61 По списку кафедры имп. Льва (886–897) в митрополии Дирахийской (Драчы) епископы: 1) стефаниакский, 2) хуновский, 3) кройский, 4) елиский, 5) диоклейский, 6) скордский... главеницкий или акрокеравийский,.. черникский... 15) градичский. По летописям не одни и те же показываются места, куда поставлены св. Саввою епископы, хотя везде говорится, что посвящено было 12 епископов (Гласник. Кн. 1, 5, 11). У Дометиана сказано: «свештив же и с благородными, где и в коих странах епископы поставити». Потом говорится: «от ученик своих, их же достойны и по­добны знаше, епископы сих освещаются». При архиепископе Евстафии присут­ствовали на соборах (см.: Григорович В. Очерк путешествия) епископы: 1) Зетский (имеющий кафедру при храме Архангела Михаила); 2) Рашский (в новом Пазаре при храме апостолов Петра и Павла); 3) Звечанский (в монастыре св. Георгия); 4) Хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) Холмский (в Захолмии, в монастыре Богородичном); 6) Призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании); 7) Топличский (при храме свт. Николая); 8) Будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) Липлянский (в монастыре Богоматери-Грачанице); 10) Скопский (соседний с Призренским); 11) Бебрский (при храме св. Николая); 12) Маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиеп. Никодиме (с 1318 г.) видите еще (см.: Григорович В. Очерк путеше­ствия) епископов: Браничевского (в Браничеве, при впадении Млавы в Дунай, при храме свт. Николая) и Мачьского (на Саве и при впадении Дрины в Саву). Стефан Милютин устроил епископию «у Расии на теплых водах в Баньске», при храме свт. Николая; здесь был епископом Даниил, впоследствии архиепископ. В Сопочанском помяннике поминаются еще епископы: Белой церкви (Белгородской), Зворникский, Сремский, Вучетрский (заменивший Баньского), Новобродский, Смедеревский, Рудничский, Пожегский, Босанский, Херсоновский, Темишверский, Вершачский (Записки географического общества. Т. XIII). 62 Какие это ереси оставались после Немани, в сказании Дометиана не сказано. Поздний летописец так излагает известие Дометиана: «Елици крещени во латинскую ересь вопадоша, сам молитву миру изглаголав помазует их и верним причитает. Елицы же не покараху се, сих повелеваше цару Стефану брату со безчестием от отчьства изгнати и недаваше растити тернию во место винограда» (Гласник. Кн. 10). Но латиняне жили в Сербии и при Душане. Итак, не этих людей имел в виду Дометиан, когда говорил о подвиге Саввы в отношении к ересям. Вероятнее, это были остатки ариан и богомилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так как от злодейств крестоносцев сбежались в монастырь и слуги его, то скоро оказался недостаток в содержании; многие из братии, спасаясь от голода, попались в плен и лишены жизни. Крестоносцы ломились в обитель вооруженною рукою, но были отражены. Хиландарский игумен поступал не по мыслям гуманного социализма. Почему бы не отдать всего этим людям, т.е. тем, которые не хотели принять на себя никакого труда, а желали жить на счёт других да ещё делать мерзости? Но видно, социализм, проповедуемый ныне,– вовсе не новизна, а давно известный грех , строго преследуемый зрелым умом. О. Даниил, сделав распоряжение об имуществе и защите обители, явился к кор. Милютину. Король удерживал его при себе, до окончания осады; но он, получив пособия, поспешил к несчастной обители и с трудом пробрался в неё; он купил корабль пшеницы и нанял несколько воинов для охранения обители. Три года и три месяца св. гора была в осаде, пока Милютин не разогнал бродяг франков 801 . По окончании осады, Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа баньского 802 , был посредником-миротворцем между братьями и отклонив войну убедил Драгутина отказаться навсегда от предпрятий, оскорбительных для чувств христианских 803 . Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое карейское уединение. Потом он же по просьбе страдальца королевича Стефана принимал живое участие в примирении отца с сыном 804 . После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; но король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа предоставлена была Даниилу холмская кафедра 805 . Он был свидетелем смерти кор. Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельможей Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у болгарского князя 806 .– Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал бл. король Даниила, Даниил снова удалился в афонское уединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—173— языка в Сараеве; сиротский приют «малого Иисуса» в Сараево; специально-священнические семинарии в Плехане, Сутешском, учебная заведения трапистов близ Баньялуки, приюты сестер милосердия и «Дщери Божией Любви» по всем большим городам Боснии и Герцеговины и 29 чисто римско-католических школ. Ныне имеется по одной, а то и по 2–5 церквей по всем городам и селам, где живут католики, а иногда и там, где и нет католиков, как то: в Гацке, Невесинье, Горажде, Прняворе, Маглае, Модриче, Ярчедолине, Слатине и т.д. 1459 Римско-католический архиепископ Штадлер, пользуясь покровительством Австрии, продолжает всячески укреплять средства латинской пропаганды, скупая дома и имения. Летом 1900 года на Баньском Берегу в Боснии он построил «черным сестрам», и так имевшим очень большой монастырь, громадное здание, стоимостью в 100.000 австрийских гульденов, для женского учительского римско-католического института. Кроме того, Штадлер закончил постройку римско-католической семинарии, на постройку которой римско-католическая курия израсходовала 1 миллион австрийских гульденов. Сербскому православному учащемуся юношеству он предлагает стипендии, чтобы ловить их этим в свои римско-католические сети, уговорившись предварительно с Каллаем, чтобы он гнал их от себя и не давал им правительственных стипендий. Бедное сербское православное юношество принуждено таким образом или не получать совсем образования или быть воспитанным в духе римского католицизма. Штадлер содержит еще народные кухни и сиротские дома – и все для того, чтобы совращать православных в унию. 1460 А то и прямо покупает православных детей и отдает их на воспитание в римско-католическом духе. В его сиротских приютах ютится множество купленных, украденных или силою отнятых детей, навеки погибших для православия и даже сербства. 1461 А как католические власти относятся к пере- —174— ходу из католицизма в православие, показывает следующий случай. В начале 1901 года ксендз, серб И. Джосич, из Санского Моста, явился к православному протоиерею в Старом Майдане и выразил желание перейти в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11) Епархия кончульская. О времени открытия сей епархии должно быть сказано то же самое, что предшествующей, т. е. что она открыта после Св. Саввы, но ори Милутине или ранее – неизвестно (единственное известное упоминание о ней, относящееся к последним годам правления Милутина, см. в Памяти. Шафар. стр. 54). Местность епархии и местопребывание епископа точно также пока остаются достоверным образом неизвестными. Даничич, не знаем – говоря правду ли, утверждает, что существовал монастырь Кончул, который находился на верхней болгарской Мораве выше городка Врани, и что будто в сем именно монастыре и была кафедра епископа кончульского (в Речнике под словом Коньчульским; у Гана в 1-м uздahuu Reise ha первой карте поставлена на левом берегу Моравы выше Врани, близь местечка Трновац, албанская деревня Кондюл: но так как он совсем не упоминает о ней в тексте сочинения, то нужно полагать, что в ней нет никаких остатков и памятников христианской древности). В житии архиепископа Даниила 2-го упоминается другой монастырь Кончул во имя Николая Чудотворца, находившийся где-то на р. Ибре (Родосл. стр. 335). Если и действительно существовал первый монастырь, то, как кажется, вероятнее, что кафедра епископа находилась во втором. 12) Епархия звечанская, иначе баньская. Город Звечан, в настоящее время в развалинах, находился недалеко на запад от городка Митровицы, который в северо-западном углу Косова поля, при впадении Ситницы в Ибар (cм.Гuльфepдuhra ibid. стр. 295 sqq). Монастырь Баньска во имя первомучепика Стефана, созданный Милутином (у Шафар. в Памяти, стр. 53 и 60 и Родосл. стр. 149 fin.), находился верстах в 15 на запад от того же городка Митровицы, ва реке Баньска, впадающей в Ибар (Гuльфepд. ibid. 300 sqq). Что епархии звечанская и баньская были не две особые епархии, как думают некоторые, а одна и та же, называвшаяся по главному городу области звечанской, а по кафедральному монастырю баньской, видно из того, что архиепископ Даниил 2-й, до поставления в архиепископы бывший епископом в монастыре Баньска (Родосл. стр. 357 sqq), называется в актах звечанским (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Быв открыта Милутином, епархия звечанская или баньская им же была и закрыта (Родосл. стр. 360). Из немногих епископов звечанских или баньских известен сейчас помянутый Даниил (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Константинополе построен им храм и при нем обширный странноприимный дом, а на содержание их назначены были земли. В Солуне построены храмы св. Николая и св. Троицы. Особенно же обеспечен был им Хиландарь, хотя не забывались и другие монастыри Афона. — «Как часто, говорит новый западный писатель и при том протестант, западные писатели смеялись над множеством сербских монастырей! Но государство сербских кралей пало, и монастыри, ими основанные, связуя собою народность с религией, наиболее содействовали к сохранению той и другой; справедливо объясняют переход босняков к исламизму тем, что в Боснии было менее монастырей, нежели в Сербии… Монастыри древних королей пользовались почитанием всех сербских племен». — Этот урок истории особенно должны затвердить непонятливые ученики Лютера, бессознательно повторяющее слова недовольства его монашеством, тогда как и история обличает их несогласие с евангелием. Историк блаженного краля и духовник его пишет: «бедные и нищие шли к нему не только из его отечества, но из стран заморских и с островов и из града Иерусалима. Из Азии приходили к нему странники, хромые, слепые, больные и никогда никто не отходил без пособия. Трудно знать, сколько раздавал он денег. Когда наступала ночь, чудный государь снимал с себя королевскую одежду и, надев простую и дырявую, а лицо закутав, с двумя или тремя верными слугами шел отыскивать бедность, одним давал деньги, другим одежду и пищу. — Он твердо помнил слова боговдохновенные: блажен призираяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь… Надобно еще знать подвиги Милютина, известные нам, продолжает духовник, изнурения тела, ночные бдения, теплые слезы, незлобивый и приветливый нрав. Богатства его в серебре, золоте, скотах, конях, нивах — неисчислимые. И однако все это не изменяло доброй души его и гордость не доступна к нему была до смерти». — Блаж. Милютин, при всём счастьи, сохранял простую жизнь, какую любил отец его. Замечателен следующий случай. Михаил Палеолог, научившийся у папы употреблять всякие средства для достижения цели, хотел обманом запутать в свой союз кор. Уроша. Он отправил великолепное посольство в Сербию и с ним дочь свою, предлагая ее в супругу сыну короля Милютину. «Что это такое? К чему это? говорил король пышному посольству. Мы не привыкли к такой жизни». И указав рукою на девушку, одетую очень просто и сидевшую за прялкою, продолжал: «вот в каком наряде водим мы снох своих». Послы умники потоптались, потоптались и — обратили оглобли назад, чтобы доставить Михаилу незавидное имя глупца. Благочестивый король приблизился к смерти тяжкою болезнью, постигшею его в дворце породимльском, и, скончавшись окт. 29-го 1320 г., погребен был в Баньской обители, согласно с давним желанием его. — Спустя два года с половиною, после нескольких знамений, откопали гроб, и тело короля оказалось нетленным до того, что не спал и волос с головы его. — Мощи его положены были в богатой раке и перенесены в великолепный храм Софии, построенный им самим.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

88) Момировича Ист. Сербии стр. 11. 12. Спб. 1839 г. Раича II, 500. 506. Майков стр. 230. 89) О Трескавице грамата Душана: «его же дед и родитель – посетише благыми милостынями». Гласник XIII, 369. О нынешнем состоянии Григорович 137-139. назначенный строителем для своего погребения, изумлявший массами золота90), кафедральный монастырь с больницами в Призрене, своей столице91), кафедральный храм Богоматери на р. Грачанице92), храм св. Георгия в кичавском округе93). Храмы кр. Милютина – византийского стиля, с четырьмя или 8 колоннами, поддерживающими купол, или купола, с фресками Панселиновой школы, с крещальнею на западе; южная колонна поныне увешивается волосами, обрезываемыми при крещении и напоминающими об обете крещения, - прекрасное отличие94)! Милютин и в чужих местах строил храмы молитвы и дома призрения. В Константинополе построен им храм и при нем обширный странноприимный дом, а на содержание их назначены были земли. В Солуне построены храмы св. Николая и св. Троицы95). Особенно же обеспечен был им   90) Летопись – «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Шафарика Памятн. 61). Другая летопись (ibid. 58): «св. прьвом Хр. Стефана при граду Звенчани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежат и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене быти». 91) Троношская летоп. «во Призрену многиа церквы и больницы созда» (Гласник V, 60). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил у Раича II, 494. «созда церковь успения – яже глаголется епископия призренска». 92) Дарствен. Грамата к. Милютина Грачанице, напеч. в Изв. акад. VII, 155-159. Король пишет: «увидав разрушение и упадок храма св. Богородицы грачаницкаго, епископии липлянской, - создал его, с основания, расписал, украсил с наружи и внутри… Вот я Стефан грешный, король Урош второй, пишу сей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий… В Сухогреле, которые вписаны в хризовул, взял и дал я св. Николаю, епископии дебрской… Краль земель по своей милости дает, епископии ли призренской или липлянской».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое карейское уединение. Потом он жк по просьбе страдальца королевича Стефана принимал живое участие в примирении отца с сыном39). После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; но король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа предоставлена была Даниилу холмская кафедра40). Он был свидетелем смерти кор. Милютина. Новый король Стефан любил его еще более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельможей Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил - и блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у болгарского князя41). - Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал бл. король Даниила, Даниил снова удалился в афонское уединение. По смерти блаж. Никодима сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа42). В этом звании Даниил ревностно заботился о обращении к православию богомилов,   Феодуле магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226 относит разорение Афона каталонцами к 1308 г. Но преимущество остатся за современниками. 37) Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI, 88. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены (ум. февр. 6, 1306 г.) был он в звании баньского епископа. 38) Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил - у Раича II, 421. 422. Так как при погребении к. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено без сомнения в 1305 г. 39) Известие Даниил - у Раича II, 531. 533. Гласник VI, 40. 40) Гласник VI, 39. 41) Известие ученика - у Раича II, 554. 555. 42) Гласник VI, 40. живших около Прилепа43), равно как с успехом отражал нападения папы44). - Во время войны болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в. [серб. Сербской Православной Церкви, в окрестностях г. Титова-Митровица. Известен как центр Баньской епархии с кон. XIII в. до 1314 г. Сохранились письменные источники с упоминанием 3 архиереев (все с именем Даниил). Мон-рь располагал огромными имениями, дарованными грамотой кор. Милутина. В 1312-1316 гг. кор. Милутин на основании раннего сооружения построил собор во имя св. Стефана, в к-ром устроил гробницу, где и был погребен в 1321 г. Б. м. неоднократно разорялся турками (впервые в 1389), поэтому мощи кор. Милутина были перенесены в Трепчу, затем в Софию (1455), в наст. время находятся в ц. св. Недели (ц. Святого короля). Собор Б. м. был превращен в мечеть и лишь в 1938-1939 гг. снова стал действующим правосл. храмом. Собор св. Стефана - однонефная постройка с куполом на пилонах, с приделами с сев. и юж. сторон, перед нартексом были 2 башни-колокольни (не сохранились) - повторяет лучшие образцы серб. храмового зодчества XII-XIII вв., прежде всего собор Студеницкого мон-ря. Порталы и окна были украшены рельефами в романо-визант. стиле (напр., Богоматерь с Младенцем Христом, хранится в мон-ре с. Соколица). Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиц. для серб. живописи стиле XIII в. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике - фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на зап. арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из К-поля, аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная мон-ря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты). Частичная реставрация построек Б. м. проводилась в 1940 г. Лит.: В. Светостефански хрисовул, крала Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890; Л. Светостефанска Српске akaдeмuje. 1890. Т. 4; С. Задужбина Милутина у cpnckoju ucmopuju//Глас Српске akaдeмuje. 1892. Т. 32; М. М. Жича и Лазарица. Београд, 1928. С. 64-74; В. школа Noмopja. Београд, 1965. С. 102-106; Т. П. Манастир гласник. 1970. Т. 6. С. 41-64; Шупут М. Манастир Баньска. Београд, 1989; Todi В. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999. P. 263-264, 338-339. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77496.html

По свидетельству настоятеля Косиерево игумена Дамиана (Томича), коммунисты схватили о. Феофана в Рождественский сочельник 1942г. и увели его в неизвестном направлении под предлогом, что он должен идти на приход в своё родное село. Однако на пути из обители титовцы убили его и бросили тело в яму у с. Видно близ Вучедола. Вскоре в этом районе был убит и священник Косиеревского прихода о. Ристо Ярамаз. Ристо Ярамаз родился 22 марта 1906г. недалеко от черногорского города Никшич. Завершил семинарию в Сремских Карловцах, а 9 января 1931г. рукоположен во священника. Служил в Герцеговине, Сербии, а позднее в Черногории. Писал стихи, перед войной опубликовал два сборника. Когда черногорские коммунисты стали убивать православных, о. Ристо выступил против их злодеяний. В октябре 1941г. у церкви в Вале под Вучедолом, он открыто обличил преступления командира баньско-вучедольского партизанского отряда Петра Комневича, бывшего преподавателя. Комневич набросился на о. Ристо с кулаками. Вскоре, когда о. Ристо служил на Рождество 1942г. литургию в церкви с. Почековиче, партизаны в ходе службы стреляли из ружья в него через окно церкви, но не попали. Спустя некоторое время , мстительный Комневич послал троих «ликвидаторов» с приказом убить ревностного священника. На Йованьдан (Собор Св. Иоанна Предтечи) 20 января 1942г. убийцы встретили о. Ристо на дороге и застрелили его. После злодеяния они надели на него епитрахиль и вложили крест в руку. Тело убитого священника было перенесено в с. Почековичи и похоронено возле церкви. Вскоре, черногорские четники (сторонники югославской монархии) схватили одного из убийц, который рассказал о преступлении, а после совершил самоубийство. После отца Ристо осталась его попадья и пятеро малолетних детей. В 1966-1979гг. из-за строительства гидроэлектростанции на реке Требишнице монастырь был перемещён на новое место. Церковь была обмерена и каменная облицовка фасада демонтирована. На новом месте в селе Петровичи была построен идентичный храм из современных строительных материалов, облицованный старым камнем. После завершения работ храм был расписан художником Наумом Андричем. После перемещения церкви был построен новый келейный корпус.

http://pravoslavie.ru/40000.html

Cabba III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую [ 8 ]. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Ypoш II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Ypoш III Дечанский [ 9 ]. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010