45 В настоящее время город находится на территории Ирака. 46 D. Miller. Translator " s Introduction. P. LXIX—LXX. 47 J. — B. Assemani. Bibliotheca Orientalis III, 1. Roma, 1719. P. 174. 48 P. Sbath. Traites religieux, philosophiques, et moraux, extraits des oeuvres d " Isaac de Ninive par Ibn As–salt. Cairo, 1934. P. 54–55 (109). 49 См. P. Bettiolo. Introduzione. — Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. Bose, 1985. P. 18. Эта гора находится на севере Хузистана. У ее подножия расположен город Шуштар. 50 A. Mingana. Woodbroke Studies. T. VII. Cambridge, 1934. P. 268. 51 J. — B. Assemani. Bibliotheca Orientalis. T. III, 1. P. 174. 52 J. — B. Chabot. De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. Paris, 1892. P. VII. 53 Так, во всяком случае, полагает издатель памятника Л. Абрамовски: The Nestorian Collection of Christological Texts. Cambridge University Library Ms. Oriental 1319. Edited and translated by L. Abramowski and A. E. Goodman. Vol. II: Introduction, Translation, Indexes. Cambridge, 1972. P. XVIII. 54 The Nestorian Collection of Christological Texts. Cambridge University Library Ms. Oriental 1319. Edited and translated by L. Abramowski and A. E. Goodman. Vol. I: Syriac Text. Cambridge, 1972. P. 69—70. 55 The Nestorian Collection of Christological Texts. Vol. I: Syriac Text. P. 105. 56 The Nestorian Collection of Christological Texts. Vol. II: Introduction, Translation, Indexes. P. XXXII. 57 См. A. R. Vine. The Nestorian Churches. P. 112—120. 58 О миссии сирийских христиан в Китае см., в частности: J. Foster. The Church of the T " ang Dynasty. New York, 1939; P. Y. Saeki. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 1937. См. также: История Мар Яблахи III и Раббан Саумы. Исследование, перевод с сирийского и примечания Н. В. Пигулевской. М., 1958. 59 A. R. Vine. The Nestorian Churches. P. 167—168. 60 Н. Муравьев. Сиро–халдейская Церковь. — ЖМП 4, 1956. С. 68. 61 Н. Муравьев. Сиро–халдейская Церковь. С. 69. Ср.: А. А. Спасский. Сиро–халдейские несториане. — Богословский вестник 1898. С. 231.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Католические миссии в XIII-XVIII вв. В XIII в. монгольское нашествие и распространение легенды об Иоанне пресвитере , мифическом христ. царе на Востоке, к-рый мог бы стать союзником европ. христиан в борьбе с мусульманами, способствовали проникновению католич. миссионеров в И. Инициатива в организации католич. миссий исходила гл. обр. от Римских пап. В политике на Востоке они использовали представителей нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев поначалу как послов, а с XIV в. как постоянных представителей католич. Церкви - иерархов восточных диоцезов. Несколько посольств к монголам и в Сирию направил папа Римский Иннокентий IV (1243-1254). Доминиканец Андрей из Лонжюмо встретился близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с призывом признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон выразил согласие признать власть Римского папы, призвав его примириться с императором. В нач. или сер. 80-х гг. XIII в. при дворе Хулагуидов находился францисканский миссионер Иоанн из Монтекорвино . Ильхан Абага (1265-1282), женатый на Марии Деспине, незаконнорожденной дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и ильхан Аргун (1284-1291) покровительствовали христианству на территории своего гос-ва. Ильхан Аргун рассматривал возможность заключить военный союз с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и в Сирии против мамлюков. С этой целью в Европу были направлены миссия Раббана Саумы (1287-1288), к-рую активно поддержал несторианский католикос-патриарх Церкви Востока Мар Ябаллаха III, и 2 посольства (в 1289-1292 и в 1301-1303) генуэзца Бускарелло де Гизольфи, состоявшего на службе при дворе ильханов. Впосл. Иоанн из Монтекорвино способствовал координации усилий доминиканских и францисканских проповедников в И. (письмо от 13 февр. 1306). Папа Римский Климент V буллой «Rex Regum» (от 23 июля 1307) объединил земли Хулагуидов под юрисдикцией архиепископа Ханбалыкского (Пекинского), которым он назначил Иоанна из Монтекорвино.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV . К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.

http://pravenc.ru/text/471240.html

532 . Перевод Ручной Книги законов, или так называемого Шестикнижия, собранного отовсюду и сокращенного достопочтенным номофилаком и судьей в Фессалонике, Константином Арменопулом. – СПб., 1851. – IX, 605 с. 533 . Пигулевская Н. В. Дивная речь в сирийских средневековых хрониках//Сборник в честь академика Н. И. Конрада. – М., 1967. – С. 321–324. 534 . Пигулевская Н. В. Законы химьяритов//ВВ. – 1950. – Т. 3. – С. 51–61. 535 . Пигулевская Н. В. Из хроники Дионисия Телльмахрского//Ближний Восток. Византия. Славяне: Сб. – Л., 1976. – С. 117–130. 536 . Пигулевская Н. В. Имя «Русь» в сирийском источнике VI в. н. э.//Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. – М., 1958. – С. 42–48. 537 . Пигулевская Н. В. История мар Яблахи III и раббан Саумы. Исследование, пер. с сирийского и прим. Н. В. Пигулевской. – М., 1958. 538 . Пигулевская Н. В. К вопросу о «письменных» народах древности//Древний мир. Сб. статей акад. В. В. Струве. – М.; Л., 1962. – С. 336–339. 539 . Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V-VI вв.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник/ТИВ. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – Т 31. – 176 с. 540 . Пигулевская Н. В. Первоисточники истории кушито-химьяритских войн. К истории торговли и дипломатии Византии на Востоке//ВВ. – 1949. – Т 2 (27). – С. 74–93. 541 . Пигулевская Н. В. Сирийская легенда об Александре Македонском//Палестинский сборник. – 1958. – Вып. 3 (66). – С. 75–79. 542 . Пигулевская Н. В. Сирийская хроника Дионисия Телльмахрского//Ближний Восток. Византия. Славяне. Сб. – Л., 1976. – С. 117–130. 543 . Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР/ТИВ. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – Т. 41. – 172 с. [пер. «Истории» Иоанна Эфесского и «Хроники» Захария Митиленского [Ритора]. 544 . Пигулевская Н. В. Эдесская хроника//Палестинский сборник. – 1954. – Вып. 4. – С. 79–96. 545 . Письма и учет делового Константинополя. – М.: Наука, 1987. – 326 с. 546 . Письма Св. Василия Великого //Христианское чтение. – СПб., 1866. – Ч. 1. – С. 3–38 (к гл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, каждая секта и религиозная организация, не будучи Церковью, имеет, как им кажется, монополию на истинное знание о Христе и Его Отце, таким образом, являет нам образ «Христа», которого не было, и несут нам «благовествование», которое не имеет отношения к святому Евангелию. Сказано: «Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны [к тому] (то есть беспечны, что разрешили таким учить в Церкви. – О.С.)» ( 2Кор.11:4 ); и еще: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» ( 2Ин.1:10 ). Дом христианина, в понимании апостола Павла, – это «домашняя церковь ». То есть такие движения и можно называть антихристовыми, которые пытаются проникнуть в наши дома и наши общины. Сказано: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ). – Если апостол Иоанн Богослов во второй половине I века мог сказать такие слова, то можно только догадываться, сколько лжехристов и лжепророков было почти за две тысячи лет христианской истории! Они были не только в христианстве, но и в иудаизме. Некоторых из них синагога признавала на самом высоком уровне. Достаточно вспомнить восстание Бар-Кохбы, начатое в 118-м году от Р.Х. «Еврейская энциклопедия» сообщает: «Должно быть, во время войны, когда Бар-Кохба уже совершил чудеса геройства, рабби Акиба (авторитетнейший член иудейского синедриона. – О.С.) сказал о нем: “Вот царь Мессия”. Но заносчивый Бар-Кохба имел дерзость – так продолжает предание – обратиться к Богу с следующими словами: “Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи”… Война кончилась, и Бар-Кохба нашел смерть на стенах Бетара. Палестина подверглась неописуемым бедствиям. Страна превратилась в пустыню; евреи умерщвлялись массами. Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражений погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий. Падение без явной внешней причины Соломоновой колонны в Иерусалиме должно было показаться евреям зловещим предзнаменованием» 385 . Таких лжехристов было за историю еврейского народа более чем достаточно: это и Менахем бен Иуда, вдохновивший массовое самоубийство в крепости Масада, это и Менахем бен Хизкия, называвший себя «утешителем» 386 . В Талмуде имеются вычисления в трактатах «Сангедрин», 98 и «Авода Зара», 9б, где датами пришествия Мессии лжепророки называли приблизительно 440-й или 472-й гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

И в Новом Завете выражение «сын Божий» часто относится не к Единородному от Отца, а к людям, усыновленным Богу по благодати. Например: Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ), или у Луки о сподобившихся воскресения из мертвых: ибо они равны ангелам и суть сыны Божии ( Лк. 20:36 ). Подлинно возвышенным, небесным, эсхатологическим смыслом было наполнено другое семитское выражение: (Бар Энаш) – Сын Человеческий. Как ни парадоксально для нас сейчас, но арамейское Бар Энаш или Сын Человеческий, – это гораздо выше и больше, чем Сын Божий. Сын Человеческий – это образ Мессии, грядущего совершить суд над народами и всем миром. При этом речь не идет о человеческой или Божественной природе Мессии. В этом плане вопрос у пророков вообще не ставится. Нельзя, конечно, отрицать, что выражение Сын Человеческий (Бар Энаш) позволяет думать о том, что он будет человеком. Но подчеркивается пророками как раз не то, что он будет человеком (об этом и речи не было, это было очевидно), а то, что он некий высший, неземной, даже небесный человек. Такое представление пророков о Сыне Человеческом не противоречит ни христианскому учению о Мессии-Христе, как об истинном человеке, ни учению о Его Божественной природе. Образ Сына Человеческого раскрыт в ветхозаветных апокалипсисах Даниила, Ездры и Еноха. 9.1. Пророчество Даниила о Сыне Человеческом В первый год Валтасара, царя Вавилонского, пророку Даниилу в пророческих видениях были явлены грядущие судьбы мира. Пророк видит последовательную смену четырех царств в виде четырех зверей: льва, медведя, барса и четвертого зверя страшного и ужасного: Видел я (Даниил) в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «стань, ешь мяса много!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом соединении воедино, в одну личность страждущего Раба Ягве (Эвед Ягве) и славного на небесах Сына Человеческого (Бар Энаш) тайна и благовестие Нового Завета! Что было как будто разведено в разные стороны пророчествами, то соединилось в Евангелии, в Радостной Вести. Эллины осмыслят эту тайну и это благовестие, как Боговоплощение, возвестив об этом всему миру в Халкидонском догмате – одна ипостась и два естества. По Новому Завету встает еще один интересный вопрос – о возвещенном в ветхозаветных Апокалипсисах Сыне Человеческом многократно говорится евангелистами, говорит Сам Христос. А что говорится в Апостольских Посланиях? И вот оказывается, что словосочетания Сын Человеческий у апостолов нет вообще! Ни разу они таким образом не называют Христа. Почему? Едва ли можно найти другой ответ, как тот, что иудейско-семитское понятие Сына Человеческого совершенно отсутствовало в эллинизированном языческом мире. Апостолы писали христианам Римской эйкумены (вселенной) и во многом сделали первый шаг, отходя от понятий семитских, иудейских к понятиям эллинистическим; во главе с Павлом они становились эллинами для эллинов, начиная возвещать евангельские истины уже не в понятиях Танаха, а в понятиях, терминах и образах эллинской культуры. На арамейском языке Бар Энаш (Сын Человеческий) означает просто «человек». В Апокалипсисах в это словосочетание вкладывается тот высокий смысл, о котором нами уже достаточно было сказано. Для эллинов апостол Павел находит подобное понятие – «Человек» (Адам), человек вообще, человек в глубинном богословском и философском понимании. Благовестив о сыне Человеческом апостол Павел облекает в учение о втором, последнем, или даже небесном, Адаме-человеке. Вот текст из апостола Павла: Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:63–64 ). Эти слова Иисуса очень перекликаются с образами видения Даниила и, особенно, с Эфиопской книгой Еноха. Сила у Иисуса – явно Ветхий днями Даниила, а Сын Человеческий (Бар Энаш), как и у пророков, грядет с ангелами, с облаками, или воинствами небесными. Вот этих слов Назарянина было достаточно для обвинения осуждения Его в богохульстве. Услышав это, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует... вот теперь вы слышали богохульство Его. Свидетели больше не нужны, общее решение синедриона: повинен смерти! В чем богохульство Назарянина? Убогий странник с последовавшими Ему галилейскими рыбаками объявляет, что Он и есть тот загадочный Сын Человеческий в обиталищах небесных, Который придет в свое время на облаках небесных во славе судить мир. Так понимали иудеи, с таким пониманием и распяли Иисуса Христа. Однако в образе и словах Иисуса из Назарета происходит еще нечто необычное и как бы неожиданное даже для самих ветхозаветных пророчеств. В Иисусе парадоксально соединяются в один образ и одну личность Небесный Человек и Судья – Сын Человеческий (Бар Энаш), и смиренный и презренный Раб Ягве (Эвед Ягве)! У самих пророков эти два образа едва ли пересекаются, речь, как правило, идет или об одном, или о другом. И не без оснований в те времена мог возникнуть вопрос: А один ли и тот же Сын Человеческий и Раб Ягве? Иудеи, имея Писание, так не думали и не думают сейчас. 89 И вдруг Иисус говорит как будто несуразное: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). А другой раз Тот, Кто должен был прийти с облаками небесными, говорит: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). Имеющий прийти во славе Сын Человеческий рабски склонился пред людьми и унизился ниже лисиц и птиц. Трижды Иисус, беседуя с учениками, предупреждал их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену... и быть убиту ( Мк. 8:31 ). А это даже не отсутствие нор и гнезд! Это – быть убиту! Но Иисус говорил и о воскресении, и о том, что кто постыдится Его и слов Его, постыдится того, что участь Его – участь страждущего Раба Ягве, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами ( Мк. 8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еврейская и христианская традиции отождествляют этот источник с тем «Евфратом», рядом с которым пророк Иеремия спрятал свой льняной пояс: «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен». (Иер., 13:1-7). Множество расселин скал, где Иеремия мог бы спрятать свой пояс, и поныне видно в округе ключа. Прямо над источником, в скальном утесе с южной стороны ущелья имеется рукотворная пещера, которая, согласно Патриху, вместе с несколькими менее крупными пещерами была высечена в скале для военных нужд за два с лишним века до Харитона, во время Иудейской войны 66-71 гг., и, по-видимому, служила полевым штабом повстанцев восточной части удела Вениаминова и тогда, и впоследствии – во время Великого восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. По предположению Патриха, именно об этом урочище говорит Иосиф Флавий, описывая деятельность Симона Бар-Гиоры (казнен в 70 или 71 г.) в период, предшествовавший Иудейской войне: «...в одной ложбине, называющейся Фараном, он устроил много пещер, кроме еще тех, которые нашел здесь готовыми, и превратил их в казнохранилища и магазины [склады. – С.] для помещения добычи; в них он хранил награбленный хлеб, в них также помещалась значительная часть его шайки» (Иудейская война, IV, 9:4). (В некоторых списках вместо «Фаран» указывается «Феретай», под каковым названием, как предполагается, скрывается древнее и современное «Прат».) После завершения, как сказали бы сегодня, нескольких витков эскалации напряженности на Ближнем Востоке, в окрестностях пещеры не осталось ни еврейских инсургентов, ни евреев вообще, и пещера, ко времени путешествия Харитона, была облюбована греко-сирийскими разбойниками, «шалившими» на двух указанных дорогах в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010