Калива – отдельная постройка вместе с небольшим земельным участком вокруг неё на Святой Горе Афон, предназначенная для проживания нескольких монахов (чаще всего от одного до трёх). Келлиот – насельник келлии. Келлия – отдельное монашеское жилище из нескольких комнат, иногда 2–3-этажная постройка с пристроенным небольшим храмом, расположенная на земле одного из афонских монастырей и ему подчинённая, численность братии келлии может доходить до 20 человек. Кодексы – здесь в значении: рукописные тексты Библии . Коллаборационизм – в юридической трактовке международного права – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Конак (кунак) – представительство (подворье) афонского монастыря в Карее, а также вообще подворье, дом, в котором паломники могут остановиться на ночлег. Метох – участок монастырской земли, имение, принадлежащее монастырю. Нартекс – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов и отделённое от них стеной или колоннами. Параклис (греч. при храме) – небольшой храм или боковой придел собора. Параклис(ис) (греч. утешение) – молебный канон Пресвятой Богородице, который поётся и читается верующими в случае душевной скорби. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII веков (отцов Церкви). Патрология – раздел христианского богословия, посвящённый изучению жития и деяний отцов Церкви, а также изучению и истолкованию их произведений. Пирг – пристань или сторожевая башня на пристани (например, в г. Уранополисе, откуда отходит паром на Афон). Прозелитизм – стремление распространить свою веру, обратить в неё других и повсеместно установить, в переносном смысле – горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям (прозелит – чаще всего новообращённый). Проистамен – монастырский начальник (помощник игумена), избираемый игуменом пожизненно (обычно их два в монастыре). Протат – высшее духовное самоуправление Святой Горы, куда входят Священный Кинот и Эпистасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Монастырь был устроен на самом берегу р. Воронежа, на посаде города. Уже вначале XVII в. ему были даны значительные угодья и права. Так, ему было предоставлено право собирать «пошлину проходную и мытную и с судов пристанища и со всякого зверя пошлину» 101 . Еще раньше монастырю дано было по 300 четей земли в трех полях, в 1674 г. у монастыря было 450 четей, в том числе 300 четей доброй земли. Из них запахивалось 50 четей (Писцов. Кн., стр. 131). Лесом монастырь владел «вопче» с помещиками – на 1 версту в длину и 1/2 версты в ширину. Монастырю принадлежали три плеса р. Воронежа, озера: Долгое, Побочное, Затонец Иван с озерками, луга за р. Воронежем и на протоке мельница 102 . В Чертовицком стане монастырю принадлежала земля в соседстве с землею беломестных атаманов и казаков по Долгую поляну. Наконец, в деревне Сушиловке – 50 четей земли 103 и сенные покосы 104 . На левой стороне р. Воронежа, почти против монастыря, вначале же XVIII в. возникла монастырская деревня, называвшаяся Заворонежской 105 и Клементьевой 106 . Небезопасное положение ее на левом берегу реки заставляло думать о средствах защиты: около деревни стоял дубовый острог, на воротах которого возвышалась башня, а за острогом шли надолбы. Положение монастыря на низменной части города, на самом берегу р. Воронежа, скоро дало себя почувствовать: полая вода разрушительно действовала на монастырские постройки. Уже в 1616 году, по словам игумена Феодосия, «в монастыре храмы развалились и кельи от полые воды погнили и ограду монастырскую вода разнесла, а алтарная стена висит над водою». В виду всего этого игумен просил разрешения перенести монастырь на более удобное место, на Старое Казарское Городище. Разрешение последовало, причем «на переселку» монастыря были пожалованы – Казарское Городище, две полянки, рыбные ловли на р. Воронеже, проток Инютин с озерами и с покосами, проток Трегубов и черный лес по обе стороны р. Воронежа 107 . Но монастырь не воспользовался предоставленным ему правом переселения. Двинуться с места было трудно, так как монастырь успел обзавестись не только собственно монастырским инвентарем, но и значительной слободкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Основателем монастыря на месте подвигов преподобного Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Николаевского Рожковского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так была открыта Нилова пустынь. Довольно быстро монастырь начал возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам русских царей – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их ближайших бояр – Б.М. Лыкова, Милославских, Ромодановских. Впоследствии крупные пожертвования в Нилову пустынь делали граф И.П. Мусин-Пушкин, княгиня П.П. Шаховская, князь Ф.Ф. Волконский, князь Г.А. Потемкин-Таврический, барон А.Г. Строганов, известный промышленник, осташковский уроженец С.Я. Яковлев и многие другие. После пожара 1665 года, уничтожившего деревянные постройки, началось каменное строительство, продолжавшееся с перерывами до конца XIX в. В 1867 году автор «Исторического описания Ниловой Столобенской пустыни» В.П. Успенский отмечал, что монастырь по зданиям своим в настоящее время может быть причислен к лучшим обителям России. Создание архитектурного ансамбля Ниловой пустыни связано с именами известных европейских и российских зодчих – К. Росси, А. Мельникова, И. Шарлеманя, А. Боттани, тверских и осташковских архитекторов – И. Львова, Е. Свинкина, Ф. и И. Ананьиных. Центром монастырского ансамбля является величественный Богоявленский собор, построенный в 1821-33 г.г. в стиле классицизма по проекту И.И. Шарлеманя на месте храма одноименного названия XVII в. с четырехярусной колокольней. Ныне в комплекс Ниловой пустыни входят также трапезная (1669-1804), больничная церковь Всех Святых с кельями (1600-1723), ограда с башнями (1766), надвратная церковь Петра и Павла (1760-1764), настоятельский (1723-1794), архиерейский (1680-1838) и братский (1675-1838) корпуса, надвратная церковь Нила Столобенского (1751-1755), монастырская гостиница (1734-1799), странноприимный дом (1737-1809), конный двор (1762-1764), церковь Воздвижения (1784-1788), Архиерейская пристань (1814), гранитная набережная (1833-1851), входная Светлицкая башня (1879).

http://sobory.ru/article/?object=00012

Патерисса (патерица)  – епископский жезл. Пентада – пять старейших монастырей Святой Горы – Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар, Диокнисиат, из антипросопов которой избирается  председатель Кинота. Пентаполис - древнее название Кареи. Пентикостарион -  Цветная Триодь. Первый Типикон – устав ( 970), выработанный при прп.Афанасии Великом и закрепивший равноправие разных форм монашеского жития как киновийной, так и отшельнической. Пещера прп. Афанасия  Афонского – знаменитая пещера, принадлежащая Лавре, неподалеку от румынского скита Иоанна Предтечи. Пещера прп. Петра Афонского – замурованная Лаврой (точное ее местонахождение неизвестно) знаменитая пещера ( УП в.) по причине опасности подвижничества в ней современных монахов. Пещера Космы Зографского – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Зограф, где вел отшельнический образ жизни Косма Зографский. Пещера прп. Симона – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Симонопетра, где подвизался прп. Симон. Пещера прп. Павла – знаменитая пещера, где подвизался прп. Павел Ксиропотамский, находится недалеко от пристани монастыря святого Павла. Пещерник – монах-отшельник, живущий в пещере. Пиастра -  денежная  единица в 19 веке. Пилигрим – странствующий богомолец, странник, путник, паломник. Пинес – мыс на юге Афонского полуострова ( другие его названия – св. Георгия, Нимфеон, Капо-Санто). Пиргос ( пирг) -  крепостная  оборонительная  башня в монастыре или вне монастыря, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения начальству монастыря об опасностях. Письмоводитель – тот, кто ведет в монастыре письменные дела. Его функции в настоящее время выполняет секретарь монастырской канцелярии. «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи» - старинный греческий стих о повседневом труде монаха. Плакидия – царица, дочь Феодосия Великого ( 379 –395). Она в 382 году прибыла на Афон и при  входе в Благовещенский храм услышала он иконы Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться с Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам  появляться на Святой Горе.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Преосвященного отравились из монастыря сопровождать – о. Паисий и о. Иорам; нам дали в проводники любезнейшего и добрейшего, как потом оказалось, о. Ивистиона. К компании Преосвященного примкнули о. Сергий Орлов, помощник настоятеля посольской церкви в Константинополе, учитель посольской школы в Константинополе г-н Оссиевский, студент Одесской дух. семинарии и Константинопольский корреспондент Нового Времени г-н Семека. Катер, управляемый опытными монахами, быстро побежал вдоль берега горы на север к пристани Зографского монастыря, где должен был сойти на берег Преосвященный со своими спутниками. Вскоре за Руссиком на самом берегу моря показался монастырь Ксеноф, обнесенный высокими стенами и похожий на средневековую крепость. Затем проплыли мимо живописно, раскинувшегося на низменной прибрежной скале, среди садов и цветущих рощ, Дохиара, над которым господствует громадный пирг (башня). Наконец и пристань Зографского монастыря, до которого от берега не более получаса расстояния. На берегу высится пирг; в нем устроена церковь во имя Св. Николая и живет несколько братий – болгар; он же служит складочным местом пшеницы и различных хозяйственных принадлежностей. Тут уже ожидали оседланные мулы, присланные из Пантелеймоновского монастыря. На них и отправился в Зограф Преосвященный со своими спутниками по очень хорошей для Афона дороге, идущей среди дубов, яворов, лип и других вековых деревьев. Скоро показался и самый Зограф. Приближение Преосвященного к монастырю возвещено было несколькими ружейными выстрелами сопровождавших эту компанию кавасов. Затем послышался стройный колокольный звон и скоро показался «живописнейший» Зограф. У монастырской порты встретили Преосвященного о. настоятель Григорий и вся братия, с иконами, хоругвями, крестом. После краткой литии в главном соборе храма, Преосвященный по обычаю приветствовал братию кратким словом и прикладывался к чудотворным иконам и мощам. Последовавший затем осмотр монастыря произвел на всех самое прекрасное впечатление. Он не напрасно называется «живописным».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При строителе иером. Иларионе возводили монастырское каре - прямоугольное в плане, с уступами с зап. стороны, в стилистике безордерного классицизма с элементами народного зодчества (возможно, по плану игум. Сильвестра и по образцу валаамского каре, построенного прп. Назарием). Одно- и 2-этажные здания занимают подчиненное положение в ансамбле; выделяются лишь вост. надвратная («библиотечная») башня по оси алтаря собора и завершения Никольской и Арсениевской церквей - четверики с высокими скатными кровлями и куполами угловых башен. Длина Никольской церкви-усыпальницы с алтарем и притвором 19 м, ширина - ок. 6,5 м. Она завершает юж. крыло каре, являясь продолжением корпуса с больничными кельями. Классицистическому стилю соответствует квадратная в плане Никольская часовня на пристани со скромным ордерным декором и низким шатровым завершением наподобие церквей в каре. Высота часовни ок. 7,5 м, длина и ширина - ок. 4 м. В схожей стилистике сооружен и относившийся к Коневскому подворью Богородице-Рождественский собор в г. Кексгольме (Приозёрске; 1836-1847 гг., архит. Д. И. Висконти) - позднеклассицистический одноглавый храм с массивным куполом, килевидные завершения филенок в декоре сделаны под рус. стиль. Наиболее значительной постройкой Слупского в «русском стиле XVII в.», напоминающей московские и ярославские храмы, является скит с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-1876) на берегу Владычной Лахты. Бесстолпный, 3-частный с притвором храм на гранитном цоколе имеет длину 18 м, ширину 7,5 м, высоту до карниза 8,5 м и выделяется богатым узорочьем. На многогранных барабанах возвышаются 5 луковичных глав. Центральный расположен на постаменте и значительно массивнее остальных. Главкой увенчан и шатер одноярусной колокольни над притвором. Использованы такие элементы, как 3-частные кокошники с килевидным верхом, завершающие фасады четверика, выложенные в кирпиче 8-конечные кресты, сухарики, ширинки, арочки, руст. Утраченный 3-ярусный иконостас с чертами рус. стиля и классицизма был «разделан под малахит» и украшен позолоченной резьбой. На территории скита, окруженного невысокой кирпичной оградой с угловыми башенками, находится также 2-этажный келейный корпус в «кирпичном» рус. стиле.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

С 1511 по 1523 г. в монастырском скриптории работал каллиграф иером. Феодосий, известный как прп. Феофил Мироточивый († 1548). Побуждаемый игум. Дионисием, он оставил в б-ке И. м. ряд переписанных им манускриптов. Во 2-й четв. XVI в. (ранее 1535-1544) в И. м. жил Пахомий Русанос. Ранее 1540 г. в иверскую братию был принят Феофан Элеавулкос, великий ритор К-польской Патриархии, к-рый оставил в мон-ре свои книги. Во 2-й пол. XVI в. в И. м. жил ученый монах и дидаскал Симеон Кавасила (упом. в 1588-1605). XVII в. В 1600 г. в И. м. было 300 насельников (Γεδεν. 1906. Σ. 15), а в кон. XVII в.- 400 (Μαμαλκης. 1971. Σ. 273). В 1604 г., при игум. Гаврииле Афинянине, вернувшемся из Грузии, в мон-ре были построены кельи и ц. Всех святых на средства груз. христиан и Космы, митр. Фессалоникийского (Γεδεν. 1885. Σ. 176; Idem. 1906. Σ. 15; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). Господарь Раду Шербан предоставил обители право на ежегодное получение пожертвования в 15 тыс. аспров и 500 аспров на расходы представителям братии, ездившим ко двору господаря (грамота 1605 г.). В 1610 г. на пожертвования Ангела Какавы (возможно, Ка(н)кавы - представителя рода из Зап. Грузии) построили новую больницу и ц. свт. Модеста (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). В 1617-1619 гг. на работы по водоснабжению И. м. потратил полученные из Грузии 6 тыс. аспров (Γεδεν. 1885. Σ. 177; Idem. 1906. Σ. 16; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 85). В 1619 г. в монастыре был сооружен колодец на средства некоего грузина по имени Сермазан (видимо, Шермазан) и постельника валашских, а затем молдавских господарей Николая, отождествляемого П. Нэстурелом с греком Николаем Катарги (Nsturel. 1986. P. 114). В 1620 г., при игум. Афанасии Афинянине, были построены навесы над винодавильней и воздвигнуты кельи при ц. первомч. Стефана (Γεδεν. 1885. Σ. 177). В 1622-1626 гг. на деньги бывш. митр. Элассонского Галактиона был построен корабль, а также на берегу моря башня, корабельная пристань и амбар для хранения пшеницы. При башне на средства, полученные из Валахии, была воздвигнута ц. во имя Трех отроков Вавилонских и прор. Даниила (Idem. Σ. 177-178).

http://isihazm.ru/?id=748

С. 489-490). Его преемника Павла также хвалил за добродетели старец Гавриил Дионисиатский ( Γαβριλ Διονυσιτης. 2004 3. Σ. 201). В течение 7 лет в К. жил ученый мон. Авимелех Микраяннанит (1858-1965) - первый биограф свт. Нектария Эгинского. В 1953 г. монашествующих в К. составляло ок. 50 чел. (Ibid. Σ. 199). В это время в К. подвизался мон. Паисий, десятки лет самоотверженно работавший в монастырской больнице (Ibid. Σ. 202). В 70-х гг. ХХ в. из-за малочисленности братии и нехватки экономических средств состояние мон-ря стало критическим. Возрождение обители связано с деятельностью архим. Филофея из мон-ря Филофей, к-рый в 1981 г. стал игуменом К. Он являлся учеником старца Ефрема Филофеита, наставником к-рого в свою очередь был Иосиф Исихаст . Постепенно численность братии стала увеличиваться: в 1979 г. в К. подвизались 15 чел. и 8 чел. на подворьях (Θησαυρο το Αγου Ορους. 1979. Σ. 179), в 1990 г.- 19 чел., в 2003 г.- 30 чел. и 7 чел. на подворьях, в наст. время - 41 чел. В 1988 г. начавшийся от молнии пожар уничтожил 3 верхних этажа сев. угла монастырского комплекса. Пострадавшие здания восстановлены учрежденным при греч. правительстве Центром по охране святогорского наследия ΚεΔΑΚ (Κντρο Δυαφλαξης Αγιορειτικς Κληρονομας). Этот центр также организовал реставрацию колокольни, башни, пристани, конака (представительство) в Карее и нек-рых келлий. Игум. Леонтий (Козлов), О. В. Лосева Интерьер кафоликона мон-ря Каракал Частица Честного и Животворящего Креста Господня в серебряном ковчеге, верхняя часть честной главы ап. Варфоломея, части глав апостолов Петра и Павла, мучеников Христофора и Меркурия, десница вмч. Феодора Тирона, от к-рой исходит благоухание, частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Ореста, св. Аверкия, прмч. Гедеона. Во время посещения К. Григоровичем-Барским в мон-ре также хранились «кость великая от плеча» мч. Меркурия, глава св. Пелагии (не уточнено, Тарсийской мученицы или преподобной, подвизавшейся на Елеонской горе), левая рука вмц. Марины и часть руки сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского ( Григорович-Барский. 1887. С. 117). Монастырский комплекс расположен на склоне горы с заметным уклоном на северо-восток. Он, один из самых небольших на Афоне, представляет в плане неправильный прямоугольник. Периметр образован относительно невысокими (2-3 этажа) корпусами приблизительно одной высоты. Купола собора не видны из-за стен, так что единственной архитектурной доминантой является мощная башня у зап. входа.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Деревянная дверь наоса кафоликона выполнена в 1592 г. (резчик мон. Феофан). При покрытии пола мраморными плитами мастером Димитрием Мавромарисом (1859) произошло чудесное событие. В мон-ре не оказалось клея, чтобы прикрепить плиты. Один из монахов увидел во сне, что к монастырской пристани приплыл кит. Он поведал об этом братии, и они действительно обнаружили у пристани на мелководье небольшого кита (один из видов китов обитает в Эгейском м.). Из его жира монахи изготовили необходимый клей. Скелет этого кита находится в монастырском музее, размещенном на нижнем этаже сев. корпуса. Монастырские здания Христос Пантократор. Икона из иконостаса кафоликона мон-ря Каракал. 1722 г. Иконописец иером. Дионисий Фурноаграфиот Христос Пантократор. Икона из иконостаса кафоликона мон-ря Каракал. 1722 г. Иконописец иером. Дионисий Фурноаграфиот относятся к 4 строительным фазам: сер. XVI в. (кафоликон, келейные корпуса, башня пристани); нач. XVIII в. (пристройки и поновления кафоликона и келейных корпусов); после пожара 1875 г. (юж. корпус, трапезная, архондарик, часть вост. корпуса); после пожара 1988 г. (сев.-вост. часть монастырского комплекса и общий ремонт корпусов). Кафоликон, башня и монастырские корпуса мон-ря Каракал Кафоликон, башня и монастырские корпуса мон-ря Каракал Наиболее видным зданием К. является 6-этажная башня высотой 28 м в зап. корпусе, напротив зап. входа в кафоликон. Григорович-Барский считал ее одной из самых больших и красивых на Афоне. В ней размещался парекклисион прор. Илии ( Григорович-Барский. 1887. С. 111). В наст. время на 5-м этаже устроен парекклисион во имя прав. Анны. С севера к башне примыкают ворота с надвратным парекклисионом Успения Пресв. Богородицы. В 1744 г. ворота уже находились в углу западной стены, но в восточной стене еще выделялась кладка на месте старых ворот (Там же). В северном корпусе расположены кельи, парекклисионы Благовещения Пресв. Богородицы и святых Варлаама и Иоасафа (под ними соответственно парекклисионы свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, и вмч. Пантелеимона), а также архондарик и маслодавильня. В восточном корпусе находятся резиденция игумена и синодикон (зал для торжественных встреч и заседаний), парекклисион прмч. Гедеона, б-ка и ризница (на нижнем этаже). В юж. корпусе расположены трапезная (1876; на месте трапезной 1687 г.), поварня с высокими сводами и дымоходом, винодавильня и кельи; в зап. корпусе - кельи и башня; в юго-зап. углу монастырского двора - пекарня; в юго-вост. углу - музей.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

султаном Селимом II, после чего последовал выкуп большей их части молдав. правителями Руксандрой, Александру и их сыном Богданом, и национализацию греческим правительством афонских подворий в Греции для размещения беженцев из М. Азии после т. н. малоазийской катастрофы (1922), когда греч. правительство предоставило приют 1,3 млн беженцев. Т. о., Д. м. лишился всех земель и построек на этих подворьях, хотя в некоторых случаях за ним остались закреплены храмы. Монастырский комплекс Д. м. возвышается над морем на крутой 80-метровой скале. Как и в остальных мон-рях Афона, постройки Д. м., включая укрепленную башню, располагаются по периметру двора, в центре к-рого находится соборный храм (кафоликон). Особенностями Д. м. являются отсутствие свободного пространства между стенами кафоликона и окружающими его постройками из-за их размещения на тесной скале и нависающие друг над другом деревянные этажи келий со стороны пристани. Башня мон-ря прп. Дионисия. 1520 г. Башня мон-ря прп. Дионисия. 1520 г. Главный вход в вост. крыле Д. м. выполнен в виде арки со сводами, имеющей внешние и внутренние ворота. Те и другие, представляющие собой толстые доски, окованные железом, были изготовлены в 1803 г. на средства Хадзи Пазардзиклиса, ставшего впосл. монахом Д. м. с именем Дионисий. Над внешними воротами под сводчатым козырьком находится изображение Рождества Иоанна Предтечи (1837) с неугасимой лампадой перед ним, а над внутренними - др. фреска, с деисусным чином. Двор мон-ря - узкий проход между храмом и стенами, в нем нет традиц. фиалы для освящения воды. По правую сторону от входа расположен источник с резной мраморной плитой (XIX в.). Нижний этаж вост. крыла занимают пекарня и винные погреба, выше - кельи отцов, портняжная мастерская, 4 храма и звонница. Башня (высота 23,9 м), построенная по всем правилам оборонительных сооружений, примыкает к сев. крылу, хотя и является отдельным строением. Она имеет квадратное сечение и делится на 4 этажа, у 2 из к-рых сводчатые потолки. До высоты 5 м она представляет собой сплошной монолит из скалы, камней и извести с небольшой цистерной, а выше внутреннее пространство со всех сторон ограждено стенами 2-метровой толщины. На 3-м этаже по периметру расположены отверстия для поливания неприятелей кипящим маслом или расплавленным свинцом, а крыша увенчана зубцами. Судя по сохранившейся на мраморной плите надписи, башня была построена на средства валашского господаря Нягое в 1520 г. В монастыре сохранилось 2 портрета Нягое Басараба - погрудный вместе с сыном Феодосием, 10-е гг. XVI в., и поясной, в предстоянии Николаю Чудотворцу, 1-я четв. XVI в. (Θησαυρο. 1997. Ν 2. 37; 2. 38).

http://pravenc.ru/text/178494.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010