Ужасный позор». «Мы приведем их к республике, мы православные – это прямо позор», – добавляла Императрица 27-го, прося Императора вызвать Штюрмера и дать ему «твердую инструкцию». Из резюме доклада Штюрмера и письма Николая II жене 15 октября можно уяснить себе, в чем заключалась «твердая инструкция», полученная министром. «Штюрмер составил, – писал Царь, – официальную откровенно дружественную телеграмму к Тино, конечно, шифрованную от моего имени, которая, надеюсь, улучшит положение и поможет ему объявить державам, что он по собственной инициативе предпринимает те меры, которые державы грубо насильственно хотят ему навязать». В этой политике страуса невозможно усмотреть проявление специфического германофильства 338 . Нератов отметил, что в период министерства Штюрмера в сущности династический вопрос в греческой проблеме не выдвигался и союзниками, и политика Штюрмера фактически «совершенно сходилась с точкой зрения наших союзников». Только впоследствии они под давлением Франции переменили свою позицию 339 . И еще один эпизод, относящийся к балканской политике, следует отметить, так как он характерен для все той же «германофильской» позиции Штюрмера. В связи с выступлением Румынии ген. Алексеев с военной точки зрения считал необходимым «исчерпать все средства для привлечения Болгарии на нашу сторону». Мысли Алексеева встретили «несочувственное» отношение у французов. Для того, чтобы «предупредить возможность дальнейших толков по этому предмету», Алексеев сообщил ген. Жанену (военному представителю в Ставке), что «просит оставить его предположения без последствий» 340 Документы, опубликованные в «Красном Архиве» не говорят о мотивах, которые выдвигал ген. Жанен, но зато мы знаем о мотивах, формулированных русским министерством ин. д. и сообщенных в записке Базили, которая была передана Алексееву: соглашение с Фердинандом умалит русский престиж среди балканских народов и будет принято, как доказательство слабости. Выдвигался в записке Базили и другой мотив: надо стремиться предотвратить образование на Балканах «слишком сильных государств», стремящихся к гегемонии – в особенности это относится к Болгарии, лежащей вблизи проливов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В 3 часа пополудни началась вечерня в церкви Иакова, брата Господня. Ее совершал петро-аравийский митрополит. Иеромонах Дионисий целый час говорил проповедь о покаянии. Главное достоинство его проповедования – народность, общепонятность и простота. Весь народ слушал его с великим вниманием. В церкви было безмолвие неба, что редко бывает на востоке. Февраля 7 , Понедельник. – Сегодня – чистый понедельник. Ночью шел дождь, у меня болит правое ухо, и болит не на шутку. Идет дождь. Холодно. Голодно. Тяжело. – К вечеру прояснилось небо. За вечерней я вспомнил, что болгарские монахи, которые приводят с собою известное число поклонников, получают десятую часть с пожертвований от патриархии здешней. Февраля 8 , Вторник. – Сегодня утром я начал приготовлять краткий отчет о Палестинской церкви для отсылки в св. синод. Господи благослови! Не много радости будет для синода. А после обеда отдумал писать и посылать отчет. Незрелый плод и для меня не годится, тем более для синода. – Пошлю к Сербиновичу какое-нибудь краткое известие. Февраля 9 , Середа. – День ясен, но не тепел. – Известия настоящего дня из кельи монаха Анфима суть следующие: а) Архиепископ фаворский Иерофей писал сюда, что Базили назначен генеральным консулом Сирии и Палестины, с прибавкою десяти тысяч жалованья к прежнему, – вследствие ходатайства прусского принца Альберта перед Императрицею и Её представления Государю Императору. Базили принимал и сопровождал Альберта по Палестине. b) Светский учитель грек, присланный из Константинополя для обучения монахов, оказался нечисто проповедующим, отметающим посты и прочие церковные обряды. По настоянию Анфима, он удален от должности. Училище заперто. Жалованья получал этот бес по 1000 пиастров в месяц. В контракте, с ним заключенном, сказано было, что по неудовольствию той или другой стороны он может уволиться или быть уволен. Учителишка переругал всех архиереев, и особенно Анфима. Он провалится после Пасхи вместе с поклонниками. c) На место его будет определен проповедник иеромонах Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1852 г. султан под нажимом российской дипломатии издал хатт-и-шериф, подтверждавший древние права ИПЦ на св. места. Указ должен был принять силу закона после офиц. провозглашения в Иерусалиме, для чего туда из К-поля был направлен османский чиновник Афиф-бей. На торжественную церемонию провозглашения хатт-и-шерифа в Иерусалим прибыли К. из К-поля и Базили из Бейрута. Но тур. чиновники (очевидно, не без санкции или прямого указания Высокой Порты) откладывали церемонию под разными предлогами. В качестве ответного действия К. воздерживался от участия во всех офиц. мероприятиях и даже не отправлял на них своего представителя (Донесение ген. консула К. М. Базили временному поверенному в делах миссии в К-поле А. П. Озерову//Неизвестные страницы отечественного востоковедения. М., 2004. С. 431). В дек. 1852 г. вопреки хатт-и-шерифу Высокая Порта объявила о передаче католикам ключей от Вифлеемского храма и об установлении в пещере Рождества Христова новой серебряной звезды вместо прежней, якобы украденной греками. В знак протеста патриарх демонстративно бойкотировал церемонию публичного оглашения султанских писем и возложения звезды ( Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: Церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Отеч. история. 2008. 6. С. 61-73). Более того, К. вручил через доверенное лицо офиц. ноту протеста иерусалимскому губернатору Хафиз-Ахмед-паше и представителю султана Афиф-бею ( Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны//ППС. 2003. Вып. 100. С. 245-287). В устных заявлениях он обещал, что «не допустит совместного с католиками владения Вифлеемским храмом», и потребовал соблюдения справедливой очередности при богослужении в храме Гроба Господня, в пещере Рождества Христова и в Гефсиманском храме в пещере Гробницы Богородицы, чтобы армяне, католики и члены др. конфессий совершали богослужения после православных (Там же. С. 263-264). В результате тур. власти решительно пресекли попытку лат. Иерусалимского патриарха совершить торжественную рождественскую службу в базилике Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

О такой Высочайшей воле он, г-н министр юстиции, предложил Правительствующему Сенату. Приказали: Сие Всемилостивейшее Его Императорского Величества повеление актуариусу Базили объявить на законном основании предоставить Вам, господину вицеканцлеру, о чем к Вам послать указ, которым уведомить и г-на министра финансов. АВПРИ, ф. ДЛСХД, оп. 749/1, д. 14046, л. 10–10об. 107. Отношение министра народного просвещения графа С.А. Уварова к губернскому секретарю К.М. Базили С.-Петербург 8 февраля 1837 г. Подлинник По просьбе Вашей, я имел счастье Всеподданнейше представить государю императору экземпляр Вашей книги, под заглавием: «Босфор и новые очерки Константинополя». Его Величество, удостоив книгу эту благосклонного принятия, Всемилостивейше изволил пожаловать Вам бриллиантовый перстень, при этом препровождаемый, о получении которого прошу меня уведомить. Па полях: С препровождением бриллиантового перстня. АВП РИ, ф. ЛЛСХД, оп. 749/1, д. 14046, л. 27 108. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Москва 19 сентября 1838 г. Пер. с греч. Подлинник Сиятельнейший Гроба Господня епитроп! ...Не менее того огорчены мы смертию российского консула в Иоппии (Яффе) ; место его заступил временно г. Петрашевский, западного вероисповедания. Пребывающие в Иоппии православные сильно этим вознегодовали и писали об этом в Иерусалим и Константинополь. Когда незабвенный Иерусалимский Патриарх Поликарп официальным прошением просил Благочестивейшего блаженной памяти императора Александра назначить российского в Иоппии консула, то он именно просил назначить лицо православного вероисповедания. Я подвергал сие обстоятельство Его Высокопреосвященству Филарету, который сказал мне отписать об этом Вашему Сиятельству, дабы Вы напомнили ему о сем. Покорнейше Вас прошу оказать в этом случае посильное Ваше содействие, дабы назначен был в Иоппии православного исповедания консул на славу и защиту православия! Препровождаю при сем ответственное к Вам письмо Его Блаженства, как равно и требованное Вами начертание, составленное достопочтенным секретарем господином Анфимом 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вслед за упразднением автономного Ливанского княжества и введением в Горном Ливане прямого османского управления там начались кровопролитные столкновения между друзами и маронитами (см. Друзско-маронитский конфликт ). Православные селения старались сохранять нейтралитет, однако неоднократно подвергались нападениям друзов. Самые трагические события произошли в мае 1845 г. в городке Хасбайя (хребет Антиливан), где банды друзов вырезали сотни православных, разграбили их дома и осквернили церкви ( Базили. 2007. С. 382-383). Благодаря расширению контактов османской Сирии со странами Европы и с Россией в 30-40-х гг. XIX в. появились статистические описания сир. правосл. общины, составленные российскими дипломатами и путешественниками. Согласно этим источникам, в Патриаршество М. в АПЦ насчитывалось 13 епархий на территориях прибрежной и внутренней Сирии, Киликии, В. Месопотамии и Вост. Анатолии. Принадлежавшая ранее Антиохийскому Патриархату Акисская епархия (с центром в Ахалцихе, тур. Ахыска) оказалась в составе Российской империи и перешла в юрисдикцию российского Синода. Халебская (Веррийская) епархия оставалась в составе К-польского Патриархата, которому была передана в расчете на более успешное противостояние Фанара католическому натиску в регионе. Бострская (Хауранская) епархия была упразднена после исхода из Хаурана значительной части христианского населения под давлением бедуинов. Крупнейшими церковно-административными единицами были округ, непосредственно управлявшийся патриархом (Дамаск с Хаураном (1,5 тыс. семейств) и Антиохия (Антакья) с прилегающими городами (600 семейств)), и епархии: Тиро-Сидонская (2,5 тыс. семейств), Бейрутская (5 тыс. семейств), Триполийская (2,5 тыс. семейств), Аккарская (4 тыс. семейств), Тарсо-Аданская (2 тыс. семейств) (Там же. С. 443-452). Общая численность православного населения в юрисдикции АПЦ в кон. 40-х гг. XIX в. оценивалась разными авторами в диапазоне от 66 тыс. ( Порфирий (Успенский). 1850. С. 142) до 110 тыс. чел., включая 110 представителей черного духовенства в 17 монастырях и 290 священников в 250 приходских церквах ( Базили. 2007. С. 492).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

В сих зданиях может быть помещена духовная миссия наша. Но тогда существование её должно быть известно Порте, дабы начальство иерусалимское имело должное уважение к ней и предохраняло её от возможных неприятностей. Кроме сего представляется неизбежная необходимость устроить эти здания всевозможно удобнее и поместить в них церковь для миссии. Места довольно. Близость к св. Гробу утешительна. Гласность нашей миссии и скромное благолепие дома её нужны не для соперничества с католиками и протестантами, а для полновесного и полезного влияния нашего на церковь палестинскую. Когда все православные народы узнают об освобождении гроба Господня от гаремного осквернения и об учреждении российского монастыря в Иерусалиме подле сей святыни, тогда они воскликнут гласом радования: Слава в вышних Богу! Светися, светися, Иерусалиме, слава бо Гесподня на тебе воссия. Изложенное мною дело должно быть ведено в Константинополе, а не в Иерусалиме. Ибо, коль скоро оно огласилось бы в святом Граде, греки, латины и армяне причинили бы нам неодолимые затруднения, и мы ввели бы их в большие убытки. ПРИМЕЧАНИЯ I. Эта записка начертана мной по просьбе нашего генерального консула в Сирии и Палестине г. Базили, выраженной в нижеследующем письме ко мне: Преподобный отец и друг! Я должен поговорить с вами по делу важному и весьма секретному. Объясняюсь яко на исповеди; ибо повелено хранить дело в секрете. Известный вам А.Н. Муравьёв представил, между прочим, о пользе и возможности приобрести нашему правительству покупкой мусульманский дом, пристроенный к северной стороне храма Святогробского и имеющий окна в храм. О сем было представлено Его Императорскому Величеству. Последовало Высочайшее повеление, чтобы я: 1) разузнал на месте без малейшей огласки и с крайней осторожностью, нельзя ли от арабского эмира приобрести покупкой все принадлежащие ему пристройки, кои находятся на террасе храма, и дом его, пристроенный к храму, за исключением залы, обращённой в мечеть, или, по крайней мере, одни покои, находящиеся на террасе храма;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

482 Ср. толков. Зонары на 3 канон II вселенск собора, сужд. Нила Доксопатра: Pichler. В. I, S. 268, Пидалиона: Pichler., S. 478 и др. 483 Пышные титулы носят и другие восточные патриархи. Антиохийский именуется: «Блаженнейший и святейший патриарх великого Божьего града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока, Отец отцов, Пастырь пастырей, тринадцатый из апостолов, Господина и Владыка» (Базили-Сирия и Палестина под турецким владычеством. С.-Петербург 1875 г. Т. II, стр. 177; Ср. Богословский Вестн. за 1901 г. февраль. Титул иерусалимского патриарха: «Блаженнейший, божественнейший и святейший отец, и патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии и Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и святого Сиона, Господин и Владыка» (Базили, т. II, стр. 197; Богословский Вестн. за 1901 г., февраль, стр. 224). 485 Syntagma, t. IV, p. 553; ср. Пидалион: Pichler, S. 487; ср. Исповедание Досифея Иерусалимского. 486 Проф. И.С. Бердников . Краткий курс церковного права, стр. 151; Иоанн. Опыт курса церковного законоведения, т. II, стр. 278; Барсов. О каноническом элементе в церковном управлении, стр. 171–211; Курганов. Отношение между церковной и гражд. властью, стр. 118. 495 Pichler. В. I, S. 416–419; Лебедев. Очерки истории визант.-восточн. церкви от конца XI до половины XV в., стр. 220–221. 497 Журнал минист. народн. просвещ. за 1850 г., стр. 4 (статья вторая); Курганов. Отношение между церковн. и гражд. вл., стр. 61. 498 Проф. И.С. Бердников . Основные начала, стр. 90–93; Краткий курс церковн. права. Изд. 2, стр. 150–151. Курганов. Отношения между церковной и гражд. вл., стр. 64–67. Иером. Михаил. Законодательство византийск. импер. о внешн. правах и преимущ. Ц., стр. 500 Там же, стр. 19. Определение полномочий царя и патриарха из Эпанагоги с течением времени внесено было в синтагму Властаря, – в сборник, имевший весьма важное значение в церковно-практической жизни Востока (Бердников. Основн. начала, стр. 95). 508 Иерм. Михаил, стр. XLV; Pichler. В. 1, S. 280–287; Лебедев. Очерки истории виз.-восточ. ц. от конца XI до полов. XV в., стр. 219–220; Курганов. Отнош. между Ц. и гражд. вл., стр. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 28 августа 1851 г. Спешу отвечать на ваше отношение ко мне от 24 августа сего года и, во-первых, благодарю вас за утешительное известие о том, что г. посланник, узнав от вас о несчастии, приключившемся мне на пути близ Рамлы, возобновил по этому случаю ходатайство свое о разрешении мне с одним студентом отправиться в Германию для пользования. Во-вторых, разделяю с вами приятную надежду увидеть в св. Граде новое, удобное и покойное помещение для нашей духовной миссии, поскольку св. синод, как вы пишете, уже принял во внимание мою записку о постройке новых келий для сей миссии. В-третьих, держусь своего и вашего мнения о необходимости строить новое здание на земле Архангельского монастыря и почитаю неизлишним припомянуть, что как общежитие, так и ученое назначение миссии, не говоря уже о возможном увеличении членов ее, требуют, кроме церкви, жилых келий и помещения для четырех или пяти слуг, требуют особой столовой с кухней и погребами, особой приемной комнаты и особых келий для переводчика и для помещения книгохранилища. Посему я полагаю неизбежным пристроить новое здание к старому вдоль улицы, против сада патриаршего, и вместе занимать весь монастырь на прежнем основании, дабы поместить там слуг и пользоваться погребами, цистернами и кое-какими лишними комнатами на случай приема некоторых избранных поклонников русских, наипаче духовного звания, на что дано нам согласие патриарха. Что касается до затруднений и замедлений начатия нового здания для нашей миссии в настоящих обстоятельствах, то я понимаю их, но вместе уверен и в том, что патриарху иерусалимскому никто не воспрепятствует заготовлять нужные материалы на сооружение нового здания для нас и даже предпринять эту постройку, потому что в нынешнем году один святогробец построил же новый дом с основания у пруда патриаршего, что напротив монастыря Предтеченского, с разрешения местного начальства. Почтенная путешественница Варвара Титова прибыла в Иерусалим. Но я еще не видел ее по причине боли в левом глазе моем, налившемся кровью. При сем почитаю не излишним сообщить вам некоторые происшествия в св. Земле, несмотря на то, что они не вчера и не сегодня миновали 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

21, Воскресенье. Путешествие мое от Птолемаиды до Тира было благополучно. Здесь один православный араб говорил мне, что недалеко от Тира находится гроб царя Хирама, древний и чудный, и одна пещера, наполненная финикийскими монетами, которых никто не может брать, потому что они заколдованы. 22, Понедельник. В Тире не было холеры по молитвам апостола Фомы, во имя которого построена православная церковь , единственная в этом городе. На пути оттуда к Сидону много развалин. Там, где стоял город Орнифополис, я видел на самой дороге небольшой кусок мозаики, составленной из белых четырехгранных камешков, и выломал из нее два-три кубика на память. Удивительно, как могла она уцелеть на тропе, по которой люди ходят и ездят столько веков. Ежели она сделана была во время крестоносцев, то и такая древность её замечательна. В Сидон я не заезжал и ночевал в хане Неби-Юнас. Этот хан построен бывшим князем ливанским эмир-Беширом, которому принадлежат окрестные деревни. 23, Вторник. Наконец я дотащился до Бейрута. Остаюсь здесь лечиться, уповая на Бога. VIII. Пребывание в Бейруте. Ноябрь. 24, Середа. Вчера приходили навестить меня Антиохийский патриарх Мефодий и наш генеральный консул Базили. Но я не мог принять их по причине усталости и крайней слабости. Патриарху сказал мой Иван, сам от себя, что я переодеваюсь и его блаженство ожидал выхода моего, но потом, когда оказалось, что я лег в постель, заперши свою горницу, должен был идти восвояси, как не солоно хлебал. Жалею, что так это случилось. Ведь и недоразумение есть грех. Патриарх Мефодий пребывает в Бейруте по случаю бурного избрания архиерея на место усопшего о Господе митрополита Вениамина. Сегодняшнее свидание мое с ним было кратко, но сладко. Отец рад был видеть сына своего, а сын отца. От патриарха пошел я к консулу Базили. У него случился здешний лекарь Песталоцци. Этот эскулап осмотрел мой больной глаз и сказал, что к веку его прирос полип и что снять его легко. Он угадал мой недуг. Точно, у меня полип. В дождливое время он расширяется и свербит. Решено было пригласить на совет еще двух докторов – поляка Добровольского и одного француза.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2) Базили привез в казну Гроба из России 207000 пиастров. По уверению его, казна эта бедна, потому что патриарх ничего не высылает сюда из молдаво-влахийских доходов; и с привезенными деньгами в казне теперь не более 300000 пиастров. 3) Часть денег, высылаемых из России, употребляется на училища, на прокормление некоторых русских поклонников, например офицеров русского военного судна, на котором прибыл сюда Базили; из этих же денег 20000 пиастров ежегодно высылаются антиохийскому патриарху на училища. Остальные деньги сливаются с прочей казной. В училищной сумме здешний синод отдает отчет г-ну Базили, а он – нашему синоду через свое министерство. 4) Долги казны Гроба Господня почти все уплачены. Банк не существует здесь. 5) Патриарший секретарь обогатился на счет казны Гроба Господня. 6) По смерти патриарха можно надеяться лучшего порядка в управлении и в экономии. 7) Вифлеемского митрополита Дионисия консул называл сребролюбцем и жестоким. Он за деньги тайно постригал в монахини русских женщин. Он, будучи наместником, жестоко обращался со всеми и даже бил многих палкой своей. 8) Допустить католиков к починке главного купола, значит допустить их быть хозяевами всей церкви. На это говорил я консулу, что можно допустить их к починке, обязав в контракте не считать себя хозяевами. 9) Я высчитывал опасности от протестанства. 10) Дело о молдаво-влахийских имениях приводится к концу. Будут отдавать их во владение временное с публичных торгов и часть суммы будет оставаться в княжествах для общей пользы. Апреля 29 , Суббота. Бывший белемеидский игумен признался, что действительно монастырь его должен был разным лицам 70 тысяч пиастров: в сем числе считаются и те 13000 пиастров долгу, кои он принял на себя при вступлении в управление монастырем. Под предлогом уплаты сего долга патриарх Мефодий разогнал из монастыря учителей греческого и арабского языков и греческого церковного пения и уничтожил общежитие; а самого игумена также выгнал. Но все это сделано было им несправедливо. Ибо долг обеспечивался в этот год продажей масла деревянного на 40000 пиастров, лучшего курительного табаку на 15000 пиастров, виноградного вина и хлеба на 15000. Патриарх не дозволил игумену уплатить долг этим готовым хозяйством. Ненависть к нему патриарха и прочих греческих архиереев возгорелась от того, что игумен в ободрение своих учащихся иноков, иногда говаривал, что если они будут учиться, то достойно займут высшие духовные должности в Сирии: будут епископами, патриархами. Это дошло до ушей патриарха и он вообразил, что игумен затевает переворот в церкви и замышляет устранить греков от управления сирийской церквью. Между ним и подведомыми ему греческими архиереями составился комплот и общими силами они выжили достойнейшего игумена, который создал монастырь из ничего и украсил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010