Глава 4 1–3. Иго хананеев. 5–10. Девора и Варак как освободители Израиля. 11–16. Свержение хананейского ига. 17–22. Смерть Сисары от руки Иаили. 23–24. Заключение. Суд.4:1 .  Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. Суд.4:2 .  И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. Суд.4:3 .  И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет. По смерти Аода израильтяне за свои злые дела были преданы под власть Ханаанского царя Иавина, который угнетал их в течение двадцати лет. Резиденцией Иавина был город Хацор, лежавший в северной части Палестины, сожженный при Иисусе Навине ( Нав.11:11 ), но восстановленный позднее хананеями (ср. 3Цар.9:15 ; 4Цар. 15:29 ) и, вероятно, расположенный на месте современного Телль-Хацур, в середине между Бар-ел-Хул (оз. Мером) и Средиземным морем. У Иавина было 900 колесниц, которыми заведовал его военачальник Сисара, проживавший в Харошеф-Гоиме, на месте которого теперь лежит деревня Гарис (в северной Палестине, в Вади-Ел-Мелик). Этот город составлял прочный и важный в военном отношении базис для Сисары: занимая его, Сисара разобщал между собою израильские колена и не дозволял им действовать против хананеев дружно и решительно. Отсюда ханаанские воины производили опустошительные набеги на израильские города и села, пользуясь для этого колесницами. Вообще иго хананеев было тяжко для израильтян (ср. Суд.5:6–8 ). Суд.4:4 .  В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; Суд.4:5 .  она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд. Когда израильтяне, каясь в своих грехах, обратились к Богу с молитвой о помиловании, тогда Бог избрал орудием для спасения их пророчицу Девору, жену Лапидофа, происходившую из колена Ефремова, к которой народ ходил для разбирательства своих тяжебных дел. Талмудическое предание причисляет Девору к семи пророчицам Ветхого Завета (Мегилла, f. 14а). Блаж. Феодорит говорит, что Девора была одарена даром пророчества в обличение мужей своего времени ( εις ελεγχον των τοιε ανδρων).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

День этот всегда пробуждал воинственный дух народа, напоминая о победах Маккавея над язычниками . Героические подвиги освободителей давали пищу мечтам, если не о Мессии, то по крайней мере о могучем вожде, который опрокинет власть Рима. Вот почему внимание опять было привлечено к Иисусу 18 . Его настойчиво стали спрашивать:  — Доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты — Мессия, скажи нам открыто.  — Я сказал вам, — ответил Он, — но вы не верите. Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, свидетельствуют о Мне. Однако они ждали от Него других «дел». Если бы Он поднял мятеж, как Иисус бар-Абба (Варавва), если бы Он собрал вооруженных людей и двинулся на гарнизон Пилата, они бы пошли за Ним. А вместо этого Он говорит им о вещах малопонятных и трудноисполнимых: Вы не верите, — сказал Иисус, — потому что вы не из овец Моих... Овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мной, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут они вовек, и не похитит их никто из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне дар, — больше всех; и из руки Отца не может похищать никто. Я и Отец — одно. Ропот ужаса прошел по толпе. Он делает Себя Сыном Божиим! Нужно немедленно покарать Его за богохульство. Напрасно Иисус указывал им на слова Писания, где все верующие названы «сынами Божиими». Фанатики не хотели входить в рассуждения. Аргументом их были только камни. На этот раз Иисус, лишь чудом избежав смерти, ушел на Елеон. Его прощание с городом было печальным: Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к нему! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица свой выводок под крылья, и вы не захотели. Вот оставляется дом ваш пуст. Говорю вам: не увидите Меня, доколе не скажете: Благословен Грядущий во имя Господне! 19 . Примечания.   1 Ср.: Лк 24:21 . 2 Мал 4:5-6 ; Мишна, Эдуйот, I,5; VIII,7; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8,49. 3 Мф 17:10-13 ; Мк 9:11-13 ; ср. Мф 11:14 . 4 Мф 22:1-14 . 5 Лк 13:23-28 . Ср. Ис 14:13-15 . 6 Мф 11:21-24 ; Лк 10:13-15 . Содом и Тир в данном контексте означают предел нечестия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Еще при земной жизни Иисуса « иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» ( Ин. 9:22 ). Иисус говорил вождям иудейским: « Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин. 8:44 ), а « книжники и первосвященники, искали, как бы погубить Его» ( Мк. 11:18 ), что им в итоге и удалось. А затем они ополчились на учеников Христа. Библия повествует, как иудеи забили камнями до смерти диакона Стефана, обличавшего их ( Деян. 7:51–60 ), а царь Ирод « убил (апостола) Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра, и, задержав его, посадил в темницу» ( Деян. 12:1–4 ). А при виде апостола Павла иудеи кричали римскому чиновнику: « истреби от земли такого! ибо ему не должно жить» ( Деян. 22:22 ), а затем « более сорока человек из них заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его» ( Деян. 23:21 ). Об этих гонениях иудеев на христиан сообщают не только христианские, но и еврейские источники. Например, Иосиф Флавий упоминает, как иудеи убили апостола Иакова, брата Господня 26 . А когда позднее, в 132 году по P. X., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы, то этот лидер восставших по рекомендации рабби Акивы убивал христиан-евреев. Откуда такая ненависть? Дело в том, что часть иудейского народа не хотела принимать той истины, что Бог откроет Свой путь другим народам, что все не крутится вокруг них одних . Поэтому когда Иисус сказал им прямо: « отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21:41 ) они возненавидели Его. И последняя заповедь, которую Христос дал апостолам: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), это было исполнение того, о чем предсказывали еще пророки в Ветхом Завете, но с чем не хотели согласиться те евреи, которые отвергли Христа. И вот, например, что сказали апостолы Павел и Варнава собравшимся в синагоге иудеям: « вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И входят быстро и поклоняются три раза. (И когда входит священник, кладет руки свои с одной стороны и с другой стороны на головы всех диаконов и опирается на головы их. Епископ же, или митрополит, или патриарх становится на приступок [возле престола], обращаясь лицом на запад, пока не закончат Символ веры .) И, когда поклонится перед престолом, говорит священник: Господь, Бог всяческих, да будет со всеми нами во всех нас Своею благодатию и милосердием, во веки, аминь. Здесь моет священник руки и целует стороны престола, пока не закончат [«Веруем»]. (И когда начинают диаконы карозуту, тогда стоит священник в середине алтаря и поворачивает слегка голову свою к диаконам, которые справа и слева, и говорит: Благослови, Господи. Помолитесь обо мне, братья мои. И они отвечают ему так: Христос да услышит молитвы твои, и ублажится мольбою твоею, и примет жертву твою по благодати милости Своей, во веки, аминь.) Карозута. Помолимся, мир с нами. Помолитесь, поминая отцов наших – патриархов, епископов, и всех священников, и диаконов, и отроков, и девиц, и всех тех, которые отошли и вышли из мира этого в истинной вере, и всех отцов и братьев наших, и всех сыновей и дочерей наших, и всех царей, верующих и любящих Христа, и всех пророков и апостолов, и всех мучеников и исповедников, которые здесь и на всяком месте, чтобы Бог увенчал их в воскресении из мертвых. И да даст нам надежду благую, и долю, и наследие жизни в Царствии Небесном. И да будет принята жертва сия с открытым лицом, и да освятится словом Божиим и Духом Святым, и да будет нам в помощь, и во спасение, и в жизнь вечную в Царствии Небесном, благодатию Христа. И затем говорит священник диакону, который исполняет [карозуту]: Бог, Владыка всяческих, да укрепит тебя, чтобы ты воспел хвалы Ему. И обращает лицо свое к престолу и кладет три поклона, каждый поклон полагает перед собой. И с началом поклона начинает молиться так, причем произносит губами молитву эту Мар бар-Саума: Слава Тебе, обретающему погибших. Слава Тебе, собирающему рассеянных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

И душу и Дух даст им великий Уриил по велению Бога 1579 . Ибо Господь призвал его для служения в день суда при воскресении мертвых. Смотрите и вспомните о семенах, посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю. И прорастают они, приносят плод, и земля возвращает их как доверенный залог. И то, что умирает, что сеется в землю как семя, оживает и возвращается к жизни, – это человек. Насколько же больше воскресит Бог из тех, кто верит в Него и кто избраны Им, ради которых создал Он землю, в день суда, и все вернет земля в день суда, ибо она будет также судима в тот день, и небо с нею 1580 . Это выразительное описание грядущего суда, для которого требуются будущие тела, разворачивается в других частях книги, и там используются либо образ нового «одеяния», в которое облекутся «избранные и праведные», – иными словами, это новые тела, которые они обретут, – либо образ промежуточного состояния, «Рая», которым они будут наслаждаться 1581 . Все это, без сомнения, остается в основном русле представлений о «воскресении», к которым мы обращались, изучая иудейские и христианские источники. Хотя некоторые из деталей картины непонятны: обретут ли праведные новое тело до или после последнего суда? – в целом представления автора не вызывают сомнений. Надежда воскресения тут, как и во многих других текстах, вызвана необходимостью поддержать людей во время гонений. (iv) Пятая книга Ездры Текст, известный как Пятая книга Ездры, что создает путаницу, составляет первые две главы книги, известной как Вторая книга Ездры 1582 среди неканонических ветхозаветных книг 1583 . Иные исследователи до сих пор считают этот текст иудейским произведением 1584 , но большинство согласны с Грэхемом Стантоном в том, что это христианский труд, написанный вслед за восстанием Бар–Кохбы 1585 . Вторая глава книги, прочно укорененная в традиционной еврейской тематике, обещает воскресение для умерших: Свидетельствуй, небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе. Живу Я! говорит Господь. Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица, укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

И мы читаем далее: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» ( Откр.17:11–12 ). Вот эта призрачность – «их нет, но они будут» – это свидетельство о том, что события, описанные в Апокалипсисе, относятся к разным временам. То есть, они исполняются сейчас, но они исполнятся по-настоящему потом, так же, как они исполнялись и в прошлые времена. И вот сказано, что правление этих людей будет как бы «на один час» . То есть те, которые продадут свои души дьяволу через его сына антихриста, получат очень много материальных благ, но это так быстро все пролетит, что им покажется, что один час прошел. Потому что чарование бесовское не может дать человеку ощущение блаженной вечности, непрерывного счастья. Такое ощущение может дать только благодать Духа Святаго. А те эфемерные наслаждения, которые получают современные нам люди, – эти наслаждения очень быстро проходят и оборачиваются для людей горьким похмельем. Мы не должны себя отождествлять с этим временем, с тем, что «истлевает от употребления», как сказано в Писании ( Кол.2:22 ). Мы должны опираться на то, что поведет нас путем нетления, путем вечного возрастания в благодати, святости, праведности, постижения Бога. Только такая жизнь имеет смысл. А эти – как бабочки-однодневки порхают. Как тяжело бывает видеть молодых людей, у которых мертвые лица, безжизненные лица, похожие друг на друга. Они все стараются одинаково одеваться. Можно сразу отличить – вот это болельщик «Спартака» поехал, это динамовец поехал, это хиппи, а это – наркоман, сразу видно, хотя шприцы не торчат из карманов. Грех – он банален, действительно банален, духи злобы обречены на плагиат, и люди ничего нового не могут придумать, и они в ужасе от того, что все это повторяется. Как такой фильм был американский, называется «День сурка», может быть, кто-то смотрел. Там один человек застревает во времени, и у него повторяется один и тот же день. Каждое утро он просыпается – и опять один и тот же день. Он хочет делать что-то новое, а у него ничего не получается, все идет по кругу, всё те же ситуации… И вот он пошел в бар и там завязал разговор с двумя пьяницами. Он им говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И согнутся мужи ратные – «и смутятся все самые крепкие в войске твоём» [ блж. Иероним, там же]. И перестанут молоть мелющие – «когда умолкнут слова учителей» Раши добавляет при этом о более поздних временах: «Это учения великих – раби Акибы, и учение раби Хии, и учение бар Капары» И померкнут смотрящие – «и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих» Еккл. 12:4 И запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; И заперты двери на улицу – «когда заключатся двери храма» Когда замолкнет звук жернова – «из-за того, что не занимались Торой достаточно. Сказал раби Шмуэль: Сынов Израиля сравнивают с работающими жерновами. Подобно тому, как жернова не останавливаются ни днём, ни ночью, так и здесь: И размышляй над ним день и ночь ( Нав. 1:8 )» И подниматься он будет от голоса птичьего . Кто будет подниматься? – Навуходоносор со своими халдейскими полчищами. Какая птица поднимает его? Блж. Иероним приводит мнение, что это пророк Иеремия: «И придёт халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы» Раши приводит слова некоего раби Леви: «На протяжении восемнадцати лет раздавался глас с неба и грозно взывал он во дворце Навуходоносора: «Нерадивый слуга! Иди, разрушь дом твоего Господа, потому что сыновья твоего Господа Ему не внемлют!» Голос, который, согласно преданию, слышал Навуходоносор, говорит то же самое, к чему сводилось пророческое слово Иеремии, обращённое к иерусалимлянам. И замолкнут дщери пения – «хоры поющих в храме» Ещё Давидом установленное пение умолкло. В разрушенном Иерусалиме уже никто не слышал хоры поющих. Не слышно их было и в земле Халдейской. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Ягве на земле чужой?.. ( Пс. 136:3–4 ). Еккл. 12:5 И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо если я правдив, Писание окажется лживым; но так как Писание не может быть лживым, значит, буду лживым я». В таком пустословии он, как он полагает, обретает покой, словно бы в гавани лжи, которая грозит ему крушением. Ты надеялся упокоиться в этой, так сказать, гавани, но гляди, на какую подводную скалу ты наткнулся: «Ты погубишь всех говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Значит, погубишь всех, потому что «всякий человек лжив». Но к чему нам сказаны эти слова? Чему они нас учат? Тому, что от себя мы все лживы. А если хотим быть правдивы, нужно прибегать к Господу. Его силой мы можем быть правдивы, сами по себе мы лживы. 3 . Послушайте один тому пример, краткий и значительный, краткий потому, что рассказать его не долго, значительный, если взвесить его смысл. Все, что я хочу высказать, можно увидеть в Петре. Когда Петр сказал Господу Христу: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», что ответил ему Христос? – «Блажен ты, Симон бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, который на небесах» ( Мф.16:16–23 ). Ты правду сказал, но она не от тебя. От кого же? «Отец мой, который на небесах, открыл тебе». Блажен ты от того, что дано Богом, злосчастен только сам от себя. После того как Господь сказал ему: «Блажен ты, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, который на небесах», – после этих слов Господь начал говорить о предстоящем ему страдании и смерти. И тут же Петр говорит: «Да не будет этого с тобой, Господи!» Всякий человек лжив. Смотрите: только что Петр был правдив, и вот уже Петр лжив. Но отчего Петр был правдив? «Не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, который на небесах». Отчего Петр лжив? «Отойди от меня, сатана, ибо ты помышляешь не о Божьем, а о человеческом». Всякий человек лжив. Итак, для того нам сказано: «Всякий человек лжив», чтобы мы бежали себя самих и стремились к Богу, который один правдив. St Augustine’s Interpretation of Ps.115:2 and His Sermo 257 S. A. Stepantsov In Sermo 257, as well as in the rest of his sermons considering Ps.115:2 («All men are liars»), St Augustine reads the verse as referring to the fallen state of man, which can be cured by the divine grace only.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Из всех направлений назарянское было самым беззащитным. Поэтому царь в первую очередь обрушился на него. Это происходило в третий год его правления, весной 44 г. По доносу был арестован галилеянин Иаков, сын Зеведея, и вскоре казнен. В чем заключался донос, неизвестно, но мы знаем, что Иаков, как и его брат, был человеком пылкого характера (откуда и их прозвище «Сыны громовы»). Возможно, доносчик воспользовался каким–нибудь неосторожным словом в адрес властей. Так исполнилось пророчество Христово: первый из Двенадцати «испил чашу», о которой много лет назад говорил ему Учитель. Видя, что Синедрион, перед которым Агриппа всячески заискивал, одобрил эту меру, царь на ней не остановился. Он отдал приказ взять под стражу Симона бар–Иону, главу назарян. На сей раз было задумано провести показательный процесс, однако его отложили на послепасхальные дни. Истинное правосудие Агриппу не интересовало, поэтому из казематов Антониевой крепости путь Петра мог вести только на плаху. Вся церковь находилась в горестном ожидании. Верные молились, собравшись в доме Марии, родственницы Варнавы. Но случилось невероятное. Таинственная рука вывела Симона из крепости, и, лишь оказавшись на ночной улице, он понял, что происходящее не сон. По спящему городу он добрался до дома Марии. Лука описывает его появление столь живо, что в его словах ясно слышится отзвук рассказа очевидца. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнавши голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежавши, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать; Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом вышед пошел в другое место» (Деян 12: 13 — 17). В этом рассказе обращают на себя внимание слова об «Иакове и братьях». Очевидно, уже тогда Иаков занял ведущее место среди назарян. Теперь, когда Петр вынужден был покинуть Иерусалим, руководство общиной легло на плечи Брата Господня, который стал фактическим ее главой. Скорее всего, ап. Петр вместе с неразлучным Иоанном нашли убежище в своей родной Галилее. С этого времени они будут появляться в Иерусалиме лишь как почетные гости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» ( Быт. 5, 1 ). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» ( Быт. 11, 7–8 ). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Янве) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим веэт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил БОГИ небеса и землю». Как мы видим, еврейский глагол (бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Хотя здесь можно спорить. Например, есть мнение, что окончание -м («и» без «матерей чтения» еще не было) в слове Элоним – это так называемая мимация. Оно пережиточно сохранилось со второго тысячелетия до н. э., когда играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Плюс – со словом «Элоним» встречаются и глаголы множественного числа: «Ибо твой Творец есть супруг твой ( – супруги (хозяева) твои создатели твои); Господь Саваоф (Яхве Ц’баот) – имя Его» ( Ис. 54, 5 ); «Итак, есть Бог (Элоним), судящий ( – судящие, судьи) на земле!» ( Пс. 57, 12 =Thillîm. 58:12); «Помни Создателя твоего ( – творцов твоих)» ( Еккл. 12, 1 ) и др. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – (сотворил). Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010