В октябре 2000 г. патриарх Варфоломей находился с официальным визитом в Эстонии, в июне 2003 г. снова посетил Эстонию как участник экологического симпозиума по проблемам Балтийского моря. В апреле 2003 г. он посетил Азербайджан и передал епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру частицу мощей апостола Варфоломея. Патриарх Варфоломей владеет 7 языками (греч., тур., англ., итал., лат., франц., нем.). Он автор многочисленных научных публикаций, соучредитель Общества за справедливость для Восточных Церквей, в котором исполняет должность вице-президента. Является почетным д-ром богословия МДА, Афинского университета, Богословского колледжа Св. Креста в Бостоне (США), почетным д-ром философии Лондонского, Критского и Эгейского университетов. Литература: Избрание и интронизация Предстоятеля Константинопольской Церкви//ЖМП. 1992. 2. С. 12–13; Встреча Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле//Там же. 1992. 9. С. II-V; Коммюнике о визите архиепископа Константинополя – Нового Рима Вселенского Патриарха Варфоломея I в Русскую Православную Церковь //Официальная хроника. 1993. 7/8. С. 1–23; Заявление Свящ. Синода РПЦ//ЖМП. 1995. 9–10. С. 8–9; К проблеме взаимоотношений с Константинопольским Патриархом//ЖМП. 1996. 3. С. 8–11; Посещение Святейшим Патриархом Алексием Одесской епархии//Там же. 1997. 11. С. 31–34. Константинопольский и Московский Патриархаты: проблемы взаимоотношений Эстония Вскоре после распада советского Союза (1991 г.) в Эстонии возникла юрисдикционная проблема: часть православных приходов (в основном эстоноязычные) перешла под омофор Константинопольского Патриархата. Заключённое Московским и Константинопольским Патриархатами 22 апреля 1996 года в Цюрихе соглашение предусматривало установление равноправия всех православных в Эстонии, в том числе в области имущественных прав. Также верующим предоставлялась свобода выбора церковной юрисдикции. Однако небольшая часть приходов, ушедшая в юрисдикцию Константинополя, самопровозгласила себя Эстонской автономной Церковью (ЭАЦ), не признанной Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г. в пределах Республики Дагестан , Республики Ингушетия и Чеченской Республики, отделена от Владикавказской и Махачкалинской епархии. В тот же день на Махачкалинскую кафедру Синодом был избран клирик Владимирской епархии игум. Варлаам (Пономарёв; 2 янв. 2013 возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 янв. того же года). Кафедральные города - Махачкала и Грозный, кафедральные храмы - махачкалинский Успенский собор и грозненская ц. во имя арх. Михаила. Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Махачкалинский, Кизлярский, Тарумовский, Грозненский, Наурский, Магасский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 52 прихода, действовали 2 мон-ря; в клире состояли 32 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по работе с молодежью, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по канонизации святых. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Земли М. и Г. е. входили в состав Астраханской (1723-1829; см. Астраханская и Енотаевская епархия ), Новочеркасской (1829-1842; см. Донская и Новочеркасская епархия ), Кавказской (1842-1885; см. Ставропольская и Невинномысская епархия ) епархий. 23 апр. 1885 г. Терская обл. была передана из Кавказской во Владикавказскую епархию (см. Владикавказская и Моздокская епархия ) в составе Грузинского Экзархата. В 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии, к ней была присоединена Дагестанская обл. После уклонения в 1922 г. Владикавказского еп. Макария (Павлова) вместе с большей частью духовенства епархии в обновленчество правосл. Владикавказская епархия прекратила существование. Немногочисленные правосл. общины окормляли Пятигорские архиереи. В 1943 г. правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей были включены в состав Ставропольской епархии. В 1998 г. приходы Дагестана были отнесены к Бакинской и Прикаспийской епархии . В 2011 г. территория Дагестана, Чечни и Ингушетии вошла в состав возобновленной Владикавказской епархии, от к-рой в следующем году была отделена М. и Г. е.

http://pravenc.ru/text/2562716.html

В СОБОРЕ «СПАСА НА КРОВИ» ОТСЛУЖЕНА ПЕРВАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ мая 2004 23 мая 2004 года в соборе Воскресения Христова («Спас на Крови») состоялась первая Божественная Литургия после закрытия собора в 1930 году. Дирекция Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», в ведении которого находится собор Воскресения Христова, впервые разрешила клирикам Санкт-Петербургской епархии во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром совершить здесь богослужение. 23 мая 2004 года в соборе Воскресения Христова ( " Спас на Крови " ) состоялась первая Божественная Литургия после закрытия собора в 1930 году. Дирекция Государственного музея-памятника " Исаакиевский собор " , в ведении которого находится собор Воскресения Христова, впервые разрешила клирикам Санкт-Петербургской епархии во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром совершить здесь богослужение. Митрополиту Владимиру сослужили: архимандрит Назарий (Лавриненко), прот. Борис Глебов, прот. Павел Красноцветов, прот. Богдан Сойко, прот. Владимир Сорокин, прот. Геннадий Бартов, прот. Виктор Московский, прот. Владимир Фоменко, прот. Константин Смирнов, прот. Александр Румянцев, свящ. Сергий Куксевич, протод. Алексий Васильев, протод. Андрей Левин, диакон Симеон Белецкий, диакон Алексий Софийченко. За богослужением молились ректор СПбДАиС архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) и епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин). За богослужением также присутствовало около 200 молящихся, вход в собор был строго по пригласительным билетам. Богослужение транслировалось в прямом эфире христианской радиостанции " Мария " . После Божественной Литургии была отслужена заупокойная лития по Государю Императору Александру II. Дата службы приурочена к предстоящему 75-летию Управляющего Санкт-Петербургской епархией - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, которое будет отмечаться в день рождения Владыки 27 мая. Знаменательно, что 23 мая исполняется 75 лет со дня кончины протоиерея Федора Андреева, главного идеолога иосифлян, которым собор принадлежал с 1927 года до его закрытия в 1930 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Архив Пн По молитвам святого апостола Варфоломея 15 января 2019 г. 17:12 28 декабря 1998 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Бакинской епархии . Тогда же в пределах Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики была образована Бакинская и Прикаспийская епархия. Правящим архиереем этой епархии было определено стать настоятелю кафедрального собора Рождества Богородицы в Баку, благочинному православных церквей Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину) . 14 января 1999 года в московском Богоявленском соборе в Елохове состоялась его епископская хиротония. Сегодня, 20 лет спустя, архиепископ Александр вспоминает, что было сделано за это время, и рассказывает, чем отличается служение в Азербайджане. Интеврью опубликовано в первом номере «Журнала Московской Патриархии» за 2019 год. — Ваше Высокопреосвященство, какие задачи Вы ставили перед собой в момент назначения правящим архиереем и что из намеченного удалось сделать? Какие свершения Вы можете отметить особо? — Первоочередной задачей для меня как правящего архиерея было удержать людей в лоне Русской Православной Церкви, не допустить закрытия приходов. А время тогда было сложное и в политическом, и в экономическом плане... В некоторых регионах шло вооруженное противостояние, и, к сожалению, на этом фоне многие православные верующие уезжали из региона. Это приводило к закрытию тех или иных приходов. Поэтому главный итог — нам удалось отстоять все наши приходы. Ни один православный храм ни на территории Азербайджанской Республики, ни на территории Республики Дагестан или Чеченской Республики — не был закрыт! Более того, открылись новые приходы: кафедральный собор святых Жен-мироносиц в Баку (в Азербайджане), храм в честь святого преподобного Серафима Саровского в Сумгаите и приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ленкорани. Что касается Дагестана, то там был открыт ряд новых приходов: в честь святого преподобного Серафима Саровского в Избербаше, часовня в горном поселении Ахты, приходы в населенных пунктах Тарумовка, Таловка, Кочубей, Терекли-Мектеб, Буйнакск и в поселке Брянск. Удалось возродить Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, который был закрыт еще в 1918 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5354285.ht...

Затем состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II, на которой обсуждались вопросы взаимоотношений двух Православных Церквей и их совместная миротворческая деятельность. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл вернулся в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезным посещение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Азербайджанской Республики, состоявшиеся в ходе визита встречи и беседы. 3. Благодарить епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, клир, монашествующих и мирян Бакинской епархии и всех, потрудившимся над подготовкой и проведением Патриаршего визита. 4. Выразить удовлетворение состоявшейся беседой Предстоятеля Русской Православной Церкви и Президента Азербайджанской Республики И.Г.Алиевым. Считать необходимым развитие взаимодействия нашей Церкви с государственной властью Азербайджана. 5. Выразить благодарность шейх-уль-исламу Аллахшукюру Паша-заде за теплый прием в Баку и отметить важность укрепления взаимоотношений с Управлением мусульман Кавказа. 6. Отметить значение состоявшейся встречи со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II для укрепления и развития братских отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами. 7. По результатам состоявшегося согласования с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви направить в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих архимандрита Романа (Лукина), клирика Московской епархии, поручив указанному клирику в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 107 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Справка: Визит Блаженнейшего Митрополита Ионы в Русскую Православную Церковь состоялся в период с 5 по 9 декабря 2009 года и был приурочен к празднованию 15-летия Подворья Православной Церкви в Америке в Москве. В день празднования этой даты состоялось служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Ионы в храме святой великомученицы Екатерины на Подворье и братская беседа двух Предстоятелей. Во время визита Блаженнейший Митрополит Иона также возглавил Божественную литургию в Богоявленском Патриаршем соборе 6 декабря, после которой совершил литию на гробнице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://patriarchia.ru/db/text/976629.htm...

ЖМП 1 январь 2019 /  15 января 2019 г. 16:01 По молитвам святого апостола Варфоломея Сегодня, 14 ноября 2019 года, начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Азербайджан. Предлагаем вашему вниманию интервью с архиепископом Бакинским и Азербайджанским Александром, опубликованное в январском номере " Журнала Московской Патриархии " за 2019 год 2019). 28 декабря 1998 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Бакинской епархии. Тогда же в пределах Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики была образована Бакинская и Прикаспийская епархия. Правящим архиереем этой епархии было определено стать настоятелю кафедрального собора Рож­дества Богородицы в Баку, благочинному православных церквей Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину). 14 января 1999 года в московском Богоявленском соборе в Елохово состоялась его епископская хиротония. Сегодня, 20 лет спустя, архиепископ Александр вспоминает, что было сделано за это время, и рассказывает, чем отличается служение в Азербайджане. PDF-bepcuя      — Ваше Высокопреосвященство, какие задачи вы ставили перед собой в момент назначения правящим архиереем и что из намеченного удалось сделать? Какие свершения вы можете отметить особо?  — Первоочередной задачей для меня как правящего архиерея было удержать людей в лоне Русской Православной Церкви, не допустить закрытия приходов. А время тогда было сложное и в политическом, и в экономическом плане... В некоторых регионах шло вооруженное противостояние, и, к сожалению, на этом фоне многие православные верующие уезжали из региона. Это приводило к закрытию тех или иных приходов. Поэтому главный итог — нам удалось отстоять все наши приходы. Ни один православный храм ни на территории Азербайджанской Республики, ни на территории Республики Дагестан или Чеченской Республики — не был закрыт! Более того, открылись новые приходы: кафедральный собор Святых жен-мироносиц в Баку (в Азербайджане), храм в честь святого преподобного Серафима Саровского в Сумгаите и приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ленкорани. Что касается Дагестана, то там был открыт ряд новых приходов: в честь святого преподобного Серафима Саровского в Избербаше, часовня в горном поселении Ахты, приходы в населенных пунктах Тарумовка, Таловка, Кочубей, Терекли-Мектеб, Буйнакск и в поселке Брянск. Удалось возродить Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, который был закрыт еще в 1918 году.

http://e-vestnik.ru/interviews/pravoslav...

Географическое и политическое положение Кавказской Албании обуславливало тенденции к автономному устроению Албанской Церкви. Албанская Церковь принимала, вероятно, лишь косвенное участие в богословских спорах, которые будоражили Восток в IV в. Она приняла постановления первых трех Вселенских Соборов, осудила арианство и несторианство, но по досадному недоразумению присоединилась к монофизитам и в 551 г. порвала с Византией. Из исторических источников и свидетельств явствует, что монофизитство в Албании, как и в Грузии, было нестабильным. В дальнейшем, в зависимости от политической конъюнктуры, албаны придерживаются то халкидонского исповедания то монофизитства. Деление территории Албании на епархии происходило, по всей вероятности, по этническому и географическому принципам. Количество епархий Албанской Церкви в различное время колебалось от шести до двенадцати. Албанская Церковь созывала и свои Поместные соборы, на которых определялось отношение к тем или иным догматическим, каноническим и дисциплинарным вопросам. После арабского завоевания VIII в. началась исламизация местных жителей. Кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 г. с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство». Новое время [ править править код ] В 1836 г., после присоединения в начале XIX в. Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата). Одновременно с неизбежным процессом исчезновения с исторической сцены Албанской Церкви в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже, Шемахе, Ленкаране, Геокчае, Кубе и др. городах. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 г. была учреждена Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский». Согласно спискам русских иерархов титул «Бакинский» носили 14 архиереев.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Азер...

Русская диаспора играет существенную роль во всех аспектах жизни азербайджанского общества Баку, 5 июля 2005 г . Русская диаспора в Азербайджане, несмотря на небольшую ее численность (порядка 150 тысяч человек при населении страны 8,3 млн), " продолжает играть существенную роль во всех аспектах жизни азербайджанского общества " . Таково мнение главы Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви епископа Александра, высказанное им сегодня в интервью бакинской газете " Каспий " , передает ИТАР-ТАСС. Епископ Александр считает, что значение " русского фактора " в Азербайджане определяется той существенной ролью, которую играют русские в экономической и социальной жизни этой закавказской республики. " Подавляющее большинство русских в Азербайджане – городские жители, главные образом, квалифицированные рабочие, инженеры, техники. Часть русских, в основном с высшим образованием, занята также в государственных, научных и образовательных учреждениях " , – отметил епископ Александр. По его словам, православная епархия Азербайджана активно сотрудничает со всеми организациями, так или иначе имеющими отношение к русской культуре и православию, в том числе с " Содружеством " (организацией Содружества народов Азербайджана), Русской и Украинской общинами, Центром Русской культуры, Землячеством казаков. Они действуют здесь полноправно, наряду с другими неправительственными организациями Азербайджана, отметил епископ. " Азербайджан – страна особая – многонациональная, поликонфессиональная, к тому же обладает удивительной толерантностью к другим народам и религиям " , – поделился епископ Александр. Он гордится тем, что является гражданином Азербайджана. " Хотя моя должность и сан допускают российское гражданство, я выбрал для себя гражданство той страны, где я провожу большую часть жизни и осуществляю свою деятельность. Меня здесь все устраивает как христианина, как священнослужителя, как русского по происхождению – нет нападок и трудностей, которые могли бы меня огорчить " , – особо отметил глава епархии. Уроженец Ярославля он начал духовную миссию в 1975 году на Северном Кавказе, а с 1992 года продолжает ее в Азербайджане. 5 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13991.html

Образованы новые епархии Русской Православной Церкви на Северном Кавказе Москва, 23 марта 2011 г. На заседании Священного Синода, состоявшемся 22 марта 2011 года, был рассмотрен вопрос о положении церковных дел на Северном Кавказе. Решением Священного Синода образованы новые епархии Русской Православной Церкви: Епископом Пятигорским и Черкесским определено быть епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту. На Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру назначен архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Преосвященному Ставропольским и Владикавказским определено впредь иметь титул Ставропольский и Невинномысский. Преосвященным Ставропольским и Невинномысским назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Синод выразил благодарность епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру за пастырское окормление приходов в Дагестане, поддержание православно-мусульманского сотрудничества и добрых отношений между представителями двух традиционных религий. Преосвященному Александру определено впредь иметь титул  Бакинский и Азербайджанский. Епископом Элистинским и Калмыцким определено быть архимандриту Зиновию (Корзинкину), клирику Курской епархии. Место наречения и архиерейской хиротонии архимандрита Зиновия (Корзинкина) оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (журнал 13). Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан назначен на Челябинскую кафедру (журнал 12). Священный Синод выразил благодарность архиепископу Феофану за многие труды по укреплению церковной жизни в регионе Северного Кавказа, включая строительство новых и восстановление порушенных храмов и обителей, организацию религиозного просвещения и образования, осуществление диалога с мусульманскими общинами, направленного на утверждение мира и согласия в многонациональном обществе. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 23 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45482.html

В 1991 г. здание церкви, сильно поврежденное, было передано Русской Православной Церкви. Возможность осуществлять восстановительные работы в храме появилась со времени учреждения в Баку архиерейской кафедры. Попечением и заботами Преосвященного Александра, Епископа Бакинского и Прикаспийского, были проведены ремонтно-восстановительные работы, и храм был подготовлен к освящению. Во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 мая 2001 г. совершил великое освящение храма во имя Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии. Вторую жизнь кафедральный собор обрел благодаря вниманию и поддержке азербайджанского мецената и предпринимателя Айдына Самедовича Курбанова. На средства этого незаурядного человека в кафедральном соборе были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы: был сооружен каменный резной иконостас, проведены росписи, была приобретена необходимая церковная утварь. После ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 г. состоялось открытие обновленного храма. В торжественном мероприятии принял участие Президент Азербайджанской Республики г-н Гейдар Алиев, Председатель Управления Мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам гаджи Аллахшукюр Паша-заде, а также дипломаты и сотрудники, аккредитованных в Азербайджане дипломатических миссий, культурные и общественные деятели. В апреле 2003 г. кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей I, который передал в дар православным христианам Азербайджана частицу мощей своего небесного покровителя – апостола Варфоломея. В июне 2005 г. собор посетил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. В сентябре 2005 г. кафедральный собор вновь посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Во время своего визита Предстоятель Русской Православной Церкви освятил надкладезную часовню при кафедральном соборе.  Автор: С.П. Колтунов. Информация: http://www.ourbaku.com/index.php/Церковь_206

http://sobory.ru/article/?object=08532

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010