В 1944-1945 гг. стихийно возникшие после освобождения региона от фашистов иудейские общины краткое время владели синагогами в городах Саврань и Котовск (ныне Подольск) и состояли на учете у уполномоченного как зарегистрированные до войны. В 1945 г. синагоги были изъяты у общин. В 1945 г. поставлены на учет общины в Одессе и Балте, в Измаильской обл.- в Белгороде-Днестровском, Болграде и Тарутине (2 последние сняты с регистрации в 1946). Нелегально действовали иудейские общины с раввинами в Измаиле, Килии и Арцизе, они были разгромлены властями в 1949 г. В том же году закрыта синагога в Белгороде-Днестровском, в 1962 г. упразднена синагога в Балте. Единственная в Одессе иудейская община до 1953 г. находилась в здании старинной синагоги на ул. Пушкинской. В 1953 г. власти передали здание под спортивную школу. Община переехала на ул. Лесную (Одария) в здание бывшей синагоги грузчиков морского порта, построенное в 1890 г. Здание синагоги разрушилось в 1992 г., и в том же году иудеям была возвращена главная синагога города, расположенная на углу улиц Ришельевской и Еврейской. Также в 1992 г. иудеям возвращена бывш. синагога портных, ставшая центром хасидизма на Украине. При этой синагоге зарегистрировано Южное региональное объединение иудейских общин Украины. В наст. время в Одесской обл. насчитывается 14 иудейских общин, из них 3 общины входят в Объединение иудейских религиозных организаций Украины, действуют 2 общины прогрессивных иудеев, 6 общин хасидов, 3 независимые общины. Ислам Мечеть была известна в Хаджибейском замке при тур. крепости Хаджибей. На рубеже XIX и XX вв. в Одессе действовала татар. мечеть на ул. Старопортофранковской, в районе Чумной горы существовало мусульм. кладбище. В нач. 20-х гг. XX в. единственная в городе мусульм. община была упразднена. Создание в Одессе мусульм. общин и строительство молитвенных зданий начались в 90-х гг. XX в. В 1994 г. община кавказских мусульман оборудовала в здании бывш. детского сада мечеть «Ар-Рахма» на ул. Балковской. Затем была построена мечеть для узбекских мусульман «Аль-Фуркат» на ул. Багрицкого. С 1996 г. существует Исламский культурный центр «Аль-Масар», созданный под рук. близкой к ваххабизму всеукр. ассоциации «Аль-Раид», при нем открыта мечеть для араб. диаспоры «Аль-Масар» на Слободке (пл. Молодёжи). С 2001 г. существут мечеть «Ас-Салям» при Арабском культурном центре Одессы, основанная выходцами из Сирии. В 2005 г. зарегистрирована община тур. мусульман «Туна». В 2017-2018 гг. открыта мечеть и построен Восточный культурный центр Одессы на 10-й станции Б. Фонтана (ул. Баштанная). Без регистрации действуют молитвенные помещения при афган. землячестве Одессы и при азерб. землячестве.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Продолжается благотворительный марафон " Православные - детям Бесарабии " Одесса, 2 февраля 2004 г. В Белгород-Днестровском благочинии Одесской епархии продолжается благотворительный марафон " Православные - детям Бесарабии " . В городе Белгород-Днестровском состоялись очередные мероприятия по передаче пожертвований, собранных в ходе марафона, который начался по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, и продолжается при содействии филиала Одесской областной общественной организации " Единое Отечество " , сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Оргкомитет марафона, в который вошли известные общественные деятели города и района, депутаты Облсовета, духовенство, предприниматели, представители органов городской и районной власти, провел уже большое количество мероприятий по передаче собранных пожертвований. Практически все храмы благочиния оперативно сдают в Оргкомитет все, что им приносят люди. В тех же приходах, куда в связи с плохими погодными условиями невозможно было проехать, под руководством настоятелей храмов, на местах прошли акции по передаче пожертвований многодетным и малоимущим семьям села. В рамках программы делегация посетила детское отделение Белгород-Днестровской центральной районной больницы, для которой была выполнена заявка, и, на средства Оркомитета приобретены электорнагревательные приборы, пластмассовые ведра и посуда. Подарки принимали: главврач больницы Валентин Гросул, районный педиатр Лариса Суханова и заведующая  детским отделением Мария Марченко. Они высказали слова благодарности Одесской епархии за оказанную помощь. Благотворительный марафон передавал пожертвования также и городской психиатрической лечебнице. Дело в том, что это лечебное заведение нуждается во всем: в одежде, обуви для своих пациентов, ощущается нехватка медикаментов. Как сказал главврач больницы Станислав Ковальчук: - " Наши пациенты как дети – мы к ним так и относимся " - поэтому руководство марафона постоянно осуществляет заботу он них. Здесь тоже были высказаны слова благодарности в адрес организаторов марафона и пожелания дальнейшего сотрудничества. Мероприятия сопровождала съемочная группа телекомпании " Торнадо " , которая является информационным спонсором марафона и постоянно освещает все его акции. 2 февраля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8823.html

Неизвестные устроили погром, украли пожертвования и осквернили церковное помещение 27 декабря. ПРАВМИР. В Одесской области неизвестные разгромили храм канонической Украинской Православной Церкви. Нападение на храм канонической УПЦ в селе Семеновка Белгород-Днестровского района Украины произошло ночь на 26 декабря. Фотографии погрома опубликовала депутат Одесского областного совета Ирина Ковалиш на своей странице в Facebook. По ее словам, неизвестные украли пожертвования и осквернили церковное помещение. Депутат отметила, что это «далеко не первое нападение на храмы УПЦ в Белгород-Днестровском районе». По ее словам, только на Семеновский храм с 2014 года было совершено пять нападений, ни в одном случае вандалы не были найдены. Нападения на храмы канонической Церкви приобрели регулярный характер после 2014 года, когда на Украине произошел государственный переворот, и в стране обострилось противостояние между Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и непризнанным Киевским патриархатом. В 2018 году давление на представителей УПЦ усилилось в связи с созданием по инициативе украинских властей новой церковной структуры из двух раскольнических объединений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 мая, 2017 24 декабря, 2018 26 декабря, 2018 29 января, 2024 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vandalyi-oskvernili-hr...

Атель (Атил, Итиль) – р. Волга 116, 160, 168–170 Атропатена – см. Адраиг Атталия – город в Памфилии на берегу Средиземного моря 253, 312 Афины – город в Аттике 26, 136 Афира – город на Мраморном море близ Константинополя 294, 297 Афон – гора и полуостров в восточной Греции 136, 241, 250, 268 Африка – часть света 21, 60, 66, 67, 69, 76, 97 Ахайя – область Греции 16, 58 Ахейцы – жители Ахайи 18 Ахело – см. Анхиал Баба Ески – см. Булгарофига Багдад – см. Вавилон Балаклава – см. Символ Балканы – см. Гем Балтика – см. Океан Баранья морда, мыс – полуостров в Черном море, совр. Таманский п-ов 116 Барбоши – город, с которым иногда отождествляют древний Туррис 73 Бари – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 263 Барлетта – город в Юго-Восточной Италии, в области Апулия 38, 262 Барцеллона – город на северо-востоке Иберийского полуострова, совр. Барселона 62 Бега – река в Венгрии, с которой иногда отождествляют р. Дрикон (Дрекон, Дрикку) 43 Бейрут – город на восточном побережье Средиземного моря 66 Белгород – город близ Киева, совр. Белгородка 248, 251 Белгород-Днестровский – см. Аспрокастрон Белград – см. Сингидон Белые гунны (эфталиты) – объединение кочевых племен тюркского или восточно-иранского происхождения 68 Берегава – ущелье в Болгарии 118 Березань – см. Св. Эферий Берзилия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Бессарабия – область в Молдавии 108 Бессы – фракийское племя 121 Блеммии – кочевой народ хамитского происхождения, населявший правый берег Нила 17 Блеммия – область на правом берегу Нила, населенная блеммиями 17 Болгария – см. Булгария Болгары – см. Булгары Большой Ров – оборонительная линия в северных пределах Византийской империи 219 Борилла-Лонгос – местность к северу от г. Кастория 313 Боруй – см. Верроя Борча – приток Дуная 259 Боспор – см. Воспор Босфор – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным 88, 115, 180, 191, 192, 198 Босфор Киммерийский (Киммерийский пролив] – совр. Керченский пролив и г. Керчь 88, 110, 116, 119, 192, 194, 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской Православными Церквами. Биографические сведения об И. Н. весьма скудны и ограничиваются содержанием его слав. Жития. И. Н. был греч. купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Сев. Причерноморье католик, владелец корабля, на к-ром плыл И. Н., возможно, видя в нем конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») - «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что И. Н. хочет отречься от христианства и обратиться к распространенной в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «...ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал И. Н. публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа вызывает сомнения. Хотя среди населения средневек. Аккермана были выходцы из Ср. Азии (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 79-80) и можно предположить в их числе наличие солнцепоклонников (напр., хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313-1342) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях к-рой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой - активный прозелитизм несвойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии И. Н. соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV-XVII вв. мучители И. Н. изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ И. Н. обличил поклонников солнца и звезд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям - бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили еще более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли И. Н. поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребенным. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возженные лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли правосл. священнослужители с целью предать их земле по христ. обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, к-рые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

http://pravenc.ru/text/471404.html

Цыганы Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября. В январе 1825 г. Пушкин написал монолог Алеко над колыбелью сына (см. «Из ранних редакций»), по при подготовке поэмы к печати не включил его в окончательный текст. Отрывки из поэмы были напечатаны в «Полярной звезде» на 1825 год (начало, кончая стихом «Как песнь рабов однообразной») и в «Северных цветах» – рассказ старого цыгана об Овидии, начиная со стиха «Ты любишь нас, хоть и рожден…» и кончая стихом «Цыгана дикого рассказ?». Кроме того, песня «Старый муж, грозный муж» была напечатана с нотами записанными Пушкиным с цыганского напева, в журнале «Московский телеграф», 1825, XXI. Отдельной книжкой поэма вышла в свет в мае 1827 г. Как и в других южных поэмах, в основу «Цыган» легли собственные наблюдения и впечатления Пушкина. В Кишиневе Пушкин познакомился с бытом цыганского табора. По воспоминаниям современников, он провел в цыганском таборе несколько дней. Об этом пишет и сам Пушкин в стихотворении «Цыганы» (1830), в «Евгении Онегине», гл. VIII, строфа V, и в эпилоге самой поэмы. Эти стихи эпилога (со стиха «За их ленивыми толпами», кончая «Я имя нежное твердил») Пушкин не печатал: они вписаны им в экземпляр, подаренный им Вяземскому. Пушкин предполагал напечатать при поэме примечания, но не осуществил этого (см. т. VII, «Примечания к „Цыганам“»). «Цыганы» пользовались особым успехом у писателей декабристского лагеря, Рылеева и Бестужева. Их особенно привлекал характер Алеко, представлявший собой романтическое изображение еще более яркое, чем в лице героя «Кавказского пленника», тех противоречий, которые свойственны были представителям молодого поколения тех лет. (1) «Меж нами есть одно преданье». – Старый цыган говорит о римском поэте Овидии, который был сослан императором Августом из Рима на берег Черного моря в Томы. См. стихотворение Пушкина «Овидию». (2) Буджак – область по побережью Черного моря между Днестром и Дунаем (в пределах теперешней Измаильской области). Центром ее была крепость Аккерман (ныне Белгород-Днестровский). В 1806 г. город был взят русскими, а в 1812 г. присоединена и вся область.

http://predanie.ru/book/221006-poemy/

267 Под пучинами Черного моря понималась его глубоководная часть возле кавказского побережья (см. ниже уточнение «у страны кораксов»). 269 Имеются в виду Рипейские (Рифейские) горы – полумифологический горный массив на севере Восточной Европы, проходящий в широтном направлении; вероятно, в его локализации отразились знания об Урале. 270 Аристотель придерживается здесь вполне умозрительной «горной» теории истока рек, согласно которой большинство рек Восточной Европы начинается в Рипейских горах. Существовала также не менее умозрительная «озерная» теория, утверждавшая, что здешние реки вытекали из озер (ее придерживался Геродот, IV, 51–52, 54–55, 57, см. выше). 271 Обычно под этим озером исследователи подразумевают Каспийское море; ср., однако, примечание 52 Н. В. Брагинской к ее переводу «Метеорологики» в издании 1981 г., с. 589: «Это не может быть Каспийское море, как думают некоторые исследователи. Вероятнее всего, здесь имеется в виду большое пресное озеро, например, озеро Ван». Аристотель, как и Геродот, придерживается того мнения, что Каспийское море представляет собой замкнутый бассейн. Большинство остальных географов античности считало, что Каспийское море – это залив Северного океана. 272 Античные авторы помещают племя кораксов на кавказском побережье Черного моря в районе г. Диоскуриада (совр. г. Сухуми), см. уже: Hecat., fr. 185, Ps.-Scyl. 77; Mela, I, 110; Plin. HN, VI, 15; Ptol., V, 9, 7; 14–15 о горе Корак. 273 Представление о неизмеримой глубине Черного моря было широко распространено в античности, ср. Plin. NH. II, 224 (подробнее см.: Danoff 1962. Col. 875). Максимальная глубина Черного моря достигает 2444 м. 274 По-видимому, имеется в виду греческий город в низовьях Днестра (р. Тирас), который по реке назывался Тирой и находится на территории Белгорода-Днестровского. 275 Города Никоний и Офиус(с)а, находящиеся в Северо-Западном Причерноморье, у устья Днестра, не имеют общепринятой локализации. 277 В греческом тексте стоит слово эмпорий, которое обычно означает небольшое торговое поселение, здесь же прилагается к большому греческому полису, каковым был Херсонес Таврический.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

292 Эту довольно распространенную в античности теорию о постепенном обмелении морей разделял также Страбон (I. 3. 4–9). 294 Вода в Азовском море, действительно, содержит незначительное количество соли – уже в середине XIX в. отмечалось, что воду в районе таганрогского рейда можно пить. Тем не менее прогнозы Полибия (так же предсказывал Аристотель – Meteor. I, 14) не сбылись: за 2000 лет устья Дона продвинулись в море всего на одну милю (Мищенко 1994. С. 408). 296 Имеется в виду совр. остров Змеиный, который в античности назывался также островом Левка (Белый). 297 Деметрий Каллатийский жил на рубеже III и II вв. до н. э. и написал не дошедший до нас географический труд «О Европе и Азии» в 20-ти книгах. 298 Имеются в виду река Днестр и греческий город, располагавшийся на территории совр. г. Белгород-Днестровский. 299 Сами греки, жители города, судя по эпиграфическим и нумизматическим данным, именовали свой город всегда Ольвией; Борисфеном (по названию реки, на которой он расположен) его часто называли греки из средиземноморской Греции. Ср. сходное описание Страбона: «Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город; этот город называется также Ольвией, является большим портом и основан милетцами» (VII, 3, 17). 300 Судя по археологическим данным, Ольвия была основана во второй половине VII в. до н. э. О том же говорит и Евсевий в своей «Хронике» (647/646 г. до н. э.). 301 Похожее описание Борисфена-Днепра см. у Геродота (IV, 53) и у римского географа Помпония Мелы (Mela, II, 6). Все три автора отмечают судоходность Борисфена на 40 дней плавания от устья. 302 Ахилловым Бегом называли длинную Тендровскую косу, которая расположена на левой стороне Днепро-Бугского лимана. Здесь, по преданию, Ахилл устроил со своими воинами ристания (бег). 303 Кианеями называли в античности скалы, расположенные по обеим сторонам Боспора Фракийского при его впадении в Черное море. 304 О том, что наряду с жителями Гераклеи Понтийской, расположенной на южном берегу Черного моря, в основании Херсонеса Таврического участвовали также жители острова Делос, других данных не имеется, поэтому это сообщение часто оценивается как малоправдоподобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо провинций, в состав империи входили и юридически суверенные царства, которые однако связаны были с Римом не­равноправными союзническими договорами, предусматривавши­ми римский протекторат. Одним из таких квазисуверенных госу­дарств был Боспор Киммерийский. Его главный город по-другому назывался Пантикапеем, это современная Керчь. Ядром Боспора был Керченский полуостров, но в состав царства входили также примыкающие к Керченскому, или Боспорскому проливу земли на Кубани, по берегам Меотиды (Азовского моря), и в устье Танаиса (Дона), где была основана одноименная с рекой старая гре­ческая колония, разбавленная, конечно, туземным элементом. В зависимости от Боспорских царей находился и расположенный на юго-западе Тавриды Херсонес. В то время как Боспорское го­сударство переживало в течение нескольких веков процесс ориентализации, оставаясь все же по самосознанию большей части своего населения и по официальному языку греческим, образо­ванное в предгорьях Крыма Скифское царство с центром в Неа­поле, близ современного Симферополя, претерпевало встречную эллинизирующую эволюцию, а потому также, при всем своем противостоянии с Боспором и Херсонесом, входило в орбиту эл­линистической цивилизации, политический контроль за которой принадлежал Риму. Хотя территория Тавриды, или Крыма, находилась вне гра­ниц римских провинций, но свой надзор за происходившим там римское правительство осуществляло не прямо, а через легата Нижней Мезии, опеке которого поручено было все Северное При­черноморье, включая такие греческие колонии как Тирас в устье Днестра (современный Белгород-Днестровский) и Ольвию, рас­положенную на берегу лимана, в котором соединяются воды впа­дающих в Черное море Днепра и Южного Буга. В европейской России Крым был первой страной, переступившей порог, отде­ляющий патриархальную, или примитивную культуру от разви­той цивилизации. Ромбовидный по своей конфигурации, этот полуостров со­единен с материком узким Перекопским перешейком, отделяю­щим Каркинитский залив Черного моря от Сивашского залива, или Гнилого моря, отгороженного от Азовского моря косой, ко­торая ныне называется Арабатской Стрелкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Не скажу, что брат меня убедил. Но поразил, сообщив: «У отца и медаль была. Мать говорила, что видела её». А ведь отец ни про медаль, ни про ту войну ничего нам не рассказывал! Запрещено это было. Мол, у нас в Союзе дружба народов и на Украине нет никакого разлома между русскими и теми, кто перестал ими быть. Реальность замазывали. И в этом была не только политика, но и равнодушие к русским, оставшимся на западе Руси. Так было, когда много веков назад русины боролись против окатоличевания в унии и становились мучениками. Так было, когда трижды делили Речь Посполитую, и все три раза галицийских и волынских русинов оставляли под владычеством католической Польши - из соображений политической целесообразности. И ныне, видно, тоже есть политический расчёт: не будем вмешиваться, они от плохой жизни сами к нам запросятся. Кто запросится? Униаты? Ведь процесс, запущенный века назад, продолжается. Сейчас русских перетягивают в так называемый Киевский Патриархат, никем канонически не признанный. Когда же «филаретовцев» станет больше, чем православных, то встанет вопрос о легитимности конфессии. Православные Церкви вряд ли признают раскольников, а Папа Римский - почему бы нет? И произойдёт «историческое объединение нации» - западных униатов с восточными «филаретовцами». Под сурдинку «Украина цэ Европа». Главное, людей оторвать от исторической реальности, а там делай что хочешь. Василий Волга написал про «умереть за Христа», когда в Верховной Раде пытались протолкнуть закон, по которому конфессиональную принадлежность приходов могли бы определять жители тех территорий, где храмы стоят. Что это значит? «Жители» - это местная власть. На западе Украины автоматически исчезли бы все приходы УПЦ (МП), а на востоке «активисты» стали бы продавливать власть. Как это делается, они показали в те самые дни, когда закон дебатировался. В Одесской области, в городе Белгород-Днестровский, 18 мая сорок «гастролёров» ворвались на заседание исполкома горсовета, облили зелёнкой одного из депутатов, вытащили его на улицу и попытались запихать в мусорный бак. Человек получил ожог глаз. «Вина» его была в том, что он проголосовал против строительства в центре города храма Киевского Патриархата.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/31/na_p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010