Квентин, как подобало, преклонил колена, чтобы принять благословение епископа. – Что же касается вас самих, – продолжал добрый прелат, – вы будете помещены с моей сестрой Изабеллой, канонисой Трирской: под ее опекой вы можете жить, не оскорбляя приличий, даже в доме такого веселого холостяка, как епископ Льежский. Епископ галантно проводил дам в апартаменты своей сестры, в то время как его дворецкий принялся с особенным радушием угощать Квентина. Остальная свита графинь де Круа была поручена попечениям прислуги. При этом Квентин не мог не заметить, что присутствие цыгана, которым так гнушались во всех монастырях, где им приходилось останавливаться, не вызвало никаких возражений при дворе этого богатого и, если можно так выразиться, светского прелата. По словам Плиния, в Италии встреча с волком считается очень опасной; говорят, что человек лишается дара речи, если только волк увидит его раньше, чем он – волка. – Примеч. автора. Речь идет о френологии – учении, появившемся в начале XIX века, согласно которому по выпуклостям на черепе можно судить об умственных способностях и нравственных качествах человека. Френология не пользовалась широким признанием и в те годы, а вскоре была доказана ее несостоятельность. Бурбоны – крупные феодалы, родственники французских королей и бургундских герцогов из династии Валуа. В 1589 году, когда был убит последний король из династии Валуа, Гehpux IV Бурбон стал королем Франции. Бурбоны занимали французский трон в 1589–1792 гг. и вновь в 1815–1830 гг., т. е. в те годы, когда Скотт писал «Квентина Дорварда» (1823). Слова о благородстве и прямоте Бурбонов противоречат всем фактам истории; это не более как комплимент писателя по адресу правившей в то время во Франции династии. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Во время пребывания своего в Аквилее, Иероним жил, кажется, в том же монастыре, где проживал тогда и Руфин. Тут эти два ретивые юноши сошлись и в мыслях и в желаниях и взялись изучать христианское богословие. Мы увидим после, что Иероним с особенною приятностью вспоминал об этом времени, когда он, с Руфином, изучая богословские науки, рассуждал, спорил, вместе ошибаясь и вместе поправляя свой ошибки, с помощью общих наставников и друзей своих в Аквилее. Но более всего замечательно для нас следующее обстоятельство из жизни Иеронима в Аквилее. Вместе с Руфином он часто удалялся из Аквилеи в Конкордию, – место рождения его друга, и там любил беседовать с почтенным старцем Павлом, учеником св. Киприана и страстным любителем Тертуллиана , которого Павел иначе и не называл, как своим господином. Вместе с Павлом Иероним много читал писаний Тертуллиана и много наслышался о нем 16 . После этого нам хорошо объясняется, почету в богословских воззрениях и убеждениях Иеронима очень резко выдаются по местам такие воззрения, какие известны были и принадлежали только африканской церкви, и те крайние мнения, которые развиты с особою силою только у Тертуллиана . Под влиянием особого душевного состояния, когда Иероним, рванувшись от мира, искал другой среды для своей жизни и когда аквилейские друзья много могли подействовать на выбор его в пользу жизни монашеской. Иероним целиком взял из писаний Тертуллиана то суровое учение его о девстве, о брачном состоянии и о втором браке для христиан, к которому и без того сам по себе мог быть склонен своим покаянным чувством Иероним. Тертуллиан , значит, -руководитель Иеронима в учении его о девстве, о браке и вдовстве. Из Аквилеи Иероним, отправился в Галлию вместе с Бонозом. В Галлии они довольно долго пробыли в городе Тревирах (Трире), – в этом знаменитом галльском городе, где часто проживали римские императоры и где поэтому сало собою развились школы и высоко поднято было образование 17 . Здесь, как и в Риме, Иероним хотел заниматься науками и приобретением (списыванием) книг; но выбор книг и характер ученых занятий, кажется, определялись теперь у него не столько прежнею целью путешествия, сколько влиянием последних обстоятельств и отношениями к нему аквилейских друзей: мы знаем, что он, посещая школы трирские и слушая светские науки, в тоже время списывал, по просьбе Руфина 18 , недавно вышедший обширный трактат Илария Пиктавийскаго о соборах , написанный этим знаменитым защитником веры в 358 году для епископов галльских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОСТОЛИЧЕСКИЙ ВИКАРИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Апостолический викарий (лат. vicarii apostolici) - должность в Римско-католической церкви , викарий (представитель, заместитель) папы Римского . Апостолические викарии именуются также « прирожденными легатами » (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата . Такие викарии появились со второй половины IV столетия ввиду трудности сношений отдаленных провинций с Римом. В пределах более или менее обширных территорий им предоставлялось осуществление от имени папы некоторых высших правительственных прав по созванию соборов, по рассмотрению спорных дел между епископами, по принятию апелляционных жалоб и проч. Папскими викариями были архиепископы: фессалоникский — для Иллирика , арелатский — для Галлии , севильский — для Испании . К VIII веку постоянные папские викарии исчезли и вновь появились в XI столетии, когда титул этот с более или менее обширными полномочиями предоставлен был архиепископам Зальцбургскому, Майнцскому, Трирскому, Гамбург-Бременскому. Вообще до XII в. апостолическими викариями называли тех, кого в настоящее время именуют легатами . К началу XX века назначение апостолических викариев имеет место лишь в виде исключения, при обстоятельствах экстраординарных. Институт апостолических викариев в определенной мере аналогичен институту экзархов в Восточной Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию. Использованные материалы Редакция текста от: 19.11.2011 09:12:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18973.html

1970. P. 82-83). 2. Стремление Н. контролировать митрополитов привело к разногласиям с Гинкмаром, архиеп. Реймсским, самым влиятельным церковным иерархом в Западнофранкском королевстве. Гинкмар занял кафедру в соответствии с волей кор. Карла Лысого после смещения архиеп. Эббона, к-рый поддерживал имп. Лотаря I в конфликтах с отцом, имп. Людовиком Благочестивым , и с братьями, королями Карлом Лысым и Людовиком Немецким. В 835 г. по указанию Людовика Благочестивого Эббон был лишен кафедры, но после кончины императора вернулся в Реймс и был вновь смещен Карлом Лысым в 841 г. На Суасонском Соборе (апр. 853) по требованию архиеп. Гинкмара были объявлены недействительными таинства, совершённые Эббоном во время 2-го пребывания на кафедре, в т. ч. рукоположение клириков (MGH. Conc. T. 3. P. 253-293). Гинкмар настаивал на низложении клириков Эббона, т. к. их оправдание означало, что Эббон был незаконно лишен кафедры. В таком случае каноничность положения Гинкмара ставилась под вопрос (см.: Devisse. 1976. T. 3. P. 603-608). Суасонский еп. Ротад († 869), выступивший против Гинкмара в этом деле, навлек на себя неприязнь властного и высокомерного архиепископа (ср. отзыв Гинкмара об «исключительном безрассудстве» и упрямстве Ротада - Annales Bertiniani. 1883. P. 59). В 861 г. Гинкмар отлучил Ротада от Церкви; тот обратился за поддержкой к папе Римскому и к архиепископу Трирскому, но в июне 862 г. согласился предстать перед судом 12 епископов. По приговору суда он был лишен кафедры и отправлен в мон-рь под надзор. Епископы из королевств Лотаря II и Людовика Немецкого, враждебно относившиеся к архиеп. Гинкмару, донесли об этом папе Римскому (LP. T. 2. P. 171; The Lives. 1995. P. 232-233; ср.: Ep. 55, 57). В нач. 863 г., получив апелляцию Ротада и донесения епископов, Н. объявил приговор незаконным и велел либо отменить его, либо прислать епископа Суасонского в Рим для повторного рассмотрения дела (об этом говорится в папских посланиях архиеп. Гинкмару и кор. Карлу Лысому - Ep. 55-56). В апр. 863 г. Н. отказался утвердить соборное постановление об осуждении Ротада, к-рое доставил в Рим Одон, еп. Бове. В посланиях, адресованных участникам Собора 862 г., архиеп. Гинкмару, кор. Карлу Лысому и самому Ротаду, понтифик разъяснил свою позицию. По его мнению, были нарушены постановления Сердикского Собора (каноны 3 и 7) и др. правила, запрещавшие осуждать епископа, который выразил желание апеллировать к папе Римскому; важные дела (causae maiores) следовало передавать на рассмотрение Папскому престолу; для обвинительного приговора Ротаду не было достаточных оснований (Ep. 57-61; LP. T. 1. P. 163). Вину за неканонические действия епископов Н. возложил на Гинкмара, к-рого он справедливо считал инициатором процесса. Тем не менее по просьбе Гинкмара он подтвердил привилегии Реймсской кафедры, но лишь при условии повиновения архиепископа Папскому престолу (28 апр. 863 - Ep. 59).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

23). Король и прелаты Лотарингии долгое время рассчитывали на то, что папа Римский простит отлученных архиепископов. Поэтому кафедры Кёльна и Трира остались вакантными, хотя Н. неоднократно призывал кор. Лотаря II организовать избрание архиепископов в соответствии с каноническими правилами (Ep. 50-53). Сначала король поручил управление Кёльнской кафедрой своему двоюродному брату субдиак. Гуго, затем - Хильдуину, племяннику Гунтара. Т. о., фактически кафедрой по-прежнему управлял Гунтар (Annales Bertiniani. 1883. P. 81). В то же время кор. Людовик Немецкий и восточнофранкские епископы обращались к Н. с призывами простить Гунтара и Теутгауда (Ep. 52-53). Составители Фульдских анналов с сочувствием отзывались о Гунтаре, к-рый, по их словам, раскаялся в содеянном и безуспешно умолял Н. о прощении (Annales Fuldenses. 1891. P. 57-58, 63). Трирская кафедра вдовствовала до кончины Теутгауда (868), Кёльнская - до кончины Лотаря II, когда кор. Людовик Немецкий назначил архиеп. Виллиберта (870) ( Heidecker. 2010. P. 166-167; о назначении Виллиберта также см.: MGH. Epp. T. 6. P. 242-256). Папа Римский выступил в качестве арбитра в споре между епископами Западнофранкского королевства, действовавшими при поддержке кор. Карла Лысого, и правителями Бретани, которые добивались автономии бретонских диоцезов. Правитель Номиноэ (846-851) сместил 5 бретонских епископов, занимавших профранк. позицию, по обвинению в симонии (см., напр.: Smith J. M. H. Province and Empire: Brittany and the Carolingians. Camb., 1992. P. 154-161). Папа Римский Лев IV объявил действия правителя противоправными, т. к. прелатов можно было сместить только по приговору 12 епископов под рук. митрополита, т. е. архиепископа Турского (MGH. Epp. T. 5. P. 593-596). К началу понтификата Н. бретонские епископы фактически не подчинялись архиепископу Тура, не поддерживали общение с прелатами Западнофранкского королевства и не участвовали в Соборах, к-рые созывал кор. Карл Лысый. Правитель Саломон (857-874) обратился к Н. с просьбой выделить еп-ства Бретани из Турской церковной провинции и учредить бретонскую митрополию с центром в Доле .

http://pravenc.ru/text/2566078.html

2-9. Самыми ранними примерами такой сцены можно считать саркофаг еп. Агильберта (ок. 685) из крипты в аббатстве Жуар во Франции с овальной М. и фронтиспис к НЗ в «Амиатинском кодексе» (Laurent. Amiat. 1. Fol. 796v, 692-716 гг.) с медальоном. К сер. VIII в. в сцене «Маэста» в медальонах могут изображаться и Иисус Христос, и 4 апокалиптических животных (Кодекс Гвиндохина - Autun. Bibl. municip. Cod. 3. Fol. 12v, 754-755 гг.). Более частный вариант формирования композиции - вписывание в раму медальона с сидящим на престоле Христом и малых медальонов с символами евангелистов (Лоршское Евангелие - Budve. Bibliot. Nat. Roman. Ms. R II 1. Fol. 36, 810-814). Подобный мотив встречается в медальоне, обрамляющем заставку таблицы канонов в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея - Rossano. Museo Diocesano. Cod. 042. Fol. 9, VI в.). В дальнейшем животные Апокалипсиса могут изображаться в медальонах вне этой сцены («Поклонение Агнцу» в Суассонском Евангелии - Paris. lat. 8850. Fol. 4, 90-е гг. VIII в.). В эпоху Каролингского возрождения происходит трансформация традиционных типов М. в более сложную форму путем комбинирования неск. схем. Так, в Трирском Евангелиарии (титульный лист - Trier. Stadtbibliothek. Cod. lat. 23, нач. IX в.) раннехрист. рим. тип изображения Христа, восседающего на космической сфере и опирающегося ногами на малую сферу, комбинируется с небольшим медальоном, а на окладе Золотого кодекса св. Эммерама (Monac. Clm. 14000, ок. 870) этот медальон, чуть более вытянутый, перемещается за верхнюю часть фигуры ( Rapp. 1952. S. 128-129). Тот же тип М. присутствовал, насколько можно судить после многочисленных поновлений и реставрации 1871 г., в мозаике купола Ахенской капеллы и сохранился до XII в. в живописи каталон. антепендиев ( Cook. 1923). Др. тип комбинирования - заключение в овальную М. фигуры Христа, восседающего на космической сфере,- наблюдается уже ок. 835 г. в изображении «Majestas Domini» (Христос во славе) в Библии Мутье-Грандваль (Lond. Brit. Lib.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Во-первых, один свидетель, как бы он ни был добросовестен, не может решить вопроса; во-вторых, тут опять нет никакого ответа на мои доказательства. Я цитировал не Вописка, не Евмения, не Сальвиана: я цитировал всех и их общее согласие в одном показании. Сальвиан бранит Вандалов; но похвалы Вандалам слышим от других современников и даже от духовенства Африканского, много страдавшего от их фанатического Арианства. Сальвиан и другие не хвалят Готфов, но – сколько похвал тем же Готфам у других писателей, сколько исторических свидетельств в их пользу; какие благородные личности украшают их летопись от Тевдемира и Феодорика до Тотилы и Тело! Сальвиан бранит Гуннов, которых он, вероятно, довольно плохо знал; но его свидетельство опровергается вполне Византийцами, близко знавшими их. Г-н Грановский отрицает ли эти похвалы, или нашёл похвалы Франкам? И то и другое невозможно. Итак, важен не Сальвиан, не Клавдиан, не безымянный панегирист, а важно, – как я говорил, – общее молчание о каких-нибудь добродетелях Франков; важно общее согласие в свидетельствах об их совершенной бессовестности и нравственном разврате, важно согласие этих свидетельств с первыми веками их истории. Вот что имеет значение в глазах критики, вот что неопровержимо. Тут уже не помогут ни перетасовывание чужих слов, ни сравнение противника с Трирским ритором, ни даже остроумная шутка о кондуитных списках народов. Вопрос решается очень просто. Я должен ещё заметить, что равнодушие и пренебрежение к факту нравственному нисколько не доказывает особой строгости в критике фактов существенных: оно показывает только односторонность в суждении и ложное понимание истории; ибо явления жизни нравственной оставляют такие же глубокие следы, как и явления жизни политической. Вообще о втором ответе г-на Грановского можно сказать, что в нём опять, как и в первом, не было никакого ответа, и я мог бы не возражать; но я должен был сказать несколько слов, потому что г-н Грановский, отступая с поля сражения, ещё отстреливается, по обычаю Парфян. Впрочем, отказываясь от дальнейшей борьбы, он обезоруживает противника, и я отлагаю с истинною радостью оружие, неохотно поднятое мною для собственной обороны. 33 То есть Древляне, прозвище Вест-Готфов, которое они приняли от Древлян, у которых они тогда барствовали, как Ост-Готфы приняли имя Гриутунгов (т. е. Полян) от Полян Приднепровских. 34 Другая часть Готфов: следовательно прежде не о всех Готфах речь, также не о Вест-Готфах, которые отделены самим писателем, и не о далёких Ост-Готфах. Явно, что речь была о Гепидах. 35 Можно предположить, что имя этих островных Бургендов представляет только случайное сходство с именем древнейших Бургундов; но такое предположение опровергается именем Готаланд и явным параллелизмом островного мира с береговым. Вообще Цейс, важный по сбору материалов, очень слаб как критик. Таково мнение истинных учёных, каковы Миллер и Нейман. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Когда епископ Медиоланский Дионисий предложил предварить соборные деяния исповеданием приверженности Никейскому символу, Валент, в крайнем раздражении, вскочил со своего председательского кресла, набросившись на Дионисия, он вырвал из рук у него трость и заявил, что ничего подобного не допустит. Ввиду возникшего беспорядка введена была стра­жа. Заседание было объявлено закрытым, а продолжение собо­ра перенесено было во дворец, где император наблюдал за его ходом тайно, из-за занавеса. С обвинениями против Афанасия выступил епископ Мурсий­ский Валент, но западные епископы продолжали настаивать на недопустимости заочного рассмотрения дела и на отсутствии дока­зательств вины. Подслушивая спор, Констанций пришел в край­нее негодование, вышел из-за занавеса и заявил: «Я сам обвиняю Афанасия. Ради меня вы должны верить Валенту» 194 . Епископы Пав­лин Трирский, Дионисий Медиоланский и Евсевий Веркелльский стояли на своем, требовали дополнительной проверки фактов по делу и в присутствии императора повторили свой довод о неканоничности заочного суда. И тогда Констанций «ударяя плаш­мя своим мечом по столу, выкрикнул: “Моя воля – вот для вас канон” 195 . Большинство участников собора в конце концов под­чинилось требованию императора и подписало постановление о низложении Афанасия и акт о восстановлении общения между западными и восточными церквами, прерванного Сардикийским собором. Но епископов Павлина, Дионисия, Евсевия и Люцифе­ра, занимавшего кафедру в сардинском городе Каралах (Калья­ри), императорские угрозы изгнанием и даже казнью за выго­раживание государственного преступника не устрашили, и они были отправлены в азиатскую ссылку. На одну из важнейших на Западе кафедр, в Медиолан, был назначен выходец из Каппадокии арианин Авксентий. Узнав о происшедшем, протест заявил старец Осия Кордуб­ский, за что был подвергнут аресту. В Рим к папе Либерию отпра­вился императорский чиновник евнух Евсевий. Но он тщетно пытался уговорить святителя подписать акты Медиоланского собора, тогда решено было доставить его в Медиолан под кон­воем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Политическая программа Г. потерпела провал. Попытка привлечь на свою сторону нового имп. Карла V не удалась. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Г. был осужден как сторонник Лютера. Он примкнул к части рыцарства во главе с Францем фон Зиккингеном , поднявшей восстание против Трирского архиепископа. Восстание было подавлено, Зиккинген погиб. Надеясь «малой искрой разжечь пожар», Г. пытался подать личный пример вооруженной борьбы, нападая на отдельных представителей духовенства, но был вынужден бежать в Швейцарию в поисках убежища. Лютер осудил насильственные действия Г., Эразм Роттердамский , обеспокоенный несдержанностью его поздних сочинений, уклонился от помощи ему. У. Цвингли предоставил Г. убежище на о-ве Уфенау, где тот вскоре скончался, успев написать еще одно антикняжеское тираноборческое сочинение. Ист.: Opera quae reperiri potuerunt omnia/Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. 5 Bde. Suppl. Bd. 1-2; Deutsche Schriften/Hrsg. H. Mettke. Lpz., 1972-1974. 2 Bde; Deutsche Dichtungen. Stuttg., 1974. (Deutsche Namional-Lim.; Bd. 17, Abt. 1-2); Письма темных людей. М.; Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. Лит.: Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896; Kalkoff P. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1920; Held P. Ulrich von Hutten: Seine religiös-geistige Auseinandersetzung mit Katholizismus, Humanismus, Reformation. Lpz., 1928; Flake O. Ulrich von Hutten. B., 1929; Holborn H. Ulrich von Hutten und the German Reformation. L., 1937; Keller H. G. Hutten und Zwingli. Aarau, 1952; Володарский В. М. Социально-полит. взгляды Ульриха фон Гуттена//СВ. 1964. Вып. 26. С. 54-79; он же. Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии XX в.//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-27; Kreutz W. Die Deutschen und Ulrich von Hutten: Rezeption von Autor und Werk. Münch., 1984; Bernstein E. Ulrich von Hutten. Reinbeck, 1988; Ulrich von Hutten: Akten des intern. Ulrich von Hutten-Symp. in Schlüchtern, 15-17 Juli 1988. Münch., 1989; [Мат-лы науч. конф.: К 500-летию со дня рожд. Гуттена]//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-134.

http://pravenc.ru/text/168440.html

Переносной алтарь апостола Андрея Первозванного, как и другие драгоценные реликварии из ризницы трирского собора, по рассказам его служителей, периодически выставлялись для поклонения во многих европейских городах. Торжественная процессия, сопровождающая перенесение подобного реликвария, изображена на уникальном экспонате ризницы, искусно выполненном из слоновой кости византийскими резчиками в V или VI веке. В трирских музеях можно увидеть несколько образцов обуви первых веков христианства, в том числе и сандалий. Коль речь зашла о последних, то стоит вспомнить, что сандалии в апостольские времена были самой распространенной обувью. Конструкция их была простейшей. Вырезался кусок толстой кожи того же размера, что и ступня, и привязывался к ноге ремнями. Длинный, но уже из тонкой кожи ремешок пропускали между большим и вторым пальцами ног и завязывали вокруг лодыжки. Или один ремешок охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и вторым пальцами, связывался с ним. Украшения на ремнях присутствовали только у женщин. Человек, продававший свое имущество, по восточной традиции снимал обувь и вручал ее покупателю в знак того, что передает ему право собственности, как это сделал родственник Вооза (см.: Руфь 4: 7). Ногам в сандалиях было удобно и не жарко, но такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, и поэтому ноги всегда покрывались пылью. Перед входом в святилище (см.: Нав. 5: 15) или в чужой дом сандалии обычно снимали, причем, по традиции, правую сандалию снимали раньше левой. Как правило, развязывать сандалии, снимать и носить их в руках было делом рабов (см.: Мф. 3: 11; Ин. 1: 27; Деян. 13: 25). Отсюда, вероятно, и возникло выражение «продают бедного за пару сандалий» (Ам. 2: 6). Так как сандалии были открытыми и не защищали ног от пыли, то омовение ног было первой услугой, оказываемой пришедшему (см.: 1 Цар. 25: 41). Мыть ноги гостям поручалось слугам. У первых христиан омовение ног считалось христианским делом любви (см.: 1 Тим. 5: 10). Пример этого подал Сам Господь наш Иисус Христос, омывая ноги своим ученикам (см.: Ин. 13: 3–16).

http://pravoslavie.ru/3836.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010