2) Встреча Сильвестра архиепископа холмогорского в 1705 г. Таже ркп. л. 91 об. – 92 об. Месяца аугуста числа, в неделю бысть пришествие архиерейское на Холмогоры в соборную церковь . Вначале к часа дне в соборную благовест пременяя на собрание. Градские литургии отправляли и со святыми иконами в собор приходили кроме глинских. К пришествию архиерейскому благовестили на Глинках и в соборе. И приста стругом к посаду. Архимандрит и игумены встречали просто на пристани. Глинские священники во облачении и со крестом и с кадилы; пели певчие в стихарех: Днесь благодать и Царю небесный. На площади встретили соборные, и целовав архиерей святыя иконы, шли в церковь . Вход по чину литургийному, и облачася во вса, начало молебна. По псалме ход к соборной церкви но чину. По песни евангелие чел аархиереи прямо церкве в городе Рождества. И по Спаси Боже молитва о граде и осенение креста. Пришед в собор певчие пели на голосах: Возшел ecu, таже песнь преображения. Архиерей целовав святыя иконы и гроб господень, и пришед ко гробнице, чел диакон ектению за упокой и отпуст и Вечная память; пели иереи. Таже возшед на облачалное место осеняв, на страны, пели Тон деспотин. И начало молебна. Канон преображения, и водосвящение, в конце молитва Богоматере и отпуст; архим. Сийской поздравлял архиерея, пели: Преосвященному. И благословлял крестом, и часы и литоргию служил. Но лит(оргии) шест(вие) около града со святыми иконами; пели: Прообразуя и Богородичны воскресны: на статиях чли литию, и осенение креста и молитва о граде. Ходили но стене ради дождя. Пришед во церковь разоблачився. По сих шествовал в дом свой; священик сенной стечал со крестом; пред домом пред враты чел: Достойно есть и отпуст, и кропил святою водою. В крестовой пели тропарь Преобразися. и отпуст и кропление, и поздравляли архиерея. После стола чаша но обычаю. 3) Встреча Рафаила архиепископа холмогорского в 1709 г. Таже ркп. л. 95 об. – 96 об. Пришествие его сице бысть на Холмогоры. года сеп. числа в вечер приста в судах под Куростровскую волость…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Помещаем здесь подлинный текст трех первых описаний. Последнее почти совершенно сходно с третьим. 1) Встреча в Холмогорах Афанасия, архиепископа холмогорского и важеского в 1683 г. Ркп. Солов. библ. 1181 л. 2–6. И в лето месяца Октоврия к числу третьего часа нощи приста стругом своим прям соборныя церкве, и нощь ту препроводихом дозаутрия. А встречали преосвященного архиепископа Спасского собора протопоп Петр з братиею, и от градских священников и от жителствующих нарочитии, ниже Ровдины горы за пять верст от Холмогор, и тамо его архиерейского благословения сподобишася. И указал преосвященный архиепископ протопопу наутрия в день в среду в соборной церкви петь евангелисту Луке со славословием, также и в прихоцких. И повелел вначале первого часа дня благовестить на собор пременяя в колокола, а в прихоцких церквах священником литоргии служить и отслужа градским священником итти в соборную церковь со святыми иконами в лутчем облачении со звоном, а окологородным священником, токмо с облачением, и собравшися итти и со зборныя церкви со святыми иконами и со звоном, к Троице на Глинки, и тамо его благословение архиерейское встретить. А троицким священником и диакону, его архиерея встретить, в коем месте со струга сойдет. И заутра в день егда начали начал на собор благовестить, тогда к преосвященному архиепископу из града ездили к благословению на струг боярин и воевода князь Никита Семенович Урусов да диак Федор Микулин и с ними приказные люди. И в третий час дня, повелел Преосвященнейший ехать стругом своим на Глинки, певчие и подьяки во облачении, по чину провожения с лампадою, и с ослопными; пел(и): Днесь благодать Святого Духа нас собра. В то время у Троицы благовестили в большой колокол, а от прихоцких церквей со святыми иконами в то время в собор пришли и встретили, и со звоном. А как приста стругом на Глинках в то время звонили во вся, тогда преосвященный сошел со струга на гору, и тамо его встретили со крестом, и с кадилом сийской игумен Феодосий да архангельской игумен Иоасаф и троицкие архангельского города священницы, таможде встретил(и), воевода и дьяк с приказными людми и со всем служылым строем и всенародное множество. Архиерей же взем крест целовав и народ благословляя на обе страны руками осеняя, идя в церковь пред Архиереем шли певчие в стихарех, пели Славник: Царю небесный и егда вниде во церковь творя вход по чину и целовав святыя иконы, певчие входя во церковь пели: Преосвященному, таже Достойно есть, таже но осенении восходя на место облачался во вся священная, и осенял свещами на четыре страны; и потом седе на кафедре, ожидая пришествия со святыми иконами от собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Зеленая башня. XVII в. Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 г. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением. Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги. Юго-западная башня. XVII в. Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. Северо-западная башня. XVII в. Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. Западные ворота. XVII в. Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII в. соединяют территории Старого и Нового города. Мемориальная колонна. Вторая половина XIX в. Возведена в центре Старого города в 1839 г. в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 г. Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи. Обруб. XIX в. Возведен около 1837 г. во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 г. с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Башня Кокуй Самая высокая башня Детинца носит и самое загадочное название – Кокуй (или Кукуй). Более того, это название не имеет под собой не только исторических оснований, но и сколько-нибудь убедительного объяснения. Так что, кто, зачем и на каком основании там «куковал», мы сказать не можем. Но у каждой крепости должны быть свои тайны. В своё время это была самая низкая башня крепости – на этом месте стоял раскат (башня с площадкой для пушки на уровне боевого хода стены). Но в конце XVII века, когда улучшали «жилищные условия» новгородских воевод, башня преобразилась, словно превратившись из гадкого утёнка в изящного лебедя. Её надстроили, устроив наверху «осмотрительную всего города палату». Теперь оттуда можно было зорко следить за пожарами или приближением супостата. Венчал башню прапор с изображением герба «Новгородского государства». Другим этажам тоже нашли применение. В башне располагались различные необходимые воеводам помещения. Например, винный погреб. Вместе с обликом изменилось и название. Башню стали именовать Каланчой. К XIX веку это яркое сооружение проделало путь «из князи в грязи». Некоторое время в ней размещался хлев для свиней и кладовая для капусты пожарной части Софийской стороны. Покровская башня Были в Новгороде и свои Покровские ворота. Вели они из крепости на Прусскую улицу. Живший на ней боярин Семён Климович поставил на воротах Покровскую церковь, передавшую имя и построенной затем башне. Существующее сейчас здание башни появилось в конце XVI века. С этого времени в ней уже не было проезда в город. Сама она, в отличие от других башен Детинца, почти полностью выступает за линию крепостных стен, имеет навесные бойницы в верхней части и расширение в нижней. Всё это связано с развитием огнестрельного оружия и необходимостью увеличить огневую мощь защитных сооружений. Правда, сыграть какую-либо роль в боях Покровской башне не довелось, а впоследствии ей и вовсе пришлось сменить амплуа. В XIX веке она успела побывать и женской тюрьмой, и богадельней. Многим нынешним новгородцам она памятна по уже почившему ресторану «Детинец».

http://sobory.ru/article/?object=17092

Вахитовский район. Кремль. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спасской башне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Снято в конце XIX в. С сайта Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Спасская башня Казанского кремля и находящаяся в ней во имя Нерукотворенного образа Спасителя церковь (военная). Спасская башня, вместе с утвержденным на ней Нерукотворенным образом, принадлежит ко времени царя Иоанна IV; судя по материалу, из которого построена башня, видно, что она строилась в одно время с каменной кремлевской стеной, начатой в 1555 г.; следовательно, башня древнее каменного кафедрального собора, выстроенного в 1562 г., и Спасо-Преображенского монастыря, построение которого падает на 1596 г. Главным материалом для постройки нижнего этажа Спасской башни служит местный известняк, из которого была построена и нижняя часть кремлевской стены; второй и третий этажи башни сложены из кирпича; кирпичи имеют величину 6 3/8 х 3 1/8 х 1 1/5 вершк., весом до 16 фунтов, неровны, очень крепки; по способу выделки и ручной резке они, несомненно, принадлежат к XVI в. Что Спасская башня относится по постройке к XVI в., это доказывает отсутствие в ее архитектуре разных затейливых украшений: валиков с гранями, колоннок, полуколоннок, полукружий с фризами и т. п. орнаментов, встречающихся в большом количестве на постройках XVII в. Очевидно, мастера заботились, прежде всего, о прочности кладки; работа их аляповата, груба; в выполнении нет смелости. Своды внутри башни пологи, стены отштукатурены чрез простую обмазку кирпичей только что обожженой известью. Во всей постройке башни видна гармония и та красота, которой обладают наши древние постройки. Верхняя часть здания состоит из поставленной на платформе башенки, которая напоминает несколько башенки донжоны в укрепленных замках Западной Европы XIV и XV вв., но имеет от них и существенное отличие, благодаря чисто церковному характеру постройки: сквозные арки и даже прорезные окна на крыше для прохода звука от колоколов. Башня заканчивается как бы шатром; подобные же верхи имеют современные казанской кремлевские башни в Москве и колокольни некоторых храмов, относящихся по постройке к средине XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=14833

Над косыми отверстиями – небольшие прямые четвероугольные отверстия с неизвестным для нас назначением (тем назначением, чтобы в них вставляемы и выпускаемы были наружу брусья, на которые снаружи могли бы быть настилаемы палати, технически называвшиеся кроватями, для скатывания с последних на подступивших к стене неприятелей так называемых катков, или хорошо округленных бревен?). Прикладенная к стене галлерея имеет два яруса – верхний, под зубцами стены (на 1 аршин с 5 вершками ниже их), и середний, то есть в средине ее (галлереи) вышины; снизу, под середним ярусом, не сплошная масса стены, а в уровень с землей идет в стене ряд полукруглых, или аркообразных, печур. Сколько было поставлено в стене башен при ее сооружении – остается неизвестным. К 1641 году, когда произведена была опись монастыря, башен было 12. Они суть следующие: 1) над святыми воротами монастыря, против надворотной церкви (см. с. 161), – плоская, или четвероугольная, башня Красная, называвшаяся так потому, что была главною башнею; 2) на юго-восточном углу – круглая башня Пятницкая, называвшаяся так по своему месту против Пятницкой церкви; 3) в средине южной стены – четвероугольная башня Луковая, называвшаяся так потому, что против нее, где теперь Пафнутьев сад, был луковый огород; 4) у юго-западного угла – четвероугольная башня Водяная, называвшаяся так потому, что под нею были ворота, ведшие к воде – на речку Кончуру и на пруд, который был устроен против нее на речке посредством плотины; 5 и 6) в южной половине западной стены – две четвероугольные башни, из которых первая от Водяной называлась Погребною и Пивною, потому что в монастыре были против нее погреба, а вне монастыря – пивной двор, и из которых вторая называлась Келарскою, потому что она была пристроена к келарской палате, составлявшей гостиные покои; 7) в западной стене, близ северо-западного угла или же на самом северо-западном углу – четвероугольная башня Плотничная (о названии которой см. ниже); 8) в северной стене, близ северо-западного угла, – круглая башня о двух верхах, называвшаяся Конюшенной, потому что против нее за оврагом и за речкой были монастырские конюшни, и Каличьей – не совсем ясно отчего (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/438570/

Так, в его управление монастырь обнесен был на пространстве 400 сажен каменною оградою, строение которой, быв начато в 1642 г., окончено в 1648 г. Представляя собою неправильный четыреугольник с небольшим усечением юго-восточного угла, ограда эта имела вид крепости с амбразурами и бойницами вверху и внизу, с ходом вверху всей ограды, прикрытым деревянною кровлею; следов амбразур теперь незаметно с наружной стороны, но с внутренней видно, что был бой верхний и нижний. В ряду кирпичей ограды положено было немало диких камней огромной величины, которые и доселе можно видеть особенно в восточной и северной стороне ограды. Эти сохранившиеся от разрушения стороны ограды или вообще северо-восточный угол так укреплены были, вероятно, потому что могли представлять более удобств для приступа неприятеля, так как они прежде обращены были в более открытую местность. В стенах ограды устроено было шесть башен: четыре по углам и, кроме того, над двумя въезжими воротами с западной и северо-восточной стороны. Находившаяся среди западной стены по нынешней Власьевской улице трехъярусная башня напротив Сретенской церкви (и даже в связи с ней) считалась главною и называлась триумфильною. В нижней четыреугольной части башни устроены были прикрытые сводами двойные железные ворота для въезда в монастырь; в среднем осмиугольном ярусе этой башни устроены наклонные вниз с наружной стороны бойницы для стрельбы из пищалей и четыре круглые помещения для пушек; верхняя часть башня была вся открытая с 16 полукруглыми слухами. Башня эта в 1864 г. приспособлена для помещения колоколов. Вторая башня существовала как и доселе, на северо-западном углу; третья – на северо-восточном 9 углу, по разборке которой после пожара в 1847 г. устроена новая башня, не законченная постройкой; четвертая башня (ныне не существующая) – на средине восточной стены, и под ней были ворота; пятая (также уничтожена) – возле Никольских ворот на юго-восточном углу стены и шестая – налево от этих ворот на юго-западном углу. В юго-восточном усеченном углу монастыря ближе к Смоленской церкви устроены были ворота с решетчатым железным затвором; над ними некогда на каменной стене изображен был лик св. Николая чудотворца. По окончании строения этой ограды игумен Герасим «за свое радение» получил похвальную грамоту от царя Алексея Михаиловича, упоминаемую в описи монастырского имущества за 1764 г. В январе 1645 г. тот же государь, по ходатайству боярина Михаила Михаиловича и крайчого Петра Михаиловича Салтыковых, пожаловал в новоустрояемую тогда ограду десять литых чугунных пушек, весом в 528 пудов да сорок ядер. Из этих пушек девять существовали еще в 1837 г., но уже в 1864 г. их исчислено только восемь; остальные, равно как и ядра, неизвестно когда утрачены. Ныне 7 пушек за препровождением одной в Ростовский музей древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

«Этот класс направляется на служение в сотрудничестве с Нью-Йоркским Библейским Обществом Сторожевая башня, с Библейским Обществом Сторожевая башня Пенсильвании. Сегодня возникает вопрос: какое право имеет Библейское Общество Сторожевая башня посылать миссионеров на служение? Кто уполномочил Библейское Общество Сторожевая башня Пенсильвании посылать миссионеров по всему земному шару? Такой же смелый вопрос может возникнуть в связи с другим, более ранним обстоятельством. И он базируется на том факте, что Библейское Общество Сторожевая башня было основано человеком, ставшим евангелистом мирового масштаба, одним из самых выдающихся евангелистов нашего двадцатого столетия, достигшим мировой известности особенно во время своего путешествия по всему миру в 1912 году. Этим человеком был Чарлз Тейз Расселл из города Аллегени, штат Пенсильвания». Его внимание определенно было заострено на корпорации, о Правлении же упомянуто не было. Конечно, никто не задавал «смелого вопроса», который он здесь поставил; для Правления настоящий вопрос заключался в том, принимать ли всерьез то, что он сказал четыре года назад о взаимоотношениях Правления и корпорации. Однако он продолжал в своей манере: «Я думал об этом. Может быть, вы тоже. Как именно Расселл стал евангелистом? Кто сделал его евангелистом? И тогда существовали различные религиозные образования христианского мира. Например, англиканская церковь с ее Правлением и протестантская епископальная церковь со своим Правлением. Также методистская церковь с ее конференцией, пресвитерианская церковь, к которой раньше принадлежал Расселл, с ее синодом. Существовала и конгрегационная церковь, к которой присоединился Расселл, с ее Центральным собранием. Но ни одна из этих управляющих организаций… не сделала Расселла миссионером или евангелистом». Не упоминая Правление непосредственно, он косвенно вовлек его в обсуждение, давая этим «Правлениям» различные названия (он мог бы также упомянуть иезуитов, у которых административный орган так и назывался — «Правление»). Но его основная мысль заключалась в том, что ни одно Правление не имело никакого влияния и не пользовалось никакой властью по отношению к основателю корпорации Сторожевая башня. Расселл был «независимым», не подчинялся ни одному из этих правлений.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Дворцовая башня Название Дворцовой башни, живописно возвышающейся в южной части Детинца, тоже ошибочно. В древности её называли по-разному: «на житном дворе», «у хлебного двора», «против магазеиного двора». Быть бы ей Житной или Хлебной, да только краеведы рассудили иначе. Дворцовая площадь, название которой они присвоили башне, действительно существовала в Детинце, но находилась в другом месте, рядом со Спасской башней. Оправданием может служить разве что наличие в ней редкой для такого сооружения роскоши – фресковых росписей в арках бойниц. Но всё-таки на дворцовые украшения они не тянут – это всего лишь сочетания треугольников, ромбов, кругов и других незатейливых фигур. В XIX веке Дворцовую башню приспособили под совсем уж прозаичные нужды. Теперь в ней хранили архивы судебной палаты и казначейства. Хотели было устроить там шкиперскую школу и музей судоходства, а саму её использовать как маяк (благо, видно её издалека). Но из-за необходимой для этого реконструкции не стали. Спасская башня Угрожающе нависшей над рвом Спасской башне с названием повезло. Её действительно так называли уже в древности. К располагавшимся в ней воротам подходила главная улица Людина конца Великого Новгорода – Пробойная. Как и многие другие башни, своим названием она обязана надвратной церкви, разрушившейся в XVIII веке. Вместо неё с внешней стороны была пристроена сначала деревянная, а затем каменная часовня во имя Всемилостивого Спаса. Позднее в нижнем этаже, где находился колодец, обустроили часовню Живоносного источника. Колодец почитался священным, так что недостатка в желающих исцелиться его водами не было. Во время послевоенной реставрации башне вернули облик XV века, а здание часовни разобрали. Княжая башня Княжая башня, увы, не имеет отношения ни к какому князю. Снова сыграла свою роль богатая фантазия новгородских краеведов XIX века. Хотя выбрать было из чего: в XVII веке её место указывается то «на государевом дворе», то «за боярским двором». Ещё один вариант названия – Власьевская, по стоящей и сейчас напротив церкви Власия. В конце XVII столетия башня стала частью Воеводского двора, который примыкал к стене Детинца изнутри. В ней теперь устроили погреба и кладовые. Потом в ней тоже хранили архив, размещались склады Новгородского гарнизонного батальона. Сохранилась эта башня лучше многих других: древняя кладка стен дошла до нас полностью, зубцов – наполовину.

http://sobory.ru/article/?object=17092

Сенатская башня имела важное стратегическое значение для обороны Кремля со стороны Красной площади. Построена одной из первых, но почти три века строение не имело своего имени и лишь после возведения здания Сената ему присвоили современное название – Сенатская башня. В конце XVIII века во время правления Екатерины II под руководством архитектора Матвея Казакова для проведения дворянских собраний было возведено здание Сената. В Советское время в здании Сената находился рабочий кабинет В.И. Ленина, позже проводились заседания Совета Министров СССР. В настоящее время в историческом здании расположена резиденция Президента России. В 1948 году через строение был устроен проход для того, чтобы члены ЦК КПСС могли, не выходя на Красную площадь, попасть на трибуну Мавзолея и присутствовать на парадах и торжественных мероприятиях. Сенатская башня расположена за Мавзолеем Ленина, ее высота составляет 34,3 метра, автор исторического памятника - Пьтро Солари. Никольская башня. С северо-востока Кремлевская стена не имела естественных оборонительных преград и поэтому здесь построена одна из самых высоких башен – Никольская, имевшая стрельницу с отводным мостом. Ее высота составляет 70,4 метра, а свое название строение получило в честь иконы Святого Николая, хранившейся здесь. В те далекие времена около иконы решались спорные вопросы, также считалось, что она помогает отражать атаки врага. В начале XIX века Никольская башня была перестроена в готическом стиле под руководством архитектора Луиджи Руска. На ее парапете появились две башенки, но особенно красивым, можно сказать ажурным, стал выглядеть фасад. Сохранилось предание, что во время отступления Наполеона из Москвы, французы пытались уничтожить башню и она, действительно, была сильно разрушена: ее шатер свалился, ворота упали. Выбило окна и двери из здания Сената и близлежащих построек, но икона Святого Николая не пострадала и осталась на своем месте. http://www.msk-guide.ru/moskovskiy_kreml.htm Спасская башня Московского Кремля

http://sobory.ru/article/?object=20540

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010