ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Божественная скрипка Полностью сформировалась современная скрипка лишь в 16 веке, и сегодня до нас она дошла лишь с незначительными изменениями. Именно итальянские мастера придали скрипке существующий облик, и они же первыми организовали несколько школ скрипичного производства, и лишь затем, последовав их примеру, мастера в других странах стали образовывать собственные школы. Самые яркие из них Якоб Штайнер (Австрия), Иван Батов (Россия) и Жан Вийом (Франция). Итальянские же имена давно известны всему миру: Никола Амати, Антонио Страдивари, Антонио и Джузеппе Гварнери. Центр этого производства находился в Кремоне, чуть раньше в Италии существовал еще один центр скрипичного производства – Брешия, в которой работали Гаспаро Бертолотти и Джованни Маджини на рубеже 16-17 вв. Стоит отметить, что в это ремя скрипка ещене была оценена по достоинству слушателем. Чаще всего она звучала на праздниках или в гостиных в качестве аккомпанемента к танцам. Хотя уже через пару столетий, когда музыка окончательно сформировалась в самостоятельный жанр и перестала носить преимущественно прикладной характер, стало ясно, что скрипка – все же солирующий инструмент. Прошло несколько столетий, но по-прежнему скрипки итальянской школы, в частности Джузеппе Гварнери, остаются во всем мире. Так, например, стоимость хранящегося в Генуе инструмента, некогда принадлежащего Паганини, оценена в три миллиона долларов. Однако, талантливые исполнители, которым доводилось исполнять на ней музыкальные произведения (Леонид Коган, Вадим Репин, Богодар Которович), сводятся к мнению, что она бесценна. К помещениям, в которых хранится скрипка предъявляются повышенные требования по температуре, влажности воздуха и освещенности. Секрет мягкого и теплого звучания, его податливости в руках разных исполнителей не раскрыт до сих пор, никакие данные о свойствах древесины или лака того периода не способны раскрыть вопрос. Со времен Никколо Паганини, разговоры о скрипках Гварнери обогащены еще и неким мистическим смыслом. Невзирая на то,что все они были отмечены его «фирменным» знаком IHS – Иисус Христос Спаситель, что и стало причиной прозвища мастера – Гварнери дель Джезу, самого Паганини нередко изображали с играющим дьяволом за спиной. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/038skripka.h...

С июня 1922 г. Слащёв — преподаватель тактики школы командного состава РККА «Выстрел». «Преподавал… блестяще, на лекциях народу полно, и напряжение в аудитории было порой как в бою. Многие командиры-слушатели сами сражались с врангелевцами, в том числе и на подступах к Крыму, а бывший белогвардейский генерал не жалел ни язвительности, ни насмешки, разбирая ту или иную операцию наших войск» , – отмечал дважды Герой Советского Союза генерал армии Павел Иванович Батов, в 1927 г. – слушатель курсов «Выстрел». Слащёв опубликовал множество статей по вопросам тактики. Представляют большой интерес и такие его работы, как «Лозунги русского патриотизма на службе Франции. Период Деникина — Период Врангеля» , «Крым в 1920 году». Подготовил к печати труд «Мысли по вопросам общей тактики», опубликованный уже после его гибели. Яков Александрович пишет: «Настроение белых частей… было подавленное и разочарованное – из частей сохранился только один Крымский корпус под моей командой, удерживающей Крым – всё же остальное представляло собой стадо беглецов, разбитое и испытавшее кошмарные новороссийскую и одесскую эвакуации, за время которых старшие начальники, ради своего спасения, бросали на произвол судьбы и милость победителя свои части. Среди добрармии было очень многочисленное течение за заключение мира, безразлично от того, останется ли Крым отдельным, или будет амнистия Советской власти. Результатом этих стремлений и наличия в Крыму остатков белой армии Деникина и явилось назначение главнокомандующим вооружёнными силами юга России генерала Врангеля, выдвинутого на этот пост французами. Совещание, собранное Деникиным 4 апреля 1920 года, под председательством генерала Драгомирова, для выбора нового главнокомандующего отказалось голосовать, и тогда, под давлением общественных группировок и под руководством высшего духовенства и старых сепараторов , придерживавшихся французской ориентации, Деникин подписал приказ о назначении генерала Врангеля главнокомандующим и извещение о своём отъезде из армии.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

На основании этих данных Тений (стр. 97), повторив опыты, нашел вместимость 6 средних куриных яиц равною 21, 27 дрезд. кубическим дюймам, а вес воды соответствующей этой вместимости 19, 125 дрезд. логам, и поэтому в таблице, считая лог равный 6 яйцам в 21, 25 куб. дюйма, он определяет достоинство различных мер таким образом: Хамер      =      180 кавам      4320 яиц      =      10143,9 пар.      =      11246,7 Эфа (бат)      =       72 логам       422 яйца      =      1014,39 пар.      =      1124,67 Сеа            =       6 кавам       144 яйца      =       338,13 пар.      =       374,89 Гин            =       12 логам       72 яйца      =       168,9 пар.      =       187,44 Кав            =                   24 яйца      =       56,35 пар.      =       62,48 Лог            =                   6 яиц            =       14,08 пар.      =       15,62 По этому определению вместимость отдельных мер составляла бы почти только половину счислений Бекка и Берто, основывающихся на показаниях Иосифа, но зато медное море действительно вмещало бы 2000 батов. 998 Ср. соч. Моверса. das phoniz. Alterthum, III, стр. 16, 27qq и 56, где сообщено следующее показание греческого ритора Алкидаша: финикийцы, самые разумные и искусные между варварами, изобрели монеты. Ибо они разрезывали металлические куски на пропорциональные части и отмечали на них различные знаки, смотря по различию веса (χα πρτοι χαρακτρα εβαλον εις τον σταϑμν τ πλον χαι το ελαττον). Cp. Ioh. Ludii, de mens. 1. 9. p. 5. С этим согласны свидетельства талмудистов, что все серебряные деньги, которые встречаются в законе, суть тирские серебряные деньги; ср. Готтинг. cippi Hebr. р. 131. От финикийцев чеканка монет перешла в Грецию, где Фидон, царь Аргоса, между 780–740 пред Рожд. Хр. приказал чеканить серебряные деньги в Эгине по финикийской монетной системе, хотя это не был первый опыт между еллинами, как думают Бекк стр. 76. и Берто стр. 36. Сравн. напротив Werihof к Cavedonii bibl. Numismatik, ч. 2 стр. IX. Также мнение Геродота I, 94, что индийцы впервые начали чеканить золотые и серебряные монеты, может быть справедливо только в том отношении, что здесь государственная власть впервые взяла на себя чеканить на металлических кусках свой знак ценности, между тем как раньше это делали купцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ниса, 3, – 7. I, 19, 7. 8. XV, 1, 8. 10. VIII, 10, 8. 11. VI, 79. 17а. V, 1, 1–2, 7; 26, 5; VI, 2, 3. 17б. 1, 5; 5, 9. 33. XII, 7, 9–11. 42. К 1330–1329 гг. до н. э. (Νσα; Nysa) – город в Индии, основанный Дионисом (по 7 – Осирисом, которого отождествляли с Дионисом). См. Ниса, 2. По античным источникам известно до десяти городов с названием Ниса в разных странах и местностях. Один из них – город Ниса в Индии. Многие отождествляют эту Нису с городом «Нагара, или Дионисополь» (т. е. «город Диониса») у Птолемея, локализуемым в этих же местах (т. е. между нын. рекой Кабул, Индом и Гиндукушем). Точно неизвестно, какой именно город греки и македоняне сочли Нисой (и античные авторы локализуют ее в разных местах этой территории). По всей видимости, в связи с мифом о Дионисе сыграло роль созвучное местное название. Многие современные исследователи при идентификации Нисы исходят из того же, а таких созвучных мест на этой территории очень много, и так же много идентификаций Нисы (не только на основании созвучия) по всей этой территории. По мнению некоторых, эта Ниса не идентифицируется. Правителем Нисы (и области) во время Александра Македонского назван Акуфис. Нисамма – 23. VII, 1, 12 (Р: Νισμμα; Η: Ναμα – Никама; приводится еще чтение Νγαμ(μ)α – Нигам(м)а) – город на юго-восточном побережье Индии, в области батов, назван здесь главным городом (μητρπολις) этой области; идентифицируется как нын. город на побережье Нагаппаттинам (прежн. Нагапатам=Негапаттам; 10°45», 79°50», шт. Тамилнад) или локализуется около устья нын. реки Веллар (здесь имеется в виду Веллар – 11°29», 79°46», впадает в Бенгальский залив к югу от Порту-Нову, шт. Тамилнад; другая река Веллар впадает в Полкский пролив – 10°04», 79°14»). Локализация приблизительно на месте нын. города Маннаргуди (10°41», 79°27»), который находится довольно далеко от побережья, не соответствует описанию Птолемея. нисеи – 8. XV, 1, 27 (Νυσαοι) – народ, область которого находится на территории между рекой Коф (нын. Кабул) и Индом. См. нисейцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЙДОСОВ Трофим Васильевич (1810-1892, г. Златоуст Уфимской губ.), старообрядец поморского согласия , писатель. Семья Байдосовых в XIX-XX вв. принадлежала к числу авторитетнейших среди старообрядцев Юж. Урала. Б. служил бухгалтером на заводе в Златоусте, в 1840-1882 гг. являлся наставником поморской златоустовской общины, вел безбрачную строгую жизнь. Благодаря активной деятельности Б. в 50-х гг. XIX в. часть поморских общин Юж. Урала и Зауралья признала практику бессвященнословных (невенчанных) браков законной (см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). Б. является автором пространного соч. «Ответы о Крещении протоиерею С. В. Яхонтову, данные 20 мая 1873 г. в г. Златоусте» (БАН. Друж. 426 (455); НБ УрГУ. Y. 45.р/768; изд. на гектографе А. Т. Мельниковым в Златоусте), представляющего собой разбор молитвословий чинопоследования таинства Крещения и практики его совершения в правосл. Церквах, в т. ч. в РПЦ, до и после реформ Патриарха Никона. Сочинение имело широкое распространение среди старообрядцев России, использовалось ими для ведения полемики с правосл. миссионерами. Лит.: Мангилёв П. И. «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири» и старообрядческая полемика о браке//Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 92-103; он же. К истории поморского согласия на Урале в XVIII-XX вв.//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 21-22; Мосин А. Г. Златоустовские старцы//Урал. 1993. 3; Половинкин П. О староверах Южного Урала//Старообрядец. 2001. 22. Прот. Пётр Мангилёв Рубрики: Ключевые слова: БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/77374.html

Самокрещенец. Гравюра. 1794 г. Самокрещенец. Гравюра. 1794 г. Подробные сведения о самокрестах сохранились начиная с XIX в. В 1837 г. Т. В. Бондарев, саратовский мещанин самокрещенского согласия, написал сочинение, в к-ром проводил мысль о том, что можно остаться правосл. христианином и обойтись без видимой Церкви и иерархии ( Кустодиев К. К материалам для истории раскольнической литературы//РВ. 1862. Т. 41. 9. С. 413-424). В окрестностях Самары был широко известен самокрест Матвей Андреевич (1794-1868), к-рый ушел, видимо, от федосеевцев из-за того, что те не молились за царя и не признавали брака. Самокрещение его произошло в 1838 г.: надев на себя крест, Матвей Андреевич произнес: «Ныне во Христа крестился, во Христа облекохся и стах новый работник «Аз есмь христианин»». В окрестностях Самары вокруг него собралось более 800 последователей, живших в браке и молившихся «за державного царя», к-рые от федосеевцев получили прозвание «самокресты», сами же они себя называли «содержателями святоотеческого закона, поморского законобрачного исповедания Данилова и Андреева толка, сиречь поморских, олонецких пустынножителей последователи» (Жизнь и подвиги обитателя Симбирско-Самарской губ. Матвея Андреевича - НБ УрГУ. XXII. 14. Р). Мало изучена община самокреста А. М. Запьянцева из с. Толба Сергачского у. Нижегородской губ., хотя он вел широкую переписку, был автором ряда полемических сочинений. Самокрещенство было распространено в Поволжье, но было немногочисленным, значительная часть фактов самокрещенства осталась незафиксированной. Против самокрестов выступали Батов, Т. А. Худошин , для полемики с ними созывались соборы поморцев в 1881, 1887, 1889, 1896 гг., вопросы об отношении к самокрещенцам ставились также на всероссийских соборах поморцев в нач. ХХ в. К кон. XIX в. последователей самокрещенства насчитывалось более 9 тыс. Самокрестов порой объединяют с «некрещеными» (некрестяками), хотя это разные согласия. Некрестяки заменяли крещение «желанием его и надеванием простого крестика с раздачей милостыни» ( Добронравов В.

http://pravenc.ru/text/78246.html

«Намаялся я, будучи рабом, – рассуждал сам с собой Шимей. – Теперь заживу в свое удовольствие. Денег будет у меня немало. У иного купца столько не бывает. Ведь каждый год буду для себя брать 50 батов елея. А это значит 200 ведер, или 8000 рублей серебром. Буду брать в свою пользу 20 коросов муки, а это ведь 400 четвертей, или 4000 рублей. Вот уже ежегодно 12000 рублей серебром есть. А там еще виноградник да фруктовый сад. Ну, чем я тоже не богач? Заживем теперь весело! Найду себе компанию, с кем повеселиться и покутить». И стал новый Управитель проводить жизнь веселую, разгульную. Все, что ни получит в свою пользу, прокутит вместе со своими приятелями, которых у него стало много. Завелись и приятельницы, которые поглощали все больше денег. Стал он по жизни, словно блудный сын, «изъядый имение свое с любодейцами». Так жил он целых три года. Хотя владелец имения непосредственно и не вмешивался в хозяйственные дела, да и жил он в Иерусалиме, однако, и до него стали доходить кое-какие слухи о разгульной жизни Управителя. Наконец, к нему поступил от кого-то злостный донос, что Управитель расточает его имение. И Рехум-бен-Габбай решил разгульного Шимея вызвать к себе. «Что это я слышу о тебе? – строго спросил Рехум своего Управителя, когда тот явился к нему. – Ты ведешь жизнь распутную, мотаешь деньги. Где ты их берешь, Управитель Неправедный? Откуда у тебя такие суммы, что вечно устраиваешь пиры и окружаешь себя любодейцами? Мне рекомендовали тебя как человека степенного и честного. А ты оказался чуть не пьянчужкой и развратником. Вероятно, не свои, а мои деньги прогуливаешь, пропиваешь да проедаешь. Представь мне отчет по имению и убирайся! Я – иудей трезвый, строгий и благочестивый. Пьяниц и мотов я не терплю. Ты более управлять не можешь. Ступай!» Строгая речь богача, не любившего шутить, очень подействовала на Шимея. «Прогонит... В этом сомнения нет, что прогонит, – думал он про себя. – Конечно, все, что назначено, я исправно доставлял его казначею. В этом бен-Габбай ко мне не прицепится. А вот за разгульную жизнь он прогонит, обязательно прогонит: трезвый и благочестивый он иудей. Ну, что теперь буду делать? Сколько денег прожито, пропито, проедено! Ни одной драхмы не оставлено на черный день. Все спущено. Ну, куда теперь деваться? Без рекомендации ни к кому не попадешь, а Рехум хорошего отзыва обо мне не даст. Разве наняться в виноградники копать? Так я давно от тяжелого труда отвык. Сил на это уже нет. Пойти милостыню просить? Стыдно перед людьми и приятелями. Кругом везде меня знают».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

е. имеющих по две жены), а у нас их много. И вот ещё у нас вшел порядок: когда бывают у нас заручения жениха и невесты, то отцы духовные благословляют иконами или что поют, а потом сваты как-нибудь не поладят, расходятся и с другими второй раз делают обручение, даже и трижды, бывает отцы духовные там присутствуют, скажите, есть ли какое наказание за это?» А. Пятибратов (Сочинитель этого письма). Это письмо ровно как и письмо в Петербург и Москву, были посланы не по почте, а отвезены лично доверенными от Свинаревских раскольников. С ними же были получены и ответы из Москвы, Петербурга и Тулы. Приведём копии с подлинников этих писем. Ответное Письмо Батова. Боголюбезные христиане! В благодати спасительного благоверия Иисуса Христа Собезначального и Единосущного Сына Божия утверждения, в благочестии и прочих дарованиях Св. Духа преспеяния и доброго здоровья от души вам желаю и нижайше кланяюсь. При сём извещаю, что 1-го декабря прибывшие ко мне лично христиане казаки Александр Иванов Пятибратов и Пётр Мануйлов Братякин заявили вопросы о допущенных в их местности бракосочетаниях при жизни первосочетанных супругов. Такие бракосочетания, как явно противные божественному Евангелию (Матф, в зач. 13, 78. Мрк. зач. 43 и Лук. в зач. 82), не могут быть терпимы и повинны расторжению и направлению епитимии прелюбодеев. И если прелюбодейное сожитие произвело детей, то производители могут быть приняты тогда только, когда дадут обещание жить без супружеского сожития. Все способники незаконным сочетаниям повинны исправлению епитимии, а без исправления епитимией, не должны допускаться на общение в молитве. Сами же слеповодцы скрепители прелюбодейных сопряжений, нарицательные настоятели, повинны извержению, по подобию обуявшей соли и по заповеди Христа законадавца (Мат. в зач. 10). Настоятель христиан Г. Тулы Денис Васильев Батов. Московский настоятель Иван Зыков ответил: „Сии вышеизложенные вопросы и указанные в них действия к крайнему моему сожалению весьма неправильны, и действующие те лица несогласно поступили с законом содержания Христовой Церкви; закон и действие порядка о таких предметах изложен в книге Кормчей в 51-й главе и прочее, каковой и нужно соблюдать и им руководиться. Так как мной было прочитано вышеизложенные вопросительные пункты два раза и, рассмотряя их, пришёл я к убеждению и к сожалению тех лиц, которые так смело действовали вопреки указанному порядку в книге Кормчей и что подтверждаю своей подписью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столь же мало основательно видели в тех названиях имена строителей храма (Гезениус), сыновей Соломона (Эвальд) или же неисторические имена Давида и Соломона (Абарбанель). Напротив, за нарицательное значение обоих названий говорит уже авторитет LXX, которые в ( 2Пар.3:17 ) передают евр. Иахин, Боаз нарицательными терминами: κατρθωσις, ισχς, слав.: «исправление», «крепость». В этом смысле, соединяя оба названия в одно суждение (предположение некоторых ученых, будто оба названия составляли одну целую надпись, библейским текстом, впрочем, не оправдывается), получим такую мысль: «да стоит (храм) непоколебимо, крепостью» или (если гл. кун взять в ф. Гифил): «да утвердит (Иегова – храм) силою Своею» (ср. 3Цар.8:13 ; Ис.14:24 ). Являясь непосредственно пред национальным святилищем Израиля, колонны Иахина и Вооза свидетельствовали о наступлении нового, высшего периода в истории ветхозаветной теократии, святилища и народа Божия. Ввиду основания прочного, неподвижного храма Иеговы в Израиле и утверждения политического могущества и глубокого мира среди него, колонны эти являлись как бы национально-религиозным флагом, храмом культа и теократии среди всех народов древности. Этим уже исключается сближение Иахина и Вооза с разного рода языческими монументами: египетскими сфинксами (у Випоэ), финикийскими статуями Геракла и Сатурна (Моверс, Фатке), наконец, с культами Ваала и Астарты (Гипляни). Ср. у проф. А. А. Олесницкого , Ветхозаветный храм, с. 254–288. (Ср. 2Пар.4:2–5 ). Новой принадлежностью храма и вторым грандиозным произведением Хирама было так называемое медное или «литое» море (иам муцак), т. е. названным морем по обширности (по И. Флавию, Иудейские Древн. VIII, 3, 5). καλθη... θλασσα δι то μγεθος) бассейн во дворе храма, между жертвенником всесожжения и Святым, ближе к югу, 10 локтей в диаметре, 30 локтей (по LXX и блаженному Феодориту – 33) в окружности и 5 локтей высоты, вмещавший 2000 (по ( 2Пар.4:5 ) – 3000) батов воды. Отношение окружности и диаметра в указанных цифрах (30 и 10 л.) не представляется математически точным (при диаметре 10 локтей окружность равна 31 2/5 или 31,416 локтей; при окружности 30 локтей диаметр равен 9 174/314 локтей) и возбуждало много споров в среде археологов-библеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Польское правительство к тому времени бежало из страны. Моральным оправданием служил для СССР всё тот же мюнхенский сюжет годичной давности, когда Польша отказалась от совместных действий против Германии. Варшава тогда приняла участие в разграблении Чехословакии, которую убивала Германия – вплоть до захвата Тешинской области. Как это похоже на действия Советского Союза в отношении Польши! Именно поэтому даже Черчилль – далеко не поклонник советских порядков и убеждённый противник Германии – в октябре 1939-го с пониманием относился в «польскому походу РККА». Отметим, что ни Англия, ни Франция в 1939-м не смогли помочь Польше, хотя удар французский дивизий с Запада мог стать смертельным для Германии. Даже объявив войну Рейху, эти державы не решились на такой удар. Оправдался авантюристический расчёт Гитлера на безвольность Франции. Не понять 1939 года без 1938-го! Западная карикатура Но в США и Англии снова и снова говорят о 1 сентября 1939-го как о начале войны – так велико желание «подмочить» репутацию России, Советского Союза. Настоящие антифашисты, воевавшие с немцами, не рассуждали столь прямолинейно. Так же тенденциозно воспринимается так называемый пакт Молотова и Риббентропа. При этом даже прилежные исследователи Второй Мировой на Западе редко обращают внимание на то, что в 1935 – 39 СССР чуть ли не в одиночку сражался с нацистским режимом в Германии – и дипломатическими, и пропагандистскими методами. Да и на полях сражений будущие главные герои Второй мировой встречались задолго до 1 сентября 1939-го – в Испании. На стороне Франко воевали двести тысяч итальянцев и немцев – многие из них погибнут в русских снегах. Против них сражались граждане СССР (более 2-х тысяч) и более пятисот русских эмигрантов. Упомянем лишь нескольких героев Великой Отечественной, воевавших в Испании: маршал Родион Малиновский, маршал Григорий Кулик, генерал Павел Батов, адмирал Николай Кузнецов, адмирал Арсений Головко… Республиканцам помогали антифашисты из многих стран Европы, но СССР (несмотря на осторожную политику Сталина) был главным организатором сопротивления.

http://pravmir.ru/vtoraya-mirovaya-pervy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010