Избрание происходило в здании вселенской патриархии. Кандидатами, кроме архим. Дионисия, были: архимандрит Апостол, профессор халкийской богословской школы, и архимандрит Иларион, ректор призренской семинарии. Посвящение совершил патриарх Анфим VII в сослужении членов Св. Синода и многочисленного высшего духовенства. Новопосвящённый митрополит родился в 1858 г. в Боснии, в г. Градишке. Богословское образование получил в белградской семинарии и в халкийской школе, из которой выходят большинство иерархов как в Турецкой империи, так и в Греции. В 1878 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в соборной белградской церкви. Возвратясь затем на родину в Боснию, он приобрёл доверие известного боснийского митрополита и патриота Саввы Косановича, который назначил его своим протосинкелом и рекомендовал его на призренскую кафедру. После невольного удаления, в 1885 г. на покой митрополита Саввы Косановича, этого ревностного и неустранимого борца за сербские церковные и народные интересы, Дионисий Петрович три года состоял протосинкелом при зворничской митрополии в Герцеговине, а в последнее время быль архимандритом скопийской митро- —114— полии. По поводу избрания его в митрополита, вселенская патриархия с членами Св. Синода издала окружное послание к православному священству и народу рашско-призренской епархии, в котором рекомендовала его как законного и канонического архиерея, которому должны повиноваться и имя которого должно поминаться во всех церквах епархии. Об утверждении Дионисия гласили также султанский берат и патриаршая грамота с великой печатью вселенского патриарха 985 . 23 марта, накануне Светлого дня Пасхи, новопосвящённый митрополит Дионисий прибыл в свою резиденцию Призрен и встречен с великой радостью и торжеством. В первый день Пасхи служил первую архиерейскую литургию в Призрене 986 . Народная сербская песнь называет Призрен „сербским Цареградом“. И на это имеются достаточные основания. Правда, Призрен не был столицей сербской, пока сербский народ жил исключительно в своей собственной сфере; он сделался столицей в то время, когда сербы, под сильной рукой преемников Немани, захотели перешагнуть за свои пределы и соединить под своей властью все земли Балканского полуострова, когда расширившееся королевство сербское стало принимать характер обновляемой полуславянской и полугреческой византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белград Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 14 ноября 2014 г. 19:38 14 ноября 2014 года начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Сербскую Православную Церковь . В ходе поездки Святейшего Патриарха сопровождают: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ; председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; руководитель Патриаршего протокола протоиерей Андрей Милкин; руководитель  Патриаршей пресс-службы   диакон Александр Волков . В белградском аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали  Святейший Патриарх Сербский Ириней , министр иностранных дел Республики Сербия Ивица Дачич, представители епископата и духовенства Сербской Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, другие официальные лица. После торжественной церемонии встречи Предстоятели Сербской и Русской Православных Церквей обратились к представителям средств массовой информации. Святейший Патриарх Сербский Ириней сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с мирным визитом в пределы Сербской Церкви, и отметил, что Сербию и Россию, сербский и русский народы связывают особые братские отношения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви сказал: «Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, с которыми Вы встречаете меня в белградском аэропорту. Хотел бы выразить чувство большой и искренней радости в связи с тем, что могу вступить на эту землю, близкую для русского сердца, в качестве Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3840899.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белград 14 ноября 2014 г. 13:29 14 ноября 2014 года начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербскую Православную Церковь . В ходе поездки Святейшего Патриарха сопровождают: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; руководитель Патриаршего протокола протоиерей Андрей Милкин; руководитель Патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков . В белградском аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Сербский Ириней , министр иностранных дел Республики Сербия Ивица Дачич, представители епископата и духовенства Сербской Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, другие официальные лица. После торжественной церемонии встречи Предстоятели Сербской и Русской Православных Церквей обратились к представителям средств массовой информации. Святейший Патриарх Сербский Ириней сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с мирным визитом в пределы Сербской Церкви, и отметил, что Сербию и Россию, сербский и русский народы связывают особые братские отношения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви сказал: «Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, с которыми Вы встречаете меня в белградском аэропорту. Хотел бы выразить чувство большой и искренней радости в связи с тем, что могу вступить на эту землю, близкую для русского сердца, в качестве Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3839528.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение на белградском подворье Русской Православной Церкви Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 15 ноября 2014 г. 22:30 Вечером 15 ноября 2014 года, в канун Недели 23-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Троицком храме — подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям. В алтаре храма молились  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий ,  архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле  епископ Моравичский Антоний . За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание елеем многочисленных прихожан храма Святой Троицы. По окончании богослужения Святейшего Владыку тепло приветствовал протоиерей Виталий Тарасьев. Настоятель подворья отметил большое значение визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Белград и выразил радость в связи с освящением Иверской часовни на Русском кладбище. Отец Виталий преподнес Его Святейшеству факсимильное издание, в котором воспроизведены некоторые страницы мемориальной книги, заполнявшейся со времени основания Русского некрополя, а также список Иверской иконы Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Виталий, уважаемые господа послы, представители государственных властей, братья и сестры! Всякий раз, переступая порог этого храма, я чувствую некую духовную сопричастность четырем поколениям русских людей, которые покинули родину в годы страшного лихолетья и приехали сюда, на гостеприимную сербскую землю. Этот храм был свидетелем и слез, и радости тысяч и тысяч людей. Для многих русских людей именно этот храм был частицей Руси. Можно себе представить, с каким чувством они взирали на святые иконы, которые так напоминали им иконы, находившиеся там, на далекой родине, перед которыми они с детства молились. Что чувствовали они, слыша знакомые песнопения? Как воспринимали они саму возможность стоять рядом, рука об руку, являя некий образ той Руси, которую они покинули? 

http://patriarchia.ru/db/text/3842951.ht...

Для заведения в обители более точных общежительных правил и порядков, по просьбе Преосвященного Феоктиста был вызван в сию пустынь в 1792 году Саровской пустыни иеромонах Иларий, который прибыл сюда с иеродиаконом Парфением и 2-мя послушниками. В 1800 году, на запрос благочинного Обители Архимандрита Иосифа, каким правилам следуют живущие в сей обители на испытании и о уставе обители вообще, Строитель о. Макарий отвечал письменно, так: «Послушники здесь находящиеся для преобучения к монашеской жизни живут на основании св. Отцев преданий и общих гражданских законов, так как в Саровской, Санаксарской, Флорищевой, Ниловой и прочих общежительных честных обителях; оный Коренной монастырь чин и устав имеет по долгу общежительства, яко же церкви святой устав изъявляет. Впрочем, в оной Коренной пустыни настоятель и братия ныне пребывающие содержали, содержать и впредь содействующей благодати Божией всегда, вседушно и всеусердно, желают чин Монастырский содержать и устав жития своего продолжать, во всем по святейшим заповедям и советам Евангельским, также соответственно верноподданническому своему в отношении Его Императорского Величества долгу, имея целью, как бы спастись и явиться с незазренной совестью пред страшное судище Христа Спасителя нашего. Ей, Аминь!» По духовному управлению Коренная Пустынь, как принадлежавшая Курской области, с самого своего основания, с 1597 и до 1067 года состояла вместе с своим областным городом в Патриаршей области, а с 1067 года, по открытии в сем году Белгородской епархии, числилась в сей епархии и состояла в духовном управлении в зависимости от Архиереев оной, именовавшихся сперва Белградскими и Обоянскими, потом Белградскими и Курскими и наконец, по перенесении в 1833 году Архиерейской кафедры в Курск, Курскими и Белгородскими. Читать далее Источник: Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни/Сост. А.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - Санкт-Петербург : В тип. М. Эттингра, 1865. – 244 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Еще раньше Константинопольская Патриархия даровала автокефальный статус Сербской Церкви, первым Архиепископом которой стал св. Савва (1219). Но когда при могущественном царе Стефане Душане Сербская Церковь объявила себя Патриархатом (1346), Константинополь прервал церковное общение с нею (1352). Схизма прекратилась в 1374 году. Турецкое завоевание привело к большим изменениям в церковной жизни. После завоевания Болгарии в 1393 году Тырновская Патриархия была упразднена и ее епархии вошли в состав Константинопольской Церкви. А в 1766 — 1767 гг. были упразднены и включены в состав Константинопольского Патриархата также Сербская Патриархия и Охридская Архиепископия. На территории огромной Турецкой империи оставались древнейшие автокефальные Церкви: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты и Кипрская Архиепископия. Но при том положении, какое занимал в Оттоманской империи Константинопольский Патриарх как этнарх всех православных христиан, независимость этих Церквей была весьма относительной, скорее номинальной, чем реальной. Они все зависели от Константинопольского Предстоятеля, который, в свою очередь, не был независимым от султанского правительства. XIX век стал веком освобождения целого ряда порабощенных народов. В новых независимых государствах возникают автокефальные Церкви: Сербская Белградская Митрополия, Элладская Церковь, Румынская Митрополия, Болгарский Экзархат. Этот последний возник поначалу в пределах Турции, и ценой его создания была длительная греко-болгарская схизма (1872-1945). В ХХ веке продолжалось церковное созидание. NocлeI Мировой войны произошло объединение Сербии и Черногории и присоединение к ним населенных сербами территорий, принадлежавших прежде Австро-Венгрии. Сербы, принадлежавшие до того к нескольким Поместным Церквам (Белградская Митрополия, Черногорская Митрополия, Карловацкая Митрополия-Патриархия, Буковинско-Далматская Митрополия, епархии Боснии и Герцеговины Константинопольского Патриархата), объединились теперь в единую Церковь, восстановившую в 1920 году статус Патриархата.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Представитель Сербской Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний: «Патриарх Порфирий — человек широкой души» 5 марта 2021 г. 17:16 Об особенностях жизненного пути и служения Святейшего Патриарха Сербского Порфирия , а также о его человеческих качествах рассказал в интервью сайту Отдела внешних церковных связей епископ Моравичский Антоний , представитель Сербской Церкви в Москве. Владыка Антоний напомнил, что избранный на Соборе в Белграде 18 февраля нынешнего года Патриарх Порфирий в свое время был пострижен в монашество в монастыре Высоки Дечаны его духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), который впоследствии стал епископом Новосадским и Бачским; в иеродиаконы его в 1986 году рукоположил епископ Рашко-Призренский Павел , впоследствии Сербский Патриарх (†2009). Святейший Патриарх Порфирий закончил богословский факультет Белградского университета, учился в Афинском университете, где в 2004 году защитил докторскую диссертацию. В 1999 году перешел в Бачскую епархию и стал наместником Ковильского монастыря. «Он вел высокую духовную жизнь, которая вызвала уважение и искреннюю любовь братии, а потому стал духовником многих монастырей», — подчеркнул епископ Моравичский Антоний. В 2014 году будущий Патриарх Порфирий был избран митрополитом Загребско-Люблянским. Говоря о многообразных трудах нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви, епископ Антоний упомянул, что владыка Порфирий возглавлял кафедру пастырской психологии на богословском факультете Белградского университета, где преподавал вплоть до своего избрания на Патриарший престол. Он организовал общество по лечению наркозависимости, а также является признанным специалистом по теме деструктивных сект. «Митрополита (а сегодня уже Святейшего Патриарха) Порфирия я лично знаю долгие годы, — подчеркнул настоятель Сербского Подворья в Москве. — Это человек широкой души, открытый, добрый. Его любят все архиереи Сербской Церкви, о чем говорит и тот факт, что уже на первом этапе избрания Патриарха за него отдал свой голос 31 из 47 участников Собора. Радует, когда большинство архиереев поддерживают своего Предстоятеля».

http://patriarchia.ru/db/text/5782083.ht...

– Когда я окончил Норвичский институт, владыка Алипий (Гаманович), тогда еще иеромонах, преподавал историю Русской Церкви в семинарии, и я у него учился на пятерки, потому что любил историю. И отец Алипий предложил мне, чтобы я взял этот предмет сначала как его ассистент, а затем как самостоятельный преподаватель. Так что благодаря будущему владыке Алипию я стал преподавателем Свято-Троицкой семинарии и преподавал там 29 лет, пока не уехал в Иерусалим начальником миссии. Я любил историю и много читал, но читал только то, что меня интересовало. А когда начал преподавать, то увидел, что у меня имеются «пробелы». Мое знание некоторых эпох было довольно ограничено. Тогда я поступил на богословский факультет в Белграде. Прожил в Сербии два года, чтобы выучить язык, и потом приезжал только на экзамены. Бывали периоды, когда я в течение года дважды ездил в Белград, а иногда и вовсе не мог приехать. В общей сложности программа составляла 4 года, но у меня это растянулось на 10 лет. – Наверное, во время учебы вы познакомились со многими представителями Сербской Церкви? – Да, и многие даже уже скончались. Моими преподавателями были владыка Амфилохий Черногорский (тогда еще иеромонах), владыка Афанасий (Евтич). Из живых – владыка Ириней Бачский. Со многими архиереями Сербской Церкви я учился. Йован Шумадийский даже был моим соседом по комнате (у сербов это называется немецким словом «цимер»). У меня дружеские отношения с владыкой Лукияном, управляющим сербскими епархиями Венгрии и Румынии. В Чикаго дружу с владыкой Лонгином. Покойный патриарх Ириней очень хорошо ко мне относился. И когда я прилетал в Белград, то посылал за мной свой автомобиль, и также меня на патриаршем автомобиле отвозили в аэропорт. Да, знакомств много в Сербии и отношения хорошие, правда, многие из знакомых уже упокоились. – Окончив белградский факультет, вы снова вернулись в Джорданвилль? – Да, я вернулся с дипломом и сказал владыке Лавру (Шкурла): «Я готов поступить в братию монастыря». Подал прошение и стал послушником. До этого я боялся стать послушником, потому что в это время первоиерархом РПЦЗ был владыка Виталий (Устинов). Он имел очень определенные взгляды на Московскую Патриархию, и я боялся, что мне могут помешать окончить Белградский университет. Хотя я фактически и жил послушником в Джорданвилле с момента поступления в семинарию, формально послушником не был и поступил туда лишь в 1987 году. Через год меня постригли с именем Петр в честь новомученика Петра, митрополита Крутицкого. Проходил я послушание иеродиаконом, а затем монахом в Свято-Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/143309.html

За первые одиннадцать наиболее ярких лет своего существования Богословский институт окончили 133 студента, 52 из них приняли священный сан. В послевоенные годы богословский институт постепенно стал утрачивать свою русскую ориентацию. В настоящее время преподавание в нем ведется на французском языке; и студенты, и преподаватели принадлежат к разным Церквам. Из его русских по происхождению профессоров наиболее известен в богословской науке протоиерей Борис Бобринский , читающий курс догматического богословия. Другие духовные школы русской эмиграции по своему вкладу в церковную науку несопоставимы с Парижским богословским институтом, но и они исполняли свою главную миссию – готовить пастырей для окормления лишившейся родины и оказавшейся в рассеянии паствы. Так, в Харбине были открыты духовная семинария и богословский факультет института святого князя Владимира, находившиеся в ведении зарубежного Синода. В 1922 г. в болгарском городе Станимаке (ныне Асеновград) епископ Дамиан (Говоров) основал пастырскую школу, в которой преподавал епископ Серафим (Соболев) , и за первые десять лет в ней было подготовлено около пятидесяти священников. В послевоенные годы единственной пастырской школой Русской Зарубежной Церкви стала Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле под Нью-Йорком. В 1920–1930-е гг. русские студенты имели также возможность получать духовное образование на богословских факультетах Софийского и Белградского университетов, ведущими профессорами которых стали эмигранты из России, и среди них такие крупные ученые, как Н. Н. Глубоковский и М. Э. Поснов – в Софии, А. П. Доброклонский , С. В. Троицкий и Ф. И. Титов – в Белграде. Богословский факультет Белградского университета стал одним из крупных центров русской церковной науки в эмиграции. Труды русских эмигрантов, выброшенных из России революционной бурей, – это исключительно яркая страница в истории русского богословия 20 в. К старшему поколению церковных ученых и религиозных философов русского зарубежья принадлежали канонист С. В. Троицкий , экзегет и патролог Н. Н. Глубоковский , историк Русской Церкви и публицист А. В. Карташев ; религиозные философы протоиерей Сергий Булгаков , Н. А. Бердяев , А. И. Ильин , С. Л. Франк , Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов , чьи имена получили известность еще на родине. К следующему поколению ученых, зрелое творчество и известность которых приходится уже на время эмиграции, принадлежали архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) , удивительно талантливый историк и богослов с редким даром слова протоиерей Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , протопресвитер Николай Афанасьев , епископ Кассиан (Безобразов) , архимандрит Софроний (Сахаров) . Последнее поколение русской эмиграции, выросшее в диаспоре, представляют протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф , ныне здравствующий протоиерей Борис Бобринский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белград Белград, 14 ноября 2014 г. 14 ноября 2014 года начался официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербскую Православную Церковь.      В ходе поездки Святейшего Патриарха сопровождают: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; руководитель Патриаршего протокола протоиерей Андрей Милкин; руководитель Патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. В белградском аэропорту «Никола Тесла» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Сербский Ириней, министр иностранных дел Республики Сербия Ивица Дачич, представители епископата и духовенства Сербской Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, другие официальные лица.      После торжественной церемонии встречи Предстоятели Сербской и Русской Православных Церквей обратились к представителям средств массовой информации. Святейший Патриарх Сербский Ириней сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с мирным визитом в пределы Сербской Церкви, и отметил, что Сербию и Россию, сербский и русский народы связывают особые братские отношения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви сказал: «Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, с которыми Вы встречаете меня в белградском аэропорту. Хотел бы выразить чувство большой и искренней радости в связи с тем, что могу вступить на эту землю, близкую для русского сердца, в качестве Патриарха Московского и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/75133.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010