Это обстоятельство можно объяснить тем, что города были сравнительно новые и находились на особом положении. Одновременно в 1664 г. образовались города Сумы, Сужда, Мирополье, Краснополье и Белополье. Основателями их были выходцы из разных малороссийских заднепровских городов, поселившиеся в диких татарских степях, в качестве защитников Московского государства, будучи обнадежены разными милостями за свою службу. Вместе с «черкасами» – выходцами пришло из Малороссии и духовенство, поставленное Киевским митрополитом. По крайней мере в г. Сужде при самом основании было четыре храма. Духовенство вместе с своими прихожанами также пользовалось «милостями», которые могли заключаться в свободе от отбывания кафедральных повинностей, на которых в значительной мере основывалась епархиальная зависимость приходских храмов и духовенства от той или другой кафедры, в данном случае от Белогородской. Духовенство новых городов, поставленное Киевским митрополитом, целые десятки лет могло оставаться вне финансовой зависимости от белогородского архиерея, а самые города не вносились в окладные книги кафедры, хотя «духовностью» ведались ближайшим архиереем. Мы не думаем, чтобы такие важные города, как Сумы, Сужда, Мирополье, Краснополье входили в состав Белопольской десятины с 17 церквами и в конце XVII в. принадлежали в Патриаршей области (Шимко. «Патриарший Казенный Приказ»., стр. 120); к тому же г. Сумы, как видно из росписи проектируемых епархий на соборе 1681 – 1682 г., показан в Белогородской епархии (Русские епархии, т. I. стр. 323). В 1710 году Белополье остается в бывшей Патриаршей области, а Сумы, Сужда и др. города в ней не показаны (Шимко, Каз. Патр. Прик. стр. 266). Следовательно, они как раньше, так и теперь находились в Белгородской епархии. К концу XVII в. все названные города несоменно были внесены в окладные книги Белгородской епархии, но черкасы – переселенцы о своих льготах или «милостях» вспоминали при Петре I, в 1705 году (Курск. Епарх. Вед. 1890г. 34). И позже во вновь поселенных черкасских слободах церкви и духовенство не сразу вносились в окладные книги Белгородского архиерейского дома (Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В епархиях на территории России к 15 августа было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2330 тонн гуманитарной помощи (из них за отчетный период — более 180 тонн). В том числе 1410 тонн (из них за отчетный период — 110 тонн) направлено в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Изюмскую, Запорожскую, Луганскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую епархии. Самостоятельно гуманитарную помощь направили 99 епархий. Всего епархиями России была оказана помощь около 310 тысячам беженцев и тысячам мирных жителей в зоне конфликта. В приграничных епархиях продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. В Белгородском церковном штабе помощи беженцам с марта приняли более 21 000 обращений (в том числе за отчетный период — 7000), в Ростовском гуманитарном центре — более 12 000 обращений (в том числе за отчетный период — 2000), в гуманитарных центрах Воронежской епархии — свыше 17 000 обращений (в том числе за отчетный период — 6000). В церковный штаб адресной помощи в Москве с марта по август обратились свыше 23 300 беженцев (в том числе за отчетный период — 5100). Многие монастыри и храмы России, Украины и Донбасса, а также некоторые монастыри и приходы Русской Православной Церкви в Германии и Великобритании приняли беженцев на проживание (всего беженцы были размещены в 57 церковных учреждениях). Продолжает действовать церковная горячая линия социальной помощи «Милосердие» (свыше 6000 звонков, около 30% связаны с помощью беженцам). Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Московского, продолжает оказывать комплексную помощь жителям зоны конфликта: осуществляет лечение в стационарах и амбулатории больницы в Москве и ее филиала в городе Жуковском Московской области — в том числе помощь пациентам с ампутированными конечностями, включая хирургическое лечение для подготовки к протезированию, подбор протеза и адаптацию; обеспечивает эвакуацию из зоны конфликта на автомобилях больницы пациентов, нуждающихся в стационарном лечении; организует еженедельные выезды добровольческих врачебно-сестринских бригад в зону конфликта для оказания медицинской помощи на местах, в том числе для оказания помощи в проведении хирургических операций и в уходе за раненными в Горловской городской больнице, в Мариуполе, в Луганской клинической больнице, в Мелитополе. В конце сентября врачи-добровольцы больницы святителя Алексия, митрополита Московского, передали цифровой передвижной рентгеновский аппарат Горловской больнице 2.

http://patriarchia.ru/db/text/5966901.ht...

Далее выступили руководители и сотрудники профильных отделов Белгородской , Московской областной , Костромской епархий, а также представитель Воронежского ОтдКО. Митрополит Кирилл дал несколько рекомендаций в помощь казачьим духовникам и атаману. Состоялись видеовключения с представителями других епархий Русской Православной Церкви. Обсудив с участниками совещания возможности корректировок в деятельности по духовному окормлению казачества ЦКВ, митрополит Кирилл предложил следующие пути решений. Во-первых, не позднее января 2019 года казачьим духовникам следует привести в соответствие с требованиями Синодального комитета нормативную базу, обеспечивающую правильный административный режим деятельности профильного епархиального отдела. Для этого у правящего архиерея надо подписать Положение об отделе по взаимодействию с казачеством, заключить Соглашение о сотрудничестве между епархией и окормляемым казачьим обществом, между епархией и окормляемой образовательной организацией с казачьим компонентом, между епархией и окормляемым молодежным казачьим объединением. Во-вторых, подготовить и согласовать с правящим архиереем и с Синодальным комитетом годовой план работы епархиального отдела. В-третьих, священникам необходимо находиться в постоянном рабочем общении с Комитетом, с соработниками из других епархий Русской Православной Церкви, самостоятельно применять в своей практике положительный опыт казачьих духовников России. В-четвертых, необходимо всем, без исключения, казачьим священникам систематически повышать свой профессиональный уровень, вникать в требования по составлению справочной информации, документов, отчетов, направляемых в Синодальный комитет. В заключение вебинара глава Синодального комитета поблагодарил сотрудников Комитета за высокий уровень организации встречи в режиме видео-конференц-связи, за их усердие по развитию взаимодействия с пастырями, ответственными в епархиях за духовное окормление казачества, а также самих пастырей. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5302976.ht...

Выступление главного специалиста Отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России было посвящено должностным полномочиям помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Отдельное внимание было уделено освещению должностных полномочий помощника как благочинного тюремных храмов. Помощник как благочинный тюремных храмов обязан не реже одного раза в год проверять состояние храмов или молитвенных комнат в региональных учреждениях ФСИН России, в том числе: наличие всего необходимого для совершения богослужений, правильность и регулярность ведения богослужебного журнала, следить за тем, как совершаются богослужения, в каком состоянии находятся богослужебные сосуды и богослужебная утварь, священнические облачения и одежды, храмовые иконы. Нужно стремиться к тому, чтобы богослужения в тюремных храмах совершались регулярно: как минимум — раз в неделю должна совершаться Божественная литургия, но желательно две или три Литургии еженедельно. Благочинный тюремных храмов должен регулярно, по возможности ежемесячно, проводить лекции с сотрудниками в соответствии с согласованным и утвержденным планом лекций. План лекций должен отражать интересы сотрудников, освещать значимые даты. Также в обязанности помощника входит надзор за деятельностью воскресных школ и различных кружков, действующих при тюремных храмах. Помощник должен своевременно информировать о состоянии дел правящего архиерея и председателя Объединенной комиссии тюремного служения митрополии. Особое внимание следует обратить на духовное окормление уголовно-исполнительных инспекций (УИИ ФСИН России). В настоящее время примерно около половины осужденных правонарушителей приговорены к альтернативным видам наказаний без лишения свободы, однако в перспективе перед правоохранительными органами стоит задача, чтобы процент осужденных, отбывающих наказание за преступления без лишения свободы, был доведен до 75%. Именно поэтому уже сейчас следует обращать особое внимание и активно взаимодействовать с УИИ ФСИН России, продумывать и апробировать форматы взаимодействия.

http://patriarchia.ru/db/text/5942770.ht...

Денежная сумма, требуемая для уплаты за предметы потребления, взималась иногда (в случаях её неимения или недостатка) натурой: налагалась десятина на церковные пасеки 266 или похищалось что-либо из церковного достояния. 267 Новым видом помещичьих притеснений является принуждение прихожан платить православным священникам за совершение требоисправлений по известной, строго определенной таксе, которая была крайне скудной (уменьшенной в десять раз против существовавшей во время унии. 268 Существовало и еще немало обид и притеснений, которые изобретал бесконтрольный, необузданный фанатизм помещиков и их управителей; но и упомянутых, думаем, достаточно, чтобы судить о крайне бедственном положении православного духовенства, жившего в новоприсоединенных областях Киевской епархии. Какие же меры употреблял митрополит Иерофей для устранения описанных насилий? Конечно, он не мог оставаться равнодушным их зрителем и прилагал все усилия к тому, чтобы облегчить (насколько было это возможно для него) печальную участь вверенного его попечению духовенства. В ряду предпринятых им мер на первом месте мы должны поставить следующие весьма важные распоряжения. 269 Прежде всего, по ходатайству митрополита, Киевское губернское Правление отбирало от всех помещиков и владельцев строжайшие подписки, обязывавшие их: а) прекратить всякие притеснения по отношению к православным священникам и b) немедленно возвратить православным церквам «все принадлежащее и следуемое», под опасением, в противном случае, конфискации имущества и предания уголовному суду, как оскорбителей господствующей веры и нарушителей Высочайших повелений. 270 С другой стороны, городничие и присутствующие в нижних земских судах, при первой же жалобе православного духовенства на какие-либо притеснения помещиков, обязывались тотчас оказывать потерпевшим всякое «законное» содействие, пересылая представленные ими прошения с первою же почтою в губернское правление. Для вящшего успеха дела, Киевская дикастерия с своей стороны предписала духовным правлениям и благочинным собрать немедленно «наивернейшие» справки по следующим пяти пунктам:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в декабре 1796 года, как только начались крестьянские волнения и появилось множество жалоб на помещиков, издано было Высочайшее повеление, «дабы те, кои имеют нужду подавать какие-либо жалобы или прошения, не инако то делали, как каждый от себя, не подписываясь больше одного человека». 196 В мае 1797 года было вновь подтверждено: «ни от кого и ни в каких местах прошений, многими подписанных, не принимать». 197 Святейшей Синод не преминул воспользоваться этим Высочайшим повелением и немедленно применил его в отношении к заручным прошениям прихожан о ставлениках. Указом от 24 июня 1797 года отменялись все те пункты Духовного Регламента, на основании которых до этого времени прихожане имели право, при избрании к своей церкви священно-церковно-служителей, подавать епархиальным архиереям «одобрительные» прошения, подписанные многими лицами. «Во отвращение всякого затруднения и недоумения, читаем в этом указе, в духовных правлениях принимать прошения за подписанием одних точно желающих поступить в священно и церковно-служительские чины, с приложением от прихожан одобрений о честном их поведении», а не прошений о посвящении, как было прежде. Тогда же, для единообразия ставленических прошений и прихожанских одобрений, были составлены и отпечатаны в Синодальной типографии образцовые формы, которые и были разосланы по всем епархиям. 198 Митрополит Иерофей, в свою очередь (как бы в разъяснение и точное исполнение последнего Синодального указа), дал 18 марта 1798 года на имя Киевской духовной дикастерии весьма интересный приказ, в котором мы находим следующие мероприятия к улучшению ставленического делопроизводства. 1) Прихожанские «одобрения» должны представляться прежде всего окружным благочинным, которые обязывались собственноручно свидетельствовать на них, что а) подписи сделаны всеми лицами единодушно и b) ставленик действительно таковых качеств, какие прописаны в «одобрениях», а посему и не имеет никаких препятствий к получению тех или других священно-церковно-служительских чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Началось следствие. Оскорбительное письмо было препровождено митрополитом в Киевскую дикастерию, с предписанием вызвать немедленно Иринея в дикастерское присутствие и, прочитавши пред ним означенное письмо, допросить, для чего он в нем «противу своего пастыря, прикрывавшего доселе по снисхождению все его порочные качества, употребил толь дерзкие слова, каковых никто из подчиненных митрополиту благомыслящих и добросовестных людей писать бы не отважился». Ответы Иринея митрополит приказал записать в дикастерский журнал и после того заготовить от своего имени в Святейшей Синод доношение, с приложением означенного письма и с прописанием «всей невоздержной его (архимандрита) жизни и соблазнительных поступков, о которых ему – митрополиту – и всей Академии довольно известно». Но архимандрит Ириней, как видно, решился упорно стоять на своем. Получив в тот же дель «секретарскую записку», повелевающую ему от имени митрополита «зараз» явиться «в полное присутствие дикастерии», он написал на её обороте следующий дерзкий ответ. «Поскольку нижеподписавшийся не имеет еще ни из Святейшего Синода, ни от преосвященного митрополита указа, каким образом должен относиться к Киевской дикастерии, не будучи в ней присутствующим, и состоя архимандритом в другой епархии, 343 так же и не получив в делах, до Академии относящихся, никаких резолюций, ни указов; то объявляет, что в ожидании всего того он должен единственно являться лично к преосвященному». Но так как приводимые резоны были слишком неосновательными, то новая строгая резолюция митрополита заставила смелого «протестанта» несколько смириться. В найденном нами дикастерском журнале за 1799 год (об отсутствии которого сожалели прежние исследователи 344 под 24 марта мы читаем следующее замечание: «В силу данного от Его Высокопреосвященству здешней дикастерии предложения, впущен был в присутствие в 12-м часу с полуночи второклассного Гамалеевского монастыря архимандрит и Киевской Академии богословии учитель Ириней, который, по прочтении ему секретарем писанного им Иринеем к Его Высокопреосвященству письма, заключающего в себе оскорбительные и дерзостные противу архипастырской особы слова, объявил: 1) что он точно то письмо сам писал и подписал; 2) что упоминаемое в нем заклинание заключает он архимандрит действием благочестивым, но ежели как то, так и все прочие того письма выражения, почитаются оскорбительными, то он признает себя в том виновным и обязывается испросит у Его Высокопреосвященства прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они образовывали компании, представлявшие из себя организованное общество, и заключали с приходскими церквами особые контракты, выговаривая себе за труд известное вознаграждение. Отправившись на «промысел», каждый член общества имел особую, строго определенную сферу деятельности (применительно к своим «талантам»): один записывал имена благотворителей, другой был наиболее искусен в «собирании», третий вел хозяйственную часть и т.д. (Консисторское Архивное Дело 1797 г. 37). Вот как описывает г. Крыжановский самый «сборный» процесс: «чтобы умножить добытое, иной священник, со старостою или кем-либо из почетных прихожан, отправлялся с просьбою на соседние ярмарки. Оба с иконами и воздушками, предшествуемые дьяком или школяром, оповещавшим в толпе, посредством звонка, о процессии, обходили воз за возом, продавца за продавцом, гроши и копейки щедро подавались в тарелочки, а мехоноша сзади то подбирал хлеб в зерне, прядиво, куски полотна и т.п., то возвращался навьюченный к своему возу, и снова, опорожнив мешки, догонял процессию». Руководство для сельских пастырей, 1862 г., 32 «очерки», стр. 486. Заботясь об искоренении «профессиональных» сборщиков, митрополит Иерофей установил позднее еще более строгий контроль за собиранием «милостинного подаяния»: 1) сборные книги выдавались исключительно людям духовного звания; 2) лица, посылаемые от приходских священников (по согласию с прихожанами) за «испрошением», должны были а) брать «от своей команды» билеты и b) быть непременно прихожанами тех самых церквей, на которые собиралось подаяние (Консисторское Архивное Дело 1797, 93). Но и после этого «бродяжничество» не прекратилось. Веками сложившийся обычай продолжал существовать по-прежнему, требуя для своего искоренения новых и новых подтвердительных распоряжений и разного рода «строжайших, предписаний (Консисторское Архивное Дело 1798 г. 67). 122 По указу Святейшего Синода от 10 ноября 1763 года, киевскому митрополиту велено было «учредить во всей своей епархии по церквам, по примеру греческого обыкновения, а паче по св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иерофей нашел для себя верный исход в среднем примирительном пути, который и щадил оскорбленное самолюбие, и направлялся к вящшему успеху дела обучения. Так, Пятигорский протоиерей, оказавшийся, «по неоднократной личной апробации» митрополита, вполне способным к обучению других, был уполномочен в звании учителя своего уезда на одинаковых основаниях с прочими учителями. Сквирскому протоиерею дозволено лишь в том только случае не высылать учеников к Махновскому, «если встретится в высылке туда непреоборимое затруднение в рассуждении зимнего времени или по другим неудобствам» и если он, протоиерей, имеет твердую уверенность в своих теоретических познаниях и надеется на свои педагогические способности. Наконец, прошение Уманского духовенства уважено было только в половину: особый учитель для уезда избран не был, хотя приходские священники (но не благочинные) и освобождались от затруднительной поездки к Липовецкому протоиерею для окончательной «апробации» своего учения. В результате оказывалось, что дело обучения только выигрывало: удовлетворенные «протестанты», естественно, старались приложить все усилия к тому, чтобы оправдать на деле оказанное им со стороны митрополита доверие, возбуждая тем желательное соревнование и среди прежде уполномоченных учителей. Кроме отмеченной выше примерной ревности Махновского протоиерея, считаем необходимым указать на еще более удивительное усердие Липовецкого протоиерея – Никифора Топольского. 177 Он не ограничился в деле обучения одним образцовыми, выполнением программы, начертанной митрополитом, но, и с своей стороны, предложил на его благорассмотрение весьма важный проект, как бы в дополнение этой программы. Сущность проекта заключается в следующих широких мероприятиях: 1) в заведенные уполномоченными протоиереями школы требовать не только священников, присоединившихся из унии, но и всех вновь рукоположенных, а также и бывших во время унии православными; 2) из школы не отпускать учеников до тех пор, пока не обучатся всему в достаточной степени совершенства; 178 3) при отпуске отбирать ото всех строжайшие подписки в том, что они и на приходе будут совершать богослужение и исправлять требы точно так же, как были научены в школе, под опасением в противном случае неизбежного наказания; 4) для проверки и закрепления приобретенного в школе приглашать из обучившихся священников в высокоторжественные дни в уездные городские соборы по два человека; 5) требовать в школу и дьячков для обучения правильному чтению церковной печати, православным напевам и исправному письму, и 6) для закрепления дьячков на приходе и прекращения чрез то частой смены их, посвящать их после одобрительных представлений духовных правлений в стихари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, например, один священник, воспользовавшись «лихорадочною болезнью» своего сына, взял его из Академии в дом «впредь до выздоровления». Продержавши «больного» довольно продолжительное время и желая совсем оставить при себе, он подал митрополиту прошение об окончательном увольнении его из Академии, выставив при этом, в качестве уважительной причины, такой аргумент: «по примечанию сын мой далее своего учения продолжать уже не может». А так как в приходе открывалось как раз вакантное место дьячка, то вместе с просьбою об увольнении старательный родитель просил митрополита и о зачислении сына на то место. Как же поступил в данном случае митрополит Иерофей? В предотвращение повторения подобных проделок, он наложил на прошении заботливого родителя весьма интересную резолюцию, которую мы позволим себе привести целиком. «Проситель, не имея по долгу родительскому попечения об окончании сыном наук для собственной его и общественной пользы, дерзнул употребить сию недельную просьбу во вред сыновний, а себе в предосуждение, к излишнему при том команде затруднению; для того надлежало бы его священника за то оштрафовать, но, по единому снисхождению и что он прежде ни в каких штрафах не бывал, то оставить, а точно сделать ему при дикастерии чувствительный выговор и обязать наистрожайшею подпискою, чтобы впредь от таковых, с долгом родительским несходственных и для сына бесполезных предприятий вовсе воздержался, всемерно стараясь внушить сыну, чтобы он прилежал к наукам до совершенного оных окончания, в надежде получения, буде честным поведением и хорошим в учении успехом сделает себя достойным, – священнического места». 314 Тогда же введен был митрополитом обычай отбирать в дикастерии строжайшие подписки с «подозрительных» родителей, которые увозили своих учащихся детей домой для поправления расстроенного здоровья. В силу этих подписок, они обязывались, под опасением штрафа, представлять в Академию уволенных на время учеников тотчас же по выздоровлении их. Наблюдение за точным выполнением данных подписок поручалось духовным правлениям, которые должны были о малейшей беспричинной задержке «без продолжения времени» доносить рапортом в Киевскую дикастерию. 315 Сами учащиеся также обнаруживали нередко сильную наклонность к увольнению из Академии. Болезнь, «несродность» к ученью, зрелый возраст и т.п. – вот обычно те причины, которые приводятся ими в подаваемых митрополиту прошениях, как достаточно уважительные. Особенную стремительность к преждевременному окончанию образования проявляли студенты, «достигшие до философии» и «даже богословии». Озаботившись заблаговременно приисканием невест, они, с несвойственною нашему времени смелостью, претендовали на лучшие в епархии места, считая в праве ожидать со стороны митрополита особенно благосклонного к себе внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010