318 Саввино житие св. Симеона: «Последи же тех ти (Студеницкий) пашь светы монастырь сьзда, его же и нарече в име Владычице... создавь от мала и до велика, и се­ла предав и с инеми правдами монастырю иконы и сосуды чьстными и книги и ризы и завесы и яже суть писана в злопечатнии повелеи его, паче же и в церкви написано на стене и с клетвою и с заузою, яко да никто ие повторить егова предания». Позд­ний список грамоты Студенице у Шафарика: Schaffarik PJ . Serbische Lesekorner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart. Pesth, 1833. 319 Помянник Сопочанского монастыря: «Помени, Господи, ктитора нашего мироточца Срьбского и Анастасию монахию» (Записки географического общества. Т. XIII). 320 Св. Савва в житии: «Сам же созда монастыре. И право у Топлицы св. отца Нико­лы. И другы таможде свету Богородицу у Топлицы. Потомжде созда монастырь св. Геор­гия в Расе. И всем тем монастырем створи управу, яко же подобает». Стефан говорит то же, но пространнее. О монастыре св. Николая пишет: «Близ Св. Богородице на усти реке Баньке, ходещу же оному босу... и чрьньчекое правило устави у нем». О Георгиевском: «Всякое детелию украсив и изещне с всякими делы црьковными и устави чрьньчске правило». В храме Юрьевых столбов цело древнее изображение святого, с надписью: «Свет Симеон Неманя и хтитор места сего святого» (Записки географического обще­ства. Т. XIII. С. 140). По синаксарю Сербляка (л. 124) Неманею построены еще храмы: Богоматери в Топлице, св. Николая на Баньской реке, архистратига Михаила в Скопии, св. Пантелеимона в Нише (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2) 321 По «Законнику Душана» видно, что в Сербии были священники «башинницы» и «небашинницы» – своеземельные и безземельные; последние обрабатывали для себя «три ниве законите» – церковные. Властелин-помещик обязывался содержать священника: иначе тот имел право переходить на другое место. Священники собирали в приходе произведения земли, что называлось «поповска земльна бирь». Часть этого сбора шла епископу (Законник Стефана Душана. Зак. 6, 28, 31, 32, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новый двор Е. А. располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно Житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, к-рых королева снабжала богатым приданым. Е. А. была 1-й женщиной в средневек. Сербии, построившей себе «задужбину» - мон-рь Градац . Приглашенные ею зап. мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Е. А. связывают распространение влияния франц. готики в серб. церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки. Была погребена в мон-ре Градац, заупокойную службу по Е. А. совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф Е. А.) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта. Агиография Житие Е. А. было написано вскоре после ее кончины, ок. 1317 г., архиеп. Даниилом II и включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в к-ром это единственное жен. Житие). Тот же текст в качестве самостоятельного Жития содержится в хиландарском сборнике 482, переписанном в 1536 г. ( Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 184). Автор, близко знавший Е. А. и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христ. добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Ряд сведений о Е. А. содержится также в Житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное Житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. (София. НБКМ. 267. Л. 63 об.- 105). Краткое Житие Е. А., «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе б-ки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г.

http://pravenc.ru/text/189749.html

В конце декабря 1941 г. настоятель церкви села Бехерова протоиерей А. Омельянович организовал приход и наладил преподавание Закона Божия в городе Бардиеве. Первое богослужение в Бардиеве совершил этот священник, а Рождественское – архимандрит Нафанаил из обители прп. Иова. На Рождество 1942 г. богослужение в Баньской Быстрице совершил иеромонах Виталий (Устинов), а в Пряшеве – иеромонах Киприан (Пыжов). Тесную связь с монастырем поддерживал настоятель церкви села Венеут священник А. Романецкий. Осенью 1943 г. в храмовый праздник церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Ребрино богослужение в ней вместе с настоятелем священником Георгием Кузаном совершили архимандрит Нафанаил, игумены Савва, Игнатий и священник Константин Махлайчук из монастыря прп. Иова. В это время члены братства прп. Иова окормляли приходы в Бардиеве, Руженберге, Ладомировой, Спимке – Новой Веси (ему в июле 1942 г. монахи пожертвовали икону Знамения Божией Матери) и Чертежном, кроме того, совершали миссионерские поездки в Ребрино и Вилагу, а также преподавали Закон Божий в Свиднике, Черном и Вагринце. В январе 1942 г. в Велико-Михаловитцах (Восточная Словакия) был создан православный Союз святых Кирилла и Мефодия, число членов которого через 3 месяца достигло 1300 и т. Это тревожило власти, и в сентябре 1942 г. у ряда католических деятелей и государственных чиновников Словакии появились намерения присоединить православных к униатской Церкви. В конце года в Межилаборцах состоялось собрание католических и униатских священников, которое приняло решение о ликвидации православия в Словакии и направило соответствующий меморандум . Осуществлению этого плана помешало противодействие митрополита Серафима (Ляде) и Болгарской Православной Церкви. Первая попытка добиться возобновления выхода газеты, предпринятая настоятелем монастыря прп. Иова в январе 1943 г., оказалась неудачной. Рас­сказывая об итогах своих поездок в Пряшев и Братиславу на заседании Ду­ховного собора обители от 1 февраля 1943 г. архимандрит Серафим об­рисовал «положение как серьезное: на православие нажим. Священники лишаются подданства. Об открытии " Православной Руси " не может быть и . На этом же заседании было решено «издавать в 1-2 месяца раз сборничек с текущими церковными материалами, формата Детства и Юности, обратиться к болгарам, просить защиты, лучше всего о. архим[андриту] Серафиму ехать с докладом в Софию, если же не поедет, составить подробное письмо митр[ополиту] Стефану с изложением .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

268 Саввино житие св. Симеона: «Последи же техь ти (Студеницкий) пашь светы монастырь сьзда, его же и нарече в име Владычиде... създавь от мала и до велика, и села предав и с инеми правдами монастырю иконы и съсуды чьстными и книгы и ризы и завесы и яже суть писаеа в злопечатнеи повелеи его, паче же и в церкви написано на стене и с клетвою и с заузою, яко да никто не повторить егова предания»,– Поздний список грамоты Студенице – у Шафарика: Serbische Lesekömer. S. 121. 269 Помянник Сопочанского монастыря: «помени, Господи, ктитора нашего Симеова мироточца Срьбскаго и Анастасию монахию». Зап. Геогр. Общ. XIII, 150. 270 Св. Савва в житии: «сам же сьзда монастыре. И прьво у Топлицы св. отьца Николы. И другы таможде свету Богородицу у Топлицы. Потомжде сьзда монастирь св. Георгия в Расе. И вьсем тем монастыремь створи управу, яко же подобаеть». Стефан говорит то же, но пространнее. О мон. св. Николая пишет: «близь св. Богородице на усти реке Баньке, ходещу же оному босу... и чрьньчское правило устави у немь». О Георгиевском: «всякое детелию украсивь и изещне сь всякими делы црьковвыми и устави чрьяьчске вравило». В храме Юрьевых столбов дело древнее иизображение святаго, с надписью: «свет Симеон Неманя и хтиторь места сего святаго». Зап. геогр. общ. XIII, 140. По синаксарю Сербляка (л. 124) Неманею построены еще храмы: Богоматери в Топлице, св. Николая на Баньской реке, архистр. Михаила в Скопии, св. Пантелеимова в Нише. Сл. Раича 2, 332. 533. 271 По законнику Душана видно, что в Сербии были священники «башинницы» и «небашинницы»– своеземельные и безземельные; последние обрабатывали для себя «три ниве законите» – церковные. Властелин-помещик обязывался содержать священника: иначе тот имел право переходить на другое место. – Священники собирали в приходе произведения земли, что называлось «поповска земльна бирь». Часть этого сбора шла епископу. Душана зак. 6. 28. 31. 32. 38. 272 Сам Симеон в хризовуле Хиландарской обители: «вънезапну оставих владычьство мое,–оставих на престоле моего лубвиваго ми сына Стефана, велнего жупава и севастократора, зетя кир Алексея царя». Григоровича пут. 40. Грамота изд. Миклошичем: Monumenta Serbica IX. Сомнения поклонника Св. горы (стр. 352) – вовсе напрасны. Никон. л. 2, 280: «господствова лет 42».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

женские монастыри во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бендеры, Васильевский в с. Куйзовка Резинского района и Успенский близ с. Коада Язулуй Сынжерейского района (Молдова). Монашеская жизнь в перечисленных обителях началась, как правило, задолго до минувшего года, но официальное открытие их Священным Синодом означает, что они в своей богослужебной, административной и хозяйственной жизни достигли того уровня, когда могут считаться самостоятельными монастырями. Что касается храмов, то их было построено столь большое количество, что перечислить все затруднительно. Поэтому упомянем лишь некоторые. В минувшем году построен самый северный в мире православный храм – Никольский в пос. Белушья Губа архипелага Новая Земля, где расположен Центральный полигон Российской Федерации. Православный храм в честь Успения Богородицы возводят в г. Балви (Латвия). Храм во имя святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, заложили в г. Актюбинске (Казахстан). Новый русский храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная» строится на Кипре. На полуострове Ямал освящен храм Святой Троицы, построенный ненецкой писательницей Анной Неркаги с единомышленниками. В столице Бурятии г. Улан-Удэ освящена Никольская железнодорожная церковь. В болгарском городе Смоляне совершено освящение новопостроенного кафедрального храма во имя священномученика Виссариона Смолянского, последнего епископа в Родопской области, убитого турками в XVII веке. Храм стал вторым по величине в Болгарии. Эта часть страны населена по преимуществу потомками болгар, которые под турецким давлением приняли ислам. Возрождение разрушенных святынь Если брать зарубежье, то здесь, во-первых, нужно упомянуть подготовку к восстановлению Баньского монастыря в Косово. Во-вторых – решение Европарламента финансировать исследование состояния православных церквей Северного Кипра, оккупированного турками. Более 500 церквей, часовен и монастырей были разрушены здесь мусульманами, 78 превращены в мечети, 28 – в военные склады, а 13 – в скотные дворы. Есть надежда, что положено начало спасения этих храмов.

http://pravoslavie.ru/700.html

Во время болезни патриарха Сербского Варнавы как старейший член Синода митрополит Досифей управлял делами Сербской Православной Церкви, а после смерти патриарха Варнавы и до избрания патриарха Гавриила в 1938 году возглавлял Белградско-Карловацкую архиепископию. Сразу же после начала Второй мировой войны митрополит был арестован хорватскими фашистами-усташами и заключен в загребскую тюрьму. В тюрьме митрополит-мученик претерпел страшные пытки и издевательства от рук католических монахинь, которые были приставлены к нему якобы для оказания медицинской помощи. Монахини, следуя примеру своих учителей – усташей, истязали митрополита до тех пор, пока он не впал в беспамятство. Тогда его, истерзанного, с вырванной бородой, переправили в белградский Введенский монастырь, где, так и не приходя в сознание, митрополит-мученик умер 13 января 1945 года. Похоронен священномученик Досифей на территории монастыря. 20 января. Священномученик Ристо Ярамаз, приходской священник Родился 22 марта 1906 года в Черногории, в селе Кляковица Никшичского уезда. Богословское образование получил в Сремских Карловцах. Рукоположен во священники 9 января 1931 года. Несколько лет служил в Герцеговине и Сербии, пока не был переведен в родные края, в Черногорию. Коммунистический переворот 1941 года застал его в Косыревском приходе Никшичского уезда. Молодой, образованный, интеллигентный, волевой, ревностный священник, прекрасный человек, он пользовался большим уважением и среди мирян, и среди духовенства. Вдумчивый и одаренный, отец Ристо не ограничивал свое служение священническими обязанностями, он сотрудничал с церковными журналами, издавал сборники своих духовных стихов. В октябре 1941 года в Вучедольском храме отец Ристо в своей проповеди обличил коммунистический режим, видя его пагубность для народа, чем вызвал ярость командира баньско-вучедольского партизанского батальона Петра Комненича. Уже неоднократно в партизанском штабе во Враченовичах священнику выносился смертный приговор. На Рождество 1942 года, во время Божественной литургии, в момент приношения Бескровной Жертвы раздался выстрел. В эту святую минуту коммунисты пытались через церковное окно привести приговор в исполнение, но Господь сохранил пастыря. Тогда Петр Комненич собрал банду убийц из Мируши и Кляковицы. 20 января 1942 года отец Ристо направлялся в Кнеж До-Петровичи, чтобы отслужить Божественную литургию, бандиты встретили его по дороге и привели в исполнение кровавый беззаконный приговор. Отец Ристо был расстрелян с крестом в руках и в епитрахили. Он бесстрашно встретил убийц и пал как истинный воин Христов. На следующий день тело было перенесено в церковь в Почековичах, где состоялось отпевание. Похоронен он был в церковном дворе. Один из убийц в ужасе от содеянного покончил с собой. Вдова отца Ристо с шестью малолетними детьми осталась без всяких средств к существованию, уповая на одного Бога, перед престолом Которого отец Ристо Ярамаз служит ныне вечную литургию.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

164. 11 А о том, что и как установил Св. Краль, можно судить по следующему указанию: в хрисовуле Царя Стефана Душана 1348 года, при установлении содержания инокам, основанного им в призрении монастыря Св. Архангел, между прочим сказано, что установляется им такое же точно содержание, как у Банском монастыре (основанном, как известно, Кралем Милутином). Можно догадываться, что и Хиландарские иноки получили от сего Краля такое же точно содержание. «А мертик хлебныи и винни, како есть узаконил Светый Краль у Баньской, и да се дае кисел хлеб всем еднак, у среду, и у петк, и у понедельник едином дпе хлебе, а вино и си ютра и вечер, а у посте всакы день едном, разве суботе п неделе; и да е выну трапеза; ако ли се кто обрете старц болн, да му се дае мертик яко и на трапезе. И де се дае на дмитров день благословение игумену .к. (8) перперь, а церковоником по четири перпере, а прочим калугером по трии перпере, и да се дае калугером капам по две ярине, и влна да се дае калугером всем еднако, ками кои у Банской и клешне " ……. «И да се дае месечина братиям двема на десете все пшенице, како им се и у Банской дае, и сирения двадесети и четыре мехе, а мехь .рк. ((20 литр, и сиров толикоге, а сир . (6) литр, и соли трии кбли, и коже говеге трии, и да им се дае по окрои и по клашнях, и на воскресение (светлое?) по перпер, и вина да им се дае, како и калугером у монастыре, тако и ним». См. хрисовул сей в «Гласнике Друшства Сербск. Слов…» кн. XV, 1862 года, стр. 306–308. 12 Книги сии отчасти расхищены, а отчасти перенесены в общее монастырское книгохранилище, по упразднении сего особнаго монастырька или пирга, развалины которого видны и по ньне. Будем надеяться, что с оживлением внутренней жизни Хиландаря, через возвращение его к общежительному Уставу своего основателя, оживятся и его опустевшие скиты и калибы, и будут оглашаемы не одним шумом древесным и птичьими гласами, но и хвалебным пением иноков. 13 Моговары, Алмоговары. Это слово значит просто: Западные. Это имя Арабов или Мавров Испанских, пришедших в эту страну из северозападной части Африки, называемой Магреб или Запад, которая, действительно, лежит на западе от Machriga, отечества Chargin (Сарацинов); Махрик же есть Аравия – Восток, Восточная часть империи Калифов; а из Шаргин мы сделали Сарацын, что означает Восточных (Арабов).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В то время, когда Даниил подвизался в Карейском уединении, на его родине в Сербии возникла война: против краля Милутина восстал брат его Драгутин, желавший при помощи короля Венгерского отнять у Уроша Милутина сербский престол для своего сына Урошица. Милутин находился в большой опасности. Боясь вторжения врагов, он собрал свои сокровища в Баньском монастыре, но не имел надежного человека, которому мог бы поручить их хранение. Тогда за смертью епископа Баньская кафедра сиротствовала. И вот краль Милутин вспоминает деятельного Даниила, бывшего игумена Хиландарского, и отправляет к нему в Карею одного посла за другим, призывая к себе. Преданный уединенным подвигам, Даниил долго отказывался, но неотступные просьбы краля заставили его согласиться, и вот он является к кралю Милутину. Краль изъясняет свои тяжелые обстоятельства и, вручая собранные в Баньском монастыре сокровища, просит Даниила взять их под свою охрану и предлагает ему занять епископскую Баньскую кафедру. Даниилу очень не хотелось расставаться с уединенной жизнью на святой горе, но краль Милутин наконец убедил его согласиться на помянутое предложение, обещая снова отпустить его на святую гору, когда окончится благополучно война. Когда краль Милутин благополучно вышел из затруднений вследствие восстания брата Драгутина, Даниил стал опять проситься на святую гору, и как ни уговаривал краль остаться в Сербии, он все-таки опять удалился в любимый Хиландарь, где, поселившись в помянутом прежде пирге, или башне, снова предается подвигам уединения. Как всегда, так особенно теперь, он предается чтению и изучению книг Божественного Писания. Святого Даниила давно влекло желание посетить святой град Иерусалим и поклониться христианским святыням. И вот теперь он полагал, что, наконец, настало благоприятное время для исполнения своего намерения. Он стал готовиться к путешествию в Иерусалим. Узнав об этом, сербский краль Милутин очень опечалился: он не желал, чтобы Даниил совсем оставил его, он нуждался в нем, как в человеке, на которого можно положиться и который может дать и полезный совет и оказать услуги иного рода. Краль стал уговаривать Даниила отложить свое намерение, и, вместо путешествия в Иерусалим, возвратиться в Сербию, где предстоят ему разные дела и почести. Даниил уступил настояниям краля. Баньская епископия была упразднена, сделана игуменством, а Даниил оставлен был на жительство при сербском архиепископе Cabbe III, который отвел ему в своем доме келию, как будущему своему преемнику: ибо Милутин, уговаривая Даниила возвратиться в Сербию, обещал ему в будущем архиепископский сербский престол святого Саввы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В то время, когда Даниил подвизался в Карейском уединении, на его родине в Сербии возникла война: против краля Милутина восстал брат его Драгугин, желавший при помощи короля Венгерского отнять у Уроша Милутина сербский престол для своего сына Урошица. Милутин находился в большой опасности. Боясь вторжения врагов, он собрал свои сокровища в Баньском монастыре, но не имел надежного человека, которому мог бы поручить их хранение. Тогда за смертью епископа Баньская кафедра сиротствовала. И вот краль Милутин вспоминает деятельного Даниила, бывшего игумена Хиландарского, и отправляет к нему в Карею одного посла за другим, призывая к себе. Преданный уединенным подвигам, Даниил долго отказывался, но неотступные просьбы краля заставили его согласиться, и вот он является к кралю Милутину. Краль изъясняет свои тяжелые обстоятельства и, вручая собранные в Баньском монастыре сокровища, просит Даниила взять их под свою охрану и предлагает ему занять епископскую Ваньскую кафедру. Даниилу очень не хотелось расставаться с уединенной жизнью на святой горе, но краль Милутин наконец убедил его согласиться на помянутое предложение, обещая снова отпустить его на святую гору, когда окончится благополучно война. Когда краль Милутин благополучно вышел из затруднений вследствие восстания брата Драгугина, Даниил стал опять проситься на святую гору, и как ни уговаривал краль остаться в Сербии, он все-таки опять удалился в любимый Хиландарь, где, поселившись в помянутом прежде пирге, или башне, снова предается подвигам уединения. Как всегда, так особенно теперь, он предается чтению и изучению книг Божественного Писания. Святого Даниила давно влекло желание посетить святой град Иерусалим и поклониться христианским святыням. И вот теперь он полагал, что, наконец, настало благоприятное время для исполнения своего намерения. Он стал готовиться к путешествию в Иерусалим. Узнав об этом, сербский краль Милутин очень опечалился: он не желал, чтобы Даниил совсем оставил его, он нуждался в нем, как в человеке, на которого можно положиться и который может дать и полезный совет и оказать услуги иного рода. Краль стал уговаривать Даниила отложить свое намерение, и, вместо путешествия в Иерусалим, возвратиться в Сербию, где предстоят ему разные дела и почести. Даниил уступил настояниям краля. Баньская епископия была упразднена, сделана игуменством, а Даниил оставлен был на жительство при сербском архиепископе Савве III, который отвел ему в своем доме келию, как будущему своему преемнику: ибо Милутин, уговаривая Даниила возвратиться в Сербию, обещал ему в будущем архиепископский сербский престол святого Саввы.

http://pravicon.com/info-2146

ГЛАВА 198 ЦАРСТВО СЕРПЬСКОЕ СТЕФАНОВО По сих же, отцу его скончавшуся, и погребенъ бысть во обители, иже от него създаннй – Баньско убо мсто именуемо, 383 ради текущих теплых вод – въ церкви первомученика Стефана. По преставлении убо отца Стефанъ убрусъ ото очию отвергъ, свтелъ лицем, свтлйши же очима собравшимся является и на достойное тому Серпьское царство препоясуется. И вси сущии въ власти к нему притицаху. Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери, 384 доволно воиньство собравъ и пославъ скоро, уступити царствиа веля: «Нсть, – рече, – слышано от вка, слпу быти царю». Сиа рече, укаряа его. Стефанъ же къ соборной церкви преже иде поклонитися, и тамо архиепископъ Никодимъ венцемъ царствиа украшает главу его и всмъ илирическым языком поставляеть царя. И оттуду въставъ, къ брани идяше. Да якоже близъ Быша обои полци, и, милосердуя о брате, милостивая она душа посылаеть к нему таковая писаниа: «Стефанъ, милостию Божиею царь сербом и отеческому наслдию, еже страхом Божиимъ правити того люди, брату превожделнному Коньстянтину, радоватися! Престани, еже начинаеши ратовати со иноязычники своя люди, но усердно прииди, да узримъ другъ друга, и санъ вторый, яко сынъ царствиа, приимеши. Довлеть мн и теб в толиц ширин земля жительствовати, не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець, 385 его же слово к теб глаголю: “Не бойся, Божий бо есмь азъ! Вы совщаете о мн злая, Богъ же совща о мн благая, якоже нын видиши”». Он же ни мало слышати восхотвъ, но на брань устремися. И сражению бывшу, многа убо трупиа падоша, и побженъ бываеть онеправдовати нашедый, и сам Коньстянтинъ падаеть умилено, таково приобртение получивъ своего непокорениа, не вдый не точию царство, но и малыа вещи – аще Богь не благоволит, не можеть самосмышлениемъ человкъ получити. Того же убо людие укланяются къ Стефану. Стефанъ же убо вся в руку имый, и елико царствиа простирашеся высота, толико смиряше себе, и землю, и пепелъ, червь, и не человкъ нарицаше себе, и не точию слезами постелю омакаше, но и на въсякъ день совесть слезами омываше, и архиерею и ереомъ выю преклоняше и почиташе их яко Божиа слуги, такоже и иноки любляше зло, яко отлучивших себе Богови, и почиташе их и потребными удовляше. Восхот же обитель тмъ създати 386 и велие желание имый о сих, и в ней храмъ во имя Вседръжителя и другий чюдотворца Николы, столпы и помостъ мрамориемъ различным и всякыми красотами, егоже не возможно изрещи, и кругъ оградъ каменъ, и въ стенах келиа мнихом, на мсте глаголемемъ Деченя. Не мощно же и красоту мста того изрещи. И сам ту пребываше, дóндеже вся съверши. И удовли обитель всими потребными сосуды златыми и сребреными, и ризами многоцнными, и всми такоже телесными потребами доволно устроивъ, всякими доходы, еже есть нужно на строение обители и всм сущим в ней, и великому Никол другую церковъ близ обители въздвиже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010