощена неприемлемой в православии политизированностью сознания, стоящей на грани, если не за гранью, антицерковного " политического сектантства " . До сих пор это сознание крайне ригористично, довольно узко и неглубокомысленно (какое уж там " кесарево кесарю, а Божие Богу " ).

http://religare.ru/2_42274.html

С. VII-XVI (переизд.: 2010. С. 31)). Композитор и музыковед М. Милоевич в сравнительном исследовании о музыке в правосл. Церкви писал о едином серб. церковном пении и о церковных композиторах. Композитор И. Байич подробно рассмотрел актуальные вопросы «нашего церковного пения», единого для Сербской Церкви, как и Алимпий Попович почти 40 лет спустя. П. Конёвич в исследовании «Musica Divina» выделяет неск. стилистических вариантов серб. церковного пения, но при этом не упоминает ни К. р., ни белградский распев . Профессор литургики Карловацкой семинарии протопресв. Йован Живкович писал о «церковном пении» в Сербской Церкви, к-рое под названием «карловачко преподавалось в правосл. богословских школах и гимназиях на территории Белградско-Карловацкой митрополии. Термин «карловачко использовался во 2-й пол. XIX в. самостоятельно или в соединении с общим названием «србско церквено «njehuje церковно» (церковное пение), «народно црквено (народное церковное пение), «православно црквено у српског народа» (православное церковное пение серб. народа), «српско народно црквено (серб. народное церковное пение), «српско по карловачком начину» (серб. пение карловацкого вида). В Сербском королевстве пение было только частью устного предания или записывалось системой «трила», знаки которой (4 невмы, показывающие направление движения мелодии) служили напоминанием для музыкантов, уже знавших мелодии наизусть. Сербы, жившие в Австро-Венгрии, в посл. четв. XIX в. освоили западноевроп. муз. письменность, и объемный мелодический материал был нотирован в неск. вариантах. Этому способствовало серьезное муз. воспитание в школах, в т. ч. изучение церковного пения. Собирателями церковного пения стали профессиональные музыканты, записывавшие песнопения с голоса известных исполнителей, а также духовенство и другие выпускники духовных школ, получившие в них муз. образование, а затем фиксировавшие напевы в собственной практике. Прежде всего был записан репертуар ежедневного богослужения (литургия, т. н.

http://pravenc.ru/text/1681085.html

Здесь, в Сремских Карловцах, нашли отголосок трагические события, произошедшие почти сто лет назад в России и приведшие к братоубийственной междоусобной войне и к разделению в Русской Православной Церкви. Сейчас эти события стали достоянием истории. Мы не перестаем благодарить Бога за Его милость, явленную в восстановлении в 2007 году канонического единства внутри нашей Церкви. И мы никогда не забудем подвига деятельной христианской любви и теплого гостеприимства со стороны Сербской Православной Церкви, которая и в наши дни была среди тех, кто горячо приветствовал и поддерживал процесс воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, способствуя успеху этого исторического начинания. Открываемая ныне мемориальная доска, изготовленная заботами российского Фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного, является не только данью памяти митрополиту Антонию, но и памятником братской любви, на протяжении многих веков объединяющей Русскую и Сербскую Православные Церкви. Вечная и благая память богомудрым Архиепископам Печским, Митрополитам Белградо-Карловацким и Святейшим Патриархам Сербским Димитрию и Варнаве! Вечная и благая память Высокопреосвященнейшему митрополиту Антонию! Низкий поклон Преосвященному епископу Сремскому Василию, жителям Сремских Карловцев и всем чадам Святейшей Сербской Православной Церкви за явленную ими искреннюю любовь к братьям из России!» Инициатором установки в Сремских Карловцах мемориальной доски в честь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого) выступил Фонд святого апостола Андрея Первозванного.  Мемориальная доска изготовлена по проекту известного белградского скульптора Златко Кузмановича, который выполнил барельефное изображение митрополита Антония (Храповицкого) с портрета, принадлежащего кисти русского художника-эмигранта Г.И. Гринкевича-Судника. Надпись на мемориальной доске гласит: «Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17(29) марта 1863 — 28 июля (10 августа) 1936».

http://patriarchia.ru/db/text/3841757.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010