15 «Поселившись в монастыре Филокаль, онъ, т. е. Савва, между прочимь «книгы многы преписа законьныие о исправлиении вере, ихьже требовааше сьборьнаиа иему црькьви, и вьсе сьтворивь иеже на потребоу светыни иего, в тако подвиже се вь земли отьчьства своиего», и пр. «Живот св. Саве», изд. 1865 г., стр. 227. 16 «И тоу (т. е. по прибитии в «великоую арьхииепископию рекомоую Житьчоу») избра оть оученикь своихь богоразоумьныие и многобоиазньныие и чьстныие моуже могоуште правити люди по законоу божьствьномоу и по преданию светыихь апостоль, и светыихь богоносьныихь отьць оуказанииа сьблюдати, и осветивь ихь и сьтвори ие иепископы, и расписавь страны отьчьства своиего, и посьла когождо ихь вь иенорию свою по достоианию, иакоже кого знааше, наоучивь ихь богоподобьне, и предавь имь комоуждо книгы законьныие» и т. д. «Живот св. Саве», изд. 1865 г., стр, 233. Здесь ясно говорится не только об избрании св. Саввой епископов, но и об особой новой организации Сербской Церкви. Проф. Голубинский называет восемь епархий, учрежденных св. Саввой (в соб. Сербии: существовавшую ранее – Рашскую, Хвостенскую иначе Студеницкую, Топлицкую, Моранскую или Моравицкую, Дебрьскую; в Зете или Дукле – Зетскую и Будимльскую, в Захолмии – поздн. Герцеговине – Холмскую или Захолмскую, кроме архиепископской кафедры в Жиче (См. Краткий очерк истории прав. церквей, стр. 460 и след.). А между тем г. Сретькович (цит. соч. II, стр. 96 в след.), на основании летописей сравнительно позднего происхождения (см. летописи: в «Гласнике» I, 164; V, 37, XI, 46; ср. изд. Шафарика «Památky drevniho pisemnictvi Jihoslovanvùv», стр. 59 и 69), по которым число открытых св. Саввой епархий было 12, называет их однако 11, кроме архиепископии Жичской, прибавляя к поименованным у г. Голубинского ещё следующие: Призренскую, Грачаницкую, Бравичевскую и Белградскую, соединяя однако вместе Рашскую и Будимльскую. Замечание Голубинского (стр. 558) о позднейшем происхождении других – кроме поименованных у него 8 епархий – не опровергнуто Сретьковичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

М., 1957. Т. 1. 272. С. 404-405). Т. к. разница между юлианским и григорианским К. составляла 13 дней, то декрет предписывал «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, 2-й день считать 15-м и т. д.». Изначально новый К. планировалось ввести на всей территории бывш. Российской империи. Однако в связи с гражданской войной этот процесс столкнулся с серьезными проблемами. На территориях, занятых Белой Армией и иностранными войсками, продолжал действовать юлианский К. Только по прошествии неск. лет по мере продвижения Красной Армии григорианский К. был введен на всей территории страны. Мн. рус. эмигранты не признали реформы и продолжали придерживаться старого стиля. Следующий виток «календарной борьбы» пришелся на нач. 20-х гг. Инициатором на этот раз выступил К-польский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) . С 1918 г. он занимал кафедру Афинского архиепископа и еще в 1919 г. поставил перед Синодом Элладской Церкви вопрос о введении нового К. Не без поддержки англ. военных властей Мелетий в 1921 г. был избран на К-польский Патриарший престол и через некоторое время начал реализацию своей программы реформ. Он созвал в К-поле т. н. Всеправославный конгресс (10 мая - 8 июня 1923). Но на этом собрании присутствовало всего 10 чел.- 5 епископов, 1 архимандрит и 4 мирянина. Они «представляли» К-польскую, Кипрскую, Сербскую, Элладскую и Румынскую Православные Церкви (при этом самих глав Церквей не было). Идеи, к-рые пытался реализовать с помощью этого конгресса патриарх Мелетий, являлись по сути масштабной программой церковного обновленчества (предлагалось сделать все церковные праздники неподвижными, разрешить брак епископату и повторный брак священникам, сократить богослужение и посты, разрешить клирикам ходить в мирской одежде, брить бороды и т. д.; планировалось даже объединение с англикан. Церковью; см. также ст. Всеправославный конгресс ). Поскольку григорианский К. ассоциировался с католичеством, то на конгрессе решили ввести не собственно григорианский, а еще один, новый, исправленный К., «как бы» от него отличающийся. Этот К., названный новоюлианским, разработал серб. астроном проф. математики и небесной механики Белградского ун-та Милутин Миланкович, к-рый был одним из участников конгресса. Новоюлианский К. действительно отличается от григорианского др. системой високоса, но в ближайшие 800 лет полностью с ним совпадает (новоюлианский К. основан на 900-летнем цикле, в течение к-рого упраздняется 7 вековых високосных дней; погрешность в одни сутки в этом К. набегает примерно за 43 500 лет). По вопросу же о времени празднования Пасхи конгресс решил для определения дат весеннего равноденствия и пасхального полнолуния использовать реальные астрономические данные для Иерусалимского меридиана.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Накануне выборов наши белградские корреспонденты выделяли внутри сербского епископата три группировки: во-первых, это - модернистски настроенные владыки, поддерживающие прозападный политический курс официального Белграда (самыми известными из них являются епископ Бачский Ириней, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ на покое Афанасий (Евтич)); во-вторых, архиереи традиционалисты и консерваторы, настроенные оппозиционно к прозападной политике официальных властей (такие как епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банатский Никанор), с некоторыми оговорками сюда можно отнести и самых ярких представителей так называемого «боснийского лобби» (епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенду) и епископа Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича)); в-третьих, архиереи, занимающие среднюю линию, лавирующие между модернистами и консерваторами, старающиеся поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но соблюдающие определенную дистанцию (самые известные - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Нишский Ириней). Выборы претендентов на патриарший престол как раз отразили этот расклад сил. Как нам сообщили наши источники в Белграде, без особых проблем пятидесятипроцентный барьер перешагнули именно владыки Амфилохий и Ириней, став первыми кандидатами. А вот за третье место в списке кандидатов шла борьба между модернистом епископом Иринеем Бачским и консерватором епископом Ефремом Баня-Лукским. В результате, третьим претендентом стал, к сожалению, известный своим экуменизмом владыка Ириней (Булович). Затем сербские архиереи предоставили самому Господу определить достойнейшего, - и дальше уже ничего не зависело от человеческого хотения. И Господь указал на епископа Иринея (Гавриловича). Святейшему Иринею в нынешнем году исполнится 80 лет. Таким образом, Промыслом Божиим у руля церковного корабля поставлен умудренный опытом старец, которому, видимо, предстоит умиротворять как внутрицерковные нестроения, так и острейшие противоречия, существующие внутри общества и политической элиты Сербии.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/201...

Посещение сербской семьи (одной из 20 оставшихся), живущей в многоквартирном доме обнадеживает: беспорядков и нападений на них не было. Одна из дочек, участница ансамбля «Косовские пионы» показывает мне только что смонтированный клип «Вера наша» и концерт, снятый совместно с русскими детьми. На лице матери видна тревога. «Как вы? Добро (хорошо, серб.)?» – спрашиваю я. «Добро! Мы на своей родной земле!» – звучит ответ. А вечером в Белграде несколько миллионов человек со всей Сербии выражали свой протест против лжи и насилия. Такого улицы Белграда еще не видели – похоже, общая беда заставила всех сплотиться – митинги, проходящие по всей Сербии, превращаются в общенациональное народное движение. «Мы не успокоимся, пока Косово не будет сербским», – сказал несостоявшийся президент Томислав Николич. «Гитлер не смог нас взять и эти тоже не смогут. Вы, из США и Запада, вы ввели албанцев в большое и тяжелое заблуждение, за которое они поплатятся: на второй день были сожжены КПП, на четвертый мы собрались на самый большой в истории Сербии митинг. Мы запомним страны, которые признали независимость Косово и поставим памятник тем, кто нас поддержал. Если не будет Косово и Метохии, не будет и Сербии. В сердце не может быть замены. Не надо нас трогать, иначе мы все, сколько нас здесь есть, можем поехать в КиМ». Выступали студенты и президент республики Сербской, актеры и политики. «Мы продолжим преподавать только по сербским программам и будем выдавать сербские дипломы» – сказал ректор Приштинского университета. «Я хочу учить детей, что врата рая находятся не в Париже и Лондоне, а в Печке Патриаршей и Високи Дечани (монастыри КиМ)» – продолжил мысль ректора студент Белградского университета. Люди кричали: «Идем на Косово!», «Косово – сердце Сербии!» Все происходящее транслировали на всю страну. Интересно показали ли хоть часть этого сербского крика в России? Видели ли русские этот многомиллионный молебен? Слышали ли скорбь в голосах выступающих? Или российские телеканалы ограничились сценами погромов, поджогов и беспорядков?

http://pravoslavie.ru/36453.html

Охридская архиепископия была продолжением архиепископии первого болгарского царства и пережила терновский патриархат почти 4 веками. Император Василий болгароборец, покорив (1019 г.) Болгарию, оставил эту архиепископию, как мы выше видели, автокефальною, независимою от константинопольского патриарха, как древнее учреждение Юстиниана. По той же причине она признавалась автокефальною и по учреждении в Болгарии терновского патриархата, до 1767 г. Но епархии её почти беспрерывно переходили от одних правителей к другим. Сперва они принадлежали (с 1185 г.) грекам, потом (1204 г.) крестоносцам, потом опять грекам (1207– 30 г.), потом болгарам (1230– 45 г.). Затем около 100 лет они принадлежали грекам, а со времени сербского короля Душана (1335 – 1355 г.) частию сербам, а частию туркам. – Полный титул охридского первосвятителя был: «Архиепископ Юстинианы первые, Ахриды и всея Болгарии и сербския земли и Арвании (Албании) и Волошския и Молдавския и иных». – А константинопольские патриархи титуловали его: «Блаженнейший архиепископ первые Юстинианы Ахридския и всея Болгарии, во святом Духе возлюбленный брат нашей мерности и сослужитель». – Охридский архиепископ только не носил титула патриаршего, но по правам равен был патриарху 404 . Епархии охридской архиепископии Названия епархий сохранились теже самые, какия были и в первое болгарское царство. Но число епархий то сокращалось, то увеличивалось. В половине XVII века считалось 17 епархий, в начале XVIII века только 12, а в год закрытия (1767 г.) автокефальной охридской архиепископии 13. Ныне в пределах бывшей охридской архиепископии считается 13 митрополий, именно: 1) преспанская и лихниоская (кафедра в Охриде), 2), касторнская, 3) пелсаонская, или битольская, 4) сисанийская и сиатистская, 5) струмицкая и тивериупольская, 6) белградская или бератская. 7) горская и дирахийская (кафедра в Дураццо), 8) воденская, 9) корицкая или горицкая и селасфорская, 10) гревенская, 11) могленская, 12) дебръская, 13) велесская или кюпрюлъская 405 . Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

А осенью 2017-го из департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры России директору оркестра Толмачеву поступило письмо с требованием предложить кандидатуру нового худрука и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива. И сделать это в течение недели. Подписавший письмо директор департамента А.В. Малышев ссылался на «единогласное мнение» «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры». Как выяснилось, действительно, семь человек, среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ю. Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной А. Пермякова и Д. Дмитриенко, в пустом зале Чайковского Московской филармонии (зрителей не пустили) прослушивали оркестр. Ни Рахманинов, ни Дворжак, ни Свиридов, звучание которого однажды заставило любимца миллионов Владимира Гостюхина пасть на колени перед Полетаевым, а одну известную актрису разрыдаться; ни «Вечерний звон», ни «Ода Богородице» - не вдохновили экспертов. Приговор Полетаеву и оркестру был вынесен. 20 сентября на страницах «Русской народной линии» под заголовком «Не допустить уничтожения " Бояна " появилось обращение заместителя председателя Общественного совета при Минкульте РФ, сопредседателя Общественной палаты Союзного государства, члена Патриаршего совета по культуре, народного артиста России Н. Бурляева к министру В. Мединскому. Было отправлено оно и официально. Обращение к президенту РФ Путину подписали деятели культуры, среди которых были Николай Бурляев, Александр Ведерников, Валерий Ганичев, Николай Губенко, Михаил Ножкин, Дмитрий Белюкин и др. Также на имя Путина было направлено Обращение еще одной группы деятелей культуры, пришло Обращение участников Белградского Славянского конгресса - с просьбой сохранить уникальный творческий коллектив. 15 декабря 2017-го Николай Бурляев вновь обращается с письмом к министру культуры, требуя «восстановить в Уставе оркестра «Боян» должность худрука-главного дирижера с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива». Он пишет: «На основании приговора музыкальной " семерки " департамент распорядился уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, продолжить сокращение состава и сократить название до минимума - " Государственный Академический оркестр " . Были удалены три ключевых слова - " русский " , " концертный " , " Боян " .

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/b...

В ГАРФ хранится интересный документ о прибытии в 1924 г. в Россию белградского профессора Димитриевича, с миссией «от сербского митрополита для переговоров с обновленцами». В своем запросе в ГПУ заведующий 5-м отделом Наркомюста Красиков подчеркивал, что «вопрос этот чрезвычайно важен. В особенности важно было бы знать, какие сношения Дмитриевич имеет здесь кроме как с обновленцами». 41 Другой информации в архиве не обнаружено. Известно лишь то, что протоиерей С. Дмитриевич, в свое время учившийся в России, приезжал для передачи благотворительной помощи голодающим Одесской и Екатеринославской губерний. 42 В Сремских Карловцах патриарший указ произвел ошеломляющее действие. Безусловно, указ надо было выполнять, хотя все, в том числе и митрополит Евлогий, были убеждены, что он имеет вынужденный, т.е. политический характер, будучи написан под диктовку Советской власти. Выход из создавшейся ситуации был найден Владыкой Анастасием. На основании известного постановления Св. Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. о ситуациях, позволяющих организовывать «высшую инстанцию церковной власти», 43 он предложил вместо ВЦУ создать временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 31 августа 1922 г. соответствующее постановление Архиерейского Собора было подписано «за председательствующего Синода» митрополитом Евлогием. Председателем нового центра стал старейший иерарх Владыка Антоний. В отличие от прежней структуры, в которой были и клирики, и миряне, в новую входили только епископы. В 1923 г. в Сремских Карловцах вновь было заявлено о том, что все русские православные заграничные епископии являются лишь частью Московской Патриархии, и вся полнота власти принадлежит лишь Всероссийской Церкви. Эта во многом формальная зависимость приводила к новым осложнениям. Так, митрополит Евлогий не считал уже для себя возможным подчиняться Архиерейскому Синоду. Начались внутренние раздоры, то утихавшие на время, то разгоравшиеся с новой силой, не преодоленные до конца и по сию пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили: 1) Изготовить для преподавателя Починковского духовного училища Никандра Тихомирова и исправляющего должность доцента академии Ивана Попова дипломы на степень магистра богословия и выдать их по принадлежности. 2) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении исправляющего должность доцента академии, магистра богословия, Ивана Попова в должности доцента академии. II. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Сент. 4. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 1 сентября за 4742: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошения сербских уроженцев иеромонаха Платона, окончившего курс учения в Белградской семинарии, и Луки Иокича, окончившего курс учения в Курской духовной семинарии, о принятии их в духовные академии на казенное содержание. Приказали: Разрешить Совету Московской духовной академии принять в число академических студентов I курса сербских уроженцев иеромонаха Платона и Луку Иокича и на содержание их в академии, со дня поступления в оную, назначить им стипендии из духовно-учебного капитала (Отд. I, § 2); о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Сент. 7. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 5 сентября за 4849: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по возбужденному Представителем Иерусалимского Патриарха в России ходатайству, вследствие желания Патриарха Константинопольского, о перемещении студента Киевской ду- —300— ховной академии Евангела Саригиани в Московскую духовную академию, дабы он, находясь близ Москвы, встречал в Патриарших подворьях отеческий приют, добрый совет и руководство. Приказали: Во внимание к изъясненному ходатайству, Святейший Синод определяет: переместить студента Киевской духовной академии Евангела Саригиани в Московскую духовную академию, с переводом в эту последнюю, в установленном размере, и назначенной ему по Синодальному постановлению 23 мая–4 июня сего года за 1708 стипендии; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В защиту «Бояна» встали сразу две парламентских фракции Госдумы – КПРФ и «Народной воли» с их лидерами Геннадием Зюгановым и Сергеем Бабуриным. А в апреле 2006 года участники Второго собора народов Беларуси, России, Украины с просьбой защитить «Боян» обратились к президенту Путину. Благодаря его вмешательству оркестр был сохранен, но из очередного, отреставрированного силами музыкантов помещения – кинотеатра «Зенит» – его вновь выбросили на улицу. Все эти годы, без господдержки, без президентских грантов и достойной зарплаты, оркестр продолжал работать. Ближе к 2017-му со стороны Минкульта началась настоящая атака. Численность Государственного и академического коллектива сократили до… 37 человек, сверху, в приказном порядке, стали назначать одного директора за другим, они прибирали власть к рукам, отодвигая создателя оркестра на вспомогательные роли (рядовой дирижер по договору). А осенью 2017-го из департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры России директору оркестра Толмачеву поступило письмо с требованием предложить кандидатуру нового худрука и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива. И сделать это в течение недели. Подписавший письмо директор департамента А.В. Малышев ссылался на «единогласное мнение» «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры». Как выяснилось, действительно, семь человек, среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ю. Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной А. Пермякова и Д. Дмитриенко, в пустом зале Чайковского Московской филармонии (зрителей не пустили) прослушивали оркестр. Ни Рахманинов, ни Дворжак, ни Свиридов, звучание которого однажды заставило любимца миллионов Владимира Гостюхина пасть на колени перед Полетаевым, а одну известную актрису разрыдаться; ни «Вечерний звон», ни «Ода Богородице» – не вдохновили экспертов. Приговор Полетаеву и оркестру был вынесен. 20 сентября на страницах «Русской народной линии» под заголовком «Не допустить уничтожения “Бояна” появилось обращение заместителя председателя Общественного совета при Минкульте РФ, сопредседателя Общественной палаты Союзного государства, члена Патриаршего совета по культуре, народного артиста России Н. Бурляева к министру В. Мединскому. Было отправлено оно и официально. Обращение к президенту РФ Путину подписали деятели культуры, среди которых были Николай Бурляев, Александр Ведерников, Валерий Ганичев, Николай Губенко, Михаил Ножкин, Дмитрий Белюкин и др. Также на имя Путина было направлено Обращение еще одной группы деятелей культуры, пришло Обращение участников Белградского Славянского конгресса – с просьбой сохранить уникальный творческий коллектив.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Кроме постоянных участников наших собраний, мы приглашали к нам и докладчиков–гостей. Особенно ценными для нас были посещения кружка митрополитом Антонием (Храповицким) . Мы нашли в его лице пастыря, учителя и друга. Его жизненный путь был тесно переплетён с событиями церковной истории нашего времени. Происходил он из помещичьей среды Новгородской губернии. По окончании гимназии он решил поступить в Духовную Академию, что было в то время нелегко сделать не семинаристу. Добившись своего, он блестяще окончил духовную школу в 1885 году и вскоре после этого принял монашество. Сразу началось его быстрое продвижение по иерархической лестнице. Сперва иеромонах Антоний был назначен преподавателем в Петербургскую Академию. Однако его сердечность и простота отношений со студентами вызвала недовольство начальства, и он был сослан в глухую провинцию в Холм. Там он пробыл недолго и был вскоре возвращён в Петербург. В 1889 году, когда ему ещё не было 28 лет, он получил ответственный пост ректора Московской Академии. Ему удалось и тут внести новый творческий дух в дело преподавания, но и здесь его новаторства приобрели ему многих врагов. В 1895 году его снизили в провинциальную Казанскую Академию. Владыка обновил и её и привлёк в неё многих даровитых студентов. В 1900 году он был возведён в сан епископа Уфимского, а в 1902 году переведён на Волынь. Там он нашёл подходящее поприще для своей кипучей энергии и стал известен во всей России, как твёрдый защитник православного крестьянства от всевозможных эксплуататоров, особенно многочисленных на этой окраине с её пёстрым населением. В радикальных кругах он имел репутацию крайнего черносотенца. Он безбоязненно обличал моральную шаткость многих либералов и ложь левых демагогов. Он яснее других предчувствовал демоничность и разрушительность готовившейся революции. Накануне Первой Мировой Войны он был назначен в Харьков. На всероссийском Соборе 1917–1918 года он был одним из трёх кандидатов на патриарший престол. В 1918 году, уже при Скоропадском, он был возведён на кафедру митрополита Киевского и Галицкого. Покинул он Россию с остатками разбитой Белой армии в 1920 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010