. Мысли вполне в духе К. Н. Леонтьева (см.: Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). Под. ред. Г. Б. Кремнева. М. 1996. С. 612, 743 и др. Ср.: Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 77-82). Такие же мысли высказывал и Г. Е. Распутин. В октябре 1913 г. он говорил своему собеседнику: " Что нам, - спрашивал он, - показали наши " братушки " , о которых писатели так кричали, коих защищали, значит... Мы увидели дела братушек и теперь поняли... Все... Да... А что касаемо разных там союзов, - то, ведь, союзы хороши, пока войны нет, а коль она разгорелась бы, где бы они были? Еще неведомо... " (Петербургская газета. 13.10.1913). В другой беседе на утверждение собеседника, что ведь надо же " защищать от притеснений угнетаемые Турцией народы " , он ответил: " А, может быть, славяне неправы, а, может быть, им дано испытание? " И тут же вспомнил свои впечатления от паломничества: " Я ездил в Иерусалим, бывал в Старом Афоне - великий грех там от греков, и живут они неправильно, не по-монашески. Но болгары еще хуже. Как они издевались над русскими, когда нас везли; они - ожесточенная нация, ощетинилось у них сердце; турки - куда религиознее, вежливее и спокойнее. Вот, видишь как, а когда смотришь в газету - выходит по-иному. А я тебе говорю сущую правду " (Семенников В.П. Романовы и германские влияния во время мipoboй войны. Л. 1929, С. 29-30). . Патриарх Сербский Димитрий (Павлович, 1846 +1930) - первый после восстановления Патриаршества Патриарх. Родился в семье ремесленника в г. Пожаревац. Окончив Белградскую Духовную семинарию (1868), принял сан священника (1870). Овдовев, поступил (1873) на филологическое отделение Высшей школы в Белграде. Преподавал в Белградской Духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Нишского (1882), переведен на Шабацкую кафедру. Митрополит Сербский (1905). На Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах избран Патриархом (12.9.1920). . Архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (в мipy Антонин Врабец, 1880 +ноябрь 1959) - родился в Праге, где окончил реальную гимназию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

В Белграде почтили память русских воинов Белград, 5 августа 2014 г. 1 августа 2014 года, в сотую годовщину начала Первой мировой войны, в Русском некрополе в Белграде состоялись торжественные мероприятия памяти русских воинов, отдавших жизни за свободу Сербии.      Божественную литургию в Иверской часовне на территории некрополя, а также панихиду по вождям и воинам Русской армии, похороненным в Белграде, совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужил официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем престоле протоиерей Виталий Тарасьев и клирики Белградской архиепископии, сообщает служба коммуникаций ОВЦС . «В Русском некрополе покоятся герои, исполнившие одну из величайших заповедей Христовых – отдавшие жизнь за други своя, – сказал в слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Ириней. – Русский народ – это братский народ, который мы никогда не предадим».      На Божественной литургии и торжественной панихиде присутствовали руководитель федерального агентства «Россотрудничество» К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурин, члены Совета Федерации А.И. Лисицын и В.В. Рязанский – президент Фонда поддержания, восстановления и сохранения комплекса историко-мемориальных памятников «Русский некрополь в городе Белград, министр труда и социальной политики Республики Сербия  А. Вулин, а также сербский предприниматель, меценат и общественный деятель Н. Попович. По окончании богослужения состоялась церемония возложения венков к монументу Русской славы и памятнику сербским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. В тот же день при слиянии рек Дуная и Савы на месте первых боев за Белград, в ходе которых погибли русские артиллеристы и моряки Черноморского флота, защищавшие столицу Сербии, были спущены на воду венки памяти героев обороны Белграда. Вечером Святейший Патриарх Сербский Ириней, протоиерей Виталий Тарасьев и члены официальной делегации Российской Федерации посетили Русский дом – представительство агентства «Россотрудничество» в Белграде – где приняли участие в торжественном акте, посвященном памяти русских и сербских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. 5 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72772.html

за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Ihmepb " ю] Ряд Православних Церков заявили про створення правозахисного об " Кирил звернувся до та у зв " язку з розглядом Верховною Радою законопроекту 8371 У Синодальному з представниками Червоного Хреста У висловили протест проти косовською настоятеля монастиря Вода Синод Церкви: «Метою охочих втягнути Церкву в зникнення народу з Косово та У Косово група людей до Банського монастиря серби переживають нову хвилю у Косово з ключовими словами Сербська Церква – – Косово   ihmepb " ю Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар " ю Предстоятеля Церкви Сходу «Новости» Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Ми багато в чому Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках екзарх Африки: Руська Православна Церква розгляне у 54 континенту Митрополит Клинський може «скасувати» лише себе, але не Руську Церкву та культуру Митрополит Волоколамський У Руською Православною Церквою та Римсько-Католицькою Церквою ми пройти через цей складний   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206053...

авторитетным словом русского посланника г. Нелидова, не остались бесплодными: греческий митрополит Амвросий, отказавшийся добровольно покинуть Скопию, был административным порядком выслан из Скопии в г. Велес; вместе с сим, султанским указом и вопрос о школах в Македонии решен был согласно желанию сербов. Администратором скопийской епархии назначен был в начале мая архим. Никифор Перич, родом серб. Константинопольский патриарх не замедлил выразить Порте протест против насильственного удаления митрополита Амвросия из Скопии. Когда же в ближайшем заседании патриаршего Синода обсуждался вопрос о новых выборах скопийского митрополита, то все члены Синода высказались против избрания серба. В частности вновь назначенный администратор скопийской епархии архим. Никифор очень не понравился патриархии и вместо митрополичьей кафедры, которая по всем предположениям должна была выпасть на его долю, как администратора, несчастный архимандрит попал в ссылку на остров Патмос. «К великому нашему удивлению, пишет «Србобран», прочли мы в венских и будапештских газетах, что Никифор осужден на заточение. В газетах белградских об этом нет ни слова даже и теперь, когда «Цариградски Гласник» опубликовал решение Синода, приговорившего Никифора к ссылке на Патмос. Странно и непонятно всё это. Или серб-архимандрит действительно нарушил чем-либо канонические постановления, или это есть просто ответ греческой патриархии на требования сербского народа и сербских государств. Если последнее предположение верно, то нечего и думать о соглашении с вероломными членами Синода. Византийская неразборчивость в средствах проявила здесь себя в полном своем блеске. Сербского архимандрита пригласили на совещание, поместили его в самой патриархии, десять дней обращались с ним как с гостем, а затем его осудили и позвали турецких заптиев (жандармов) привести в исполнение бесчеловечный и нехристианский приговор. Но, быть может, этот позорный поступок греческой патриархии с высшим сербским духовным лицом будет на пользу сербам: он убедит великие державы в том, что не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приняли в нем горячее участие и люди практической жизни и деятельности: собирали многолюдные митинги, которые составляли резолюции, петиции в адрес не только к своему сербскому правительству, но и к другим юридически и нравственно-авторитетным в данном случае силам, напр., к «турецкому султану» и «русскому царю», а также «вселенскому патриарху» – с выражением своих мнений, желаний и вообще заветных стремлений сербства в тех краях, которые находятся-де под влиянием «чужой пропаганды» 1 . На всех этих митингах и затем в печати неоднократно выражалось сербами, между прочим, желание иметь в Македонии своих сербских епископов и священников, а в некоторых органах нашей печати проскользнуло даже известие, что конечною целью подобного рода желаний было и есть стремление сербов «восстановить патриархию в Печи (Ипеке)» 2 . В упомянутых резолюциях и адресах об этом последнем стремлении ясно по крайней мере не говорится, – может быть подразумевается это в самом требовании резолюций и адресов относительно сербских епископов и священников в Македонии, «верность» которых «вселенскому патриарху» обещается однако весьма определенно в адрес последнему 3 . Не понятно, след., каким образом совместима с «верностью» «вселенской патриархии» мысль о восстановлении Старо-Сербской Печской Патриархии, прежний церковно-административный центр которой находится теперь в границах Турции и в пределах Цареградского Патриархата. Правда, вопрос о восстановлении Печской Патриархии связывается и не с местонахождением её в древности: даже сербские ученые – одни говорят, что продолжением её служит Карловицкая митрополия – архиепископия 4 , а другие утверждают, что продолжением уничтоженной в 1766 г. Печской Патриархии может служить только Белградская архиепископия – митрополия, долженствующая с благословения Цареградского Патриарха получить титул и права Сербской Патриархии 5 . Как бы то ни было, во всяком случае мечты о восстановлении Печской Патриархии у православных сербов не исчезают, исторические воспоминания обращают их мысль к будущему, которое для некоторых из них, более нетерпеливых, представляется слишком отдаленным, особенно в виду тех – правда весьма серьезных – национально-объединительных целей сербства, какие достигаются отчасти учреждением Патриархии, способной собрать воедино разрозненное сербство, по крайней мере в Турецкой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Чтобы выразить мысль точнее и полнее, приведем здесь заключительные слова («предлог») автора вышеуказанной статьи – «Ко je наследник» и пр. «Так как, говорит автор, св. Савва, учредитель Сербской архиепископии и иерархии, перенес её центр в Жичу, так как Первовенчанный король Стефан утвердил, чтобы в Жиче поставлялись Сербские архиепископы; так как Жича во все время – до учреждения Сербской Патриархии, хотя бы в ней постоянно и не пребывали архиепископы, называлась «великою архиепископиею», а после учреждения Патриархата «дом Спасов (т.е. Жича) Православная Патриархия отечества нашего» (т. е. сербского), и только со времени князя Лазаря, когда Сербская держава стала падать, Сербская Патриархия получила наименование «Печской Патриархия»: то предлагаем, чтобы в Королевстве Сербском архиепископия и митрополия Белградская наименована была «архиепископиею Жичскою и Патриархиею Сербскою», а архиепископ и митрополит Белградский – архиепископом Жичским и Патриархом Сербским, и чтобы Жича обновлена была для того, чтобы в ней мог иметь местопребывание свое архиепископ и Патриарх. В нее следовало бы перенести и «богословию», устроить в ней типографию, печатать в ней церковные книги и богословские сочинения, словом – Жича должна бы быть тем, чем был во время Душана Хиландар, т. е. центром церковной учености и литературы». Далее автор говорит, что, принимая во внимание те соображения, какие «руководили Душаном» при учреждении Сербской Патриархии, – «потому и рекомендуем сербскому правительству в Белграде, чтобы и оно обдумало лучше, как полезно было бы учреждение Сербской Патриархии в Королевстве Сербском – там, где она действительно и возникла». «Если кто именно, то Сербский только архиепископ в Королевстве Сербском может и должен быть наследником Печского Сербского Патриархата, а чтобы достигнуть этого, необходимо избрать правильный и законный путь, т. е. необходимо обратиться к Цареградскому Патриарху и у него просить, чтобы он со Св. синодом постановил решение об отмене определения Св. синода от 1766 года касательно уничтожения и присоединения Печской Сербской Патриархии к Цареградской Патриархия и дал согласие на то, чтобы Сербская архиепископия и митрополия в Белграде возвышена была на степень Сербской Патриархии, и этим бы окончательно решен был вопрос о том: Кто наследник Печской Сербской Патриархии?» Гласник, кн. LXII, стр. 170–I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

соч. проф. Голубинского, да ещё нескольких уже устарелых очерков (частью компиляций) на сербском языке: Свет. Никетича «Ucmopujcku развитак српске цркве. У Београду, 1870» (перепеч. из «Гласника», кн. XXVII); Н. Ружичича «Кратки ucmopujcku преглед yзajмhux oдhoшaja uзмeдjy српске и грчко-цариградске цркве и нихових npeдcmabumeлja, од првог времена ниховог noзhabaja па до данас. У Београду 1876» («Очеркъ», не дающий беспристрастной характеристики взаимных отношений между Сербской Церковью и Цареградской Патриархией), и др. – Гораздо более посчастливилось политической истории сербов, где дается место и рассматриваемому нами вопросу. Но следует заметить, что и эти сравнительно многочисленные пособия, касающиеся рассматриваемого нами вопроса,– некоторые устарели, а некоторые представляют только компиляции и потому нет нужды называть их все. Обращаю внимание на новые капитальные исследования эпохи Душановой в нашей русской литературе проф. Флоринского: 1) Южные славяне и Византия во второй четверти XIV в., I–II вып. (СПб., 1882), где можно найти указания и на литературу предмета, и 2) Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков (Киев, 1888 г.). В сербской литературе, после первого сочинения проф. Флоринского, появилось соч. бывшего проф. белградской великой школы П. Сретьковича «Ucmopuja српскога народа», в 2-х кн, или томах (доведена до 1367 г.), Београд 1884 и 1888 гг., где автор по рассматриваемому нами вопросу, как и по разным другим, полемизирует с проф. Флоринским. Кроме того, мы имели в виду и другие сочинения и статьи г. Сретьковича, в которых содержатся данные или суждения его по вопросу специально интересующему нас, таковы, напр.: «Краль Вукашин убио цара Уроша» (Београд, 1881 г.) и «Расправа о цару Урошу» («Гласник», кн. LXIV, стр. 275–407). «...Господину кралю Стефаноу... прииемьшоу многыие землие и градове грьчьскыие, и веньча се на царьство вь градоу Скопию, (и) арьхииепископа кирь Иоаникииа постави патриярьхомь». См. «Родословъ», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Ламбрович (в миру Лазарь Ламброс); ок. 1780, Эдирне - 1822, Кишинёв), митр. Белградский в 1801-1813 гг. По происхождению грек. В 90-х гг. XVIII в. пришел в Белград. Благодаря митр. Белградскому Мефодию обучился грамоте. Принял монашество, был рукоположен во иерея и назначен протосинкеллом. После убийства турками владыки Мефодия (26 янв./1 февр. 1801) в апр. 1801 г. Л. стал митрополитом Белградским (предположения о возможном его заговоре против митр. Мефодия свидетельствами не подтверждаются). В силу сложного политического положения в Белградском пашалыке в 1801-1804 гг. Л. фактически не мог управлять митрополией. После начала в 1804 г. 1-го Сербского восстания во главе с Карагеоргием (см. ст. Карагеоргиевичи ) Л. участвовал с османской стороны в переговорах с восставшими, тайно поддерживая с ними контакты. Когда это стало известно тур. властям, бежал в Австрийскую империю, но вскоре вернулся и примкнул к восставшим, от имени к-рых отправлял послания в Стамбул и С.-Петербург. В 1806 г. Л. также участвовал в переговорах, связанных с военными действиями, во время русско-тур. войны подчеркивал лояльность к К-польской Патриархии. Это вызвало подозрения серб. властей, и Л. пришлось в авг. 1809 г. вновь покинуть Сербию. В 1810 г. Карагеоргий разрешил ему вернуться, но из-за опасений за жизнь он приехал в 1811 г. Во время его отсутствия участники восстания пытались поставить своего кандидата митрополитом всей Сербии, но безуспешно. После подавления восстания (1813) Л. вместе с его лидерами уехал в Австрийскую империю (мнение, что именно Л. уговорил Карагеоргия уйти без борьбы, не имеет оснований). Белградскую кафедру возглавил митр. Дионисий (Попович) . Стамбул требовал выдачи Л. в числе лидеров восстания, поэтому австр. власти его арестовали, чтобы уберечь от похищения турками. В сент. 1814 г. Л. уехал в Кишинёв, где жил на пособие от российского правительства. Переписывался с серб. кн. Милошем Обреновичем, оказывал ему дипломатическую помощь. Лит.: М. Лeohmuje митр. београдски//ГлСПЦ. 1901. Бр. 1. С. 26-39; Бр. 2. С. 129-146; Бр. 3. С. 256-276; Бр. 5. С. 534-542; Бр. 6. С. 640-649; Бр. 7. С. 708-726; Српски jepapcu. С. 285; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 98-398; он же. Шест портрета православних митрополита, 1766-1891. Београд, 2009. С. 47-64. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2463519.html

И. посвящены отдельная служба (10 дек.) с 2 канонами (1-го и 8-го гласов), написанными слитно (в начале 1-го есть указание на акростих «Красными похвалами песньми плетуще воспеваю и величаю память твою, святе», но в тексте он отсутствует), и канон 5-го гласа в общей службе св. семейству Бранковичей (помещен 3-м). В обеих службах И. (с устойчивым эпитетом «праведный») прославляется как заступник от «насилия агарянского», мощи к-рого даруют исцеление страждущим (в т. ч. и мусульманам). Даже в единоличной службе И. много места отведено прославлению др. членов семейства. Обе службы дошли в достаточно поздних (XVII-XVIII вв.) списках (см.: 1970. С. 335-336); они входили в состав рукописного Раковацкого Сербляка 1714 г., положенного в основу печатного издания (Римник, 1761), а позже включены и в белградское издание 1861 г. Относительно датировок службы И. и общей службы Бранковичам существует 2 т. зр. Согласно распространенному во 2-й четв.- сер. ХХ в. мнению, эти службы были составлены в 1708-1714 гг., когда мон-рь Крушедол являлся центром Крушедольской митрополии ( Р. М. Духовни живот Срба у Bojeboдuhu//Bojeboдuha. Нови Сад, 1939. Зб. 1. С. 378; 1957; Он же. 1958). В 70-80-х гг. ХХ в. была обоснована версия о создании этих текстов во 2-й четв.- сер. XVI в. ( 1970; 1980). Независимо от разницы в датировках, создание служб связывается с безымянными книжниками мон-ря Крушедол. В хронологическом отношении создание службы И. предшествовало составлению общей службы в честь семейства Бранковичей, т. к. в последней обнаружены заимствования из первой ( 1970. С. 335; 1980. С. 242). И. также посвящены 3 стихиры, отсутствующие в обеих службах и написанные в 1687 г. на форзаце вышеупомянутой служебной Минеи на октябрь из мон-ря Крушедол (МСПЦ. 125). Вместе со своими родственниками И. упоминается в «славе», содержащейся в сборнике 10-20-х гг. XVIII в. из собрания Патриаршей б-ки в Белграде 17. Л. 171-172), написанном предположительно во 2-й пол. XVI в. и дополненном (в т. ч. и именами Бранковичей) 100 лет спустя ( «Слава» са поменима jyжhocлob. и балканских светаца//Филологически изследвания в чест на К. Иванова за нейната 65-годишнина. София, 2005. С. 106-112. (Старобългарска лит-ра; Кн. 33/34)). Иконография

http://pravenc.ru/text/468971.html

Архив Пн В сотую годовщину со дня начала Первой мировой войны Патриарх Сербский Ириней возглавил в Белграде торжественные мероприятия, посвященные памяти русских воинов 4 августа 2014 г. 14:37 1 августа 2014 года, в сотую годовщину начала Первой мировой войны, в Русском некрополе в Белграде состоялись торжественные мероприятия памяти русских воинов, отдавших жизни за свободу Сербии. Божественную литургию в Иверской часовне на территории некрополя, а также панихиду по вождям и воинам Русской армии, похороненным в Белграде, совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней . Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужил официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем престоле протоиерей Виталий Тарасьев и клирики Белградской архиепископии. «В Русском некрополе покоятся герои, исполнившие одну из величайших заповедей Христовых — отдавшие жизнь за други своя, — сказал в слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Ириней. — Русский народ — это братский народ, который мы никогда не предадим». На Божественной литургии и торжественной панихиде присутствовали руководитель федерального агентства «Россотрудничество» К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурин, члены Совета Федерации А.И. Лисицын и В.В. Рязанский — президент Фонда поддержания, восстановления и сохранения комплекса историко-мемориальных памятников «Русский некрополь» в городе Белград, министр труда и социальной политики Республики Сербия  А. Вулин, а также сербский предприниматель, меценат и общественный деятель Н. Попович. По окончании богослужения состоялась церемония возложения венков к монументу Русской славы и памятнику сербским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. В тот же день при слиянии рек Дуная и Савы на месте первых боев за Белград, в ходе которых погибли русские артиллеристы и моряки Черноморского флота, защищавшие столицу Сербии, были спущены на воду венки памяти героев обороны Белграда.

http://patriarchia.ru/db/text/3700548.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010