1836 г. было принято решение о закрытии общественной моленной на том основании, что, согласно недавно вышедшему Высочайшему повелению, сообщенному министром внутренних дел московским властям в отношении от 24 марта 1836 г., «завещания в пользу раскольнических заведений не должны иметь силы пред судом гражданским» (т. е. завещание В. Емельянова и В. Ф. Монина 1797 г. в пользу общины признавалось недействительным; домовладение и постройки надлежало передать наследникам В. Ф. Монина, к 30-м гг. XIX в. отошедшим от старообрядчества). На заседании комитета 15 февр. 1837 г. было заслушано отношение министра внутренних дел к московскому военному генерал-губернатору от 10 янв. 1837 г., в к-ром излагалось Высочайшее повеление об упразднении моленной. При закрытии М. м. полиция позволила прихожанам забрать иконы и утварь. Большая часть утвари была перенесена в домашнюю моленную попечителя купца Н. М. Гусарева в 6-м квартале Лефортовской части, значительное количество образов переместили в моленную И. В. Анисимова на Генеральной ул. Позже они перешли к новому хозяину домовладения А. Е. Сорокину, с закрытием старообрядческого храма ок. 1848 г. попали в его коллекцию, в составе которой были приобретены Киевской Духовной Академией для существовавшего при ней церковно-археологического музея. Лишившись общего большого храма, москвичи, последователи поморского согласия, были вынуждены разойтись по мн. домашним моленным (Гусарева, Зенкова, Е. С. Морозова (см. в ст. Морозовы ), П. Ф. Беляевой, Любушкиных и др.), однако верность принципиальным позициям поморского согласия и основы, заложенные учредителями М. м., позволили московской поморской общине сохраниться как единому целому, возродиться в нач. XX в. и одной из первых в Москве выстроить 2 больших храма: 1-я Московская община старообрядцев поморского законнобрачного согласия была зарегистрирована в 1906 г., имела храм в Б. Переведенском (ныне Переведеновский) пер., 29 (перестроен архит. И. Е. Бондаренко в 1908), 2-я Московская община поморского брачного согласия была зарегистрирована в 1907 г., построенный ею в 1908 г. храм (архит. Бондаренко; Токмаков пер., 17) - памятник московского модерна. Лит.: Вишняков А. Г. Старообрядческие Покровская молельня и филипповская часовня в Москве. СПб., 1865; Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом пер.: К 100-летию освящения поморского храма в честь Воскресения Христова и Покрова Пресв. Богородицы в Токмаковом пер. М., 2008; она же. Старообрядчество: История и культура. М., 2016. С. 273-319, 666-673. Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия

http://pravenc.ru/text/2564118.html

В связи с невозможностью иметь собственные учебные заведения и получать образование в государственных, наиболее распространенной формой образования в старообрядческой среде становится начетничество. «Под старообрядческим начетничеством следует понимать основательное, порой дословное знание апологетической литературы, в первую очередь, традиционной дониконовской книжности, свободное цитирование по обсуждаемым вопросам. И это неслучайно. Книжное слово являлось высшим авторитетом, и цитата – важнейшим аргументом в любых спорах» 56 . Старообрядческие начетчики в большинстве своем были людьми, не получившими какого-либо систематического образования, но по природной способности и любознательности путем самообразования овладевшие книжностью, навыками устного и письменного слова. Хотя начетчики существовали с самого начала церковного раскола (выдающимися начетчиками были протопоп Аввакум, диакон Феодор, священник Никита Добрынин, братья Андрей и Симеон Денисовы, Феодосий Васильев), в полной мере их роль была осознана и осуществлена в начале XX века после выхода Манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 г., когда появилась возможность встреч с миссионерами синодальной церкви. В конце XIX – начале XX вв. на защиту старой веры выступает целая плеяда старообрядческих начетчиков – Д.В. Батов, A.A. Надеждин, Л.Ф. Пичугин, Ф.Д. Пермяков, Т.С. Тулупов, Т.А. Худошин, Ф.Е Мельников, Д.С. Варакин и другие. Следующим шагом правительства после Манифеста 1905 г. стала публикация 6 февраля 1907 г. Высочайше учрежденного положения Совета Министров о разрешении старообрядческим духовным лицам преподавать Закон Божий в общих и частных учебных заведениях. Старообрядцы были также допущены в юнкерские и военные училища с правом получать офицерское звание. После провозглашения в России свободы вероисповедания одной из насущнейших задач становится организация старообрядческих учебных заведений. Если до Манифеста в России действовали лишь три официально разрешенные старообрядческие школы (в Риге при Гребенщиковской общине – работала с 1818 по 1832 г., вновь открылась в 1883 г.; в деревне Ионово Богородского уезда Московской губернии – открыта в 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Галишовой Курганского у. Тобольской губ. Ф. А. Плотников (ок. 1770 - после 1840), к-рый, прожив 25 дней в Москве для изучения законности старообрядческих браков, привез оттуда «Чин брачного молитвословия». Благодаря Плотникову порядок сводить браки «сами собою» в «простом доме» посредством выбранных попечителей быстро распространился по всему Уралу. Дело Плотникова продолжил его сын Гавриил, как и отец, путешествовавший по Ялуторовскому у. с проповедью бессвященнословного брака. Др. видным деятелем старообрядчества XIX в. на Урале являлся С. К. Тельминов, основавший в 1825 г. в г. Златоусте поморскую общину. В 1840-1882 гг. ее возглавлял Т. В. Байдосов , благодаря активной деятельности к-рого в 50-х гг. XIX в. часть поморских общин Юж. Урала и Зауралья признала практику заключения бессвященнословных браков законной. В сер. XIX в. состоялись соборы поморцев в Златоусте и с. Гагарье Таловской вол., принявшие решения допустить браки, однако мн. общины с этим не согласились и выделились в сообщество неприемлющих браки. Углублению полемики по вопросу о браках способствовал собор поморцев, состоявшийся 29 июня 1875 г. в дер. Озерки Челябинского у. Оренбургской губ. (ныне в Юргамышском р-не Курганской обл.), в к-ром участвовало 95 чел. Собор постановил федосеевцев, филипповцев и поморцев, не принимающих бессвященнословные браки, считать еретиками 1-го чина и принимать в общение через перекрещивание. Златоустовские поморцы составили «Вопросы Озерскому собору», в к-рых говорилось о том, что мн. учители старообрядчества не признавали браки. Неправоту решений собора доказывал также видный поморский наставник Д. В. Батов . Московский собор 1883 г. объявил еретиками 1-го чина поморцев-брачников, а на Урале состоялся ряд соборов, объявивших бессвященнословные браки незаконными: Галишовский (1886), Гилёвский (1898), Малочаусовский (1898), Обуховский (1899). Центром брачных поморцев в XIX в. оставалась Москва. Весьма влиятельной в 1-й пол. XIX в. была московская Монинская община, куда переходило немалое число зажиточных прихожан Преображенского кладбища, привлеченных возможностью заключения брака.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Филолог Антонина Грек, которая стала прихожанкой о. Георгия, первоначально заинтересовавшись его публикациями в «Русской мысли», сравнила тексты священника и его живые проповеди. По словам исследовательницы, главная особенность текстов о. Георгия – их «абсолютная диалогичность, обращение к каждому конкретному человеку». «Как ученый, я часто была оппонентом о. Георгия, но нельзя не признать его огромного труда по вспахиванию сознания, по построению диалога в нашей Церкви», -- сказала выступавшая. Искусствовед Ирина Языкова много лет сотрудничала с о. Георгием на радио «София». Главной нитью ее воспоминаний стало то, что о. Георгий «разрушил стереотипы, раздвинул границы понимания того, что такое священник на радио». Его передачи не сводились к назиданию, к раздаче готовых ответов, не были «вещанием сверху вниз». Он щедро делился с самыми разными слушателями своей эрудицией, размышлениями из области богословия, истории, литературы, поэзии, музыки и более широко – «евхаристическим отношением к жизни». Открытость же его «обезоруживала тех, кто звонил в эфир с подвохами». О том, какое впечатление производила манера чтения лекций по Новому Завету о. Георгием, о миссионерском посыле этих лекций рассказал один из первых его слушателей – священник Олег Батов. Как следовало из слов о. Олега, на его решение принять священный сан во многом повлияло общение с о. Георгием. Публицист, редактор журнала «Истина и жизнь» Алла Калмыкова вспомнила об обстоятельствах совместной работы над публикацией новозаветных лекций о. Георгия в журнале, охарактеризовала «уникальность» филологического метода его комментариев Священного Писания. Кроме того, она размышляла над основными чертами пастырского богословия о. Георгия, а также над тем, что было названо ею «богословием боли» (речь шла о служении  о. Георгия в Республиканской детской клинической больнице). Коллега о. Георгия по работе в Правлении Российского библейского общества (РБО), потомственный протестант Сергей Попов воспринимает о. Георгия как «человека Божия», причем «жизнерадостного не по-русски». Говоря о том, что о. Георгий был «экуменистом в лучшем смысле этого слова», С Попов упомянул, что сам он использует проповеди о. Георгия на протестантском богослужении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Батановы : Поздняк [см. Позняк] Григорьевич, 1543 г., Владимир; Андрей Батанов, царский дьяк, 1566 г. Батан, батьян – черногуз, аист Баташ, Баташевы : Батат Васильевич Шеин-Морозов [сл. Шея, Мороз], первая половина XV в.; кн. Семен Дмитриевич Баташ Приимков-Ростовский [см. Приимок], начало XVI в.; Савва и Осип Баташевы, подьячие, 1670 г., Москва; Максим Баташев, помещик, 1578 г., Арзамас [см. Адаш, Огонь] Батенин Дямцу, посадский человек, 1626 г., Вязьма Батман Феогност, старец Ферапонтова монастыря, 1502 г.; Тимофей Батманов, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Батман – у народов Востока мера веса сыпучих тел Батов Федор, крестьянин, 1490 г., Новгород Батоног, Батоногов : Павлик Батоног, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Кузьма Батоногов, посадский человек, 1582 г., Великий Новгород Батошка Михаил Петров, 1586 г., новгородец Батрак, Батраковы ( Баграковы ): Андрей Иванович Батрак Вельяминов, 1545 г.; Угрим Баграков, 1519 г. 20 ; его сын Федор Угримов-Батраков [см. Угрим], дворцовый дьяк, 1550 г. Батуй Иван Никитич Колычев [см. Колыч] Батура, Батурины : Батура, крестьянин, 1498 г., Новгород; Иван Александрович Батурин, середина XVI в., Рязань; Батурины, XVI в. и позже, Рязань [см. Волокита, Злосчастье] Батура – вышка, сторожевая башня; батур, батырь– богатырь Батута (Ватута? – С. В.), крестьянин, 1539 г., Новгород Батый , холоп, середина XV в., Переяславль Батюш и Батюшев Якунька, бортники, 1608 г., Нижний Новгород Батюшко, Батюшковы : Иван Батюшко, вотчинник, первая четверть XV в., Нерехотская волость, Кострома Ср. в XVI в. в верховьях р. Яхромы имение Батюшково Баулко ( Баул ), Баулины : Баулко, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Баулин, холоп, 1603 г., Новгород Баул – сундук, короб Бауш : Никифор Михайлович Бауш Аксаков-Вельяминов [см. Аксак], 1574–1620 гг.; Бауш Афанасьевич Маракушев [см. Маракушев], стрелецкий голова, 1614 г., Углич; Баушев Якунька, крестьянин, 1627 г., Белев Бахарь, Бахаревы : Григорий Бахарь, 1564 г., Новгород; Феофан Бахарев, крестьянин, 1495 г., Новгород; Неупокой [см. Неупокой] Андреевич Бахорев, 1551 г., Суздаль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– А в Швейцарии кто-то из священников стал вам так же близок? – Дружеские отношения у меня сложились со всеми священнослужителями. Владыка Серафим, кроме всего прочего, успел перед смертью основать монастырь в Домпьере . Это французская деревушка в двух часах езды от Цюриха – по швейцарским меркам очень далеко. Нечасто удавалось туда вырваться, но по возможности приезжал. Там служит архимандрит Мартин (де Кафлиш). Он швейцарец, сын старо-католического священника, дружившего с владыкой Серафимом и перешедшего в православие. Кроме него, там живет его сестра, монахиня Оттилия, и монах Силуан из Германии. Замечательное место и люди замечательные! (О нем как-то прекрасно рассказала Мария) – Вы знали, что предстоит возвращаться в Россию? Наверное, тяжело было после 10 лет жизни в стабильном обществе вновь окунуться в нашу действительность? – Возвращение не стало для меня полной неожиданностью. В ОВЦС нет определенного срока командировки, но мы говорили о возвращении с архиепископом Иннокентием, тогда правящим архиереем Корсунской епархии. Все связи оставались в России, в 2008 году у нас родился сын. Возможности дать русское образование в Цюрихе есть, но мы сомневались, что хотим видеть его русским швейцарцем. Да и не в нашей власти было остаться на всю жизнь в Швейцарии. Как-то приезжал в Цюрих корреспондент, спросил меня о планах, и я ответил, что мои планы – служить там, где поставит Господь. Вернувшись в Россию, я попросился в родной приход, и мое прошение удовлетворили. В 2010 году, когда мы вернулись, СМИ утверждали, что и у нас стабильность, и она проглядывалась. Турбулентности начались недавно. Кроме того, мы же не безвылазно жили в Швейцарии, а раз или два в год приезжали сюда, всё время общались с друзьями, поэтому не чувствовали себя оторванными. А культурный шок бывает при любом переезде, но он быстро проходит. Прежде всего, первое время бросалась в глаза неухоженность, неубранность. Например, у нас в подъезде стоит корзина для бумаг, куда люди выбрасывают ненужную рекламу из ящиков. Всегда хотя бы несколько листочков валяется рядом с ней. Мой сын с самого приезда и до сих пор поднимает их и бросает в корзину.

http://pravmir.ru/svyashhennik-oleg-bato...

После этого крестный ход, в том числе и участники акции " Под звездой Богородицы " , проследовали на центральную городскую площадь к памятнику священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений на Церковь. 15 марта 1922 года, во время так называемого " изъятия церковных ценностей " , тысячи жителей города вышли на эту площадь, чтобы защитить от разграбления безбожной властью родной Воскресенский собор. Прибывшие сюда красноармейцы открыли по народу, в том числе по женщинам и детям, огонь из пулеметов. Со стороны верующих пострадало 22 человека, из них четверо было убито и еще 10 человек получили тяжелые ранения. Уже на четвертый день после шуйских событий лидер большевиков Ульянов-Ленин обратился к своим соратникам с секретным письмом, в которой требовал начать самый беспощадный террор по отношению к Церкви и лучшим представителям русского народа. " Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше " , - писал он. 10 мая 1922 года в Иваново-Вознесенске были расстреляны арестованные после шуйской трагедии протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский, мирянин Петр Языков. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви они, вместе с убитыми 15 марта 1922 года при защите святынь Воскресенского собора Николаем Малковым, Авксентием Калашниковым, Сергием Мефодиевым и девицей Анастасией, были причислены к лику святых. 17 октября 2007 года на площади перед Воскресенским собором был торжественно открыт памятник мученикам за веру. У этого памятника епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом и участниками крестного хода был совершен краткий молебен. Затем все они вернулись в Воскресенский собор. Следует отметить, что крестный ход 24 мая проходил в Шуе практически под непрерывным дождем, однако это не омрачило праздничного, умилительного настроя крестоходцев. В крестном ходе приняли участие главный федеральный инспектор в Ивановской области В.В.Можжухин, глава города Шуя А.А.Маслов, начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Т.Б.Котлова, начальник Департамента образования Ивановской области А.С.Кузьмичев, исполняющий обязанности начальника Департамента общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области А.Ю.Батов, другие представители государственной власти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

5) Итак, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «Сколько ты должен господину моему?» 6) А он сказал: «Сто батов елея». И сказал ему: «Возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят». 7) Потом другому сказал: «А ты сколько должен?» Он сказал: «Сто коров пшеницы». Он сказал ему: «Возьми расписку твою и напиши: восемьдесят». 8) И похвалил господин домоправителя неправедного, что мудро поступил; ибо сыны века сего мудрее сынов света в своем роде. 9) И Я говорю вам: сотворите себе друзей мамоной неправедной, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 10) Верный в малом и во многом верен, а неправедный в малом неправеден и во многом. 11) Итак, если вы в неправедной мамоне не были верны, кто доверит вам то, что истинно? 12) И если в чужом не были верны, ваше кто даст вам? 13) Никакой раб не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и мамоне». 14) Слышали же все это фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15) Он сказал им: «Вы оправдываете себя пред людьми, Бог же ведает сердца ваши, ибо что высоко у людей, мерзость – пред Богом. 16) Закон и пророки – вплоть до Иоанна; с того времени Царствие Божие благовествуется, и всякий к нему применяет понуждение. 17) Легче же небу и земле прейти, нежели одной черте из закона пасть. 18) Всякий, отпускающий жену свою и приводящий другую, прелюбодействует, и кто на отпущенной мужем женится, прелюбодействует. 19) Был некоторый человек богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пировал блистательно. 20) И был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его, весь в нарывах, 21) и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и никто ему не давал, но и псы приходили и лизали нарывы его. 22) Стало же, что умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер же и богач, и похоронили его в аду. 23) Он, возведя очи свои, когда был в муках, увидел Авраама вдали, и Лазаря на лоне его; 24) и он, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Помилуй меня и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, чтобы прохладить язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

— Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать его культ, что этому человеку трудно наследовать? Ведь он не создал “школы” — не дал определенного набора приемов, не создал сколько-нибудь самостоятельной богословской традиции. Даже тексты, написанные им, — только популяризация, они не содержат чего-то нового… — И все-таки ему наследуют. Если остался буквальный отпрыск отца Александра, это американский священник Мейерсон. Без меневской харизматичности, но с добротой и с чертами свойственной отцу Александру какой-то томистской уравновешенности. И здесь его преемники — отец Александр Борисов, отец Владимир Лапшин и отец Георгий Чистяков. Они тоже очень разные. Отец Александр Борисов, человек редкой кротости, исключительно мирный, скромный, тихий и смелый. Говорю “смелый”, потому что это единственный человек из виденных мной, кто после обыска больше заботился о близких, чем о себе. Во имя прихода Борисов сознательно самоустранился из общественной сферы, растворился, самоумалился. У Лапшина совершенно другая харизма, но он занимает примерно ту же позицию — и, кстати, снискал славу очень сурового духовника. В свою очередь, сам отец Владимир воспитал трех алтарников, их рукоположили. И они тоже совершенно разные — ученый и вполне традиционный отец Георгий в Ирландии, кротчайший, почти юродивый Олег Батов в Цюрихе и очень современный, очень живой отец Виктор Клещев в подмосковной Электростали. Так что “школы” отец Александр не создал, зато создал живую связь, кровную преемственность… — Об отце Александре говорят: дескать, служить не умел, эстетику православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной библеизм и проповедь про Христа и про Бога — и все. — Отец Александр бил в яблочко: он почитал Страстной Четверг. И доводил до сведения тех, кто хочет это узнать, что такое евхаристический канон и причастие. Он как бы всегда присутствовал на Тайной вечери сам. Если кто хотел присутствовать с ним, — пожалуйста, он не мешал. Если кто-то хотел воспринимать это как магию, — тоже не мешал. А литургию и правда служил не очень эффектно: бубнил, бегал, пока “Верую!” читали, исповедовал быстренько. И если в чем и проявлялась его нетрадиционность, так только в этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Слово же, помещенное в Соборнике, также было издано на западе Ником в 1557 году. См. у Невоструева, стр. 14–16. 451 Беспоповщинский учитель Батов из Тулы, возражая против «Воззвания» инока Павла, приводил слова пророка: возсияет во днех его правда и множество мира Дóндеже отнимется луна, и спрашивал: «что под словом отнятия луны разуметь должно» (вопр. пятый). Отец Павел привел несколько толкований, где поясняется, что отнятие луны знаменует мира скончание, егда солнце померкнет и луна не даст света своего (Собр. его сочин. ч. 2, стр. 102). Инок Иоасаф приводил следующее толкование якобы св. Златоуста слов евангельских: во время кончины солнце угаснет и луна не даст света своего, и звезды с небесе спадут, и тогда бегство ваше да не будет в зиме. «Послушай добрый послушниче, что рече евангелист: солнце померкнет? Солнце у нас, Христово имя, не будет право славитися. Луна бо не даст света своего: луна второе светило церковь Божия. На небеси бо солнце и луна, у нас же Христос и церковь; сии бо два светила померкнут. Звезды же спадут с небеси – именует святителя, и священницы и диаконы, и все учительные люди: то бо суть звезды в мире, отпадут от истины, и не будет в жертвенницех истинного приношения и пения и учения праваго». Указывается беседа евангельская от Луки, гл. 54. Нетрудно было справиться с подлинными беседами св. Златоуста, и обличить вымысел, что о. Павел и сделал, заметив, что этого места нигде в творениях св. Златоуста не находится (ч. 2, стр. 150–151). 458 Наша беседа о вечности свящества, см. в Сборнике бесед и других сочинений. Казань. 1877 г. стр. 126–128. 461 Письмо из Вольска, рук. нашей библ. л. 2. С этими свидетельствами мы познакомимся более в главе о браке. 488 Все означенные свидетельства приводятся в книге о сокрытии церковных пастырей, гл. 2, л. 9–11. 489 Некто Зыков, известный по своим беседам с арх. Павлом и саратовскими миссионерами и бывший одно время предметом удивления некоторых частных корреспондентов по поводу его начитанности и сильных возражений, на самом же деле, – происходившего от неверной передачи его бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010