Сербская Церковь отказалась от участия косовских властей в восстановлении монастыря Баньска Грачаница, 29 сентября 2023 г. Рашко-Призренская епархия Сербской Православной Церкви фактически отказалась от участия институтов косовских властей в устранении ущерба, нанесенного монастырю во время боевых столкновений около него 24 сентября 2023 г. Свой отказ Церковь мотивировала тем, что участие косовских структур скорее всего преследует политические интересы.      «В такой неприемлемой ситуации наша Епархия не желает мириться с вмешательством косовских институтов в жизнь нашей Церкви и взятием на себя охрану Баньского монастыря, – говорится в сообщении епархии, – Мы рассматриваем эту инициативу прежде всего как политический акт, целью которого является не только поставить религиозное и культурное наследие Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии под политический контроль косовских институтов, но и как шаг к дальнейшей деградации наших основных религиозных прав и свобод, а также культурное присвоение наших церквей и монастырей. Рашко-Призренская епархия способна самостоятельно привлечь независимых экспертов, которые оценят ущерб, чтобы восстановить поврежденное за свои средства и средства наших благотворителей, как это было в случае с другими пострадавшими церквями и монастырями, поврежденными или полностью уничтоженными албанскими экстремистами за последние двадцать лет». Свою позицию по поводу инициативы косовских институтов и министра культуры Косово Хайрула Чеку говорящих, что министерство культуры Косово должно оценить ущерб, нанесенный монастырю, в ходе недавних вооруженных операций и заняться его устранением епархия объясняет следующим образом: «Мы считаем, что безусловно необходимо возместить нанесенный ущерб, и наша епархия уже много лет работает с помощью местных и международных благотворителей над восстановлением и защитой своей святыни – монастыря Баньска, который является одним из наиболее значимых даров Святого короля Стефанана Милютин XIV века. Мы глубоко разочарованы заявлениями министра культуры г-на Чеку, который в своих публичных заявлениях в Твиттере вновь отказался написать настоящее название нашей Церкви, умолчав, что это монастырь Сербской Православной Церкви, где регулярно проводятся службы, где живет монашеское братство и куда приходят молиться многочисленные верующие. Таким образом, не только вновь кем-то присваивается культурное наследие Сербской Православной Церкви и отрицается ее идентичность, но также оказывается, что тот факт, что монастырь был раннехристианским святилищем тысячу лет назад, важнее, чем тот факт, что он был раннехристианским святилищем тысячу лет назад. это живой монастырь, который говорит об истинном отношении институтов Косово к нашему культурному наследию.

http://pravoslavie.ru/156350.html

Монастырь Баньска (Косово и Метохия) отметит престольный праздник святого первомученика архидиакона Стефана 13 августа 2007 г. 16:01 15 августа монастырь Баньска отметит храмовый праздник святого первомученика архидиакона Стефана. После более чем пятисот лет пребывания в развалинах обитель Баньска становится центром монастырской жизни в Косово и Метохии. Поселившись в Баньска в июле 2004 года, братия заложила фундамент монастырской жизни, начав с введения ежедневных богослужений. Процесс восстановления монастыря Баньска развивается весьма динамично. Монашеский корпус, предназначенный для четырех монахов, вскоре становится слишком мал, чтобы приютить всех желающих постричься в монахи именно в этом монастыре. Одной из важнейших задач стала ликвидация видимых последствий турецкого ига, которые до последнего времени сохранялись на территории монастыря. С этой целью в первую очередь была демонтирована турецкая стена, окружающая Баньску. В дальнейшем будут удалены и прочие следы пребывания турок — слепая калота (плоский купол) на храме и части минарета на северной части храма. Монастырь Баньска решительно опровергает слухи о якобы непрофессиональном проведении восстановительных работ. «Демонтаж турецкой стены был осуществлен по проекту, получившему одобрение белградского Института защиты памятников культуры, и под профессиональным присмотром. Весь процесс проходил максимально аккуратно, с отделением всех важных частей каменной пластики, — сообщил пресс-службе Рашко-Призренской епархии игумен монастыря отец Симеон. — Слухи о том, что наше историческое наследие разрушается экскаваторами, не соответствуют действительности». Идет подготовка к работам по восстановлению Милутиновой крепостной стены XIV века, которая в настоящее время разрушается и находится под угрозой исчезновения. Братия ожидает, что возвращение мощей короля Милутина и статуи Баньской Богородицы на их историческое место в обитель будет не только способствовать дальнейшему восстановлению монастыря, но и поможет в борьбе за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии. Братия ведет активную работу и вне монастырских стен. Так, началось восстановление лечебного курорта Баньска, что создает перспективы развития не только для жителей ближайших населенных пунктов, но и для всего севера Косово. Насельники монастыря приглашают всех верующих почтить 15 августа своим присутствием празднование памяти защитника Неманичей и монастыря Баньска, святого архидиакона Стефана. В 9.00 начнется праздничная Божественная литургия, которую будет совершать епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банялукский Ефрем. Пресс-служба Рашко-Призренской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/280785.htm...

Началось восстановление монастыря в Косово HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Началось восстановление монастыря в Косово С закладки камня в основание фундамента нового корпуса, 15 июля началось восстановление древнего сербского монастыря Баньска, расположенного к северу от Косовской Митровицы (Косово и Метохия). Фундамент нового монастырского корпуса освятил епископ Рашко-Призренский Артемий. Предполагается, что уже до конца этого года здесь должна поселиться новая братия. Баньска, 16 июля 2003г. Монастырь Баньска С закладки камня в основание фундамента нового корпуса, 15 июля началось восстановление древнего сербского монастыря Баньска, расположенного к северу от Косовской Митровицы (Косово и Метохия). Фундамент нового монастырского корпуса освятил епископ Рашко-Призренский Артемий. Предполагается, что уже до конца этого года здесь должна поселиться новая братия. После освящения, обратившись с речью к собравшимся, владыка Артемий подчеркнул, что в этот тяжелый момент сербской истории восстановление древних святынь является знаком, того, что и те святыни, которые уничтожаются сейчас увидят день своего воскресения. Восстановление этой святой обители, как и всех остальных монастырей, по словам владыки Артемия, необходимо для того, чтобы сербский народ выстоял и остался «на святых косовско-метохийских землях». «Пока мы есть в Косово оно будет нашим. Если бы, не дай Боже, не стало сербов на этих просторах, Косово не было бы сербским, пусть даже и в границах какой-нибудь большой Сербии. Нам не нужно Косово без сербов. Поэтому мы должны выдержать, выстоять в надежде и спасении и остаться на этих землях, на которые прежде всего должны вернуться те, кто был вынужден уйти из Косово и Метохии, для того чтобы Бог благословил весь наш народ», - подчеркнул владыка Артемий. На заклядке фундамента нового монастырского корпуса в Баньской присутствовали также епископ Тимокский Иустин (Стефанович), представители Координационного центра Сербии и Черногории по Косово и Метохии, финансирующего восстановление монастыря, а также представители республиканского общества защиты памятников, члены которого разработали проект постройки, и верующие из села Баньска. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мощи короля Милутина вернут Косовскому монастырю Баньска 23 декабря 2006 г. 15:21 «Святой Синод Болгарской Православной Церкви принял историческое решение о возвращении части мощей сербского короля Милутна монастырю Баньска, построенном им самим», — сообщил агенству ТАНЮГ игумен Симеон, настоятель монастыря, расположенного в северной части Косовской Митровицы. «Возвращение короля Милутина в Косово и Метохию — для нас Божий промысел и великая милость», — сказал отец Симеон и добавил, что в монастырской церкви Святого архидьякона Стефана, где пять веков назад были захоронены мощи баньского короля, готовится новое место для их упокоения. По словам отца Симеона, предстоит заключение договора между двумя церквями, по которому часть мощей, хранящихся в Соборной церкви Святой Недели в Софии, передадут Сербии, так как король Милутин — великая святыня и для болгарского народа. Отец Симеон подчеркнул, что для монастыря Баньска совсем не случаен тот факт, что  решение принято в то время, когда начались работы по восстановлению монастыря Баньска, лечебного источника и самого села Баньска. После исторического решения Болгарской Церкви, принятого в прошлую пятницу, в монастыре Баньска началась подготовка к встрече мощей короля Милутина, намеченной на 15 августа будущего года, в день, когда монастырь прославляет своего покровителя — святого архидьякона Стефана. Игумен монастыря рассказал, что два с половиной года назад было завершено восстановление монастырской гостиницы, и это вдохнуло жизнь в разрушенный до основания  и опустевший монастырь, полное восстановление и возвращение к положению времен короля Милутина которого еще только предстоит. В сегодняшнем восстановлении монастыря большую помощь оказывают Координационный центр за Косово и Метохию и Министерство культуры Сербии. Возобновились переговоры с республиканским Институтом защиты памятников культуры и Министерством культуры о продолжении проекта восстановления, особенно важного теперь, когда речь идет о подготовке места захоронения мощей короля Милутина. Сербский король Милутин, один из великих ктиторов церквей и монастырей не только Сербии, но и Константинополя, Иерусалима и Солоников, упокоился в 1321 году и по своему завещанию похоронен в церкви Святого архидьякона Стефана монастыря Баньска. Из Баньска, в 1460 году, для сохранения от поругания турками, его мощи были вывезены в монастырь Горна-Баня близ Софии, а затем — в церковь Святого короля в Софии (теперь это Соборная церковь Святой Недели). Софийская Соборная церковь и сегодня — место паломничества  к мощам короля Милутина, которого болгарский народ, также как и сербский, почитает своей святыней. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/174134.htm...

В Косово группа вооруженных людей ворвалась в Баньский монастырь 25.09.2023 12:17:33 МОСКВА 24 сентября 2023 года группа вооруженных людей в масках проникла в монастырь Баньска, прорвавшись на бронетехнике через запертые ворота обители, сообщили в Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. В настоящее время в монастыре находится группа паломников из города Нови-Сад со священником и игумен Даниил с братией. Согласно опубликованной информации, «в целях безопасности братия монастыря и паломники заперлись в жилом корпусе, заперли и храм монастыря». Также сообщалось, что по двору ходили вооруженные люди в масках, время от времени были слышны выстрелы. «Епархия решительно осуждает открытое насилие, которое применяется в религиозном строении Сербской Православной Церкви, призывая все стороны как можно скорее положить конец конфликту», — отмечается в публикации епархиального сайта. Проникновение на территорию обители произошло на фоне обострения ситуации на севере Косово, где в результате вооруженного инцидента недалеко от деревни Баньска один косовский полицейский был убит и двое других получили ранения. «Это серьезный инцидент, который может иметь серьезные последствия, и поэтому очень важно сделать все возможное для сохранения мира и порядка», — говорится в заявлении Рашко-Призренской епархии. По последним данным , ситуация в Баньском монастыре в настоящее время спокойная, хотя страх в связи с происшедшими 24 сентября событиями все еще ощущается как в окрестностях, так и в самой обители. Вооруженные люди, прорвавшиеся через ворота, покинули монастырскую территорию. Перед входом в монастырь и в его дворе замечено присутствие косовской полиции и Миссии ЕС в области верховенства закона. Рашко-Призренская епархия проинформировала общественность, что в жилых помещениях обители «по-прежнему находятся настоятель с братией, а также группа паломников, среди которых — двое детей. Руководство монастыря сообщает, что пока все в порядке, в часовне монастыря совершаются регулярные службы в надежде, что эта драма как можно скорее закончится». Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/09/25/v-kosovo-g...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Косово группа вооруженных людей ворвалась в Баньский монастырь Служба коммуникации ОВЦС, 24.09.2023. 24 сентября группа вооруженных людей в масках проникла в монастырь Баньска, прорвавшись на бронетехнике через запертые ворота обители, сообщили в Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. В настоящее время в монастыре находится группа паломников из города Нови-Сад со священником и игумен Даниил с братией. Согласно опубликованной информации, «в целях безопасности братия монастыря и паломники заперлись в жилом корпусе, заперли и храм монастыря». Также сообщалось, что по двору ходили вооруженные люди в масках, время от времени были слышны выстрелы. «Епархия решительно осуждает открытое насилие, которое применяется в религиозном строении Сербской Православной Церкви, призывая все стороны как можно скорее положить конец конфликту», – отмечается в публикации епархиального сайта. Проникновение на территорию обители произошло на фоне обострения ситуации на севере Косово, где в результате вооруженного инцидента недалеко от деревни Баньска один косовский полицейский был убит и двое других получили ранения. «Это серьезный инцидент, который может иметь серьезные последствия, и поэтому очень важно сделать все возможное для сохранения мира и порядка», – говорится в заявлении Рашко-Призренской епархии. По последним данным , ситуация в Баньском монастыре в настоящее время спокойная, хотя страх в связи с происшедшими 24 сентября событиями все еще ощущается как в окрестностях, так и в самой обители. Вооруженные люди, прорвавшиеся через ворота, покинули монастырскую территорию. Перед входом в монастырь и в его дворе замечено присутствие косовской полиции и Миссии ЕС в области верховенства закона. Рашко-Призренская епархия проинформировала общественность, что в жилых помещениях обители «по-прежнему находятся настоятель с братией, а также группа паломников, среди которых – двое детей. Руководство монастыря сообщает, что пока все в порядке, в часовне монастыря совершаются регулярные службы в надежде, что эта драма как можно скорее закончится». Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/news/90801/

женские монастыри во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бендеры, Васильевский в с. Куйзовка Резинского района и Успенский близ с. Коада Язулуй Сынжерейского района (Молдова). Монашеская жизнь в перечисленных обителях началась, как правило, задолго до минувшего года, но официальное открытие их Священным Синодом означает, что они в своей богослужебной, административной и хозяйственной жизни достигли того уровня, когда могут считаться самостоятельными монастырями. Что касается храмов, то их было построено столь большое количество, что перечислить все затруднительно. Поэтому упомянем лишь некоторые. В минувшем году построен самый северный в мире православный храм – Никольский в пос. Белушья Губа архипелага Новая Земля, где расположен Центральный полигон Российской Федерации. Православный храм в честь Успения Богородицы возводят в г. Балви (Латвия). Храм во имя святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, заложили в г. Актюбинске (Казахстан). Новый русский храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная» строится на Кипре. На полуострове Ямал освящен храм Святой Троицы, построенный ненецкой писательницей Анной Неркаги с единомышленниками. В столице Бурятии г. Улан-Удэ освящена Никольская железнодорожная церковь. В болгарском городе Смоляне совершено освящение новопостроенного кафедрального храма во имя священномученика Виссариона Смолянского, последнего епископа в Родопской области, убитого турками в XVII веке. Храм стал вторым по величине в Болгарии. Эта часть страны населена по преимуществу потомками болгар, которые под турецким давлением приняли ислам. Возрождение разрушенных святынь Если брать зарубежье, то здесь, во-первых, нужно упомянуть подготовку к восстановлению Баньского монастыря в Косово. Во-вторых – решение Европарламента финансировать исследование состояния православных церквей Северного Кипра, оккупированного турками. Более 500 церквей, часовен и монастырей были разрушены здесь мусульманами, 78 превращены в мечети, 28 – в военные склады, а 13 – в скотные дворы. Есть надежда, что положено начало спасения этих храмов.

http://pravoslavie.ru/700.html

Новый двор Е. А. располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно Житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, к-рых королева снабжала богатым приданым. Е. А. была 1-й женщиной в средневек. Сербии, построившей себе «задужбину» - мон-рь Градац . Приглашенные ею зап. мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Е. А. связывают распространение влияния франц. готики в серб. церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки. Была погребена в мон-ре Градац, заупокойную службу по Е. А. совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф Е. А.) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта. Агиография Житие Е. А. было написано вскоре после ее кончины, ок. 1317 г., архиеп. Даниилом II и включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в к-ром это единственное жен. Житие). Тот же текст в качестве самостоятельного Жития содержится в хиландарском сборнике 482, переписанном в 1536 г. ( Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 184). Автор, близко знавший Е. А. и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христ. добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Ряд сведений о Е. А. содержится также в Житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное Житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. (София. НБКМ. 267. Л. 63 об.- 105). Краткое Житие Е. А., «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе б-ки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г.

http://pravenc.ru/text/189749.html

Начало епископского служения Патриарха Павла в Рашско-Призренской епархии      Журналист, который написал об этом в «Единстве» от 27 июля 1972 года, в конце статьи напоминает, что в прошлом году 17-летний серб разрушал развалины мечети в Баньской и был осужден с формулировкой: «за то, что, несмотря на небольшой ущерб объекту, как и его непригодность, акт совершен с намерением вызвать межнациональную нетерпимость и религиозную ненависть, приговорен к году тюремного заключения». Сообщение заканчивается словами: «Будет ли вынесен такой приговор в этот раз? – справедливо спрашивают граждане». Конечно, в этот раз решение было иным. Руины монастыря святого Марка. Нынешнее состояние      На могиле Сима Игуманова, большого благотворителя Призренской семинарии, полностью разбита мраморная плита с надписью. Разгромлена старая церковь в селе Винарац у Косовской Митровицы. Неизвестные преступники сначала разобрали кровлю и набросали вниз отбросов. Верующие очистили церковь, поправили кровлю и укрепили двери, но тогда преступники разбили и унесли двери, в церкви перебили всю утварь. Священник жаловался милиции, но безуспешно… В монастыре святого Марка близ Призрена жители села Кабаш, албанцы, еще в Первую мировую войну полностью разгромили монастырские конаки, в церкви уничтожили иконостас и древнюю живопись и тогда уже не пощадили могилу Сима Игуманова, разбив плиту, а роту изголодавшихся сербских солдат обманом разоружили, убили и бросили с обрыва в коришскую реку. В восстановленном монастыре во время Второй мировой войны вновь до основания уничтожили конаки, крышу церкви и внутреннее ее убранство. После этой войны была восстановлена только церковь, покрыта бетоном. А на второй день Рождества, когда несколько верующих из Кориша пошли молиться, они нашли разбитые двери, внутри церкви три костра, на которых сожжены облачения, занавеси и книги, иконостас и врата обгорели, икона Спасителя в иконостасе повреждена топором, как и Евангелие. Мы направили жалобу скупщине муниципалитета Призрен и комиссии по религиозным делам. Приезжала комиссия Института по защите памятников культуры и установила, какой нанесен ущерб. Ко мне приходили два чиновника из Управления внутренних дел, обещали сделать всё, чтобы найти виновных, но безрезультатно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

6) Епархия баньская. Быв в первый раз открыта и закрыта при Милутине, потом снова была открыта при Дечанском или при Душане, и упоминается в правление последнего (с титулом епископии) после 1346 г. (Гласи. XXIV, 239). По всей вероятности и во второй раз существовала также недолго; но когда именно была закрыта, остается неизвестным (знаменитая, построенная Милутином и бывшая кафедральною епископиею, баньская церковь первомуч. Стефана, см. Родосл. стр. 149 fin. sqq u летопись в Памятн. Шафар. стр. 61, вероятно, обращена была турками в мечеть, каковою она есть в настоящее время, см. Записок Географич. Общ. ХШ, 301sub fin., при самом завоевании сербского государства: а этим определяется крайний возможный предел существования и баньской епископии). 7) Епархия вучитрнская. Городок Вучитрн (волчий терн) находится на Косовом поле, к северо-западу от Приштины, на р. Ситнице (см. о нем в Записках Географич. Общ. XIII, 287). Когда была открыта и когда была закрыта епархия вучитрнская, остается неизвестным; единственное известное упоминание о ней читается в сопочанском помяннике, записи которого относятся к пространству XV – XVII столетий (ibid. стр. 152). Вероятно, она была продолжением епископии баньской и, вероятно, существовала также очень недолго. В 1766 г., в минуту уничтожения патриархата, г. Вучитрн принадлежал г собственной епархии патриарха (в брошюре Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 64, а прежде к епархии новобрдовской, Гласн. XXV, 45). 8) Епархия ужицкая. Город Ужица находится в нынешнем княжестве сербском, в югозападной его части, на р. Детине, впадающей слева в верхнюю сербскую Мораву. Позднейшая епархия ужицкая, с титулом митрополии, была продолжением древней епархии моравской или моравицкой, т. е. или была перенесена кафедра епископа из монастыря Св. Ахиллия в город Ужицу, или может быть и не была переносима, а только епархия стала называться по имени этого главного места области (что епархия ужицкая была продолжением моравской, видно из того, что и в позднейшее время митрополит ужицкий назывался ужицким и ахилльским, см. у Раича кн. XI, гл. XIV, § 15, у Шафарика Древн. II, I, 257 прим,). Перестала существовать как особая епархия или в конце XVII или в начале XVIII в. (см. следующую).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010