Монастырь Ком с церквой Успения Пресвятой Богородицы находится в северо-западной части Скадарского озера, вблизи Жабляка Црноевича, у подножья Одринской горы, которая в период водоразлива превращается в остров, пока в период засушья до монастыря можно добраться и по тропинкам через болото. Скадарское озеро является самым большим озером на Балканах, длиной 44 км и шириной 14 км. 2/3 всей площади озера принадлежат Черногории, 1/3 - Албании. Озеро является одной из последних пресноводных болот, самый большой заповедник птиц в Черногории, последнее пристанище пеликанов. Берег болотный, покрытый широким поясом камышов, а поверхность - ковром водных растений, где больше всего белых и желтых лилий. Особо интересным является растение, которое называется косораня, являющееся особенностью этих мест, а также и рыба уклейка и карп. В 1983 году провозглашено национальным заповедником, и представляет собой естественную и неповторимую красоту. История оставила глубокие следы в судьбе этих мест. В сердце Зеты, в бассейне Скадарского озера, находится примерно пятнадцать монастырских комплексов и церквей старых зетских правителей Балшичей и Црноевичей. Берега, островки и горки, заливы и затоны, бухточки и лиманы Скадарского озера похожи на те, которые находятся на Атоне, и поэтому этот край по своей духовной, естественной красоте с полным правом можно назвать Зетская Святая Гора. Монастырь Старчево, Бешка и Морачник на островах вдоль южного берега Скадарского озера, Обода в деревне Риека Црноевича, Вранина и Ком в северо-западной части Скадаркого озера блестят как драгоценные жемчужины православия. Монастырь Ком, по своей недоступности и особенности, отличается от остальных монастырей на Скадарском озере. Построен на горе, опоясан защищающей стеной с двумя воротами, и с каменной колокольней, он обращен на все стороны озера. Комплекс монастыря можно разделить на церковь с притвором, сорентированной на восток и отделенной от остальной части монастыря. Вторую часть составляют монашеские обители, воздвигнутые в западной части острова, и обители для гостей, прислоненные на свободную часть кухни, кухня с маленькой столовой и трапезная с функцией помещ ени я для приема гостей, особенно в холодную погоду (самый западный объект из вышеу казанн ых). Обители для монахов, кухня и столовая окаймлены деревянным притвором, похожим на притвор церкви, составляют одно целое и «закрываются» с трех сторон в форме буквы «П», образуя пространство, где проходит ежедневная жизнь монастыря. Свободная сторона накрытой площадки повернута на юго-восток с видом на часть двора с «восточными» вратами входа в монастырь и на замечательную панораму Скадарского озера. На восточную «вершину» северного крыла кухни прислонена самая важная часть комплекса – квадратная каменная башня колокольни, следившая за каждым и предупреждающая каждого, приближающегося к этому святому месту.

http://pravoslavie.ru/72224.html

Женский барак , бывшая Архангельская гостиница, расположена к югу от монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее узниц стали направлять и в другие отделения Соловецкого лагеря (в Савватьево, на о-ва Анзер и Муксалма). [Большой] Заяцкий [Заячий, Зайчихи] остров , больший из группы Заяцких островов (площадь – 1,5 кв. км). В середине XVI в. здесь появилось «пристанище» для кораблей, включающее каменную гавань, людскую избу и поварню. В конце XVII в. сюда была перенесена Иоанно-Предтеченская часовня, которую в 1702 г. по приказу Петра I перестроили в церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В XIX в. в Андреевской пустыни появились деревянный корпус с покоями для соловецкого архимандрита и некоторые хозяйственные сооружения. В лагерное время комплекс зданий использовался для нужд штрафного изолятора, в котором содержались беременные, женщины, страдающие венерическими заболеваниями, и узницы, наказанные в административном порядке. [Малый] Заяцкий [Заячий] остров , меньший из группы Заяцких островов (площадь – около 1 кв. км), который – вероятно, из-за отсутствия на нем источников пресной воды – никогда не осваивался монастырем. Квасоваренный корпус , построен в XVI в. в северной части Соловецкого монастыря, впоследствии к нему была пристроена одноименная башня. Кемский пересыльный пункт [Кемперес-пункт, КЕМЬ-ПЕР-ПУНКТ, Кемьперпункт] , организован в 1923 г. на Поповом острове как транзитный пункт для размещения следующих на Соловки заключенных. Те, кто попадал сюда в период навигации, как правило, там не задерживались и отправлялись пароходами на Соловки. В зимнее время людей распределяли по материковым отделениям и командировкам. Структура пересыльного пункта изменялась по мере развития самого лагеря. В 1928 г. Кемьперпункт делился на пять рот и три карантина, причем каждая рота была разбита на несколько командировок. В 1932 г. функции пересыльного пункта перешли к соседнему Морсплаву. Кемь , город (с 1785 г.), райцентр в Карелии, расположенный на р. Кемь в месте ее впадения в Белое море, в 434 км от Петрозаводска. В средние века Кемь являлась центром волости, которая в XV в. стала вотчиной Соловецкого монастыря. В конце XVI в. здесь появился деревянный острог, который выдержал нападение шведов. Позднее в Кеми было устроено монастырское подворье, а в лагерный период – пересыльный пункт и Управление Соловецких лагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трапеза состоит большею частию из пустынных овощей; рыба предлагается только по праздникам, и то большею частию соленая, доставляемая из России; в понедельник же, среду и пятницу, трапеза всегда бывает однажды в день и без масла. В обители устроены синодики, в кои выписываются имена братии и благодетелей на вечное поминовение на проскомидии Божественной литургии; а в одной из церквей учреждено на вечное время неусыпаемое чтение псалтири по усопшей братии и благодетелях, и о здравии и спасении находящихся в живых. При монастыре есть небольшие участки земли, с которой получаемыми продуктами удовлетворяется лишь малая часть потребностей обители, имеющей такое многочисленное братство, более 1000 человек, и посещаемой в большом числе богомольцами. Содержание братства и все монастырские потребности обители, покрываются милостынными приношениями православных чад Русской Церкви; без этой благотворительной помощи, обитель за неимением собственных средств, не могла бы и существовать. В 1845 году монастырь посещен был его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Николаевичем; пожертвованные Им св. Евангелие и церковные сосуды остаются вечными памятниками благочестивого усердия сего Августейшего Богомольца. В 1867 году монастырь осчастливлен был посещением другого Царственного Гостя, Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича. В июне месяце 1881 г. изволила пробыть неделю на пароходе в пристани Русика Ее Императорского Высочества Великая Княгиня Александра Петровна; а в августе того же года посетил обитель Его императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович. В Пантелеимоновом монастыре просияли Богоугодным своим житием многие высокие подвижники, украшенные святым смирением и прочими добродетелями; они совершали свои подвиги сокровенно и были ведомы только Всеведущему, да духовным своим руководителям. Там положил начало иноческой своей жизни царственный юноша, впоследствии знаменитый Архиепископ Сербский Савва. И доныне сохранилась высокая четырехгранная башня в старом нагорном Русике, с которой св. Савва бросил свое княжеское одеяние посланным отца своего, убеждавшим его возвратиться в мир. В этой башне в настоящее время устроена церковь в честь св. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dushep...

С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Корпуса гостиного двора [ править править код ] К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келлий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Архиерейская пристань [ править править код ] Напротив святых восточных ворот обители в 1813-1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из города Осташков в праздник обретения св. мощей Преподобного Нила Столобенского. Надвратная Светлицкая башня [ править править код ] Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся. Набережная монастыря [ править править код ] Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течении 18 лет в 1833-1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф. Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица. Хозяйственные строения [ править править код ] К югу монастыря по берегу залива озера, расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее- рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие келлии, далее гараж, столярня, молочня и скотный вор, корпус бывшей пивоварни реставрируется. Богоявленский собор (Нило-Столобенская пустынь) Богоявленский собор [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

Из содержания этой грамоты (свитка из 3 соединенных пергаменных листов с золотой печатью с изображением серб. царя Стефана Душана), якобы данной визант. имп. Львом VI Мудрым и подтвержденной царями болг. Иоанном Асенем II и серб. Стефаном Душаном, известно, что во время правления имп. Льва братья, сыновья «охридского царя Иустиниана», Моисей, Арон и Иоанн по прозвищу Селима поселились на Афоне в 3 башнях. Когда вокруг них собралась братия, в 6427 (919) г. от Сотворения мира в горной долине они построили мон-рь из зеленого «блестящего как снег» мрамора. Но потом между ними возник спор, кому посвятить обитель - свт. Клименту Охридскому или свт. Николаю Чудотворцу. Всю ночь они молились и просили Господа явить на специально приготовленной доске имя покровителя обители. Утром на доске проступил лик вмч. Георгия Победоносца. В память об этом чуде мон-рь получил название «Зограф» (живописец), нерукотворная икона прославилась чудотворениями под названием «Фануилская». Вскоре обитель посетили имп. Лев, патриархи К-польский Анастасий и Антиохийский Григорий, болг. царь Иоанн Тырновский и патриарх Тырновский Феофилакт и вложили богатые дары в монастырь ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 230-231; Кънчов. 1896. С. 10; Болутов. 1961. С. 44; Григорович-Барский. 2004. С. 243). Башня монастырской пристани. 1470-1475 гг. Башня монастырской пристани. 1470-1475 гг. Анализ содержания, языка и палеографических особенностей грамоты показал, что она является поздним фальсификатом эпохи османского владычества. О ее недостоверности говорит как факт смешения правителей разных эпох (Лев VI Мудрый - 886-912, Иоанн Асень II - 1218-1241, Стефан Душан (с царским титулом) - 1346-1355), так и то, что основание мон-ря отнесено ко времени уже после смерти имп. Льва. Упомянутых братьев-основателей можно условно отождествить с западноболг. правителями-комитопулами кон. Х - нач. XI в., а Иоанна Селиму (одним из прообразов к-рого, вероятно, был зографский игум. Иоанн Селина, упом. в 1049 и 1051), возможно, перепутали с болг.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Попасть на Новый Афон не удалось…, а между тем доблестный вождь иноков Симоно-Кананитской обители, ко всеобщему сожалению, скончался…, мирно опочив о Господе… Но, если мне не удалось лично познакомиться с живым – о. архимандритом, то я решил собрать о нем возможно полные сведения хотя бы теперь, после его блаженной кончины, чтоб всесторонне уяснить себе его духовный облик и извлечь для себя, а может быть – и для других хорошие – назидательные уроки. Я обратился с просьбою к одному из иноков Ново-Афонского монастыря, бывшему, по делам этой обители, в С.-Петербурге, к о. иеродиакону 1 Патрикию (обычно живущему на рыбных монастырских промыслах в «Кумбашах», Бакинской губернии, Ленкоранского уезда, на Каспийском море). Крайне любезный и предупредительный о. Патрикий быстро устроил дело, и я получил из Ново-Афонского монастыря и печатный, и, что особенно для меня ценно, рукописный материал до автобиографических записок почившего о. Иерона включительно. Все, что мне нужно, отныне у меня в руках, – особенно если присоединить сюда тот книжный материал, какой имеется в столице и находится в каком-либо отношении к характеризуемой мною выдающейся личности ново-афонского деятеля наших дней 2 … Архимандрит Иерон Когда я рассматриваю фотографические снимки, присланные с Нового Афона, то невольно поражаюсь красотою и грандиозностью этой обители. Величественный «верхний монастырь» – сплошное великолепие… Не оторвал бы от него и своих глаз! «Вид древнего храма св. Ап. Симона Кананита» переносит Вашу мысль далеко-далеко назад…, ко временам Самого Господа, избиравшего Своих Апостолов…, которые, затем, рассеялись по «вселенной», чтобы уловить ее в сети Христовы, и зашли даже и в заброшенную, дикую Абхазию… О, сколь священно это место, скрывающее останки великого Господня Ученика! «Часовня и древняя башня на вершине Иверской горы«… Башня напоминает о многом- многом из седой старины… А часовня своим положением и своею конструкцией уносит Вашу мысль вверх – к Богу. «Вид с озера на часовню у пристани» – нечто в высшей степени волшебное и восхитительное! А «кипарисовая аллея к храму» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Службы в монастыре проходят на старославянском церковном языке, что очень важно для нас – русских паломников, потому что понимание позволяет глубже погрузиться в молитву. С утра мы приложились к чудесной иконе Георгия Победоносца. В Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды – родины вмч. Георгия, – произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф. В новый монастырь прибывало множество паломников, среди них даже византийский император Лев Мудрый и болгарский царь Иоанн. Но не все посетители были благочестивы: некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Сия святая икона находится при колонне правого клироса. После службы мы съели прекрасную, приготовленную с большой любовью, трапезу, и отправились на пристань монастыря, которая находится в 5 км ниже по склону. Дорога к пристани идет под гору, двигаться легко и можешь спокойно любоваться красотами вокруг. У причала монастыря Зограф стоит древняя башня, рядом с которой всегда задумываешься об истории Афона. Ведь эта башня выдерживала осаду пиратов в древности! Мы сели на паром и через 15 минут были уже в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Не буду рассказывать о святынях монастыря и чудесах, происходивших здесь. Для этого необходим отдельный рассказ. Меня всегда потрясает одно чудо – чудо появления Матери Божьей на фотографии последней благотворительной ярмарки в Пантелеимоновом монастыре в начале ХХ века. 21 августа/3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный кусок хлеба.

http://pravmir.ru/kazhdyiy-raz-afon-otkr...

Славился монастырь школой хорового партесного пения с развитым пятилетним нотописанням. Об этом подает широкие данные исследовательница из Болгарии академик Елена Тончева в книге " Монастырь Большой Скит - школа Болгарского распева " , вышедшей из печати еще в 1981 г. За почти 200-летний период своего существования Манявский скит был непримиримым противником унии, выступал за чистоту украинского православия. Его поддерживали киевский митрополит Петр Могила, молдавские правители, Львовское ставропигиальное братство, украинская шляхта и население, оказывающее сопротивление унии и полонизации. Особенно тесные связи поддерживали с львовскими братчиками, от которых монастырь получал денежную помощь, богослужебные книги, которые печатались в типографии, основанной первопечатником Иваном Федоровым. Скит также поддерживал связи со всеми православными странами, в частности с Московским государством. Уже в 1628 г. два монаха Ионакий и Гедеон ездили в Москву за милостыней. В 1643 г. монастырь получил от российского царя Алексея Михайловича богослужебные книги. Есть сведения, что там были и русские, и даже поселялись здесь. В 1646 г. постригся в монахи Матвей Григорьевич Доменков " рода и земля Московские " , а уже в 1650 г. он как скитский монах ездил в Москву по милостыню. В 1656 г. Богдан Хмельницкий дал проездные грамоты двум великоскитским монахам Григорию и Ивану, едущим в Москву, ездили в белокаменную монахи и в последующие годы. Быть похороненным на монастырском кладбище считалось за большую честь. Поэтому приговоренный к смертной казни поляками за участие в восстании гетман Иван Выговский в своем завещании просил похоронить его в стенах Великоскитской обители. Было ли выполнено завещание гетмана, остается тайной. Некоторые исследователи истории Скита считают, что герой разгрома 100-тысячной московской армии под Конотопом 8 июля 1659 г., вместе с женой, которая умерла, узнав о казни мужа, нашли свое вечное пристанище на монастырском кладбище. Монастырские здания расположились на небольшой плоскости у подножья отвесной горы Вознесенки и скалистым обрывистым берегом реки Багерс. Оборонительные стены с тремя башнями и многочисленными бойницами для ручного огнестрельного оружия построили из местного камня опытные львовские мастера. Главная трехэтажная монастырская башня, известная как " сокровищница " (высота 27.7 м), царила над всеми зданиями и могла обороняться самостоятельно. Все монастырские сооружения соединялись между собой многочисленными подземными ходами. Под стенами обители не раз появлялись татарские наездники, но взять ее ни разу им не удавалось. Однако Скит не избежал злой судьбы. Вторая половина XVII в. была временем многочисленных польско-турецких войн. В 1672 г. турки захватили сильную Каменец-Подольскую крепость, прикрывавшую западноукраинские земли с юга. Через четыре года Прикарпатье претерпело вторжение 300-тысячной турецкой армии.

http://sobory.ru/article/?object=18208

Помимо этого основного занятия, однажды мы собирали фасоль на монастырском огороде и пару раз помогали после ужи­на убирать со столов посуду. Там же, в трапезной, подвизались два русских послушника — Лука и Александр, помню, они, чуть прервавшись, с живым интересом слушали мои рассказы о современных русских монастырях, а я жалел, что так мало могу вспомнить, так мало знаю. О путешествиях. В праздник пророка Илии и в воскресенье послушаний не положено, так что в эти дни Димитрий Эконому возил нас в другие обители. В первый день мы посетили сосед­ние Каракаллу и Ивирон, находившиеся в двух и семи километ­рах соответственно. По причине близости этих мест путешество­вали мы пешком. Помню, в монастыре Каракаллу меня особенно поразила чистота и ухоженность. Как-то я слышал мне­ние, что мужчины никогда не смогут так поддерживать чистоту, как женщины. В этом опрятном монастыре буквально все опровергало подобные воззрения. И, конечно, везде нас встречали со вниманием, предлагали угощение, открывали хра­мы, показывали святыни. А на следующий день мы уже отправились на микроавтобусе в Великую Лавру. Ехали долго. Проезжали пристань монастыря Каракаллу — византийскую крепость XII века. Миновали развалины доминиканского монастыря, который оставлен был итальянцами в XI веке, — только одна башня торчит теперь на вершине холма. Наконец взгляду открылась Лавра. Впечатление мощи она производила даже издалека: крепостные стены с бойницами, старые пушки, башня с русским колоколом при входе. Внутри она выглядит, как маленький средневековый город. Приложившись к мощам святителя Афанасия Афонского, основателя монашества на Святой горе, мы проследовали до полей и далее по склону добрались до церкви святителя Афанасия. Возле нее лежит огромный жертвенный камень язычников. Когда святитель Афанасий прибыл на Афон, здесь еще были поселения язычников и бесы сильно докучали подвижнику. И в одну ночь святой получил откровение — воздвигнуть за сутки церковь и отслужить в ней литургию. Так он и поступил, построив в одиночку небольшую церковку рядом с жертвенным камнем, после чего бесы были изгнаны с этого места. Мы видели и храмик, крыша крыльца которого поросла побегами инжира, и сам камень с выбитой ложбиной для стока крови жертв.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-s-synde...

– Благослови, отче. Ты звал меня, чтобы совершить богослужение? – Нет, дитя мое. Отдыхай, спи, еще рано, – отвечал тот, видя бесовские козни. Подобные диавольские наваждения и искушения послушник испытывал постоянно. Все это происходило по попущению Божию, чтобы указать Янису более безопасный путь для его монашеской жизни. «Когда я убедился, брат Лазарь, – рассказывал он сам спустя годы, – что все происходящее – диавольские козни и искушения, то сильно испугался. Я не смог этого вынести и решил оставить пустыню и идти в общежительный монастырь. Поэтому я покинул Виглу и пришел сюда, в наш монастырь святого Дионисия, где и остался». В монастыре Дионисиат Для тех, кто впервые посещает монастырь и всматривается в него снизу, с пристани, он кажется висящим в воздушном пространстве, а ночью маленькие огоньки келлий сливаются с небесными звездами. В общем, монастырь как с близкого расстояния, так и издалека выглядит похожим на средневековую крепость с узкими окнами и высоченными стенами. Посередине возвышается башня с зубчатыми бойницами», – повествует архимандрит Гавриил из Дионисиата. В этот монастырь, занимающий передовое место в жизни великого святогорского братства, в эту неприступную крепость византийского монашества пришел «Божиим мановением» послушник Янис, чтобы вступить в общежитие. Какие чувства испытывал он, когда ступила его нога на монастырскую пристань? На один миг он поднял свои глаза и увидел громаду зданий, которые, можно сказать, свисают с небесных апсид, раскачиваясь, подобно паникадилам. Весь монастырь представляет собой поистине величественную картину. Он находится на огромной скале над побережьем, на обрыве. Келлии монахов располагаются этажами, причем верхние выступают над нижними. Они образуют галереи, которые держатся на балках и подвешены над морем на большой высоте. Таково великолепие киновии святого Дионисия. Истинная киновия похожа на улей – место, где рождается чистый мед подвижничества и безмолвия. Истинная киновия, подобная Дионисиату, является, по словам преподобного Иоанна Лествичника , «небом на земле», где монахи «Господу служат как ангелы». Это исполнение Божественной заповеди: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» 144 , духовное продолжение той первой апостольской киновии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010