Этот гос. орган был ограничен в полномочиях, не располагал финансовыми средствами для самостоятельной политики и зависел - через Фердинанда - от К. Просуществовал до 1531 г. Реформы не были осуществлены из-за внешних (войны с Францией, противостояние тур. угрозе) и внутренних проблем. Политика на германских землях определялась распространением Реформации. Хотя в молодые годы К. не отличался религ. фанатизмом, он никогда не выказывал симпатий к М. Лютеру и его идеям. Как глава империи и защитник единства веры и Церкви К. твердо придерживался принципиальных решений католич. Церкви относительно лютеран. учения (так, в Нидерландах сочинения реформатора были запрещены), однако после избрания императором и вплоть до Вормсского рейхстага (28 янв.- 25 мая 1521) он был не в состоянии противостоять влиятельным курфюрстам, прежде всего Фридриху III Саксонскому, который оказывал поддержку Лютеру. Политика К. сначала строилась с учетом династических и политических интересов княжеской элиты, однако лавирование между Папским престолом, союз с к-рым был необходим ввиду противостояния с Францией в Итальянских войнах, и нем. князьями носило исключительно тактический характер. В кон. нояб. 1520 г. К. обещал выступить третейским судьей в деле Лютера. Буллой «Decet Romanum Pontificem» от 3 янв. 1521 г. папа Римский Лев X отлучил Лютера от Церкви. Однако император в соответствии с обещанием, данным курфюрстам, предоставил Лютеру охранную грамоту, чтобы он прибыл на рейхстаг в Вормс, изложил свое учение и отрекся бы от него. Лютер выступил на рейхстаге, но признать свои идеи ошибочными отказался. 8 мая император одобрил, а после окончания рейхстага подписал Вормсский эдикт (25 мая 1521): Лютер был объявлен еретиком и поставлен вне закона, запрещалось исповедовать его учение, читать и распространять его сочинения, предписывалось преследовать на всей территории империи сторонников новой ереси. Вормсский эдикт, по мнению К., должен был умиротворить Германию, однако в действительности стал началом конфессионального раскола империи. Тот факт, что документ неполучил одобрения рейхстага, давал формальный повод для его невыполнения. Под реформационными лозунгами проходило в 1522-1523 гг. т. н. Рыцарское восстание. Возглавивший его нем. рыцарь Ф. фон Зиккинген, сторонник лютеранства, в авг. 1522 г. начал поход против одного из влиятельнейших германских духовных князей - архиеп. и курфюрста Трирского Рихарда фон Грейффенклау, чтобы свергнуть его, а затем и других светских и духовных князей, якобы поделивших между собой Германию, и создать единое герм. государство, подчиненное одному главе. В 1524-1526 гг. почти все земли империи были затронуты Крестьянской войной (подробнее см. ст. Германия ). Распространение Реформации и Крестьянская война порождали неясность религ. и политической ситуации. Не только миряне, но и мн. приходские священники и клирики жаловались на неспособность церковных иерархов и властей предотвратить раскол.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

К святыням города Трира совершаются регулярные паломничества не только западными христианами, но и православными из России. Начало этому положил митрополит Никодим (Ротов) , который в 1973 году посетил город Трир и молился у Хитона Господа. Сейчас, когда границы открыты, большое количество молящихся приезжает в город Трир в паломничество и на молитву. Паломники останавливаются в отеле Св. апостола Фомы, в помещении которого созидается домовой храм православной общины города Трира. Теперь паломничество к западным святыням начинается с Православной Литургии. Паломники поклоняются мощам св. царицы Елены, св. апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легиона, и Хитону Господню, подходят к капелле, где он сохраняется, молятся, стоя у врат. Высокое паломничество к Хитону Господа, когда будет возможность не только молиться, но видеть Святыню Страстей Господних, состоится весной 2012 г. Ожидается более миллиона верующих с разных концов мира. По причине того, что эту святыню так же, как и Туринскую Плащаницу, открывают не чаще четырех раз в столетие, особенно сильной будет молитвенная радость для паломников, изыскавших время и возможность посетить ее. Руководитель паломнического отдела, центра Св. апостола Фомы , Тимофей Китнис, Германия (Трир) Фото: Владимир Ештокин, Анатолий Данилов   Вы прочитали статью Хитон Спасителя Путешествие святыни. Читайте также: Мученики Трирские Рождество в Ахене Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 декабря, 2020 17 июля, 2020 3 сентября, 2022 12 августа, 2022 8 июня, 2022 23 марта, 2022 17 марта, 2022 25 января, 2022 16 июля, 2021 1 декабря, 2020 17 июля, 2020 3 сентября, 2022 12 августа, 2022 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/xiton-spasitelya-neoby...

В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem). Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (CIC 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств. В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

http://pravenc.ru/text/158444.html

С. С. Аверинцева и М. Л. Гаспарова. М., 1998. C. 19–35. Перевод толкования свт. Илария на Пс. 130 : Степанцов С. А. Псалом CXXX в экзегезе Августина. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2004. 5 Критического издания этого произведения пока не существует. Мы пользовались изданием Ж.П. Миня, который перепечатал текст, изданный ранее П. Кустана (P. Coustant): Sancti Hilarii Contra Arianos vel Auxentium Mediolanesem liber unus//PL. 10. Col. 609–618. B настоящее время М Дурст (Michael Durst) готовит критическое издание послания, которое будет опубликовано в серии CSEL. 6 Среди изгнанников источники упоминают: Ливерия Римского, Дионисия Медиоланского, Люцифера Каралисского, Павлина Тревирского (Трирского), Евсевия Верчельского, Максима Неаполитанского, Илария Пиктавийского , Родания Тулузского, Осию Кордубского. 7 Об этом Соборе и его послании см.: Захаров Г. Е. Послание Парижского собора 360(1) г. восточным епископам//Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2013. 4 (53). С. 130–135. 8 Имеются в виду предводители омийского течения на Западе иллирийские епископы: Урсакий Сингидунский, Валент Мурсийский, Гай (кафедра неизвестна), а также Сатурнин Арелатский, Авксентий Медиоланский, епп. Мегасий, Юстин и Патерн. 9 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire romain, Paris, 1918. P. 141–170. 10 См. подробнее о нем: Alzati С. Un cappadoce in Occidente durante le dispute trinitarie del IV secolo. Aussenzio di Milano//Idem. Ambrosiana ecclesia. Studi su la chiesa milanese e l’ecumene cristiana fra tarda antichita e medioevo. Milano, 1993. P. 45–96. 11 Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum 75, 1//Athanasius Werke/hsgb. H.G. Opitz. Berlin, 1940. Bd. 2.1. S. 224–225. 13 Meslin M. Les Ariens d’Occident (335–430). Paris, 1967. P. 43, 327. Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975. P. 436. 15 Cracco Ruggini L. Vercelli e Milano: nessi politici e rapporti ecclesiali nel IV–V secolo//Eusebio di Vercelli e il suo tempo/a cura di E.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Луки, 23 – надпись на кресте, – то получится следующая таблица размещения этих фигур. Во всех этих памятниках ноги распятого Спасителя поставлены одна подле другой и прибиты двумя гвоздями; тернового венка нет. В кодексах – ахенском, трирском 2418 , готском, бременском, гильдесгеймском (миниатюра 14) и флорентинском – Спаситель в длинном колобии, в остальных памятниках – лентий на чреслах Иисуса Христа. Рукопись ахенская X в. 15.–16. 2. 5. 4. 1. 9.–3. 11. 12. 13. 14. Трирский кодекс Эгберта X в. 15.–16. 6. 4. 2.–1. 9. 3. 5. 11.–12. Бременское Евангелие 15.–16. 4. 2. 10. 1. 9. 3. 5. 11.–12. Готская рукопись Оттона III X в. 15. 23. 16. 19. 2. 4. 10. 1. 9. 5. 3. 20. 11.–12. Гильдесгеймская рукопись, изображение 20 4. 5. 6. 1.–21. Та же рукопись, изображение 14 15.---16. 4. 1. 5. 18.–22.–17. Гильдесгеймские врата X в. 4. 10. 1. 9. 5. Ахенский антипендиум 15. 23. 16. 10. 1. 9. Готский переплет 15. 23. 16. 10. 1. 9. Кодекс Раввулы 15. 23. 16. 4. 5. 10. 1. 9. 6. 7. 8. 11. 12. 13. Два авория в Чивидале и Ливерпуле VIIIIX вв. 15. 23. 16. 4. 10. 1. 9. 5. Сопоставление памятников разных времен позволяет в настоящее время не только определить основные черты западных распятий, но и наметить эпохи тех нововведений, которыми отличаются западные распятия от восточных. 1) Первоначальная форма креста на Западе та же, что и в памятниках византийских. В позднейших памятниках средневековья, по наблюдениям Отте, часто предпочитается крест commissa Т . В XII в. форма креста иногда принимает вегетативный характер – концы его разветвляются, как, например, на новгородских корсунских вратах. В XIII-XIV вв. крест является в виде древа жизни, в ветвях которого расположены пророки со свитками, сентенции, относящиеся к крестной смерти Иисуса Христа, и христианские добродетели, а в корне дерева пророк Моисей со свитком (lignum vitae in medio paradisi; lignum vitae afferens fruct.) или Иоанн Богослов со свитком апокалипсическим 2419 . Средоточием картины служит распятый на процветшем древе Спаситель. Общая основа этой композиции дана во многих памятниках письменности древнехристианских и средневековых, особенно восточных 2420 . Христианское искусство катакомб доставляет пример расцветшего креста во фреске катакомб Понтиана 2421 ; тот же мотив встречаем на ампулах Монцы 2422 , в скульптуре пещер инкерманских, в византийских миниатюрах 2423 , в византийско-русских металлических изделиях 2424 , в греческой резьбе 2425 , в русских миниатюрах и проч. Западному искусству принадлежит идея соединения этой формы с распятием Спасителя и дальнейшее развитие ее на основе средневековой символики. Надпись на кресте «J. N. R. J.», как мы уже видели, становится обычной в позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

К. читал и переписывал сочинения Луллия уже в 1428 г. Вместе с тем Геймерик мог быть свидетелем споров по поводу наследия Луллия в Париже в 10-х гг. XV в. и, узнав о философских интересах Н. К., мог посоветовать ему познакомиться с сочинениями Луллия. Как в этой, так и в др. областях общих интересов Н. К. и Геймерика вслед. отсутствия однозначных свидетельств и прямых подтверждений для объяснения параллелей в их воззрениях предлагались самые разные исследовательские гипотезы (см.: Haubst. Zum Fortleben Alberts des Grossen. 1952; Colomer. 1961; Idem. 1963; Idem. 1964; Imbach. 1980; Idem. 1983; Reinhardt. 1995; Idem. 2005; Хорьков. 2007). Помимо рецепции мн. идей и методов Луллия, Геймерика и Н. К. объединяет ориентация на неоплатоническую онтологию и широкое введение в теологию математических способов рассуждения и аналогий. Однако в их подходах есть и отличие: Геймерик сознательно опирался на схоластический аристотелизм и альбертинизм, тогда как Н. К. стремился работать непосредственно с древними текстами греч. неоплатоников и неоплатонически ориентированных христ. богословов (прежде всего - с «Ареопагитиками» ), избегая использования традиц. схоластического понятийного аппарата. Основные занятия Н. К. во 2-й пол. 20-х гг. XV в. были связаны с защитой интересов архиепископов Трирских, попытками упрочить собственное церковное положение и приобрести связи в Римской курии, а также с практической деятельностью в качестве церковного юриста и канонического эксперта. Летом 1425 и 1426 гг. Н. К. подавал папе Римскому Мартину V прошения о подтверждении его права на бенефиции и разного рода диспенсациях (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 10. N. 28; S. 10-11. N 30-31). Поскольку такие прошения в Папскую курию необязательно было представлять лично, невозможно установить, когда именно и сколько раз Н. К. был в Риме, однако он точно жил при папском дворе в 1427 г., т. к. рим. гуманист и папский секретарь Поджо Браччолини (1380-1459) в переписке этого времени с другом Никколо де Никколи (1364-1437) неск.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Новую надежду отстоять свою позицию Ульрих и его сторонники увидели в Базельском Соборе, к-рый уже вскоре после начала заседаний летом 1431 г. стал рассматриваться как оппозиционная папе Римскому Евгению IV церковная инстанция, с решениями к-рой он тем не менее вынужден был считаться. Именно в качестве полномочного представителя и защитника интересов Ульриха фон Мандершайда Н. К. в нач. 1432 г. отправился в Базель; его сопровождал Хельвик Боппардский, также канонист по профессии и клирик Трирского архиепископства, который ранее учился вместе с Н. К. в Падуе. Участие в Базельском Соборе (1432-1437) Николай Кузанский. Карикатура на титульном листе кн.: Kymeus J. Des Babsts Hercules wider die Deudscher. Wittenberg, 1538 Николай Кузанский. Карикатура на титульном листе кн.: Kymeus J. Des Babsts Hercules wider die Deudscher. Wittenberg, 1538 29 февр. 1432 г. Н. К. и Хельвик были приняты как «представители и послы» (nuncii et oratores) У. фон Мандершайда на общей конгрегации (in congregacione generali) участников Базельского Собора. Н. К. сделал краткое сообщение, в к-ром представил дело следующим образом: на вдовствующую кафедру Трира был законно избран Ульрих, а затем папа Римский Мартин V назначил на нее Рабана, которого клир принимать отказался, т. к. «избрание на церковные кафедры относится к божественному праву (de jure divino) и папа не может выступать против такого права». Тем самым уже при представлении дела Н. К. перенес вопрос из строго юридической в церковно-каноническую плоскость, объявив право соборного избрания церковных предстоятелей божественным установлением. Такая линия аргументации нашла отклик у многих участников Базельского Собора, бывших убежденными сторонниками концилиаризма (см. Соборное движение ). Н. К. и Хельвик были «инкорпорированы», т. е. официально признаны полноправными участниками Собора, а представленное ими дело было признано подведомственным Собору (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 50-51. N 102-103). Каждый участник Собора должен был принадлежать к одной из «депутаций», т.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Добившись от Я. фон Зирка формального отречения, сторонники У. фон Мандершайда в июле 1430 г. избрали последнего светским правителем Трира (dominus Treverensis), а 10 сент. 1430 г. соборный капитул избрал его архиепископом. Документ об избрании (без упоминания о предыдущих выборах и назначенном папой архиепископе) был отправлен в Рим; Н. К. подписался под ним в качестве одного из свидетелей (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 30. N 78). Папа Римский Мартин V не собирался идти на уступки и настаивал на том, что в Трире должны принять Рабана. Однако гневные письма папы герм. курфюрстам не имели эффекта, т. к. те опасались, что назначение курфюрста Трирского единоличным решением папы создаст опасный прецедент; сторону Ульриха занял и имп. Сигизмунд I Люксембург , сославшийся на то, что он должен быть защитником законных «свобод» герм. нации. Подробное обоснование своей позиции сторонники Ульриха дали в апелляции, под к-рой Н. К. вновь подписался как свидетель; предполагается, что он принимал участие и в работе над текстом этого документа (см.: Ibid. S. 31-35. N 80). В документе умалчивалось о наименее выгодном для Ульриха обстоятельстве, а именно о том, что он сам отказался признать предшествующие выборы и отправился искать папского суда. Именно на это, как и на общий принцип неподсудности папских решений, ссылались сторонники Рабана в подробном ответе на апелляцию (см.: Ibid. S. 36-40. N 81). В начавшемся затяжном юридическом и каноническом споре Н. К. встал на сторону Ульриха и занялся выработкой дополнительных аргументов, способных усилить позицию его сторонников. Об этом, в частности, свидетельствует подготовленная Н. К. записка, которой Ульрих пользовался в ходе рейхстага в Нюрнберге в февр. 1431 г.; в ней подробно обосновывается каноническая правота трирской партии (см.: Ibid. S. 40-43. N 85; также ср.: Ibid. S. 43-45. N 86). Восшествие в марте 1431 г. на Папский престол Евгения IV (1431-1447) только усугубило сложность ситуации: еще будучи кардиналом, он принимал прямое участие в подготовке решения о назначении Рабана, поэтому не собирался идти ни на какие уступки.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

За образом царевича Камбиса в действительности скрывался знаменитый сасанидский шах Бахрам V Гур (420/421–438/439), много воевавший против Восточной Римской империи в эпоху Феодосия II. Именно в начале 420х гг. появляются специфические золотые солиды императрицы Пульхерии с «длинным крестом» (Long-Cross Solidi), которые следует интерпретировать как идеологическое свидетельство борьбы римлян за крест против персов и гуннов . Известный барельеф из слоновой кости, хранящийся в ризнице Трирского собора и изображающий Пульхерию, встречающую процессию с мощами архидиак. Стефана, возможно, был изготовлен как иллюстрация триумфа христианства и знак божественного покровительства, оказываемого первомучеником императрице и Восточной Римской империи в период войны за христианскую веру . Военная кампания, инициированная против Бахрама Пульхерией, была оправдана защитой гонимых персидских христиан и потому с точки зрения слушателей оперы соответствовала аналогичной политике Петра Великого в отношении Персии и Османской империи. Трагическая история любви Бахрама Гура и его наложницы, арабской лютнистки Азадэ, растоптанной по приказу шаха копытами верблюда, хорошо известна как благодаря памятникам сасанидской торевтики, так и благодаря «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси (940–1020). Но либреттист Джузеппе Бонекки стремился изобразить Афинаиду как идеал добродетельной жены, которая отвергает перса-язычника и оказывается выше подозрений своего мужа Феодосия II. В предисловии к спектаклю Бонекки, в частности, писал: «Признаюся, что под именем Евдоксии скрывается мое почтение. Стихи мои нечто величайшее представляют. Когда бессмертную ея славу, геройские и тон украшающие добродетели прославляю; то в устах Евдоксию, а в сердце ЕЛИСАВЕТУ имею» (Eudossa, 1753, 70). Однако Елизавету ли? История добродетельной Афинаиды, отвергающей любовь язычника и оказывающейся выше подозрений мужа, к царствующей императрице имела мало отношения. В 1751 г. эта история скорее могла интерпретироваться придворными зрителями как намек на принцессу Софию Августу Фредерику, ставшую великой княгиней Екатериной Алексеевной и женой наследника престола, великого князя Петра Федоровича (Catherine II, 1859, 2–6, 193).

http://bogoslov.ru/article/6192912

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010