Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. В. Батов. Фотография нач. ХХ в. Дионисий Васильевич (1825, Тула - 1.11.1910, там же), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия , автор многочисленных статей публицистического характера. Из семьи потомственных староверов-поморцев, известной начитанностью в духовных вопросах. Отец Б. служил столоначальником при Тульском имп. оружейном заводе. После смерти отца Б. поступил на его место (1850), однако вскоре ушел с завода, работал в различных частных конторах и учреждениях. В доме Батовых ежедневно совершались богослужения, после окончания к-рых Б. с благословения настоятеля читал вслух свои статьи или произносил поучения. В 80-х гг. XIX в. Б. пригласили преподавать в старообрядческую школу в Саратове, для чего он уже в зрелом возрасте, сдав экзамен в Саратове, получил звание учителя народных уч-щ. Б. преподавал церковнослав. грамоту, Закон Божий, рус. язык и арифметику. Через 7 (по др. данным, через 5) лет школу закрыли, Б. вернулся в Тулу, где его избрали настоятелем городской общины брачных поморцев. Главной заслугой Б., по мнению его единоверцев, являлась апологетическая и педагогическая деятельность. Все выдающиеся начетчики и мн. настоятели поморских общин кон. XIX-XX в. (Р. З. Дмитриев, Т. А. Худошин , А. А. Надеждин , И. М. Цветков, Л. Ф. Пичугин ) считали Б. своим наставником, мн. поморцев он обучил знаменному пению и крюковому письму. Б. вел обширную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья, Дона, Кавказа. Свои письма, в к-рых разбирались актуальные вопросы старообрядческой жизни, Б. объединял в брошюры, гектографировал и рассылал по России. Поморцы называли эти брошюры «летучей академией» и «духовным университетом», поскольку труды Б. в нек-рой мере восполняли отсутствие у старообрядцев специальных учебных заведений. В старообрядческой среде имели широкое хождение более 300 сочинений Б., наиболее известными были следующие: «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», ««Двоедушие» единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам», «Себяпроповедники», «Взгляд на главные знамения пререканий 1666 г.», «Взгляд на качество миссионерских беседословий», «Вопросо-ответы об антихристе». Под влиянием брошюр Б. в нач. XX в. к поморцам присоединились ок. 3 тыс. донских беглопоповцев во главе с начетчиком К. Г. Фирсовым. За распространение своих сочинений Б. в 1885 г. по запросу Тульской консистории был привлечен к суду, к-рый вынес оправдательный приговор. В 1892 г. было возбуждено новое разбирательство, также завершившееся оправданием Б.

http://pravenc.ru/text/77670.html

«О. Георгий был человеком европейской, мировой культуры», -- считает священник Олег Батов. «Россия не Европа» -- если бы о. Георгий увидел этот лозунг на сегодняшних транспарантах, он бы очень страдал, уверен его младший собрат. Именно поэтому он уверен, что «сейчас очень своевременно открыть собрание сочинений о. Георгия, где на каждой странице он утверждает противоположное: Россия – часть европейской культуры». Говоря о поэтических текстах о. Георгия, издание которых еще готовится, о. Олег вспомнил, что среди его стихотворных переводов есть и перевод Покаянного канона Андрея Критского, который был издан в свое время без указания автора в Новгороде и использовался там даже на архиерейском богослужении. Как оказалось, этого факта не знал даже сын о. Георгия. О высоком научном уровне изданных трудов о. Георгия говорили на вечере его коллеги. Любовь Грацианская (кафедра Истории древнего мира РГГУ) отметила, что работа о Павсании до сих пор остается непревзойденной. Филолог Антонина Грек отметила особую диалогичность научных сочинений о. Георгия, «притягательность, которая есть в классической русской литературе» и охарактеризовала корпус его трудов как «особый религиозный и культурно-исторический феномен 1990-х – нач. 2000-х годов». Завершая презентацию, Петр Чистяков сообщил, что четырехтомник нельзя назвать Полным собранием сочинений -- издание трудов отца будет продолжено. Уже есть проект трех новых томов. Кроме того, ближе к лету заработает сайт памяти о. Георгия http://www.chistiakov.ru/ , где будут размещены его тексты, сведения о книгах, которые готовятся к печати, полная библиография трудов, большой архив фотографий и т.д. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Он был из Александро-Невского Монастыря препровожден в Староладожский Монастырь 2349 . По высочайшему указу, в 1736-м году гренадер морского полка Батов, убивший надзирателя и освобожденный от розыска в Юстиц-Коллегии ради дня коронования Ее Величества, был прислан для духовного исправления Святейший Синод. Святейший Синод отослал его в Александро-Невский Монастырь на полгода с обязательством ему «ходить всегда к Божественной службе и слушать ее со всеприлежанием и усердным о отпущении тягчайшего своего согрешения молением, и чинить ему надлежащее наставление, а по прошествии определенного времени обычно исповедовать его и сподобить святых Таин и, сверх сего, по рассуждению настоятельскому, наложить на него епитимию, какая бы не могла препятствовать его служб». Батов выполнил положенную епитимию и в январе 1737-го года был отпущен из Монастыря 2350 . По высочайшим указам 1727-го и 1735-го годов Государыни Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны повелено посылать в Монастыри по делам Тайной Канцелярии в уме поврежденных, и престарелых колодников 2351 . В 1727-м году был прислан Сенатом в Монастырь «на испытание» появившийся в Петербурге монах Вологодской епархии Михей, бывший «в нетвердом уме»; он быль сын сельского пономаря, был чем-то обижен и явился в Петербург жаловаться Царю на своих обидчиков; здесь на него произвела впечатление политическая злоба дня, – предстоявшая женитьба Государя на дочери Меншикова, и он говаривал: «не глядите на меня, что я будто безумен, я пришел правды здесь искать; Императорскому Величеству на этой женату не бывать, но быть женату на дочерях царских или королевских». Будучи в Монастыре, он, по отзыву караульных солдат, «временно бывал постоянен и правило читал, а иногда говорил многие такие непристойные слова, что и слушать невозможно, за что и побоями страшен, но не унялся, и бывали у него такие слова почасту, едва ли не по вся дни» 2352 . В Монастыре он пробыл до 1737-го года, когда начал проявлять признаки буйства и был сослан в Печерский Монастырь Псковской епархии 2353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Если же кто долго жил только «любовью к сотворенному, – хотя не беззаконной, – и потом познал долг и потребность жить любовью к Несозданному, тот пусть терпеливо переносит ощущение скудости любви. Оно должно иметь место по порядку: когда тварная любовь должна умереть, дабы родилась любовь Божественная» (3:11). Не спасаемся мы, если не заботимся и о спасении ближних. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо говорит: Не любяй бо брата, пребывает в смерти ( 1Ин. 3,14 ). Так же прямо говорит и Московский иерарх: «Желание спасения себе не достигнет исполнения, если откажемся от желания спасения ближних. А если желаем спасения ближним, имеем нужду попещись о их мире, особенно тех из них, которые особенным устроением Божиим поручены нашему попечению» (3:64–65). Господь требует от нас не суровости подвига, а тихой любви к ближнему, понимания его, снисхождения к нему (5:9; 3:36). И Святитель напоминает слова апостола Иоанна Богослова: Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3, 18 ) (7:74). Любовь, по своему свойству, «мыслит только доброе» и потому даже в обыкновенной деятельности ближнего видит преимущественно нечто доброе и, более того, «нечто особенно доброе» (14:37). Видит и желает помочь. И вот что рассказывает Святитель: «Любовь христианина, желающая ближнему спасения, просит меня написать то, что теперь напишу. Оружейник... Батов, (...) раскольник беспоповщинской секты, для выдачи в замужество своей дочери имеет нужду в деньгах. Ему надобно помочь следующим образом. Вы (архиепископ Тверской Алексий, тогда ещё епископ Тульский и Белевский. – К. С.) найдёте благорасположенного и скромного человека, преимущественно купца, который скажет Батову: «Я узнал, что вы были прежде в довольстве, а ныне находитесь в нужде; предлагаю вам сто рублей (при сем посылаемые) взаймы или безвозвратно, как хотите». При сем не надобно упоминать ни Вашего, ни моего имени, потому что иначе Батов, ревностный поддерживатель раскола в Туле, не примет пособия... Сделайте милость, не поскучайте исполнить сие с точностью, и Господь сие малое благотворение да сделает удою для спасительного уловления блуждающего во мрежу церковную» (14:192–193). Действенно будет и обличение, если оно соединено с любовью. «Обличать лукавство, для обращения людей к искренности, надобно, только делать сие надобно с любовью; тогда только успех. Смущаясь другими, смущаем других, а не исправляем» (29:312).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Просто свободный Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя 8 апреля, 2010 Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя Он был инженером и сторожем в храме. А сейчас он «просто свободный». Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя. Под сводами одного из московских храмов Георгий КОЛОСОВ размышляет о призвании художника, о христианской жизни и о себе. «Сейчас я не фотографирую» — Георгий Мстиславович, все знают вас как фотографа, вас называют основателем современного пиктореализма, на ваши редкие мастер-классы стремятся попасть не только любители, но и профессионалы фотографии. Но при этом сегодня вы говорите: «Нет-нет, я не фотограф». Так кто же вы? — Кто я? Семь лет церковный сторож в храме Космы и Дамиана в Шубине, нынче — просто свободный, уже два с лишним года. Фотография — это предыдущие много-много лет моей жизни, начиная с 1976 года. То, что имеет отношение ко мне в наибольшей степени сегодня, это мое крещение в девяностом году, интенсивное воцерковление и последние, наверное, десять лет вот такая приходская жизнь: от Чаши до Чаши, от Причастия до Причастия. Если этого не происходит дня три-четыре, я уже не очень понимаю, зачем я здесь. — А есть ли место для фотографии? — Литургия — Небо на земле. И когда человек не просто по своим ощущениям, а в полноте сознания соединяется на каждой Литургии со всей двухтысячелетней Церковью, когда это Небо на земле воспринимает как абсолютную реальность, все остальное в жизни — семья, дом, творчество, родина — оказывается в разных степенях отдаления. Но поскольку мы волею Божией вселены в эту жизнь, поставлены на это место в этой стране и в это время, то ничего не остается, как оправдывать Его доверие и пытаться как-то соответствовать. И здесь должно быть место для всего, что может быть хоть какой-то формой служения.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

3. Поможем Ирине восстановиться после перелома позвоночника . Еще 11 лет назад у Ирины была обычная счастливая жизнь: рядом любимый муж, родители, а главное — появилась на свет дочка Вика... Но неожиданно произошел несчастный случай. Дальше всё было как во сне: больница, диагноз — компрессионно-оскольчатый перелом позвоночника — и операция. После выписки из больницы муж возил Ирину по центрам реабилитации. Но уже через год бесплатные квоты для женщины закончились, и процесс восстановления замер. Доход семьи состоял только из пенсии по инвалидности: супруг Ирины вынужден был оставить работу, чтобы ухаживать за маленькой дочкой, женой и ее пожилыми родителями. Совсем недавно благодаря помощи добрых людей Ирине всё же удалось вновь попасть на реабилитацию и впервые поверить, что она сможет вернуться к нормальной жизни! Врачи дают очень хороший прогноз. Ирина сможет полноценно ходить, гулять за руку со своей дочкой и наконец-то прийти на ее выступление в школе. Но для этого необходимо усиленно заниматься со специалистами. Стоимость предстоящей реабилитации 759 000 рублей . Семье очень нужна наша с вами помощь! Как помочь : Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends.ru/campaign/irina-skolodova, QR-koд. Фото. — С.41. Документальный фотограф Сергей Пронин. Богословы . [Публикация отмеченной на международных фотоконкурсах серии фото (12 названий) «Богословы», снятой документальным фотографом Сергеем Прониным в июле 2021 года в летнем лагере богословского факультета ПСТГУ. «Я, — пишет автор серии в своем вступительном слове, — ездил в этот лагерь каждый год как университетский фотограф, но только на шестой раз я понял, что здесь можно снять большой проект про многое: и про православную молодежь, и про богословов и богословие, про Церковь и общину, про время и, наверное, про себя самого, несмотря на то, что фотограф всегда остается за кадром». Отметив, что «назвать богословами всех насельников лагеря» своего рода «вольность художника», он отсылает читателя и зрителя к словам проповеди, произнесенной в лагере в самый последний день: «Лагерь — это непрекращающаяся литургия. Он начинается литургией, он заканчивается литургией, но литургия не заканчивается. Потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию»]//Фома. октябрь 2022. — С.42-57. — (раздел « Люди »). — Имеется биографическая справка « Сергей Пронин, фотограф » (С.44).

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

В основу «Летописца» была положена «Выписка из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр с привлечением уже частично собранной информации по древнейшей истории монастыря и его основателе прп. Антонии. Автором «Летописца» мог стать составитель одного из монастырских Синодиков 1680-х гг. Не менее интересен для исследователя и картографический материал. В настоящее время обнаружено несколько карт XVIII–XIX вв., на которых отмечен Николаевский Антониев В приложении к этой статье (см. вклейку) публикуем «Геометрической специалной план Бежецкого уезду Антоновского стану вторагокласа монастырю, называемому Николаевскому Антоньеву», составленный по результатам Генерального межевания, которое было проведено в пределах монастырских владений 7 августа 1772 Дорога к Антониеву монастырю обозначена на чертеже земель по реке Могоче 1679 Несколько особняком в ряду рассмотренного материала стоят воспоминания о монастыре. Их в настоящее время известно 2: первое оставлено неизвестным лицом в середине XIX в., опубликовано в «Московских второе – краснохолмцем, академиком Академии медицинских наук, профессором А. Л. Сохранились также немногочисленные фотографии Николаевского Антониева монастыря и его архитектурных объектов, выполненные во 2-й половине XIX – начале XX в. В настоящий момент нам известны следующие из них: 1. Панорамный вид Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Фотогравюра 80-х гг. XIX в. Фотограф: «Шерер, Набгольц и К о » 2. Вид собора во имя свт. Николая Чудотворца и [звонницы] Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 3. Общий вид выездных ворот Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 4. Общий вид на монастырь с места слияния реки Неледины и реки Могочи. Открытка. Издание В. Г. Ефимова. Около 1914 г. Фотограф неизвестен. 5. Никольский собор Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. Юго-восточный угол здания монастыря. Фото начала XX Сохранились 2 карандашных рисунка монастыря, принадлежащие археологу, историку, доктору наук М.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Закрыть itemscope itemtype="" > На 72-м году жизни скоропостижно скончался фотограф Санкт-Петербургской митрополии Юрий Петрович Костыгов 14.02.2017 1418 Время на чтение 3 минуты Сегодня, накануне двунадесятого праздника Сретения Господня, на 72-м году жизни, скоропостижно скончался фотограф Санкт-Петербургской митрополии, член Союза художников России Юрий Петрович Костыгов . РНЛ вспоминает Юрия Петровича как отзывчивого и неравнодушного человека, который всегда откликался на просьбу принять участие в том или ином мероприятии. Многие репортажи, размещенные на сайте «Русской народной линии», иллюстрировались его замечательными фотоработами (см. его авторскую страницу на РНЛ). Творчеством этого мастера православные читатели любуются уже третье десятилетие. Юрий Петрович был тружеником и скончался на рабочем месте, в Епархиальном управлении Санкт-Петербургской митрополии. О дате и времени прощания с новопреставленным рабом Божиим Георгием будет сообщено позже. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родным, близким и коллегам почившего. Это тяжелая утрата. Мы потеряли большого художника, жизнерадостного и очень доброго человека. Да упокоит Господь бессмертную душу новопреставленного раба Божия Георгия и сотворит ему вечную память! Биография: Родился 29 марта 1945 года. Окончил Высшее художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной. Более полувека Ю.П.Костыгов занимался фотографией. Его деятельность на ниве духовного просвещения началась еще при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Алексии, впоследствии Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, а в 1990-е годы он получил благословение владыки Иоанна (Снычева) на съемку церковных служб, став фотографом Санкт-Петербургской епархии. Персональные фотовыставки Ю.П. Костыгова проводились в России, Германии, Америке, Сербии, Венгрии. Он являлся постоянным участником ежегодной выставки «Русь православная» в Санкт-Петербурге. Работы Юрия Петровича Костыгова публикуются в разных изданиях Санкт-Петербурга и России, выходили и его персональные альбомы, а многие фотографии мастера за эти годы стали «визитной карточкой» Православной России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/14/na...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010